Научная статья на тему 'Пространство художественного музея как учебная аудитория'

Пространство художественного музея как учебная аудитория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ / ДИАЛОГИ В МУЗЕЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL SPACE / ART MUSEUM / DIALOGUE IN MUSEUM / ART INSTALLATIONS / VIRTUAL SPACE OF MUSEUM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туминская Ольга Анатольевна

Художественный музей на рубеже ХХ-XXI в. сделал шаг навстречу зрителю, обогатив свои экспозиции возможностями дополненной реальности: виртуальными циклами лекций, аудиогидами, компьютерными технологиями в пространстве экспозиции и за ее пределами. Интеграция информационно-методических, идейно-теоретических, аксиологических, научно-технических ресурсов в пространстве музейной выставки предлагает зрителю совершить выбор от пассивного экскурсанта к активному обучающемуся. Ряд предметов, выставленных в определенной последовательности, уже задает вопросы зрителю. Обращение к виртуальным устройствам с целью считывания визуальных мессенджеров, поиск информации в определенный момент встречи зрителя с произведением искусства настоящая реальность организации пространства художественного музея для умного зрителя, посетителя, который избрал позицию соучастника музейной инсталляции. Для такого зрителя пространство музея является учебной аудиторией. Уроки общения с произведениями искусства в современной ситуации музейного бума можно расценивать как направление информального образования. Однако ему предшествует ступень формального обучения, о чем и идет речь в настоящей статье. Музейные занятия в секторе эстетического воспитания методического отдела Русского музея цикловые посещения музея школьниками начальных классов. Союз учителя и музейных сотрудников предполагает достижение поставленной задачи развитие эстетического чувства у младших школьников на примере восприятия русского искусства. Сотрудничество сектора с педагогическим училищем представлено в виде теоретических и, главное, практических занятий студентов в музее с младшими школьниками. Разработанная программа методических занятий студентов педагогического училища в художественном музее представляет уникальный опыт педагогического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of art at the turn of 20th-21st centuries took a step towards the viewer, thus enriching its exposure to possibilities of augmented reality a virtual series of lectures, audio guides, computer technologies in the space of the exhibition and beyond. The integration of information and methodological, ideological, theoretical, axiological, scientific and technical resources in the space of the museum exhibition invites the viewer to make a choice from a passive client to an active learner. The number of objects in sequence, already asking questions to the viewer. The appeal to virtual devices to read visual messenger, search for information at some point saw a work of art the true reality of the space of the art museum for smart viewer, visitor, who was elected to the position of partner of the museum installation. For this viewer, the space of the museum is educational audience. The lessons of communication with works of art in the modern situation of the museum boom can be regarded as the direction of informal education. However, it is preceded by a step of formal training, and what is referred to in this article. Museum classes in the sector of aesthetic education Methodical Department of the Russian Museum cyclic visit to the museum by primary school pupils. Union teachers and museum staff is intended to achieve the tasks the development of aesthetic feelings in junior schoolchildren on the example of the perception of Russian art. The cooperation of the sector with teaching school presented in the form of theoretical and practical training of students in the museum with younger students. Developed a program of methodological training of students of pedagogical college in art museum is a unique experience in educational cooperation.

Текст научной работы на тему «Пространство художественного музея как учебная аудитория»

УДК 069.12:7

О. А. Туминская

Пространство художественного музея как учебная аудитория

Художественный музей на рубеже XX-XXI в. сделал шаг навстречу зрителю, обогатив свои экспозиции возможностями дополненной реальности: виртуальными циклами лекций, аудиогидами, компьютерными технологиями в пространстве экспозиции и за ее пределами. Интеграция информационно-методических, идейно-теоретических, аксиологических, научно-технических ресурсов в пространстве музейной выставки предлагает зрителю совершить выбор от пассивного экскурсанта к активному обучающемуся. Ряд предметов, выставленных в определенной последовательности, уже задает вопросы зрителю. Обращение к виртуальным устройствам с целью считывания визуальных мессенджеров, поиск информации в определенный момент встречи зрителя с произведением искусства - настоящая реальность организации пространства художественного музея для умного зрителя, посетителя, который избрал позицию соучастника музейной инсталляции. Для такого зрителя пространство музея является учебной аудиторией. Уроки общения с произведениями искусства в современной ситуации музейного бума можно расценивать как направление ин-формального образования. Однако ему предшествует ступень формального обучения, о чем и идет речь в настоящей статье. Музейные занятия в секторе эстетического воспитания методического отдела Русского музея - цикловые посещения музея школьниками начальных классов. Союз учителя и музейных сотрудников предполагает достижение поставленной задачи - развитие эстетического чувства у младших школьников на примере восприятия русского искусства. Сотрудничество сектора с педагогическим училищем представлено в виде теоретических и, главное, практических занятий студентов в музее с младшими школьниками. Разработанная программа методических занятий студентов педагогического училища в художественном музее представляет уникальный опыт педагогического сотрудничества.

Ключевые слова: образовательное пространство художественного музея, диалоги в музее, художественные инсталляции, виртуальное пространство музея, образовательная среда, информальное образование

Ol'ga A. Tuminskaya Space of art museum as classroom

Museum of art at the turn of 20th-21st centuries took a step towards the viewer, thus enriching its exposure to possibilities of augmented reality - a virtual series of lectures, audio guides, computer technologies in the space of the exhibition and beyond. The integration of information and methodological, ideological, theoretical, axiological, scientific and technical resources in the space of the museum exhibition invites the viewer to make a choice from a passive client to an active learner. The number of objects in sequence, already asking questions to the viewer. The appeal to virtual devices to read visual messenger, search for information at some point saw a work of art - the true reality of the space of the art museum for smart viewer, visitor, who was elected to the position of partner of the museum installation. For this viewer, the space of the museum is educational audience. The lessons of communication with works of art in the modern situation of the museum boom can be regarded as the direction of informal education. However, it is preceded by a step of formal training, and what is referred to in this article. Museum classes in the sector of aesthetic education Methodical Department of the Russian Museum -cyclic visit to the museum by primary school pupils. Union teachers and museum staff is intended to achieve the tasks - the development of aesthetic feelings in junior schoolchildren on the example of the perception of Russian art. The cooperation of the sector with teaching school presented in the form of theoretical and practical training of students in the museum with younger students. Developed a program of methodological training of students of pedagogical college in art museum is a unique experience in educational cooperation.

Keywords: educational space, art museum, dialogue in museum, art installations, virtual space of museum, educational environment, informal education

Музейное пространство становится образовательным в силу задач, поставленных педагогами музейных циклов. В настоящее время экскурсии все чаще носят системный характер, что предполагает изменение основных задач

экскурсии, ее переход от насыщения знаниями слушателей к установлению спонтанного диалога, ведущего к естественному желанию самостоятельного развития ребенка школьного возраста средствами музейной экспозиции.

Предполагаемый анализ практики взаимодействия сотрудников сектора эстетического воспитания методического отдела Государственного Русского музея (ГРМ) с учителями общеобразовательной школы и руководителя педагогической практики Педагогического колледжа № 4 впервые представлен педагогическому сообществу с целью анализа возможностей взаимодействия путей методического руководства в едином музейном занятии.

В описываемом примере обозначены три направления, исходящие во-первых, от «заказчика» - учителя общеобразовательной школы, который посещает с классом занятия в Русском музее по программе «Диалоги в музее» [1] в течение нескольких учебных сезонов; во-вторых, от «исполнителя» - музейного педагога и, в-третьих, от «наблюдателя» - руководителя музейно-педагогической практики, ведущего наблюдение за детьми и экскурсоводом во время музейного занятия с целью раскрытия основных методических принципов такого общения. У каждого из представителей педагогической среды существуют свои приоритеты.

Первое направление: педагогическое. Учителю важно, чтобы дети смогли погрузиться в атмосферу музея, решить поставленные перед ними художественно-эстетические задачи, ответить на вопросы в ходе диалога экскурсовода с ними и, главное, побудить школьников к самостоятельному изучению экспозиции.

Второе направление: экскурсоводческое. Музейный педагог ставит цель передать необходимые знания историко-искусствоведческого характера у объекта искусства, вызвать детей на диалог, ответить (по возможности) на возникшие вопросы школьников, побудить к самостоятельному творчеству после окончания занятия, т. е., по сути, его цель шире образовательной, она принадлежит скорее к типу воспитательного направления.

Третье направление: методическое. Руководитель музейно-педагогической практики ставит цель вооружить студентов не только теоретическими знаниями о музейном занятии, но и дать навыки практического применения. Так руководитель практики постоянно ведет со студентами дневник наблюдений, проверяет их конспекты уроков, собирает вместе с ними порт-фолио педагогических находок и идей. Большая часть работы руководителя практики проходит после музейного занятия, следовательно, его время в разы превышает присутствие в музее. В функции руководителя практики входит: 1) первичная подготовка студентов к посещению музея; 2) непосредственная практика наблюдения; 3) анализ занятия от имени детей и от имени

экскурсовода; 4) проверка конспектов студентов; 5) завершающая часть - ответы на вопросы будущих педагогов.

Обратимся поочередно к обозначенным для анализа направлениям музейно-педагоги-ческой деятельности.

Первое. Учитель в своей подготовке школьников к посещению музея основывается на дидактическом направлении. Главной целью школьных экскурсий становится развитие эстетической активности детей. Успешному решению главной задачи подготовки детей к экскурсии развивающего типа способствует правильное применение педагогических приемов, направленных на организацию процесса художественного восприятия. В связи с этим выявляется недопустимость искусствоведческого анализа на уроках эстетического направления. Вместо него - живая беседа, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, зрительные и эмоциональные ассоциации, называемые художественным образом. Большую пользу может оказать использование связей различных видов искусств, в частности включение музыкальных и поэтических фрагментов в процесс зрительного восприятия детьми на уроках. Одним из важных педагогических приемов может быть выполнение рисунков или пластических изображений по памяти. Главной целью является развитие творческого восприятия, способности подмечать наиболее существенные, характерные черты художественного образа.

Прежде всего, следует указать, что в музее не может быть образование приоритетным началом. Музейный педагог имеет иные служебные обязанности, нежели педагог общеобразовательной школы, а именно:

Учитель общеобразовательной школы (раздел II «Должностные обязанности»). Учитель начальных классов:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования на ступени начального общего образования, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2.2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и наме-

рениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает обучающимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ [2].

Должностные обязанности ведущего методиста по музейно-образовательной деятельности музея (из внутренних документов ФГБУК «Государственный Русский музей», раздел II «Должностные обязанности»): Исполняет задания по учебному плану. 2. Выполняет методические рекомендации для занятий с детьми и др.

Задача эстетического воспитания школьников в музее сегодня определяется как развитие художественного восприятия. Но ее выделили ученые гуманитарного направления уже в начале ХХ в.

Разный поиск методик и форм должен сопутствовать решению поставленных задач. А. В. Бакушинский считал, что путь воспитания должен решительно предпочесть пути образования и последнее подчинить первому [3, с. 173-267]. Воспитание и обучение - процессы взаимосвязанные, но не однозначные. Воспитание - это передача жизненного опыта, опыта человеческих отношений, «летописи чувств», а образование - передача знаний. Главной проблемой работы со школьниками в музее при их посещении занятий ежемесячно является изучение потребностей и духовных запросов младших школьников и подростков и организация общения с произведением искусства или с репродукцией в условиях музейного пространства.

Таким образом, учитель вместе с экскурсоводом в течение нескольких лет посещения музея и совместной работы, выражающейся в постоянном эмоциональном контакте с детьми по поводу вопросов изобразительного искусства, могут достичь желаемой цели - способствовать воспитанию цельной культурной личности подростка.

Программа развития государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга является основополагающим документом по обеспечению условий для реализации прав граждан на качественное воспитание и образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России. Миссия (в соответствии со стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа-2020»): равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга.

Одним из ведущих направлений развития системы образования является обеспечение перехода к договорным отношениям в системе образования между школьным учреждением и семьей; между педагогами, учителями, внешкольными педагогическими работниками и образовательными учреждениями, в которых они работают; между учреждениями основного образования детей и неформальными учреждениями; между образовательными учреждениями всех типов и видов с исполнительными органами власти управления образованием.

В соответствии со стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [4] главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и экономики. В качестве основных приоритетов развития общего образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие: обновление и совершенствование качества образования; развитие системы поддержки талантливых детей; развитие и обновление педагогического потенциала; современная образовательная инфраструктура; формирование эстетической культуры обучающихся и воспитанников. В настоящее время посильна задача воспитания у учащихся навыков творчества, социальной активности, создания условий для выбора учениками области применения своих творческих, интеллектуальных возможностей и реализации образовательных и других культурных потребностей, а, значит, выбора успешной жизненной стратегии каждым выпускником школы.

Среди основных образовательных и воспитательных задач необходимо выделить те, которые были поставлены и решены в ходе обучения по предмету «Мировая художественная культура»: развитие различных видов мышления и коммуникативных способностей, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, развитие умений моделировать задачу, эстетическое воспитание за счет проведения аудиторных занятий и систематического посещения музейно-обра-зовательных площадок учреждений культуры Санкт-Петербурга и области.

В настоящее время создаваемые школьные программы по всем предметам общеобразовательной программы презентуются прежде всего в текстовом варианте, но сопутствующая информация в качестве дополнения уже почти в обязательном порядке выносится на CD-носители. В гуманитарной области диски с записью открытых уроков по литературе или развитию

речи, мультипликационных образовательных роликов, кинофрагментов по произведениям классиков литературы и другие возможности активно входят в арсенал учителя-предметника. Незаменимым информативным средством является CD-диск с воспроизведением памятников живописи, архитектуры или народного искусства в преподавании курса «Музейная педагогика» в школьной аудитории. Программа «Диалоги в музее» (составитель программы Л. П. Михеева) коррелируется с программой «Здравствуй, музей!» (составители программы коллектив авторов во главе Б. А. Столяровым), если занятия приходится проводить вне музейного пространства. Визуальный ряд к лекции, проводимой в школе или детском саду, когда нет возможности регулярного посещения Русского музея, составляется из картин, предложенных коллективом авторов в информационном техническом пособии «Мы входим в мир прекрасного» - программы для аудитории дошкольного возраста и «Мир музея» - программы для школьников начального звена ГОУ

Несколько иная картина представляется, если речь идет о программах по изобразительному искусству. В них большая роль отведена изображению. Программы, созданные для обучения детей основам музейной грамоты, должны иметь, в первую очередь, качественный визуальный ряд, а затем - грамотный сопутствующий текст. Получается, что программы по искусствоведению и музейной педагогике изначально нацелены на создание CD-дисков.

Адресат, для которого написаны программы по музейной педагогике и изобразительному искусству, - ученик, с которым ведется диалог в классной аудитории, а посредник при передаче знаний об искусстве и пользователь СЭ-дисков -учитель. Предполагается, что учитель достаточно хорошо владеет техникой, чтобы, используя техническую возможность демонстрации, построить свой урок в виде воображаемой экскурсии с привлечением необходимого количества компьютерных изображений. Такая же система отношений устанавливается при общении интересующегося зрителя в музее с памятниками искусства.

Первостепенной составляющей понятия «музейная культура» является развитие культуры восприятия произведения искусства. Для музейных работников, общающихся с детской аудиторией, уместно использовать термин «музейное воспитание». Музейное воспитание - постепенный, противоречивый и вместе с тем целостный процесс влияния музейного пространства на развитие личности ребенка. В данном случае речь идет о художественном

музее, поэтому можно уточнить: музейное воспитание - процесс влияния изобразительного искусства на развитие личности ребенка.

Специалисты по музейной педагогике считают, что воспитывать ребенка посредством приобщения к миру музейных ценностей можно начиная с самого раннего возраста, если в музей приходят дети вместе с родителями. Расширить возможности семейного воспитания можно, обратившись к специалистам-экскурсоводам, ведущим цикловые занятия. Социологические исследования подтверждают мысль о том, что разовые посещения музея очень важны для молодого зрителя, но в большей степени они влияют на развитие музейного образования, а не музейного воспитания. Воспитание - длительный и сложный процесс, который может быть реализован в посещении детьми цикловых экскурсий или регулярных, систематических музейных занятий. К такому типу относятся занятия с детьми 5-9 лет в секторе эстетического воспитания Государственного Русского музея. Сотрудники сектора придерживаются мнения, что начинать систематические занятия с детьми целесообразно в возрасте от 5 до 9 лет. Признавая индивидуальное развитие каждого ребенка, все же на основе психолого-педагогических исследований доказано, что психические процессы детей до 5 лет недостаточно развиты для восприятия произведений искусства в том варианте, которое предполагается в содержании понятия «музейное воспитание».

Воспитание восприятия искусства должно быть систематичным. На основе изученной педагогической и психолого-искусствоведческой литературы можно определить процесс музейного воспитания как процесс открытия для ребенка произведения искусства. Культура восприятия произведения искусства воспитывается постепенно и в целостном единстве всех каналов психических реакций. Условно разбивая работу сотрудников сектора с детьми по восприятию произведений искусства в музее на основные направления, можно выделить следующие моменты. Момент видения (рассматривания) произведения искусства, чувствование (проявление эмоциональной реакции), восприятие слуховой информации, постижение смысла (информационно-аналитический момент), вербализация собственных впечатлений.

В практике эстетического развития детей на занятиях в классах широко используется возможность самовыражения через зрительные, слуховые, двигательные образы. Задача педагогов создать условия для более полного и яркого проявления различных сенсорных систем ребенка.

Курс «Мировая художественная культура» настраивает обучающихся на самостоятельное познание искусства, в том числе и в результате походов в музей. Студенты и молодые зрителя регулярно посещают культурно-образовательные площадки города и области с целью расширения кругозора, формирования эстетических знаний и воспитания культуры поведения.

Школьники программы «Диалоги в музее» начинают свое «путешествие в мир искусства» в начальной школе. С пятого класса (2006/2007 учебный год) классным руководителем становится И. Н. Смирнова, которая и предложила составить интегративную программу для обучения детей литературе и языку путем включения в уроки историко-культурологических сведений. В течение трех лет было проведено около 20 выездных занятий на площадку сектора эстетического воспитания ГРМ. За это время дети освоили два магистральных направления программы «Диалоги в музее» - Античное искусство и Библейские истории. Для детей были организованы пешеходные образовательные маршруты по микрорайону «Александрино», где главными топографическими остановками являлись улица Солдата Корзуна (военно-патриотическая тема), парк «Александрино» [5, с. 217220] с сохранившимися постройками бывшего Шереметьевского дворца (культурологическая тема), место первого Путевого дворца Петра I на Петергофском тракте (историческая тема), цитирование Л. Н. Толстого о размещении в этих местах ипподрома (литературная тема). Особняк окружает прекрасный парк «Александрино» с прудами (архитектурно-экологическая тема).

На этапе обучения были использованы такие методы, как экскурсия с элементами беседы, лекция с видео-демонстрацией, самостоятельное восприятие объекта искусства. На этапе проверки в основном были задействованы методы самостоятельного выполнения домашнего задания (рисунок, сочинение о картине, написание эссе по впечатлениям о посещенной выставке и др.), анкетирование и устный опрос. С возрастом общение у памятников искусства и задания для самостоятельной работы немного усложнялись и приобретали другую форму выражения. Методика общения музейных педагогов с учащимися изменилась мало: привыкшие к диалоговой форме работы учащиеся с пятого по восьмой годы обучения в музее продолжали воспринимать информацию у картины в виде самостоятельного внимательного осмотра произведения искусства и выражения своих мыслей, а затем экскурсовод подводил итоги. Если для начальной школы приоритетным

видом проверки является творческое задание в виде рисунка, для средней школы - мини-сочинение, то для выпускников были предложены новые формы. Это: создание электронной презентации, защита своего проекта в музее у выбранной по личным предпочтениям картины и письменный реферат. Каждый из видов работы был нацелен на развитие умения поставить перед собой творческую задачу и решить ее с помощью новых информационных технологий. Учитывался уровень владения предъявляемого материала, его изложения (сочетание использования необходимой терминологии и фактора доступности в изложении) и репрезентации (точность подбора иллюстраций и грамотности использования компьютерной коррекции видеоизображений). Зачетный уровень - защита проекта по дисциплине «мировая художественная культура» на выбранную тему современного искусства перед аудиторией коллег, родителей и учителей. Известно, что молодым зрителям нравятся модные арт-инсталяции. Главное достижение предъявляемой педагогической технологии, применяемой автором данного текста совместно с музейными работниками на протяжении многолетнего обучения определенной группы учащихся, заключается в обучении на начальном этапе традиционным видам искусства, знакомство детей с реалистическим и классическим искусством России и Западной Европы, погружение в мир диалога у произведения искусства, не имеющего категорических расхождений во мнениях. Выработка собственной точки зрения происходит на материале, давно и прочно устоявшемся в оценках специалистов разных стран, религиозных взглядов и различных исторических эпох. Эстетические категории «доброе-злое», «красивое-безобразное», «возвышенное-низменное» вырабатываются у молодежи под воздействием педагогов. Понятия молодежи базируются на культурном фундаменте общества, в то время как выражение точки зрения по вопросам современного арт-процесса как раз будит в молодых людях интерес к новаторству. Оценивание подобных проектов свежим взглядом «неспециалиста» (не-искусствоведа), но человека, грамотно разбирающегося в вопросах эстетических категорий культуры, очень полезно для обеих сторон искусствоведческого процесса: для зрителя и для художника. Если в ребенке заложено и со временем взращено умение видеть и грамотно оценивать произведение искусства с учетом различных аспектов нашей жизни, то в итоге к 16-17 годам жизни такого

человека общество получает в нем прогрессивного представителя зрительской аудитории. Умение вербального формулирования собственной культурологической позиции, но в рамках толерантности выражения - важнейшая задача современной педагогической ситуации в области эстетического воспитания, что делает труд педагога мировой художественной культуры и литературы особенно актуальным и необходимым.

Современное сообщество экскурсоводов и педагогов активно использует сочетание двух подходов: урочного и внеурочного. На уроке ребята погружаются в материал предмета (например, русской и российской классической литературы), в музее продолжают получать знания через визуальные каналы. Устная речь учителя сопровождается кадрами презентации. Такое сочетание слова и образа ведет к эстетическому восприятию изучаемых произведений, обучению грамотного изложения собственных мыслей, беседе о великих примерах отечественной литературы, включении нравственно-этического компонента в проведение уроков гуманитарного цикла, знакомстве с сюжетами Ветхого Завета, обсуждении евангельских притч. Также осуществляются уроки в форме дискуссионного клуба с предъявлением презентаций школьниками старших классов, защиты проектов филологического направления по инициативе учеников и т. д. Разнообразие форм предполагает более конструктивное методическое оправдание решению главной задачи: не столько передать детям знания, сколько научить подростков эти знания квалифицировать, распределять, осваивать, сделать своими. Воспитание заключается в незаметной поддержке тех благих начинаний, которые имеются у школьников, в направлении и руководстве благородными порывами в отношении друг друга, в обучении дружбе, а именно эти качества личности и визуализированы в лучших произведениях русского, советского и российского изобразительного искусства.

Второе. Сотрудничество учителей Санкт-Петербурга с сотрудниками сектора эстетического воспитания Русского музея выражается в обоюдном согласии на проведение работы по приобщению воспитанников к изобразительному искусству в форме диалогов в музейном пространстве. Методисты сектора на своих занятиях ставят следующие задачи:

1. Поиск, обобщение опыта и создание системы, программ и методики цикловой работы.

2. Общение с подростками на базе психологических и педагогических исследований с учетом возрастных особенностей.

3. Обучение элементам восприятия произведения искусства в музейной среде.

4. Поиск эффективных форм обучения, учитывающих специфику синтезированного курса.

5. Сочетание обучающих занятий с воспитательными.

6. Введение в каждое обучающее занятие элементов живого переживания детьми искусства на доступном им уровне.

7. Поиск интересных форм и проведение занятий в сочетании с литературой, музыкой, поэзией.

Следуя выводам Б. П. Юсова, задачу обучения художественному восприятию следует сформулировать таким образом: «Учить общению с искусством путем сопереживания через обучение языку искусства и накопление запаса знаний» [6].

Методическими находками организатора работы в общении детей с произведением искусства в музее для активного зрителя стали найденные в практике еще в 80-е гг. XX в. педагогические приемы:

- сравнение, которое способствует перенесению знаний живописи на восприятие скульптуры;

- создание ощущения собственного открытия;

- опорные вопросы, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведения;

- изменение ракурса беседы, поддерживая чувство удивления и собственного открытия;

- рассогласованность между ожиданием и ответом;

- диалогизация, которая помогает сопереживанию;

- заражение личным воздействием руководителя;

- коллективное обсуждение произведения искусства.

Беседа, в форме которой проходят занятия, имеет проблемный характер. Заявленные приемы не утратили актуальности, и сегодняшние экскурсоводы, длительно занимающиеся с детьми и подростками, ставят и решают те же задачи методического характера. Следовательно, можно говорить об успешной реализации воспитательной части музейного образования.

Третье. Студенческая практика в музее со школьниками как методическое направление. В настоящей статье уделено внимание не искусствоведческой практике, которую проходят студенты факультетов изобразительного искусства художественных вузов нашего города, а методике организации педагогической практики в музейном пространстве, когда студенту

необходимы и искусствоведческие знания, и воспитательно-педагоги ческие. Музейно-педа-гогическая практика студентов Педагогического колледжа № 4 Санкт-Петербурга предложена студентам по специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Специальное дошкольное образование». Среди молодежи распространены правила участия в творческих проектах, одним из которых является музейный проект «Формальное, неформальное и информальное образование». В нем видится предоставление студентам возможности личного участия в педагогическом наблюдении посредством ведения дневниковых записей и ответов на возникающие вопросы и проведения фрагмента музей-но-педагогического занятия. Как продолжение существующей практики предполагается выход студентов на защиту дипломного проекта по специализации «Музейная педагогика».

В течение четвертого семестра обучения студенты второго курса Педагогического колледжа № 4 Санкт-Петербурга выполнили программу курса в количестве 90 часов музейно-педагогической практики, которая включала в себя обучение в секторе эстетического воспитания методического отдела ГРМ, посещение и анализ занятий с детьми на постоянной экспозиции, на временных выставках в Русском музее и в Эрмитаже, обзор архитектурного городского пространства, обсуждение вопросов подготовки с другими сотрудниками музея, занятие по программе «Дискуссии», написание конспекта занятия и защиту фрагмента музейной экскурсии с детьми начальных классов в пространстве музея, общение с родителями и учителями по вопросам экскурсионной деятельности.

Вопросы художественного развития школьников занимают все более значительное место в педагогической теории и практике последних десятилетий. Усилиями музейных работников, психологов и педагогов разрабатывается и научно обосновывается методика школьных уроков по изобразительному искусству, лекций, бесед, музейных экскурсий. В условиях музея формы обучения художественному восприятию могут быть самыми разными: это клубы юных любителей искусства, лекции в музейном лектории, экскурсии различной тематики. Положительным явлением следует считать заметно усилив-

шийся в последние годы интерес к теории и практике проблемного обучения, направленного на развитие творческих способностей учащихся, активности и самостоятельности их мышления. Вопросы проблемного обучения -актуальные как для художественного творчества, так и для развития способности эстетического восприятия.

Список литературы

1. Михеева Л. П., Потапова М. В. Диалоги в музее: прогр. занятий с детьми дошк. и мл. шк. возраста в кл. эстет. воспитания Гос. Рус. музея. Санкт-Петербург, 2002. 85 с.

2. Должностные инструкции педагога начального образования. URL: http: // mogym.ru (дата обращения: 12.02.2018).

3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Москва: Новая Москва, 1925. 270 с.

4. Президент Российской Федерации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: указ № 271 от 4 февр. 2010 г. // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https: // минобрнауки.рф (дата обращения: 12.02.2018).

5. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: ист.-архитект. путеводитель. Санкт-Петербург: Европ. дом, 2001. 447 с.

6. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. URL: http: // inka66.ru (дата обращения: 12.02.2018).

Referenses

1. Mikheeva L. P., Potapova M. V. Dialogues in museum: program of lessons with children of preschool and primary school age in classes of aesthetic education in State Russian Museum. Saint Petersburg, 2002. 85 (in Russ.).

2. Job descriptions of teacher of primary education. URL: http: // mogym.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

3. Bakushinskii A. V. Artistic creativity and education. Moscow: Novaya Moskva, 1925. 270 (in Russ.).

4. President of Russian Federation. National educational initiative «Our new school»: decree No. 271. Feb. 4, 2010. Ministry of education and science of Russian Federation: official website. URL: https: // минобрнауки.рф (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

5. Gorbatenko S. B. Peterhof road: historical and architectural guide. Saint Petersburg: Evrop. dom, 2001. 447 (in Russ.).

6. Yusov B. P. Modern concept of educational field «Art» in school. URL: http: // inka66.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.