Научная статья на тему 'Подготовка руководителя музейного кружка'

Подготовка руководителя музейного кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM / MUSEUM EDUCATION / ART MUSEUM / MUSEOLOGY / MUSEUM PEDAGOGY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна

В статье дается анализ подготовки руководителя музейного кружка, определяются основные требования к системе знаний, касающихся спецкурса «Музееведение и музейная педагогик», рассматривается содержание дисциплин профильной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the training manager of the museum circle defines the basic requirements for the system of knowledge concerning the special course "Museology and museum pedagogy", examines the content of disciplines profile preparation.

Текст научной работы на тему «Подготовка руководителя музейного кружка»

8. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. -182 с.

9. Титова, С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 3.- С. 208 -213.

10. Филатова, A.B. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. ...канд. пед. наук./А.В. Филатова.- М., 2009. - 197 с.

Т.П. Мышева

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЕЙНОГО КРУЖКА

Аннотация. В статье дается анализ подготовки руководителя музейного кружка, определяются основные требования к системе знаний, касающихся спецкурса «Музееведение и музейная педагогик», рассматривается содержание дисциплин профильной подготовки.

Ключевые слова: музей, музейное образование, музейное искусство, музееведение, музейная педагогика, социокультурная деятельность.

T. P. Mysheva LEADERSHIP TRAINING OF MUSEUM CICRLE

Abstract. The article analyzes the training manager of the museum circle defines the basic requirements for the system of knowledge concerning the special course "Museology and museum pedagogy", examines the content of disciplines profile preparation.

Keywords: museum, museum education, art museum, museology, museum pedagogy, socio-cultural activities.

На протяжении длительного времени руководители органов народного образования относятся критично к музейному образованию. Причиной являются: неправильно составленные школьные программы, небольшое количество учебников и учебных пособий, недооценка роли музея в школе. Отсутствует заинтересованность родителей и учащихся в предмете «Музееведение и музейная педагогика».

Все эти отрицательные моменты влияют на уровень развития музейно-образовательной компетентности учащихся.

Подготовка учителя-руководителя школьного музейного кружка является важной задачей сегодня, так как именно он должен заинтересовать учащихся музейной деятельностью.

Поэтому растут требования, предъявляемые к учителю. Сегодня учитель должен быть интеллектуальной личностью, нравственно и физически развит. Учитель должен хорошо знать детей, быть профессионалом в своей деятельности, творческим, активным человеком, уметь общаться с детьми. Главными чертами учителя должна быть доброта, сочетающаяся с требовательностью, любовь к детям.

Подготовка такого учителя является задачей высших педагогических учебных заведений.

Одним из важнейших качеств, определяющих успех работы учителя, является владение аудиторией, и именно музейное искусство способно помочь учителю в этом.

Известно, что педагогические факультеты не готовят музейных педагогов. Однако, руководитель музейного кружка должен владеть умением общения со зрительской аудиторией, с музейным искусством и культурой.

Как правило, чем значительнее личность учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост своего воспитанника. Это играет большую роль для учителя, занимающегося воспитанием средствами музейного искусства.

В последнее время опубликовано большое количество статей о музейном педагоге. Их авторы основное внимание уделяли музейной подготовке педагога. Однако педагог должен сочетать знания специального предмета и научных основ профессиональной деятельности с ее практическим овладением, с формированием практических умений и навыков.

Подготовка учителя-профессионала тесно связана с формированием его духовной культуры. У будущего педагога должны быть сформированы основы педагогических умений и навыков. Суть их состоит в том, чтобы творчески использовать знания из области психологии, философии, истории музейного искусства, различных видов и жанров художественного искусства, истории культуры, краеведения для успешного осуществления эстетического воспитания учащихся.

В работе «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики» Т.Н. Панкратова и

Т.В. Чумалова отмечают, что для того, чтобы научиться правильно и глубоко воспринимать музейное искусство и культуру, необходимо систематически и последовательно развивать способности учащихся к восприятию серьёзной мировоззренческой проблематики, к анализу и осмыслению содержания того или иного вида искусства, его художественно-выразительных средств [2, 93].

Необходимость постоянного совершенствования образовательной и воспитательной деятельности школы и музея в условиях современного времени, предъявляет всё более высокие требования к качеству профессионально-педагогической подготовки педагога, к уровню его профессиональных знаний, умений и навыков. Это касается не только общей профессионально-педагогической подготовки, но и конкретных видов разнообразной воспитательной деятельности, к которым придётся обращаться неоднократно. Поэтому программа обучения будущих организаторов внеклассной работы в педагогическом вузе предусматривает несколько специализаций, одной из которых является «Музееведение и музейная педагогика» (воспитательная работа средствами музея).

Выделение данного компонента в структуре подготовки студентов вполне правомерно, так как эстетическое воспитание и музейное, как часть его, выполняют важную функцию в формировании личности подрастающего поколения. Человека невосприимчивого к музейному искусству и культуре можно считать, в определённой степени, односторонним, а его духовное развитие недостаточным. При несуществующих часах по музейному образованию учащихся в школе, организация внеклассных воспитательных мероприятий с использованием музейного материала, несомненно повысит эффективность музейно-эстетического развития учащихся, что, в свою очередь, повлияет на обогащение всего духовного мира их личности. В связи с этим владение будущими социальными педагогами знаниями, умениями и навыками по специализации «Музееведение и музейная педагогика» является важным компонентом в структуре их общей профессиональной подготовки.

Как показали специальные исследования (А.И. Щербаков, В.А. Сластёнин и др.), формирование будущего специалиста в области воспитания требует включения в его профессиограмму целого ряда, как общепедагогических качеств, так и частных, связанных с определённым видом воспитательной деятельности:

- свойства и характеристики, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности педагога;

- требования к психолого-педагогической подготовке;

- объём и состав специальной подготовки;

- содержание методической подготовки по специальности [3, 56].

Формирование профессионально-педагогических качеств педагога обеспечивается в результате изучения предметов, обозначенных в программе вуза. В отношении качеств, связанных со специальной подготовкой, нередко встречаются затруднения из-за отсутствия единых планов и программ, которыми можно было бы руководствоваться в процессе вооружения студентов методикой организации и проведения воспитательной работы с использованием конкретных воспитательных средств. Разработка планов и программ по специализации требует учёта многих обстоятельств: общего количества часов, отводимых на подготовку по курсу, уровня уже имеющейся подготовленности по данному виду деятельности, реальных ситуаций, в которых придётся действовать специалисту и др.

Составляя профессиограмму, нами было обращено внимание только на те группы качеств, которые связаны со специальной подготовкой будущего руководителя внеклассной работы. При этом исходили из того, что:

1. Владение основами музейного искусства и культуры является одним из показателей мастерства педагога.

2. Формирование умений, связанных с оказанием воспитательного воздействия на учащихся посредством регионального музейного компонента, является недостаточно разработанным вопросом.

При определении основного направления специальной подготовки студентов, руководствовались следующим: в широком диапазоне различных духовных интересов и потребностей личности немаловажное значение имеют интересы и эстетические потребности, формирование которых выступает сегодня как серьёзная социально-педагогическая задача. В то же время, как указывают музейные педагоги, главным в воспитании посредством музея «...является не столько обучение музейному искусству и культуре самой по себе, сколько воздействие через них на весь духовный мир учащихся» [4, 53].

Таким образом, организация воспитательной работы с использованием музейного материала может содействовать расширению и углублению мира музейно-эстетических впечатлений школьников и воспитанию у них эстетического интереса к миру «музейных вещей».

Руководствуясь основными направлениями в осуществлении специальной подготовки руко-

водителя музейного кружка или факультативного занятия с учащимися, а также организатора внеклассной работы, был разработан теоретический спецкурс «Музееведение и музейная педагогика». Это позволило определить основные требования к системе знаний, касающихся данного спецкурса. Готовящийся специалист должен:

- обладать целостным представлением о музее и его роли в системе социокультурных институтов, об истории музейного дела;

- владеть системой представлений о специфике образовательного процесса в современном музее, об особенностях и качествах образовательного пространства в музее, о музейной педагогике как о части общепедагогического процесса;

- понимать место музейно-педагогической деятельности в развитии современного музейного дела, её значение для решения задач гуманизации и гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры общественных взаимоотношений;

- уметь выявить общие и конкретные потребности взаимодействия систем образования и культуры;

- обладать навыками организации данного взаимодействия в ходе музейно-педагогического процесса;

- знать методы, приёмы, формы и технологии музейной педагогики и уметь их использовать в своей профессиональной деятельности;

- владеть системой знаний по теории и истории музейной педагогики;

- осознавать необходимость развития художественных способностей и эстетических представлений будущего педагога для его профессиональной деятельности в музеях всех профилей и в учреждениях системы образования;

- уметь эффективно организовать процесс освоения музейных ценностей учащимися и развить их интерес к музею до уровня потребности в систематическом включении в музейную коммуникацию;

- обладать умениями и навыками научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в области музейной педагогики;

- раскрыть специфику музейного искусства с точки зрения его воспитательного воздействия на человека;

- дать знания теоретических основ организации и проведения внеклассных форм социокультурной образовательной деятельности с учащимися на музейном материале;

- обращать особое внимание при раскрытии всех тем на воспитательную функцию музейного искусства.

Подготовка руководителя музейного кружка в педагогическом вузе осуществляется на факультете психологии и социальной педагогики, где к изучению блока базовых музейных предметов приступают после освоения студентами блока психолого-педагогических дисциплин.

Содержание дисциплин профильной подготовки составляют:

«Основы музейного дела». Основываясь на общепринятой музееведческой дисциплине, данный учебный предмет формирует знания о становлении и методологии научного музееведения, типологии и функциях музея и направлениях его научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются методы и способы построения музейной экспозиции, основы музейной коммуникации, принципы и организация реставрационной деятельности, правовые условия деятельности музея и международное межмузейное сотрудничество.

«Музейная педагогика». Дисциплина формирует знания по истории становления музейной педагогики и о современном ее состоянии как междисциплинарной области и отрасли педагогической науки, о предмете, целях и задачах музейной педагогики, о специфике педагогического процесса в условиях музейной среды, о методических особенностях музейно-педагогической работы с аудиторией разных возрастов.

«Социокультурная образовательно-воспитательная деятельность музея». Дисциплина формирует знания технологий музейно-педагогической деятельности и навыки анализа и проектирования занятий, уроков с детско-юношеской аудиторией в условиях музейной среды и образовательного учреждения, а также интеграции музейно-педагогических программ с предметами гуманитарного и художественного циклов.

Качество музейно-педагогической подготовки в условиях вуза определяется уровнем его взаимодействия с музеем, что даёт возможность будущему специалисту полноценно включиться в профессиональную деятельность в системе культуры и образования.

Известно, что важнейшей стороной умений является подготовленность к действиям, опосредованная усвоенными личностью знаниями и опытом. Осмысление и усвоение студентами необходимого содержания теоретического курса, несомненно, явится надёжной предпосылкой формирования профессиональных умений и навыков по спецкурсу «Музееведение и музейная педагогика».

Следует заметить, что предлагаемая программа имеет не только теоретическую, но и практическую направленность. Студенты, проходя данный курс специализации, очень много уделяют внимания практическим занятиям в музее: прослушиванию экскурсий, подбору материала для составления своих экскурсий, участию в различных кружках и т.д. Одним из направлений практических занятий является деятельность музейными средствами на материале регионального музейного компонента, что позволяет подготовить студентов к ведению подобной работы с учащимися в школе.

Полученные результаты в ходе проведения занятий, позволили вычленить ряд умений необходимых для осуществления воспитательной работы с использованием музейного материала. При этом мы опирались на результаты наблюдений во время аудиторных занятий, педагогической практики в школе и педагогическом лицее, беседы со студентами. Деятельность организатора внеклассной работы и руководителя музейного кружка по спецкурсу «Музееведение и музейная педагогика» должна иметь практическую выраженность в следующих умениях связанных с:

- планированием различных видов музейно-воспитательной работы в соответствии с её основными направлениями;

- определением воспитательных задач, используемых в различных видах и формах воспитательной работы музейными средствами;

- выбором эффективных форм и методов воспитательной работы музейными средствами, в соответствии с возрастными особенностями школьников;

- выявлением интересов учащихся в области музейного искусства, с целью поисков наиболее эффективных способов их активизации;

- верным проведением воспитательных мероприятий с точки зрения обусловленности их спецификой музейного воспитания;

- целесообразным отбором теоретического и визуального музейного материала;

- самостоятельной разработкой различных форм воспитательной работы посредством музейного материала;

- созданием эмоциональной атмосферы в процессе проведения воспитательных мероприятий с использованием музейного материала;

- использованием музейно-образовательной подготовленности учащихся при формировании коллективных и межличностных отношений;

- индивидуальным подходом к школьникам при организации и проведении различных форм воспитательной работы музейными средствами [2,187].

Как показали данные проведенных исследований, овладение студентами перечисленными умениями воспитательной работы музейными средствами, будет проходить успешно, при соблюдении следующих условий:

а) глубокого и прочного усвоения теоретического курса, способствующего выработке сознательного использования умений и навыков;

б) познавательной активности и самостоятельности самих студентов.

Чтобы быть настоящим педагогом, воспитателем необходимо следовать словам великого педагога К.Д. Ушинского: «Конечно, не всякий педагог-практик должен быть учёным и глубоким психологом, двигать науку вперёд и способствовать созданию, испытанию на деле и исполнению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека (этим мы не хотим сказать, что педагогика не занималась также и воспитанием тела; но в современной педагогике это воспитание играет сравнительно весьма незначительную роль), употреблял все зависящее от него средства, чтобы познакомиться сколь возможно ближе с предметом деятельности всей своей жизни» [6, 230].

Для того, чтобы умело руководить социокультурной образовательной деятельностью учащихся на материале регионального компонента, необходимо учителю самому им владеть.

С этой целью студентам был предложен ряд заданий, направленных на развитие знаний, творчества, эмоциональности, исполнительства и т.д.

Изучив интересы студентов, был составлен список музеев обязательных для их посещения и изучения («Домик А.П. Чехова», «Лавка Чеховых», «Гимназия А.П. Чехова», «Краеведческий музей», музей «Градостроения и быта», «Художественный музей», то есть весь чеховский комплекс). После просмотра и анализа этих музеев студенты изучали историю их создания, которая основывалась на местном краеведческом материале. Это предполагало проведение исследовательской работы, которая расширяла и углубляла знания студентов в области музееведения, музейной педагогики и регионального компонента [1, 156]

Постепенно задания усложнялись. Обращалось внимание на средства выразительности музей-

ного материала. Задания были следующими: работа с наборами открыток мемориальных и историко-бытовых музеев. Тексты на обратной стороне открыток заклеены. Студентам предлагалось по вещам, изображенным на открытках, интерьерам комнат и т.д. рассказать о том, в какое время и кто здесь жил (определение рода занятий, состава семьи, семейного достатка и др.); предлагалось определить, какие предметы являлись подлинными, а какие копиями. Затем, студенты учились составлять список причин музеефикации подлинных музейных экспонатов (красота, память, мастерство, древность, редкость - раритетность, реликвия, часть коллекции, вещь, воскресшая под рукой реставратора и т.д.); проводилась игра-тренировка на составление вещевого портрета литературного героя по произведениям А.П. Чехова (ноты, скрипка к произведению «Певчие»; серебряные столовые приборы к произведению «Свадьба» и т.д.).

Работая над эмоциональным восприятием студентами музейного материала, была использована система творческого решения вопроса. Она заключалось в прослушивании и проведении студентами экскурсий с использованием интересного фактического материала («Мариинской женской гимназии», «коммерческого училища» и т.д.).

Навыки творчества, эмоциональности, умения слушать и анализировать экскурсии, хорошо отразились при подготовке и проведении студентами социокультурной образовательной деятельности с учащимися на материале регионального компонента. Задания усложнялись тем, что надо было не только интересно подать музейный материал, но и привлечь учащихся к выполнению различных форм и видов музейной деятельности.

Выполняя эти задания, студенты развивали свои дидактические способности, которые заключались в умении передавать знания учащимся.

Выполнение студентами всего перечисленного выше, является гарантией успеха в их воспитательной деятельности.

С целью проверки результативности программы «Музееведение и музейная педагогика», был проведен анкетный опрос студентов, которые уже смогли в процессе различных видов педагогической практики применить полученные по музейной работе знания и умения.

Вопросы анкеты были открытого типа и касались места спецкурса «Музееведение и музейная педагогика» в профессиональной подготовке студентов; роли его в расширении их общей культуры; применении полученной музейной подготовки в воспитательной работе со школьниками; целесообразности включения данного спецкурса в программу обучения на факультете.

Анализ ответов, позволяющий судить о значении спецкурса для профессиональной подготовки будущих педагогов, дал следующую картину: все опрашиваемые считают данный спецкурс: «необходимым для работы со школьниками», так как они «овладели умением пользоваться музейным материалом для проведения воспитательных мероприятий», «получили основы музейного образования», «научились методически правильно подбирать материал для экскурсий, составлять сценарии музейных праздников», научились «проводить интересные экскурсии, основанные на региональном музейном компоненте» и т.д. [1,158].

Как видно из приведённых высказываний, студенты считают курс специализации необходимым для профессиональной подготовки и связывают его с дальнейшей воспитательной работой в школе.

Анкетным опросом выявилось также положительное отношение студентов к специализации в связи с обогащением их музейной культурой. Наиболее характерные мотивировки были связаны с:

а) возможностью получить новые знания («узнала много нового, ранее мне неизвестного»; «мы стали образованнее в области музейного дела и краеведческого материала, что необходимо для каждого человека»);

б) развитием интереса к музею («у меня изменилось отношение к музею в положительную сторону»; «если до изучения данного спецкурса совсем не понимала значимости регионального компонента, так как раньше в школе на это не делалось ударение, то сейчас с удовольствием отмечаю весомость своих полученных знаний» и т.д.);

в) развитием эстетического вкуса («не знала, что простой документальный материал можно подать художественно красиво»; «услышала на занятиях использование красивого, грамотного, выразительного, музейного языка общения» и т.д.)

г) обогащением операционных возможностей в социокультурной образовательной деятельности музея («научилась понимать и анализировать музейные тексты»; «смогу передать полученные знания учащимся в школе» и т.д.) [1, 155].

Опрос студентов, подкрепленный данными наблюдений в процессе педпрактики, позволил также судить о том, применяются ли полученные по специализации знания и умения.

Из числа опрошенных многие (88% студентов) утвердительно ответили на данный вопрос: «Да, конечно, как можно обойтись без музея и его воспитательной деятельности?»; «Знания, полученные при изучении этого курса, помогли при проведении праздников и утренников» и т.д.

12% ответивших студентов, не воспользовались полученными знаниями и умениями. Они связывали это с тем, что у них «нет интереса к данному спецкурсу».

Недостаточный запас подготовки данных студентов к ведению социокультурной образовательной деятельности с учащимися на материале регионального компонента, слабое владение методикой подготовки и проведения музейных воспитательных мероприятий с учащимися, негативное отношение к музею, сказались на ограниченном выборе форм воспитательной работы с учащимися и помешали студентам обратиться к резервам музейно-воспитательной деятельности.

Однако выявленные положительные ответы позволяют утвердиться в правильности теоретического и практического содержания курса специализации «Музееведение и музейная педагогика» и указывают на целесообразность включения его в общую профессиональную подготовку студентов. Об этом свидетельствуют такие данные анкетного опроса и бесед с студентами: «Считаю, что данная специализация необходима для нашей профессии, так как музей и его культура играют большую роль в жизни человека» (Елена К.). «Специализация нужна для нашей дальнейшей работы, так как деятельность организатора внеклассной работы и руководителя кружка невозможна без достаточных знаний этого курса» (Олег Г.). «Наш факультет педагогический, поэтому мы должны быть хорошо подготовленными во всех областях, в том числе и в области музейного образования» (Наталья Д.) [1,162].

Таким образом, можно отметить, что студенты проявляют заинтересованное отношение к спецкурсу «Музееведение и музейная педагогика». Они находят его вполне уместным и даже необходимым в системе обучения на факультете психологии и социальной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мышева, Т.П. Развитие музейно-образовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. Учебное пособие. Таганрог, 2011. - 213 с.

2. Панкратова, Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. М.: Владос. 2002. -158 с.

3. Сластенин, В.Н., Артамонова, Е.И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука, 2002. - № 3. - С. 56 - 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Столяров, Б.А. Музейная педагогика, история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

6. Странский, З. Музей, искусство и перспектива развития человечества / Музейное дело. Музей - культура -общество: Сб. науч. тр. - Вып. 21. М., 1992. - 542 с.

7. Ушинский, К.Д. Собр. Соч. в 10 т. - т. 1. М.: Наука и искусство воспитания, 1994. - 385 с.

В.В. Сидорякина, Е.В. Кружилина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕКТОРОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. На современном этапе развития математического образования все ярче наблюдается тенденция к использованию методик, направленных на поиск различных путей, позволяющих педагогу быть организатором и координатором самостоятельной деятельности учащихся. Одним из таких путей является формирование эвристических приемов обучения. Изучение геометрического материала на примере темы «Векторы» может позволить учителю с помощью формирования у чащихся эвристических приемов работы научить их решать задачи различной степени сложности.

Ключевые слова: геометрическая задача, обучение решению задач, вектор, эвристические приемы.

V.V. Sidoryakina, E.V. Kruzhilina

HEURISTICS FORMATION OF STUDENTS IN THE STUDY OF VECTORS

IN CENTRAL SCHOOL

Abstract. At the present stage of development of mathematical education brighter there is a tendency to use techniques aimed at finding different ways to allow the teacher to be the organizer and coordinator of the independent activity of the students. One of these ways is to develop heuristic methods of instruction. The study of geometrical material, the example theme "Vector" may allow the teacher via formation of chaschihsya heuristic techniques to work, teach them how to solve problems of varying degrees of complexity.

Key words: geometric problem, learning problem solving, vector, heuristic techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.