Научная статья на тему 'Значение элективных курсов при подготовке преподавателей технологии'

Значение элективных курсов при подготовке преподавателей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович

В статье подчёркнута итеративность технологического образования. Указано на особое значение дисциплин специализации и курсов по выбору при формировании ком-петентностного подхода у будущего педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение элективных курсов при подготовке преподавателей технологии»

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: Методическое пособие. / В. И. Байденко. — М.:. 2006. — 55 с.

2. Бурмакина, В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся. / Режим доступа:

http://vww.sitos.me5i.ru/DefauIt.aspx7icN6 .

3. Войнова, Н. А. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза [Текст] / Н, А. Войнова, А. В. Воинов // Инновации в образовании. -2004.-№.4. -С. 111-118.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А, Зимняя, // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Кузьмин, Н. Н, Оформление итогов научной работы в педагогике

[Текст] / Н. Н, Кузьмин // Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988.-239 с. ■

6. Лапчнк, М. П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов [Текст] / М. П. Лапчик. / Информатика и образование, 1996. — № 6, С. 1-5.

7. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А. К. Маркова. // Советская педагогика. - 1990. - № 8.

8. Фокин, Ю. Г. Психодидактика высшей школы [Текст] / Ю. Г. Фокин. // МГТУ, 2000,-С. 103-107

УДК 378.096

Н. М. Твердьтин

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время вопрос о многоуровневой подготовке специалистов перешёл из дискуссионной плоскости в практическую. Уже все российские вузы самым тесным образом столкнулись с вопросами прикладного характера этого направления педагогики высшей школы. Оптимальное сочетание фундаментальности и практической направленности, по всей вероятности может быть достигнуто именно в рамках двухступенчатой системы, (а, вероятнее, полностью реализовано лишь в рамках трёхуровневой системы: бакалавр — магистр — доктор). При этом остаётся открытым вопрос о том, какими компетенциями должен обладать не просто абстрактный специалист, а то, как в рамках полученных компетенций вполне конкретный специалист сможет выполнять свои обязанности после окончания образо-

вания того или иного уровня. Это обстоятельство, в свою очередь, требует принципиально новых методических подходов к обучению.

Дело в том, что хотя о двухуровневой системе часто говорят и пишут как о системе, отдельные части которой достаточно отличаются друг от друга по степени изучения теоретических и прикладных знаний (своё соотношение существует для каждой специальности), но такой подход, по нашему мнению, является упрощённым и схематичным. Механическое разнесение теоретического и прикладного материала по разным уровням образовательной системы, безусловно, удобно с образовательно-бюрократической точки зрения, однако, не может не создать ряд трудностей при подготовке по-настоящему качественного специалиста. Если принять точку зрения о том, что бакалавр может быть вполне полноценным специалистом с высшим образованием, а магистр повышает уровень своих компетенций, по той специальности, которую получил, обучаясь в бакалавриате, то оказывается, что теоретические основы фундаментального образования будут неминуемо размываться. С аналогичным явлением уже сталкивались неоднократно, когда специалисты со средним профессиональным образованием получают высшее образование по той же специальности. Возникает множество «побочных» проблем, которые носят как социально-психологический, так и методологический характер. Человек уже освоивший относительно небольшой теоретический материал, но овладевший умениями и навыками, позволяющими вести самостоятельную практическую работу, часто оказывается просто не готов к значительным усилиям, которые требуются от него при усвоении качественно более высокого уровня теоретический сведений (уровень магистра, аспиранта). Он не подготовлен (просто времени и объёма читаемых общих курсов может не хватить) к восприятию многовариантности научного уровня знания. Но, получая диплом, он одновременно (часто совершенно неосознанно) может получить иллюзию о полной достаточности своих знаний в избранной профессии и относительной «ненужности» остальных знаний в той же области. Именно поэтому такому студенту необходимо привить ему понятие о многоуровневом, вариативном знании, соответствующему каждому образовательному уровню [1]. Поскольку каждый уровень образования предполагает различный уровень упрощения подачи изучаемого материала, то сочетать фундаментальность и практическая направленность образования при подготовке специалистов по многоуровневой системе рациональнее всего сочетать при изучении дисциплин специализации (ДС) и курсов по выбору (КВ) как наиболее мобильного компонента образовательных учебных программ.

Дисциплины по выбору позволяют значительно повысить мобильность обучения. Поскольку содержание такой дисциплины может быть определено непосредственно кафедрой, то практически полностью действует принцип обратной связи между реалиями непосредственной работы специалиста и

его потребностями в освоении тех или иных вопросов в процессе обучения [2]. Главное, чтобы корректировка таких курсов носила постоянный и неформальный характер. Однако при подготовке и модернизации КВ и ДС необходимо учитывать ряд обстоятельств, связанных как со спецификой педагогического процесса в высшей школе, так и с особенностями структуры технико-технологического знания, то есть принимать во внимание философскую составляющую любой науки [3].

В образовательной области «Технология» тесно переплетены гуманитарное и технологическое начала и, именно поэтому, её удобно рассматривать как своеобразную модель позволяющую увидеть как плюсы, так и минусы двухуровневой системы по сравнению с традиционной системой подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием. Одновременно в образовательной области «Технология», как ни в одной другой, происходит интеграция сведений из различных областей знания, как естественнонаучного, так и гуманитарного. При этом оказывается необходимым при подготовке будущего специалиста сообщать ему и требовать усвоения значительного количества знаний сугубо прикладного характера. Именно поэтому, представляется достаточно сложным отдача первенства прикладному либо теоретическому началу (аспекту) при определении приоритетов в процессе подготовки на той или иной ступени. Кроме того, сама задача определения таких приоритетов не может не учитывать именно философскую специфику технознания, а это и более сложное, чем в других науках структурирование уровней знания и особо значительная по сравнению с другими областями человеческой деятельности роль социального заказа как причины, обеспечивающей развитие данной сферы.

В настоящее время на факультете технологии и предпринимательства (ТиП) Московского городского педагогического университета (ГОУ ВПО МГЛУ) ведется подготовка специалистов с высшим педагогическим образованием и осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки. При адаптации существующих программ подготовки по этой системе (уровни бакалавра и магистра) к специфике вуза оказалось, что процесс создания программ по дисциплинам специализации (ДС) и курсам по выбору (КВ) достаточно сложен и требует учёта многих факторов. К таким факторам, в частности, могут быть отнесены социальные характеристики студентов обучающихся на факультете и специфика восприятия ими технико-технологических знаний. Учитывая многолетний опыт работы факультета с различными категориями студентов, получавших высшее педагогическое образование по специальности «Технология и предпринимательство» и действующие стандарты в образовательной области «Технология» был проведён анализ тех возможностей, которые предоставляет многоуровневая система подготовки для получения по окончании вуза современных высококвалифицированных специалистов. Целью работы было стремление

выявить сильные и слабые места в обучении будущих учителей технологии тем предметам, качество обучения которым максимально зависит от самого вуза и определяется в первую очередь качеством работы выпускающих кафедр.

Контингент студентов, обучающихся на факультете ТиП по традиционной (одноуровневой) системе достаточно неоднороден и складывается из четырёх составляющих. Это — студенты дневного отделения, обучающиеся по пятилетней программе подготовки специалиста (специальность — учитель технологии и предпринимательства), сокращенной (четырёхлетней) программе по которой ведётся обучение студентов имеющих среднее профессиональное образование аналогичного или близкого профиля, также студенты получающее образование по вечерней (очно-заочной) и заочной формам. При этом на вечернее и заочное обучения принимаются только лица, имеющие среднее профессиональное образование.

Каждая из перечисленных групп имеет свою социально-психологическую специфику, что не может не учитываться в процессе обучения. Известно, что сам феномен техники в его социальном контексте достаточно неоднозначен, поскольку само развитие знания в сфере техники и технологии имеет ряд специфических особенностей, и, в частности, особую роль социального заказа как побудительной причины практически любых изменений. При этом техническое образование (на любом уровне) не может не отражать социальность техники, Именно поэтому столь велико в последнее время число разного рода выступлений и публикаций, связывающих дальнейшее успешное существование нашей страны с резким качественным скачком в области передовых технологий и, соответственно, со столь же резким подъёмом в области технологического образования. Тем не менее, значительного прогресса в области технологического образования к настоящему времени пока нет.

Анализируя причины этого явления применительно к изученному контингенту студентов (более 500 человек) можно прийти к следующим выводам: .

- в основе социальных предпочтений тех или иных технологий (информа-

ционные, традиционные - дерево и металлообработка, современные высокие технологии) и направлений деятельности в технологической сфере, связанной с образованием (обучение основам технического творчества, дизайна одежды, и др.), лежит комплекс причин социально-психологического характера, который в значительной степени связан с социальными реалиями Москвы и московского региона; , -

- студенты, получившие начальную профессиональную подготовку, придают, как правило, меньшее значение теоретической составляющей своей профессии и ориентированы на достижение материального благополучия за счёт практического применения полученный знаний, то есть менее заинте-

ресованы в, чтобы продолжить своё образование после получения диплома бакалавра. . :

Более подробно этот материал рассмотрен в работе Л. А. Волковой, Г. А. Александровой и автора данной статьи [4].

Достаточно интересным оказывается то обстоятельство, что именно эта категория студентов является одновременно и «поставщиком» лиц наиболее ориентированных на дальнейшее повышение образовательного уровня: магистр, аспирант, хотя в своей социальной группе такие студенты оказываются в меньшинстве. То есть эта категория студентов максимально дифференцирована по отношению к образованию как составляющей системы социальных ценностей и приоритетов.

Рассмотрим теперь на примере ряда конкретных элективных, курсов некоторые составляющие процесса приобретения будущими педагогами соответствующих компетенций, позволяющих им после окончания учёбы активно включаться в образовательное пространство.

В начальный период обучения студент крайне нуждается в утверждении себя и своего социального статуса. Он невольно сравнивает себя со своими бывшими одноклассниками, которые поступили в другие вузы. Эти учебные заведения могут обладать более высоким статусом, как в официальной, так и в неофициальной иерархии. (Будем откровенны: среди молодёжных предпочтений в сфере высшего образования, особенно в Москве, педагогические вузы не занимают ведущих мест.) Именно поэтому важно, чтобы вчерашний школьник как можно раньше осознал, что насколько профессия педагога значима для общества. Это избавит его от чувства социального аутсайдерства и поможет уже более осознанно подтвердить свой профессиональный выбор. Именно поэтому совместно с кафедрой социально-гуманитарных дисциплин университета был разработан курс «Научно-техническое развитие и общество» [5], в котором особое место уделено материалам, освещающим то, каким образом проводилось обучение самым разнообразным технологиям на протяжении всей истории человечества. Таким образом, решается комплексная задача: студент получает представление об интегративном характере образовательной области «Технология», понимает необходимость изучения более отдалённых друг от друга предметов, чем на других факультетах педагогического вуза и одновременно студент начинает понимать, насколько важна роль учителя технологии - человека, вводящего ребёнка в мир современной техногенной цивилизации. Указанный курс хорошо зарекомендовал себя при подготовке специалистов и может столь же успешно вводиться в учебный процесс при подготовке по направлению «Бакалавр технологического образования». .

Естественно, что для выпускника колледжа по сравнению с выпускником общеобразовательной школы, особенно колледжа педагогического, необходимость подобного курса сравнительно невелика. Но на завершающем этапе

обучения студенту необходимо качественно поднять уровень знаний, связанных с современной техникой и технологиями. Только в этом случае он будет обладать компетенциями, соответствующими требованиям, предъявляемым к современным специалистам. В противном случае он останется на уровне учителя труда и не сможет соответствовать тому уровню, который в современной педагогической литературе часто характеризуют как уровень учителя XXI в.

Именно поэтому на кафедре машиноведения факультета ТиП ГОУ ВПО МГПУ был разработан курс «Новые материалы и технологии». При разработке данного курса основной идеей было то, современные материалы и технологии всё более проникают в наш быт, качественно изменяя его. Даже та сфера трудовой деятельности, к которой наиболее применим термин «обслуживающий труд» качественно изменилась по сравнению с тем, что было еще несколько десятилетий назад. Примером могут служить лазерные измерительные приборы, краски, наносимые на неподготовленную поверхность, водяные краны с керамическими уплотнениями и многие другие продукты высоких технологий (№ ТесЬ), ставшие неотъемлемой частью нашего жилища. И именно учитель технологии является тем педагогом, который не только может, но и должен ввести учащихся в мир высоких технологий.

Помимо знания передовых технологий для современного учителя важно понимание общих закономерностей научно технического развития, преемственности в создании технических разработок, закономерности их появления при наличии социального заказа со стороны общества. Эта задача на факультете ТиП решается в рамках курса «Эволюция технических устройств и материалов». Данный курс является одним из завершающих в процессе подготовки специалиста и в несколько модернизированном виде планируется к использованию при обучении педагога технологического образования в рамках магистратуры. При изучении курса значительное место уделено формированию компетенций в сфере информационно - ком-муникацонных технологий (ИКТ), как при поиске и подборе материала для самостоятельной работы, так и для приобретения навыков в подготовке и представлении материалов учебно-методического характера, которые студент должен использовать в собственной педагогической практике.

Значительна доля ИКТ - технологий и для таких курсов как «Инженерная экология» и «Экология Москвы и Московского региона». Появление этих предметов обусловлена тем, что для жителей любого крупного техногенного мегаполиса вопросы, связанные с промышленной экологией имеют едва ли не первостепенное значение, поскольку определяют саму возможность их комфортного существования. Именно учитель технологии в силу специфики своего образования оказывается наиболее глубоко, по сравне-. нию с другими школьными педагогами, подготовлен к пониманию всей сложности процессов обусловленных влиянием техногенных факторов на

среду обитания. Поэтому именно он в наибольшей степени может просто и доходчиво довести до учеников взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы в современном мире, привить навыки бережного и рационального природопользования, объяснить необходимость применения ресурсосберегающих технологий, не только в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и в быту. Изучение курсов технико-экологической тематики даёт учителю технологии возможность компетентно и аргументировано показать ученику, что экологическая культура в настоящее время уже давно стала частью общей культуры и определяет качество, а, зачастую, и саму возможность нашей жизни.

Все указанные КВ и ДС были разработаны и введены в учебный процесс на протяжении последнего десятилетия и в ходе практического опробования модернизированы применительно к условиям факультета ТиП ГОУ ВПО МГЛУ.

В результате проведённой работы получены данные показывающие, что значительное усиление работы выпускающих кафедр по постоянной модернизации курсов по выбору и дисциплин специализации позволяют во многом изменить негативную тенденцию в восприятии научной составляющей образования. Студенты осознают необходимость сочетания теоретической и прикладной подготовки в процессе обучения и важность именно многоуровневой системы образования. Необходимым условием этого процесса является высокая степень вариативности курсов по выбору и совместная работа в этом направлении, как выпускающих, так и общих кафедр. При этом создание и модернизация указанных курсов не может быть качественной без социально-философского анализа увязывающего проблематику изучаемых предметов со спецификой социальных и психологических характеристик студенческого контингента.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при подготовке педагогов с высшим профессиональным образованием элективные курсы (курсы по выбору - КД и дисциплины специализации - ДС ) являются одной из основных составляющих в повышении качества образования обретения будущим педагогом соответствующих профессиональных компетенций. Следует отметить, что внедрение таких курсов имеет особое значение при переходе на многоуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура). Залогом успешного применения элективных курсов в учебном процессе выступает наличие творческого научного подхода при их создании со стороны, как преподавателей-авторов, так и соответствующих профильных кафедр.

Библиографический список

1. Волкова, Л. А. Процесс адаптации студентов при переходе к вузовской составляющей процесса непрерывного образования. [Текст] //Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе «Педколледж - Университет: опыт, проблемы, перспективы»: — (Материалы конференции, прошедшей 13 февраля 2001 г. в Московском городском педагогическом университете). Л. А, Волкова, / Ответств. за выпуск Е. С. Терлеева. - М.: МШУ, 2002.-241 с., - С. 218-219.

2. Твердынин, Н. М. Активизация технических способностей при развитии творческих навыков учащихся [Текст]: Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. / Н. М. Твердынин, С. О. Чебоксарова. - М.: МГПУ, 2005, - С. 186-191.

3. Лебедев, С, А. Гносеологическая специфика ехнического и технологического знания. [Текст] / С, А. Лебедев, Н. М. Твердынин. Вестник Московского уни-верситетаю, - Серия 7. Философия. - 2008, - № 2, - С. 44-70.

4. Твердынин, Н. М. Опыт социологического исследования студентов колледжа, продолжающих своё обучение в системе высшего педагогического образования [Текст]: Сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. / Н. М. Твердынин, Л. А. Волкова, Г. А. Александрова. - М.: МГПУ,

2004.-166 с.,-С. 186-198.

5. Твердынин, Н. М. Научно-техническое развитие и общество [Текст]: Программа курса и учебно-методические материалы. / Н. М. Твердынин. - М.: МГПУ,

2005. - 80 с.

УДК 378.147

В. А. Шоба

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Повышение качества высшего профессионального образования - одна из важнейших стратегических задач деятельности любого конкурентоспособного вуза, выпускающего специалистов в сфере экономики и менеджмента. Эта проблема также привлекает пристальное внимание работодателей, желающих иметь подготовленного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, владеющего современными технологиями управления и способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям производственного процесса. Рынок труда в России переполнен дипломированными специалистами экономического профиля, но качество их подготовки не удовлетворяет работодателей. Критические замеча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.