Научная статья на тему 'Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века'

Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2485
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOL MUSEUMS / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / MORAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / LOCAL HISTORY / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонов Евгений Евгеньевич

В статье отмечается роль, значение и актуальность школьных музеев в России в начале XXI века. Обозначены наиболее острые проблемы школьных музеев, которые связаны с их статутом в современной системе образования. Автор выделяет шесть проблем в качестве наиболее серьёзных: государственная политика, структурная отчуждённость, должностное противоречие, кадровая некомпетентность, интеллектуальная зависимость, внутренняя координация, кадровый голод. Подчёркивается актуальность школьных музеев как элемента духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Показано их значение с точки зрения самореализации учащихся, проявления лидерских качеств, профориентационной деятельности. Школьные музеи выделяются как учреждения, занимающиеся поисково-исследовательской работой краеведческой направленности, позволяющей закладывать основы научной работы. Выделяется новый этап их развития с 2010 по 2015 год, отмеченный как «этап отчуждённости». Обозначается выход школьного музея на новый этап развития, связанный с созданием в 2015 году Российского движения школьников, где в направлении «гражданская активность» выделяется значимая роль краеведения и школьных музеев. Школьные музеи в начале XXI века выделяются в системе образования с точки зрения многогранной детерминирующей формы образовательно-воспитательной системы, аккумулирующей в себе разные направления влияния на личность, где они представляют собой информационно-коммуникативную платформу краеведческих изучений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role, Importance, Actuality of the School Museum in the System of Educational Process of Russia at the Beginning of the 21st Century

The article notes the role, importance and actuality of school museums in Russia in early XXI century, which can be traced since the advent of the first school museums, allocated in stages. The most pressing problems of school museums are confirmed by statute in the modern education system. The author identifies six issues as the most serious: the state policy, structural exclusion, official contradiction, human incompetence, intellectual dependency, internal coordination, staff shortages. The article shows that school museums in modern conditions are not quite well-defined in public policy as the relevant societies, often reminding the sector activity. This can be proved by the example of weak coordination policy in which nobody can identify the exact number of school museums in the country. Actuality of school museums is noted from the point of view of the element of the spiritual-moral and civil-patriotic education. It is shown their meaning from the point of view of self-realization of schoolchildren’s leadership qualities, career guidance activities. School museums stand out as companies engaged in search and research of local history orientation that allows you to lay the foundations of scientific work. It allocates a new stage of their development from 2010 to 2015, noted as “period of alienation.” It indicates the exit of the museum school at the new stage of development associated with the creation in 2015 of the Russian movement of schoolchildren, where in the direction of “civic engagement” highlighted the significant role of local lore and school museums. School museums in the early 21st century stand out in the education system from the point of view of determining the multifaceted forms of education and discipline for accumulation of different ways of personal influence, where they constitute information and communication platform of local history studies.

Текст научной работы на тему «Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века»

Литература

1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. - М.: Рус. слов.: Яз. славян. культуры, 2003. - Т. 1. - С. 69-263.

2. Бердяев Н. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

3. Бродский И. Часть речи [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/chastx.txt.

4. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Поэтика: слов. актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. - С. 112-114.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, 1972. - Т. 1. - С. 109-229.

6. Кельметр Э. В. Поэтика телесности в лирике Иннокентия Анненского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург: [б. и.], 2015. - 25 с.

7. Тарковский А. Я. Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был... [Электронный ресурс]. - URL: http://www. stihi-rus.ru/1/Tarkovskiy/114.htm.

8. Теория литературы: в 2 т. - М.: Академия, 2004. -Т. 2. - 368 с.

9. Цветаева М. Неподражаемо лжёт жизнь. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/ 86.htm.

References

1. Bakhtin M.M. Sobranie sochineniy: v 7 t. Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel'nosti [Collected works: in 7 vol. The author and the hero in esthetic activity]. Moscow, Russkie slovari: Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2003, vol. 1, pp. 69-263. (In Russ.).

2. Berdyaev N. Smysl istorii [Sense of history]. Moscow, Mysl' Publ., 1990. 176 p. (In Russ.).

3. Brodsky I. Chast' rechi [Part of speech]. (In Russ.). Available at: http://lib.ru/BRODSKIJ/chastx.txt.

4. Broytman S.N. Liricheskiy sub"ekt [Lyrical subject]. Poetika: slovar' aktual'nykh terminov i ponyatiy [Poetics: dictionary of relevant terms and concepts]. Moscow, Izdatel'stvo Kulaginoy: Intrada Publ., 2008, pp. 112-114. (In Russ.).

5. Dostoyevsky F.M. Polnoe sobranie sochineniy: v 30 t. [Complete works: in 30 vol.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972, vol. 1, pp. 109-229. (In Russ.).

6. Kelmetr E.V. Poetika telesnosti v lirike Innokentiya Annenskogo: avtoref. dis. kand. filol. nauk [Corporality poetics in Innokenti Annensky's lyrics. Autor's abstract of Dr. phil. sci. diss]. Ekaterinburg, 2015. 25 p. (In Russ.).

7. Tarkovsky A.Ya. Ya proshchayus' so vsem, chem kogda-to ya byl... [I say goodbye to everything, than once I was...]. (In Russ.). Available at: http://www.stihi-rus.ru/1/Tarkovskiy/114.htm.

8. Teoriya literatury: v 2 t. [Theory of literature: in 2 vol.]. Moscow, Akademiya Publ., 2004, vol. 2. 368 p. (In Russ.).

9. Tsvetaeva M. Nepodrazhaemo lzhet zhizn'... [Inimitably life.]. (In Russ.). Available at: http://www.stihi-rus.ru/1/ Cvetaeva786.htm.

УДК 908

РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Леонов Евгений Евгеньевич, кандидат культурологии, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье отмечается роль, значение и актуальность школьных музеев в России в начале XXI века. Обозначены наиболее острые проблемы школьных музеев, которые связаны с их статутом в современной системе образования. Автор выделяет шесть проблем в качестве наиболее серьёзных: государственная политика, структурная отчуждённость, должностное противоречие, кадровая некомпетентность, интеллектуальная зависимость, внутренняя координация, кадровый голод.

Подчёркивается актуальность школьных музеев как элемента духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического воспитания. Показано их значение с точки зрения самореализации учащихся,

проявления лидерских качеств, профориентационной деятельности. Школьные музеи выделяются как учреждения, занимающиеся поисково-исследовательской работой краеведческой направленности, позволяющей закладывать основы научной работы. Выделяется новый этап их развития с 2010 по 2015 год, отмеченный как «этап отчуждённости». Обозначается выход школьного музея на новый этап развития, связанный с созданием в 2015 году Российского движения школьников, где в направлении «гражданская активность» выделяется значимая роль краеведения и школьных музеев. Школьные музеи в начале XXI века выделяются в системе образования с точки зрения многогранной детерминирующей формы образовательно-воспитательной системы, аккумулирующей в себе разные направления влияния на личность, где они представляют собой информационно-коммуникативную платформу краеведческих изучений.

Ключевые слова: школьные музеи, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, поисково-исследовательская деятельности, краеведческая работа, система образования.

THE ROLE, IMPORTANCE, ACTUALITY OF THE SCHOOL MUSEUM IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

Leonov Evgeniy Evgenyevich, PhD in Culturology, Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "V. Voloshina Center of Additional Education of Children" (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article notes the role, importance and actuality of school museums in Russia in early XXI century, which can be traced since the advent of the first school museums, allocated in stages. The most pressing problems of school museums are confirmed by statute in the modern education system. The author identifies six issues as the most serious: the state policy, structural exclusion, official contradiction, human incompetence, intellectual dependency, internal coordination, staff shortages. The article shows that school museums in modern conditions are not quite well-defined in public policy as the relevant societies, often reminding the sector activity. This can be proved by the example of weak coordination policy in which nobody can identify the exact number of school museums in the country.

Actuality of school museums is noted from the point of view of the element of the spiritual-moral and civil-patriotic education. It is shown their meaning from the point of view of self-realization of schoolchildren's leadership qualities, career guidance activities. School museums stand out as companies engaged in search and research of local history orientation that allows you to lay the foundations of scientific work. It allocates a new stage of their development from 2010 to 2015, noted as "period of alienation." It indicates the exit of the museum school at the new stage of development associated with the creation in 2015 of the Russian movement of schoolchildren, where in the direction of "civic engagement" highlighted the significant role of local lore and school museums. School museums in the early 21st century stand out in the education system from the point of view of determining the multifaceted forms of education and discipline for accumulation of different ways of personal influence, where they constitute information and communication platform of local history studies.

Keywords: school museums, civil-patriotic education, moral education, research activities, local history, education system.

Школьные музеи в России появились во второй половине XVIII века, что было связано с началом географического и экономического исследования Сибири. В 1781 году в Иркутске была открыта первая городская школа, в которой

в 1782 году появились первая библиотека Сибири и находившийся при ней первый музей. В основу музея были положены минералогические и ботанические коллекции, а в правилах пользования «книгохранительницей» значилось, что все пред-

меты на дом не даются, а представлены лишь для зрительного восприятия [27, с. 160-161]. Таким образом, стоит отметить, что школьный музей изначально выполнял функцию привлечения внимания к предметам, которые демонстрировались широкой публике.

В конце XVIII - начале XIX века школьные музеи только начинают входить в образовательный процесс, но, несмотря на появление нового типа музеев, они уже приобретали признание как определённый элемент в системе образования [18, с. 40-41]. На рубеже XIX-XX веков школьный музеи рассматриваются как собрание наглядных пособий, естественно-научных образцов и других материалов, являясь дополнением к учебным предметам [26, с. 305]. Коренные изменения в школьном музееведении в России произошли после социалистической революции 1917 года, когда особое значение придавалось изучению края и использованию местного материала на всех этапах исследования [23, с. 41]. Развитие краеведения в 1920-е годы, куда входило, в том числе, создание школьных музеев, было обусловлено, с одной стороны, - источником бесплатной рабочей силы для проведения колоссальных исследований в рамках страны, с другой стороны -мощным идеологическим инструментом воспитания [21, с. 40]. В середине XX века школьные музеи стали появляться как результат многолетней краеведческой работы со школьниками [29, с. 97], их характерной чертой становится профильное многообразие [23, с. 44]. В эти годы получили большое распространение музеи и уголки боевой и трудовой славы [29, с. 97], когда школьные музеи вступили в новый этап подъёма, начался процесс формирования сети школьных музеев [23, с. 43]. В школьных музеях с 1950-х годов огромное внимание уделяется Великой Отечественной войне 1941-1945 годов [23, с. 44; 33, с. 89], их задачами являлись пропаганда подвига советского народа и военно-патриотическое воспитание населения.

В 1960-е годы школьные музеи отмечены стремлением вернуть себе статус научного учреждения, однако властью они по-прежнему рассматривались с точки зрения значимого элемента пропаганды [31, с. 62]. В 1970-е годы, благодаря активизации краеведческого движения, увеличивается количество школьных музеев [1, с. 52-53]. К 1980-м годам в России сформиро-

валась весьма обширная сеть школьных музеев [34, с. 388-390], они активно развивались по всей стране. В 1990-е годы идеологическая составляющая школьных музеев перестала быть востребованной [20, с. 132], они мало интересовали власть [31, с. 62].

В 2000-е годы система образования переходит на новый этап, связанный с чёткой задачей: усилением патриотического воспитания молодёжи [18, с. 48-49], попытками поиска технологий обучения и воспитания, позволяющих решать проблемы гармонично развитой личности [20, с. 133], где большое значение уделяется развивающим компонентам [31, с. 63]. В связи с этим встаёт вопрос о роли музеев в системе образования России в начале XXI века.

С одной стороны, на современном этапе развития общества становится актуальным приобщение учащихся к музееведческим знаниям [30, с. 451-452], историко-культурному наследию, что отражают собой школьные музеи. Музеи заново осмысливают своё место и роль в обществе, ищут пути партнёрства и взаимодействия [32, с. 299], что отразилось в понимании их роли как важного воспитательного элемента в системе образования, так как его экспонаты напрямую участвуют в учебно-воспитательном процессе [34, с. 388-390], интегрированы в него, связаны с преподаванием конкретных дисциплин и дополнительным образованием учащихся [1, с. 52-56], являясь местом демонстрации истории края [25, с. 72], точкой преломления культуры и образования [14, с. 35-38]; с другой - низкая координация школьных музеев [24, с. 15] приводит к тому, что они, порой предоставлены сами себе, их развитие серьёзно отстаёт от музеев других типов. Помимо этого, школа в реализации образовательной программы сталкивается с рядом проблем, среди которых нечёткое определение гражданского образования и изменение механизма постижения духовных ценностей учащимися, которые имеют другую культуру [23, с. 83].

Многие специалисты подчёркивают в качестве одной из основных задач школьного музея воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся, показывая, что целью создания школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной культуре, уважительного отношения к духовно-нравственным ценностям прошлого, историческому прошлому

народа [3, с. 199; 9, с. 38; 28, с. 64]. В данном случае выделяется именно воспитательная функция, которая заключается в особой среде для формирования личности с активной гражданской позицией, направления и формы деятельности школьного музея базируются на предметности, наглядности, эмоциональности, интерактивности [4, с. 2], что особенно актуально и значимо в условиях маргинализации общества и изменения социально-экономических отношений, когда досуг школьников отличается особой сложностью и противоречивостью [5, с. 147], размываются жизненные ориентиры подрастающего молодого поколения, деформируются традиционные для страны нормы [13, с. 83]. Одним из основных направлений деятельности школьного музея является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения [2, с. 203], которое сочетает в себе признаки научного учреждения и детского объединения [16, с. 36], воздействуя на подрастающее поколение подлинными музейными предметами [6, с. 291] на стадии взросления, когда формируется мировоззрение и взгляды [12, с. 163]. Через деятельность в школьном музее учащиеся осуществляют самореализацию [19, с. 165-166] через социальное взаимодействие, удовлетворение интересов и потребностей [8, с. 94], разностороннее развитие взглядов, получение опыта исследовательской деятельности.

В настоящее время школьный музей должен меняться, раздвигать рамки музейного пространства, развивать формы и методы коммуникации, привлекать новых партнёров [7, с. 9]. В начале XXI века в работе школьного музея приоритетным является переход от экспозиционно-экскурсионной работы к музейной педагогике, способствующей развитию творческих способностей и интереса к разным областям знаний [10, с. 40]. В современной школе музей должен представлять собой интегрированную информационную образовательную среду [11, с. 37], где бы сочетались традиционные и новые формы организации деятельности учащихся. Также велик потенциал школьного музея с точки зрения учреждения, занимающегося поисково-исследовательской деятельностью, когда закладываются основы научной работы, ведутся научные изыскания [15, с. 31-33; 36].

Однако стоит обратить внимание не только на значимость музея с точки зрения гражданско-

патриотического воспитания, но также выделить и проблемы, которые в XXI веке кажутся более глобальными и обострённо сказываются на деятельности школьных музеев. Образовательное учреждение не ставит чёткой задачи перед учениками развиваться в рамках деятельности музея, занимаясь краеведческой работой и участвуя в мероприятиях. В этой связи руководитель музея самостоятельно занимается поиском активистов, зачастую не получая должной поддержки руководства.

С одной стороны, роль школьных музеев в системе образования не вызывает сомнений, они являются ключевым элементом развития ребёнка, формируют лидерские качества, осуществляют мониторинг одаренных детей через конкурсное движение, позволяющее выявить наиболее способных детей в краеведческой и исследовательской деятельности. Тем не менее деятельность школьного музея находится на промежуточной стадии между островкизмом и «теневой отчуждённостью», что выражается в их неопределённом статусе и отсутствии чёткого положения в образовательном учреждении. Школьный музей в условиях модернизации общества, социально-экономического кризиса и на этапе перехода от школы к высшему учебному заведению постепенно теряет значимость с точки зрения востребованности, значимого элемента этой цепочки. С введение ЕГЭ в образовании остро встала проблема «точечной» подготовки к поступлению в вузы, которая начинается в средних классах, что перерастает в острую нехватку времени на любую досуговую деятельность. В этих условиях школьный музей испытывает острый «социальный голод», проявляющийся в меньшем количестве активистов, которых бы интересовало краеведение. Среди основных проблем школьных музеев в XXI веке стоит выделить следующие:

1. Государственная политика. К сожалению, школьные музеи не получают нужной поддержки государственного уровня. Они просто существуют и работают по аналогии прошлых лет, не имея возможности меняться или переходить в стадию развития с учётом реалий современной образовательной системы, отсутствует их чёткая централизованная координация на федеральном уровне. Их роль просто не получает популяризационной поддержки. В итоге они предоставлены на откуп

региональным властям, оставаясь по-прежнему практически без финансовой помощи.

2. Структурная отчуждённость. Школьные музеи функционируют на базе школ, но педагог, занимающийся музеем, фактически является работником образовательного учреждения дополнительного образования, не подчиняясь школе, а лишь работая в ней в качестве руководителя музея. Это приводит к недопонимаю в образовательном учреждении и абстрагированию руководства от его деятельности, являясь зависимым элементом от руководства образовательного учреждения. Такая ситуация характерна не для всех регионов страны, но действует в большинстве из них.

3. Должностное противоречие. Серьёзный вопрос, включающий в себя фактическое отсутствие должности «руководитель музея», официально замененное на «педагог дополнительного образования», должностная инструкция которого включает в себя работу с детьми, дополненная по факту полной нагрузкой через функционирование школьного музея. Такая система наблюдается в большом количестве регионов страны, так как музеи полностью вовлечены в систему дополнительного образования.

4. Кадровая некомпетентность. Школьные музеи зависимы от личности педагога-руководителя музея, что выражается в полном отсутствии законодательной базы, подразумевающей защищённость музея от случаев некорректного выполнения должностных обязанностей педагогом, которому подконтрольны все экспонаты.

5. Интеллектуальная зависимость. Кадровый вопрос является одним из значимых в осуществлении деятельности школьного музея, который чрезвычайно зависим от энтузиастов [17, с. 133]. В случае ухода инициатора открытия музея или сторонника его активной деятельности музей зачастую приходит в упадок и предаётся забвению, если нет преемника к дальнейшей активной деятельности [20, с. 135].

6. Внутренняя координация. В этом аспекте музей будет развиваться не только за счёт энтузиаста, но также он зависим от позиции руководства образовательного учреждения, которое, в случае отсутствия заинтересованности, не поддерживает и игнорирует деятельность музея. В данном случае руководитель учреждения является координатором деятельности школьного музея, либо считая его значимым элементом воспитательного

процесса, либо не соглашаясь с его необходимостью в образовательной цепочке.

7. Кадровый голод. Низкая заработная плата педагогов в школьных музеях препятствует привлечению молодых специалистов высокой квалификации с профильным образованием, которые бы смогли улучшить работу музея. Это приводит к тому, что средний возраст руководителей школьных музеев превышает 50 лет. В этих обстоятельствах сложно ориентироваться на изменения в обществе для осуществления попыток перестройки деятельности в самом музее.

Опираясь на вышеизложенное, мы считаем, что школьные музеи примерно в период 2010-2015 годов находятся на «этапе неопределённости». В этот период приостановилось их открытие, так как по стране школьные музеи массово были уже открыты к началу XXI века. Самостоятельно школьные музеи не смогут перейти в период развития, требующий серьёзных изменений в их деятельности, что обусловлено спецификой работы и перечисленными проблемами, ставящими школьный музей в серьёзную зависимость от многих факторов. В современных реалиях развития дополнительного образования школьные музеи существенно проигрывают таким новым, но весьма актуальным направлениям, как робототехника и 3Б-моделирование, которые являются направлениями будущего ближайших десятилетий, на что и направлен курс государственной политики. В силу этого школьные музеи остались в стороне. С одной стороны, они не получают должной поддержки (что было и на прежних этапах развития), с другой стороны -массового их закрытия не происходит, так как их по-прежнему считают необходимым элементом образования и воспитания.

В этом отношении школьные музеи должны перейти на новый этап, связанный с созданием Российского движения школьников в 2015 году, где одним из направлений является гражданская активность и подчёркивается необходимость «создания и развития школьных музеев» [37]. Данное движение должно продемонстрировать роль и значение школьных музеев в современной системе образования. В раскрытии направления «гражданская активность» сказано, что «краеведение, школьные музеи - это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой ра-

боты, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны» [35]. Это новый этап развития школьных музеев.

Таким образом, мы отмечаем, что школьный музей является многогранной детерминирующей формой образовательно-воспитательной системы, аккумулирующей в себе разные направления вли-

яния на личность: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, социализацию, командообразование, профориентацион-ную деятельность, развитие личностных качеств. На новом этапе структурированного развития школьный музей будет представлять собой информационно-коммуникативную платформу краеведческих исследований образовательного учреждения.

Литература

1. Алексенцева И. В. Школьный музей как фактор патриотического воспитания личности // Пед. образование на Алтае. - 2013. - № 2. - С. 52-56.

2. Андриади И. П., Козлова Л. К. Музейная педагогика как методологическая основа организации деятельности школьного музея // Вестн. ун-та. - М.: Гос. ун-т управления, 2012. - № 3. - С. 202-210.

3. Антонова Ю. Т., Черкашин И. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся в процессе кружковых занятий (на примере школьного музея) // Сиб. пед. журн. - 2011. - № 8. - С. 198-202.

4. Веселова Е. Г. Школьный музей как уникальная развивающая среда и воспитательная система образовательного учреждения // Мир современной науки. - 2013. - № 1 (16). - С. 44-49.

5. Волкова И. М. Формирование духовной культуры школьников на основе социально-культурного партнёрства музея и школы // Вестн. ТГУ. - 2008. - № 12 (68). - С. 147-150.

6. Воробьёва Н. И. Школьный музей и его роль в воспитании исторического сознания учащихся в современных условиях (на мат-лах музеев образовательных учреждений Свердловской области) // Ист.-пед. чтения. -2003. - № 7. - С. 291-294.

7. Гребенникова Н. В. Открытый школьный музей: расширение социального взаимодействия // Образование в современной школе. - 2012. - № 10. - С. 9-12.

8. Горшкова В. В. Особенности функционирования школьного музея в пространстве образовательного учреждения // Современные наукоёмкие технологии. - 2006. - № 8. - С. 93-95.

9. Дерябина В. А. Роль школьного исторического музея в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начал. школа. - 2012. - № 6. - С. 38-43.

10. Дыртык-оол А. О. Школьные музеи Тувы в начале XXI века // Вестн. Тувин. гос. ун-та. - 2012. - № 1(12). -С. 39-44.

11. Дюмина И. А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея // Пед. образование в России. - 2013. - № 3. - С. 37-40.

12. Егорова Е. П. Духовно-нравственное воспитание школьников через школьный музей // Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2012 года. - Пенза; Ереван; Колин: Социосфера, 2012. - С. 163-165.

13. Жукова Л. В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся (на примере школьного музея) // Образование: ресурсы развития. Вестн. ЛОИРО. - 2013. - № 3.- С. 83-90.

14. Карташев Н. В. Музей образовательного учреждения как педагогический фактор социализации и дополнительного образования ребёнка // Вестн. Москов. гос. обл. гуманитар. ин-та. Сер. педагогика и психология. -2013. - № 2. - С. 35-41.

15. Коченова Л. Ч. Школьный музей: этапы формирования центра национального самосознания учащихся // Вестн. Владикавказ. науч. центра. - 2009. - № 3, т. 9. - С. 31-33.

16. Кравцова О. В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестн. ТГПУ. -2010. - № 1 (91). - С. 36-39.

17. Кулешова Н. В. Школьные музеи Омской области (на примере сельских населённых пунктов) // Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. науч. тр. / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, Ом. фил. Ин-та археологии и этнографии Сиб. отд-ния РАН, Науч. совет по музеям Сиб. отд-ния РАН. - Омск, 2015. - С. 126-130.

18. Леонов Е. Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 17/2. - С. 39-49.

19. Малахова М. В. Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения // Сб. конф. НИЦ «Социо-сфера». - 2014. - № 4. - С. 165-166.

20. Махрачёв С. Ф., Махрачёва Т. В. Школьный музей как центр музейно-педагогической работы в образовательном учреждении // Право и общество. - 2012. - № 4 (038). - С. 131-135.

21. Озеров А. Г. История и методика краеведения. - М.: Юный краевед, 2015. - 168 с.

22. Парнов Д. А., Токмакова Н. А. Историческая память: школьный музей как центр патриотического воспитания // Народ. образование. - 2012. - № 9. - С. 83-87.

23. Переверзева С. М. Туристско-краеведческое движение школьников 1920-1950-х годов. - импульс к развитию музеев в советских школах // Вопр. культурологии. - 2008. - № 11. - С. 41-44.

24. Персин А. Важен каждый. О регистрации музеев и не только // Мир музея. - 2010. - № 9. - С. 13-15.

25. Персин А. Школьный музей: из века XX - в XXI // Музей и образование. - 2010. - № 7. - С. 70-73.

26. Потягов А. В. Школьный музей в XXI в.: стратегия и практика первого десятилетия // Ярослав. пед. вестн. -2011. - № 3, т. 1 (Гуманитарные науки). - С. 305-309.

27. Равикович Д. А. Из истории организации сибирских музеев в XIX веке // История музейного дела СССР: сб. ст. - М.: Гос. изд-во культур.-просветит. лит., 1957 - Вып. 1. - С. 159-191. - (Тр. Науч.-исслед. ин-та музееведения).

28. Садовски М. В. Развитие музейно-образовательной компетентности подрастающего поколения на региональном материале // Вопр. культурологии. - 2009. - № 8. - С. 63-68.

29. Саяпарова Е. В. Школьные музеи Бурятии: история формирования, традиции и инновации (вторая половина XX - начало XXI века) // Вопр. музеологии. - 2012. - № 2(6). - С. 97-104.

30. Соколова С. Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - Т. 24. - С. 451-455.

31. Спиридонова Т. А. Развитие школьных музеев в России // Образование в современной школе. - 2012. - № 9. -С. 61-64.

32. Тарасова А. Н. Перспективы школьных музеев в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3 (28). - С. 298-301.

33. Шуштар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // Вопр. музеологии. - 2012. - № 2(6). -С. 80-96.

34. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой учёный. - 2012. - № 8 (43). - С. 388-390.

35. Направления деятельности РДШ [Электронный ресурс]. - URL: https://рдш.рф/activity/scope/3 (дата обращения: 01.10.2017).

36. Российское движение школьников [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: https^^^ (дата обращения: 01.10.2017).

37. Шмуратко Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? (анализ государственных программа и стратегий) [Электронный ресурс]. - URL: http://pish.ru/blog/archives/4108 (дата обращения: 01.10.2017).

References

1. Aleksentseva I.V. Shkol'nyy muzey kak faktor patrioticheskogo vospitaniya lichnosti [School museum as a factor of patriotic education of the individual]. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae [Teacher education in the Altai], 2013, no. 2, pp. 52-56. (In Russ.).

2. Andriadi I.P., Kozlova L.K. Muzeynaya pedagogika kak metodologicheskaya osnova organizatsii deyatel'nosti shkol'nogo muzeya [Museum education as a methodological basis of organization of activities of the school museum]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. Moscow, State University of Management, 2012, no. 3, pp. 202-210. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Antonova Yu.T., Cherkashin I.A. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti uchashchikhsya v protsesse kruzhkovykh zanyatiy (na primere shkol'nogo muzeya) [The formation of spiritually-moral qualities of the individual students in the group classes (on the example of the school Museum)]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2011, no. 8, pp. 198-202. (In Russ.).

4. Veselova E.G. Shkol'nyy muzey kak unikal'naya razvivayushchaya sreda i vospitatel'naya sistema obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [School Museum as a unique educational environment and the educational system educational institution]. Mir sovremennoy nauki [The World of modern science], 2013, no. 1 (16), pp. 44-49. (In Russ.).

5. Volkova I.M. Formirovanie dukhovnoy kul'tury shkol'nikov na osnove sotsial'no-kul'turnogo partnerstva muzeya i shkoly [The formation of spiritual culture of schoolchildren on the basis of socio-cultural partnership of the Museum and school]. Vestnik TGU[Bulletin of the TSU], 2008, no. 12 (68), pp. 147-150. (In Russ.).

6. Vorobyeva N.I. Shkol'nyy muzey i ego rol' v vospitanii istoricheskogo soznaniya uchashchikhsya v sovremennykh usloviyakh (na materialakh muzeev obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Sverdlovskoy oblasti) [The school nuseum and its role in raising the historical consciousness of pupils in modern conditions (on materials of museums of educational institutions of the Sverdlovsk region)]. Istoriko-pedagogicheskie chteniya [Historical-pedagogical readings], 2003, no. 7, pp. 291-294. (In Russ.).

7. Grebennikova N.V. Otkrytyy shkol'nyy muzey: rasshirenie sotsial'nogo vzaimodeystviya [Outdoor school Museum: the extension of social interaction]. Obrazovanie v sovremennoy shkole [Education in the modern school], 2012, no. 10, pp. 9-12. (In Russ.).

8. Gorshkova V.V. Osobennosti funktsionirovaniya shkol'nogo muzeya v prostranstve obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Features of functioning of the school Museum in the space of educational institution]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2006, no. 8, pp. 93-95. (In Russ.).

9. Deryabina V.A. Rol' shkol'nogo istoricheskogo muzeya v dukhovno-nravstvennom vospitanii mladshikh shkol'nikov [The role of the school historical Museum in spiritually-moral education of younger students]. NachaVnaya shkola [Elementary school], 2012, no. 6, pp. 38-43. (In Russ.).

10. Dyrtyk-ool A.O. Shkol'nye muzei Tuvy v nachale XXI veka [Shkolnye muzei Tuvy v nachale XXI veka]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tuva State University], 2012, no. 1 (12), pp. 39-44. (In Russ.).

11. Dyumina I.A. Razvitie informatsionnoy obrazovatel'noy sredy shkol'nogo muzeya [The development of informational educational environment of the school Museum]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 3, pp. 37-40. (In Russ.).

12. Egorova E.P. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov cherez shkol'nyy muzey [Spiritually-moral education of schoolchildren through the school Museum]. Gumanizatsiya obucheniya i vospitaniya v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 20-21 marta 2012 goda [Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice. Materials of the International Scientific and Practical Conference on March 20-21, 2012]. Penza; Erevan; Kolin, Sotsiosfera Publ., 2012, pp. 163-165. (In Russ.).

13. Zhukova L.V. Dukhovno-nravstvennoe, patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya (na primere shkol'nogo muzeya) [Spiritually-legal, patriotic education of pupils (on an example of school meeting)]. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO [Education: resources of development. Bulletin of LOIRO], 2013, no. 3, pp. 83-90. (In Russ.).

14. Kartashev N.V. Muzey obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak pedagogicheskiy faktor sotsializatsii i dopolnitel'nogo obrazovaniya rebenka [Museum of an educational institution as a pedagogical factor of socialization and additional education of a child]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. Seriya pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Moscow State Regional Humanitarian Institute. A series ofpedagogy and psychology], 2013, no. 2, pp. 35-41. (In Russ.).

15. Kochenova L.Ch. Shkol'nyy muzey: etapy formirovaniya tsentra natsional'nogo samosoznaniya uchashchikhsya [School Museum: the stages of formation of the centre of national consciousness of pupils]. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo tsentra [Bulletin of the Vladikavkaz scientific center of the], 2009, no. 3, vol. 9, pp. 31-33. (In Russ.).

16. Kravtsova O.V. Igrovye pedagogicheskie tekhnologii v deyatelnosti shkolnogo muzeya [Games educational technology in the school Museum]. Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU], 2010, no. 1 (91), pp. 36-39. (In Russ.).

17. Kuleshova N.V. Shkol'nye muzei Omskoy oblasti (na primere sel'skikh naselennykh punktov) [School museums of the Omsk region (on the example of rural settlements]. Muzei nauchnykh i uchebnykh zavedeniy: istoriya, vklad v sfery znaniya i obrazovaniya: sb. nauch. tr. [The museums scientific and educational institutions: history, contributions to areas of knowledge and education: sat. scientific. Tr.]. Omsk, 2015, pp. 126-130. (In Russ.).

18. Leonov E.E. Istoricheskiy aspekt poyavleniya i razvitiya shkol'nykh muzeev v Rossii: periodizatsiya, problemy, osobennosti raboty [The historical aspect of the emergence and development of school museums in Russia: periods, problems, specific features]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state University ofCulture andArts], 2011, no. 17/2, pp. 39-49. (In Russ.).

19. Malakhova M.V. Rol' shkol'nogo muzeya v vospitanii podrastayushchego pokoleniya [The role of the school Museum in the education of the younger generation]. Sborniki konferentsiy NITs "Sotsiosfera" [Conference proceedings of the center "Sociosphere"], 2014, no. 4, pp. 165-166. (In Russ.).

20. Makhrachev S.F., Makhracheva T.V. Shkol'nyy muzey kak tsentr muzeyno-pedagogicheskoy raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii [School Museum as a centre of Museum-pedagogical work in educational institutions]. Pravo i obshchestvo [Law and society], 2012, no. 4 (038), pp. 131-135. (In Russ.).

21. Ozerov A.G. Istoriya i metodika kraevedeniya [History and methods of local history]. Moscow, Yunyy kraeved Publ., 2015. 168 p. (In Russ.).

22. Parnov D.A., Tokmakova N.A. Istoricheskaya pamyat': shkol'nyy muzey kak tsentr patrioticheskogo vospitaniya [Historical memory: the school Museum as a center of Patriotic education]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2012, no. 9, pp. 83-87. (In Russ.).

23. Pereverzeva S.M. Turistsko-kraevedcheskoe dvizhenie shkolnikov 1920-1950-kh godov. - impuls k razvitiyu muzeev v sovetskikh shkolakh [Tourism and regional movement of students, 1920-1950-ies impetus to the development of museums in the Soviet schools]. Voprosy kul'turologii[Issues of Culturology], 2008, no. 11, pp. 41-44. (In Russ.).

24. Persin A. Vazhen kazhdyy. O registratsii muzeev i ne tol'ko [Each one is important. On registration of museums and not only]. Mir muzeya [The Museum world], 2010, no. 9, pp. 13-15. (In Russ.).

25. Persin A. Shkol'nyy muzey: iz veka XX - v XXI [School Museum: from century XX - XXI]. Muzey i obrazovanie [Museums and education], 2010, no. 7, pp. 70-73. (In Russ.).

26. Potyagov A.V. Shkol'nyy muzey v XXI veke: strategiya i praktika pervogo desyatiletiya [School Museum in the XXI century: the strategy and practice of the first decade]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavlpedagogical Bulletin], 2011, no. 3, vol. 1 (Gumanitarnye nauki), pp. 305-309. (In Russ.).

27. Ravikovich D. A. Iz istorii organizatsii sibirskikh muzeev v XIX veke [From the organization's history of Siberian museums in the nineteenth century]. Trudy nauchno-issledovatel'skogo instituta muzeevedeniya. Vyp. 1. Istoriya muzeynogo dela SSSR: sbornik statey [The works of scientific research Institute of museology. Iss. 1 History of Museum Affairs in the USSR. A collection of articles.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo kul'turno-prosvetitel'noy literatury Publ., 1957, pp. 159-191. (In Russ.).

28. Sadovski M.V. Razvitie muzeyno-obrazovatel'noy kompetentnosti podrastayushchego pokoleniya na regional'nom materiale [The development of Museum and educational competence of the younger generation at the regional material]. Voprosy kulturologii [Issues of Culturology], 2009, no. 8, pp. 63-68. (In Russ.).

29. Sayaparova E.V. Shkol'nye muzei Buryatii: istoriya formirovaniya, traditsii i innovatsii (vtoraya polovina XX -nachalo XXI veka) [School museums of Buryatia: history, traditions and innovations (second half of XX - beginning of XXI centuries)]. Voprosy muzeologii [Issues of museology], 2012, no. 2(6), pp. 97-104. (In Russ.).

30. Sokolova S.B. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya v prostranstve shkol'nogo muzeya [Moral and Patriotic education of students in the school of the museum space]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestiya Herzen State Pedagogical University of Russia], 2008, vol. 24, pp. 451-455. (In Russ.).

31. Spiridonova T.A. Razvitie shkol'nykh muzeev v Rossii [The development of school museums in Russia]. Obrazovanie v sovremennoy shkole [Education in the modern school], 2012, no. 9, pp. 61-64. (In Russ.).

32. Tarasova A.N. Perspektivy shkol'nykh muzeev v sovremennykh usloviyakh [Prospects of school museums in the modern world]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2011, no. 3 (28), pp. 298-301. (In Russ.).

33. Shushtar B. Shkol'nye muzei Evropy: mnogoobrazie podkhodov [School museums of Europe: diversity of approaches]. Voprosy muzeologii [Issues of museology], 2012, no. 2(6), pp. 80-96. (In Russ.).

34. Yagudina R.I. Shkol'nyy muzey kak sredstvo razvitiya informatsionnoy kompetentnosti uchashchikhsya [School Museum as a means of development of information competence of students]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2012, no. 8 (43), pp. 388-390. (In Russ.).

35. Napravleniya deyatel'nosti RDSH [Directions RDS]. (In Russ.). Available at: https://p^^/activity/scope/3 (accessed 01.10.2017).

36. Rossiyskoe dvizhenie shkol'nikov: ofitsial'nyy sayt [Russian students movement. The official website]. (In Russ.). Available at: https:\\p^^ (accessed 01.10.2017).

37. Shmuratko D.V. Nuzhny li shkol'nye muzei v sovremennoy Rossii? (analiz gosudarstvennykh programma i strategiy) [Need school museums in modern Russia? (analysis of state program and strategies)]. (In Russ.). Available at: http:\\ pish.ru/blog/archives/4108 (accessed 01.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.