Научная статья на тему 'Проблемы формирования готовности выпускников туристского вуза к профессиональной деятельности'

Проблемы формирования готовности выпускников туристского вуза к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова Ж. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования готовности выпускников туристского вуза к профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

индивидуальные и коллективные методики обучения. Кроме того, при проведении занятий по историческому моделированию педагог должен учитывать сложную этнокультурную ситуацию, сложившуюся в Москве и других крупных российских городах [3, 4].

Следует сказать и о том, что именно учитель технологии в силу полученных им в процессе обучения знаний обладает комплексным подходом к анализу проблем, связанных с анализом преимуществ и недостатков тех или иных образцов техники. Поэтому именно учитель технологии в союзе с учителем истории может оказать ученикам помощь в объективном анализе положительных и отрицательных сторон военной техники, которая была на вооружении нашей страны, ее противников и союзников в различные исторические периоды. Необходимость в этом вызвана тем, что тема эта часто затрагивается средствами массовой информации и, к сожалению, нередко сопровождается множественными спекуляциями, как со стороны лиц, занимающих антипатриотические позиции, так и со стороны ура-патриотов.

В заключение хотелось бы сделать ряд выводов.

• Подготовка в области методики патриотического воспитания должна стать обязательным элементом профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

• Эта подготовка должна носить комплексный характер и затрагивать весь спектр педагогических специальностей.

• Студенты-юноши должны уже в стенах вуза (даже при отсутствии военной кафедры) полу-

чить представление о возможности применения полученных ими в процессе обучения знаний во время срочной службы.

• Образовательная область «Технология» располагает широкими возможностями по формированию у студента педагогического вуза компетенций по проведению занятий (моделирование современной и исторической военной техники, воссоздание исторического военного костюма и др.), позволяющих укреплять у учащихся чувство гордости за свой народ и его вооруженные силы.

Литература

1. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М.: Жизнь и мысль, 2003. С. 21—34, 293—316.

2. ПищулинН.П., ТвердынинН.М. Развитие творческого потенциала педагога в современной образовательной среде: Сборник статей. М.: МГПУ, 2008. С. 48.

3. Твердынин Н.М. Возможности предметной области «Технология» для активизации работы по этнокультурному воспитанию. Этнокультурные технологии в образовании и воспитании. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции (22—23 марта 2007 г.) / Сост.: Т.Т. Фомина, Н.М. Твердынин, А.И. Родионов. М.: МГПУ, 2007. С. 124—133, 140.

4. Твердынин Н.М. Этнокультурная составляющая в преподавании предметной области «Технология». Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: проблемы образования и воспитания: Материалы научно-практической конференции «Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: проблемы образования и воспитания (13 декабря 2006 г.)» / Отв. ред. Э.А. Баграмов, С.Н. Земляной. М.: МГПУ, 2007. С. 160—168, 200.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, и в сфере туризма частности, создали принципиально новую ситуацию в области высшего профессионального туристского образования. Подготовка менеджеров, способных качественно осуществлять профессиональную деятельность в турист-

Ж.Б. ХАРИТОНОВА

ской отрасли, является одной из важнейших задач вуза. Сегодня формируются современные представления о фундаментальности профессионального образования, получив которое выпускник способен самостоятельно работать. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образователь-

ПСИЛОГИЧЕСКИЕ _И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«¡зри»

ного процесса становится формирование креативности, умения работать в коллективе, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, т.е. разносторонней готовности выпускников к профессиональной деятельности. Оценка эффективности профессиональной подготовки происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его обучаемости, степенью реализации творческого потенциала. Таким образом, перед современным туристским вузом стоит важнейшая задача — обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В педагогической литературе понятие «готовность» рассматривается в различных аспектах. К.К. Платонов характеризует готовность как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности профессиональной деятельности».

В.А. Крутецкий говорит о «готовности» как о пригодности к деятельности, выражающейся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, одновременно вкладывая в это понятие наличие определенного запаса знаний, умений и навыков в соответствующей профессиональной деятельности.

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбо-вич, готовность — это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.

Готовность к деятельности в исследованиях Л.В. Кондрашовой предполагает образование таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности.

Таким образом, существует много признаков понятия «готовность». На наш взгляд, наиболее емкими понятиями, отражающими готовность к профессиональной деятельности, являются компетенция и компетентность.

Компетенция — первый этап формирования готовности к профессиональной деятельности.

Она подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, способности, определяющих эффективность решения практических задач в пределах определенного (профессионального) круга предметов и процессов, необходимых для продуктивной деятельности в данной профессиональной области.

На основе уже имеющихся профессиональных компетенций происходит процесс формирования компетентности, характеризующейся сочетанием теоретического и практического компонентов, применимых к конкретной профессиональной деятельности для эффективного решения практических задач. Иными словами, профессиональная компетентность — это система профессиональных действий, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности.

Сегодня существует несколько десятков видов профессиональной деятельности, в том числе и профессиональная деятельность менеджера, обладающая рядом специфических особенностей, где:

• предметом труда выступает информация;

• средством труда — организационная и вычислительная техника;

• результатом труда — управленческое решение.

К профессиональной компетенции менеджера предъявляются требования, которые можно условно разделить на две группы. Первая охватывает профессиональные знания и умения в сфере управления предприятием, а именно:

• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

• информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие, научные и практические исследования в области техники, технологии, конкуренции, развития спроса на продукцию;

• способность планировать и прогнозировать работу предприятия, управлять ресурсами, владеть способами повышения эффективности управления;

• профессиональные знания в области современных информационных технологий, средств коммуникации и связи.

Во вторую группу профессиональных компетенций менеджера входят личностные качества со способностью работать с людьми и умением управлять как собой, так и своими сотрудниками. Сюда следует отнести коммуникабельность, преданность делу, честность в отношениях с

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

людьми, умение четко выражать свои мысли и убеждать, знание психологических свойств личности, стрессоустойчивость, стремление к повышению профессиональных качеств, умение критически оценивать собственную деятельность. Все названные профессиональные компетенции являются общими для любого направления профессиональной деятельности менеджера, будь то менеджер по работе с персоналом или менеджер отдела продаж.

В любой профессиональной деятельности принято выделять специфические особенности, присущие именно этому направлению, которые диктуют определенные квалификационные требования к специалистам, работающим на конкретном предприятии. В социально-психологическом аспекте формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности эти требования играют важную роль и определяются непосредственно работодателем. Учет этих требований в профессиональной подготовке специалистов профильного вуза — актуальная проблема обучения будущих специалистов туристской отрасли экономики. Исследования дальнейшей профессиональной деятельности выпускников туристского вуза выявили недостатки в личностном компоненте профессиональной компетенции. К числу наиболее распространенных недостатков относятся:

1) психологическая неуверенность в своих профессиональных возможностях;

2) отсутствие индивидуального подхода в решении различных профессиональных задач;

3) боязнь ошибок, неспособность к новаторским решениям;

4) повышенная тревожность при самостоятельной работе;

5) пониженная мотивация к профессиональной деятельности;

6) отсутствие умений использовать на практике методы психологического воздействия, саморегуляции, управления состоянием и поведением

сотрудников коллектива и клиентов туристского предприятия;

7) низкая самореализация в профессиональной деятельности.

Иными словами, выпускник обладает фундаментальной базой общетеоретических знаний и дисциплин, но наблюдаются серьезные проблемы в специализации, практическом опыте, в сфере знания современных технологий, пробелы в языковой подготовке.

Сложившаяся система профессионального образования в недостаточной мере обеспечивает непрерывность, поэтапность и преемственность профессиональной подготовки, не нацелена на перспективу, не несет в себе элементов опережающего обучения в содержании подготовки специалистов. Определяющими факторами развития региональной системы высшего профессионального туристского образования, обеспечивающей студентам возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии, являются:

• реагирование на новые социально-экономические потребности экономики и запросы общества;

• расширение спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономики;

• профессиональная подготовка кадров, адаптированных к условиям региона; удовлетворение потребностей и запросов рынка труда в профессионально подготовленных кадрах — выпускников туристских вузов.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие. М.: Харвест.: изд. АСТ, 2006.

2. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987.

3. Крутецкий ВА. Психология: Учебник / М.: Просвещение, 1986.

4. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.