5дсккпронныц нлучмо-о5рдзобдтельн(?(ц
Весщник
Здоровье и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
—----£ЧС«ОУ9---—
ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОВЗ) - КАК ОДНОЙ ИЗ НОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ.
Аносова С.А.
ОГБОУ «Средняя общеобразовательная школа - центр дистанционного обучения» г. Рязань
390023 ул, Новая, дом 53 «б»
Проведен анализ результатов обучения детей-инвалидов дистанционно. В результате наблюдений было выяснено, что при общении с детьми с ОВЗ, происходит активизация ВПФ, их более активная социализация.
Ключевые слова: социализация, дети-инвалиды, информационно-коммуникационных
технологий новые формы обучения, бисероплетение.
В настоящее время очень часто дистанционное образование называют «открытым». Это справедливо подчёркивает его смысл. Образовательная деятельность принципиально развивается в нескольких средах, взаимосвязанных между собой различными обменными процессами. Это могут быть, как учебная, так профессиональная, социальная и другие среды, которые сознательно создаются и поддерживаются образовательным
учреждением. Обучение в таком учреждение происходит не только по учебникам, сколько благодаря взаимодействию обучающего и обучающихся. Дистанционная форма
обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Системное использование информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения -эффективное решение проблемы
образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Здоровое и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
-9»С«0»9-
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот фактор связан с неблагоприятными социальными условиями развития индивидуумов, особенно в раннем онтогенезе. В связи с этим появляются новые виды учебных заведений, деятельность которых направлена на корректировку и развитие их психофизиологических показателей, а также возможность их адаптации и социализации в обществе. К сожалению, в настоящее время существует ограниченное количество образовательных учреждений, готовых принять и обучать детей, с определенными нарушениями. Дети данной группы обычно относятся к часто болеющим, имеют 11-Ш группы здоровья, либо комбинированные пороки развития. Разработка новых коррекционных программ и развитие психомоторных навыков для них имеет ведущее значение. Методы, которые традиционно рекомендуются и
используются, для обучения детей с ОВЗ, должны носить наглядный, образный характер в форме рисунков, картин, вышивок и схем, и обращены, к правому полушарию мозга. Изготовление вещей своими руками помогает учащимся поверить свою индивидуальность, в собственные силы, развить оригинальность мышления, привить вкус На протяжении многих веков руками, умом и талантом русских людей создавалось народное искусство - неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых
сочетаний и узоров. Творчество народа всегда тесно связано с его трудовой
деятельностью. Каждое изделие,
изготовленное для быта, это, прежде всего, практически необходимая вещь, удобная в пользовании и радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось декоративно-прикладное искусство,
приобретало законченность форм,
вырабатывало свой самобытный стиль, глубоко и ярко отражало обычаи, вкусы и склонности народа. Это настоящее
национальное богатство, и каждый его вид имеет свою историю и свои особенности развития.
На протяжении многих веков руками, умом и талантом русских людей создавалось народное искусство - неиссякаемый
источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров. Творчество народа всегда тесно связано с его трудовой
деятельностью. Каждое изделие,
изготовленное для быта, это, прежде всего, практически необходимая вещь, удобная в пользовании и радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось декоративно-прикладное искусство,
приобретало законченность форм,
вырабатывало свой самобытный стиль, глубоко и ярко отражало обычаи, вкусы и склонности народа. Это настоящее национальное богатство, и каждый его вид имеет свою историю и свои особенности развития.
С раннего возраста старшие приучали к
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Здоровое и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
-9»С«0»9-
этому и детей, передавая им свой опыт и умение, уважение к труду и местным традициям, познание секретов мастерства и понимания красоты. Особого внимания заслуживает старинный, но малоизвестный вид народного искусства - низание. Современные способы низания бисером — это бережно сохранённые традиции мастеров прошлых лет, дополненные новыми приёмами, узорами, сочетаниями. Наряду с вышиванием существовало на Руси саженье -вышивание жемчугом, кораллами, драгоценными камнями, бусинками, стеклярусом. В отличие от низания, саженье имело свои приёмы исполнения и требовало от рукодельниц специальных навыков мастерства. Изготовление вещей своими руками помогает стать не похожими на других, поверить в свою индивидуальность, в Собственные силы, развить оригинальность мышления, прививает вкус.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый
ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок
не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. Разумеется, обучение “особых” детей должно сопровождаться наблюдением со стороны психологов и врачей.
Школьные годы оказывают
значительное влияние на жизнь каждого человека. Развитие индивидуума и формирование его как цельной личности зависит от целенаправленного влияния семьи, от стремления родителей познать и помочь развить качества своего ребёнка, осуществить всестороннее развитие тех
качеств, в результате которых произойдёт определенная компенсация дефектов. Для ребёнка с ограниченными возможностями
школа является одним из важных
микрсоциумов социализации и общения, а также в символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. В специальной школе дети получают среднее и специальное образование в объеме массовой школы, а также духовнонравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку. Родителям детей с ограниченными возможностями необходимо
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Здоровое и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
-9»С«0»9-
уметь правильно взаимосодействовать с ребёнком в процессе его воспитания и обучении, ориентируясь на его проблемы. Л.С. Выготский ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков
познавательной деятельности детей с
отклонениями в развитии растворилось бы
во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности. Другое дело -обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с
психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников,
чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей. У детей с ограниченными возможностями возникают определённые сложности в
обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и
окружающим миром. Во многом это зависит от взрослых, организующих их режим жизни.
Согласно учению Л.С Выготского у детей с ограниченными возможностями есть "зона актуального развития" и "зона ближайшего развития". Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося ребенка - дети активно взаимодействуют со взрослыми и способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли делать с их помощью. У всех
детей с ограниченными возможностями ЗБР более узкая - меньше хотят взаимодействовать, помощь не принимают, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли с взрослыми.У учащихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с повышенной утомляемостью нервной системы ребёнка, а также более легкого возникновения болезненных состояний нервной системы различного генеза. Это дети - «группы риска.», которым нужен специальный индивидуализирующий подход. Так как при дистанционном обучении учащиеся должны самостоятельно изучать дисциплины, то они нуждаются не только в передаче знаний, а в большей мере в помощи при усвоении учебного материала.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим
во
возможностям многом и
дидактическим традиционному, а превосходящий его.
Преимущества обучения для детей это индивидуализация, адаптивность обучения.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность
дистанционного инвалидов очевидны: гибкость и
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Здоровое и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
-9»С«0»9-
индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.
Дистанционное образование,
несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (Портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания (это будет связано с особенностями развития учащегося). Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Специальная учебная среда позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке /
Духовно-нравственное развитие
побуждает ребенка-инвалида, к
самосовершенствованию, к активности. Знание основ религиозных культур, а главное культуры своего народа, поможет ребенку стать счастливым, понять, что такое добро и зло, найти и себя и в окружающем мире
Актуальность внедрения
дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных современных социальных
условиях. При всех явных достоинствах, важнейшим условием успешности
дистанционного обучения ребёнка -инвалида является принятие и поддержка родителями данного вида обучения. Необходимо, чтобы родители не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка.
К сожалению, эта форма обучения только начинает развиваться, а многие родители не понимают целесообразность такой формы обучения, не видят его практического применения в будущем своего ребёнка ,и как следствие, их
незаинтересованность снижает
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Здоровое и оброзование в XXI веке
2013, том 15 [10]
-9»С«0»9-
эффективность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.
Поэтому учитель такого
образовательного учреждения должен обладать значительной компетентностью, работать над качеством образования, а как результат его работы - это успешная образовательная деятельность обучающихся, и дальнейшее их успешное поступление в Высшие учебные учреждения.
-----------£ЧС«С^е----------------
6
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).