Научная статья на тему 'Роль виртуальных музеев в патриотическом воспитании школьников'

Роль виртуальных музеев в патриотическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВИРТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL MUSEUM / PATRIOTIC EDUCATION / VIRTUAL EDUCATIONAL CONDITIONS / SCHOOL VIRTUAL MUSEUM / MUSEUM EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранова Т. Н.

Статья посвящена анализу патриотического воспитания школьников в современных условиях средствами виртуального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VIRTUAL MUSEUMS IN PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the analysis of patriotic education of schoolchildren in modern conditions by means of a virtual museum.

Текст научной работы на тему «Роль виртуальных музеев в патриотическом воспитании школьников»

/ Ольга 1ваноньк1в // Актуальш питания оргашзацп навчання шоземних студенлв у европейському освггньому простор! : матер1али м1жнар. наук.-ме-тод. конф. 13-16 трав. 2014 р. - Тернопшь, 2014. -С. 130-133.

7. 1щенко О. 1нтернацюнал1защя студентсь-кого освггнього середовища: особливосп проть кання процесу в Укра!ш / О. 1щенко // В1сник НТУУ "КП1". - 2010. - № 2. - С. 18-23.

8. Хвалина Е.А. Обучение иностранных студентов / Е.А. Хвалина // Человек и современное общество: вопросы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (25 января 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «ЭКОР-книга», 2012. - С. 117-121.

9. Чорнописка О.П. Глобал1защя 1 освгга: дос-лвдження мотивацп навчання та адаптацшних труд-нощ1в шоземних студенпв в Укралш / О.П. Чорнописка // Гумаштар. вюн. ДВНЗ «Переяслав-Хмель-ницький держ. пед. ун-т 1м. Г. Сковороди» - Дод. 1 до Вип. 36, Т. 66: Тематичний випуск «Вища освгга Украши у контексл штеграцп до европейського освггнього простору». - К.: Гнозис, 2015. - С. 452461.

10. Чорнописка О.П. Методичш аспекти ви-кладання дисциплiни «основи психологи. основи педагопки» англомовним студентам / О.П. Чорнописка // Буковинський медичний вюник - Том 20, № 3 (79). - Чертвщ: Буковинський державний медичний унiверситет, 2016. - C. 242-244.

11. Сладких I.A. Розвинутий емоцшний ште-лект студенпв-шоземщв як умова готовностi до навчання / I.A. Сладких // Наука i освгга: педагопка. -Одеса: Пгвденний науковий центр НАПН Укра!ни, 2014. - № 2. - С. 103-107.

12. Сладких I.A. Формування готовностг студенпв-шоземщв груп довузгвсько! подготовки до навчання у вищих техшчних навчальних закладах: ав-тореф. дис. на здобуття наук. Ступеня 20ед.20. 20ед.. Наук: 13.00.04 «Теоргя i методика професш-но! освгш» / I.A. Сладких. - Вшниця, 2014. - 20 с.

13. Кулинкович Т.О. Сложности и перспективы преподавания психологи иностранным студентам [Электронный ресурс] / Т.О. Кулинкович // Режим доступу: http://elib.bsu.by/handle/123456789/45996

РОЛЬ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Таранова Т.Н.

Доктор педагогических наук, Профессор кафедры Педагогики и образовательных технологий Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

THE ROLE OF VIRTUAL MUSEUMS IN PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Taranova T.

Doctor of Sciences, Professor of Pedagogy Department of Pedagogy and educational technologies North-Caucasian Federal University, Stavropol

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу патриотического воспитания школьников в современных условиях средствами виртуального музея.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of patriotic education of schoolchildren in modern conditions by means of a virtual museum.

Ключевые слова: виртуальный музей, патриотическое воспитание, виртуально-образовательная среда, школьный виртуальный музей, музейное образовательное пространство.

Keywords: virtual museum, patriotic education, virtual educational conditions, school virtual museum, museum educational area.

Современная система образования активно разрабатывает инновационные методы и технологии патриотического воспитания школьников. Такой научный поиск определяется социально-культурными изменениями развития отечественного образования и новыми открытиями, которые сделаны в последние десятилетия в педагогике и психологии. Актуальным является применение современных технологий в патриотическом воспитании школьников, к которым относится и виртуальный музей. Целью является определить научно-методические подходы к применению технологии виртуального музея в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Это касается уточнения понятия «патриотическое воспитание», которое является одним из фундаментальных научных определений системы воспитания. Ведущую роль патриотическому воспитанию в России отдавали выдающиеся мыслители и педагоги на протяжении всей истории страны: К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, А.В. Водовозов, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Л.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой. Они рассматривали патриотическое воспитание как базовый фундамент воспитания, определяющий консолидацию всех слоев общества родного отечества. Воспитание патриотических качеств личности ребенка они

связывали с любовью к родным истокам, той самобытной, национальной культуре, которая создавалась многими поколениями народов России, готовностью к самопожертвованию во имя Отечества. Именно такие духовные качества и определяли высокую интеллектуальную и нравственную самобытность россиян.

В современной педагогике патриотическое воспитание, исходя из тех культурно-социальных реалий, которые отражают информационное идеологическое воздействие на юные умы российских школьников и касаются таких негативных явлений как пересмотр результатов Второй Мировой и Великой Отечественной Воин, значения и роли России в победе над фашизмом, искажения исторических фактов о жизни и борьбе великих военачальников России и уничтожения их памяти, пересматривается с позиций педагогики ,психоло-гии и технологий воспитательной работы.

Анализируя последние научные исследования патриотического воспитания, как педагогического процесса, следует выделить его сущностные характеристики прежде всего, как субъектной сферы человеческого бытия, в котором происходит обретение в полном объеме идеалов, смыслов, ценностей личности (А.В. Вырщиков, А.Б. Кусмарцев), формируется чувство верности отчизне, гордости за героическое прошлое, миропонимание и ответственность за судьбу Родины (Н.А. Белоусов). В современных педагогических исследованиях патриотизм как личностное качество имеет сложную структуру, включающую такие компоненты как когнитивный, определяющий уровень знаний по истории России, своего края, автобиографические сведения о людях, вошедших в исторические летописи страны, как идеальные образы и цели развития патриотического самосознания.

Мотивационный компонент выражается в готовности личности углублять свои знания об отечестве, осмысливать их в рамках своей жизнедеятельности, способности жить во имя своей страны.

С психологической точки зрения присвоение ценностей и смыслов духовного содержания родной культуры, и истории невозможно вне эмоциональных переживаний морального уровня. Чувство долга, чувство гордости за исторические события и подвиги людей, скорбь по умершим во имя мира в войнах-это сложный комплекс, формируемый как эмоциональный отклик на великие исторические события своей Родины.

Объединяет названные компоненты творческое проявление в деятельности, где личность, как истинно патриотически настроенный человек стремится внести вклад в историю своей страны в современных условиях.

Патриотическое воспитание многозначно раскрывается с психологической точки зрения. Важное место здесь занял автобиографический подход (В.В. Нуркова). Такой подход получил отражение в России и мире в акции «Бессмертный полк», где каждый участник рассматривает себя в контексте исторических событий своей страны и истории

своей семьи. Автобиографическая память становится транслятором культурных ценностей в поле личности[1].

Таким образом, психолого-педагогический подход к воспитанию патриотизма определяет необходимость вовлеченности личности в переживания, связанные с местом героических событий, традициями и значимыми героями исторического времени. В результате у человека формируется такое патриотическое проявление как солидарность, то есть включение личности в более широкий культурно-исторический контекст, создающий условия идентификации себя с героями своего отечества, участниками великих исторических событий с наиболее значимыми фактами истории своей страны. Самоидентификация с героическим прошлым выступает основой современной реальной жизни человека в настоящем, формируя личность как активно-деятельностного существа уже в событиях современной истории.

Исходя из новых подходов, которые определились в психолого-педагогической науке, возникла необходимость новых технологий осуществления патриотического воспитания. Одним из направлений в совершенствовании технологических аспектов патриотического воспитания выступает музейная педагогика.

Еще великий философ Н.Ф. Федоров в своей работе «Музей, его смысл и назначение» [2, с.212-342] отмечал, что без знания истории прошлого не может быть настоящего. Музеи призваны принимать активное участие в духовной и культурной жизни общества, становясь очагом формирования научного мировоззрения, образования и патриотического воспитания. Музей является ведущим звеном в единой воспитательной системе государства.

Наиболее актуальной технологией патриотического воспитания можно определить современную форму - виртуальный музей. Информатизация образовательной среды создает возможность применения данного направления как музееведческого так педагогического образовательного процесса. Виртуальный музей создает в образовательном учреждении новую информационную среду, обеспечивая доступ к различной историко-патриотиче-ской информации, что значительно расширяет потенциал музеев и их доступность для школьной аудитории, находящейся даже на достаточно удаленном расстоянии.

Виртуальные музеи для системы школьного образования могут представить музейно-историче-ский материал в различных формах. Прежде всего, к ним следует отнести виртуальные филиалы государственных ведомственных и частных музеев. Так федеральный «Виртуальный музей Победы, посвя-щённый событиям Великой Отечественной Войны» (г. Москва) содержит большой раздел «Герои», посвященный победителям Великой Отечественной Войны, как видным военачальникам, так и простым солдатам, чьи имена навечно внесены в историю Великой победы.

Республиканские виртуальные музеи своей целью преследуют отражение исторического вклада

конкретного региона в историю победившей Родины. Примером может служить «Виртуальный музей Великой Отечественной Войны Республики Татарстан». В его разделы включены материалы, наиболее приближенные к исторической памяти республики и семей ветеранов, который отражен в разделах «Рассказы ветеранов», «Мой семейный архив», «Фильмы о войне». Наряду со значимыми в истории страны музеями имеются виртуальные музеи, чье назначение можно определить, как автобиографическое, где великие военачальники представлены в кругу близких людей.

Так, в виртуальном музее-кабинете маршала Г. Жукова представлен образ военачальника как человека в реальной жизненной обстановке, что значительно расширяет представления о человеческих качествах военного, вошедшего в историю нашей страны как великого полководца.

Однако, школьное образование в последнее время становится не только «потребителем» музейной информации в виртуальном воплощении, но и включилось в разработку собственных форм виртуальных музеев. Виртуальные музеи, имея в своем арсенале различные технологии, стимулируют познавательную, социальную и творческую активность не только сообщества школьников и педагогов, но и семей. Объединяя усилия участников в создании виртуального музея, формируется открытое культурно-образовательное пространство. Часто во главе поисковой деятельности выступает актив музея. Обязанности членов наиболее инициативной группы распределяются в соответствии с этапами реализации проекта создания виртуального музея. На подготовительном этапе наиболее значимыми моментами выступают: организационные моменты, касающиеся разработки программы музея, определения лиц для сотрудничества, в лице ветеранов, 1Т-специалистов, музейных педагогов, преподавателей истории.

На этапе оформления контента сайта ведется работа определения дизайна композиций, оцифровки документальных источников и музейных экспонатов, их каталогизации, подготовка материалов для виртуальных экспозиций.

При создании веб-сайта-виртуального музея предусматривается моделирование музейных экспозиций и определение интерактивных систем навигации в представлении мультимедийных выставок.

Техническое обеспечение деятельности музея сопровождается созданием творческих групп, обеспечивающих расширение виртуальных материалов, создание новых веб-страниц, а также подготовка и распространение печатной продукции, отражающей материалы виртуального музея.

Поисковая работа школьников историко-био-графического содержания, посвященная Великой Отечественной Войне, размещается на сайтах виртуальных музеев школ, значимость такой деятельности придает объединение виртуальных музеев в единую систему. Возможность такого творческого подхода подтверждается открывшимся Порталом системы образования Выборгского района Санкт-

Петербурга. Под девизом виртуального музея «Память сильнее времени» объединены виртуальные музеи школ, создав тем самым единое информационное пространство общей исторической памяти.

Деятельность виртуальных музеев тесно связана с патриотическим воспитанием, осуществляемым в учебном процессе. Так, на занятиях гуманитарного цикла - русского, иностранного языка, истории, литературы, большое значение приобретает расширение знаний исторического и культурного наследия, отражающих события прошедшей войны. На таких занятиях школьники знакомятся с мемуаристикой отечественных и зарубежных авторов, осуществляют виртуальные путешествия по местам боевой славы, знакомятся с подлинными документами, искусством военных лет. При выполнении творческих заданий у школьников формируется чувство причастности к историческим событиям, уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, стремление глубже узнать об исторических сведениях участников драматических событий в прошлом членов своей семьи.

Виртуальные музеи стимулируют посещение школьниками музеев в городах и регионах, обеспечивая развитие личностного опыта сопричастности с историческими ценностями: уникальными памятниками, предметами, документами. Патриотическое воспитание школьников в условиях интеграции виртуальных музеев и реально действующих музейных центров обеспечивает социальное объединение граждан разных поколений, способствует культурной преемственности отечественных идеалов, идентификации с историей своей страны.

Воспитание школьников на исторических традициях способствует духовному росту подрастающего поколения, осмысления себя в исторических процессах.

Важным элементом школьных виртуальных музеев является проектная исследовательская деятельность школьников. Участвуя в сборе информации для виртуальных музеев, школьники развивают критическое мышление, способность к анализу, ме-такомпетенции. Выполняемые школьные задания часто носят самостоятельный инициативный характер. Особенно это касается разработки содержания виртуальных экскурсий, организации творческих музейных проектных команд, установления связи с ведущими отечественными и зарубежными музеями. Сегодня можно говорить, что технологии публикации виртуального музея в сети Интернет, создание актуальных навигаций значительно расширяет перечень актуальных компетенций школьников. Но, погружаясь в сведения об исторических процессах и событиях, биографии известных военнослужащих, школьники эмоционально переживают военные события, присваивая духовные ценности и смыслы великих побед.

Виртуальный музей становится центром работы исторических и патриотических объединений школьников, где деятельность в виртуальной среде дополняется различными формами работы патриотического воспитания: историческими квестами,

фестивалями солдатской песни, выставками, заседаниями исторических клубов и деятельностью волонтеров, повышая тем самым активность школьников в социально-значимой творческой деятельности.

Виртуальный музей школы, сотрудничая с музеями, создает открытое культурно-образовательное пространство, которое отвечает самым высоким демократическим требованиям, доступности информации о музейных предметах, экспозиционных просмотров. Большое значение приобретает воздействие на эмоциональный мир школьника с помощью звука, анимации, графики, усиливая эмоциональный отзыв на исторические события.

Исследования технологий патриотического воспитания еще находятся в стадии осмысления и

систематизации. Необходимость рассмотрения вопроса об объединении виртуальных музеев в единую систему для активного применения в образовании стоит весьма актуально, что позволит патриотическое воспитание осуществлять как национальную идею воспитания будущего поколения России.

Литература

1. Нуркова В.В. Свершение продолжается: психология автобиографической памяти. М.: изд-во университета РАО.2000. 315с.

2. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначе-ние//Федоров Н.Ф. Собр. Соч.: в 4т. М., Традиция, 1999, Т4. С.212-342

АКМЕОЛОГ1ЧНИЙ ЩДХ1Д ДО ФОРМУВАННЯ ПРОФЕС1ЙНО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА

Яловський П.М.

AcnipaHm кафедри педагогти i психологи Кременецьког обласноЧ гумантарно-nедагогiчноi академи iM. Тараса Шевченка, Украша

ACMEOLOGICAL APPROACH TO FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE

MUSIC ART TEACHERS

Yalovskyi P.

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Kremenets Regional Humanitarian-Pedagogical Academy named after Taras Shevchenko, Ukraine

АНОТАЦ1Я

Стаття присвячена проблемi формування професшно! компетентносп майбутшх учитетв музичного мистецтва на засадах акмеолопчного пвдходу. Проаналiзовано сутшсть та ключовi завдання означеного щдходу в галyзi вищо! педагогiчноi освгга; висвiтлено особливостi органiзацii акмеологiчного розвитку студентсько! молодi. Доведено, що впровадження iдей акмеологiчного пiдходy в освггаш процес закладiв вищо! педагогiчноi' освгги сприятиме формуванню професiйноi компетентностi. майбутшх yчителiв му-зичного мистецтва.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of formation of professional competence of future music art teachers on the basis of acmeological approach. Analyzes the essence and key tasks of the defined approach in the field of higher pedagogical education; the peculiarities of organization of acmeological development of student youth are covered. It is proved that the introduction of ideas of acmeological approach in the educational process of institutions of higher pedagogical education will contribute to the formation of professional competence of future music art teachers.

Ключовi слова: акмеолопчний пвдхщ педагопчна акмеолопя, професшна компетентшсть майбутшх учитетв музичного мистецтва.

Keywords: acmeological approach, pedagogical acmeology, professional competence of future music art teachers.

Постановка проблеми. Процеси глобалiзацii, перебудови сощально! сфери, шформатизацп та евроштеграцп обумовлюють докоршш змши ви-чизняно! парадигми вищо! освгга, зокрема му-зично-педагопчно!. Сьогодш зростае потреба у по-шуку нових, ефективнiших шляхГв та методо-лопчних орГентирГв професшно! шдготовки фахiвцiв, здатних до ефективного здшснення му-зично-освггаьо! дгяльносп, творчосл, рефлексп, постшного самовдосконалення, професшно-педа-гопчного та музично-виконавського розвитку. У цьому контекстi ключовим завданням е формування професшно! компетентностi майбyтнiх yчителiв музичного мистецтва.

Очевидно, що виршення порушено! проблеми вимагае застосування низки методолопчних пГд-ходiв, серед яких компетентнiсний, особистiсно орiентований, аксiологiчний, культуролопчний тощо. Ми переконанi, що усшшному формуванню професiйноi компетентностi педагогiв-музикантiв сприятиме впровадження в освггнш процес за-кладiв вищо! педагогiчноi освГти щей акмеолопч-ного пГдходу, який спрямовуе студентську молодь на досягнення вершин у професшному розвитку.

Аналiз останшх дослiджень i публiкацiй. До проблеми реалiзацii' акмеологiчного пГдходу у вищш педагогГчнГй освГтГ звертаеться низка нау-ковцГв, серед яких: С. Вивщька, А. Деркач, I. Драч,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.