Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FIGHTING TECHNIQUES / PHYSICAL FITNESS / GENERAL PHYSICAL TRAINING / POLICE OFFICERS / TRAINING PROCESS / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

В статье рассматриваются место и роль физической подготовки в системе профессиональных компетенций сотрудника полиции. Определяются их цель и задачи в процессе формирования общей профессиональной компетентности сотрудника полиции. Автор делает вывод о нерешенности ряда проблем программно-методической организации данного вида служебной подготовки в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

УДК 378.147: 796.814

Психолого-педагогические науки

Петров Константин Николаевич, доцент, кандидат технических наук Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются место и роль физической подготовки в системе профессиональных компетенций сотрудника полиции. Определяются их цель и задачи в процессе формирования общей профессиональной компетентности сотрудника полиции. Автор делает вывод о нерешенности ряда проблем программно-методической организации данного вида служебной подготовки в органах внутренних дел.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, общефизическая подготовка, сотрудники полиции, учебный процесс.

Annotation: The article examines the place and role of physical training in the system of professional competencies of a police officer. Their purpose and objectives are defined in the process of forming the General professional competence of a police officer. The author concludes that a number of problems of program and methodological organization of this type of service training in the internal Affairs bodies are unresolved.

Keywords: fighting techniques, physical fitness, general physical training, police officers, training process.

Современные исследователи рассматривают физическую подготовку сотрудника ОВД как взаимосвязанную совокупность теоретических принципов, положений и практики физических упражнений, служащих выработке

двигательных навыков, направленных на эффективное пресечение противоправных действий, задержание и сопровождение нарушителя, в том числе, в комплексе с использованием специальных средств и оружия [1, с. 6371].

В комплексе общей служебной подготовки сотрудника полиции именно физическая подготовка без преувеличения часто играет ключевую роль. Противодействие криминальному миру нередко сопряжено с экстремальными ситуациями, успешное преодоление которых возможно лишь при условии наличия прочных специальных навыков. В этой связи оптимизация и повышение эффективности учебного и учебно-методического обеспечения физической подготовки полицейских должны рассматриваться как составная часть поддержания профессионализма работников правоохранительной сферы и залог успешного противодействия преступности.

Физическая подготовка должна не просто привить полицейскому навыки здорового образа жизни, физической выносливости или стрессоустойчивости, хотя и они важны в его работе. Современные преступные группировки имеют в своем «штате» профессиональных бойцов, владеющих одним или несколькими видами единоборств, имеющих навыки не только спортивного, но и практического их применения в противоправных целях. В этой связи физическая подготовка полицейского имеет специфический раздел, связанный с освоением боевых приемов борьбы. Последние представляют собой совершенный комплекс средств самозащиты без оружия в случаях противостояния невооруженному или вооруженному противнику [2, с. 47].

В зависимости от занимаемой должности, различается и специфика необходимых физических навыков. Так, сотрудники, непосредственно связанные с осуществлением задержания (патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.), должны иметь навыки преодоления препятствий, а сотрудники конвойной службы должны уметь оказывать противодействие в ограниченном, замкнутом пространстве.

Деятельность ряда сотрудников (дознаватели, инспектора отделов кадров и т.д.) наоборот часто носит гиподинамичный характер, приводящий со временем к развитию многих хронических болезней, психологических расстройств, вызванных нервно-эмоциональным перенапряжением.

Особенностью профессионального статуса полицейского является то, что в независимости от занимаемой должности он каждодневно может оказаться в ситуации, требующей высокой физиологической отдачи, в том числе, связанной с применением боевых приемов. Таким образом, практически любому полицейскому необходимо развитие коростной выносливости, быстроты и ловкости, причем на фоне физической нагрузки и/или стрессовой ситуации. Поэтому каждый сотрудник должен помимо групповых занятий по физической подготовке, самостоятельно совершенствовать свое физическое состояние.

Отдельно стоит отметить общепризнанную взаимозависимость между уровнем физического развития и здоровья человека и его умственной работоспособностью. Данный аспект имеет прямое отношение к правоохранительной службе, когда многие сотрудники должны поддерживать высокую интеллектуальную активность в течение ненормированного рабочего дня или в ночную смену [3, с. 87-90].

Итак, физическая подготовка и ее производная - физическая подготовленность полицейского являются гарантиями его успешной служебной деятельности, личной и социальной безопасности, физического и психического здоровья и профессионального долголетия.

Анализ практической потребности, в совокупности с существующим программно-методическим обеспечением, позволяет сделать вывод, что не все вышеперечисленные задачи могут быть достигнуты в полной мере. Имеющая место тенденция сокращения часов на общефизическую подготовку в ведомственных учебных заведениях не позволяет будущим полицейским в полной мере достичь требуемых показателей силы, скорости и выносливости.

Отсутствие реальной специализации курсов физической подготовки, в соответствии с направленностью будущей служебной деятельности в итоге дает

усредненный результат, когда часть обучаемых получает излишнюю учебную нагрузку, а другая - наоборот не вырабатывает в полной мере нужные навыки силового единоборства. Не получила в полной мере реализацию перспективная идея формирования навыков применения физической силы, специальных средств и оружия в комплексе в условиях, приближенных к реальным ситуациям служебно-оперативной деятельности, когда обучаемый должен в ограниченное время принять верное решение, соответствующее действующему законодательству.

Таким образом, физическая подготовка является важнейшим компонентом целостногоразвития сотрудника органов внутренних делРоссийской Федерации. Целью физической подготовки в МВД России является прежде всегоформирование физической и психологическойготовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, а также умелому применению физической силы, боевых приемов борьбыи специальных средств при пресечении противоправных действий со стороны нарушителейправопорядка. Вместе с тем, до сих остаются нерешенными ряд проблем правильной программно-методической организации данного вида служебной подготовки в органах внутренних дел.

Библиографический список:

1. Андреев А.А., Росадюк В.С., Струганов С.М. Инновационные взгляды на повышение профессионально-прикладных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 3 (78). С. 6371.

2. Оплетин А.А.Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 47-51.

3. Соловьев Г.М. Психолого-педагогические основы физической культуры личности сотрудника полиции // Философия права. 2014. № 6. С. 87 -90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.