ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
УДК 007, 377
DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.16
Научная статья
Е. С. Радионцева1
И [email protected] 'Омский государственный технический университет, г. Омск, Российская Федерация
il
Новая образовательная траектория — прогулки по виртуальной реальности
Аннотация: В публикации рассматривается вопрос о новой методике образовательного процесса, связанной с внедрением в учебные курсы интерактивной формы обучения — виртуального музея. Автор выдвигает гипотезу, что виртуальный музей — это не только альтернатива традиционным лекционным и практическим занятиям, но и возможность для организации самостоятельной работы студентов. Автор раскрывает суть этой образовательной технологии, анализирует опыт внедрения виртуальных музеев в мировую и отечественную практику. В фокусе внимания — структура экспозиций виртуальных музеев, основные компоненты и аспекты, значимые при создании и разработке виртуального музея, инструментальные задачи проекта. И хотя практика внедрения виртуальных музеев в образовательный процесс в целом и в журналистский блок в частности не очень широка, время диктует потребность в реализации подобного рода проектов. Потенциал виртуальных музеев широк, а ресурсы неисчерпаемы.
Ключевые слова: виртуальный музей, онлайн-музей, интерактивное обучение, интеллектуальная игра.
Дата поступления статьи: 7 мая 2021 г.
Для цитирования: Радионцева Е. С. (2021) Новая образовательная траектория - прогулки по виртуальной реальности. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 149-155. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2021.15.4.16.
Abstract: The article deals with the issue of a new methodology of the educational process associated with the introduction of an interactive form of education i.e. a virtual museum into the training courses. The author hypothesizes that the virtual museum is an alternative not only to traditional lectures and practical classes, but also an opportunity for students independent work organization. The author reveals the essence of this educational technology, analyzes the experience of implementing virtual museums in the world and domestic practice. The focus is on the structure of virtual museum expositions, the main components and aspects that are important in the creation and development of a virtual museum, and the instrumental tasks of the project. Although the practice of virtual museums introduction to the educational process in general, and to the journalism block in particular, is not very wide, time dictates the need for the implementation of such projects. The potential of virtual museums is inexhaustible.
Keywords: virtual museum, online museum, interactive learning, intellectual game.
Paper submitted: May 7, 2021.
For citation: Radiontseva E. S. (2021) Taking a stroll in virtual reality as a new educational trajectory. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 149-155. DOI: 10.17238Zissn1998-5320.2021.154.16.
Не секрет, что любая учебная дисциплина сопровождается большим объемом визуальной и фактической информации. Это утверждение особенно актуально для такого направления подготовки, как
Scientific article
E. S.Radiontseva1
Kl [email protected] 'Omsk State Technical University, Omsk, Russian Federation
1
Taking a stroll in virtual reality as a new educational trajectory
Введение
© Е. С. Радионцева, 2021
!ssn i2587-943);P(cOnniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021
Педагогические науки
журналистика, в рамках которой необходимо осваивать большие массивы информации. Вопрос о том, какими методами и способами донести до студентов необходимый объем материала, по-настоящему творческий. Каждый преподаватель выбирает свой арсенал средств. Важно изложить суть и детали вопросов интересно, легко и в то же время системно. Традиционно большая часть преподавателей для организации лекционного материала предпочитает создавать презентации в программах Power Point, Prezi или аналогах. Интересный альтернативный вариант — разработка и создание виртуального музея.
Понятия «виртуальный музей», «музей воображаемый», «музей идеальный» относительно долгое время фигурируют для обозначения свободного корпуса образов, заимствованных из самых разных источников. Образы эти подчинены порядку, заданному авторской концепцией в рамках интеллектуальной игры по созданию пространства, где в последовательности образов воплощается некая идея (Gruber, 2009, p. 5).
По мнению А. В. Лебедева, есть два корректных способа употребления термина «виртуальный музей» (Лебедев, 2010). Первый — когда создается компьютерное трехмерное пространство интерьера музея с экспозицией из музейных предметов. Другие наборы изображений правильнее называть альбомами, базами, электронными каталогами. Виртуальный музей другого типа — реально существующее помещение, в котором размещены виртуальные объекты — голограммы, объемные проекции и др.
В реальной практике понятие виртуального музея сужается до модели, созданной с помощью компьютерных технологий.
Закономерно, что первые виртуальные музеи появились при музеях реальных. Интеллектуальное онлайн-пространство сегодня зафиксировано у Музея современной истории (Государственный центральный музей современной истории России. [Электронный ресурс]. URL: https://sovrhistory.ru/ visitors/excursions/index.php), Тульского музея оружия (Тульский государственный музей оружия [Электронный ресурс].ОКЬ: http://www.museum-arms.ru.), Банка России (Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru). Виртуальные экскурсии предлагают нам Третьяковская галерея (Третьяковская галерея. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru), Эрмитаж (Государственный Эрмитаж. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hermitagemuseum. org/wps/portal/hermitage), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.[Электронный ресурс]. URL: https://www. pushkinmuseum.art), Музей Михаила Булгакова (Музей М. А. Булгакова. [Электронный ресурс]. URL: https://bulgakovmuseum.ru), Музей космонавтики (Музей космонавтики. [Электронный ресурс]. URL: https://kosmo-museum.ru), Петергоф (Государственный музей-заповедник «Петергоф». [Электронный ресурс]. URL: https://peterhofmuseum.ru).
В настоящее время интерес к музейной проблематике, в частности к виртуальным музеям, возрастает. «Специалисты, исследующие феномен виртуальных музеев, отмечают широкие возможности виртуального пространства в вопросах сохранения историко-культурного наследия; образовательные возможности виртуального музея, потенциал которого можно использовать и для формирования чувства причастности к истории и культуре своего народа, и для раскрытия творческих способностей, и для духовного и нравственно-патриотического воспитания» (Ростецкая, 2017, с. 205). Аналогичная идея зафиксирована в публикации С. В. Бобковой «Трансформация музеев в цифровом обществе» (Бобкова, 2018) и Ю. Д. Вяткиной «Виртуальный музей как PR-средство» (Вяткина, 2012).
Безусловно, значимость внедрения виртуальных музеев в практику образовательного процесса неоспорима. Не секрет, что в преподавательскую практику региональных вузов внедряется не так много наработок по изучению отдельных целевых вопросов, достижений, исторического опыта. Подчас приходится обходить вниманием или рассматривать поверхностно вопросы, требующие глубокого осмысления. Так, только в курсе дисциплины «Техника и технология СМИ» часто приходится балансировать, чтобы раскрыть особенности и современного технологического процесса разных видов СМИ и увлечь историей становления этих процессов, рассказать об изобретениях, упомянуть о жизни и судьбе изобретателей. Хорошим подспорьем здесь мог бы стать виртуальный музей «Техника и технология СМИ: из прошлого в будущее». Подобный музей предполагает залы,
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
связанные со спецификой технологической базы журналиста: печатной, аудиовизуальной, интернет-СМИ. В рамках этой дисциплины опыт создания подобного музея был опробован на факультете филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.
Методы
Методологической основой для решения проблем, связанных с эффективностью образовательного процесса, послужили общенаучные методологии историко-философского анализа, системно-структурный и диалектический подходы, а также такой частный метод, как эксперимент, позволивший продемонстрировать результаты. Системный подход позволил автору рассмотреть объекты как системы, с учетом их разнообразных связей, структурный анализ — глубже осмыслить сущность исследуемых явлений.
Результаты
Рассмотрим концепцию экспериментального виртуального музея «Техника и технология СМИ: из прошлого в будущее». В качестве примера возьмем экспозицию «ТВ: из прошлого в будущее». Концепция зала, посвященного технике и технологии телевизионного мастерства, предполагает виртуальный павильон с экспозицией мировой и отечественной телеаппаратуры, от первых экспонатов до современных, с указанием ФИО изобретателя, сроков эксплуатации его изобретения и технических характеристик объекта. Это позволяет студентам наглядно увидеть, как менялись модели телевизоров, понять скорость и динамику трансформации моделей, определить тенденции в развитии телевизионной индустрии. Экспозиция заканчивается творческим заданием — описать определенную, уже обозначенную модель, рассказать о ее специфике, охарактеризовать период эксплуатации. Задача — увидеть и понять, как в модели отразилась эпоха телеиндустрии. Все это — в формате презентации.
Отдельный зал этой экспозиции посвящен персоналиям. Здесь представлены портреты изобретателей, оказавших влияние на развитие телевизионной отрасли. Студенты могут не только увидеть фотоиллюстрацию, но и ознакомиться с биографической справкой, включая указание достижений изобретателя, и иной интересной, иногда неформальной, информацией.
Следующий этап путешествия по виртуальной экспозиции «ТВ: из прошлого в будущее» — это кинозал. Здесь собраны и транслируются фильмы об изобретателях телеиндустрии. Документальный фильм «Зворыкин-Муромец», художественный проект «Александр Попов» и др. представлены, чтобы студенты могли получить эмоционально заряженную информацию по курсу дисциплины.
Отдельный зал — это библиозал. Здесь представлена художественная и научно-популярная литература о телевизионных изобретателях. Зал создан для самых пытливых и любознательных студентов, которым интересно глубоко погрузиться в процесс.
Выход из музея — это шарада вопросов, связанных с проверкой усвоения информации, полученной в ходе знакомства с экспозицией. Вопросы представлены в виде теста.
Пока проект этого музея существует отдельно от технологических платформ, созданных университетом для учебных целей. Музей как образовательный портал необходим для глубокого и всестороннего погружения в материал. Безусловно, было бы хорошо, если бы подобные виртуальные проекты размещались на платформах вуза.
Перечень дисциплин, в которых был бы востребован метод «посещения» виртуальных музеев, очень широк. В рамках подготовки журналистов это прежде всего предметы, связанные с историей журналистики, от истории региональных СМИ до истории зарубежной печати.
Виртуальный музей мог бы быть представлен и в качестве экскурсионного тура для абитуриентов в рамках направления подготовки «Журналистика». Его целевая аудитория — школьники. Он позволил бы дать абитуриентам представление о том, чему обучают ребят, на какой технологической базе проходит процесс. В рамках такого музея можно было бы предусмотреть виртуальные встречи как с работодателями, так и с выпускниками. Многим абитуриентам это позволило бы отбросить сомнения или, наоборот, удостовериться, что выбранная специальность — это сложная, открытая профессия, которая не каждому по плечу.
!ssN ^м^РоПм Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021
Педагогические науки
Впервые опыт включения музеев в педагогический процесс был объявлен в 1984 г. в канадском Квебеке, когда вышла в свет Декларация «Новой музеологии». Авторы этого документа акцентировали внимание на образовательном аспекте, подчеркивая, что «в современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны стремиться расширить свои традиционные функции сохранения и образования» (Declaration of Quebek. Basic Principles of a New Museology, 1984. Available at: http://revistas.ulusofona.pt/index.php/cadernosociomuseologia/ article/viewFile/1641/1306; перевод цитаты выполнен автором статьи).
Кстати, в последнем случае попытка уже предпринималась. А. М. С. Ростецкая опубликовала материал «Специфика разработки регионального виртуального музея журналистики» (Ростецкая, 2017), в котором рассказала об опыте Астраханского госуниверситета по разработке концепции виртуального музея истории региональной журналистики. Магистранты-журналисты собирали, оцифровывали и структурировали материал по следующим разделам: «Пресса XIX века», «Период Первой мировой войны», «Период Великой Отечественной войны», «Становление Астраханского телевидения», «Газета "Комсомолец Каспия" 70-90-х гг.», «Современный этап». Информация была представлена в форме лонгрида и предполагала вдумчивое, внимательное прочтение, а также освоение визуального ряда.
В идеале экспозиция виртуального музея — это тематическое объединение стендов одного виртуального зала, каждый из которых соединяет несколько выставочных предметов. Важной составляющей такого музея является лекторий. Он аппелирует к лекционной и экскурсионной деятельности и, с одной стороны, представляет собой популярное, аттрактивное изложение материала, а с другой стороны, позволяет изложить материал в авторской концепции, согласно авторской идее и замыслу. Безусловно, сегодня существуют экспозиции, где можно получить информацию, аналогичную задуманной концепции, однако они не закрывают потребности в материале по исследуемой теме конкретной дисциплины в целом.
Разработанная модель данных виртуального музея и способы ее реализации описаны в ряде публикаций (Ляпунова и др., 2008; 2010; Гриф, 2009). Вкратце можно сказать, что модель распадается на несколько блоков: лекторий, справочники, фонды, экспозиции, выставки.
Процесс создания виртуального музея начинается с инструментальной задачи, которую требуется решить. Исходя из нее, преподаватель сам проектирует свой ресурс. Погружение в инструментальную среду позволяет загрузить музейные предметы, из которых в дальнейшем составляются комплекты (фонды), задаются поля для описания каждого типа.
В дальнейшем возможен ввод дополнительных музейных предметов и коллекций, уплотнение справочной информации — на любом этапе создания и последующей жизни ресурса.
При разработке и проведении экскурсии, предназначенной для молодой аудитории, должны учитываться несколько аспектов. Базовым является познавательный пласт, направленный на расширение знаний. Однако сами по себе знания не впитываются эффективно, если они лишены эмоций или не наполнены ими. Чувственное наполнение знаний делает их значимыми и важными для объекта восприятия. Другой важный аспект — аффективный, проявляющийся в сопереживании. Это является основой сотворческого отношения к объекту виртуального музея.
Учет этих аспектов при разработке виртуального тура — важная задача, подход к которой зависит от предмета и объекта музея, особенностей его целевой аудитории. Об этом говорят В. И. Гвазава в своей публикации «Виртуальный музей в вузовском образовании» (Гвазава, 2011), О. В. Шлыкова в пособии «Культура мультимедиа» (Шлыкова, 2004), Т. Е. Максимова в своей диссертации «Виртуальные музеи как социокультурный феномен» (Максимова, 2012), Д. С. Василина в публикации «Виртуальный музей как феномен современной культуры» (Василина, 2016), О. Н. Ган в статье «Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия» (Ган, 2014).
Интересен опыт отдельных онлайн-музеев — со специальными образовательными порталами, где посредством визуального интерфейса устанавливается связь аудитории с изучаемым материалом (Дзюба, 2018). Пример — портал «Красная студия Музея современного искусства» (MoMA.org, Red Studio: A Site for Teens. Available at: https://www.moma.org/interactives/redstudio/) и «Музей Гетти» (The J. Paul Getty Trust. Available at: http://www.getty.edu/gettygames/). Эти сайты не просто
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
раздел главного музея, а отдельное digital-пространство с разными интерактивными элементами: играми, выставками детских художественных работ, созданием коллажей.
Игры, как и любая другая форма интерактивной работы, широко распространены в педагогической сфере и являются неотъемлемой ее частью. «Сайты крупных музеев нередко используют игровые приложения на своих порталах, оптимизируя через интерактивность познавательный интерес посетителя,— пишет Д. Н. Дзюба.— В таком игровом контексте он (посетитель) превращается в заинтересованного пользователя» (Дзюба, 2018). Аналогичная идея прослеживается в публикации Л. В. Викуловой, С. А. Герасимовой, И. В. Макаровой «Виртуальное образовательное пространство: музей И. С. Тургенева во Франции» (Викулова, Герасимова, Макарова, 2017).
Интерактивные сегменты есть не только на иноязычных ресурсах, но и на русскоязычных, например в виртуальном музее Государственного центрального музея кино (Государственный центральный музей кино [Электронный ресурс]. URL: https://www.museikino.ru). На сайте размещены десятки детских спецпроектов. Один из наиболее интересных — «Хочу стать режиссером». Здесь можно узнать о процессе создания фильма в доцифровую эпоху через небольшую игру. Крупнейшая виртуальная галерея на русскоязычном портале Gallerix (Живопись и художники — Gallerix.ru [Электронный ресурс]. URL: https://gallerix.ru) предлагает головоломки и пазлы. Их можно использовать, чтобы вовлечь обучающихся в разные темы по живописи, при этом развивать аналитические навыки и память.
Существуют и другие интересные примеры, где виртуальные музеи создали отдельные образовательные порталы: Козьмодемьянский культурно-исторический комплекс (Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmkmuzey.ru), в который входит 4 музея и 137 панорам, а также детский виртуальный музей на базе Музея мирового океана, который предлагает интерактивное меню в виде карты, где пользователю можно построить свой маршрут-приключение.
Выводы
Опыт, накопленный мировой практикой, чрезвычайно интересен и разнообразен. Так, по виртуальному музею Прадо (Museo Nacional del Prado. Available at: https://www.museodelprado.es/) можно путешествовать не одному, а с виртуальным персонажем. Посетитель в этом музее передвигается вместе в А. М. Хантингтоном: он сам мечтал о создании испанского музея в Нью-Йорке. Мечта осуществилась, и виртуальное путешествие наполнено радостными и приятными эмоциями.
Виртуальные музеи предлагают возможности онлайн-голосования, представления результатов конкурсов и выставок. Возможности по развитию подобных музеев широки — они ограничены лишь рамками нашей фантазии.
В процессе обучения журналистским навыкам виртуальный музей может использоваться как основа лекционных занятий. Но не в этом главное предназначение онлайн-музея. Это платформа для организации самостоятельной учебной работы студентов. Можно бесконечно обновлять музеи новыми артефактами, внедрять в них современные достижения науки и техники, модернизировать их, оснащать.
Виртуальный музей способен удовлетворять запросы пользователей на различных уровнях. Возможны поиск и просмотр конкретной иллюстрации, библиографический экскурс, выборка или подборка локального материала по конкретной теме и т.д.
Безусловно, как верно пишут авторы публикации «Виртуальный музей в учебном процессе» (Ляпунова и др., 2008), необходимо обозначить позицию виртуального музея среди многочисленных репозиториев изобразительных источников, давно открытых для консультации в крупных библиотеках и музеях, а сейчас уже формирующих порталы и агрегаторы европейского масштаба (Ляпунова и др., 2008). Ключевым здесь будет понятие авторского права. При всем богатстве материала, который предоставляют электронные репозитории музеев и библиотек, они не настроены на задачи конкретного образовательного курса. Оболочка виртуального музея настраивается самим преподавателем в зависимости от специфики предметной области, целей и задач курса.
!ssN ^^Т-^хРОпнгю) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 4 2021
Педагогические науки
Источники
Бобкова С. В. (2018) Трансформация музеев в цифровом обществе. Homo Instagramus: человек в цифровом обществе. Материалы Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Москва, МГПУ, 1-2 марта 2018 г. М., Изд-во МГПУ, с. 49-55.
Василина Д. С. (2016) Виртуальный музей как феномен современной культуры. Международный журнал исследований культуры, № 3 (24), с. 5-9.
Викулова Л. Г., Герасимова С. А., Макарова И. В. (2017) Виртуальное образовательное пространство: музей И. С. Тургенева во Франции. Kant, № 3 (24), с. 24-28.
Вяткина Ю. Д. (2012) Виртуальный музей как PR-средство. Человек в мире культуры, № . 4, с. 54-58.
Ган О. Н. (2014) Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, № . 3 (20), с. 151-154.
Гвазава В. И. (2011) Виртуальный музей в вузовском образовании. Мир русского слова, № 3, с. 99-102.
Гриф А. В. (2009) Стратегия выбора виртуального пространства музея. Прикладная информатика, № 2, с. 69-76.
Дзюба Д. Н. (2018) Инновационность виртуального музея как образовательной технологии. Достижения науки и образования, № 18 (40), с. 96-99.
Лебедев А. В. (2010) Виртуальные музеи и виртуализация музея. Мир музея, № 10, с. 5-9.
Ляпунова Н. А., Казаков В. Г., Пищик Б. Н., Федотов А. М., Фет Я. М. (2008) Создание виртуального музея А. А. Ляпунова как типичная задача публикации научно-образовательных коллекций в Интернете. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии, т. 6, № 4, с. 15-23.
Ляпунова Н. А., Федотов А. М., Фет Я. И., Пищик Б. Н., Казаков В. Г., Алексеева Т. Е, Панина Н. Л., Попович Ю. А. (2010) Виртуальный музей А. А. Ляпунова: основные технологические решения. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии, т. 8, № 4, с. 97-105.
Максимова Т. Е. (2012) Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01: защ. 06.12.2012: [Место защиты: Мос. гос. ун-т культуры и искусств] / Максимова Татьяна Евгеньевна. М., 187 с.
Ростецкая А. М. С. (2017) Специфика разработки регионального визуального музея журналистики. Знак: проблемное поле медиаобразования, № 4 (26), с. 205-208.
Шлыкова О. В. (2004) Культура мультимедиа. Учеб. пособие для студ. вузов. М., ФАИР-ПРЕСС, 415 с.
Gruber M. R. (2009) E-Learning im Museum und Archiv. Vermittlung von Kunst und Kultur im Informationszeitalter. VDM Verlag Dr. Muller, Saarbrucken. DOI: 10.13140/RG.2.1.4434.3289.
References
Bobkova S. V. (2018) Transformatsiya muzeyev v tsifrovom obshchestve [Transformation of museums in a digital society]. Homo Instagramus: chelovek v tsifrovom obshchestve. Materialy Mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Homo instagramus: the man in the digital society. Materials of the Inter-Universal Student Scientific-Practical Conference]. MSPU Publ., Moscow, pp. 49-55. (In Russian).
Vasilina D. S. (2016) Virtual'nyy muzey kak fenomen sovremennoy kul'tury [Virtual museum as a phenomenon of contemporary culture]. International Culture Research Journal, no. 3 (24), pp. 5-9. (In Russian).
Vikulova L. G., Gerasimova S. A., Makarova I. V. (2017) Virtual'noye obrazovatel'noye prostranstvo: Muzey I. S. Turgeneva vo Frantsii [Virtual educational space: I. S. Turgenev museum in France]. Kant, 20i7, no. 3 (24), pp. 24-28. (In Russian).
Vyatkina Yu. D. (2012) Virtual'nyy muzey kak PR-sredstvo [Virtual museum as a PR-tool]. Chelovek v mire kul'tury -Person In the World of Culture, no. 4, pp. 54-58. (In Russian).
Gan O. N. Proyektnaya deyatel'nost' muzeya kak sposob aktualizatsii istoriko-kul'turnogo naslediya [Project activities of the museum as a way to actualize the historical and cultural heritage]. Vestnik of the Saint-Petersburg State University of Culture, 2014, no. 3 (20), pp. 151-154. (In Russian).
Gvazava V. I. (2011) Virtual'nyymuzey v vuzovskoyobrazovanii [Virtual museum in higher education]. The World of the Russian Word, no. 3, pp. 99-102. (In Russian).
Grif A. V. (2009) Strategiya vybora virtual'nogo prostranstva muzeya [The strategy for choosing the virtual space of the museum]. Journal of Applied Informatics, no. 2, pp. 69-76. (In Russian).
Dzyuba D. N. (2018) Innovatsionnost' virtual'nogo muzeya kak obrazovatel'noy tekhnologii [Innovation of the virtual museum as an educational technology]. Advances in Science and Education, no. 18 (40), pp. 96-99. (In Russian).
Lebedev A. V. (2010) Virtual'nyye muzei i virtualizatsiya muzeya [Virtual museums and museum virtualization]. The World of Museum, no. 10, pp. 5-9. (In Russian).
Lyapunova N. A., Kazakov V. G., Pishchik B. N., Fedotov A. M., Fet Ya. M. (2008) Sozdaniye virtual'nogo muzeya A. A. Lyapunova kak tipichnaya zadacha publikatsii nauchno-obrazovatel'nykh kollektsiy v Internete [Creation of a virtual museum A. A. Lyapunov as a typical task of publishing scientific and educational collections in the Internet]. Vestnik NSU. Series Information Technologies, vol. 6, no. 4, p. 15-23. (In Russian).
Lyapunova N. A., Fedotov A. M., Fet Ya.I., Pishchik B. N., Kazakov V. G., Alekseeva T. E, Panina N. L., Popovich Yu. A. (2010) Virtual'nyy muzey A. A. Lyapunova: osnovnyye tekhnologicheskiye resheniya [A. A. Lyapunov's virtual museum: basic technological solutions]. Vestnik NSU. Series Information Technologies, v. 8, no. 4, pp. 97-105. (In Russian).
Maksimova T. Ye. (2012) Virtual'nyye muzei kak sotsiokul'turnyy fenomen: tipologiya i funktsional'naya spetsifika. Dis. candodata kulturologii [Virtual museums as a socio-cultural phenomenon: typology and functional specificity. Cand. cultural studies diss.]. Moscow, 187 p.
Rostetskaya A. M. S. (2017) Spetsifika razrabotki regional'nogo vizual'nogo muzeya zhurnalistiki [Specificity of the development of a regional visual museum of journalism]. Sign: The Problem Field of Media Education, no. 4 (26), pp. 205-208. (In Russian).
Shlykova O. V. (2004) Kul'tura multimedia [Culture of multimedia]. Textbook for universitiy students. FAIR-PRESS Publ., Moscow, 415 p.
ISSN 12587-943Х (Online)
Pedagogical Science
Gruber M. R. (2009) E-Learning im Museum und Archiv. Vermittlung von Kunst und Kultur im Informationszeitalter [E-learning in museums and archives.Mediation of art and culture in the information age]. Dr. Muller Publ., Saarbrucken. DOI: 10.13140 / RG.2.1.4434.3289. (In German).
Информация об авторе
Радионцева Екатерина Сергеевна
Кандидат филологических наук, доцент. Омский государственный технический университет (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 115). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-2248-198X. E-mail: [email protected]
Authors information
Ekaterina S. Radiontseva
Cand. Sc. (Philol.), Associate Professor. Omsk State Technical University (55 Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2248-198X. E-mail: [email protected]