Научная статья на тему 'Программный метод управления школьным музейным пространством региона'

Программный метод управления школьным музейным пространством региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Е. Л., Шмуратко Д. В.

В статье представлен проект межведомственной Программы развития регионального школьного музейного пространства Пермского края, разработанный специалистами Высшей школы экономики и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Описываются и анализируются актуальные проблемы школьных музеев региона и предлагаются конкретные рекомендации по их решению. Заявленная программа включает в себя три подпрограммы, направленные на развитие российской гражданской идентичности; достижение метапредметных результатов образования и формирование у учащихся исследовательских компетенций. Программно-целевой метод управления представляется как методологическая основа реализации программы. Интеграция ресурсов трех региональных министерств предлагается в рамках создания проектного офиса. Делается вывод о целесообразности применения программно-целевого подхода к развитию и управлению школьным музейным пространством региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программный метод управления школьным музейным пространством региона»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УДК 338.24:[373:069] Е.Л. ЗУЕВА, к.экон.н., доцент, доцент департамента менеджмента

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь, ул. Студенческая, 38 Электронный адрес: [email protected]

Д.В. ШМУРАТКО, к.ист.н., декан исторического факультета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, ул. Сибирская, 24 Электронный адрес: [email protected]

программный метод управления школьным музейным пространством региона

В статье представлен проект межведомственной Программы развития регионального школьного музейного пространства Пермского края, разработанный специалистами Высшей школы экономики и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Описываются и анализируются актуальные проблемы школьных музеев региона и предлагаются конкретные рекомендации по их решению. Заявленная программа включает в себя три подпрограммы, направленные на развитие российской гражданской идентичности; достижение метапредметных результатов образования и формирование у учащихся исследовательских компетенций. Программно-целевой метод управления представляется как методологическая основа реализации программы. Интеграция ресурсов трех региональных министерств предлагается в рамках создания проектного офиса.

Делается вывод о целесообразности применения программно-целевого подхода к развитию и управлению школьным музейным пространством региона.

Ключевые слова: программно-целевой метод управления; межведомственная программа; школьные музеи; краеведение

Б01: 10.17072/2218-9173-2016-4-20-30

Программный подход к социально-экономическому развитию региона на сегодняшний день является наиболее востребованным и популярным. Президент России В.В. Путин в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014-2016 гг. прямо указал: «Государственные программы ... должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование» [10]. Школьное музейное пространство Пермского края также целесообразно развивать в рамках разработки и реализации межведомственной программы.

20 © Зуева Е.Л., Шмуратко Д.В., 2016

Актуальные проблемы развития школьного музейного пространства

В современном состоянии сети школьных музеев Пермского края можно отметить ряд проблемных моментов [17]. Анализ динамики открытия школьных музеев позволил говорить о преобладании механизма создания музея «сверху», пики активности школьного строительства в Пермском крае связаны с появлением тех или иных нормотворческих актов. На общем российском фоне в регионе значительно меньше школьных музеев краеведческого профиля, 57,5% против 15%. Преобладают школьные музеи общеисторического профиля и музеи истории образовательных учреждений. Музеи сильно отличаются друг от друга по числу хранящихся экспонатов, а также по площади занимаемых помещений. В фондах школьных музеев Пермского края преобладают вещи и фотодокументы. Практически отсутствуют видео- и аудиодокументы, мало изобразительных и графических источников. Не отличаются многочисленностью и школьные музейные объединения, как правило, они состоят из 12-16 человек, что не дает возможности внутренней дифференциации интересов, затрудняет открытие на базе школьных музеев кружков по интересам. Недостаточно широко представлена исследовательская деятельность, которая, как показал корреляционный анализ, является основным залогом успешности такого музея. Слабо проработан механизм интеграции школьных музеев в образовательную и воспитательную работу школы.

Концептуальные основы Программы развития школьного музейного пространства

Исходя из анализа проблемной ситуации целесообразно усиление краеведческой работы школьных музеев, поскольку именно краеведение позволяет успешно воспитывать патриотизм на примере местных материалов, развивать межпредметное / междисциплинарное мышление учащихся на базе комплексных краеведческих экспозиций; стимулировать научно-исследовательскую работу, поисковую деятельность и работу по комплектованию фондов. Удачным примером междисциплинарной учебной работы школьных музеев на основе краеведческого материала может быть назван проект историко-туристического музея «Посолонь» МАОУ СОШ № 5 г. Березники «Арифметика войны» (автор проекта П. Мышкевич, учащаяся 7 «А» класса). Суть проекта сводится к разработке краеведческих математических задач для учащихся 2-7 классов с использованием фактических материалов по истории г. Березники в годы Великой Отечественной войны [1, с. 4]. Значимость краеведческой поисковой деятельности музея подчеркивает Т.Н. Пастухова, методист МАУ ДО «ДДТ «Дар» г. Кунгур: «Уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, учебной, массово-просветительской деятельности музея во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательной работы... Отсутствие этой работы делает статичной деятельность музея, теряется смысл его существования» [12, с. 23].

В планируемой Программе стоит предусмотреть активные формы привлечения школьников к музейной работе за счет открытия на базе школьных музеев научных кружков. Предполагается, что школьный музей может выступить в роли интегратора научных исследований учащихся, причем не только

в сфере гуманитарных знаний, но и естественнонаучных дисциплин. Подобная интеграция возможна на краеведческой основе и краеведческом материале. Школьный музей в совокупности со школьными химической и физической лабораториями, компьютерным классом, библиотекой должны образовать научно-исследовательский кластер (НИК) образовательного учреждения. Руководство этим кластером стоит поручить заместителю директора (завучу) по научной работе.

Краеведение, как отмечает руководитель музея МБОУ СОШ «Шерьин-ская - Базовая школа» А.А. Боталова, «обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом: через работу по изучению родного края идет развитие способностей детей, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается гражданственность» [2, с. 54]. В деятельности музея воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведения является приоритетным.

Материалы коллекций школьного музея стоит использовать в повседневной образовательной деятельности, для этого необходимо повысить осведомленность педагогов школы о составе коллекций. Целесообразно объединить коллекции, имеющиеся в кабинетах биологии, географии, истории и т.д., в единый фонд школьного музея. Новая коммуникативная модель работы школьного музея предполагает расширение его контактов с учебным заведением, в структуру которого он входит. Правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы и использованием материалов музея в учебно-воспитательном процессе [15, с. 62].

Программой должны быть предусмотрены мероприятия, способствующие формированию на базе школьных музеев открытого образовательного пространства по типу семейных клубов, к работе музея стоит привлекать и родителей учеников, а также представителей местного сообщества. Важно вывести музей за рамки школы, актуализируя его публичность, особенно если этот музей расположен в сельской местности. Примером может послужить деятельность школьного музея МАОУ СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка г. Перми. Руководитель музея З.Н. Быкова подчеркивает: «Работа нашего музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей, социальных партнеров и родителей». Говоря о социальных партнерах музея, З.Н. Быкова имеет в виду ОАО «Мотовилихинские заводы», Пермскую краевую общественную организацию «Память сердца. Детство, опаленное войной», Пермский краевой совет бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Совет ветеранов педагогического труда, ТОС «Рабочий поселок», молодежную группу «Яркая жизнь» и др. общественные организации, с которыми активно взаимодействует школьный музей [3, с. 10]. Идею рассмотрения школьного музея как части открытого образовательного пространства разделяет и В.В. Быстрова, руководитель музея «История школы» МАОУ СОШ № 2 г. Березники [4, с. 11]. В Пермском крае имеют место яркие примеры взаимодействия школьных музеев и местного сообщества. Музей МАОУ «Лобановская средняя школа»

Пермского района реализовал проект «Мобильный музей». С помощью этого проекта жители села и гости (около 1000 чел.) отдали дань памяти о Великой Отечественной войне. Силами школьного музея было оформлено 3 мобильные экспозиции: «Вспомним всех поименно», «Боевой путь лобановцев», «Участники войны с. Лобаново» [7, с. 14]. Школьники МОУ «Усть-Качкинская СОШ» инициировали проект создания Книги памяти Усть-Качкинского поселения. В книге собраны списки ушедших на фронт земляков, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла, а также рассказы родственников о фронтовиках [8, с. 15]. Учащиеся МАОУ СОШ № 91 г. Перми брали интервью у ветеранов микрорайона Ераничи, знакомили жителей микрорайона Карпинский с календарными традициями русского народа [19, с. 51].

Особое внимание в Программе следует уделить вопросам коммуникации агентов школьного музейного пространства. Необходимо проработать схемы взаимодействия школьных музеев с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными, муниципальными и частными музеями. Стоит оценить и возможности тьюторства, при котором сотрудники государственных музеев и университетов поддерживают реализацию индивидуальных траекторий развития школьных музеев. Положительный опыт взаимодействия государственных и школьных музеев имеется, например, в Омске. С 2001 года при Омском государственном историко-краеведческом музее работает Детский музейный центр, к задачам которого относится взаимодействие со школьными музеями. Детский музейный центр выступает в роли методического центра для школьных музеев, «кузницей» кадров (при центре работают кружки по интересам). Сотрудники Детского музейного центра оказывают консультационную поддержку руководителям школьных музеев по вопросам создания экспозиции, комплектования фондов, формам их культурно-образовательной деятельности [9, с. 159]. Опыт тьюторского сопровождения школьных музеев набирает Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [6].

Школьное музейное пространство следует ввести в область открытых свободных коммуникаций посредством проведения предметных семинаров, конкурсов, конференций. В Пермском крае хорошо зарекомендовал себя ежегодно проводимый «Форум музеев образовательных организаций Пермского края». В 2015 году в работе форума принял участие 141 человек - представители школьных музеев региона.

Необходимо усилить присутствие школьных музеев в Интернет-пространстве за счет привлечения учащихся к созданию шеЬ-сайтов школьных музеев. Целесообразной будет разработка единого Интернет-портала «Виртуальные школьные музеи Пермского края». Исследователи отмечают положительное влияние применения современных информационно-коммуникационных технологий на развитие исследовательских компетенций учащихся, активизацию процессов мышления и понимания, это особенно актуально при разработке и создании виртуальных школьных музеев [5; 13; 14].

Региональным и местным властям рекомендуется рассмотреть возможность оказания грантовой поддержки передовых школьных музейных инициатив на конкурсной основе. Грантовые средства музеи-победители смогли

бы использовать на обновление материально-технической базы и экспозиционного оборудования.

Авторы убеждены, что разработка и реализация Программы позволит существенно расширить и обогатить школьное музейное пространство региона, создать условия для формирования на базе школ комплексных музеев нового формата по типу научно-исследовательских кластеров, привлечь к музейно-педагогической работе молодые кадры.

Механизм управления Программой развития школьного музейного пространства

Решение обозначенных проблем возможно в рамках реализации программно-целевого подхода и разработки региональной межведомственной Программы по развитию школьного музейного пространства Пермского края. Актуальность решаемой проблемы подтверждается анализом современных программных и стратегических документов, пронимаемых на уровне Правительства РФ, в которых школьным музеям и музейной педагогике уделяется особое место [16].

Достижение заявленной цели с помощью усилий и ресурсов одного министерства не представляется возможным в силу специфики управляемого объекта, находящегося на стыке отраслей культуры, образования и молодежной политики. Выход в данной ситуации видится в использовании механизмов межведомственного сотрудничества, которые в современной российской практике пока не столь популярны, особенно при реализации программных проектов. Как отмечает Д.С. Штрейс, государственные программы в условиях особенностей бюджетной политики РФ до сих пор продолжают сохранять свой отраслевой характер [18].

Развитие регионального школьного музейного пространства целесообразно рассматривать как результат совместной работы трех региональных министерств: Министерства образования и науки, Министерства культуры, Министерства физической культуры, спорта и туризма. Подобное межведомственное сотрудничество возможно путем создания проектного офиса по реализации Программы, в который войдут представители всех трех заинтересованных министерств.

Внедрение принципов проектного управления в систему работы органов исполнительной власти на сегодняшний день является приоритетным направлением государственного управления. В 2014 году Минэкономразвития России были разработаны Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти. В качестве одной из целей внедрения проектного управления указано «повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия» [11, с. 3]. В этом же документе дано определение проектного офиса как подразделения, организующего планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно-ориентированной системы управления [11, с. 14-15]. Под последней понимается система управления, при которой цели достигаются преимущественно через реализацию проектов.

В состав проектного офиса Программы могут входить:

- руководитель проектного офиса на уровне не ниже руководителя структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю или заместителю руководителя органа исполнительной власти. В нашем случае целесообразно подчинить руководителя проектного офиса Министерству образования и науки Пермского края, поскольку физически / фактически школьные музеи являются структурными подразделениями образовательных организаций;

- руководители проектных линий (подпроектов), которыми могут быть представители всех заинтересованных министерств Пермского края;

- руководители, кураторы и координаторы проектов и специалисты по реализации, которые будут достигать проектных целей, вести ресурсное и методическое обеспечение проектов;

- специалист по внешним связям, обеспечивающий функционирование внешнего и внутреннего коммуникативного поля школьного музейного пространства;

- специалисты по технологической поддержке проектной деятельности.

Необходимо отметить, что Пермский край вошел в число пилотных регионов по внедрению проектного управления в органах государственной власти, следовательно, предлагаемая схема управления Программой уже известна.

Целевые установки и планируемые результаты Программы развития школьного музейного пространства

К реализации предлагается Программа развития школьного музейного пространства Пермского края, включающая три подпрограммы:

1. «Школьный музей как инструмент воспитания патриотизма».

2. «Школьный музей как междисциплинарный (метапредметный) учебный центр образовательного учреждения».

3. «Школьный музей как детский исследовательский центр образовательного учреждения».

Подпрограмма «Школьный музей как инструмент воспитания патриотизма» имеет своей целью комплексное и эффективное развитие школьного музейного пространства региона, обеспечивающее формирование российской гражданской идентичности участников образовательного процесса посредством использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности. В качестве приоритетных задач подпрограммы могут быть отмечены: 1) повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников в области музейной педагогики; 2) развитие краеведения как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников; 3) преодоление замкнутости и закрытости школьных музейных собраний; 4) интеграция школьных музеев в местное культурное поле и включение местного сообщества в число потенциальных посетителей школьного музея; 5) улучшение качества внешней и внутренней коммуникации школьного музейного пространства; 6) создание постоянно действующих методических центров, координирующих деятельность школьных музеев, в том числе и в вопросах гражданско-патриотического воспитания;

7) поощрение социально значимых инициатив и проектов школьных музеев;

8) позиционирование школьных музеев как элементов гражданского общества.

От реализации подпрограммы можно обоснованно ожидать увеличения количества руководителей школьных музеев, имеющих профильное музейно-педагогическое образование либо прошедших курсы повышения квалификации; роста числа школьных музеев краеведческого профиля; получения рядом школьных музеев особого статуса «Музей местного сообщества» / «Музей поселения»; создания методического центра, координирующего гражданско-патриотическую работу; увеличения числа школьных музеев -участников региональных, окружных и федеральных конкурсов гражданско-патриотической тематики.

Подпрограмма «Школьный музей как междисциплинарный (метапредмет-ный) учебный центр образовательного учреждения» направлена на системную интеграцию ресурсов школьного музея в учебную деятельность образовательных учреждений по достижению метапредметных результатов образования и формированию у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе реализации подпрограммы предполагается осуществить: 1) повышение квалификации школьных учителей-предметников в области музейной педагогики и метапредметного обучения; 2) создание системы консультационной поддержки образовательной музейно-педагогической деятельности школ; 3) повышение роли краеведения как универсальной межпредметной / метапредметной области знаний; 4) расширение предметного и содержательного поля применения музейно-педагогических технологий в школьном образовании; 5) стимулирование использования ресурсов школьных музеев в учебной деятельности.

От реализации подпрограммы обоснованно можно ожидать увеличения числа учителей-предметников, повысивших свою квалификацию по программам музейной педагогики; внедрения системы консультационной поддержки в рамках музейно-педагогических округов; увеличения количества уроков, проводимых с использованием музейных ресурсов; роста взаимопосещений учащимися школьных музеев; существенного прироста в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Подпрограмма «Школьный музей как детский исследовательский центр образовательного учреждения» преследует цель комплексного развития и стимулирования научно-исследовательской деятельности школьных музеев.

Задачами данной подпрограммы могут быть: 1) повышение квалификации педагогических работников в области организации учебно-исследовательской работы школьников; 2) стимулирование научного интереса школьников к региональным проблемам (краеведению); 3) активизация работы по комплектованию фондов школьных музеев как источниковой базы для проведения научных исследований; 4) расширение тематики научно-исследовательских работ учащихся, выполненных по материалам фондов школьных музеев; 5) повышение качества научно-исследовательских работ учащихся.

Результатами подпрограммы должны стать увеличение числа педагогических работников, повысивших свою квалификацию по программам организа-

ции научно-исследовательской работы учащихся; увеличение числа участников региональных, окружных и федеральных школьных научно-практических конференций; увеличение единиц хранения в фондах школьных музеев; рост числа победителей окружных и федеральных школьных научно-практических конференций среди школьников Пермского края.

Список литературы

1. Антипина Л.Н. Арифметика войны: 70-летию Великой Победы посвящается // Форум музеев образовательных организаций Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 4-6.

2. Боталова А.А. Роль Музея истории села и школы в образовательном и воспитательном пространстве школы // Вестн. Музея археологии и этнографии Перм. Предуралья. 2014. № 4. С. 54-56.

3. Быкова З.Н. Школьный музей «Память сердца. Война глазами детей» // Форум музеев образовательных организаций Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 9-10.

4. Быстрова В.В. Школьный музей - координатор военно-патриотической деятельности образовательного учреждения // Форум музеев образовательных учреждений Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 11-12.

5. Земляков Д.В., Иванов Е.В., Коротков А.М. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности в процессе создания сетевых виртуальных музеев // Гуманитар. науки и образование. 2011. № 4. С. 18-20.

6. Игнатьева О.В., Левинская А.Р. Тьюторство: между музеем и образованием // Вестн. Музея археологии и этнографии Перм. Предуралья. 2014. № 4. С. 19-23.

7. Казанцева В.А. Мобильный музей нового поколения // Форум музеев образовательных учреждений Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 14-15.

8. Клабукова Г.Н. Книга Памяти Усть-Качкинского поселения // Форум музеев образовательных учреждений Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 15-18.

9. Маркина Ю.А. Формы работы и перспективы сотрудничества Детского музейного центра ОГИК музея со школьными музеями // Музеи науч. и учеб. заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. науч. тр., 2015. С. 155-159.

10. О бюджетной политике в 2014-2016 годах [Электронный ресурс]: бюджет. послание Президента Рос. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации от 13 июня 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147552/ (дата обращения: 30.11.2016).

11. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Минэкономразвития от 14 апр. 2014 г. России № 26Р-АУ URL:

http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/201404181 (дата обращения: 30.11.2016).

12. Пастухова Т.Н. Музей ДДТ «Дар» - верный педагогический приоритет // Форум музеев образовательных учреждений Пермского края, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. тезисов. Пермь, 2015. С. 23-25.

13. Потягов А.В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив // Вестн. Вят. гос. гуманитар. ун-та. 2012. Т. 4, № 4. С. 141-142.

14. Потягов А.В. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия // Яросл. педагог. вестн. 2011. Т. I (Гуманитар. науки), № 3. С. 305-309.

15. Спиридонова Т.А. Развитие школьных музеев в России // Образование в соврем. школе. 2012. № 9. С. 61-64.

16. Шмуратко Д.В. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 42-45.

17. Шмуратко Д.В. Школьное музейное пространство Пермского края на фоне общероссийских тенденций // Музей в соврем. мире: материалы между-нар. науч.-практ. конф. Кудымкар, 2016. С. 42-47.

18. Штрейс Д.С. Перспективы внедрения проектного управления в рамках реализации государственных программ // Вестн. Новгород. филиала РАН-ХиГС. 2016. Т. 1, № 5-1. С. 209-218.

19. Юрков И.А., Юркова Е.В. Опыт использования музейных ресурсов в образовательном процессе школы // Вестн. Музея археологии и этнографии Перм. Предуралья. 2014. № 4. С. 50-53.

Статья получена 12.12.2016

References

1. Antipina, L.N. (2015), "Arithmetic of War: the 70th anniversary of the Great Victory", Forum muzeev obrazovatel'nyx organizacij Permskogo kraya, posvyashhen-nyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp 4-6.

2. Botalova, A.A. (2014), "The role of the Museum of the History of the village and the school in the education and educational space of school", Vestnik Muzeya arheologii i ehtnografii Permskogo Predural'ya, no. 4, pp. 54-56.

3. Bykova, Z.N. (2015), "School museum "Memory of the Heart. War through the eyes of children", Forum muzeev obrazovatel'nyx organizacij Permskogo kraya, posvyashhennyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp. 9-10.

4. Bystrova, V.V. (2015), "School Museum - the coordinator of the military-patriotic activity of the educational institution", Forum muzeev obrazovatelnyx orga-nizacij Permskogo kraya, posvyashhennyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp. 11-12.

5. Zemlyakov, D.V., Ivanov, E.V. and Korotkov, A.M. (2011), "Formation of students' experience of research in the process of creating a network of virtual museums", Gumanitarnye nauki i obrazovanie, no. 4, pp. 18-20.

6. Ignatiefa, O.V. and Levinskaya, A.R. (2014), "Tutoring: between the museum and the formation", Vestnik Muzeya arheologii i ehtnografii Permskogo Predural'ya, no.4, pp. 19-23.

7. Kazantseva, V.A. (2015), "Mobile Museum of new generation", Forum muzeev obrazovatelnyx organizacij Permskogo kraya, posvyashhennyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp. 14-15.

8. Klabukova, G.N. (2015), "Memory Book Ust-Kachka settlement", Forum muzeev obrazovatelnyx organizacij Permskogo kraya, posvyashhennyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp. 15-18.

9. Markina, Y.A. (2015), "Forms of work and prospects of cooperation between the Children's museum center OSHC museum with school museums", Muzei nauchnyx i uchebnyx zavedenij: istoriya, vklad v sfery znaniya i obrazovaniya: sbornik nauchnyx tru-dov [Museums scientific and educational institutions: history, contribution to the sphere of knowledge and education: theses], Omsk, Russia, 18-19 March 2015, pp. 155-159.

10. ConsultantPlus (2013), O byudzhetnoj politike v 2014-2016 godax [On budget policy in 2014-2016], Presidential Budget Address to the Federal Assembly dated 13 June 2013, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_147552/ (Accessed 30 November 2016).

11. The official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (2014), Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij po vnedreniyu proektnogo upravleniya v organax ispolnitel'noj vlasti [On approval of the recommendations on the implementation of project management in the executive branch oa authorities], Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation no. 26P-AU dated 14 April 2014, available at: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depstrategy/201404181 (Accessed 30 November 2016).

12. Pastukhov, T.N. (2015), "DDT Museum "The Gift" - a true pedagogical priority", Forum muzeev obrazovatelnyx organizacij Permskogo kraya, posvyashhennyj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik tezisov [Forum of educational organizations' museums of Perm krai, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War: theses], Perm, Russia, 20-21 November 2015, pp. 23-25.

13. Potyagov, A.V. (2012), "Modern school museums: the space of innovation and creative initiatives", Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta, vol. 4, no. 4, pp. 141-142.

14. Potyagov, A.V. (2011), "School Museum in the XXI century: strategies and practices of the first decade", Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik, vol. I (Humanities), no. 3, pp. 305-309.

15. Spiridonova, T.A. (2012), "Development of school museums in Russia", Obrazovanie v sovremennoj shkole, no. 9, pp. 61-64.

16. Shmuratko, D.V. (2015), "Do we need school museums in Russia today? An analysis of government programs and policies", Prepodavanie istorii v shkole, no. 10. pp. 42-45.

17. Shmuratko, D.V. (2016), "School museum space of the Perm region against the backdrop of nationwide trends", Muzej vsovremennom mire: materialy mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Museum in the modern world: proceedings of the international scientific-practical conference], Kudymkar, Russia, 16-18 November 2016, pp. 42-47.

18. Shtreys, D.S. (2016), "Prospects for the introduction of project management in the implementation of government programs", Vestnik Novgorodskogo filiala RANHiGS, vol. 1, no. 5-1, pp. 209-218.

19. Jurkov, I.A. and Jurkova, E.V. (2014), "Experience in the use of museum resources in the educational process of the school", Vestnik Muzeya arheologii i eht-nografii Permskogo Predural'ya, no.4, pp. 50-53.

Received 12 December 2016

program-target management method for regíonal school museum space

Elena L. Zueva

The Higher School of Economics Perm, 38 Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Dmitry V. Shmuratko

Perm State Humanitarian Pedagogical University, 24 Sibirskaya str., Perm, 614990, Russia

E-mail: [email protected]

The paper describes project interministerial Program for the Development of Regional School Museum Space in Perm region. Project authors are experts from HSE and PSHPU. The paper considers and analyzes the burning issues of school museums in the region. Specific recommendations and solutions are proposed. The presented program includes three sub-programs aimed at the development of Russian civil identity; metasubject achieving educational results and the development of research competences at school. Program-target management method is presented as a methodological basis to implement the Program. One project office which can be organized could unite the resources of three regional ministries. The paper provides conclusions on usefulness to apply program-target approach to the development and management of a school museum space in the region.

Key words: program-target method of management; interministerial program; school museums; regional studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.