Научная статья на тему 'Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе?'

Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ?

Н.М. ТВЕРДЫНИН,

кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой машиноведения Московского городского педагогического университета (ГОУ ВПО МГПУ)

Общеизвестно, что патриотическое воспитание является неотъемлемой частью процесса образования и воспитания в любой стране мира и в любую историческую эпоху. Это естественно, поскольку напрямую связано с национальной безопасностью каждого государства. Человек, не являющийся патриотом, не сможет не только уверенно противостоять внешней агрессии; для него будет невозможным трезво соотносить свои собственные интересы и интересы своего Отечества. Именно поэтому становится возможна (и история дает много примеров) деградация и гибель государств, находящихся, казалось бы, в достаточно стабильном состоянии. И наоборот, государства, народ которых пропитан духом патриотизма, сохраняются и преодолевают любые кризисы.

Не секрет, что одна из ключевых ролей в патриотическом воспитании принадлежит школьному учителю, преподавателю среднего профессионального учебного заведения и вуза. Никакие официально проводимые мероприятия, приуроченные к каким-либо официальным датам, не смогут полностью достичь своей цели, если ученики не чувствуют патриотического настроя у своего педагога. Исходя из реалий сегодняшнего дня следует признать, что, хотя в нашем обществе и наметились определенные перемены по сравнению со временем распада СССР, многие наработки в патриотическом воспитании (а в период последних десятилетий существования Советского Союза просчетов в этой области тоже хватало) утрачены. Поэтому именно педагогический вуз должен стать одним из тех мест, где закладываются новые подходы и вырабатываются современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей и подростков. Ведь именно выпускники педагогического вуза, вооруженные знанием психолого-педагогических дисциплин, профессионально владея методикой обучения, могут и должны стать не просто пре-

подавателями-предметниками, а одновременно быть и проводниками идей патриотизма среди своих учеников. Но сам процесс формирования педагога-патриота в условиях современного российского общества решается, на взгляд автора, пока лишь в незначительной степени.

Попытаемся проанализировать те проблемы, с которыми сталкивается такой вуз при формировании у своих студентов патриотической жизненной позиции, и определим, что необходимо для того, чтобы это положение улучшить.

Всякий педагогический вуз представляет в миниатюре отражение практически всех сфер профессиональной деятельности, существующих в обществе. (Естественно, что соотношение это во многом асимметрично, что вполне оправданно. Школа закладывает основы знаний, и именно поэтому предметы, связанные с практической деятельностью, занимают в школьной программе относительно небольшое место. Хорошо это или плохо — тема отдельного разговора, выходящего за рамки данной статьи. Во всяком случае, доля выпускников педагогических вузов, работающих в профессиональном образовании, тоже значительно велика.) Именно поэтому в нем оказываются собранными вместе высококвалифицированные кадры историков, филологов, а также представителей естественнонаучных и технических дисциплин [1]. Однако, к сожалению, только выпускники нескольких педагогических специальностей в процессе своей профессиональной подготовки оказываются ориентированы на работу в области патриотического воспитания.

Обычно наиболее задействованы в том комплексе мероприятий, которые относят к патриотическому воспитанию, включая каждодневную работу в этом направлении, учителя таких предметов, как история, литература, география. Разделение труда здесь тоже достаточно традиционно и привязывается к соответствующим предметам. Историки рассказывают о героических страницах

ПСИЛОГИЧЕСКИЕ _И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«¡зри»

прошлого, привлекают учеников к деятельности военно-исторических клубов, филологи приводят примеры из художественной литературы, делающие эти страницы более красочными, дополняя и расширяя исторические сведения. Учителя географии могут организовывать походы по местам боевой славы и в сотрудничестве с историками вести поисковую работу. Естественно, что в деятельности военно-исторических и патриотических клубов могут участвовать и учителя других специальностей, но при этом делают они это исходя из собственной инициативы и склонностей. Говорить же о специальной программе обретения компетенций в области патриотического воспитания у студентов педагогического вуза пока не приходится.

В настоящее время особое значение приобретает такой сегмент патриотического воспитания, как подготовка учащихся к службе в рядах вооруженных сил. Причем при переходе к сокращенным срокам службы и увеличении числа военнослужащих, проходящих службу по контракту, значение этого направления только возрастает. Возникает вопрос, при чем же здесь педагоги и особенно педагоги технологического образования? Не логичнее ли было бы говорить об увеличении значимости таких педагогических профессий, как учитель начальной военной подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры? Безусловно, это так, однако не все так просто. Дело в том, что именно образовательная область технологии в силу своей значительно большей интегративности по сравнению с другими областями [1, 2] позволяет активно готовить будущего военнослужащего к общению с самой разнообразной техникой и техническими устройствами. И чем дальше будет идти процесс модернизации российских вооруженных сил, тем сильнее будет ощущаться необходимость в технически грамотных специалистах. Естественно, что такая потребность существовала всегда, но при количественном уменьшении армии и флота она встает особенно остро. Поэтому уже сейчас можно выделить несколько направлений, по которым можно было бы в рамках курсов по выбору проводить работу со студентами технологического профиля педагогических вузов в области как собственной подготовки в рядах вооруженных сил после завершения сроков обучения, так и организации ими патриотической работы среди учащихся по окончании ими службы в рядах вооруженных сил. (В том, что такая служба для юноши — выпускника вуза не только важна, но и полезна, так как он приобретает неоценимые знания жизненных реалий, помогающие в профессиональной педагогической деятельности, автор убежден на собственном опыте.)

Первым таким направлением является подготовка тех студентов, которые будут по окончании учебы проходить службу в рядах вооруженных сил (причем это относится не только к представителям технологического образования, но и к студентам естественнонаучных специальностей). Представляется целесообразным и даже необходимым провести с ними цикл специальных занятий, возможно даже с несколькими ознакомительными поездками, в распложенные поблизости воинские части для ознакомления их с находящейся там техникой. Если будущий защитник Отечества сможет найти точки сопряжения своих знаний с той техникой и вооружением, которые ему в ближайшее время предстоит взять в руки, то он будет значительно более мотивирован к дальнейшему прохождению службы и возможно даже в соответствующем роде войск. Естественно, что в таком кадровом резерве будет заинтересовано и само командование воинских частей, поэтому следует развивать контакты между ним и руководством учебных заведений (сказанное выше может быть отнесено не только к вузам, но и к колледжам).

Вторым моментом, на который хотелось бы обратить внимание, является необходимость объединения усилий по патриотическому воспитанию студентов в рамках каждого учебного заведения. Преподаватели различных факультетов, имеющие опыт службы в вооруженных силах (да и не только они), должны выступать единым фронтом в деле пропаганды среди студенчества идей патриотизма, координируя свои действия.

Третье, на что хотелось бы обратить внимание уже непосредственно в области технологического образования, это необходимость предусмотреть при изучении курсов по выбору, особенно для специализации «Техника и техническое творчество», тем, связанных с моделированием разнообразной военной техники, как исторической, так и современной. Такая технологическая специализация, как «Дизайн одежды, дизайн костюма», также весьма перспективна с точки зрения исторического моделирования. Обладающий компетенциями в таких вопросах выпускник вуза будет не просто отрабатывать положенное время на уроках, а сможет увлечь учеников полезной и познавательной деятельностью, одновременно воспитывая чувства патриотизма и любви к Отечеству [2].

Естественно, что само по себе историческое моделирование требует от педагога разнообразных и широких знаний в целом ряде областей. Это и знания в области древних и современных технологий, и историко-культурологические знания и умения применить совместно современные

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

индивидуальные и коллективные методики обучения. Кроме того, при проведении занятий по историческому моделированию педагог должен учитывать сложную этнокультурную ситуацию, сложившуюся в Москве и других крупных российских городах [3, 4].

Следует сказать и о том, что именно учитель технологии в силу полученных им в процессе обучения знаний обладает комплексным подходом к анализу проблем, связанных с анализом преимуществ и недостатков тех или иных образцов техники. Поэтому именно учитель технологии в союзе с учителем истории может оказать ученикам помощь в объективном анализе положительных и отрицательных сторон военной техники, которая была на вооружении нашей страны, ее противников и союзников в различные исторические периоды. Необходимость в этом вызвана тем, что тема эта часто затрагивается средствами массовой информации и, к сожалению, нередко сопровождается множественными спекуляциями, как со стороны лиц, занимающих антипатриотические позиции, так и со стороны ура-патриотов.

В заключение хотелось бы сделать ряд выводов.

• Подготовка в области методики патриотического воспитания должна стать обязательным элементом профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

• Эта подготовка должна носить комплексный характер и затрагивать весь спектр педагогических специальностей.

• Студенты-юноши должны уже в стенах вуза (даже при отсутствии военной кафедры) полу-

чить представление о возможности применения полученных ими в процессе обучения знаний во время срочной службы.

• Образовательная область «Технология» располагает широкими возможностями по формированию у студента педагогического вуза компетенций по проведению занятий (моделирование современной и исторической военной техники, воссоздание исторического военного костюма и др.), позволяющих укреплять у учащихся чувство гордости за свой народ и его вооруженные силы.

Литература

1. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М.: Жизнь и мысль, 2003. С. 21—34, 293—316.

2. ПищулинН.П., ТвердынинН.М. Развитие творческого потенциала педагога в современной образовательной среде: Сборник статей. М.: МГПУ, 2008. С. 48.

3. Твердынин Н.М. Возможности предметной области «Технология» для активизации работы по этнокультурному воспитанию. Этнокультурные технологии в образовании и воспитании. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции (22—23 марта 2007 г.) / Сост.: Т.Т. Фомина, Н.М. Твердынин, А.И. Родионов. М.: МГПУ, 2007. С. 124—133, 140.

4. Твердынин Н.М. Этнокультурная составляющая в преподавании предметной области «Технология». Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: проблемы образования и воспитания: Материалы научно-практической конференции «Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: проблемы образования и воспитания (13 декабря 2006 г.)» / Отв. ред. Э.А. Баграмов, С.Н. Земляной. М.: МГПУ, 2007. С. 160—168, 200.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, и в сфере туризма частности, создали принципиально новую ситуацию в области высшего профессионального туристского образования. Подготовка менеджеров, способных качественно осуществлять профессиональную деятельность в турист-

Ж.Б. ХАРИТОНОВА

ской отрасли, является одной из важнейших задач вуза. Сегодня формируются современные представления о фундаментальности профессионального образования, получив которое выпускник способен самостоятельно работать. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.