Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДОМСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДОМСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классификация музеев / музеи учреждений и предприятий / музейная сеть / музеи Западной Сибири / музейный предмет / музейная экспозиция / экспозиционное проектирование / музейная коммуникация / classification of museums / institutional museums / museum network / museums of West Siberia / museum item / museum exhbition / design of museum exhbition / museum communication

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шорина Дарина Евгеньевна

Рассмотрены основные методологические принципы и теоретические подходы к организации экспозиционного пространства современных ведомственных музеев, действующих на территории Западной Сибири (Россия). Охарактеризована специфика ведомственных музеев как разновидности музейных учреждений, вопрос о составе уникальных классификационных признаков которых носит дискуссионный характер. Представлено описание современных концепций предметно-пространственной организации экспозиционных площадей в музее; изложен авторский взгляд на технологию организации экспозиции в ведомственном музее, охарактеризованы типовые элементы её тематической структуры, проанализированы оригинальные архитектурно-художественные решения в области проектирования музейных экспозиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EXHIBITION AREAS DESIGNING OF INSTITUTIONAL MUSEUMS OF WEST SIBERIA (RUSSIA)

The paper considers basic methodological principles and theoretical approaches to arranging exhibition spaces of the today's institutional museums operating in West Siberia (Russia). Specifics of departmental museums as a sort of museum formations with debatable classification features is cleared. Description of modern conceptions of subject-spatial designing of exhibition areas in a museum is given; the author of the article outlines her own view on a technology of arranging exhibition in an institutional museum, names typical elements of its topic structure, analyses attractive architectural and artistic decisions in designing museum exhibitions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДОМСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»

Aleksandr N. Silev

Kuzbass State Museum of Local History (Kemerovo, Russia)

kafedramd@yandex.ru

Daria D. Rodionova, Ph. D. in Phylosophy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

dasha.d. rodionova@yandex.ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN ORGANISING EXHIBITION OF NATURE SECTOR IN KUZBASS STATE MUSEUM OF LOCAL HISTORY (KEMEROVO, RUSSIA) AND PECULIARITIES OF THEIR USE IN EXCURSION WORK

Abstract. The paper analyses digital transformation of traditional technology of exhibiting museum items, methods of excursion service to museum audience. An experience of integration of information and telecommunication technologies (such as mapping, holographic projection, typhlokommen-tation, augmented reality, etc.) into activities run by Kuzbass State Museum of Local History (Kemerovo, Russia) is outlined. The authors reveal a few problems of carrying on excursion work in modernized exhibition areas of a museum.

Keywords: museum exhibition, technical innovations in museum, mapping, information booth, augmented reality, holographic picture, digital technologies, methods of museum excursions.

УДК 069.532:069.014(571.1)

DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-33-40

Д. Е. Шорина, кандидат культурологии Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

shorinadarina@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДОМСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Аннотация. Рассмотрены основные методологические принципы и теоретические подходы к организации экспозиционного пространства современных ведомственных музеев, действующих на территории Западной Сибири (Россия). Охарактеризована специфика ведомственных музеев как разновидности музейных учреждений, вопрос о составе уникальных классификационных признаков которых носит дискуссионный характер. Представлено описание современных концепций предметно-пространственной организации экспозиционных площадей в музее; изложен авторский взгляд на технологию организации экспозиции в ведомственном музее, охарактеризованы типовые элементы её тематической структуры, проанализированы оригинальные архитектурно-художественные решения в области проектирования музейных экспозиций.

Ключевые слова: классификация музеев, музеи учреждений и предприятий, музейная сеть, музеи Западной Сибири, музейный предмет, музейная экспозиция, экспозиционное проектирование, музейная коммуникация.

В XXI столетии музеи, также как и другие учреждения культуры, проходят процессы адаптации к изменяющимся социально-экономическим и культурным процессам. Необходимость музейных учреждений реагировать на данные изменения и реализовывать свой ресурсный потенциал в сохранении и развитии культурного многообразия акцентированы в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [1]. Намеченные в данном

документе контуры развития находят свое отражение в деятельности музеев вне зависимости от их профиля и статуса.

Неотделимым элементом в структуре современной музейной сети российских регионов являются ведомственные музеи. Следует отметить, что вопрос определения понятия «ведомственный музей» остается на сегодняшний день открытым и дискуссионным, и в свою очередь, терминологически размытым. В данной статье за основу теоретического обоснования данного термина было взято определение, содержащиеся в «Словаре актуальных музейных терминов»: «ведомственные музеи - это группа музеев, которые «находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений либо самостоятельных юридических лиц»[2, с. 49].

Наряду с общими подходами к организации деятельности ведомственных музеев, имеются и её особенности, сформированные с учетом региональной специфики. В ведомственных музеях Западной Сибири комплектуются, хранятся и экспонируются предметы, отражающие не только историю, но и положение региона как ведущего центра добычи и переработки газа, нефти, каменного угля, древесины и т. д. Эти факторы явились движущим в создании и развитии ведомственных музеев, музеев, созданных на предприятиях, в отраслевых учреждениях.

Важным для современных ведомственных музеев является соответствие просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной функций современным запросам и потребностям музейной аудитории. Привлечение посетителей в такие музеи, увеличение количества и расширение их состава имеют прямую зависимость от построения экспозиционного пространства, форм, принципов, методов презентации коллекций.

Организация экспозиций в музеях XXI в. является, как и в XX в., предметом обсуждений и дискуссий, чему посвящено значительное количество исследовательских работ. Так, по мнению О. В. Веселицкого, экспозиция представляет «специфическую форму презентации музейных предметов, выражающуюся в творческом моделировании исторического процесса» [3, с. 122]. Организация экспозиции сегодня, как констатирует Т. Ю. Бурова, концептуально обусловлена музейной средой, в которой элементы и приемы формирования меняются, «потому что необходимо ориентироваться на преобладающий на современном этапе тип восприятия, понимания и прочтения информации» [4, с. 72].

В тоже время теоретическое осмысление закономерностей построения, репрезентативности экспозиционного пространства современных музеев, находится на стадии конкретизации, детализации. Данный вопрос обусловлен многогранностью содержания, формами представления музейных коллекций и экспозиции. Как отмечает М. Т. Майстровская, «экспозиция может быть рассмотрена как подсистема, определяющая музей в статусе социокультурного института, являющаяся самой динамичной частью музея» [5, с. 9].

В ракурсе решения проблематики экспозиционного проектирования следует констатировать, что тематика современных исследований, посвященных ведомственным музеям, ориентирована на «описание истории развития музеев» [6, с. 11], выявление предпосылок создания специализированных музейных собраний, документирующих, например «индустриальное наследие» [7, с. 25]. Отдельно авторами анализируются «проблемы определения экспозиционного содержания» [8, с. 192] и функциональные особенности экспонатов, которые «демонстрируют трудовую деятельность всего профессионального сообщества» [9, с. 156].

Однако следует согласиться с выводом М. Т. Майстровской о том, что без исследования «формообразования, приемов аранжировки различных коллекций, типологии экспозиционных ансамблей невозможно понять современное состояние музейных экспозиций, организации музейной среды» [5, с. 10]. Генерирование опыта экспонирования, поиск эффективных методов показа коллекций способствуют повышению их аттрактивности и экспрессивности, а также возрастанию интереса со стороны музейных посетителей.

Следует констатировать, что за 2002-2021 гг. среди ведомственных музеев Западной Сибири наиболее популярным остается тематический метод построения экспозиции. В качестве примера можно привести структуру тематических разделов Музея истории дорог Алтая краевого

государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края» далее - «Алтайавтодор»), включающих в себя экспозиционные комплексы: «Тропы древнего Алтая», «Эй, ямщик, погоняй лошадей...», «Чуйский тракт: от верблюда до автомобиля», «Мосты из прошлого в будущее Х1Х-ХХ вв.».

Первый комплекс «Тропы древнего Алтая» представлен стендом «Археология на дорогах Алтая», включающего фотоснимки и буклеты с изображением наскальных рисунков, каменных изваяний, иллюстрированные отчеты об археологических раскопках. Материалы стенда «Содержание и исправление дорог XVШ-XIX вв.» посвящены истории экспедиционного исследования Алтая, его транспортных путей, выявлению участков старых дорог и других материальных свидетельств: наскальных изображений, остатков поселений в районе современной автотрассы [10, с. 15]. Так, экспедиция была проведена под руководством сотрудников предприятия «Алтайавтодор» в июне 2002 г. по маршруту: Барнаул-Бийск-Майма-Манжерок-Усть-Сема-Черга-Онгудай-Иня-Чибит-Чаган-Узун-Кош-Агач-Ташанта. Полевой материал, собранный во время ее прохождения, поступил в фонды методического кабинета «Алтайавтодора» [11, с. 62]. Памятники материальной культуры, зафиксированные во время музейных экспедиций, были включены в список туристических объектов [11, с. 16].

Второй экспозиционный комплекс «Эй, ямщик, погоняй лошадей...» включает витрину «Ямская гоньба», демонстрирующую материалы, характеризующие предметный аспект образа жизни ямщиков. В витрине показаны следующие комплексы: бытовой (предметы бытовой утвари нач. XX в., овальный стол середины XIX в., фрагменты конской упряжи), технико-инженерный (дорожная карта Алтайского округа 1895 г., маршрутные листы Барнаул-Москва нач. XX в.) [12].

Третий комплекс «Чуйский тракт: от верблюда до автомобиля» освещает историю изучения, «изыскания» Чуйского тракта начала XX в. В комплексе демонстрируются фотографии: фотопортрет техника В. Я. Шишкова, руководителя изыскательской партии, фотоснимки изыскательской партии В. Я. Шишкова нач. XX в., современные фотоснимки Чуйского тракта, а также картографические материалы (планшеты, карты изысканий 1913-1916 гг., комплекты копий карт XIX-XX вв.) [12].

В данном комплексе представлена тематическая коллекция - коллекция документов и предметов по истории освоения и строительства Чуйского тракта. Основу данной коллекции составляют документальные материалы, а также макеты и диорама. Документальная часть включает в себя подлинные и копийные фотоснимки XX века, с изображением участков тракта и его окрестностей, населенных пунктов и наскальных рисунков, автомобильной дорожной техники; топографические материалы-карты, планы, выкопировки; техническую документацию; делопроизводственную документацию; грамоты, личные дела [13]. В коллекции также имеются два макета дороги. На первом макете изображен участок от Бийска до границы с Монголией, на втором - участок 202-212 км дороги и диорама «Мосты через р. Катунь на Чуйском тракте близ с. Иня» [12].

В четвертом комплексе рассматриваемого раздела «Мосты из прошлого в будущее XIX-XX вв.» представлены материалы, характеризующие специфику строительства мостов и переправ на Алтае нач. XX в. В витринах размещены макет Обского моста, восемь информационных планшетов, подлинные фотоснимки «Мост типа "лавы" через горную реку», «Строительство железнодорожного моста через Обь у Барнаула» 1913-1914 гг., «Паромная переправа» нач. XX в., а также проект постройки деревянного моста балочно-висячей конструкции через р. Лосиху 1928 г. [12].

Второй раздел музейной экспозиции «Дороги XXI в.» освещает работу «Алтайавтодора» и его дочерних предприятий (на сегодняшний день это независимые предприятия). Он включает комплекс «Алтай-Кузбасс», состоящий из подлинных предметов, характеризующий процесс дорожного строительства в Алтайском крае в XXI веке: дорожная одежда, документация, инструменты, использующиеся при строительстве дороги «Алтай-Кузбасс» [14].

Анализ фондового собрания и экспозиции музея истории дорог Алтая позволяет отметить, что его работа заключается в приобретении подлинников, их исследовании и экспонировании,

прежде всего, направлена на наиболее полное раскрытие информационного потенциала предметов техники, интерпретации истории и современного состояния дорожного строительства и путей сообщения в регионе.

Музей истории Алтайского региона дороги (на современном этапе - Выставочный центр Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги, ранее - музей истории эксплуатационного локомотивного депо Барнаул), был создан в 1975 году - в канун празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он расположен в здании, где до его организации находилась контора депо. Первым заведующим музеем был А. С. Павлов, Герой Социалистического труда, машинист, почетный деповчанин [14, с. 75]. При П. К. Семитко, заведующем музеем, проводилось систематическое комплектование фондов. Все предметы, поступающие в собрание музея, размещались непосредственно в экспозиции, так как фондохранилище отсутствовало. В 2004 г. его заведующим стал А. И. Попов, машинист, почетный деповчанин, сформировавший совет музея, в состав которого вошли почетные работники депо, ветераны железной дороги [15]. С 2004 г. по 2010 г. в Музее проходила работа по созданию стационарной экспозиции [11, с. 87].

Анализ современных экспозиционных залов данного музея позволяет определить структуру и содержание тематических комплексов. Так, экспозиция первого и второго залов (зал истории строительства Алтайской железной дороги локомотивного депо Барнаул, восстановления железной дороги) состоит из материалов, освещающих историю становления и развития барнаульского депо. В нем показаны инструменты и форма одежды железнодорожников, размещены стенды с фотографиями, посвященные истории партийной и комсомольской организации депо в 1930-1980-е гг. [12].

Здесь также представлены модели и макеты железнодорожного транспорта, например, макет депо 1914 г., модель электрической железной дороги, изготовленная в количестве 3000 экземпляров в 1952 г., «Локомотив ИС-51» (Иосиф Сталин-51), макеты маневрового тепловоза ТЭМ 2, пассажирского тепловоза ТЭМ 60, паровоза серии Л, использовавшегося в депо Барнаул с 1949 г. по 1970 г., паровоза серии СУ (в депо работали с 1934 по1957 годы) [12].

В третьем зале, в зале боевой славы, сосредоточены предметы, принадлежащих деповча-нам, принимавших участие в Великой Отечественной войне, афганской и чеченской войнах. Здесь посетители могут увидеть коллекции холодного (штыки, кортики, ножи, стилеты) и огнестрельного (автоматы, пулемет, пистолет) оружия, а также военные мундиры, наградные ордена, документы [12].

В четвертом зале экспонируются макеты паровозов, тепловозов, которые работали и работают в депо, действующий макет железной дороги. В витринах и стендах представлены фотографии руководителей Западно-Сибирской железной дороги Алтайского отделения и локомотивного депо [12].

В следующем зале «История старого быта железнодорожников» демонстрируются инструменты и домашняя утварь, использующиеся работниками депо с конца XIX в. по вторую половину XX в. Так, в экспозиции показана коллекция самоваров и музыкальных инструментов (балалайки, баяны, гармошки), размещенные на фоне баннеров с бытовыми сценами [12]. В зале локомотивного депо Барнаула, установлен аттрактивный экспонат - макет разреза кабины паровоза Л-1703, также имеющий имитацию огня «в топке» [12].

Книги учета посетителей, хранящиеся в музее, представляют базу для анализа динамики активности посетителей. Постоянной аудиторией являются сотрудники и ветераны депо, школьники и студенты профессиональных лицеев г. Барнаула, с 2010 г. гостями музея ежегодно становятся жители из других районов края и регионов России [16, с. 25].

Последующее хранение и включение предметов в коммуникационное пространство музея предполагает решение вопроса организации правильного учета и хранения и демонстрации материалов, так как 50 % из них не записаны в книги учета [17, 18].

Тематический метод построения экспозиции использован и при создании музея истории общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Сургут» (далее - «Газпром трансгаз Сургут»), созданного в 2002 г., в рамках празднования 25-летнего юбилея организации.

В музее посетители имеют возможность ознакомиться с историей становления предприятия с 1977 г., а также с историей добычи газа, его применения в России с XVIII в. Экспозиционные разделы включают материалы, освещающие этапы формирования газовой промышленности в СССР, в частности, открытие и освоение месторождений в Западной Сибири, строительство газопроводов Саратов-Москва, Уренгой-Челябинск. В экспозиции можно выделить тематические комплексы, посвященные почетным работникам газовой промышленности (Н. К. Байбаков, В. А. Динков, А. К. Кортунов, С. А. Оруджев и др.) [19].

В музеях, имеющих научно-технические коллекции, в построении экспозиции применяется систематический метод. Например, в музее истории Западно-Сибирской железной дороги г. Новосибирска собираются и экспонируются такие коллекции, как «Приборы и инструменты локомотивного, вагонного и других хозяйств», «Предметы быта железнодорожников», «Почтовые конверты и марки железнодорожной тематики», «Модели подвижного состава» [20]. В коллекции путевых инструментов представлены универсальные предметы (кирки и лопаты), инструменты специализированного назначения (костылезабивщики, электрошпалоподбойки), рих-товочные приборы. Подобная структура позволила музею пополнить и расширить экспозиционные разделы, например, «Таблички заводов-изготовителей грузовых вагонов» (1907-1978).

Особенностью экспозиционного построения является то, что, в отличие от имеющихся в стране открытых площадок, на которых размещены локомотивы или вагоны, здесь комплектуются образцы других технических средств (путевая техника, приборы и средства сигнализации, связи и электроснабжения), которые находили применение на железной дороге [20]. Презентация коллекций позволяет демонстрировать изменения в железнодорожном строительстве в историческом развитии, сформировать визуальное представление у посетителей о методике сооружения и устройства железнодорожного пути на разных хронологических этапах.

Тематический метод построения экспозиции использовался и при создании Музея революционной, боевой и трудовой славы омских железнодорожников (г. Омск), задачей которого стало формирование новых экспозиционных разделов и комплексов. У посетителей данного музея, по результатам наблюдений сотрудников, интерес вызывают интерьеры старинных поездов [21].

Проектирование и построение экспозиции осуществляется с применением музейно-образного и образно-сюжетного методов. Научно-технический музей имени академика И. П. Бардина (НТМ им. И. П. Бардина) музейного центра Новокузнецкого металлургического комбината был открыт в 1932 г., в период строительства Кузнецкого металлургического завода. И. П. Бардин, главный инженер завода, выступил инициатором создания музея, ставшего первым производственным музеем на промышленном предприятии страны [22]. Деятельность музея предполагала решение следующих задач: просветительских (освещение истории Кузнецкстроя, трансляция передовой технической мысли, производственно-технического опыта другим предприятиям) и учебных (обучение рабочих технологиям металлургического производства).

В 1963 г. в научно-техническом музее состоялось открытие мемориального кабинета академика И. П. Бардина, приуроченное к празднованию 80-летия со дня его рождения [22]. Основу современной экспозиции музея составляют подлинные вещественные, письменные, изобразительные источники, фотоисточники, а также макеты и модели, переданные как известными и почетными металлургами, так и рабочими из современных цехов. В структуру экспозиции включен мемориальный кабинет И. П. Бардина, с библиотекой редких изданий (3500 ед. хр.), коллекцией минералов, раритетных фотографий. С 1990-х гг. в музее действует экспозиция, посвященная репрессированным металлургам Кузбасса [22].

В экспозицию включены интерактивные элементы, мультимедийное оборудование -бесконтактная примерочная, основанная на технологии виртуальной реальности и системе управления жестами. Посетитель такой «примерочной» может выбрать производство, в соответствии с которым для него будет подобрана специальная форма металлурга. В примерочной предусмотрена функция фотографирования, с помощью которой посетитель может получить свою фотографию в спецодежде [22].

Макеты мартеновских, коксовых, электросталеплавильных печей, рельсобалочного производства, находящиеся в экспозиции, также являются действующими. В музейных экспозиционных комплексах демонстрируются уникальные предметы, например, диорама строительного типа, написанная в 1931-1932 гг., рудодробильная установка - единственная в России, сохранившаяся в первозданном виде.

Другим примером внедрения интерактивных технологий в выставочное пространство является экспозиция музея общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз», филиала музея нефтегазовой компании «Роснефть» (г. Тюмень). Фондовая работа, экспозиционная деятельность музея посвящена истории Уватского проекта: этапы создания проекта, современные технологии и методы добычи нефти [23]. В экспозицию включены 3D-модели, способствующие визуальному освоению посетителями представленных комплексов (производственные процессы, промышленные объекты, месторождения, инновационные технологии нефтедобычи). Аттрактивным экспонатом музея является «камера, содержащая "черное золото"» Увата, нефть уватской группы месторождений» [23]. Использование в экспозиции подлинников, предметов быта, макетов, мультимедиа оборудования, способствует освоению посетителями тематики на двух уровнях: информационном и эмоциональном.

Музей геологии, нефти и газа (г. Югра), открытый в 2003 г., является одним из общедоступных и открытых музеев данной отрасли, имеющий уникальное фондовое собрание (в том числе минералогические коллекции) и экспозицию по истории развитию нефтегазового освоения Западной Сибири. Архитектурный облик музея представляет собой индивидуальное решение организации пространства: здание имеет сходство по форме с друзой кварца [24]. Музейное собрание содержит предметы, используемые для геологического поиска, нефтяной и газовой промышленности на территории региона. Соответственно, каждая музейная выставка является неповторимой, оригинальной, информативной. Аттрактивный и репрезентативный эффект экспозиции усиливают визуальные технические средства: мультимедийные этикетки, электронные фоторамки, сенсорный киоск, «мультимедийная книга» и др. [24]. Сегодня музей геологии, нефти и газа, благодаря нелинейному интерактивному подходу к организации экспозиционного пространства, имеет возможность репрезентовать историко-культурное наследие региона на выставочных площадках не только в России, но и за рубежом.

Таким образом, в фондовых собраниях ведомственных музеев Западной Сибири хранится и экспонируется уникальный пласт культуры: история промышленности, создание и усовершенствование механизмов и техники XX-XXI столетия. Преобладающими методами организации экспозиции в таких музеях остаются тематический и систематический методы, представляющие физический аспект экспозиционного проектирования. Данные методологические принципы, используя классификации экспозиционного материала, предложенного П. ван Меншем, можно отнести к таксонометрическому подходу. Петер ван Менш, следуя за концепцией Хэлла о структурировании музейного материала, характеризует таксонометрический подход как выставление материала «на основании лишь одной классификации», основывающейся «на инструментальной рациональности», на сходстве предметов и «генетическими связями друг с другом» [25, с. 258].

Как правило, экспозиции, построенные на традиционных методах и принципах показа, не всегда содействуют раскрытию и трансляции смысловой составляющей историко-культурного наследия. За первое десятилетие XXI в. в ведомственных музеях, разумеется, получили развитие такие методы создания экспозиции, как музейно-образный и образно-сюжетный. Они позволяют системно создавать и трансформировать экспозиционные комплексы, включающие разнообразные предметы. К построению таких экспозиций применяется семиотический подход, где посетитель имеет возможность визуально воспринимать, интерпретировать историю и современные процессы промышленного производства в регионе.

Эмпирическая потребность в разработке и применении семиотического подхода наблюдается в большинстве экспозиций ведомственных музеев. В этом контексте своевременным является дальнейшая реэкспозиция, основанная на внедрении инновационных технологий, направленных на привлечение посетителей, в том числе, «виртуальных»; а также на конструирование ин-

терактивного пространства в музее, в котором экспозиционный комплекс несет не только информацию о предмете, но и раскрывает образ, материализованную форму идеи, базисной в построении коммуникационного процесса «посетитель-музей-культурное наследие».

Список литературы

1. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 326-р от 29.02.2016 г. // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [офиц. сайт]. - Москва, 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 29.09.2021).

2. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 49-58.

3. Веселицкий, О. В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // Вопросы музеологии. - 2010. - № 1. - С. 121-125.

4. Бурова, Т. Ю. Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2018. - № 1. - С. 72-78.

5. Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры: искусство экспозиционного ансамбля. -Москва : Прогресс-Традиция, 2015. - 680 с.

6. Ваганов, А. А. Горнозаводские музеи Урала в дореволюционный период // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 5. - С. 11-15.

7. Демчик, Е. В. Индустриальное наследие в музейных коллекциях Алтайского края / Е. В. Демчик, Т. Г. Гребенникова // Экономическая история. - 2017. - № 1. - С. 24-30.

8. Галкина, Т. В. Специфика представления космической тематики в современных российских и зарубежных музеях / Т. В. Галкина, Р. Ю. Тереков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 192-201.

9. Шай, И. А. Современное состояние и перспективы развития музеев гражданской авиации в России // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 12. - С. 156-158.

10. Архив Музея истории локомотивного депо г. Барнаула. Отчёт о деятельности музея за 2008 г. -Барнаул : [б. и.], 2009. - 49 с.

11. Автомобильная дорога «Алтай-Кузбасс» (от идеи до воплощения) : науч.-попул. очерк / под ред. В. С. Ревякина. - Барнаул : НИИ ГП, 2001. -155 с.

12. Архив Музея истории локомотивного депо г. Барнаула. Фотографии экспозиции залов №№ 16. - Барнаул : [б. и.], 2020. - 67 с.

13. Матушина, С. Ю. Роль музеефикации объектов истории путей сообщения в культурно-познавательном туризме // Социально-культурные туристические ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы использования : [сб. науч. ст.]. - Барнаул : [б. и.], 2004. - С. 62-65.

14. Матушина, С. Ю. История дорожного дела на Алтае, 1900-2000 гг. Барнаул : Тип. НП «Азбука», 2000. - 26 с.

15. Попов, А. И. Приходите в музей (рассказ об экспонатах зала Боевой славы) // Транссиб. -2007. - 7 февр. - С. 8.

16. Архив Музея истории локомотивного депо г. Барнаула. Книга учёта посетителей за 20062012 гг. - Барнаул : [б. и.], 2006. - 196 с.

17. Архив Музея истории дорог Алтая. Книга поступлений музейных предметов на постоянное хранение. - Барнаул : [б. и.], 2001. - 287 с.

18. Архив Музея истории локомотивного депо г. Барнаула. Книга поступлений музейных предметов на постоянное хранение. - Барнаул : [б. и.], 2012. - 198 с.

19. Музей истории [ООО «Газпром трансгаз Сургут»] // ООО «Газпром трансгаз Сургут» : [сайт]. - Сургут, 2021. - URL: http://surgut-tr.gazprom.ru/about/history/muzei/ (дата обращения: 02.09.2021).

20. Музей истории Западно-Сибирской железной дороги [ОАО «Российские железные дороги»] // ОАО «Российские железные дороги» : [сайт]. - Москва, 2021. - URL: http://www.rzd.ru/ent/public/ru?structure_id=5185&id=3966&layer_id=5554 (дата обращения: 12.10.2021).

21. Новый омский железнодорожный музей стал больше в 10 раз // Информационное агентство при Правительстве Омской области «ОМСКРЕГИОН» : [сайт]. - Омск, 2021. - URL: http://omskregion.info/news/43877-novy_omskiy_jeleznodorojny_muzey_stal_bolshe_v_10_/ (дата обращения: 25.10.2021).

22. [Новокузнецкий] Научно-технический музей имени академика И. П. Бардина // VizitKuzbass : [сайт]. - Кемерово, 2021. - URL: https://visit-kuzbass.ru/guide/chto-posetit/nauchno-texnicheskij-muzej-imeni-i.p.bardina (дата обращения: 05.09.2021).

23. В Тюмени открылся музей Уватского проекта [ООО «РН-Уватнефтегаз» НК «Роснефть»] // ПАО «Нефтяная компания «Роснефть». - Москва, 2021. - URL: https://www.rosneft.ru/press/subsidiaries/item/185167/ (дата обращения: 20.09.2021).

24. Открытое фондохранение [Музея геологии, нефти и газа г. Ханты-Мансийска]. Выставка «Причудливый мир камня» // БЮ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» : [сайт]. - Ханты-Манскийк, 2021. - URL: http://muzgeo.ru/VT/otkrytoe-fondokhronenie-vystavka-prichudlivyy-mir-kamnya.php (дата обращения: 05.09.2021).

25. Менш, П. ван. Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии. - 2014. - № 1. -С. 254-272.

Darina E. Shorina, Ph. D. in Cultural Studies Altai State University (Barnaul, Russia) shorinadarina@mail.ru

PECULIARITIES OF EXHIBITION AREAS DESIGNING OF INSTITUTIONAL MUSEUMS OF WEST SIBERIA (RUSSIA)

Abstract. The paper considers basic methodological principles and theoretical approaches to arranging exhibition spaces of the today's institutional museums operating in West Siberia (Russia). Specifics of departmental museums as a sort of museum formations with debatable classification features is cleared. Description of modern conceptions of subject-spatial designing of exhibition areas in a museum is given; the author of the article outlines her own view on a technology of arranging exhibition in an institutional museum, names typical elements of its topic structure, analyses attractive architectural and artistic decisions in designing museum exhibitions.

Key words: classification of museums, institutional museums, museum network, museums of West Siberia, museum item, museum exhbition, design of museum exhbition, museum communication.

УДК 7.01:792(470+571+4)

DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-40-45

Н. В. Губина, кандидат филологических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

ninochka4@mail.ru

Е. П. Тагильцева

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

tag.elena@icloud.com

КРИЗИС КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЕАТРЕ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИКИ ПЕРФОРМАТИВНОСТИ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена укреплением позиций перформативной эстетики в культуре и искусстве двух последних десятилетий. В этой связи рассматривается конфликт двух эстетических парадигм театральной культуры: перформативной и психолого-реалистической. Прослеживается взаимосвязь проявления кризиса театральной культуры с трансформацией культурной идентичности. Уточняется понятие «культурная идентичность», рассматриваются проявления кризиса культурной идентичности в театре. Обнаруживаются эстетические ценности двух парадигм, раскрываются их противоречия, намечаются перспективы исследований идентификационных процессов в современном театре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.