Научная статья на тему 'Музейная педагогика в современном военном образовании'

Музейная педагогика в современном военном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ / МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Леонид Иванович

Статья посвящена вопросам использования возможностей музейной педагогики в образовательном процессе подготовки военнослужащих. Эстетическое воспитание и развитие гуманитарной культуры курсантов позволяют пробуждать их познавательный интерес к искусству, развивать художественно-эмоциональную сферу психики, что позитивно сказывается на взаимоотношениях в воинских коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the use of opportunities of museum pedagogics in the educational process of military training. Aesthetic education and development of humanitarian culture of cadets wakens their cognitive interest in art, develops the art-emotional sphere of mentality, which positively affects mutual relations in military collectives.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в современном военном образовании»

Л. И. Зинченко

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа представлена кафедрой психологии, педагогики и истории Военного инженерно-технического университета.

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор А. И. Худяков

Статья посвящена вопросам использования возможностей музейной педагогики в образовательном процессе подготовки военнослужащих. Эстетическое воспитание и развитие гуманитарной культуры курсантов позволяют пробуждать их познавательный интерес к искусству, развивать художественно-эмоциональную сферу психики, что позитивно сказывается на взаимоотношениях в воинских коллективах.

Ключевые слова: музейная педагогика, гуманитарная культура, гуманитарное развитие курсантов, музейно-образовательные программы.

103

L. Zinchenko

MUSEUM PEDAGOGICS IN MODERN MILITARY EDUCATION

The paper is devoted to the use of opportunities of museum pedagogics in the educational process of military training. Aesthetic education and development of humanitarian culture of cadets wakens their cognitive interest in art, develops the art-emotional sphere of mentality, which positively affects mutual relations in military collectives.

Key words: museum pedagogics, humanitarian culture, humanitarian development ofcadets, museum-educational programmes.

Гуманитарная культура принадлежит к числу тех понятий, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей. Во-первых, это происходит потому, что в его состав входит определение самой культуры — одного из наиболее многозначных современных терминов. Во-вторых, гуманитарная культура чаще всего отождествляется с духовной культурой, понимаемой «как качественная характеристика социального субъекта (от индивида до общества), свидетельствующая о степени развитости у него гуманистических начал, о мере реализации его сущностных сил» [2, с. 258].

Среди социокультурных институтов, способствующих формированию гуманитарной культуры, художественный музей традиционно стоит на первом месте. Важнейшим фактором, составляющим основу этого процесса, выступает наличие подлинных произведений искусства, находящихся в специально организованном пространстве, а именно — в художественном музее.

Формирование гуманитарной культуры курсантов в условиях музейной среды направлено на духовный и творческий рост личности, и наиболее эффективный путь для достижения поставленной цели — это непосредственное восприятие памятников искусства и собственная деятельность.

Непреходящее значение формирования гуманитарной культуры у курсантов средствами художественного музея определяется тем, что «в музее образование осуществляется не через присвоение эталонов знания, а через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником» [4, с. 37].

Гуманитарное развитие курсантов в условиях художественного музея, особенно в начальной стадии, заключается не столько в накоплении фактического материала (факты истории искусств и биографий художников), сколько в воспитании эмоционально-чуткого восприятия произведений искусств. Научить курсантов видеть, понимать и чувствовать произведение искусства можно лишь, раскрыв его эмоционально-выразительную сторону.

Процесс общения с искусством позволяет, по справедливому замечанию А. А. Леонтьева, реализовывать такие аспекты человеческой личности, которые не актуализируются в обычном общении [3, с. 222].

Воспитание эмоционально-чувственной сферы возможно лишь путем глубокого проникновения в сферу психики, во внутренний мир. Для этого художественный музей имеет уникальные возможности. Глубину воздействия на эмоционально-чувственную сферу потенциального зрителя обеспечивает весь комплекс факторов: обстановка в музее, экспозиционное решение, освещенность залов, положение зрителя у картины, время отведенное на анализ каждого экспоната и на всю экскурсию в целом, деятельность посредника — музейного педагога и т. д.

Все возможности художественного музея как средства формирования гуманитарной культуры обучающихся можно представить в виде следующих структурных компонентов:

1) музейное пространство (среда);

2) наличие подлинных произведении искусства;

3) формы образовательно-воспитательной деятельности музея;

Музейная педагогика в современном военном образовании

4) художественно-педагогическая деятельность музейного педагога.

Музей изобразительных искусств или картинная галерея является уникальным художественно-временным пространством, в котором зритель погружается в культуру (искусство) прошлого. Художественно-временное пространство музея образует художественная экспозиция. Экспозиция — важнейшая часть музейного организма. Именно она является тем «полем деятельности», на котором разворачивается процесс художественно-эстетического воспитания в музее. Профессионально выстроенная экспозиция обретает образное начало — появляется образ темы, образ зала. Она создает чувство одухотворенности и гармонии, которое охватывает практически любого посетителя художественного музея, независимо от возраста и уровня эстетической культуры.

Благодаря образности возникает возможность сделать зрительно воспринимаемыми достаточно сложные идеи. В этом проявляются возможности экспозиции образовывать и воспитывать одновременно с возможностью испытывать посетителем чувство эстетического удовольствия.

Особенное значение экспозиция художественного музея как образовательно-воспитательная среда приобретает в том случае, если располагается в старинном памятнике архитектуры. Уже сам внешний вид памятника архитектуры создает соответствующий настрой у потенциальных посетителей. Основной принцип организации музейной экспозиции в таком интерьере — использовать все, что есть, не меняя памятник: коридоры, залы, дверные проемы, потолки, лестницы, изразцовые печи и т. д.

Все вышеуказанные характеристики музейной среды являются «вводными компонентами» для возможного эмоционального восприятия произведений искусства, к которому стремится в конечном счете весь воспитательно-образовательный процесс в музее.

Наличие подлинных произведений искусства является важнейшим принципиальным отличием музея от любых возможных спосо-

бов и форм художественно-эстетического развития. Научно-популярная литература, учебные и развивающие фильмы по искусству, сеть компьютерной связи дают все более широкие возможности для эстетического образования. Но даже самые высококачественные воспроизведения предметов искусства не могут заменить художественного оригинала.

Ценность любого художественного произведения, находящегося в художественном музее, абсолютна. Она не девальвируется прогрессом, и смена исторических эпох лишь выявляет ее глубокое общечеловеческое содержание. Общение с подлинником в пространстве художественного музея находится в центре педагогического процесса. Специфика всех методик и форм музейно-педагогического процесса определяется характером того или иного произведения искусства и направлена в первую очередь на развитие художественного восприятия.

Развитие культуры видения (визуальной культуры) в процессе экскурсии закладывает основы дальнейшего самостоятельного осознанного визуального восприятия. Визуальное восприятие, которое американский психолог и искусствовед Р. Арнхейм рассматривал как активный мыслительный процесс, лежит в основе эстетического воспитания средствами искусства. И от того, как будет развиваться и совершенствоваться этот процесс, в дальнейшем зависит формирование эстетической культуры реципиента.

В условиях художественного музея визуальное восприятие является регулируемым психофизиологическим процессом. В результате постоянных контактов с подлинником и помощи экскурсовода (музейного педагога) во время экскурсии у зрителей вырабатывается способность отбирать из многообразия главное, сосредотачиваться на существенном. Навыки художественного восприятия оказываются в дальнейшем востребованными и вне музейного пространства. Художественная визуальная культура формирует у курсантов вкус и способность противостоять массовым стандартам в эстетических оценках.

Образовательная деятельность современного художественного музея реализуется также в области музейно-образовательных программ и социокультурных проектов. Такие программы призваны продемонстрировать продуктивное взаимодействие художественного музея и системы образования на всех ее ступенях, начиная с детского сада и заканчивая высшей школой.

Из всего сказанного следует, что музеи могут функционировать в качестве альтернативных путей получения образования и общения с искусством и сегодня доказали свою ценность и незаменимость в этом плане. Художественные музеи и картинные галереи имеют все предпосылки, чтобы стать идеальной образовательной средой. Они могут:

• пробуждать познавательный интерес людей к искусству;

• развивать художественно-эмоциональную сферу психики;

• помогать установлению взаимосвязи между отдельными артефактами и целыми культурами;

• формировать художественно-эстетические идеалы.

Художественные музеи как центры дополнительного и альтернативного образования способны всеми имеющимися у них средствами формировать эстетический опыт, художественный вкус и способности к художественно-образному освоению мира.

Содержание и ценности гуманитарной культуры свидетельствуют об уровне развития социальных систем, они являются критерием того, насколько полно и каким образом в рамках конкретного общества решается задача всестороннего и гармоничного самораскрытия человека, в какой мере данному обществу присущ гуманистический потенциал.

Проблемы гуманитарной культуры, ее становление и содержание сегодня активно исследуются в философско-педагогической литературе. Выявляя сущностные черты и потенциалы гуманитарной культуры, исследователи определяют ее как качественную характеристику социального субъекта, свидетельствующую о степени освоения и реализации им сво-

ей родовой сущности, мере становления человеческого в человеке.

В современных исследованиях гуманитарная культура трактуется как интегрированное личностное образование, состоящее из аксиологического (ценностно-ориентированного), когнитивного-мотивационного (познавательного), эмоционального и коммуникативного компонентов, выражающих то истинно человеческое, что заложено в общечеловеческой культуре; знание, чувства, общение, творческое действие.

Гуманитарная культура находит свое концентрированное выражение в философии, нравственности, религии. Особое место в гуманитарной культуре занимает искусство как универсальный способ художественного освоения человеком мира.

Традиция использования искусства в воспитательных целях имеет многовековую историю и в современном научном словоупотреблении называется художественно-эстетическим воспитанием. Установлено, что искусство гармонизирует человеческое познание, делает возможным целостное, образно-конкретное, интуитивно-эмоциональное постижение окружающего мира, является инструментом самопознания. Одной из задач воспитания средствами искусства является формирование и развитие эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности на основе способности восприятия пластических форм окружающего мира.

Значительными возможностями в решении проблем формирования гуманитарной культуры молодого поколения обладает система дополнительного образования, составной частью которой сегодня выступает художественный музей.

Теоретическое осмысление образовательной деятельности музея за последние десятилетия привело к появлению нового и для музееведения, и для педагогики термина — музейная педагогика. Музейная педагогика — это область знаний, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии и занимающуюся исследованием принципов, методов и форм реализа-

ции образовательной деятельности музея в условиях музейной среды. Как одно из направлений музейной педагогики выступает педагогика художественного музея.

Современный музейно-педагогический процесс в условиях художественного музея предполагает разнообразные формы системно организованного и четко направленного развивающего взаимодействия музейного педагога и обучающихся, ориентированного на формирование средствами изобразительного искусства в условиях музейной среды творчески развитой личности.

Возможности художественного музея как средства формирования гуманитарной куль-

туры курсантов обусловлены такими факторами, как:

• наличие особого музейного пространства (художественно-эстетическая среда);

• экспонирование подлинных произведений искусства;

• формы образовательно-воспитательной деятельности;

• художественно-педагогическая деятельность музейного педагога.

Таким образом, непосредственное включение возможностей музейной педагогики в образовательный процесс военнослужащих может значительно повысить эффективность военного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1994. 390 с.

2. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002. 456 с.

3. Леонтьев А. А.. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства) // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. 304 с.

4. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М., 1993. 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.