тельность, возможность реализовать себя и найти единомышленников делают клуб и клубный коллектив незаменимым и продуктивным средством социализации молодежи, приобщения ее к высоким достижениям культуры, обеспечения условий обретения индивидуальности, социального и профессионального самоопределения в жизни.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
2. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск. - 2009. - N° 2 (9).
3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. - 2011. -№ 3 (19). - С. 48-65.
4. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Пси-
холого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16).
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психоло-го-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).
6. Булатников И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 2.
7. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: УРАО, 1999.
8. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.
9. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1979.
10. Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. - М., 1979.
11. Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-пе-дагогический поиск. - 2009. - № 3 (11).
12. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.
УДК 376.64
Макеева Ирина Александровна
Вологодский государственный педагогический университет
irinadarina4@yandex.ru
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание и формы.
Ключевые слова: музей, музейная деятельность, культурно-образовательная деятельность музея.
Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, соци-. ально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры
и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования.
Характеризуя основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея [3; 5; 6].
Первая модель (вт. пол. XVIII в.) - образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного инсти-
тута Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского университета) создание и деятельность которых была обусловлена задачами учебного заведения, структурными подразделениями которого они являлись.
Вторая модель (конец XIX - начало ХХ вв.) -просветительная модель, в рамках которой происходит осмысление назначения музея и разграничение функций учебных заведений и музея основным назначением которого является научно-просветительская миссия.
Третья модель (20-50-е гг. ХХ в.) - политизированная модель, определяющая роль музея как общественного института, осуществляющего посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды и в целом иллюстрирующего торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.
Четвертая модель (60 - сер. 80-х гг.) - информативная, характеризовавшаяся отношением к музею как средству распространения знаний, имеющих научный характер; работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер и осуществляется под непосредственным руководством партии, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию.
Пятая модель (конец 80-х - 2000 гг.) - коммуникативная, которая в отличие от информативной модели, рассматривает посетителя как активного участника культурного диалога, строящегося на партнерских отношениях. Данная модель реализуется через разработку творческих авторских музейно-педагогических программ, разработку инновационных музейно-образовательных технологий, проектирование экспозиций как интерактивного музейного пространства.
Можно выделить следующие основные направления культурно-образовательной деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых [1; 3; 4; 7].
Информирование является первой ступенью освоения музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется преимущественно с помощью такой традиционной формы музейной деятельности как экскурсия.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия направлена на удовлетворение потребности аудитории различного возрастного и образовательного уровня в познании, по различным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.
Экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом отношении экскурсия может быть отнесена в немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Музейная экскурсия как форма музейной деятельности может рассматриваться не только как учебный, общеобразовательный или информационный монолог, но и как специфический вид коммуникации. В практике музейной деятельности используются различные виды экскурсий - учебные, выездные, экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомится с тем или иным музейным предметом.
Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Особенностью обучения в музее является неформальность и добровольность, возможность максимальной реализации способностей и удовлетворения интересов, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в фор-
ме музейных уроков, занятий в кружке, конкурсов, викторин.
Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее представляет собой объединение людей по интересам, целью которого является углубление, расширение и приобретение знаний и умений, связанных с профилем музея. Так, в кружках исторического профиля изучаются исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигаются основы моделирования, декоративно-прикладного искусства, в музееведческих - осуществляется подготовка исследователей или экскурсоводов.
Конкурсы, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурнообразовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.
Развитие творческих начал может рассматриваться как третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, наиболее действенными из них являются: возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, игры (исторической, интеллектуальной, деловой, игры-имитации) и др.
Студия ставит своей целью раскрытие творческих способностей на основе изучения музейных собраний - это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей и подростков, и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства. Творческая лаборатория может рассматриваться как объединение заинтересованных лиц, веду-
щих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.
Фестиваль представляет собой действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
Историческая игра является наиболее распространенным видом игры, используемым в музейной практике. Особенность исторической игры заключается в том, что она вся построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожей ни на какую-либо другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Данная форма столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует многих компонентов: специального пространства, атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, наконец, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия.
Общение предполагает установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения, оно может быть организовано в форме встречи, клуба, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
Отдых как направление культурно-образовательной деятельности музея подразумевает организацию свободного времени в соответствии
с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, выпускной бал в музее и пр.). Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа Х1Х-ХХ веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.
Особенность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство, сохранению и возрождению которых служит праздник. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удастся активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях.
Подобное выделение направлений культурнообразовательной деятельности музея достаточно условно, поскольку они изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Основной принцип любой формы культурнообразовательной деятельности подразумевает
предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации, при этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей.
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. При работе музея с детьми и подростками необходимо опираться на принципы преемственности и систематичности социально-педагогического процесса, которые означают, что формы работы должны быть связаны между собой в систему таким образом, чтобы школьники постепенно, и каждый раз на новом качественном уровне осваивали музейные собрания.
Содержание культурно-образовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками актуальна и наиболее сложна - необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.
Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше про-
является стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Следует подчеркнуть, что одна из основных задач музея заключается в оказании помощи ребенку в осознании того, что культура - живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, поэтому обучение, воспитание должны стать неотъемлемыми составляющими музейного урока, экскурсии, творческой мастерской, праздника.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в культурно-образовательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха, Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваи-
вает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.
Библиографический список
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научнопрактические рекомендации. - М.: НШТК, 1988. -134 с.
2. ГнедовскийМ.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. - М.: Наука, 1990. - 261 с.
3. Именнова Л. С. Социально-педагогическая
деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис.....канд. пед. наук. - М.,
2004. - 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: Брандес, 1997. - 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -СПб., 2000. - 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. . кан. пед. наук. - СПб., 1998. - 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 183 с.
УДК 378
Шибалов Евгений Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
evgenshib@rambler.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза, описаны выявленные педагогические условия, при которых социально-моделирующая игра становится средством социального воспитания студентов вуза.
Ключевые слова: социально-моделирующая игра, педагогические условия, игровое моделирование, педагогическое сопровождение.
На значение социальных и моделирующих игр в процессе социального воспитания учащейся молодежи обращали внимание такие педагоги как Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, М.В. Кларин, Б.В. Куприянов, В.Я. Платов, И.И. Фришман, А.С. Шмаков и другие. За достаточное длительное время появилось определенное количество теорий касаемых понимания сущности, потенци-
алов, видов и классификаций социальных (имитационных, ролевых, моделирующих) игр, которые используются в основном в воспитательной работе с подростками и старшеклассниками. На основе анализа трудов вышеуказанных авторов мы выделяем такую категорию социальных игр, как - социально-моделирующие. Основываясь на разработках костромской научной группы (В.М. Бейлин, Б.В. Куприянов, О.В. Миновская,