16. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] /
Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -С. 75 - 85.
17. Быкадорова, К.С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / К.С. Быкадорова,
Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 3. - С. 85 - 95.
18. Цветанова-Чурукова, Л.З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л.З. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N° 2. -С. 124 - 130.
19. Сафонов, В.И. Системные решения проблемы использования информационных технологий при обучении математике [Текст] / В.И. Сафонов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 121-128.
УДК37.026.5; 378.096
Твердынин Николай Михайлович
Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой машиноведения Московского городского педагогического университета, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, [email protected], Москва
СОЧЕТАНИЕ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДИКАМИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Tverdynin Nikolai Mikhailovich
Cand.Tech.Sc., Professor, is head of the technology of machines department of the Moscow City Pedagogical University, the Honourable worker of higher professional education of the Russian Federation, [email protected], Moscow
COMBINATION IC-TECHNOLGY WITH TRADITIONAL TECHNIQUES OF TRAINING: PROBLEMS AND PROSPECTS
При постоянном развитии современных технологий, используемых в обучении, нельзя не отметить, что в последние десятилетия появление удобной в эксплуатации компьютерной техники сделало информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) доминирующими. Без упоминания о них практически не обходится ни одна публикация, посвящённая совершенствованию процесса образования в любом из его сегментов. Цель настоящей статьи рассмотреть граничные возможности ИКТ с учётом их нынешних и перспективных возможностей при использовании этих технологий, как при подготовке будущих учителей, так и в образовательном пространстве в целом.
ИКТ технологии имеют множество положительных сторон. Одна из них - предоставление в доступном для понимания (наглядном) виде максимума информации при относительно низких затратах. Именно это привлекает к ним многих педагогов в условиях того системного кризиса, ко-
торое переживает российское образование. Факторы, влияющие на него, весьма многочисленны и в зависимости от конкретных обстоятельств на первый план в последние два десятилетия выдвигались то экономические, то политические, то социальные моменты. При этом ни одна из этих составляющих не оказывалась абсолютной доминантой, то есть все указанные факторы присутствовали и присутствуют в образовательном пространстве страны, формируя и создавая его в общей динамике социального развития российского общества. Под образовательным пространством здесь имеется в виду, как система учебных заведений различного уровня с работающими в них преподавателями, сотрудниками и учащимися, так и то научное и учебно-методическое обеспечение, благодаря которому происходит передача знаний, их усвоение и обретение обучаемыми соответствующих каждому уровню компетенций [I, с.6].
Однако зададимся вопросом: всегда ли лёгкий доступ к информации автоматически означает и её правильную оценку и тем более её качественное усвоение? По всей вероятности это далеко не так. Каждый педагог хорошо знает, насколько необходима фигура учителя в процессе освоения любых видов знаний и на любом уровне образования (при всех их качественных отличиях), и насколько важно как обучающий любой дисциплине умеет применять имеющийся в его наличии методический арсенал. Потому хотелось бы разобраться относительно того, насколько достижим оптимум в сочетании ИКТ и традиционных технологий и методик в обучении.
Данный вопрос становится особенно актуальным при переходе в системе высшего профессионального образования к двухуровневой системе: бакалавр - магистр. Хорошо известно, что соответствующе образовательные стандарты предусматривают при этом относительно малую долю лекционных занятий и семинаров по сравнению с теми традиционными формами, которые господствовали в нашей стране на протяжении многих десятилетий.
Опыт подготовки учителей технологии и предпринимательства (ныне - бакалавров технологического образования) на факультете дизайна и технологии ГОУ ВПО МГПУ показал, что для успешного внедрение ИКТ технологий в учебный процесс необходимо, чтобы преподаватели при построении учебного процесса достаточно чётко могли ответить на следующие вопросы:
В чем качественное преимущество используемой ИКТ технологий перед традиционной при изучении конкретного вопроса данного учебного курса?
Можно ли при этом совместить ИКТ с традиционными технологиями, не даст ли это ещё больший эффект?
Какие недостатки ИКТ выявляются в процессе обучения при изучении той или иной темы?
Ведь известно, что ИКТ при наличии множества преимуществ обладают целым рядом характеристик, которые ограничивают или затрудняют их применение в учебном процессе [2, с. 281-289]. Например, расхвали-
вая ИКТ, часто игнорируют необходимость учитывать ряд специфических для технознания социально психологических аспектов.[3, с. 79-82].
Попытка добиться оптимального сочетания на нашем факультете привела к ряду значительных достижений. Это, в частности, создание оборудование специализированной лаборатории материаловедения, где студенты могут применить ИКТ как при изучении курсов материаловедения и инженерной экологии, так и при выполнении дипломных работ в рамках специализации «Техника и техническое творчество». При этом студенты не только могут соотнести виртуальное и реальное, но и применить ИКТ в качестве мощного инструмента научного исследования, получая первичные навыки научно-исследовательской деятельности. Одним из результатов этой работы стало получение за последние пять лет более десяти дипломов Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) и золотой медали ВВЦ (2007г.).
Материаловедение является интегративной технической дисциплиной, имеющей развитую естественнонаучную базу. Именно поэтому внедрение ИКТ в учебный процесс интенсивно началось с этого предмета ещё восемь лет назад. В последние годы применение ИКТ затронуло лабораторный практикум по швейному производству, ряд курсов по выбору и дисциплин специализации. При этом успех при внедрении ИКТ в учебный процесс был максимален лишь при нахождении оптимума с имеющимся учебно-лабораторным и методическим оснащением [4 с. 42-43 , 5, с. 21-23].
Постараемся пояснить данное утверждение. Подготовка педагогов по направлению «Технологическое образование» требует достаточно широкого набора сведений, касающихся свойств самых разнообразных материалов. При этом имеющиеся стандарты требуют соблюдения нескольких взаимоисключающих условий, поскольку для понимания и успешного усвоения ряда заявленных дидактических единиц на кометентностном уровне необходимо не только ознакомление студентов с реальными физико-химическими процессами, но и достаточно глубокие знания тех вопросов, которые в курсах физики и химии для педагогов намечены фрагментарно или просто отсутствуют. Соответственно, требуется, как качественно новое материальное оснащение учебного процесса, так и новые методические подходы к подаче учебного материала. И в том, и в другом случае ИК-технологии могут оказать неоценимую услугу.
В качестве примеров можно привести такие темы как термическая и химико-термическая обработка (спорным по нашему мнению является и явно устаревший подход к этим темам лишь при их рассмотрении относительно черных металлов). Созданный в лаборатории материаловедения кафедры машиноведения учебно методический комплекс позволил сочетая информационные и традиционные технологии учебного и демонстрационного лабораторного эксперимента резко активизировать работу студентов. Они стали не только глубже понимать смысл изучаемых процессов и явлений, но и соотносить их с другими материалами и технологиями, стали делать предложения возможности применения этих процессов в
тех или иных случаях, обсуждать реальность своих предложений. Стало возможным нацеливать наиболее талантливых студентов на занятия научной работой применительно к такой специализации как «Техника и техническое творчество», начиная уже со второго курса. Все изложенное свидетельствует о реальном формировании компетенций у студентов в процессе изучения материаловедения с применением ИК-технологий.
Конечно это потребовало значительной работы по модернизации лаборатории и не только в плане оборудования. Именно поэтому была продумана планировка лабораторного помещения с выделением нескольких зон, имеющих различное назначение. При этом студент может свободно перемещаться по лаборатории в процесс проведения занятия. Основными участками являются зона проведения самостоятельных исследований с применением оптических методов. При этом каждый студент проводит исследование за "своим" бинокулярным микроскопом, позволяющим исследовать поверхность самых различных материалов. (Применение этой достаточно традиционной технологии лабораторных исследований дает возможность студенту "ощутить" образец того или иного материала в объеме, аналогичное цифровое оборудование пока, к сожалению, слишком дорого.) Другой основной участок - зона демонстрационного эксперимента. Здесь студенты слушают предварительные обяснения вводного характера. При необходимости преподаватель имеет возможность показать различные макро и микроструктуры материалов в и динамику их изменения, как на экране телемонитора, так и на большой плазменной панели.
Другими зонами являются зоны исследованя физико-механических свойств материалов, физико-химических свойств материалов. Предусмотрено, что здесь самостоятельными исследдованиями могут заниматся как студенты-дипломники, так и члены студенческого научного общества.
Другим примером успешного синтеза в учебном процессе ИК - технологий и традиционных методик обучения стал опыт такой близкой к материаловедению в физико-химическом отношении дисциплины как инженерная экология. Для такого техногенного мегаполиса как Москва представляется особенно важным дать студентам научные представления о тех многофункциональных процессах, которые идут в системе человек окружающая среда. Совмещая учебные лабораторные эксперименты с цифровым оборудованием и компьютерной обработкой полученных результатов, сало возможным формирование у студентов качественно нового отношения к экологической проблематике.
Еще одним положительным примером совместного применения ИК и традиционных технологий стала работа по внедреню среди студентов, обучающихся по специализации "Техника и техническое творчество", элементов робототехники. В последние два года на факультете дизайна и технологии достигнуты значительные успехи в создании студентами роботов, преднозначенных для соревноваий, проводимых в рамках международной программы Евроробот. Трое студентов факультета смогли за-
нять первое место на российском этапе этих соревнований, естественно, что выступали они с робом собственной конструкции, созданным ими самостоятельно м мастерски и лабораториях кафедры машиноведения.
На основании успешной работы по внедрении ИКТ в процесс подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием в области технологии можно сделать вывод о безусловной целесообразности широкого внедрения этих технологий в образовательное пространство в целом. При этом, говоря об эффективности внедрении ИКТ технологий в учебный, процесс следует учитывать несколько моментов.
1. ИКТ технологии превратились в достаточно модный атрибут современного образования. Упоминание об их положительном эффекте при обучении самым разным предметом стало попросту общим местом многочисленных публикаций. При этом большинством авторов просто игнорирует тот факт, что никакое техническое средство не обладает абсолютными показателями по всем параметрам, которые определяют его свойства. (Другими словами невозможно, напргшер, создать автомобиль, который бы одновременно ездил бы быстрее гоночного болида, имел бы грузоподъёмность больше карьерного самосвала и преодолевал бы препятствия лучше внедорожника). Нельзя забывать, что ИКТ технологии это также техническое средство в арсенале других средств, применяемых в процессе обучения в образовательном пространстве. Естественно, что должны существовать ограничения их применению.
2. Для каждой предметной области существуют свои ограничения в применении ИКТ, которые определяются спецификой этой области. Есть также ограничения, связанные с «человеческим фактором», то есть с социально-психологическими характеристиками, как обучаемых, так и обучающих. Например, «вещественностью» самого обучения в технологическом, спортивном, медицинском и ряде других видов образования.
3. Эти ограничения не являются чем-то застывшим. Они динамичны. Чем интенсивнее развиваются сами ИКТ, тем сильнее и совершеннее становится появляющееся учебно-методическое обеспечение, позволяющее во всё большей степени преодолеть
4. Чем лучше мы пойм характеристики ограничения применения ИКТ в каждом конкретном случае, тем лучше это повлияет на процесс обучения.
Проведённое изучение результатов внедрения ИКТ-технологий в учебный процесс показало, что их эффективное использование возможно лишь при тщательной привязке к каждой изучаемой дисциплине. При этом необходим, как предварительный анализ возможности применения ИКТ к конкретному учебному материалу, так и последующиё анализ предварительных результатов и последующая корректировка.
Объективный учёт плюсов и минусов ИКТ не только позволит повысить их возможности как средства обучении, но и более гармонично вписать их в образовательное пространство.
Библиографический список
1. Твердынин, Н.М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образовательном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин. М.: Изд. «Социальный проект», 2008.320 с.
2. Твердынин, Н.М., Черемисин А.Г. Привлечение Интернет-технологий в образование: плюсы и минусы [Текст] / Н.М. Твердынин, А.Г. Черемисин // Социальногуманитарные иания. 2008. - №3. - С. 281-289.
3. Твердынин, Н.М., Черемисин А.Г. Приоритеты московского студенчества в интернет-пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин, А.Г. Черемисин // Высшее образование в России. 2008. - №9. - С. 79-82
4. Твердынин, Н.М., Великанов Е.Ю. Новые технологии проведения лабораторного эксперимента [Текст] / Н.М. Твердынин, Е.Ю. Великанов // Профессиональное образование. Столица. 2009. -№1. - С. 42-43.
5. Великанов, Е.Ю., Гринь П.В., Твердынин Н.М. Совершенствование обучения студентов педагогического вуза при внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс [Текст] / Е.Ю. Великанов, П.В. Гринь, Н.М. Твердынин // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 2-х ч. 4.1. Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. Ред. А. А. Богуславский - Коломна: КГПИ, 2007. - С. 21-23.
6. Власова, В.К, Построение объектно-ориентированных и логикоматематических моделей педагогических систем [Текст] / В.К.. Власова, Г.И, Кирилова,
B.Ю. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 66 - 74.
7. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] / Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. -
C. 75 - 85.
8. Быкадорова, К.С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / К.С. Быкадорова, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 85 - 95.
9. Власов, Д.А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста [Текст] / Д.А. Власов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 109 - 117.
10. Лурье, Л.И. Информационные технологии должны дополнять реальное течение жизни, а не противостоять ей [Текст] / Л.И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. - 2009.-№ 1.-С. 89-99.
11. Твердынин, Н.М. Техника и личность: взаимодействие в социокультурном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 1. - С. 150-157.
12. Рамазанова, Х.Э. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития информационной подготовки студентов технического вуза [Текст] / Х.Э. Рамазанова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 4. - С. 99 - 106.
13. Зайнутдинова, Л.Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л.Х. Зайнутдинова, В.Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 281-287.
14. Сафонов, В.И. Системные решения проблемы использования информационных технологий при обучении математике [Текст] / В.И. Сафонов // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 4. - С.121-128.
15. Миронова, Л.И. Электронный учебно—методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза [Текст] / Л.И. Миронова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 118 - 124.
16. Цветаиова-Чурукова, Л.З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л.З. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 2. -
С. 124- 130.