Научная статья на тему 'Специфика разработки регионального виртуального музея журналистики'

Специфика разработки регионального виртуального музея журналистики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕДИАПРОЕКТ / ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / ЛОНГРИД / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ростецкая Анна Мария Сергеевна

В настоящее время все более возрастает интерес к виртуальным музеям. В статье излагаются результаты научно-исследовательского проекта по реконструкции биографий и творчества региональных фронтовых корреспондентов периода Великой Отечественной войны, а также научная концепция виртуального музея истории региональной журналистики. Раскрываются жанровые, структурные и стилистические особенности материалов виртуального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика разработки регионального виртуального музея журналистики»

УДК 070; 069.6

А. М. С. Ростецкая

Астраханский государственный университет, Астрахань

СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

В настоящее время все более возрастает интерес к виртуальным музеям. В статье излагаются результаты научно-исследовательского проекта по реконструкции биографий и творчества региональных фронтовых корреспондентов периода Великой Отечественной войны, а также научная концепция виртуального музея истории региональной журналистики. Раскрываются жанровые, структурные и стилистические особенности материалов виртуального музея.

Ключевые слова: виртуальный музей, социокультурный медиапроект, история региональной журналистики, лонгрид, реконструкция, документальный фильм.

В настоящее время все более возрастает интерес к музейной проблематике, что связано с увеличением числа музеев и развитием культурологического туризма. Специалисты, исследующие феномен виртуальных музеев, отмечают широкие возможности виртуального пространства в вопросах сохранения историко-культурного наследия; образовательные возможности виртуального музея, потенциал которого можно использовать и для формирования чувства причастности к истории и культуре своего народа, и для раскрытия творческих способностей, и для духовного и нравственно-патриотического воспитания.Виртуальный музей выстраивается с учетом самых новых стандартов восприятия, что особенно важно, так как современный человек вырос в культуре видеоклипа. Эксперт в области музеологии К. А. Наседкин высказывает мнение о том, что «одна из важных функций музея - просветительская деятельность, и здесь без использования мультимедиа технологий не обойтись» [7. С. 93].

Изучением специфики разработки и функционирования виртуальных музеев, в том числе лингвостилистическими особенностями музейных текстов, занимаются М. С. Баданина, Л. П. Баруткина, А. В. Гриф, Ю. Ю. Калатура, И. М. Коссова, А. В. Лебедев, Н. А. Никишин, Н. Я. Ноль, К. А. Наседкин, Н. Ф. Фёдоров, Н. Л. Селиванов, Л. М. Шляхтина.

Необходимость разработки и применения виртуальных музеев, а также их роль в историко-па-триотическом воспитании школьников раскрывается в работах В. И. Гвазавой, В. Г. Пономарева, Э. В. Смирновой и А. А. Чернега.

В ходе научно-поисковой работы были использованы различные источники. Основой послужили книга З. З. Муратовой «Уважение к минувшему» и энциклопедия «Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», статьи Г. С. Белолипской и М. В. Паренской по истории региональной журналистики, интервью, собранные Ниной Ивановной Куликовой. В организации Театрализованного перформанса помощь оказали сотрудники Музея боевой славы города Астрахани. Во всех мероприятиях, посвященных фронтовым корреспондентам периода Великой Отечественной войны, участвовали студенты Астраханского государственного университета. Использовались материалы, предоставленные ВГТРК «Лотос». Подготовка документального фильма осуществлялась при поддержке Астраханского регионального канала («Астрахань 24») и кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета.

Разработкой виртуальных музеев занимаются такие крупные музеи России, как Музей современной истории, Тульский музей оружия, а также Банк России. Созданы Архив фотографий М. Бальтерманца и реализованы мультимедийные проекты «Живая память» и лонгрид о штурме Берлина, первых послевоенных днях города, подготовленный АиФ.ги совместно с Оргкомитетом празднования 70-летия Победы.

Однако трудно привести примеры виртуальных музеев журналистики. Существуют такие ресурсы как «Музей российской печати», «Виртуальный музей газет «Сурские просторы» и «Родная Земля» и др., тем не менее, они являются лишь электронными каталогами и не соответствуют даже наиболее общему определению понятия «виртуальный музей»: сайт, разработанный по

законам музейного проектирования, которое предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции, или концепции дизайна, и связующего их экспозиционного сценария. Главное условие: «результатом становится музейный текст - разговор на особом музейном языке» [3; 4; 5].

В рамках бакалаврского проекта была проведена поисковая научно-исследовательская работа, в результате которой собраны материалы, позволившие составить мемориальный список журналистов-фронтовиков [6], подготовить публикации для региональных газет «Волга» и «Комсомолец Каспия», организовать театрализованный перформанс «С "Лейкой" и блокнотом», главной целью которого стало освещение работы фронтовых корреспондентов-астраханцев периода Великой Отечественной войны, принять участие в акции «Бессмертный полк» в 2016 году, совместно с Астраханским региональным каналом подготовить 10-минутный документальный фильм об одном из фронтовых корреспондентов.

В ходе научно-поисковой работы были использованы статьи астраханских журналистов и ученых, занимающихся историей региональной журналистики: книга З. З. Муратовой «Уважение к минувшему» и энциклопедия «Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», статьи Г. С. Белолипской и М. В. Паренской по истории региональной журналистики, интервью, собранные Н. И. Куликовой. В организации Театрализованного перформанса помощь оказали сотрудники Музея боевой славы города Астрахани. Во всех мероприятиях, посвященных фронтовым корреспондентам периода Великой Отечественной войны, участвовали студенты Астраханского государственного университета. Использовались материалы, предоставленные ВГТРК «Лотос». Подготовка документального фильма осуществлялась при поддержке Астраханского регионального канала («Астрахань 24») и кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета.

В рамках магистерского проекта была разработана концепция виртуального музея истории региональной журналистики. Собранный материал оцифрован и структурирован по разделам: «Пресса XIX века», «Период Первой мировой войны», «Период Великой Отечественной войны», «Становление астраханского телевидения», «Газета „Комсомолец Каспия" 70-90-х гг.», «Современный этап».

В основе виртуального музея использован формат лонгрида. Контент, созданный в рамках этого нового течения, противостоит минитюризации медиасообщений и направлен на медленное, вдумчивое чтение и смотрение. Под термином «лонгрид» понимают «журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету иссследования» [1. С. 180-184].

В каждом разделе виртуального музея истории региональной журналистики содержится несколько лонгридов по различным темам. Например, в разделе «Пресса XIX века» представлены лонгриды: «Первые астраханские газеты», в котором собраны сведения об изданиях «Восточные известия», «Азиатский музыкальный журнал» и др.; лонгрид «Под псевдонимом „Астраханка"» - о деятельности Глафиры Тетюшиновой. В разделе «Период Великой Отечественной войны» структура выглядит следующим образом: «Астраханские газеты военного периода», «Майор Трубка» - о жизни и публицистике Александра Кравца, прошедшего всю войну фронтовым корреспондентом, «Маневр перед штурмом» - о жизни и творчестве Виктора Лесникова, «Поэт, прозаик, публицист» - Юрия Кочеткова, «Фотокорреспондент Марк Редькин», «Газета „Волга" военного периода».

Раздел «Современный этап» включает в себя лонгриды о проектах, разработанных и реализованных студентами специальности «Журналистика». Помимо основных разделов, удобно структурировать другую часть материала по рубрикам «Персоналии», «Каталог экспонатов», «Виртуальные экскурсии», «Литература».

Таким образом, материалы изложены в формате мультимедийных статей, то есть «журналистского материала, раскрывающего тему с помощью различных платформ: текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события» [1. С. 185]. Помимо других элементов виртуального музея истории региональной журналистики также используется документальный фильм. Необходимость и значимость его включения в общую структуру лон-грида объясняется рядом причин.

Одной из главных тенденций настоящего времени является активное потребление видеоконтента в Интернете. По данным компании YouTube, почти треть всех пользователей Интернета - более миллиарда людей - ежедневно смотрят сотни миллионов часов онлайн-видео, генерируя миллиарды просмотров. Согласно прогнозам Cass Business School к 2019 году 80% Интернет-трафика придется на видео [2; 8].

Среди множества причин популярности видеоконтента одной из важнейших является ограниченный ресурс внимания, или когнитивный шум. Так в книге «Организованный ум: мышление в век информационной перезагрузки» нейробиолог Даниэль Левитин называет ограниченную способность человеческого мозга к концентрации, которую исследователь считает главной проблемой современного общества, и журналистики в том числе [1. С. 8-9].

В связи с ограниченным ресурсом внимания появляется другое понятие - «кредит доверия медиаресурса». Задача удержать внимание посетителя решается не только качеством текста, но и подачей материала. Помимо заголовков, лидов, транзитивных заголовков и немонотонной верстки, значимым аспектом выступают визуальные материалы, в том числе видеоконтент, который позволяет установить эмоциональную связь с реципиентом [1. С. 19].

Документальным называется фильм, в основу которого легли съемки подлинных событий и лиц. В данном случае в основе фильма - события из жизни А. Кравца, его близких и друзей. Истории, воссозданные в фильме, происходили в реальности, информация о них сохранилась во фронтовых блокнотах А. Кравца, а также в записанных интервью, в которых А. Кравец рассказывает о том, как работала фронтовая редакция.

Документальное кино относится к неигровому, при этом могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, другие постановочные элементы. В фильме «Майор Трубка», как и принято в художественно-документальном кино, использованы элементы реконструкции. Большую часть фильма составляют документальные кадры (интервью с А. Кравцем, которое хранится в архиве ГТРК «Лотос»), часть отсутствующего документального материала заменяется реконструкцией в исполнении актёров.

К задачам документалистики относятся следующие: средство обучения и просвещения; исследование; хроника (длительное наблюдение за событием); публицистика. Фильм «Майор Трубка» реализует эти задачи: его можно использовать при изучении региональной журналистики, а также в целом отечественной журналистики периода Великой Отечественной войны в качестве наглядного пособия. Фильм представляет собой изложение результатов поисковой работы, то есть исследования. Задача, сформулированная как длительное наблюдение за событием, в данном случае выполняется, поскольку фильм освещает события, происходившие в течение определенного периода.

В качестве элемента виртуального музея документальный фильм имеет некоторые особенности. Он становится более коротким по продолжительности, что объясняется функциями фильма: иллюстративная реализуется посредством наглядного разъяснения различных аспектов региональной истории; аттрактивная - в привлечении аудитории [1. С. 93].

Виртуальный музей истории журналистики может стать главным инструментом для изучения различных этапов истории региональной журналистики по всем уровням: от персоналий до изданий. Ресурс структурирует биографические сведения, публицистику астраханских журналистов, фотографии людей и сохранившихся вещей (блокноты, анкеты, автобиографии).

Список литературы

1. Амзин А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 [Текст] / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург, М.: Гуманитарный университет, Кабинетный ученый, 2016. - 304 с.

2. Голубева Е. Бум видеоконтента в бизнесе [Электронный ресурс] / Е. Голубева. - URL: http://m.sotovik.ru/news/252520-bum-videokontenta-v-biznese.html (дата обращения: 27.09.2017).

3. Лебедев, А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея [Текст] // Мир музея. - 2010. -№ 10.- С. 5-9

4. Лебедев, А. В. Музей будущего: информационный менеджмент [Текст] / А. В. Лебедев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 217 с.

5. Лебедев, А. В. Музейное проектирование [Текст] / А. В. Лебедев, А. А. Щербакова. -М., 2009. - 256 с.

6. Муратова, З. З. Уважение к минувшему. Книга воспоминаний [Текст] / З. З. Муратова. -Астрахань, «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2006. - 128 с.

7. Никишин, Н. А. Музей и новые технологии [Текст] / Н. А Никишин // На пути к музею XXI века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 216 с.

8. Смирнова, В. Тренды YouTube: влогерский бум и коллаборация с ТВ [Электронный ресурс] / B. Смирнова. - URL: https://adindex.ru/publication/analitics/100380/2017/04/12/159181.phtml (дата обращения: 28.09.2017).

SPECIFICITY OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL VIRTUAL MUSEUM

OF JOURNALISM

Rostetskaya A. M. S., Astrakhan State University, Astrakhan, amrostetskaya@mail.ru

At the present day the interest to virtual museums is increasing. The article describes the results of a research project on the reconstruction of biographies and work of regional front-line correspondents during the Great Patriotic War, as well as the scientific concept of a virtual museum of the history of regional journalism. Genre, structural and stylistic features of the materials of the virtual museum are revealed.

Keywords: virtual museum, sociocultural media project, history of regional journalism, longread, reconstruction, documentary.

References

1. Amsin, A. (2016), Kak novie media ismenili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How the new media changed the journalistic. 2012-2016], Moscow, Gumanitarnij universitet, Kabinetnij uchenij, 304 p. (In Russ.).

2. Golubeva, E. Bum videokontenta v bisnese [=Boom of video content in business], available at: http://m.sotovik.ru/news/252520-bum-videokontenta-v-biznese.html, accessed 27.09.2017. (In Russ.).

3. Lebedev, A. V. (2010), "Virtual'nie musei I virtualisatsia" [=Virtual museums and virtualization], in: Mir museya [=World of museum], no. 10, pp. 5-9. (In Russ.).

4. Lebedev, A. V. (2001) Musei budushchego: informatsionnij menedzhment [=Museums of the future: information digest], Progress-Traditsiya, Moscow, 217 p. (In Russ.).

5. Lebedev, A. V. (2009), Musejnoe proektirovanie [=Museum design], Moscow, 256 p. (In Russ.).

6. Muratova, Z. Z. (2006), Uvazhenie k minuvshemu. Kniga vospominanij [=Respect for the past. Book of memories], Astrakhan, Publishing and printing complex Volga, 128 p. (In Russ.).

7. Nikishin, N. A. (1999), "Musej I novie tekhnologii" [=Museum and new technologies], in: Naputi k museyuXXIveka [=On the road to the museum of XXI century], Moscow, Progress-Traditsiya, 216 p. (In Russ.).

8. Smirnova, I. Trendy YouTube: blogerskij bum I kollaboratsiya s TV [=YouTube trends: blogger boom and collaboration with TV], available at: https://adindex.ru/publication/analiti cs/100380/2017/04/12/159181.phtml, accessed 28.09.2017. (In Russ.).

Ростецкая Анна Мария Сергеевна - магистрант кафедры теории и истории журналистики, Астраханский государственный университет, Астрахань.

amrostetskaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.