Научная статья на тему 'Возможности интернет-технологий в повышении творческого потенциала студентов педагогического вуза'

Возможности интернет-технологий в повышении творческого потенциала студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / INTERNET-BASED TECHNOLOGIES / THE QUALITY EDUCATION SOCIOLOGY OF EDUCATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твердынин Н. М., Гончаров Д. К.

Рассмотрены возможности Интернета в качестве одного из средств активизации творческого потенциала студентов педагогического вуза при выполнении ими работ творческого характера. Показано, что для ряда категорий студентов отсутствует корреляция между их социальными характеристиками, определяемыми будущей профессией, и творческим отношением к выполнению подобных заданий. Установлено, что студенты, чья подготовка максимально сочетает гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, наиболее максимально используют информацию, предоставляемую Интернетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNET TECHNOLOGIES TO INCREASE THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Power of the Internet as a means of enhancing students’ creative potential of high school teachers in performing their work the creative nature were discussed. The lack of correlation between the social characteristics of students connected with their future profession, and their creativity has been shown. The fact that an optimal combination of humanities and natural sciences, as a factor in providing the highest quality of creative works by using Internet technology has been installed.

Текст научной работы на тему «Возможности интернет-технологий в повышении творческого потенциала студентов педагогического вуза»

возможности

интернет-технологий в повышении творческого

потенциала студентов педагогического вуза

Н.М. Твердынин,

кандидат технических наук, профессор кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета Научная специальность 09.00.08 -философия науки и техники;

Д.К. Гончаров, старший научный сотрудник Института столичного образования Московского городского педагогического университета Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Гогиберидзе Г.М Научная специальность 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы

E-mail: screenclub@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены возможности Интернета в качестве одного из средств активизации творческого потенциала студентов педагогического вуза при выполнении ими работ творческого характера. Показано, что для ряда категорий студентов отсутствует корреляция между их социальными характеристиками, определяемыми будущей профессией, и творческим отношением к выполнению подобных заданий. Установлено, что студенты, чья подготовка максимально сочетает гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, наиболее максимально используют информацию, предоставляемую Интернетом.

Ключевые слова: Интернет-технологии, качество образования, социология образования, творчество

FEATURES OF INTERNET TECHNOLOGIES TO INCREASE THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

N.M. Tverdynin,

candidate technical science, the professor of chair of sociology, political science and economy of the Moscow city pedagogical university; D.K. Goncharov, senior fellow, institute of education capital of Moscow city pedagogical university

Annotation. Power of the Internet as a means of enhancing students' creative potential of high school teachers in performing their work the creative nature were discussed. The lack of correlation between the social characteristics of students connected with their future profession, and their creativity has been shown. The fact that an optimal combination of humanities and natural sciences, as a factor in providing the highest quality of creative works by using Internet technology has been installed.

Keywords: Internet-based technologies, the quality education sociology of education, creativity

Проблема широкого применения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Говоря о проблемах, связанных с ними следует уже говорить не о необходимости их повсеместного внедрении или о плюсах и минусах этого процесса[3-5], а об особенностях оптимального применения ИКТ в российском образовательном пространстве. При этом следует понимать, что в силу целого ряда проблем социально-психологического характера, одним из ключевых вопросов этой оптимизации становится качественная подготовка педагога, способного методологически грамотно и методическом плане творчески привнести ИКТ в учебный процесс.

Одним из методов который позволяет достаточно легко применить возможности, которые предоставляют ИКТ и особенно Интернет-технологии для развития творческих способностей является метод проектов (практико-ориентированный метод). Данный метод полно и подробно описан в педагогической литературе [1-3, 6]. Тем не менее, методологические аспекты активного овладения этим методом в процессе обучения будущих педагогов исследованы далеко не достаточно.

В представляемом исследовании основной целью было развитие у студентов педагогического ВУЗа (Московского городского педагогического университета — ГБОУ ВПО МГПУ) таких важнейших компетенций как

- активизации познавательной деятельности;

- развитию творческих способностей, позволяющих реализовать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

- воспитанию инициативности;

В рамках данного исследования был поставлен социологический эксперимент, заключающийся в организации процесса обучения по методу проектов, наблюдении за обучаемыми и исследовании результатов применения метода.

При этом авторы исходили из того, что учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. [1,3,7]

Мультимедийный телекоммуникационный проект как результат гуманитарно-ориентированной проектно-конструкторской деятельности является не только практическим воплощением самого конкретного дидактического средства определенного уровня сложности, но и прототипом его включения в организацию учебно-познавательной деятельности. Его нельзя редуцировать до уровня только технических средств, поскольку проект подразумевает и путь организации обучения. С этой точки зрения анализ дидактических требований к мультимедийным проектам включает в себя и требования к средствам обучения, и требования к методам, формам и приемам обучения.

Основная задача медиаобразования, осуществляемого в ходе выполнения проекта — не просто подготовка нового поколения к жизни в современных условиях, к восприятию безбрежного информационного потока. Необходимо научить будущего учителя адекватно осознавать реалии информационного пространства, понимать последствия его воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий.

По результатам социологического исследования по внедрению ИКТ в образовательный процесс, проведённого в несколько этапов с 2001 по 2010гг в ГБОУ ВПО МГПУ была поставлена цель: создание системы WITS (Whole-course Intelligent Tutoring System — информационно-образовательной среды для различных учебных курсов). Для достижения этой цели было необходимо решить ряд задач, как практического, так и теоретического плана. В теоретическом плане требовалось определить наиболее значимые компетенции для успешной деятельности педагога-практика в свете современного использования ИКТ и выявить возможности сетевой коммуникации для развития профессионализма будущего учителя. В качестве приладных задач, позволяющих повысить творческий потенциал студента при одно-времнной максимальной его адаптации к использованию Интернет технологий в процессе преподавания полагалось значимым:

- построить модель интеллектуальной среды основанный на применении Интернета;

- при построении среды использовать средства мультимедиа для мотивации обучаемых;

- апробировать систему на реальных обучаемых;

- сделать вывод о значимости таких систем и их перспективах на будущее.

Для решения указанных задач было проведено несколько этапов социологического исследования среди студентов ГБОУ ВПО МГПУ Предварительное анкетирование с целью определения мотивации использования ИКТ в процессе обучения, в котором приняло участие 229 респондентов, позволило определить основные характеристики исследуемого контингента в плане восприятия ими Интернет-технологий. На втором этапе исследования — социологическом эксперименте по внедрению мультимедийного телекоммуникационного проектирования приняло участие 1309 респондентов.

По результатам обработки анкет и аналитической работы, а также используя результаты исследовательского проекта, были составлены программы преподавания курсов, в частности: «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Веб-дизайн», «Компьютер в музыкальном образовании». При преподавании дисциплин были разработан ряд оригинальных методик. В частности, в рамках ком-петентностного подхода была выделена базовая составляющая отношения студентов к преподаваемому предмету, что позволило корректировать обучение в соответствии с социально-психологическими характеристиками той или иной студенческой учебной группы. Обязательными условиями работы со студентами были:

Проведение всех занятий (как лекционных, так и лабораторных) в компьютерном мультимедийном классе, подключенном к сети Интернет, оборудованном средствами визуального представления компьютерной информации.

Использование проектно-ориентированного подхода при котором, представление результатов проектной деятельности было обязательно и осуществлялось посредством мультимедийного обеспечения и в веб-формате, что дало универсализацию технического представления, то есть возможность использования в любых коммуникационных средах и визуальность представленной информации.

По итогам обучения всем студентам предлагалось инициировать и осуществить телекоммуникационный образовательный проект на любую интересующую их тему в рамках соответствующей учебной деятельности применительно к специфике их будущей педагогической специальности.

В процессе преподавания дисциплины был по-

ставлен социологический эксперимент, в рамках которого было проанализировано свыше 1300 часов учебных взаимодействий.

По результатам социологического исследования учебных взаимодействий, используя в том числе и модифицированные тесты П. Торренса и Ф. Ви-льямса, было отмечено, что рефлексивное использование мультимедийных информационно-коммуникационных средств в предложенной методике создания мультимедийных проектов, позволило активизировать познавательные способности студентов, в свободной творческой форме выполнить образовательную часть в соответствии с поставленной задачей. В процессе работы над проектами у обучаемых на 80% увеличился процесс усвоения учебного материала. На 60% больше, чем у аналогичных студентов, обучавшихся по устаревшей программе, закрепились навыки работы с информационным знанием. Проявились компетентностные черты работы с обширным и разнородным материалом. Скоординировался процесс постановки задач в информационном поле.

По результатам исследования разработана система индивидуального проектного консультирования для студентов факультетов, в которых проводилось исследование. Обнаружена позитивная динамика в развитии специальных способностей не зависимо от профиля обучения. Количество учащихся с высоким уровнем развития специальных способностей к концу обучения возросло как на факультетах изобразительного искусства и технологии и предпринимательства, так и географическом. То есть можно говорить об универсальном характере предложенной методики для студентов педагогического вуза. Применение метода кластерного анализа позволило выделить основные типы соотношения креативности, интеллектуального развития и специальных способностей. Четко выделяются три основных типа: интегрированный, креативный, интеллектуально-профессиональ-ный.

Параллельно тестам креативности проводилась экспертная оценка выполненных студентами проектов для проверки развития и совершенствования компетентностных навыков. Специально приглашенные эксперты из различных областей знаний (профессора и доценты ГБОУ ВПО МГПУ) оценивали проекты по соответствию заявленным целям исследования и выполнению поставленной задачи

По ходу выполнения заданий в рамках пред-

ложенных проектов у студетов сформировалась устойчивая мотивация к работе с компьютерными технологиями не только для успешного прохождения обучения, но и для дальнейшего использования возможностей мультимедийных компьютеров и Интернета в последующей практической деятельности будущих педагогов в школах.

По завершении совместных проектов студенты отмечали улучшение своих технологических навыков (84%), языковых (40%), коммуникативной (38%) и межкультурной компетентности (30%). Положительным педагогическим эффектом обладает привлечение студентов к деятельности научных сообществ. В сравнении с индивидуальной работой по типу преподаватель — студент, внутригрупповое сотрудничество (сообщество обмена знаниями) повышает эффективность решения учебных задач не менее, чем на 10%.

Выводы:

В ходе выполнения теоретических прикладных исследований по повышению уровня владения ИКТ студентами педагогического вуза был сформирован образовательный проект «Виртуальная школа» http://www.screen.ru/school.

Приемы и методика медиаобразования и использование метода создания мультимедийных телекоммуникационных проектов в преподавании широкого ряда дисциплин, позволяет продуктивно развивать индивидуальность учащихся, самостоятельность их мышления, стимулировать творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, системность восприятия и усвоение знаний. При этом метод проектов, сочетая в себе лекционные и практические занятия, обеспечивает возможность включения учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во «внутреннюю лабораторию» будущей педагогической профессии.

Результаты проведённой работы показывают, что использование метода проектов в обучении позволяет подготовить учащихся к вступлении в профессиональное сообщество. При этом неотъемлемой частью организации обучения является создание мультимедийных телекоммуникационных проектов, технологически основанных на Интернет-технологиях, что позволяет органичным образом ввести учащихся в восприятие и взаимодействие с информационным сообществом, организовать про-

цесс восприятия, коммуникации и освоения знаний максимально эффективно.

Литература

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Ди-ректор школы, № 6, 1995.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

3. Твердынин Н.М. О подготовке учителя технологии к инновационной деятельности. /«Технолого-экономическое образование: достижения, перспективы, инновации» // Межвузовский сборник статей. Том 1, с.172-174, Изд. Тульского ГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011г.

4. Твердынин Н.М., Черемисин А.Г. Привлечение Интернет-технологий в образование: плюсы и минусы. //Социально-гуманитарные знания №3 2008 г. С. 281-289.

5. Твердынин Н.М., Черемисин А.Г. Приоритеты московского студенчества в интернет-пространстве. // Высшее образование в России №9 2008г. С. 79-82

6. Твердынин Н.М., Распространение опыта применения ИКТ в подготовке учителя технологии на другие специальности. «Информационныо-ком-муникационные технологии в подготовке учителя физики и технологии» // Материалы конференции. С.74-78. Изд. МГОСГИ, Коломна 2011г.

7. Устименко В.К., Махотин Д.А., Твердынин Н.М., Методика технологического образования учащихся: вариативный подход. Учебное пособие. С. 109 — 125 // М.: «Социальный проект», 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.