Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ РАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ РАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
525
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЕЙ / САД-МУЗЕЙ "ДЕРЕВО ДРУЖБЫ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куринских Полина Александровна

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики, посвященной сохранению историкокультурного и природного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы». Внимание акцентируется на вопросе презентации его отдельных объектов в информационном поле. В настоящее время все более актуальной становится презентация музеев в социальных сетях: Твиттер, Instagram, ВКонтакте. Автор пришел к выводам: использование информационных технологий в целом и социальных медиа в частности в работе сада-музея даёт новый толчок в развитии музея, коммуникационных связей, позиционировании музея как объекта культуры на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, диалоге с посетителями, образовательной деятельности. Это лекции для широкого круга участников социальных медиа, уроков по биологии, географии, истории, обществознанию для школьников, расширение деятельности учреждений дополнительного образования, занятия для специализированных факультетов вузов, координация проектов национальных общественных и экологических организаций, направленных на сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Использование социальных сетей дает возможность решать актуальные задачи сохранности, систематизации, документирования и трансляции предметов историко-культурного и природного наследия. Кроме того, возможно и участие в международных культурных проектах, организаторами которых являются крупнейшие музеи, научные центры и институты гражданского общества. Для этого нужно рассмотреть возможность ведения официальных страниц музеев в социальных сетях на нескольких языках. Экстраполяция выявленных тенденций на примере ботанического сада «Дерево Дружбы» дает возможность оценить роль узкоспециализированных ведомственных музеев в сохранении историкокультурного наследия и определить значение коммуникационной составляющей в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куринских Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVE OF USING SOCIAL NETWORKS IN LOCAL MUSEUMS OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The paper dwells on some aspects of historical and culture heritage presentation oi social networks and social media. The most popular now is browsing through tweets, posts in Instagram, Facebook or Russian “VK”. Museum communication is a social institute, which has scientific, cultural, educational functions. It helps to construct new educational models, for example biology, geography, history lessons for children, students, ecological and cultural preservation projects. The museum accounts in social networks in few languages increase their audience; give opportunity to communicate with famous museums, civil society organizations to take part in virtual intercultural projects. Russian academy of sciences has many local museums. Some of them use new technologies, which show regional history and culture, history of science. The Friendship garden in Sochi is one of them. It is Department of Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences regional protected area. Friendship tree is a result of selection experiment. Now the tree has citrus sprigs grafted to it by people of 173 countries from around the world. Its museum has more than 10000 exhibits and all of them are gifts from international delegation all over the world. In case of Botanical garden and museum “Friendship Tree” the author made a conclusion that using the social media marketing and technologies promotes the local museum development and its communication systems. Social networks create new opportunities to systematization and preservation of the historical and cultural objects. By using the new technologies and social media, there is an opportunity to make in botanical garden and museum “Friendship Tree” the educational and intercultural center. In addition, we can analyze the role of local museums in regional traditional culture preservation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ РАН»

16. Royanova G.I. Muzey v sisteme mestnogo soobshchestva [Museum in the system of the local community]. Kul'tura rossiyskoy provintsii: vek XX - XXI veku [Culture of the Russian province: Century XX - XXI Century]. Kaluga, Eydos Publ., 2000, pp. 189-194. (In Russ.).

17. Rygalova M.V., Shorina D.E. Istoriya formirovaniya i sovremennoe sostoyanie vedomstvennykh muzeev Altayskogo kraya [The history of formation and the current state of departmental museums of the Altai]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 119-128. (In Russ.).

18. Ryndin A.V., Sadovoy A.N., Belozerova M.V., Karpun N.N. Ob"ekty istoriko-kul'turnogo i prirodnogo naslediya goroda Sochi v sisteme mezhetnicheskikh kommunikatsiy: sad-muzey "Derevo Druzhby" [Objects of the Historical, Cultural and Natural Heritage of Sochi in the system of inter-ethnic communications: Garden-museum "Tree of Friendship"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 49, pp. 106-118, doi: 10.31773/2078-1768-2019-49-106-118. (In Russ.).

19. Sadovoy A.N. Pozitsionirovanie chernomorskikh kurortov Rossii: problemy formirovaniya integrirovannykh kommunikatsiy [Positioning of the Black Sea resorts in Russia: problems of forming integrated communications]. Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: traditsii i innovatsii [Advertising and public relations: traditions and innovations]. Rostov-on-Don, Rostov State Transport University Publ., 2017, part. 1, pp. 128-138. (In Russ.).

20. Sadovoy A.N., Kurinskikh P.A. Istoriko-kul'turnoe nasledie: perspektivy ispol'zovaniya opyta natsional'nykh parkov Avstrii v aglomeratsii Sochi [Historical and Cultural Heritage: Prospects for Using the Experience of Austrian National Parks in the Sochi Agglomeration]. Ekologicheskie problemy i strategiya ustoychivogo razvitiya aglomeratsii gorod-kurort Sochi [Environmental Problems and the Strategy for Sustainable Development of the Sochi Resort City Agglomeration]. Sochi, Sochi Publ., 2016, pp. 65-71. (In Russ.).

21. Truevtseva O.N. Obshchestvennye i munitsipal'nye muzei Sibiri: istoricheskiy opyt i perspektivy [Public and municipal museums of Siberia: historical experience and perspectives]. Barnaul, Altai State Technical University Publ., 1998. 130 p. (In Russ.).

22. Truevtseva O.N. Muzei Sibiri vo vtoroy polovine XX veka [Siberian museums in the second half of the XX century]. Tomsk, National Research Tomsk State University Publ., 2000. (In Russ.).

23. Chuklina E.A. Metodpogruzheniya kak aktual'nyy metodpostroeniya muzeynoy ekspozitsii: avtoreferat dis. ... kand. kul 'turologii [Immersion method as an actual method of building a museum exposition. Author's abstract of diss. PhD in Culturology]. St. Petersburg, 2011. 24 p. (In Russ.).

24. Shlyakhtina L.M., Mastenitsa E.N. Proektivnaya model' muzeya XXI veka: upravlenie protsessom kommunikatsii [Projective model of a museum of the XXI century: management of the communication process]. Muzey - zritel. XXI vek [Museum - spectator. XXI Century]. St. Petersburg, State Hermitage Museum Publ., 2006, pp. 24-30. (In Russ.).

25. Yureneva T.Yu. Muzeevedenie [Museology]. Moscow, Academic project Publ., 2003. (In Russ.).

УДК 069:316.472.45

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ РАН1

Куринских Полина Александровна, научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: polina_ alexandrowna@mail. ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики, посвященной сохранению историко-культурного и природного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы». Внимание акцентируется на вопросе презентации его отдельных объектов в информационном поле. В настоящее время все более актуальной становится презентация музеев в социальных сетях: Твиттер, Instagram, ВКонтакте.

1 Статья подготовлена в соответствии с проектом РФФИ 19-49-230007\20 «Объекты историко-культурного и природного наследия в системе перманентных межэтнических и межгосударственных коммуникаций (на примере "Дерево Дружбы" г Сочи)», № госрегистрации АААА-А20-120031890046-0.

Автор пришел к выводам: использование информационных технологий в целом и социальных медиа в частности в работе сада-музея даёт новый толчок в развитии музея, коммуникационных связей, позиционировании музея как объекта культуры на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, диалоге с посетителями, образовательной деятельности. Это лекции для широкого круга участников социальных медиа, уроков по биологии, географии, истории, обществознанию для школьников, расширение деятельности учреждений дополнительного образования, занятия для специализированных факультетов вузов, координация проектов национальных общественных и экологических организаций, направленных на сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Использование социальных сетей дает возможность решать актуальные задачи сохранности, систематизации, документирования и трансляции предметов историко-культурного и природного наследия.

Кроме того, возможно и участие в международных культурных проектах, организаторами которых являются крупнейшие музеи, научные центры и институты гражданского общества. Для этого нужно рассмотреть возможность ведения официальных страниц музеев в социальных сетях на нескольких языках. Экстраполяция выявленных тенденций на примере ботанического сада «Дерево Дружбы» дает возможность оценить роль узкоспециализированных ведомственных музеев в сохранении историко-культурного наследия и определить значение коммуникационной составляющей в этом процессе.

Ключевые слова: фольклоризм, социальные сети, межкультурная коммуникация, музей, сад-музей «Дерево Дружбы».

THE PERSPECTIVE OF USING SOCIAL NETWORKS IN LOCAL MUSEUMS OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES2

Kurinskikh Polina Aleksandrovna, Researcher, Federal Research Center "Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (Sochi, Russian Federation). E-mail: polina_alexandrowna@mail.ru

The paper dwells on some aspects of historical and culture heritage presentation oi social networks and social media. The most popular now is browsing through tweets, posts in Instagram, Facebook or Russian "VK". Museum communication is a social institute, which has scientific, cultural, educational functions. It helps to construct new educational models, for example biology, geography, history lessons for children, students, ecological and cultural preservation projects. The museum accounts in social networks in few languages increase their audience; give opportunity to communicate with famous museums, civil society organizations to take part in virtual intercultural projects. Russian academy of sciences has many local museums. Some of them use new technologies, which show regional history and culture, history of science. The Friendship garden in Sochi is one of them. It is Department of Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences regional protected area. Friendship tree is a result of selection experiment. Now the tree has citrus sprigs grafted to it by people of 173 countries from around the world. Its museum has more than 10000 exhibits and all of them are gifts from international delegation all over the world. In case of Botanical garden and museum "Friendship Tree" the author made a conclusion that using the social media marketing and technologies promotes the local museum development and its communication systems. Social networks create new opportunities to systematization and preservation of the historical and cultural objects. By using the new technologies and social media, there is an opportunity to make in botanical garden and museum "Friendship Tree" the educational and intercultural center. In addition, we can analyze the role of local museums in regional traditional culture preservation.

Keywords: folklorism, social networks, intercultural communication, museum, "Friendship Tree" garden museum.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-24-32

2 The article was prepared in accordance with the RFBR project 19-49-230007Y20 "Objects of historical, cultural a natural heritage in the system of permanent interethnic and interstate communications (on the example of the "Friendship Tree" in Sochi)", state registration number AAAA-A20-120031890046-0.

В настоящее время все большее значение приобретают проекты, которые реализуются через виртуальное пространство. Активным участником таких проектов является музей. Используя виртуальное пространство, музей не только демонстрирует объекты культурного наследия, но и максимально расширяет свою аудиторию, получает возможность осуществления просветительских и образовательных программ для разных возрастных категорий населения. В качестве примера можно привести проект «Кузбасс на ладони», посвященный 70-летию Кемеровской области, ориентированный на трансляцию сформировавшихся за трехсотлетнюю историю региона культурно-исторических кодов полиэтничного населения региона [3, с. 30]. Реализация каждого из этих проектов представляет отражение латентных по форме систем межкультурной коммуникации, обеспечивающих стабильность социокультурного развития на региональном уровне.

Основные принципы музейной коммуникации были сформированы в концепции Д. Камерона. В этом контексте «музейной коммуникации» музеи рассматриваются как наиболее мобильный социальный институт, позволяющий решать научные (теоретические), научно-прикладные, культурно-просветительские и организационные проблемы. При этом прослеживается последовательное расширение их функционального назначения: в настоящее время музеи не ограничиваются традиционной для них деятельностью, направленной на формирование музейных фондов и их сохранность, музеи становятся информационными и коммуникационными центрами [1; 8]. С другой стороны, данный процесс обусловливает организационные проблемы, с которыми сталкиваются музеи и участники проектов, направленных на продвижение культурного и исторического достояния через интернет-пространство. Все это актуализирует исследование поставленной нами проблематики.

Значимость проблематики, связанной с использованием социальных сетей в деятельности музеев, повышает и ограниченный круг научных работ, отражающих накопленный опыт. Можно отметить исследования, нацеленные на изучение информационных технологий музеев, которые используются для отражения проблематики по истории развития культуры, науки и образования

России в целом, регионов и народов, в частности. Так, в статье Е. Н. Мастеницы проводится тезис, что межкультурные взаимодействия, информационный обмен между различными этносами, социальными общностями и сообществами, поколениями и субкультурами должны рассматриваться в качестве основных задач отечественных музеев [11]. Такой подход, например, реализуется в музеях высших учебных заведений России: Томском, Омском, Кемеровском государственных университетах. Они уже имеют значительный опыт по оцифровке экспозиций, присвоению некоторым объектам наследия QR-кодов, размещению результатов проведенных исследований и ряда объектов историко-культурного наследия в сети Интернет [1; 3; 4; 7; 9].

Следует отметить, что сфера культуры и искусства органично вписалась в интернет-ресурсы, пространство современных социальных медиа, где социальные сети - востребованный механизм продвижения услуг. Крупнейшие музеи мира -Лувр, Британский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Нью-Йоркский музей современного искусства, Бруклинский музей, Музей русского импрессионизма и многие другие - проводят информационную и просветительскую кампании на своих аккаунтах в различных социальных сетях. Это не только демонстрация коллекций, но и лектории, открытые уроки, информация о действующих и предстоящих выставках, научно-исследовательских программах и других мероприятиях. Кроме того, они активно участвуют в музейных челленджах и взаимодействуют со своей аудиторией, например, публикуя фотографии посетителей. В качестве примера можно привести аудиторию аккаунта Лувра, уже превышающую три миллиона человек. Все это позволяет утверждать, что использование социальных сетей в музейной работе объективно приводит к тому, что музеи трансформируются в центры межкультурной коммуникации. В зависимости от уровня этой активности система формируемых музеями коммуникаций может иметь как региональный, так и международный уровень, что объективно повышает требования к «качеству» информационного обеспечения экспозиций, унификации и стандартизации (по мировым лекалам) технологий атри-бутации и описания коллекций художественных произведений.

В настоящее время уже существуют разработки, посвященные проблемам презентаций музеев в социальных сетях Twitter, Instagram, ВКонтакте. Так, И. Л. Сергеевa на примере микроблоггинга Твиттер рассмотрела особенности репрезентации музея в плоскости цифровой массовой культуры. Итоги анализа показали, что большая часть музеев мира являются активными пользователями сервиса Твиттер (2044 из 3000). В течение года ими были опубликованы более 3,5 млн твитов. Около 80 000 из них можно рассматривать как акты кросс-культурной коммуникации между музеями. Основной массив информации, представленный в Твиттере, был направлен на «внешнюю» аудиторию [15]. Такой же популярностью в настоящее время пользуется и социальная сеть Instagram. В настоящее время она является не только социальной сетью, основной принцип которой - ведение «фотохроники» и самопозиционирования. В программе используются лишь фотографии, отснятые пользователями. Фотографии, присланные через мессенджеры, программа не пропускает «как уникальные», снижая «показ» контента. Многие пользователи сети Instagram предпочитают вести блог на интересующие их темы. Это касается и социально-культурной сферы. В социальной сети Instagram существует множество ак-каунтов, рассказывающих об искусстве, литературе, истории. Проблема заключается в содержании этой информации. Как правило, эти аккаунты ведут не всегда профессиональные исследователи. Зачастую - это любители, для которых подобные «посты» являются хобби. В то же время неформализованный подход находит большой отклик среди пользователей сети Instagram.

Целью данной работы является изучение опыта использования социальных сетей (ВКон-такте, Instagram, Facebook) для презентации культурного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы» как структурного подразделения Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр РАН» (далее - ФИЦ СНЦ РАН); задачами - анализ информационной политики с использованием социальных медиа ведущих музеев мира, выявление степени пользования социальными медиа, отражение перспектив использования социальных медиа садом-музеем «Дерево Дружбы».

Вопросы о возможности популяризации специализированных и ведомственных музеев,

включая вузы и систему РАН, размещении соответствующих информационных площадок в сети Интернет и социальных сетях стали подниматься еще в начале 2000-х годов. Речь шла не только о демонстрации широкого спектра объектов исторического, культурного и природного наследия, представленных в музеях истории организаций, на археодромах, в скансенах, ботанических садах, но и о раскрытии повседневной работы по их сохранению. Проблема заключалась в том, что такая форма активности музеев, как и любого другого социального института, объективно приводила к увеличению фондов (делопроизводственной документации, фотографий, подарков посетителей и т. д.), выступающих одним из наиболее перспективных источников анализа современных социокультурных процессов и коммуникаций. К сожалению, обработка этих источников вплоть до настоящего времени в некоторых музеях далеко не всегда осуществляется своевременно, в то время как их информационная ценность возрастает.

Проанализируем опыт организации работы по выделенным аспектам на примере одного из узкоспециализированных музеев в структуре РАН, каким является ботанический сад-музей «Дерево Дружбы». Отметим, что он также отнесен к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) регионального значения [12].

Как известно, изначально ботанический сад был образован в 1934 году на основе экспериментов, проводимых сочинским селекционером Ф. Д. Зориным. Он делал прививки разных видов и сортов цитрусовых к деревцу дикого лимона. Впоследствии это стало традицией: посещавшие данный объект представители науки, культуры, государственные и общественные деятели из СССР и других стран также делали прививки. В результате вокруг одного дерева был высажен целый сад. Традиция сохраняется вплоть до настоящего времени. Крона дерева выросла уже из почек, привитых представителями из 173 стран; дерево цветет и плодоносит. Его плоды несут уникальную информацию об опыте интродукции конкретного сорта цитрусовых субтропического пояса мира, а также о личностях или делегациях, которые сделали прививку. Сам ботанический сад также последовательно преобразовывался в центр устойчивых межкультурных контактов [6; 14]. Отметим также, что посетители ботанического сада

создали традицию дарить подарки в знак благодарности. Впоследствии здесь был открыт музей подарков. В настоящей работе мы лишь отметим, что в нем насчитывается около 20 тысяч единиц хранения. Коллекции формируются по территориальному принципу: подарки делегаций из Англии, Германии, Франции. Большая часть экспонатов отражает культуру, быт, обычаи народов мира, культурные «бренды» стран. Таким образом, садом-музеем накоплен значительный опыт международных и межкультурных коммуникаций.

Анализируя проблему выявления потенциала этого уникального объекта, можно отметить, что он раскрыт не в полной мере. Безусловно, это связано со сложившейся системой формирования экспозиций, научной обработкой материалов фондов. Также это проявляется и в недостаточном использовании информационных технологий в работе музеев.

В связи с этим, как нам видится, основными задачами, которые должны быть поставлены перед садом-музеем «Дерево Дружбы», являются репрезентация в социальных сетях истории его создания и развития, материалов фондов, экспонатов экспозиций и выставок музея; описание опыта формирования межкультурных коммуникаций в советский и постсоветский период, особенностей их развития, результатов научной деятельности и текущей работы по интродукции субтропических растений, сведений об экспозиции. У сада-музея ведутся страницы в соцсе-тях ВКонтакте, Facebook и Instagram, более активно - ВКонтакте и Instagram. Контент первой страницы преимущественно отражает видовое разнообразие ботанического сада, кроме того, существуют альбомы фотографий гостей сада. Страница в Instagram направлена на посетителей ботанического сада: здесь представлены фотографии красивых уголков сада. В 2020 году в социальных сетях Facebook и Instagram появились аккаунты ФИЦ СНЦ РАН. Но следует констатировать, что там частично публикуется информация о саде-музее «Дерево Дружбы». В настоящее время она представлена несколькими блоками: научная деятельность данного отдела ФИЦ СНЦ РАН, перспективы развития сада-музея как центра межкультурной коммуникации, новости о режиме работы ботанического сада и выставочного павильона, визиты делегаций - представителей

международных правовых, научных организаций, органов власти различного уровня.

В то же время можно отметить и некоторые проблемы в освещении работы ботанического сада в социальных сетях. Отчасти это связано с тем, что она носит несистемный характер. Ак-каунты ведут разные специалисты, что, с одной стороны, дает возможность посмотреть на специфику ботанического сада с разных сторон, но с другой - приводит к снижению рейтинга в ленте новостей и охватов, иными словами, - снижению реальной или потенциальной заинтересованности жителей и гостей города Сочи к саду-музею.

Наиболее остро это проявляется в социальной сети Instagram, которая в настоящее время предоставляет большие возможности для максимальной презентации сада-музея в сети Интернет. При этом активизация социальных сетей дает возможность наладить коммуникацию и «обратную связь». Особенно если рассматривать историю экспонатов музея и возможность расположения этой информации в соцсетях. Следует отметить, что отличительной чертой социальных сетей является их регулярное использование во время отдыха, особенно во время перерывов в течение рабочего дня, в дороге. Оформление соц-сетей в одном стиле поможет в создании бренда, повысит узнаваемость. Расширение контент-плана возможно за счет широкой и разнообразной экспозиции. В информационной политике музея возможно использование исторических, этнографических, географических и автобиографических тем. Таким образом, узкоспециализированный ведомственный музей может стать виртуальной научно-просветительной и образовательной площадкой.

Помимо обзорных и тематических экскурсий, пространство музея позволяет применять интерактивные формы, которые являются приоритетными для создания любого музейно-обра-зовательного продукта [2; 10]. Это предполагает, в частности, разработку интерактивной карты с указанием стран, экспонаты из которых представлены в музее, с описанием страны, делегации, самого экспоната и истории его дарения, позволит сформировать чёткую картину истории межэтнического взаимодействия в СССР и современной России. Пространство музея позволяет расположить экспонаты в соответствии с географически-

ми зонами, континентами, странами, что также можно использовать и в социальных медиа музея, например, в «вечных сторис» сети Instagram. Сочетание реальной и виртуальной экспозиции повысит интерес у посетителей разных возрастных и социальных категорий.

С учетом существующей этнографической специфики экспозиции актуальным становится и использование элементов фольклоризма - презентации традиционных и отдельных функциональных элементов народной культуры вне контекста культурной группы. Учитывая, что в основном экспонаты выставочного павильона «Дерева Дружбы» являются подарками российских, иностранных делегаций и отражают культуру регионов и стран-дарителей, просматривается возможность не только увеличить количественно, но и повысить качество просветительных и образовательных программ в деятельности музея и ботанического сада, а также представить их в виртуальном пространстве. Одним из решений может стать использование данных об элементах народной культуры, традиций тех стран, подарки из которых представлены в экспозиции и в фондах музея. А принимая во внимание, что подарки и сувениры преподносились как символ какой-либо страны, региона России, презентацию их в рамках музейных мероприятий можно рассматривать в качестве одного из аспектов реализации фольклоризма как социальной технологии, предусматривающей возрождение народных культурных форм различными способами - от научных реконструкций до народных спектаклей. К тому же это осознанное использование принципов концепции фольклоризма позволяет разнообразить жизнь музея различными формами, в частности, «вкрапляя» элементы «живой истории» представителей диаспор Черноморского побережья. Это позволит, с одной стороны, развивать устойчивые межкультурные и межнациональные связи и в дальнейшем, с другой - сделать сад-музей «Дерево Дружбы» одним из ключевых экскурсионных объектов Сочи. Следует остановиться и на других перспективах презентации в социальных сетях музейных коллекций и результатов интродукции субтропических растений. Так, отметим различные группы партнеров, которые могут взаимодействовать с садом-музеем «Дерево Дружбы». Нами уже было отмечено сотрудниче-

ство с национальными общественными объединениями Причерноморья. Также музей сотрудничает с представителями муниципальных органов власти, научного сообщества, использующими в своей работе результаты интродукции; музейными работниками, художниками и дизайнерами [4, с. 283-290]; преподавателями вузов (к примеру, факультетов садово-паркового и ландшафтного строительства и дизайна) и средних школ -в качестве образовательного ресурса; представителями издательств и владельцами интернет-ресурсов для реализации дизайнерских проектов или сувенирно-полиграфической продукции с использованием музейных ресурсов; туристическими фирмами и др.

Резюмируя, отметим следующие аспекты. На примере сада-музея «Дерево Дружбы» как структурного подразделения ФИЦ СНЦ РАН прослеживаются определенные перспективы использования социальных сетей в работе музеев. Использование информационных технологий (и социальных медиа, в частности) в работе сада-музея даёт новый толчок в его развитии. Это не только «продвижение» культурной площадки, но и налаживание диалога с посетителями. В то же время на основе целевых программ средне- и долгосрочного развития (5-20 лет) сад-музей способен решать актуальные задачи сохранности, систематизации, документирования и трансляции предметов историко-культурного наследия, повышения своей роли в обществе в целом и передачи знаний посредством внедрения новых информационных технологий.

Применение интерактивных технологий расширяет образовательную деятельность музея, позволяет проводить уроки по биологии, географии, истории, обществознанию, расширять деятельность учреждений дополнительного образования (к примеру, художественных школ), проводить занятия специализированных факультетов вузов, координировать реализуемые на базе музея проекты национальных общественных и экологических организаций, направленные на сохранение объектов культурного наследия. Определенные возможности в расширении коммуникаций предоставляет ведение музейных аккаунтов в социальных сетях на нескольких языках, что однозначно расширяет аудиторию и дает возможность развернуть коммуникацию между ведущими музеями,

научными центрами, институтами гражданского общества, включится в глобальные виртуальные проекты. При использовании современных информационных систем и коммуникационных технологий, социальных медиа прослеживается перспектива формирования на основе сада-музея «Дерево Дружбы» центра просветительской и межкультурной жизни агломерации Большого Сочи (расширение партнерства).

И, наконец, отметим, что выявленные на примере ботанического сада «Дерево Дружбы» тенденции позволяют по-новому оценить перспективу исследований коммуникационных связей узкоспециализированных музеев системы РАН, их вклад в сохранение наследия в субъектах Российской Федерации и их использование в качестве одного из ресурсов в решении задач устойчивого развития регионов.

Литература

1. Анохина И. Н., Назаров П. А., Нявро В. Ф. К проекту создания электронной версии музея физики Томского государственного университета // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. -Томск: ТГУ, 2002. - С. 401-403.

2. Белозёрова М. В. Современные информационные технологии и трансляция культурного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы» (г. Сочи) // Проблемы современных социокультурных исследований. -Астрахань: Астраханский университет, 2019. - С. 8-12.

3. Белоусова Н. А. Продвижение историко-культурного и природного наследия Кузбасса в сферу внутреннего туризма региона через интернет-технологии // Вестник АлтГПА. - 2014. - № 18. - С. 30-32.

4. Белоусова Н. А., Боброва Л. Ю., Кимеева Т. И., Мухарева А. Н., Шрайбман О. Б. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета в Интернете: http:// museum.kemsu.ru // Глобализация и пути сохранения традиционной культуры. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. -С. 283-290.

5. Бонами З. А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов // Музей и образование. - М., 1989. - 24-28 с.

6. Гутиева Н. М. Малораспространенные декоративные растения в коллекционном саду «Дерево Дружбы» // Бюллетень Главного ботанического сада. - 2017. - № 3 (203). - С. 85-87.

7. Загоскин Д. В., Пономарев А. А. Информационные технологии как способ расширения музейной аудитории // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. - Томск: ТГУ, 2002. - С. 396-398.

8. Ковешникова Е. А. Межкультурный обмен и нематериальное культурное наследие на основе музейной коммуникации // Глобализация и пути сохранения традиционной культуры. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. -С. 57-60.

9. Корусенко М. А. Создание web-ресурса «Музей археологии и этнографии ОмГУ» // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. - Томск: ТГУ, 2002. - С. 388-391.

10. Куринских П. А. Сад-музей «Дерево Дружбы» в системе интернет- и социальных коммуникаций // Проблемы современных социокультурных исследований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Астрахань: Астрахан. ун-т, 2019. - С. 41-44.

11. Мастеница Е. Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] // Труды СПБГИК. - 2010. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/missiya-muzeya-v-rakurse-problem-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 20.10.2019).

12. Официальный сайт ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур» (ФГБНУ ВНИИЦиСК). - URL: http://www.vniisubtrop.ru/derevo-druzhby.html (дата обращения: 28.05.2019).

13. Рындин A. В., Гутиева Н. М. Уникальный сад «Дерево Дружбы» // Цветоводство. - 2014. - № 2. - С. 10-13.

14. Рындин А. В., Садовой А. Н., Белозёрова М. В., Карпун Н. Н. Объекты историко-культурного и природного наследия города Сочи в системе межэтнических коммуникаций: сад-музей «Дерево дружбы» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 49. - С. 106-118.

15. Сергеева И. Л. Репрезентация музея в плоскости цифровой массовой культуры (на примере сервиса микро-блоггинга Твиттер) // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 19. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». -2016. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-muzeya-v-ploskosti-tsifrovoy-massovoy-kultury-na-primere-servisa-mikroblogginga-tvitter (дата обращения: 20.10.2019).

References

1. Anakhina I.N., Nazarov P.A., Nyavro V.F. K proektu sozdaniya elektronnoy versii muzeya fiziki Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta [To the project of creating an electronic version of the Museum of physics of Tomsk State University]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and expositions in the scientific and educational process]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2002, pp. 401-403. (In Russ.).

2. Belozerova M.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i translyatsiya kul'turnogo naslediya na primere sada-muzeya "Derevo druzhby" (g. Sochi) [Modern information technologies and broadcasting of cultural heritage on the example of the garden museum "Tree of Friendship" (Sochi)]. Problemy sovremennykh sotsiokul'turnykh issledovaniy [Problems of modern socio-cultural research]. Astrakhan, Astrakhan University Publ., 2019, pp. 8-12. (In Russ.).

3. Belousova N.A. Prodvizhenie istoriko-kul'turnogo i prirodnogo naslediya Kuzbassa v sferu vnutrennego turizma regiona cherez internet-tekhnologii [Promotion of historical, cultural and natural heritage of Kuzbass in the sphere of domestic tourism of the region via the Internet]. Vestnik Altayskoy gosudarstvennoy pedagogicheskoy akademii [Bulletin of the Altai State Pedagogical Academy], 2014, no. 18, pp. 30-32. (In Russ.).

4. Belousova N.A., Bobrova L.Yu., Kimeeva T.I., Mukhareva A.N., Shraybman O.B. Muzey «Arkheologiya, etnografi-ya i ekologiya Sibiri» Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta v Internete: htth://museum.kemsu.ru [Museum "Archeology, Ethnography and ecology of Siberia" of Kemerovo state University on the Internet: http:// museum.kemsu.ru]. Globalizatsiya i puti sokhraneniya traditsionnoy kul'tury [Globalization and ways of preserving traditional culture]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2009. 327 p. (In Russ.).

5. Bonami Z.A. Muzey i problema translyatsii kul'turno-istoricheskikh kodov [The Museum and the problem of broadcasting cultural and historical codes]. Muzey i obrazovanie [Museum and education]. Moscow, 1989, pp. 22-28. (In Russ.).

6. Gutieva N.M. Malorasprostranennye dekorativnye rasteniya v kollektsionnom sadu "Derevo Druzhby" [Rare ornamental plants in the collection garden Tree of Friendship]. Byulleten' Glavnogo botanicheskogo sada [Bulletin ofthe Main Botanical Garden], 2017, no. 3 (203), pp. 85-87. (In Russ.).

7. Zagoskin D.V., Ponomarev A.A. Informatsionnye tekhnologii kak sposob rasshireniya muzeynoy auditorii [Information technologies as a way to expand the Museum audience]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and expositions in the scientific and educational process]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2002, pp. 396-398. (In Russ.).

8. Koveshnikova E.A. Mezhkul'turnyy obmen i nematerial'noe kul'turnoe nasledie na osnove muzeynoy kommunikat-sii [Intercultural exchange and intangible cultural heritage based on Museum communication]. Globalizatsiya i puti sokhraneniya traditsionnoy kul'tury [Globalization and ways to preserve traditional culture]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2009. 327 p. (In Russ.).

9. Korusenko M.A. Sozdanie web-resursa "Muzey arkheologii i etnografii OmGU" [Creation of a web resource "Museum of archeology and Ethnography of OmSU"]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and expositions in the scientific and educational process]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2002, pp. 388-391. (In Russ.).

10. Kurinskikh P.A. Sad-muzey "Derevo Druzhby" v sisteme internet- i sotsial'-nykh kommunikatsiy [Garden-Museum "Tree of Friendship" in the system of Internet and social communications]. Problemy sovremennykh sotsiokul'turnykh issledovaniy: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Problems of modern socio-cultural research. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Astrakhan, Astrakhan University Publ., 2019, pp. 41-44. (In Russ.).

11. Mastenitsa E.N. Missiya muzeya v rakurse problem mezhkul'turnoy kommunikatsii [The mission ofthe Museum in the perspective of problems of intercultural communication]. Trudy SPBGIK [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2010, no. 6. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-muzeya-v-rakurse-problem-mezhkulturnoy-kommunikatsii.

12. FGBNU "Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut tsvetovodstva i subtropicheskikh kul'tur" (FGBNU VNIITsiSK): ofitsial'nyy sayt [FGBNU "All-Russian research Institute of floriculture and subtropical crops" (FGBNU VNIITsiSK). The official website]. (In Russ.). Available at: http://www.vniisubtrop.ru/derevo-druzhby.html.

13. Ryndin A.V., Gutieva N.M. Unikal'nyy sad "Derevo Druzhby" [Unique garden "Tree of friendship"]. Tsvetovodstvo [Floriculture], 2014, no. 2, pp. 10-13. (In Russ.).

14. Ryndin A.V., Sadovoy A.N., Belozerova M.V., Karpun N.N. Ob"ekty istoriko-kul'turnogo i prirodnogo nasledi-ya goroda Sochi v sisteme mezhetnicheskikh kommunikatsiy: sad-muzey "Derevo druzhby" [Objects of historical, cultural and natural heritage of the city of Sochi in the system of interethnic communications: garden museum

"Tree of friendship"]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 49, pp. 106-118. (In Russ.).

15. Sergeeva I.L. Reprezentatsiya muzeya v ploskosti tsifrovoy massovoy kul'tury (na primere servisa mikrobloggin-ga Tvitter) [Representation of the Museum in the plane of digital mass culture (on the example of the microblog-ging service Twitter)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Bulletin of the Moscow University. Series 19 "Linguistics and intercultural communication"], 2016, no. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-muzeya-v-ploskosti-tsifrovoy-massovoy-kultury-na-primere-servisa-mikroblogginga-tvitter.

УДК 008+069.4+14

МУЗЕОЛОГИЯ В ДИСКУРСЕ ДОКУМЕНТНОСТИ: ОПЫТЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Андреева Ирина Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: andreevairina7@gmail.com

Появление первых философских концепций, осмысляющих феномен музея и музейности, связано с именами мыслителей Н. Ф. Федорова, П. Отле, П. А. Флоренского. Целью статьи является изучение наследия данных авторов в контексте развития музеологии. Методика исследования опирается на понятие документности и основания документного подхода. В результате анализа философских эссе и трактатов конца XIX - первой трети XX века был сделан вывод о значимых итогах донаучного этапа развития музеологии в виде философской рефлексии взаимосвязей музея и научной коммуникации, музея и памяти, музея и сферы художественного творчества. Трактовка проблем музейной аксиологии в трудах философов обусловлена представлениями об информации, культурной памяти, синтезе искусств. В работах Федорова, Отле, Флоренского были предприняты первые опыты концептуализации музейного отбора как процесса документирования и музейного предмета как документа. В предложенных трактовках музейного феномена обнаруживаются истоки трех основных модусов документа музейной сферы. Данная статья является первым опытом концептуализации модусов, для чего вводятся отраслевые понятия документности, документа научно-информационного дискурса, документа исторической памяти, документа художественного творчества.

Ключевые слова: культурология, история музеологии, музей, музейный предмет, дискурс доку-ментности, модусы документа.

MUSEOLOGY IN THE DISCOURSE OF DOCUMENTARY: EXPERIENCES OF PHILOSOPHICAL REFLECTION AT THE END OF THE 19th - FIRST THIRD OF THE 20th CENTURY

Andreeva Irina Valeryevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: andreevairina7@gmail.com

The introduction of the first philosophical concepts, which comprehend the phenomenon of museum and "specificities of museums", is related to the names of the thinkers N.F. Fedorov, P. Otle, P. A. Florensky. The aim of the article is to explore the heritage of these authors in the context of the evolution of museology. The methodology of the research is built on the notion of "document nature" and the base of the documentary approach. The results of the analysis of philosophical essays and treatises of the late 19th - first third of the 20th

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.