Научная статья на тему 'Принципы нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея'

Принципы нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея»

ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В

СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Н.И. РАДВИЛ

В современном мировом сообществе с его всё более возрастающей технократической тенденцией проблема формирования нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения, его духовных потребностей общепризнанна и неоспорима. В этой связи непосредственное общение с подлинными произведениями искусства в пространстве музея приобретает особую актуальность. По мнению современных учёных, «уникальность музея заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности».[10]

По убеждению большинства учёных и музейных сотрудников «музей...может и должен стать одним из важнейших центров эстетического воспитания, оказывая помощь педагогам,. собирая вокруг себя учащихся школ, техникумов, училищ, студентов вузов».[8] Практика же сотрудничества Российских художественных музеев с учреждениями образования показывает, что значительная часть учителей скептически относится к посещению учащимися музеев. Многие учителя и родители отмечают, что дети с большим интересом посещали музей, если бы им были предложены более разнообразные формы общения с искусством, нежели повторяющиеся из года в год экскурсии. Те же трудности отмечают и учителя Великобритании, Дании, США, Канады.[3]Американский исследователь Дениза Стоун считает, что дополнительные средства не помогут приобщению детей к искусству при отсутствии обоснованных образовательных целей и педагогических методов: «Это сугубо педагогическая проблема, более серьёзная, чем материально-техническое обеспечение занятий». [10] «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения», - заявляет директор Южно-Кенсингстонского музея Г.Коль. [13] Как построить процесс воспитания в пространстве художественного музея? Как вызвать ответное чувство при соприкосновении с искусством у сегодняшних подростков? Как формируется личность в общении с подлинными произведениями искусства? Эти вопросы ставят проблему поиска эффективных форм, методов и средств нравственно-эстетического воспитания в музейной среде. Целью данной статьи является обоснование основных принципов, на которых строится процесс нравственно-эстетического воспитания в связи с особенностями художественного музея.

В современных условиях музейная коллекция - это не только охраняемое достояние, но и активно действующая среда, которая оказывает влияние на процессы, происходящие в культуре и обществе в целом. В центре этого влияния находится музейный подлинник. Использование любых современных образовательных технологий в пространстве музея, так или иначе, направлено на взаимодействие с ним. Подлинное произведение искусства сочетает в себе две сущности: духовную и материальную. Духовная - уникальное явление, творческая, интеллектуальная деятельность человека, которую невозможно уяснить в момент её рождения, это «сущностная категория, а ускользающее и неуловимое - её качественные характеристики». [6] Материальная сфера - предметный результат духовной деятельности художника. Пройдя ценностный анализ и включённое в среду

музейного общения, произведение искусства становится музейным экспонатом. Л.М. Шляхтина и Е.Н. Мастеница выделяют несколько свойств музейного предмета, определяющих его значимость: информативность (способность выступать в качестве

источника, несущего информацию), репрезентативность (отражение характеристик действительности, получивших общественное признание), экспрессивность (эмоциональное воздействие, способность вызывать чувство сопричастности, создавая эффект присутствия (ассоциативность). [10]При этом «музеи через свои материальные памятники не только стимулируют интерес к нематериальному наследию, но и могут раскрывать его при помощи дизайна экспозиций и выставок, содержания этикетажа и информационных текстов, способами вербальной коммуникации и техническими средствами». [8]

Во главе всех видов и форм музейной коммуникации лежит процесс восприятия. Его основа - непрерывный комплекс ощущений в пространстве и времени. Восприятие онтологически вторично по отношению к материальному миру, но гносеологически первично для человека и общества в целом, и, по данным исследований современных психологов, именно зрительное восприятие - наиболее важная и развитая для процесса познания система. Особенность коммуникативного пространства художественного музея, его основное отличие от музеев исторических, военных, естественнонаучных, где главной функцией экспозиции является её информативность, заключается, прежде всего, в том, чтобы возбудить у зрителя художественное восприятие, эстетическое переживание произведений искусства. «Художественный музей так относится к нехудожественному, как театр относится к университету», - считает М.С. Каган. [7] Философский аспект общения с художественным произведением подробно исследован в герменевтике, и исключительная роль здесь принадлежит Ф. Шлейермахеру, основателю «свободной» герменевтики, который впервые поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смыл «лучше, чем сам автор». Ю.М. Лотман приходит к выводу, что «механизмы памяти культуры обладают исключительной реконструирующей силой. Это приводит к парадоксальному положению: из памяти культуры можно вынести больше, чем в неё внесено». [5] В связи с этим общение с подлинником в музее предоставляет исключительную возможность для самосовершенствования формирующейся личности, самостоятельного поиска ответов на вопросы в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя и своих возможностей, формируются нравственно-эстетические идеалы, жизненные перспективы, активнее становится мыслительная деятельность, возрастает самостоятельность в суждениях, формируются личные убеждения и оценки. Они позволяют человеку самому мотивировать и контролировать свои действия, самостоятельно вырабатывать линию поведения, выражаясь в таких понятиях, как «честь», «совесть», «достоинство».

Нравственность неразрывно связана с эстетическим сознанием. Об этом писал В.П. Зинченко, называя искусство «до-теоретической этикой, этикой в действии, а не в назидании». [4] В.Д. Шадриков замечает, что нравственные способности ярче всего проявляются в творчестве художников, поэтов, музыкантов, а формируются они посредством наглядно-чувственных образов, вызывающих сильную эмоциональноличностную реакцию. [9] Л.С. Выготский выделяет понятие «катарсис», наступающий в процессе общения человека с искусством и имеющий значение для формирования личности в целом.[2]Изучая аксиологический аспект мировоззрения человека, известный психолог В. Франкл замечает, что «ценностям мы не можем научиться -ценности мы должны пережить». [11] Несомненно, что лучшие творения выдающихся художников, составляющие основу музейных экспозиций и особенности музейного пространства - предпосылка и основание для выбора содержания нравственно-эстетического воспитания подростков, его основных принципов: уникальности, интерактивности и неформальности.

Принцип уникальности подразумевает неповторимость каждого музея, особенности коллекции, сложившиеся в ходе истории его существования. Так

масштабные образовательные проекты крупнейших столичных музеев, рассчитанные на привлечение в качестве визуального материала знаменитых шедевров мирового значения, а то и целых отделов (античности, древнего Востока и т.д.), зачастую просто невозможно реализовать в небольшом провинциальном музее. Кроме того, каждый художественный музей расположен в определённом здании, которое часто само по себе является памятником архитектуры, со своим, только ему одному присущим расположением, объёмом, формой, освещением залов, закономерностями построения экспозиции. Соответственно, методические наработки только в самом общем плане могут быть заимствованы в практике других музеев. Вместе с тем, небольшие провинциальные музеи имеют возможность раскрыть в своей педагогической деятельности особенности изобразительного искусства и культуры в целом именно своего родного края, а это важно для формирования любви к своей родине, чувства гордости за свою принадлежность нации. Так, основу коллекции Орловского музея изобразительных искусств составляют портреты из фамильных собраний князей Куракиных, Чичериных, Новосильцевых и др., родовые гнёзда которых были в Орловской губернии, и, соответственно, акцент в воспитательном процессе делается на утраченные в наше время понятия дворянской культуры, дворянской офицерской чести, утончённой женской красоты (образовательные проекты «Русские кавалергарды. Портреты и судьбы»; «Царственные женщины на полотнах русских художников (из портретных галерей старинных дворянских усадеб)».

Принцип интерактивности предполагает обязательную внутреннюю ответную реакцию подростка в ходе музейного общения, способность внутренне откликнуться на энергетику музейного пространства. Пабло Пикассо говорил о том, что художник, создавая произведение, проходит лишь часть пути, вторую часть проходит зритель, т.е. речь идёт о сопереживании, проникновении в мир художника через понимание себя в другом, которое «не нуждается более ни в чём, как только в противонаправленном движении эмпатии и её обратного движения в саморефлексии». [12] Способность к эмпатии и саморефлексии не возникают сами по себе, а формируются на основе уважения к другому и осознания собственного достоинства, а это уже вопрос воспитания нравственности. Очень важно для музейного педагога найти такие формы работы с детьми в музейном пространстве, которые были бы способны перевести из общечеловеческого плана в индивидуальный мир подростка такие понятия, как «добро», «справедливость», «терпимость», «гуманность», «честь», «красота», «одухотворённость» и т.д. Единственно возможным методом для этого является диалог. Диалог как основа коммуникации, средство поиска истины и преодоления расхождений предполагает наличие общего языка общения. В процессе нравственноэстетического воспитания в среде художественного музея таким языком являются чувственные, эмоциональные образы искусства. О.Л. Некрасова-Каратеева подчёркивает важность взаимного состояния каждого участника музейного диалога: «Они, эти связи. должны чувственно определяться. Если же эти сущностные ценностные связи не определяются, то и получается безответный монолог, разговор глухого со слепым».[7]Традиционно музейный диалог противопоставляется информационно-иллюстративному методу, который, не воспитывает личность, а по выражению Поля Валери, «освещает отнюдь не самое тонкое и углубляет вовсе не самое существенное,. подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром -бесчисленностью воспоминаний..При этом на ребёнка обрушивается гора искусствоведческой информации, которую он не в состоянии ни воспринять, ни усвоить.

Принцип неформальности предполагает использование в музейном пространстве богатейших воспитательных возможностей, которые в обычных условиях трудно реализовать. Здесь особенно важную роль играет фантазия, творческая

целеустремлённость и вдохновение педагогов. Используются разнообразные приемы: наглядность, эвристическая беседа, вопросно-ответный метод, обыгрывание ситуаций, вовлечение в прошлое, смена интерьеров, элементы ролевой игры и актёрской импровизации, самостоятельное творчество детей, которые в окружении подлинников приобретают особое звучание (театрализованная игра «Путешествие в века.», разработанная сотрудниками Орловского музея изобразительных искусств). Множество разнообразных выставок, проводимых в музее, рождают соответствующие их содержанию и особенностям детской аудитории формы: интегрированные уроки, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.

Список литературы

1. Валери Поль. Об искусстве. М.,1976.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб: Азбука, 2000.

3. Доклад Эммануэля НАринзе на семинаре в Найроби 10-16 октября 1997года.//Лоис Эрвин. Дети в африканских музеях: голоса Содружества. -Museum, 202, 1999, №4. С.50-56.

4. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека.//Вопросы психологии. - 1988, №6.

5. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума// АН СССР: Научный совет по комплексной программе «Кибернетика». Предварит. Публикации. М.,1977. С.12-25.

6. Мальцева Н.А. Международное пространство музейной педагогики в контексте развития гуманитарного знания//Образовательное пространство музея. Материалы семинара, посв. 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб, 2005. С.67 - 72.

7. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь./Под ред В.Н. Козиева, С.Н. Левандовского,, Б.А. Столярова. СПб, 1998.

8. Тяжелов В.Н. О работе со школьниками старшего возраста .//Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар). М.,1973.

9. Шадриков В.Д. Основные периоды и факторы развития духовности.//Вечное слово.

2000, №5.

10.Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Образование в контексте социальных функций музея // Образовательная деятельность художественного музея. Сборник трудов под ред. Б.А. Столярова. Вып.У!. Спб, 2000.

11.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

12.Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания.//Вопросы философии. - 1994, №12.

13.Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N.Berry and S.Mayer. Reston, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.