Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» И «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В КУРСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» И «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В КУРСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИЛОВОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL TRAINING / FIGHTING TECHNIQUES / PHYSICAL FITNESS / GENERAL PHYSICAL TRAINING / POLICE OFFICERS / TRAINING PROCESS / FORCE DETENTION / TACTICAL AND TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич, Шелудько Виталий Олегович

В статье рассматриваются место и роль дисциплин «Физическая подготовка» и «Общефизическая подготовка» в курсе первоначальной подготовки полицейских. Определяются их цель и задачи в процессе формирования общей профессиональной компетентности сотрудника полиции; анализируются педагогические условия достижения поставленных задач. Делается вывод о том, что реализация курса данных дисциплин в процессе первоначальной подготовки служит общей цели формирования профессиональной компетентности полицейских, адаптации к психо-физиологическим нагрузкам, закладывает навыки здоровьесберегающего поведения и профессионального долголетия в его широком смысле. В работе предлагаются конкретные практические рекомендации, направленные на совершенствование физической подготовленности сотрудников полиции в процессе прохождения ими первоначальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России. Авторы считают, что короткий период обучения и слабый начальный уровень физической подготовленности большинства слушателей актуализируют задачи: выработки новых эффективных методик развития навыков общефизической подготовленности; разработки программ обучения, учитывающих потребность интенсивного тренировочного процесса; методической разработки комплекса тактико-технических задач, связанных с отработкой навыков применения физической силы в условиях, приближенных к ситуациям силового задержания; регулярного повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций, реализующих программы первоначальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич, Шелудько Виталий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL TRAINING" AND "GENERAL PHYSICAL TRAINING" IN THE COURSE OF INITIAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article discusses the place and role of the disciplines "Physical training" and "General Physical training" in the course of initial training of police officers. Their purpose and tasks are defined in the process of forming the General professional competence of a police officer; pedagogical conditions for achieving the set tasks are analyzed. It is concluded that the implementation of the course of these disciplines in the course of initial training serves the General purpose of forming professional competence of police officers, adaptation to psycho-physiological loads, lays the skills of health-saving behavior and professional longevity in its broad sense. The paper offers specific practical recommendations aimed at improving the physical fitness of police officers during their initial training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors believe that the short study period and the weak initial level of physical preparedness of most students actualize objectives: development of new effective methods of skills development of General physical fitness; develop training programmes tailored to the need of intensive training process; methodical development of complex tactical and technical tasks related to skills development, use of physical force in conditions close to situations power of detention; regular professional development by teaching staff of educational organizations that implement initial training programs.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» И «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В КУРСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Petrov Konstantin Nikolayevich, Sheludko Vitaly Olegovich THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL ..

pedagogical sciences

Научная специальность: 13.00.08

УДК 378.147:796.814

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0054

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» И «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА» В КУРСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2020

SPIN: 7955-6463 AuthorlD: 689770

Петров Константин Николаевич, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»

SPIN-код: 7382-1022 AuthorlD: 982391

Шелудько Виталий Олегович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры

«Общеправовых дисциплин» Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал (690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова д. 21, е-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются место и роль дисциплин «Физическая подготовка» и «Общефизическая подготовка» в курсе первоначальной подготовки полицейских. Определяются их цель и задачи в процессе формирования общей профессиональной компетентности сотрудника полиции; анализируются педагогические условия достижения поставленных задач. Делается вывод о том, что реализация курса данных дисциплин в процессе первоначальной подготовки служит общей цели формирования профессиональной компетентности полицейских, адаптации к психо-физиологическим нагрузкам, закладывает навыки здоровьесберегающего поведения и профессионального долголетия в его широком смысле. В работе предлагаются конкретные практические рекомендации, направленные на совершенствование физической подготовленности сотрудников полиции в процессе прохождения ими первоначальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России. Авторы считают, что короткий период обучения и слабый начальный уровень физической подготовленности большинства слушателей актуализируют задачи: выработки новых эффективных методик развития навыков общефизической подготовленности; разработки программ обучения, учитывающих потребность интенсивного тренировочного процесса; методической разработки комплекса тактико-технических задач, связанных с отработкой навыков применения физической силы в условиях, приближенных к ситуациям силового задержания; регулярного повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций, реализующих программы первоначальной подготовки.

Ключевые слова: первоначальная подготовка, боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, общефизическая подготовка, сотрудники полиции, учебный процесс, силовое задержание, тактико-техническая подготовка.

THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL TRAINING" AND "GENERAL PHYSICAL TRAINING" IN THE COURSE OF INITIAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

© 2020

Petrov Konstantin Nikolayevich, candidate of technical Sciences, associate Professor, Professor of the "Department of Tactical-special, fire and physical training" Sheludko Vitaly Olegovich, PhD in law, senior lecturer of the «Department of General Legal disciplines» Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, branch of the Vladivostok (690087, Russia, Vladivostok, ul. Kotelnikova d. 21, e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses the place and role of the disciplines "Physical training" and "General Physical training" in the course of initial training of police officers. Their purpose and tasks are defined in the process of forming the General professional competence of a police officer; pedagogical conditions for achieving the set tasks are analyzed. It is concluded that the implementation of the course of these disciplines in the course of initial training serves the General purpose of forming professional competence of police officers, adaptation to psycho-physiological loads, lays the skills of health-saving behavior and professional longevity in its broad sense. The paper offers specific practical recommendations aimed at improving the physical fitness of police officers during their initial training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors believe that the short study period and the weak initial level of physical preparedness of most students actualize objectives: development of new effective methods of skills development of General physical fitness; develop training programmes tailored to the need of intensive training process; methodical development of complex tactical and technical tasks related to skills development, use of physical force in conditions close to situations power of detention; regular professional development by teaching staff of educational organizations that implement initial training programs.

Keywords: initial training, fighting techniques, physical fitness, General physical training, police officers, training process, force detention, tactical and technical training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Общеизвестно, что физическая культура, представляя собой часть общей человеческой культуры и социальный феномен служит удовлетворению естественных биологических потребностей в движении, поддержании мышечного тонуса, укреплении здоровья, активном отдыхе и т.д. Физическое воспитание и привитие навыков здорового образа жизни являются важной частью современного образования, рассматриваются как одна из составляющих государственной социальной политики [1, с. 31-33].

Специализированная физическая подготовка появляется в отечественных органах правопорядка одновременно с процессом становления системы ведомствен-

ного образования. Так, в начале ХХ в. при полицейских управлениях ряда крупных городов России формируются школы полицейского резерва, готовившие кандидатов на должности нижних полицейских чинов. Уже тогда курс «полицейских наук», включал занятия по физической подготовке: гимнастику шведскую и «на машинах» (т.е. на гимнастических снарядах), приемы самообороны и японской борьбы «джиудо».

Современное законодательство предъявляет высокие требования к состоянию здоровья и уровню физических компетенций сотрудников полиции. Вместе с тем, падение реального заработка (с учетом девальвации рубля) сотрудников полиции, фактическое снижение уровня их социальной защищенности (жилищное, медицинское обеспечение и т.д.), кумовство и коррупция при приеме

педагогические науки

Петров Константин Николаевич, Шелудько Виталий Олегович ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» ...

сотрудников на службу обусловили кадровый кризис в территориальных органах внутренних дел. Обычной практикой стало трудоустройство лиц, не соответствующих занимаемой должности по уровню физической подготовленности.

В этих условиях перед системой первоначальной подготовки стоит сложная задача: за относительно короткий период обучения добиться от слушателя базового освоения курса боевых приемов борьбы и выполнения нормативов общефизической подготовленности, соответствующей его возрасту.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Проблемы формирования компетенций физической подготовки в рамках профессионального обучения сотрудников полиции рассматривались в работах Ю.П. Балакина, О.В. Красилова, С.В. Мананникова, А.Л. Славко и др. [2; 3] В исследованиях Р.С. Каленика вопросы физической подготовленности рассматриваются в комплексе с задачами формирования компетенций здоровьесбережения и здоровьесберегающих технологий [4; 5]. Выработке оптимальных методик тренировки боевых приемов борьбы посвящены статьи Е.В. Васильковой, Р.С. Коленко, А.В. Корнаушенко, Ю.Д. Саблиной, А.В. Томас и др. [б; 7] Технологии развития профессионально-прикладных силовых, скорост-но-силовых и иных физических навыков полицейских рассмотрены в работах Ю.Г. Алексеева, Д.В. Глущенко, Д.В. Гордеева, Б.О. Додонкина, Д.А. Колесниченко и др. [8; 9; 10]

Вместе с тем, проблемы формирования профессионально значимых физических навыков сотрудников полиции, проходящих первоначальную подготовку по-прежнему требуют научно-теоретического осмысления, чем обуславливается актуальный характер данного исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель данной научной публикации состоит в определении места и роли рассматриваемых нами дисциплин в курсе первоначальной подготовки; определении их цели, задач и педагогических условий реализации. Также предполагается выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование физической подготовленности сотрудников полиции в процессе прохождения ими первоначальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Период прохождения первоначальной подготовки, когда сотрудник полиции оторван от выполнения служебных обязанностей, представляет собой, пожалуй, единственную возможность для лица, приходящего на службу в полицию заняться активной работой над своим физическим потенциалом, приобрести прочный фундамент психического и физического здоровья, довести уровень своей физической компетенции до требуемого уровня.

В рамках первоначальной подготовки достижение указанных задач осуществляется в рамках дисциплин «Физическая подготовка», «Общефизическая подготовка» и в процессе самостоятельной тренировки слушателя. Первая из названных дисциплин служит формированию ловкости, выносливости, силовых и скоростно-силовых навыков. Такого рода подготовка создает функциональную основу для овладения боевыми приемами борьбы, которые осваиваются на занятиях по «Физической подготовке». Последняя в свою очередь имеет тесную межпредметную связь с дисциплинами юридического цикла, огневой и тактико-специальной подготовкой. Таким образом, достигается комплексная готовность слушателя к выполнению служебно-оперативных задач в практической деятельности.

Обозначенная выше цель достигается посредством

решения комплекса педагогических, акмеологических и валеологических задач:

- сохранения и укрепления здоровьесберегающего потенциала слушателей первоначальной подготовки;

- повышения психо-физической работоспособности;

- совершенствования физических навыков ловкости, выносливости, силы;

- воспитания привычки здорового образа жизни и систематических занятий спортом;

- приобретения практических навыков использования физической силы в ситуациях служебно-оператив-ной деятельности и психологической готовности к такого рода действиям.

Педагогическими условиями реализации поставленных задач служат:

- правильный подбор средств и методик обучения слушателей. Так, для развития навыков ловкости применяются игровые виды спорта, челночный бег. Развитию силовых навыков служат подтягивания на перекладине, отжимания от пола, тренировки со штангой и гирями. Навыки выносливости приобретаются в процессе плавания, ходьбы на лыжах, бега на дальние дистанции. Отработка боевых приемов борьбы осуществляется постепенно: от тренировки с неоказывающим сопротивления ассистентом к учебно-боевым поединкам;

- высокий уровень педагогической компетенции преподавательского состава; соблюдение научно обоснованных методик проведения занятий и своевременная профилактика травматизма;

- моделирование и практическая отработка действий слушателей в ситуациях служебной деятельности, связанных с необходимостью применения физической силы. В рамках тактико-технической подготовки полицейские приобретают комплексные навыки выполнения защитных действий, в том числе, против вооруженного противника, применения физической силы для задержания и сковывания ассистента специальными или подручными средствами (ремень, веревка). Данный компонент предполагает отработку навыков в условиях пассивного и активного сопротивления, помех со стороны третьих лиц, действия в средствах бронезащиты, в условиях внезапного нападения и психологического давления;

- обучение слушателей навыкам обеспечения личной безопасности при в различных условиях служебной деятельности, в том числе, связанной с задержанием вооруженного преступника;

- строгий контроль и индивидуальная работа со слушателями по освоению ими боевых приемов борьбы; регулярная проверка выполнения нормативов физической подготовленности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Реализация курса дисциплин «Физическая подготовка» и «Общефизическая подготовка» в процессе первоначальной подготовки служит общей цели формирования профессиональной компетентности полицейских, адаптации к психо-физиологическим нагрузкам, закладывает навыки здоровьесберегающего поведения и профессионального долголетия в его широком смысле. Специфика служебной деятельности сотрудников полиции не позволяет рассматривать физическую подготовку в отрыве от иных профессиональных навыков.

Вместе с тем, короткий период обучения и слабый начальный уровень физической подготовленности большинства слушателей актуализируют задачи:

- выработки новых эффективных методик развития навыков общефизической подготовленности;

- разработки программ обучения, учитывающих потребность интенсивного тренировочного процесса. В этой связи, например, категорически недопустимо сокращение часов учебной нагрузки по рассматриваемым дисциплинам. Наоборот, целесообразно увеличение количества учебных часов, отводимых на общефизическую подготовку;

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

211

Petrov Konstantin Nikolayevich, Sheludko Vitaly Olegovich THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL ..

pedagogical sciences

- методической разработки комплекса тактико-технических задач, связанных с отработкой навыков применения физической силы в условиях, приближенных к ситуациям силового задержания;

- регулярного повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций, реализующих программы первоначальной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В., Апальков А.В. Роль и значение учебной дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 31-33.

2. Красилов О.В., Мананников С.В., Балакин Ю.П. Физическая подготовка как составляющая комплекса основ профессиональной подготовки сотрудника ОВД//Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 2 (37). С. 179-181.

3. Славко А.Л. Физическая подготовка как одна из составляющих компонентов в профессиональной подготовке сотрудника органов внутренних дел // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2017. № 2 (30). С. 75-77.

4. Каленик Р.С. Уровень валеологической компетентности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 91-93.

5. Каленик Р.С. Здоровьесберегающие технологии и здоровье-сбережение педагогических работников образовательных организаций МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 1. № 1. С. 45-47.

6. Корнаушенко А.В., КоленкоР.С., СаблинаЮ.Д. Боевые приемы борьбы в физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 17-2. С. 149-151.

7. Томас А.В., ВасильковаЕ.В. Боевые приемы борьбы как один из элементов эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 67-69.

8. Глущенко Д.В. Основы первоначального этапа профессионально - прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел //Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 3-1. С. 14-16.

9. Колесниченко Д.А., Гордеев Д.В., Додонкин Б.О. Особенности повышения физической выносливости в системе специальной прикладной физической подготовки сотрудников ОВД//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 6876.

10. Алексеев Ю.Г. Совершенствование физической подготовки сотрудников полиции //Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 343-344.

Статья поступила в редакцию 15.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.