УДК 378.147: 796.814
Психолого-педагогические науки
Петров Константин Николаевич, доцент, кандидат технических наук Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются место и роль физической подготовки в системе профессиональных компетенций сотрудника полиции. Определяются их цель и задачи в процессе формирования общей профессиональной компетентности сотрудника полиции. Автор делает вывод о нерешенности ряда проблем программно-методической организации данного вида служебной подготовки в органах внутренних дел.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, общефизическая подготовка, сотрудники полиции, учебный процесс.
Annotation: The article examines the place and role of physical training in the system of professional competencies of a police officer. Their purpose and objectives are defined in the process of forming the General professional competence of a police officer. The author concludes that a number of problems of program and methodological organization of this type of service training in the internal Affairs bodies are unresolved.
Keywords: fighting techniques, physical fitness, general physical training, police officers, training process.
Современные исследователи рассматривают физическую подготовку сотрудника ОВД как взаимосвязанную совокупность теоретических принципов, положений и практики физических упражнений, служащих выработке
двигательных навыков, направленных на эффективное пресечение противоправных действий, задержание и сопровождение нарушителя, в том числе, в комплексе с использованием специальных средств и оружия [1, с. 6371].
В комплексе общей служебной подготовки сотрудника полиции именно физическая подготовка без преувеличения часто играет ключевую роль. Противодействие криминальному миру нередко сопряжено с экстремальными ситуациями, успешное преодоление которых возможно лишь при условии наличия прочных специальных навыков. В этой связи оптимизация и повышение эффективности учебного и учебно-методического обеспечения физической подготовки полицейских должны рассматриваться как составная часть поддержания профессионализма работников правоохранительной сферы и залог успешного противодействия преступности.
Физическая подготовка должна не просто привить полицейскому навыки здорового образа жизни, физической выносливости или стрессоустойчивости, хотя и они важны в его работе. Современные преступные группировки имеют в своем «штате» профессиональных бойцов, владеющих одним или несколькими видами единоборств, имеющих навыки не только спортивного, но и практического их применения в противоправных целях. В этой связи физическая подготовка полицейского имеет специфический раздел, связанный с освоением боевых приемов борьбы. Последние представляют собой совершенный комплекс средств самозащиты без оружия в случаях противостояния невооруженному или вооруженному противнику [2, с. 47].
В зависимости от занимаемой должности, различается и специфика необходимых физических навыков. Так, сотрудники, непосредственно связанные с осуществлением задержания (патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.), должны иметь навыки преодоления препятствий, а сотрудники конвойной службы должны уметь оказывать противодействие в ограниченном, замкнутом пространстве.
Деятельность ряда сотрудников (дознаватели, инспектора отделов кадров и т.д.) наоборот часто носит гиподинамичный характер, приводящий со временем к развитию многих хронических болезней, психологических расстройств, вызванных нервно-эмоциональным перенапряжением.
Особенностью профессионального статуса полицейского является то, что в независимости от занимаемой должности он каждодневно может оказаться в ситуации, требующей высокой физиологической отдачи, в том числе, связанной с применением боевых приемов. Таким образом, практически любому полицейскому необходимо развитие коростной выносливости, быстроты и ловкости, причем на фоне физической нагрузки и/или стрессовой ситуации. Поэтому каждый сотрудник должен помимо групповых занятий по физической подготовке, самостоятельно совершенствовать свое физическое состояние.
Отдельно стоит отметить общепризнанную взаимозависимость между уровнем физического развития и здоровья человека и его умственной работоспособностью. Данный аспект имеет прямое отношение к правоохранительной службе, когда многие сотрудники должны поддерживать высокую интеллектуальную активность в течение ненормированного рабочего дня или в ночную смену [3, с. 87-90].
Итак, физическая подготовка и ее производная - физическая подготовленность полицейского являются гарантиями его успешной служебной деятельности, личной и социальной безопасности, физического и психического здоровья и профессионального долголетия.
Анализ практической потребности, в совокупности с существующим программно-методическим обеспечением, позволяет сделать вывод, что не все вышеперечисленные задачи могут быть достигнуты в полной мере. Имеющая место тенденция сокращения часов на общефизическую подготовку в ведомственных учебных заведениях не позволяет будущим полицейским в полной мере достичь требуемых показателей силы, скорости и выносливости.
Отсутствие реальной специализации курсов физической подготовки, в соответствии с направленностью будущей служебной деятельности в итоге дает
усредненный результат, когда часть обучаемых получает излишнюю учебную нагрузку, а другая - наоборот не вырабатывает в полной мере нужные навыки силового единоборства. Не получила в полной мере реализацию перспективная идея формирования навыков применения физической силы, специальных средств и оружия в комплексе в условиях, приближенных к реальным ситуациям служебно-оперативной деятельности, когда обучаемый должен в ограниченное время принять верное решение, соответствующее действующему законодательству.
Таким образом, физическая подготовка является важнейшим компонентом целостногоразвития сотрудника органов внутренних делРоссийской Федерации. Целью физической подготовки в МВД России является прежде всегоформирование физической и психологическойготовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, а также умелому применению физической силы, боевых приемов борьбыи специальных средств при пресечении противоправных действий со стороны нарушителейправопорядка. Вместе с тем, до сих остаются нерешенными ряд проблем правильной программно-методической организации данного вида служебной подготовки в органах внутренних дел.
Библиографический список:
1. Андреев А.А., Росадюк В.С., Струганов С.М. Инновационные взгляды на повышение профессионально-прикладных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 3 (78). С. 6371.
2. Оплетин А.А.Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 47-51.
3. Соловьев Г.М. Психолого-педагогические основы физической культуры личности сотрудника полиции // Философия права. 2014. № 6. С. 87 -90.