Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы'

Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13724
1482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / MUSEUM / MUSEUM ACTIVITY / MUSEUM CULTURAL-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-educational activity of the museum: maintenance and forms

Nowadays, educational component in activity of museums in work with various categories of children and teenagers becomes more active. In the article, educational aspects of museum activity are characterized, basic stages of cultural-educational activity of museums, its maintenance and forms are considered.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы»

тельность, возможность реализовать себя и найти единомышленников делают клуб и клубный коллектив незаменимым и продуктивным средством социализации молодежи, приобщения ее к высоким достижениям культуры, обеспечения условий обретения индивидуальности, социального и профессионального самоопределения в жизни.

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

2. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск. - 2009. - N° 2 (9).

3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. - 2011. -№ 3 (19). - С. 48-65.

4. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Пси-

холого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16).

5. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психоло-го-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).

6. Булатников И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 2.

7. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: УРАО, 1999.

8. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

9. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1979.

10. Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. - М., 1979.

11. Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-пе-дагогический поиск. - 2009. - № 3 (11).

12. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.

УДК 376.64

Макеева Ирина Александровна

Вологодский государственный педагогический университет

irinadarina4@yandex.ru

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ

В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание и формы.

Ключевые слова: музей, музейная деятельность, культурно-образовательная деятельность музея.

Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, соци-. ально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры

и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования.

Характеризуя основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея [3; 5; 6].

Первая модель (вт. пол. XVIII в.) - образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного инсти-

тута Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского университета) создание и деятельность которых была обусловлена задачами учебного заведения, структурными подразделениями которого они являлись.

Вторая модель (конец XIX - начало ХХ вв.) -просветительная модель, в рамках которой происходит осмысление назначения музея и разграничение функций учебных заведений и музея основным назначением которого является научно-просветительская миссия.

Третья модель (20-50-е гг. ХХ в.) - политизированная модель, определяющая роль музея как общественного института, осуществляющего посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды и в целом иллюстрирующего торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.

Четвертая модель (60 - сер. 80-х гг.) - информативная, характеризовавшаяся отношением к музею как средству распространения знаний, имеющих научный характер; работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер и осуществляется под непосредственным руководством партии, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию.

Пятая модель (конец 80-х - 2000 гг.) - коммуникативная, которая в отличие от информативной модели, рассматривает посетителя как активного участника культурного диалога, строящегося на партнерских отношениях. Данная модель реализуется через разработку творческих авторских музейно-педагогических программ, разработку инновационных музейно-образовательных технологий, проектирование экспозиций как интерактивного музейного пространства.

Можно выделить следующие основные направления культурно-образовательной деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых [1; 3; 4; 7].

Информирование является первой ступенью освоения музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется преимущественно с помощью такой традиционной формы музейной деятельности как экскурсия.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия направлена на удовлетворение потребности аудитории различного возрастного и образовательного уровня в познании, по различным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.

Экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом отношении экскурсия может быть отнесена в немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Музейная экскурсия как форма музейной деятельности может рассматриваться не только как учебный, общеобразовательный или информационный монолог, но и как специфический вид коммуникации. В практике музейной деятельности используются различные виды экскурсий - учебные, выездные, экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомится с тем или иным музейным предметом.

Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Особенностью обучения в музее является неформальность и добровольность, возможность максимальной реализации способностей и удовлетворения интересов, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в фор-

ме музейных уроков, занятий в кружке, конкурсов, викторин.

Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее представляет собой объединение людей по интересам, целью которого является углубление, расширение и приобретение знаний и умений, связанных с профилем музея. Так, в кружках исторического профиля изучаются исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигаются основы моделирования, декоративно-прикладного искусства, в музееведческих - осуществляется подготовка исследователей или экскурсоводов.

Конкурсы, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурнообразовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.

Развитие творческих начал может рассматриваться как третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, наиболее действенными из них являются: возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, игры (исторической, интеллектуальной, деловой, игры-имитации) и др.

Студия ставит своей целью раскрытие творческих способностей на основе изучения музейных собраний - это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей и подростков, и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства. Творческая лаборатория может рассматриваться как объединение заинтересованных лиц, веду-

щих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.

Фестиваль представляет собой действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

Историческая игра является наиболее распространенным видом игры, используемым в музейной практике. Особенность исторической игры заключается в том, что она вся построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожей ни на какую-либо другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Данная форма столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует многих компонентов: специального пространства, атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, наконец, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия.

Общение предполагает установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения, оно может быть организовано в форме встречи, клуба, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

Отдых как направление культурно-образовательной деятельности музея подразумевает организацию свободного времени в соответствии

с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, выпускной бал в музее и пр.). Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа Х1Х-ХХ веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.

Особенность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство, сохранению и возрождению которых служит праздник. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удастся активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях.

Подобное выделение направлений культурнообразовательной деятельности музея достаточно условно, поскольку они изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.

Основной принцип любой формы культурнообразовательной деятельности подразумевает

предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации, при этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей.

В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. При работе музея с детьми и подростками необходимо опираться на принципы преемственности и систематичности социально-педагогического процесса, которые означают, что формы работы должны быть связаны между собой в систему таким образом, чтобы школьники постепенно, и каждый раз на новом качественном уровне осваивали музейные собрания.

Содержание культурно-образовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками актуальна и наиболее сложна - необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше про-

является стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Следует подчеркнуть, что одна из основных задач музея заключается в оказании помощи ребенку в осознании того, что культура - живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, поэтому обучение, воспитание должны стать неотъемлемыми составляющими музейного урока, экскурсии, творческой мастерской, праздника.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в культурно-образовательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха, Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваи-

вает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

Библиографический список

1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научнопрактические рекомендации. - М.: НШТК, 1988. -134 с.

2. ГнедовскийМ.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. - М.: Наука, 1990. - 261 с.

3. Именнова Л. С. Социально-педагогическая

деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис.....канд. пед. наук. - М.,

2004. - 213 с.

4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: Брандес, 1997. - 119 с.

5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -СПб., 2000. - 23 с.

6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. . кан. пед. наук. - СПб., 1998. - 26 с.

7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 183 с.

УДК 378

Шибалов Евгений Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

evgenshib@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза, описаны выявленные педагогические условия, при которых социально-моделирующая игра становится средством социального воспитания студентов вуза.

Ключевые слова: социально-моделирующая игра, педагогические условия, игровое моделирование, педагогическое сопровождение.

На значение социальных и моделирующих игр в процессе социального воспитания учащейся молодежи обращали внимание такие педагоги как Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, М.В. Кларин, Б.В. Куприянов, В.Я. Платов, И.И. Фришман, А.С. Шмаков и другие. За достаточное длительное время появилось определенное количество теорий касаемых понимания сущности, потенци-

алов, видов и классификаций социальных (имитационных, ролевых, моделирующих) игр, которые используются в основном в воспитательной работе с подростками и старшеклассниками. На основе анализа трудов вышеуказанных авторов мы выделяем такую категорию социальных игр, как - социально-моделирующие. Основываясь на разработках костромской научной группы (В.М. Бейлин, Б.В. Куприянов, О.В. Миновская,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.