Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования готовности эстрадного вокалиста к концертным выступлениям'

Теоретические аспекты формирования готовности эстрадного вокалиста к концертным выступлениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна, Широкова Светлана Сергеевна

В статье освещаются подходы к развитию у выпускников музыкальных учреждений профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной концертной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования готовности эстрадного вокалиста к концертным выступлениям»

78 "Культурная жизнь Юга России" № 4 (47), 2012

Т. И. СТРАЖНИКОВА, С. С. ШИРОКОВА теоретические аспекты формирования готовности

эстрадного вокалиста к концертным выступлениям

В статье освещаются подходы к развитию у выпускников музыкальных учреждений профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной концертной деятельности.

Ключевые слова: готовность к выступлению, структура готовности, эстрадный вокал, концертное выступление.

Эстрадно-джазовое вокальное образование направлено на передачу опыта музыкально-творческой деятельности, оно учит создавать своеобразный художественный образ средствами вокального искусства, осмысливать исполнительство как особый тип творчества. Развиваются и личностные качества студента: самостоятельность, оригинальность мышления, уверенность в себе, артистичность, обаяние, волевой характер. Для того чтобы этот процесс проходил наиболее эффективно, необходима разработка теоретических аспектов формирования готовности певца к концертным выступлениям и выявление условий, обеспечивающих гармоничную профессионализацию будущего исполнителя.

Исследование проблемы формирования готовности к различным видам деятельности как сложного психологического образования началось в конце 50-х годов XX века. Большинство ученых объясняли ее с точки зрения направленности личности, совокупности различных качеств индивида. Этот феномен, отмечал В. А. Крутецкий, включает в себя весь «ансамбль» свойств человека, определенный запас знаний, умений, навыков и представляет собой значительно более широкое понятие, чем способность [1].

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделили следующие структурные компоненты готовности: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный [2]. Они носят универсальный характер и применимы для сферы музыкального образования.

Мотивационный компонент в деятельности эстрадного вокалиста проявляется в стремлении достичь результата, показать себя с лучшей стороны. Он определяет профессионально-значимые установки и потребности певца, стимулирует к обогащению репертуара, повышению творческого и технического потенциала.

Ориентационный компонент (личностная саморегуляция) проявляется на двух уровнях: психофизическом и духовно-творческом - как направленность на развитие внутреннего мира, самореализацию, самовыражение музыканта-исполнителя, что способствует формированию мировоззрения, необходимого в последующей концертной жизни.

Операциональный компонент характеризует уровень владения приемами профессиональной деятельности, процессами анализа / синтеза, сравнения / обобщения и т. д. Певец должен сочетать в своем исполнении рациональное и эмоциональное начала, знать технику воплощения художественного вокального произведения.

Волевой компонент - навыки самоконтроля, умение управлять исполнительскими действиями - играет немаловажную роль, поскольку, по словам Л. Б. Дмитриева, «повседневная практика и история вокального искусства показывают, что настоящего профессионализма в пении чаще всего достигают певцы с ярко выраженными волевыми качествами» [3].

Оценочный компонент - анализ соответствия выступления художественному эталону, умение осмысливать свои исполнительские действия и корректировать их.

Многие ученые определяют готовность как существенный признак установки, пригодности к деятельности, ее регулятор. Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что от содержания установки зависит не только характер мышления человека, но и восприятие объектов нашего мира, профессионализм, стремление к достижению высоких результатов при определенном опыте [4].

Большую роль установки в деятельности исполнителя отмечал Г. М. Цыпин, который рассматривал ее как внутреннюю предрасположенность, «готовность действовать в определенных обстоятельствах так-то, а не иначе» [5]. По его мнению, установка определяет отношение к миру, к окружающим нас людям, влияет самым существенным образом на ход творческой работы, ее характер. При этом особое значение придается словесным и словесно-образным самовнушениям как первой ступени аутотренинга, за которой следует вторая - саморегуляция, самокоррекция внутренних психических состояний.

Готовность вокалиста-исполнителя предполагает наличие определенных способностей. Они могут быть представлены тремя крупными блоками: общие личностные; музыкальные; специальные вокальные и сценические.

Проблеме подготовки музыкантов к публичному выступлению уделено внимание в работах по музыкальной педагогике (Л. Баренбойм, И. Гофман, Г. Коган, Г. Нейгауз, А. Савшинский, Е. Федоров, Ю. Цагарелли, Г. Цыпин и др.); в исследованиях отечественных музыкантов-исполнителей, преподавателей (Н. Б. Гонтаренко, Е. А. Лавровская, В. И. Юшманов, Н. С. Решетникова, Н. И. Голоденко, Л. Н. Киселева, М. С. Богомольный, К. В. Хачатурян); в трудах по основам методики (Л. Б. Дмитриев, С. П. Юдин, Д. Л. Аспелунд и др.).

Особенности, отличающие обучение вокалистов от обучения инструменталистов, отмечает Л. Б. Дмитриев: «Воспитание певца требует одновременного решения задач, тесно связанных между собой: построить исполнительский аппарат, т. е.

№ 4 (47), 2012

жизнь Юга России" ^

выработать профессиональный певческий голос -"инструмент" певца и научить его "играть" на нем» [6].

В отличие от академического и народного (для них установлен определенный канон или регламентированное звучание, отклоняться от норм не принято), эстрадный вокал требует импрови-зационности, поиска особой легко узнаваемой манеры исполнения, оригинального сценического образа. Конечно, чтобы добиться этой цели и найти свой стиль пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов.

Специфика освоения эстрадного вокала рассматривается в работах О. В. Далецкого, В. С. Выготского, Ф. Меркьюри, Т. Джонса, С. Риггса, преподавателей Английской школы при университете Сент-Эндрюс (П. Серджент и Л. Маркуорт) и др. Большой вклад в развитие эстрадно-джазового образования в России внес Владимир Христофо-рович Хачатурян (Хачатуров). Он создал многоуровневую систему: музыкальная школа, студия, подготовительное отделение, институт. На всех этапах в воспитании певцов принимали участие одни и те же педагоги, что способствовало преемственности обучения, построенного на основе итальянской школы пения.

В. Г. Кузнецов («Содержание и структура профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады») останавливается на вопросах целостного подхода в музыкальном образовании, единства общего и специального развития личности в вузах культуры и искусств [7]. Индивидуализации процесса обучения посвящена статья И. Х. Давидовой «Индивидуальный подход при формировании вокальных навыков у студентов-вокалистов специализации "Эстрадно-джазовое пение"» [8]. Выявление уровня сформированно-сти музыкальных способностей студентов (степень эмоциональной отзывчивости, тип темперамента, особенности голосового аппарата, постановка

дыхания), отмечает автор, есть важнейшая часть учебного процесса.

Таким образом, интегративный характер готовности будущего эстрадного вокалиста к концертным выступлениям проявляется как согласованность основных компонентов личности музыканта-исполнителя, включая позитивное отношение к профессии, устойчивую мотивацию, наличие профессиональных качеств, соответствующий опыт концертно-исполнительской деятельности, мобилизацию всех психофизиологических систем. При эффективном развитии перечисленных компонентов обеспечивается успех выступления и - в широком смысле - всей творческой деятельности певца.

Литература

1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович. Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 2000. С. 125.

4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 135-327.

5. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М., 2010. С. 17.

6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики ... С. 71.

7. Кузнецов В. Г. Содержание и структура профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады // Вокальное образование начала XXI века: сб. науч. статей. Вып. 2. М., 2005. С. 239-244.

8. Давидова И. Х. Индивидуальный подход при формировании вокальных навыков у студентов-вокалистов специализации «Эстрадно-джазовое пение» // Вокальное образование начала XXI века ... С. 254-260.

А. А. ГОРБАЧЕВ

реформирование профессионального туристского и социокультурного образования

Осмысливая модернизацию программных материалов и образовательных технологий (новый стандарт по направлению 100400 - Туризм), автор статьи освещает предпочтения в сфере отдыха и досуга, намечает перспективы деятельности организаций и учебных заведений по реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».

Ключевые слова: событийный туризм, учебные программы, компетенции, знания,умения, навыки, модернизация.

t. i. strazhnikova, s. s. shirokova. theoretical approaches to the formation of pop singer's readiness for the performance

Approaches to the development of music institutions graduates' professional and personal qualities that are necessary for successful performances are reported in the article. Key words: readiness for performance, structure of readiness, pop vocal, performance.

Бурное развитие международного и внутренне- туризма и социально-культурной деятельности. го туризма в ХХ веке потребовало реформировать На конференциях ученые и педагоги высказыва-теорию и практику преподавания на факультетах ют аргументы «за» и «против» внедрения бака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.