УДК 796.015.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКАМИ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
Альберт Иванович Куров, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел России, Краснодар; Андрей Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар; Урал Азаматович Амиров, преподаватель, Уфимский юридический институт МВД России, Никита Андреевич Николаев, преподаватель, Уфимская школа по подготовке специалистов кинологов МВД России, Уфа
Аннотация
Таким образом, в статье представлен анализ разработки и апробации авторской педагогической модели использования методов аутогенной и идеомоторной тренировки, способной повысить уровень физической подготовленности сотрудников полиции. Авторами проведены контрольно-педагогические тестирования, данной методики при выполнении боевых приемов борьбы, преодолении препятствий, приемов страховки и самостраховки, а также сдачи контрольных нормативов по общефизической подготовке. Полученные результаты позволяют существенно расширить и дополнить методику обучения в вузах МВД России не только по предмету «Физическая подготовка» но и использовать данную методику при изучении других дисциплин.
Ключевые слова: курсанты, слушатели, сотрудники правоохранительных органов, аутогенная, идеомоторная тренировка, контрольная и экспериментальная группа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p198-203
USE OF IDEOMOTOR TRAINING ON THE SUBJECT OF PHYSICAL TRAINING BY EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF LEARNING
Albert Ivanovich Kurov, the senior teacher, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar; Andrey Alexandrovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar; Ural Azamatovich Amirov, the teacher, Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nikita Andreevich Nikolaev, the teacher, Ufa school for the training of dog handlers of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
Thus, the article presents the analysis of the development and testing of the author's pedagogical model of using autogenic and ideomotor training methods that can increase the level of physical fitness of police officers. The authors conducted the control and pedagogical testing of this technique when performing combat techniques of wrestling, overcoming obstacles, methods of insurance and self-insurance, as well as passing control standards for general physical training. The obtained results allow to significantly expand and complement the methods of teaching in educational institutions of the MIA of Russia not only on the subject of "Physical training", but to use this technique in the study of other disciplines.
Keyword: cadets, trainees, law enforcement officers, autogenic, ideomotor training, control and experimental groups.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим критерием профессиональной пригодности сотрудников, подразделений органов внутренних дел МВД России является оптимальный уровень их общей и специальной физической подготовленности. Согласно Приказа МВД России от 01.07.2017 года № 450 целью физической подготовки является формирование физической готовно -сти сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [1].
Актуальность исследования заключается в применении и использовании аутогенной и идеомоторной тренировки для улучшения качества обучения по предмету «Физи-
ческая подготовка» курсантов и слушателей вузов МВД России.
Целью нашего исследования было разработать и внедрить в процесс обучения наиболее простые, эффективные и нестандартные элементы аутогенной и идеомоторной тренировки, которые помогут в кратчайший срок обучения. более качественно освоить программу профессиональной подготовки, и тем самым повысить уровень физической подготовленности сотрудников полиции.
Профессиональная физическая подготовка - это процесс развития и совершенствования профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение устойчивости организма к чрезвычайным ситуациям. Решение поставленных целей на наш взгляд достигается путем внедрения инновационных методов аутогенной и идеомоторной тренировки в процесс обучения в вузах МВД России. Проблема адаптации курсантов и слушателей к физическим нагрузкам представляет собой важную область научных исследований. В настоящее время на занятиях по физической подготовке курсанты и слушатели выполняют различные упражнения для развития общефизических качеств таких как силы, быстроты, ловкости и выносливости, отрабатывают боевые приемы борьбы, преодолевают различные препятствия, но способы и методы использования аутогенной и идеомоторной тренировки пока мало где применяться.
Отношение сотрудника полиции к выполнению данных упражнений является важной составляющей положительной частью эксперимента (его внутренний настрой). Положительного результата нельзя добиться только при помощи одного желания. Результат достигается только при систематических занятиях тренирующегося путем безупречной веры в себя, преподавателя и конечный результат данных упражнений. Техническое и тактическое мастерство сотрудника полиции при выполнении задержания правонарушителей, боевыми приемами в экстремальной ситуации во многом зависят, от психофизической подготовки и от того, как он умеет пользоваться полученными навыками, которые были получены в процессе обучения.
Аутогенная (от греческого слова «аутос» - сам и «генос» - род) «самопорождающая» тренировка, в процессе и в результате которой человек сам себе оказывает необходимую помощь. Аутогенная тренировка - это психотерапевтический метод, предполагающий обучение субъекта мышечной релаксации самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.
«Идеа» - слово, происшедшее от греческого, соответствует таким русским понятиям, как: мышление, мысленный образ, представление, идея. То есть к таким словам, которые относятся к психическим процессам, а также, к деятельности головного мозга.
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. И.Т. может применяться на всех этапах обучения во всех видах спорта, так и курсантов, и слушателей вузов МВД России.
Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движением [4].
Использование курсантами и слушателями вузов МВД России методов аутогенной и идеомоторной тренировки, которая позволит противостоять проблемным ситуациям, возникающим при изучении новых двигательных упражнений, а также в совершенствовании боевых приемов борьбы в ходе обучения по предмету «Физическая подготовка».
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами был проведен системный анализ педагогических, психологических работ по теме исследования. Протестирован уровень физической подготовленности сотрудников, поступающих на профессиональное обучение, обобщен опыт практической работы в ву-
зе, анализ учебной документации, анкетирование, наблюдение, а также методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2018 г. по 2020 г.
На первом этапе (2018-2019 гг.) исследования с целью получения объективной информации, исходного уровня общей физической подготовленности сотрудников полиции, прибывших на обучение, было проведено тестирование. Исследования проводились в период на ФПП Краснодарского университета МВД России. За этот период в испытании комплексного контрольно-педагогического исследования приняло участие 330 сотрудников полиции.
На втором этапе (2019-2020 гг.) исследования, которые проводились на загородной учебной базе Краснодарского университета МВД России с октября 2019 года по март 2020 года. В педагогическом эксперименте приняли участие 115 слушателей. Анализировались результаты анкетирования, выполнения приемов страховки и самостраховки, боевых приемов борьбы во время обучения и принятия экзамена, а также сдачи нормативов по общей физической подготовке, в начале и в конце обучения. Для достижения поставленных целей в процессе педагогического эксперимента, применялись в определенной последовательности наиболее простые, рациональные способы преодоления препятствий, аутогенной и идеомоторной тренировки, которые позволили в учебно-тренировочном процессе развить физические, тактические и психофизические способности сотрудников полиции, и показать высокие итоговые результаты экспериментальной группы.
На третьем этапе (2020 гг.) с мая по настоящее время 2020 года осуществляются и обобщаются, систематизируются полученные результаты, формулируются выводы, разрабатываются и внедряются методики и практические рекомендации, литературно оформляются диссертационное исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Порядок проведения эксперимента заключался в следующем в педагогическом эксперименте, в котором приняли участие 115 слушателей: из них в начале обучения слушатели условно были разделены на две группы: контрольную (30 слушателей) и экспериментальную (30 слушателей). В контрольной группе процесс обучения был традиционный, а в экспериментальной группе процесс дополнялся разработанной методикой применения аутогенной и идеомоторной тренировкой, направленной на развитие психофизических качеств, которое позволило существенно повысить уровень подготовленности курсантов и слушателей при выполнении элементов страховки и самостраховки, боевых приемов борьбы, в преодолении препятствий по предмету «Физическая подготовка». Исследования проводились на загородной учебной базе Краснодарского университета МВД России с октября 2019 года по март 2020 года.
При сдаче нормативов по общефизической подготовке тестируемые группы показали низкий средний 2.8% и 2.7% балл.
Исходя из полученных результатов сотрудники полиции, которые показали низкий уровень общей физической подготовленности, имеют большие проблемы и по специальной физической подготовке, что требует большего времени у данных слушателей для качественного изучения учебного материала в полном объёме [3].
В начале обучения было проведено анкетирование, которое дает основания предполагать, что все респонденты мало знакомы с методикой аутогенной и идеомоторной тренировкой. Используемые вопросы анкетирования:
- что такое аутогенная тренировка (40%) ответили не знаем;
- что такое идеомоторная тренировка (86,6%) ответили не знаем;
- кто из Вас использовал в спортивной или иной деятельности аутогенную тренировку (13.3%);
- кто из Вас использовал в спортивной или иной деятельности идеомоторную тренировку (3.3%);
- каковы на Ваш взгляд перспективы положительного применения аутогенной тренировки в процессе обучения по предмету «Физическая подготовка» (13,3%);
- каковы на Ваш взгляд перспективы положительного применения идеомоторной тренировки в процессе обучения по предмету «Физическая подготовка» (16,6%).
Результаты анкетирования говорят о том, что использование методов аутогенной и идеомоторной тренировки в системе МВД плохо изучены и пока мало где применяются.
Методика подготовки курсантов и слушателей по предмету «Физическая подготовка» включает следующие компоненты:
1. Аутогенная, идеомоторная тренировка представляет собой перечень процессов и явлений, воссоздаваемых (представляемых) реально выполняемых двигательных навыков, способствующих овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствованию психофизических качеств, выполнения профессионально компетентных действий.
2. Сценарий занятия разрабатывался в виде подводящих специальных упражнений для самостоятельных занятий по идеомоторной тренировке в форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий курсантов и слушателей, по изучаемой теме занятия по предмету «Физическая подготовка», под непосредственным руководством преподавателя. В сценарии отражается правильность выполнения приема, как в целом, так и по частям. Так же нами было предложено курсантам и слушателям, после каждого занятия в тетрадке подробно описывать и попытаться дополнить рисунком выполнение каждого изучаемого приема. В результате выполнения данной методики у обучаемых, как правило, после выполнения этих упражнений увеличивалась скорость выполнения движений, скорость мышления, а также точность оценки ситуации.
3. Занятия разрабатывались и проводились таким образом, чтобы обучаемый мог реализовать через идеомоторную и практическую тренировку основную цель - совершенствование двигательного навыка, позволяющего выполнять различные тактические и технические приемы из любой создавшейся ситуации автоматически адекватно.
5. Система оценивания результатов идеомоторной тренировки позволяет оценить тактические, технические эффективные действия курсантов и слушателей, при выполнении общеразвивающих и специальных упражнений по предмету «Физическая подготовка».
На первом этапе обучения ставилась задача научить слушателей экспериментальной группы методике применения и использования аутогенной и идеомоторной тренировки, на занятиях, по предмету «Физическая подготовка».
При изучении темы «приемы страховки и самостраховки» по предмету «Физическая подготовка»: контрольная группа показала отрицательный результат при: кувырке вперед - 40%; кувырке назад - 53,3%, падении вперед на грудь - 46,6%, перекате через левое -76,6%, правое плечо - 70%, падении через партнера на левый - 73,3%, правый -76,6% бок, падении через партнера на спину - 83,3%; экспериментальная группа - показала отрицательный результат при: кувырке вперед - 53,3%; кувырке назад - 50%, падении вперед на грудь - 43,3%, перекате через левое -83,3%, правое плечо 76,6%, падении через партнера на левый (правый) бок - 80%, падении через партнера на спину - 86,6%;.
Через две недели обучения у обеих групп стали появляться первые положительные результаты: контрольная группа показала отрицательный результат при: кувырке вперед -23,3%; кувырке назад - 20%, падении вперед на грудь - 16,6%, перекате через левое -40%, правое -36,6% плечо, падении через партнера на левый - 43,3%, правый - 40% бок, падении через партнера на спину - 43,3%; экспериментальная группа - показала отрицательный результат при: кувырке вперед - 3,3%; кувырке назад - 6,6%, падении вперед на
грудь - 0%, перекате через левое -16,6%, правое плечо -13,3%, падении через партнера на левый - 20%, правый бок - 23,3%, падении через партнера на спину -16,6%;.
В феврале 2020 года при сдаче экзамена по предмету «Физическая подготовка», для более объективного определения общефизической и специальной подготовленности слушателей, в педагогическом эксперименте приняли участие 115 сотрудников. В возрасте от 20 до 34 лет. Для удобства мы будем использовать сокращенное обозначения: контрольная группа (КГ), экспериментальная группа (ЭГ), группа № 1 (Г1), группа № 4 (Г4), преодоление препятствий (ПП), общая физическая подготовка (ОФП), боевые приемы борьбы (БПБ).
Для подтверждения целесообразности данной методики обучения достоверности полученных результатов, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели физической подготовленности сотрудников [3
Оценка ОФП ПП без приемов ПП с 4 п риемами БПБ
Название группы КГ ЭГ Г1 Г4 КГ ЭГ Г.1 Г.4 КГ ЭГ Г1 Г4 КГ ЭГ Г1 .4
Отлично(%) 20 40 11.1 46.4 6.6 66.6 7.4 14,2 46.7 96.7 7.4 нет 3.3 20 7.4 10.7
Хорошо (%) 16.6 20 3.7 14.3 43.3 33.4 29.6 32.1 50 3.3 85.2 96.4 20 33.3 22.3 32.1
Удовлетворительно (%) 63.4 40 85.2 39.3 20 нет 43.3 42.8 3.3 нет 7.4 3.6 76.7 46.7 70.3 57.2
ВЫВОД
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов профессиональной подготовки сотрудников ОВД, а раскрывает одно из перспективных направлений на основе аутогенной и идеомоторной тренировки в процессе обучения курсантов и слушателей вузов МВД России.
1. Исследование показало, что аутогенная и идеомоторная тренировка раскрываются как вид самостоятельного обучения, в котором используются изучаемый материал, а также конкретные задачи, реализуемые при выполнении служебных обязанностей, что позволяет положительно повысить качество профессионального обучения сотрудников полиции, и реализовывать на практике полученные навыки.
2. Особенностями применения аутогенной и идеомоторной тренировки является способность моделировать в процессе обучения, подготовку курсантов и слушателей к выполнению различных учебно-тренировочных задач и эффективно преодолевать препятствия в различных экстремальных ситуациях.
3. Разработанная методика применения аутогенной и идеомоторной тренировки способствует развитию психофизической устойчивости полицейских и одновременно развивает, и совершенствует физические качества сотрудников полиции, в кротчайший срок обучения.
4. Таким образом, данная методика обучения прошла экспериментальную проверку и подтвердила свою эффективность, в результате во всех этапах проверки слушатели экспериментальной группы являлись лидерами как, в общем, так и в личном зачете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин, А. А. Идеомоторная тренировка в спорте /А. А. Белкин. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
2. Сравнительный анализ физической подготовленности сотрудников полиции и методы повышения работоспособности в процессе обучения / А.И. Куров, А.А. Клименко, А.А. Лунин, Ю.П. Никитин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 235240.
3. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.07.2017 г №450.- URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (дата обращения 11.03.2020).
4. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц. - Москва : Медицина, 1985. - 32 с.
REFERENCES
1. Belkin, A.A. (1983), Ideomotor training in sports, Physical culture and sport, Moscow.
2. Kurov, A.I., Klimenko, Lunin, A.A. and Nikitin, Yu.P. (2020), "A comparative analysis of the physical preparedness of police officers and methods of improving working capacity in the learning process", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 235-240.
3. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2017), "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation", Order No. 450, 2017.07.01, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (accessed date 03/11/2020).
4. Shultz, I.G. (1985), Autogenic training, Medicine, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.07.2020
УДК 378.2
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Елизавета Ахияевна Лепшокова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В статье обсуждается роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка, его влияния на реализацию индивидуального сценария жизни и применения адекватных способов их реализации. Выявлены эффективные способы применения дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка. Показана взаимосвязь роли дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка с разумным мышлением обучающихся. Введены результативные стратегии обучения. Они содержат фокус на проблему, на версии результатов и позитивные стороны при дистанционном обучении во время преподавания и усвоения иностранного языка. Изучены действенные стратегии исследования структурных особенностей дистанционного обучения при преподавании и изучения иностранного языка, позитивная интерпретация ситуации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, дополнительное образование, автоматизированные навыки, тренировочные упражнения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p203-206
ROLE OF DISTANCE LEARNING IN TEACHING AND LEARNING OF FOREIGN
LANGUAGE
Elizaveta Ahiyaevna Lepshokova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk
Abstract
The article discusses the role of distance learning in teaching and learning of the foreign language, the effects of implementation of distance learning in the case study and the application of adequate measures of its implementation. The article reveals the effective methods of using distance learning in teaching and learning the foreign language and it shows the relationship of distance learning in teaching and learning the foreign language with the rational thinking of students. Effective strategies of behavior are proposed, including the problem, variants of consequences and positive aspects of distance learning in teaching and learning of the foreign language. The relationship between the role of distance learning in teaching and learning the