Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VIRTUAL MUSEUMS / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / MEANS OF EDUCATION / STUDENTS / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING METHODS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Наталья Александровна

В работе поставлена проблема значимости использования виртуальных музеев в целях реализации обучения, а также установок патриотического воспитания школьников. Цель исследования - представить основные характеристики использования виртуального музея в процессе школьного обучения в целом и формирования патриотического сознания обучающихся в частности. Научная новизна исследования заключается в выделении значимых положительных факторов использования средств виртуальных музеев в ходе реализации воспитательной функции, что не было систематически представлено в других работах. Теоретическая значимость работы состоит в выявлении и описании основных характеристик использования виртуальных музеев любых типов в процессе школьного образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе подготовки учителями методических материалов для проведения классных и внеклассных мероприятий, а также в качестве методических разработок для формирования самостоятельной среды обучающегося. Среди важных результатов можно назвать следующие: выделенные характеристики виртуальных музеев открывают широкие перспективы их использования в ходе основного образовательного процесса с целью освоения школьной программы; в плане патриотического воспитания школьников четко обозначены положительные аспекты виртуальных музеев в сравнении с традиционными (виртуальные музеи способствуют формированию любви к своему региону, своей стране, формируют патриотическое сознание); помимо прочего, виртуальные музеи способствуют развитию инновационных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL MUSEUM AS A METHOD OF TEACHING SCHOOLCHILDREN AND A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION

The article raises the problem of the importance of using virtual museums in order to implement basic education, as well as the principles of patriotic education of schoolchildren. The purpose of the research is to present the main positive characteristics of the use of the virtual museum in the process of school education in general and the formation of patriotic consciousness of students in particular. The scientific novelty of the research consists in the identification of significant positive factors in the use of virtual museums in the implementation of educational functions, which was not systematically presented in other works. The theoretical significance of the work is to identify and describe the main characteristics of the use of virtual museums of any type in the process of school education. The practical significance of the research is that the results of this research can be used in the preparation of teaching materials by teachers for classroom and extracurricular activities, as well as methodological developments for the formation of an independent learning environment. Among the important results are the following: the selected characteristics of virtual museums open up wide prospects for using virtual museums in the main educational process in order to master the school curriculum; in terms of patriotic education of schoolchildren, the positive aspects of virtual museums in comparison with traditional ones are clearly identified (virtual museums contribute to the formation of love for their region, their country, and form a patriotic consciousness); among other things, virtual museums contribute to the development of innovative competencies.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.035.6:371.315 DOI 10.26170/po20-04-06

ББК Ч420.052.2+Ч420.268.4 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01

Дронова Наталья Александровна,

аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет; 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1; e-mail: [email protected]

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: виртуальные музеи; патриотическое воспитание; патриотизм; средства воспитания; школьники; современные образовательные технологии; образовательный процесс; методы обучения; информационно-коммуникационные технологии.

АННОТАЦИЯ. В работе поставлена проблема значимости использования виртуальных музеев в целях реализации обучения, а также установок патриотического воспитания школьников. Цель исследования - представить основные характеристики использования виртуального музея в процессе школьного обучения в целом и формирования патриотического сознания обучающихся в частности. Научная новизна исследования заключается в выделении значимых положительных факторов использования средств виртуальных музеев в ходе реализации воспитательной функции, что не было систематически представлено в других работах. Теоретическая значимость работы состоит в выявлении и описании основных характеристик использования виртуальных музеев любых типов в процессе школьного образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе подготовки учителями методических материалов для проведения классных и внеклассных мероприятий, а также в качестве методических разработок для формирования самостоятельной среды обучающегося. Среди важных результатов можно назвать следующие: выделенные характеристики виртуальных музеев открывают широкие перспективы их использования в ходе основного образовательного процесса с целью освоения школьной программы; в плане патриотического воспитания школьников четко обозначены положительные аспекты виртуальных музеев в сравнении с традиционными (виртуальные музеи способствуют формированию любви к своему региону, своей стране, формируют патриотическое сознание); помимо прочего, виртуальные музеи способствуют развитию инновационных компетенций.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дронова, Н. А. Виртуальный музей как метод обучения школьников и средство патриотического воспитания / Н. А. Дронова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 53-58. - DOI: 10.26170/Р020-04-06.

Dronova Natalia Alexandrovna,

Postgraduate Student, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

VIRTUAL MUSEUM AS A METHOD OF TEACHING SCHOOLCHILDREN AND A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION

KEYWORDS: virtual museums; patriotic education; patriotism; means of education; students; modern educational technologies; educational process; teaching methods; information and communication technology.

ABSTRACT. The article raises the problem of the importance of using virtual museums in order to implement basic education, as well as the principles of patriotic education of schoolchildren. The purpose of the research is to present the main positive characteristics of the use of the virtual museum in the process of school education in general and the formation of patriotic consciousness of students in particular. The scientific novelty of the research consists in the identification of significant positive factors in the use of virtual museums in the implementation of educational functions, which was not systematically presented in other works. The theoretical significance of the work is to identify and describe the main characteristics of the use of virtual museums of any type in the process of school education. The practical significance of the research is that the results of this research can be used in the preparation of teaching materials by teachers for classroom and extracurricular activities, as well as methodological developments for the formation of an independent learning environment. Among the important results are the following: the selected characteristics of virtual museums open up wide prospects for using virtual museums in the main educational process in order to master the school curriculum; in terms of patriotic education of schoolchildren, the positive aspects of virtual museums in comparison with traditional ones are clearly identified (virtual museums contribute to the formation of love for their region, their country, and form a patriotic consciousness); among other things, virtual museums contribute to the development of innovative competencies.

FOR CITATION: Dronova, N. A. (2020). Virtual Museum as a Method of Teaching Schoolchildren and a Means of Patriotic Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 53-58. DOI: i0.26i70/po20-04-06.

Необходимость и значимость патри- ных приоритетных направлений националь-

отического воспитания подраста- ной политики. Школа, как и другие соци-

ющего поколения остается одним из глав- альные институты, должна отвечать совре-

© Дронова Н. А., 2020

менным требованиям, запросам общества, а это значит, создание виртуальных музеев на базе школ или введение в образовательный процесс цифровых материалов, расположенных в интернет-музеях, - неотъемлемая и важная образовательная задача.

Обратимся подробнее к понятиям «традиционный музей» и «виртуальный музей» с целью определения общего и различного в их составе, компонентах, установках.

Традиционный музей (или традиционный тип музея) - это музей в общепринятом значении. Главные его характеристики - это физическое наличие предметов, входящих в экспозиции, строгая планировка, расположение залов и наличие работников. «В таком музее практически ничего не меняется, все предметы экспозиций находятся на своих местах. <...> В таких музеях ясная и понятная зрителю структура, у некоторых посетителей с консервативными взглядами вызывает желание возвращаться в музей с постоянной, несменной экспозицией. Это удобно для долгого и подробного изучения материала, для привычного перемещения по залам музея среди известных экспозиций, а также для работы музейных сотрудников» [4].

Под термином «виртуальный музей» (или «интернет-музей») понимается «информационная система, содержащая концептуально единую электронную коллекцию или совокупность коллекций предметов (экспонатов) с метаданными, имеющая характеристики музея и позволяющая осуществлять научную, просветительскую, экспозиционную и экскурсионную деятельность в виртуальном пространстве» [10, с. 213] или «созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве» [13, с. 48].

На наш взгляд, оба определения имеют в своей основе резкое противопоставление традиционного типа музея, функционирующего в реальности, и виртуального музея, расположенного в компьютерной среде. В традиционных музеях прослеживается четкая структура, а в современных - свободная, но не хаотичная: наиболее приемлемо считать виртуальным музеем и модель придуманного музея в интернет-сфере, и саму электронную коллекцию, но только на том основании, что они имеют упорядоченный характер, четкую организацию, отвечают поставленным задачам и целям, поскольку само присутствие материала в интернет-пространстве еще не дает основание говорить о музее как явлении.

При этом каждый музей стремится представить материал в уникальной форме, поэтому все большую популярность наби-

рают симулятивные игры, викторины, зD-прогулки, квесты, виртуальные панорамы [14], которые, с одной стороны, предполагают наличие определенного уровня информационно-коммуникативных технологий, с другой стороны, стимулируют дальнейшее развитие у обучающихся компьютерных навыков.

Теоретический вклад в развитие идей виртуального музея в разное время был внесен многими учеными: Т. Е. Максимова, Д. Н. Дзюба, С. Н. Бобкова, Г. П. Несговоро-ва, Н. Г. Поврозник, В. В. Скляднева, Т. Е. Фадеева в своих работах рассматривают виртуальный музей в первую очередь как информационный источник; в трудах Л. Ф. Русакова, В. В. Веревкина, Е. В. Ивановой, В. В. Кондратьева музей, традиционный и виртуальный, выступает как средство военно-патриотического воспитания. На наш взгляд, такой тип музея имеет явное преимущество в возможности использования его одновременно как информационного источника и как средства патриотического воспитания с учетом интересов современного школьника.

Актуальность данного исследования видится в описании основных возможностей виртуального музея как средства взаимодействия с учениками в рамках патриотического воспитания, получения новых знаний. Значение музейного дела на первый взгляд не является широкой сферой рассмотрения, однако оно отражается в историческом, информационном, образовательном, педагогическом, культурном, искусствоведческом научных направлениях. «В настоящее время музей является не просто собранием экспонатов, но и эффективным средством образования и воспитания общества» [8, с. 137], а значит, виртуальные музеи могут создаваться не только самими музеями, организациями, но и учителями совместно с учениками, родителями с детьми, что особенно ценно и значимо в рамках реализации личностно-ориентированного подхода в образовании и принципа преемственности.

Методология и методы исследования. Методология данной работы заключалась в выявлении и описании основных свойств виртуального музея в сравнении с традиционным музеем и с другими средствами и формами воспитания. С этой целью были применены описательный метод, заключающийся в представлении основных характеристик виртуального музея; типологический, позволяющий выявить компоненты патриотического воспитания; сравнительный метод, направленный на сопоставление традиционного типа музея и виртуального; метод анализа и синтеза, проявляющиеся в поиске места виртуально-

го музея в системе образовательного процесса и патриотического воспитания.

Рассмотрим подробнее, как виртуальные музеи могут быть использованы в ходе основного или дополнительного образования с целью совершенствования патриотического воспитания, какие положительные характеристики способствуют их внедрению в современный образовательный процесс.

Включение виртуальных музеев в образовательный процесс (основной или дополнительный) считается приоритетным направлением, так как традиционные формы воспитания в настоящее время все чаще подвергаются критике со стороны родителей, учеников и нередко самого государства. «Организация и функционирование музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных организаций как действенное средство в повышении качества и результативности учебно-воспитательной работы» [2, с. 201]. Применение различных форм, средств, технологий образования способствуют мотивации обучающихся как в процессе обучения, так и после его завершения. Т. Е. Максимова считает, что «виртуальные музеи, задействованные в образовательном процессе, способствуют формированию положительной мотивации самостоятельной познавательной и практической деятельности в гражданско-патриотической сфере, в том числе и после окончания учебного заведения» [6, с. 10]. На наш взгляд, введение любых приемов виртуального пространства (т. е. совокупности средств и приемов, применяемых для наполнения виртуального музея информацией) в образовательный процесс делает его значительно более активным и продуктивным как в плане познавательной деятельности обучающихся, так и в плане реализации учеником своих личностных запросов.

Во многих образовательных учреждениях создаются виртуальные музеи, направленные на раскрытие региональной тематики: с одной стороны, это отвечает требованиям основной образовательной программы (ООП) в пункте реализации регионального компонента в образовании, с другой стороны, способствует мотивации к патриотическому воспитанию. Интернет-музеям не всегда отводится должное внимание: их наполнение должно быть четко структурировано и обдуманно, отвечать не только установкам школы, но и запросам региона или края.

Однако не только региональная проблематика, предполагающая акцентирование на местной специфике, способствует развитию патриотизма: богатое мировое наследие, включенность российской истории в мировой процесс также могут стимулировать по-

зитивное формирование личности. Создаются культурный «микрокосм» и культурный «макрокосм», которые не исключают друг друга, но находятся в тесном взаимодействии, работая на раскрытие одних и тех же целей. Присутствуя в отдаленной от краевого центра местности, школьник ощущает свою сопричастность и к региональной культуре, к мировой истории, когда имеет возможность отправиться в виртуальное путешествие по лучшим музеям Франции, Германии, США, Испании и других стран.

Создание музеев, посвященных военной истории, военному искусству, сохранению и приумножению воинских традиций, - практика давняя. Однако в большей степени это традиционные музеи (уголок воинской славы, комната воинской славы).

«Несмотря на компьютеризацию общества, способы патриотического воспитания и приобщения подрастающего поколения к истории своей Родины в основе своей остаются прежними: ознакомление с бессмертным подвигом наших предков осуществляется через народный фольклор, живопись, искусство» [12, с. 13]. На наш взгляд, в настоящее время необходимо контамини-ровать традиционные приемы и инновационные в получении информации в рамках патриотического воспитания. Например, хорошим примером такого рода приемов может послужить введение QR-кодов (инновационный прием) к отдельным реальным (физическим) экспонатам (традиционный прием), с помощью которых будет дополняться информация. Таким образом можно сэкономить пространство школы, но влиться в единый информационный процесс глобализации без потери традиционно значимых вещей. Также благодаря такого рода «мобильности» интернет-музеи переключают внимание школьников с интернет-ресурсов нежелательного характера на позитивные источники информации, что повышает цифровую грамотность ребенка и способствует развитию навыков информационной безопасности, так необходимых в процессе формирования будущих специалистов любой направленности.

Виртуальные музеи могут становиться основой для совместной деятельности учащихся, когда каждый из них выполняет определенную часть: проектные работы, сбор информации, формирование сводных баз данных, дизайн-работы. Все эти виды деятельности способствуют основам командной работы, в ходе которой четко прослеживается общая идея по сплочению коллектива для создания проекта патриотической направленности. По мнению В. Г. Пономарева, с целью мотивации обучающихся необходимо «увеличить долю представлен-

ных в них научно-исследовательских работ школьников, информации об экспозициях, в создании которых участвовали учащиеся школ, и видеоинтервью с участниками исторических событий и/или экспертами в данной предметной области» [11, с. 79]. Все данные (семейные архивы, рассказы участников военных событий, переведенные в текстовый или звуковой ряд), полученные в процессе создания такого рода проекта, позволят развить научно-исследовательские навыки, а также способствуют патриотическому воспитанию учащихся.

Важная роль виртуальных музеев заключается в визуализации культурного наследия, включении большого количества гиперссылок и обработке больших информационных сведений, чем при реальном нахождении в музее. Развитая «паутина» сведений, виртуальное визуальное пространство способствуют мотивации к углублению знаний: «Именно в „новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой „новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея» [5]. Однако, по результатам опросов, посетители таких музеев в большей степени остаются разочарованными средствами, которые используются в виртуальных музеях (более 50% респондентов отвечают «нет» на вопрос «Возможно ли заменить обычный музей виртуальным?»). По мнению Г. П. Несговоровой, «для улучшения качества восприятия в проектах виртуальных музеев могут использоваться возможности анимации объектов и видеоизображений. Можно реализовать интерфейс с пользователем через события взаимодействия с окружающими объектами» [9, с. 169]. Также актуально регистрировать созданный музей на портале «Музеи России», что привлечет дополнительных посетителей [16, с. 320]. Но стоит это делать только в том случае, если проект музея выполнен действительно на высоком уровне.

Интернет-музеи способствуют активизации деятельности участников, посетителей, поскольку направлены на диалог «экспозиция - посетитель», более эмоциональны в отличие от традиционных музеев [4]. В этом отношении интересны различные способы имитации присутствия в том или ином историческом промежутке времени или событии. Например, графический дизайн, зБ-очки, иллюзия обмана позволяют как бы прикоснуться к давно прошедшим временам и стать одним из тех, кто творил историю. С помощью такого сближения прошлого и настоящего и достигаются цели, заложенные в современных виртуальных музеях. По мнению Ю. Д. Вяткиной, «практика показывает, что при создании

виртуального музея с эффектом присутствия интерес к музею не только не уменьшается, но и активно возрастает» [3, с. 55].

Виртуальный музей, по мнению Т. Е. Фадеевой, является хорошим средством для профилактики исторической «амнезии». На самом деле, в настоящее время участились случаи подмены фактов истории, исторических фальсификаций, особенно это актуально в том случае, когда артефакты были утрачены, а затем забыты с течением времени. «Точечная атака на „культурные привязки", „культурные якоря" может привести к самым разрушительным последствиям для отношений народов и неопределенности в будущем» [15, с. 346]. Именно за интернет-музеями будущее в плане сохранения таких исчезнувших памятников: благодаря технологиям дополнительной реальности можно воссоздать то, чем невозможно в физическом отношении обладать (исчезнувшие живописные полотна, скульптурные и архитектурные предметы и даже исчезнувшие города). Важно, что в этом отношении затрагивается не только патриотическое воспитание, но и трансляция, распространение своего культурного наследия в рамках национальной политики государства. В тесной связи с профилактикой исторической «амнезии» можно назвать и функцию сохранения «современности» [7, с. 89].

Виртуальные музеи представляют собой цифровой информационный ресурс, а следовательно, могут быть доступны большим категориям обучающихся, в том числе и некоторым лицам с ОВЗ, что, несомненно, помогает в ходе осуществления образовательного процесса.

В отличие от традиционных музеев физическое присутствие участников образовательного процесса необязательно, поэтому многие категории обучающихся получат возможность приобретения информации, способствующей формированию основ патриотического воспитания. По мнению С. В. Бобковой, «для людей с инвалидностью большое значение имеет доступность виртуальных музеев и отдельных музейных проектов, связанных с соцсетями. Это необходимо учитывать при создании любого виртуального музея, он должен обеспечить не только бесплатный, но и безбарьерный доступ к культурным ценностям» [1, с. 53]. Отметим, что именно для обучающихся с ОВЗ формированию любви к Родине не уделяется должного внимания, поскольку на первое и единственное место часто выходит лишь освоение основных умений и навыков. По мнению А. В. Горбачевой и И. И. Шепелевой, патриотическое направление для работы с детьми является крайне

сложным, поскольку это связано с многоас-пектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм», а также с особенностями детей. «Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе)» [17].

Так, были обозначены положительные аспекты такого рода музеев, определены основные характеристики виртуальных музеев в плане патриотического воспитания школьников. Виртуальный музей занимает важное место в системе школьного образования, поскольку способствует получению новых знаний в доступной, по большей части визуальной, аудиальной формах, стимулированию интереса благодаря особым применяемых средствам (зD-прогулки, кве-сты, симуляционные формы). Однако такие формы могут способствовать и развитию от-

дельных направлений деятельности - формированию патриотического сознания обучающихся. Среди положительных характеристик виртуальных музеев в ходе реализации как общего, так и патриотического воспитания школьников были выделены и описаны следующие: виртуальный музей относится к нетрадиционным (инновационным) средствам обучения, что способствует интересу обучающихся; музеи в интернете позволяют раскрыть как региональную тематику, так и показать включенность истории малой родины в мировой процесс; виртуальные музеи могут стать платформой для развития личности; такой тип музея ориентирован на аудиовизуальное восприятие, что способствует лучшему усвоению материала; интернет-музей как место против исторической «амнезии»; доступность виртуальных музеев для лиц с ОВЗ шире, чем у традиционных музеев; виртуальные музеи способствуют активизации интереса к традиционным типам музеев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобкова, С. В. Трансформация музеев в цифровом обществе: виртуальный музей / С. В. Бобкова // Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции «HOMO INSTAGRAMUS: Человек в цифровом обществе». - М. : Изд-во МПГУ, 2018. - С. 49-55.

2. Винокурова, А. А. Виртуальный музей как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания младших школьников / А. А. Винокурова, Н. Д. Неустроев // Меридиан. - 2018. - № 4 (15). -С. 201-203.

3. Вяткина, Ю. Д. Виртуальный музей как PR-средство / Ю. Д. Вяткина // Социокультурные аспекты PR и рекламы. - 2012. - С. 54-58.

4. Димогло, М. В. Современность и традиционность музейного содержания / М. В. Димогло. - Текст : электронный // Архитектон. - 2007. - № 2 (18). - URL: http://archvuz.ru/numbers/2007_22/k12/ ?searchterm=None (дата обращения: 05.05.2020).

5. Кононыхин, Н. Музеи в Интернете и виртуальные музеи / Н. Кононыхин. - URL: http://www.russ.ru/ (дата обращения: 01.04.2020). - Текст : электронный.

6. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи как инновационное средство патриотического воспитания / Т. Е. Максимова / / Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 2 (58). - С. 10-16.

7. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: функции сохранения «современности» / Т. Е. Максимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 7-2 (33). - С. 89-91.

8. Немтинов, В. А. Виртуальный музей как одно из направлений развития музейной педагогики / В. А. Немтинов, А. Б. Борисенко, А. А. Горелов [и др.] // Вопросы современной науки и практики. - 2017. -№ 4 (66). - С. 137-143.

9. Несговорова, Г. П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет / Г. П. Несговорова // Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ. - Новосибирск, 2005. - С. 161-172.

10. Поврозник, Н. Г. Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия / Н. Г. Поврозник / / Вестник Пермского университета. Серия «История». - 2015. - № 3 (30). - С. 213-222.

11. Пономарев, В. Г. Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций / В. Г. Пономарев // Интерактивная наука. - 2016. - № 10. - С. 78-79.

12. Скляднева, В. В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Скляднева В. В. - М., 2003. - 26 с.

13. Словарь актуальных музейных терминов / под ред. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева. - М., 2009. - 68 с.

14. Туманова, Е. В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / Е. В. Туманова. - М. : Просвещение, 2012. - 213 с.

15. Фадеева, Т. Е. Музей виртуальной реальности как способ избежать исторической «амнезии» / Т. Е. Фадеева // Аллея науки. - 2018. - Т. 1, № 2 (18). - С. 343-348.

16. Хакимова, А. С. Стратегическое продвижение музея средствами связей с общественностью / А. С. Хакимова, А. С. Скобелдьцина // Музейная эпистема. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2009. - 410 с.

17. Шепелева, И. И. Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Из опыта работы / И. И. Шепелева, А. В. Горбачева. - URL: https://www.v0spitatelds.rU/categ0ries/7/articles/1760 (дата обращения: 25.05.2020). -Текст : электронный.

REFERENCES

1. Bobkova, S. V. (2018). Transformatsiya muzeev v tsifrovom obshchestve: virtual'nyy muzey [Transforming museums in a digital society: the virtual museum]. In Materialy mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «HOMO INSTAGRAMUS: Chelovek v tsifrovom obshchestve». Moscow, Izd-vo MPGU, pp.. 49-55.

2. Vinokurova, A. A., Neustroev, N. D. (2018). Virtual'nyy muzey kak innovatsionnaya forma grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Virtual museum as an innovative form of civil-patriotic education of primary schoolchildren]. In Meridian. No. 4 (15), pp. 201-203.

3. Vyatkina, Yu. D. (2012). Virtual'nyy muzey kak PR-sredstvo [Virtual museum as a PR tool]. In Sotsiokul'turnye aspekty PR i reklamy, pp. 54-58.

4. Dimoglo, M. V. (2007). Sovremennost' i traditsionnost' muzeynogo soderzhaniya [Modernity and tradition of museum content]. In Arkhitekton. No. 2 (18). URL: http://archvuz.ru/numbers/2007_22/k12/ ?searchterm=None (mode of access: 05.05.2020).

5. Kononykhin, N. Muzei v Internete i virtual'nye muzei [Museum on the Internet and virtual museums]. URL: http://www.russ.ru/ (mode of access: 01.04.2020).

6. Maksimova, T. E. (2015). Virtual'nye muzei kak innovatsionnoe sredstvo patrioticheskogo vospitaniya [Virtual museums as an innovative means of patriotic education]. In Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. No. 2 (58), pp. 10-16.

7. Maksimova, T. E. (2013). Virtual'nye muzei: funktsii sokhraneniya «sovremennosti» [Virtual museums: functions of preserving "modernity"]. In Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turol-ogiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. No. 7-2 (33), pp. 89-91.

8. Nemtinov, V. A., Borisenko, A. B., Gorelov, A. A., et al. (2017). Virtual'nyy muzey kak odno iz napravleniy razvitiya muzeynoy pedagogiki [Virtual museum as one of the directions of development of museum pedagogy]. In Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. No. 4 (66), pp. 137-143.

9. Nesgovorova, G. P. (2005). Obzor virtual'nykh muzeev v seti internet [Overview of virtual museums on the Internet]. In Metody i instrumenty konstruirovaniya i optimizatsiiprogramm. Novosibirsk, pp. 161-172.

10. Povroznik, N. G. (2015). Virtual'nyy muzey: sokhranenie i reprezentatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya [Overview of virtual museums on the Internet]. In Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Istoriya». No. 3 (30), pp. 213-222.

11. Ponomarev, V. G. (2016). Istoriko-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya shkol s pomoshch'yu soz-daniya virtual'nykh muzeynykh ekspozitsiy [Historical and patriotic education of schoolchildren through the creation of virtual museum exhibitions]. In Interaktivnaya nauka. No. 10, pp. 78-79.

12. Sklyadneva, V. V. (2003). Dukhovno-nravstvennoe vospitanie starsheklassnikov v uchebno-vospitatel'nom protsesse obshcheobrazovatel'noy shkoly [Spiritual and moral education of high school students in the educational process of a general education school]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 26 p.

13. Kaulen, M. E., Sundiev, A. A. (Eds.). (2009). Slovar' aktual'nykh muzeynykh terminov [Dictionary of current museum terms]. Moscow. 68 p.

14. Tumanova, E. V. (2012). Virtual'nyy muzey kak sredstvo rasprostraneniya kul'turnoy i obrazovatel'noy informatsii v ramkakh vospitatel'nogo prostranstva [Virtual museum as a means of disseminating cultural and educational information within the educational space]. Moscow, Prosveshchenie. 213 p.

15. Fadeeva, T. E. (2018). Muzey virtual'noy real'nosti kak sposob izbezhat' istoricheskoy «amnezii» [Virtual reality museum as a way to avoid historical "amnesia"]. In Alleya nauki. Vol. 1. No. 2 (18), pp. 343-348.

16. Khakimova, A. S., Skobeld'tsina, A. S. (2009). Strategicheskoe prodvizhenie muzeya sredstvami svyazey s obshchestvennost'yu [Strategic promotion of the museum through public relations]. In Muzeynaya epistema. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGU. 410 p.

17. Shepeleva, I. I., Gorbacheva, A. V. Patrioticheskoe vospitanie detey s OVZ. Iz opyta raboty [Patriotic education of children with disabilities. From work experience]. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/ articles/1760 (mode of access: 25.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.