Научная статья на тему 'Образовательное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья: исследование вопросов взаимодействия "школа - музей"'

Образовательное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья: исследование вопросов взаимодействия "школа - музей" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУЗЕЙ / ДОСТУПНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MUSEUM / AVAILABILITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладун Лариса Александровна

Исследуются вопросы взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры в рамках расширения образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются результаты анкетирования специальных педагогов, оценивается и характеризуется общая и методическая доступность музейной среды для школьников разных нозологических групп, демонстрируется региональный взгляд на вопросы организации взаимодействия «школа музей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of interaction between educational organizations and cultural institutions in the framework of expanding the educational space for students with disabilities. The results of the survey of specially trained teachers are analyzed, the general and methodological availability of the museum environment for students of different nosological groups is characterized, the regional view on the issues of organization of interaction “school museum” is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья: исследование вопросов взаимодействия "школа - музей"»

Л.А. ГЛАДУН (Иркутск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА -МУЗЕЙ»

Исследуются вопросы взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры в рамках расширения образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются результаты анкетирования специальных педагогов, оценивается и характеризуется общая и методическая доступность музейной среды для школьников разных нозологических групп, демонстрируется региональный взгляд на вопросы организации взаимодействия «школа - музей».

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, музей, доступность, взаимодействие.

Современное образование направлено в первую очередь на достижение успешной социализации детей. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) данный результат связан с особенностями реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, которые должны включать практическую, социализирующую направленность содержания учебных дисциплин, разнообразие форм взаимодействия ребенка с социумом в рамках расширения образовательного пространства, что связано с необходимостью дополнительного использования ресурсов иных организаций (учреждений социального, культурного и бытового назначения) [3]. Широкими образовательными и культурно-социализирующими возможностями в данном направлении обладает музей. В связи с этим актуально изучение особенностей и возможностей сотрудничества учреждений культуры и образования в плане расширения образовательного пространства обучающихся с ОВЗ для реализации целей их социализации.

С 2016 г. на кафедре теории и практик специального обучения и воспитания Иркутского государственного университета разрабаты-

ваются методы исследования вопросов взаимодействия образовательных учреждений для детей с ОВЗ с учреждениями культуры (на примере музеев). Среди методов мы можем назвать анализ сайтов учреждений, нормативных документов и литературных источников, анкетирование (дано детальное обоснование вопросов разработанной анкеты для специальных педагогов) и др. [1; 2].

Используя метод анкетирования, в 2017 г. мы провели пилотажное исследование, в котором приняли участие 26 педагогов классов для обучающихся с ОВЗ (нозологические группы: слепые, слабовидящие, умственно отсталые легкой степени, задержка психического развития). Приведем анализ полученных результатов.

Оценка регионально-практических особенностей данного сотрудничества (см. табл. 1 на с. 31) показала, что среди названных специальными педагогами учреждений культуры преобладают театры - 44 % (Музыкальный им. За-гурского, Драматический им. Охлопкова, Театр юного зрителя им. Вампилова, Кукольный театр «Аистенок»). Музеи назвали в 37 % случаев. Среди них наибольшее количество ответов приходится на Иркутский областной краеведческий музей (ИОКМ) (23), Художественный музей им. В.П. Сукачёва (21). Были названы Музей истории г. Иркутска, Дом-музей декабристов, музей Лимнологического института. Незначительный процент ответов специальных педагогов относится к библиотекам, кинотеатрам и другим учреждениям культуры (экс-периментарий, разного рода выставки, частные музеи, клубы и др.) (табл. 1).

Рассмотрение наличия реального сотрудничества (без официального оформления) с учреждениями культуры выравнивает процентное соотношение театров города и музеев (среди музеев преобладают Музей истории г. Иркутска - 26 ответов, ИОКМ и Дом-музей декабристов - по 22 ответа).

Оценка учреждений культуры с точки зрения их значения для расширения образовательного пространства обучающихся с ОВЗ вносит существенные изменения в соотношение ответов - резко увеличивается процент музеев (47 %) в сравнении с театрами города (27 %). В качестве комментариев педагоги называют интерес детей и развивающий потенциал музеев, более широкие возможности для расширения кругозора, обучения истории родного края, для приобщения к прекрасному, вос-

О Гладун Л.А., 2018

педагогические науки

Таблица 1

взаимоотношение педагогов с учреждениями культуры города: знание, сотрудничество, образовательная и социальная значимость учреждений для обучающихся с овз, %

Какие учреждения культуры г. Иркутска знаете? С какими учреждениями культуры г. Иркутска сотрудничаете? Какие учреждения культуры считаете значимыми для расширения образовательного пространства обучающихся с ОВЗ?

Театры 44 39 27

Музеи 37 39 47

Библиотеки 7 7 5

Кинотеатры 2 2 -

Другие 10 9 8

Нет ответа - 4 13

Таблица 2

оценка частоты взаимодействия с учреждениями культуры

Частота взаимодействия Абсолютные числа %

Регулярно 1-2 раза в четверть 2 8

1-2 раза за учебный год 14 53

3-5 раз за учебный год 7 27

6-10 раз за учебный год 2 8

Другое 1 4

Таблица 3

оценка личного желания для осуществления сотрудничества с музеем

Варианты ответов Абсолютные числа %

Да 16 62

Нет 0 0

Может быть, но кратковременно 6 23

Не думала об этом 4 15

питания доброты и справедливости, удобное встраивание музея в осуществление внеурочной деятельности и др. Таким образом, специальные педагоги подчеркивают значительную роль музеев в образовании детей с ОВЗ. Несмотря на такую высокую оценку, педагоги, на наш взгляд, приводят очень низкие цифры по частоте взаимодействия «школа - музей» (см. табл. 2).

Результаты показывают, что 14 педагогов (53 %) из 26 определили частоту встреч в 1-2 посещения за учебный год. Достаточно регулярные встречи отмечены только двумя респондентами (8 %) (табл. 2).

однако следует отметить достаточно высокое личное желание педагогов для осуществления сотрудничества с музеем в рамках образования и развития детей с овз (см. табл. 3). Необходимость регулярного взаимодействия

отметили 62 % респондентов (16 педагогов из 26), кратковременный режим сотрудничества - 23 % (6 чел.) (табл. 3).

Характеризуя направления сегодняшнего сотрудничества образовательных учреждений г. Иркутска с музеями (см. табл. 4 на с. 32), большинство педагогов (69 %) отдают предпочтение культурно-просветительской деятельности обучающихся. в качестве примеров особенно выделяют экскурсии с логическим итоговым завершением в виде мастер-классов, творческих мастерских (например, изобразительная деятельность детей в художественном музее им. В.П. Сукачёва, изготовление поделок краеведческого характера в отделе природы ИОКМ).

организации культурно-просветительской деятельности для семей, воспитывающих детей с овз, или для педагогического коллекти-

Таблица 4

Характеристика направлений сотрудничества образовательных организаций с музеем

Направления сотрудничества Абсолютные числа %

Организация совместной образовательной деятельности для обучающихся вашего учреждения 7 27

Культурно-просветительская деятельность обучающихся 18 69

Культурно-просветительская деятельность педагогического коллектива 2 8

Культурно-просветительская деятельность для семей учащихся вашего образовательного учреждения 3 12

Досуговая деятельность обучающихся 11 42

ва уделяется незначительное внимание - 8 и 12 % соответственно (табл. 4).

Большой процент ответов педагогов (42 %) относится к организации досуговой деятельности обучающихся (согласно Российской педагогической энциклопедии, это отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество). В качестве примеров называют День птиц, День оленя и др. (ИОКМ), ставшее традиционным в Иркутске мероприятие «Ночь в музее» и др.

образовательная деятельность как направление взаимодействия образовательного учреждения и музеев составляет только 27 % (из 41 ответа на данное направление приходится только 7). В качестве примеров работы педагоги называют экскурсии, отличающиеся познавательным содержанием, приближенным к образовательной программе для той или иной группы детей: ИОКМ (отдел истории, отдел природы), Дом-музей декабристов (усадьба Волконских), Художественный музей (усадьба В.П. Сукачёва) и др., подчеркивают их особое влияние на развитие познавательного интереса учащихся.

Считаем, что соотношение предпочтений в направлениях сотрудничества, обозначенное в табл. 4, легко объясняется частотой взаимодействия учреждений образования и культуры (табл. 2) - редкое посещение музея не дает возможности полноценной организации образовательной деятельности в музейной среде, однако является приемлемым для единичных до-суговых мероприятий, так называемого культурного выхода.

В рамках нашего исследования с целью планирования дальнейшей экспериментальной работы мы предприняли попытку выявления картины «идеального» взаимодействия образовательного учреждения и музея. результаты опроса в данном направлении представлены в табл. 5 на с. 33. В них ведущим направле-

нием работы 18 специальных педагогов определили проведение музейных уроков по темам образовательных программ отдельных учебных предметов. Это составило 69 % от общего количества респондентов. Среди них называют уроки как сообщения нового (несущие первичную информацию), так и обобщения знаний, расширения представлений. Тематически чаще выделяют содержание, максимально связанное с краеведением. Педагоги отмечают, что такие уроки помогут формировать творческое отношение детей к учению, стремление к познанию вообще и познанию себя, созданию у ребенка чувства нового. На наш взгляд, такая форма работы имеет широкие возможности осуществления переноса знаний и умений в новые ситуации, что особенно ценно для детей с ОВЗ.

Большой процент педагогов (9 ответов -35 %) отдают свои предпочтения оказанию помощи музея в осуществлении воспитательной и внеклассной работы, однако чаще указывают отдельные музейные мероприятия (как дополнение к работе образовательного учреждения, т.е. представление о ее системе на базе объединенной школьной и музейной среды у педагогов отсутствует) (табл. 5).

19 % педагогов выбрали организацию и проведение кружков, в основном краеведческого содержания, 12 % - проведение мероприятий и занятий по типу факультативов (краеведческой, музееведческой тематики). Единичные ответы (представлены строкой «Другое») касаются проведения спецкурсов, экскурсий, объединяющих в рамках одной темы разные нозологические группы детей, выставок, конкурсов различного содержания (в сумме составляют 15 %).

Только четверо (15 %) специальных педагогов не смогли представить какой-либо вариант ответа. Интересно, что это те же респонденты, которые в ходе оценки личного жела-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Представления педагогов о формах идеального взаимодействия с музеем

Таблица 5

Таблица 6

Оценка общей доступности учреждения культуры для детей с ОВЗ, %

Формы работы Абсолютные числа %

Музейные уроки 18 69

Факультативы 3 12

Мероприятия по воспитательной и внеклассной работе 9 35

Кружки 5 19

Другое 4 15

Не ответили 4 15

Параметры оценки Оценка

хорошо удовлетворительно плохо нет ответа

Месторасположение учреждения в г. Иркутске 23 42 23 12

Текущее состояние здания и помещений учреждения 46 35 15 4

Оборудование здания элементами доступности 19 46 23 12

Оборудование помещений элементами доступности 19 38 31 12

ния для осуществления сотрудничества с музеем (табл. 3) отметили, что не думали о таком взаимодействии.

Таким образом, большинство специальных педагогов высоко оценивают возможности взаимодействия образовательного учреждения для обучающихся с ОВЗ и музея. Несмотря на сегодняшние незначительные, единичные контакты в области культурно-просветительской и досуговой деятельности, педагоги стремятся к более тесной работе в образовательном направлении, предпочтительной формой которого называют музейный урок.

Ключевое значение в организации взаимодействия «школа - музей» имеет оценка педагогами степени общей и методической доступности учреждения культуры и его мероприятий для детей с ОВЗ. В табл. 6 представлена оценка специальными педагогами общей доступности музеев города Иркутска и области. Проанализируем ее по выделенным нами параметрам [2].

качественно лучше оценивается текущее состояние здания и помещений учреждений культуры: соблюдение санитарно-гигиенических требований, безопасность, удобство перемещения в нем, наличие санузла, гардероба, мест для отдыха / ожидания, качество основного освещения, проветривание и др. 46 % педагогов отметили его как хорошее, 35 % как

удовлетворительное, отмечая в большей степени наличие и качество необходимых составляющих.

65 % специальных педагогов в достаточно положительной степени оценивают месторасположение учреждений культуры в г. Иркутске (удаленность от образовательного учреждения, расположение относительно прохождения транспортных путей, удобство парковки и др.): 23 % - хорошо, 42 % - удовлетворительно. На наш взгляд, именно большое количество музеев в городе, их сосредоточенность в культурно-историческом центре создает условия пространственной доступности. Однако следует отметить, что большой процент удовлетворительной оценки данного параметра и 23 % неудовлетворительной (получена при изучении мнения педагогов Иркутской области) подчеркивает наличие транспортных сложностей организации взаимодействия «школа - музей».

Наибольшие сложности отмечаются специальными педагогами в ходе оценки оборудования зданий (пандус, поручни, широкие дверные проемы, удобно закрывающаяся и открывающаяся дверь, подъемники) и помещений музеев (дополнительное освещение, текстовое информационное дублирование, места для отдыха - лавочки, стулья, звуковое сопровождение) элементами доступности. Оба пара-

Таблица 7

Оценка методической доступности музейных мероприятий для детей с ОВЗ

Параметры оценки Оценка

хорошо удовлетворительно плохо

Построение экспозиции, расположение стендов 35 31 34

Дополнительные наглядные пособия, конкретизирующие содержание 30 58 12

Доступность содержания для детей определенного возраста 35 45 20

Доступность содержания для определенной нозологической группы 19 46 35

Продолжительность повествования, продолжительность мероприятия 35 45 20

Смена видов деятельности 31 43 26

Чередование активности и отдыха 23 50 27

Эмоциональность 50 34 16

Приемы привлечения внимания 42 43 15

Приемы, поддерживающие мотивацию 42 46 12

Повторяемость содержания 19 43 38

Наличие актуализации знаний 31 31 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

метра получили 46 % (оборудование знаний) и 38 % (оборудование помещений) удовлетворительных оценок, 23 % и 31 % - неудовлетворительных. Только 19 % педагогов оценили данные составляющие как хорошие. Важно отметить, что большой процент положительных оценок дали педагоги образовательных учреждений для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, в то время как тифлопедагоги отмечали низкую доступность для слепых и слабовидящих школьников, т.е. именно анализаторные нарушения в большей степени требуют дополнительных элементов доступности, которых недостаточно.

Таким образом, параметры общей доступности учреждений культуры для детей с ОВЗ (в процентном соотношении) в большей степени оцениваются педагогами как удовлетворительные. Среди трудностей отмечаются некоторые транспортные сложности, а относительно конкретных категорий лиц с ОВЗ - недостатки в обеспечении доступности помещений музеев.

Оценка специальными педагогами методической доступности музейных мероприятий (г. Иркутск, Иркутская область) представлена в табл. 7. Преобладающим количеством хороших оценок (50 %) отмечена эмоциональность музейных мероприятий, находящая отклик как у педагогов, так и у детей. Музейные работники тщательно подбирают приемы привлечения внимания (42 % - хорошо, 43 % - удовлетворительно), поддержания мотивации детей с ОВЗ к мероприятию и информации, излагаемой в нем (42 % - хорошо, 46 % - удовлет-

ворительно). Подобранное содержание и продолжительность его изложения в достаточной степени соотносятся с возрастом детей (35 % -хорошо, 45 % - удовлетворительно для обоих параметров). На наш взгляд, все максимально положительно оцененные параметры подходят для методики работы с детьми вообще, и музей достойно поддерживает их.

Однако дети с ОВЗ отличаются спецификой восприятия и переработки информации; трудности, с которыми они сталкиваются при осуществлении данных процессов, сниженная работоспособность уменьшают степень усвоения ими материала и т.д. Такие возможности далеко не всегда соотносятся с возрастной нормой, вероятно, поэтому у музейных специалистов возникают сложности в оценке доступности содержания для определенного возраста (педагоги данный параметр как неудовлетворительный оценили в 20 % случаев). Еще сложнее сделать содержание доступным для определенной нозологической группы, т.к. для этого необходимо знание специфики развития детей с ОВЗ. Это самый низко оцененный параметр: 46 % - удовлетворительно, 35 % - неудовлетворительно.

Отличительные особенности развития детей с ОВЗ требуют особых методических подходов, которые бы смогли обеспечить доступность содержания и его развивающие возможности. Среди них в первую очередь можно выделить наличие необходимых наглядных пособий, конкретизирующих предметное содержание. Кажется, музей целиком состоит из разнообразных исторически и естествоведчески

ценных «пособий». Однако и их восприятие, осмысление нуждаются в дополнении. Только треть педагогов оценила соблюдение принципа наглядности как хорошее, 58 % были удовлетворены, а 12 % не были удовлетворены наглядным обеспечением музейного мероприятия (именно в плане дополнительной конкретизации увиденного детьми).

Для хорошего усвоения материала содержание должно быть четко и логически выстроено. Нет сомнений, что музейная экспозиция строго построена в соответствии с необходимыми историческими, естествоведческими, музееведческими и другими законами, однако детям с ОВЗ (любого возраста) далеко не всегда доступно их понимание. Возможно, поэтому так разделились оценки специальных педагогов по параметру построения экспозиции и расположения стендов, с незначительными различиями по баллам (35 % - хорошо, 31 % - удовлетворительно и 34 % - неудовлетворительно). При интеллектуальной норме и незначительных анализаторных нарушениях построение будет абсолютно понятно и не вызовет сложностей, а при нарушениях интеллектуального развития - наоборот.

Аналогично дело обстоит с оценкой параметра осуществления актуализации имеющихся у детей знаний (31, 31 и 38 % соответственно). Предварительная актуализирующая подготовка детей с ОВЗ способствует осмыслению и усвоению содержания, связывая имеющиеся знания с новыми. Специально выстроенная по определенным правилам для детей с нарушениями интеллектуального развития, она, как правило, отсутствует в музейных мероприятиях.

Качество усвоения детьми с ОВЗ информации зависит от повторяемости материала. Важно уметь распределить время занятия, выделив в нем часть для изложения достаточного для детей с ОВЗ объема содержания и часть для обеспечения его усвоения: повторения сначала в аналогичных, схожих ситуациях, затем в новых и т.д.

Мы считаем, что в музейных мероприятиях под давлением большого объема накопленной музеем информации часто превалирует первая часть. Ее объем становится непомерным для детей с ОВЗ. Этот объем трудно рассчитать, не зная особенностей той или иной нозологической группы. Таким образом, на закрепление и повторение отводится недостаточное количество времени, а оно должно преобладать. Наше мнение подтверждает

КИЕ НАУКИ -

низкая оценка специальными педагогами параметра обеспечения повторяемости материала: 43 и 38 % удовлетворительных и неудовлетворительных оценок соответственно при 19 % хороших.

Низкая работоспособность детей с ОВЗ, быстрая утомляемость, особенности развития внимания акцентируют внимание на специфическом режиме проведения мероприятия. Методически важно наблюдать за детьми, видеть проявления накопления усталости и чередовать активность и отдых. Оценивая данный параметр, специальные педагоги поставили лишь 23 % хороших оценок при 50 % удовлетворительных и 27 % неудовлетворительных. Музейные мероприятия, безусловно, включают активные части и отдых, однако не всегда оказываются замеченными первичные проявления усталости, поэтому переход обеспечивается с опозданием (дети отвлекаются, перестают слушать, начинают разговаривать, покидают площадку). В таком случае концентрировать внимание детей даже после отдыха бывает затруднительно.

Увеличивает время познавательной активности детей с ОВЗ прием смены видов деятельности. 31 % специальных педагогов дает данному параметру в музейных мероприятиях хорошую оценку, 43 % - удовлетворительную и 26 % - неудовлетворительную. Результаты показывают недостаточный его учет: запаздывание перехода, неверное определение вида деятельности, порой его отсутствие.

Таким образом, анализ оценки педагогами методической доступности показывает, что содержание и построение музейных мероприятий привлекают внимание детей с ОВЗ, отличаются эмоциональностью, поддерживают положительную мотивацию. В целом их содержание соответствует нормативным возрастным особенностям детей.

Однако важно отметить недостаточную доступность мероприятий для разных нозологических групп. Применение специфических методических приемов (дополнительные наглядные пособия, конкретизирующие содержание, смена видов деятельности, чередование активности и отдыха, повторяемость содержания, наличие актуализации знаний) в среднем хорошо оценивается только 27 % педагогов, удовлетворительно - 45 % и неудовлетворительно - 28 %. Такие результаты, на наш взгляд, связаны с недостаточным пониманием музейными работниками особенностей развития детей с ОВЗ, а также отсутстви-

ем тесного взаимодействия со специальными педагогами.

Итак, в рамках изучения вопроса расширения образовательного пространства для детей с ОВЗ нами проведено пилотажное исследование с целью выявления трудностей организации взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры (музеи). Основным методом явилось анкетирование, которое включает три блока заданий, направленных на оценку условий доступности (общей и методической) учреждения культуры для реабилитации и образования детей с ОВЗ, изучение регионально-практических особенностей данного сотрудничества в г. Иркутске и Иркутском районе.

По результатам исследования мы получили следующие выводы.

1. Регионально-практические особенности сотрудничества педагогов образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ и учреждений культуры характеризуются тем, что педагоги отмечают наибольший потенциал музеев для расширения образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. Обосновывая свой выбор, они отмечают интерес детей и развивающий потенциал музеев, более широкие возможности для расширения кругозора, обучения истории родного края, для приобщения к прекрасному, воспитания доброты и справедливости, удобное встраивание музея в осуществление внеурочной деятельности и др. Однако результаты показывают низкое количество взаимодействий рассматриваемых учреждений, но при этом высокое личное желание педагогов для осуществления сотрудничества с музеем. Это говорит о необходимости целенаправленной организации данного взаимодействия, проработки вопросов сотрудничества. В направлениях сотрудничества сегодня педагоги отдают предпочтение культурно-просветительской и досуговой деятельности обучающихся в музейной среде, однако, описывая «идеальное» взаимодействие, большую заинтересованность проявляют во включении музейной составляющей в образовательный процесс (музейные уроки), в воспитательную и внеклассную работу. Следовательно, взаимодействие должно опираться на совместно разработанные образовательные программы, учитывающие широкие возможности музеев и потребности детей с ОВЗ и школы. Разработка программ должна опираться на создание общей и методической доступности музея.

2. Анализ общей доступности музеев г. Иркутска показывает в целом ее положительный характер, но в полном смысле музеи не всегда являются удобной средой для ребенка с ОВЗ. Педагоги положительно отзываются о текущем состоянии здания и помещений музеев, оборудовании здания элементами доступности (однако, на наш взгляд, анкетирование педагогов, которые работают с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата показало бы более низкие результаты: пандус, поручни, широкие дверные проемы, удобно закрывающаяся и открывающаяся дверь, подъемники и т.д. нечасто встречаются в исторических зданиях иркутских музеев). При этом педагоги отмечают недостаточность и необходимость включения дополнительных элементов доступности, соответствующих потребностям отдельных нозологических групп обучающихся: дополнительное освещение, текстовое информационное дублирование, места для отдыха - лавочки, стулья, звуковое сопровождение и т.д. (особенно на этом акцентировали внимание тифлопедагоги). Результаты исследования подчеркивают наличие транспортных сложностей и поднимают вопрос оказания транспортной поддержки взаимодействия «школа - музей».

3. Анализ методической доступности музеев свидетельствует о желании музеев работать с детьми с ОВЗ, предоставлении достаточно широкого выбора музейных мероприятий, которые характеризуются эмоциональностью, активностью, яркостью проведения, поддержанием положительной мотивации ребенка. Оценка педагогов показывает, что построение экспозиции в целом и расположение стендов доступно, содержание и построение музейных мероприятий привлекают внимание детей с ОВЗ. В целом содержание соответствует нормативным возрастным особенностям детей. Однако важно отметить его недостаточную доступность для разных нозологических групп, психические особенности которых не совпадают с соответствующими возрастными нормами, что приводит к трудностям осмысления материала детьми, повышению утомляемости и т.д. Результаты показывают необходимость дополнительного просвещения музейных работников по общим вопросам специальной педагогики и специальной психологии, которые позволили бы понять некоторые особенности работы с детьми с ОВЗ вообще и с отдельными нозологическими группами в частности. Кроме того, важно

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

создание более тесных контактов со специальными педагогами. Для решения данных вопросов можно предложить совместное для учреждений культуры и образования проведение семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации, где звучит информация об особенностях развития детей с ОВЗ, обсуждается опыт работы и применение специфических методических приемов (использование дополнительных наглядных пособий для определенной нозологической группы; варианты смены видов деятельности; чередование активности и отдыха; разнообразие мотивационных приемов, обеспечение повторяемости содержания и др.), намечаются совместные планы работы.

Таким образом, специальные педагоги подчеркивают важную роль музеев в образовании и социализации детей с ОВЗ, что делает данные учреждения значимыми в плане расширения образовательного пространства. Первичные результаты исследования показывают наличие вопросов в обеспечении общей и методической доступности музейных занятий и мероприятий. Их решение возможно только при организации взаимодействия на разных уровнях (региональные министерства, руководство конкретных учреждений, рядовые сотрудники). Полагаем, что тесное сотрудничество музейных работников и специальных педагогов позволит организовать продуктивное образовательное пространство в музейной среде.

Список литературы

1. Гладун Л.А. Возможности музея в обеспечении условий расширения образовательного пространства учреждений для обучающихся с ОВЗ // Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: кол. моногр. Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. С. 100-114.

2. Гладун Л.А. Образовательное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья: обоснование методов изучения взаимодействия «Школа - музей» [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. 2017. № 8(38). URL: http://7univer sum.com/ru/psy/archive/item/5056 (дата обращения: 15.01.2018).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)

[Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/#ixzz574SyZsHn (дата обращения: 15.01.2018).

* * *

1. Gladun L.A. Vozmozhnosti muzeja v obes-pechenii uslovij rasshirenija obrazovatel'nogo prost-ranstva uchrezhdenij dlja obuchajushhihsja s OVZ // Uslovija poluchenija kachestvennogo obrazovanija licami s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: kol. monogr. Irkutsk: Izd-vo «Asprint», 2016. S. 100114.

2. Gladun L.A. Obrazovatel'noe prostranstvo dlja lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: obosnovanie metodov izuchenija vzaimodejstvija «Shkola-muzej» [Jelektronnyj resurs] // Universum: Psihologija i obrazovanie: jelektron. nauch. zhurn. 2017. № 8(38). URL: http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/5056 (data obrashhenija: 15.01.2018).

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obrazovanija obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami) (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 19 dekabrja 2014 g. № 1599) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70760670/#ixzz574SyZsHn (data obrashhenija: 15.01.2018).

Educational space for disabled people: study of issues of cooperation "school - museum"

The article deals with the issues of interaction between educational organizations and cultural institutions in the framework of expanding the educational space for students with disabilities. The results of the survey of specially trained teachers are analyzed, the general and methodological availability of the museum environment for students of different nosological groups is characterized, the regional view on the issues of organization of interaction "school - museum" is demonstrated.

Key words: children with disabilities, educational environment, museum, availability, interaction.

(Статья поступила в редакцию 29.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.