Научная статья на тему 'Использование ИКТ на уроках музыки при работе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата'

Использование ИКТ на уроках музыки при работе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА И ДЦП / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / CHILDREN WITH HIA / DISABILITY / CHILDREN WITH LOCOMOTOR DISORDERS AND CEREBRAL PALSY / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY / MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGY / DIGITAL LEARNING RESOURCES / CORRECTIVE TECHNOLOGY / ACTIVITIES IN THE MUSIC-CLASS / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопова А.В., Семенова Д.А.

В настоящей статье рассматриваются возможности применения музыкальных компьютерных технологий (ИКТ) на уроке музыки с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в классе и во внеурочной музыкальной деятельности школьников, выделяется комплекс специальных средств (музыкальнокомпьютерные технологии или МКТ), анализируются виды учебной деятельности с применением МКТ на уроках музыки в контексте использования на уроке с детьми с НОДА. В статье описываются достижимые результаты обучения при использовании МКТ, подчеркивается целесообразность применения МКТ для индивидуально спроектированной работы с учащимися различных возрастов, уровня общих и музыкальных способностей, с особенностями развития, в том числе, с ограничениями здоровья и конкретно, с нарушениями ОДА и ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопова А.В., Семенова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ICT FOR MUSIC LESSONS AT WORK WITH CHILDREN WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

This article is consider ICT in the sphere musical education in school for children with cerebral palsy. It highligts a complex of special media (musical computer technologies or MCT) and analyse types of learning activities at the musical lesson with ICT in a traditional way for children with cerebral palsy. The author offers to the discussion a point of how the ICT and MCT can change the way of learning and make it more effective for children with cerebral palsy. Such consideration of issues is identifies features that suggest us to idea of gradual changing traditional form of activities at the musical lesson and to the idea of appearance a new form and type of it. In the article, we can find describing also achievable results of using this ICT for children with cerebral palsy. The observed data based on a practical work of the author with children for children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ на уроках музыки при работе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»

2016, том 19 [1]

УДК 616-059; 616-054-071.3; 376.112.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

А.В. Торопова, Д.А. Семенова

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 119991, Россия, Москва Аннотация: В настоящей статье рассматриваются возможности применения музыкальных компьютерных технологий (ИКТ) на уроке музыки с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в классе и во внеурочной музыкальной деятельности школьников, выделяется комплекс специальных средств (музыкально-компьютерные технологии или МКТ), анализируются виды учебной деятельности с применением МКТ на уроках музыки в контексте использования на уроке с детьми с НОДА. В статье описываются достижимые результаты обучения при использовании МКТ, подчеркивается целесообразность применения МКТ для индивидуально спроектированной работы с учащимися различных возрастов, уровня общих и музыкальных способностей, с особенностями развития, в том числе, с ограничениями здоровья и конкретно, с нарушениями ОДА и ДЦП. Ключевые слова: дети с ОВЗ, инвалидность, дети с нарушениями ОДА и ДЦП, информационные компьютерные технологии, музыкально-компьютерные технологии, цифровые образовательные ресурсы, коррекционные технологии, виды деятельности на уроке музыки, индивидуализация обучения.

Актуальность и важность осмысления педагогических ресурсов для включения в образовательный процесс всех детей с различными особенностями и ОВЗ нельзя переоценить. В раскрытии педагогических ресурсов профессиональной сферы педагогики музыкального образования необходимо понимать за счет чего может быть осуществлено расширение охвата учащихся и оценить целесообразность введения тестируемых обучающих и развивающих технологий.

Настоящая статья обращена к рассмотрению педагогической проблемы работы с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Специфический ракурс статьи сфокусирован на предметном пространстве музыкального образования, приобщение к которому затруднено у детей с НОДА по «внешним» к сущности взаимодействия человека и музыки обстоятельствам.

Дети с НОДА отлучены от музыкальной деятельности не в силу самого ограничивающего заболевания, а в силу их малой мобильности и отсутствия разработанных музыкально-педагогических технологий обучения таких детей.

Таким образом, несомненна актуальность разработки путей использования музыки и как обучающего, а возможно, и как реабилитационного средства на уроках музыки и в широком социальном контексте принимаемых мер сопровождения развития детей с ОВЗ в гуманистическом обществе. Музыкальное искусство является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями выделилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике и получило название «музыкотерапия» [1; 2; 3; 4; 5].

—--—

~ 55 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

'Значение музыкальных занятий в полноценном личностном развитии и даже коррекции некоторых нарушений ОДА рассматривалось в работах многих специалистов, разрабатывающих вопросы педагогической помощи детям с ДЦП [6; 7].

Музыкальные занятия (особенно занятия вокалом, хоровым пением) способствует развитию речи, качественно влияют на эмоциональный статус, способствует развитию творческих способностей, а иногда и формируют поле для возникновения этих потребностей (например, в пении, движении, игре на музыкальных инструментах). Но несмотря на это, до настоящего времени не разработана полноценная методика общего и дополнительного музыкального воспитания детей с НОДА и ДЦП, учитывающая особенности физического и психического развития таких детей. В специальной литературе вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются не полностью раскрытыми. Особенно важным создание таких методик и учебных программ представляется в свете вступающих в этом году в силу новых ФГОС с разделением образовательных программ по нозологическому признаку и угасанию системы специализированных учреждений для детей с ДЦП. То есть практически каждый учитель в каждой обычной школе будет нуждаться в методических материалах, необходимых для проведения занятий с детьми с ДЦП.

Особая ценность воздействия занятий музыкой заключается в том, что они практически всегда служат источником положительных эмоций, что вызывает у ребенка стимулирование познавательной и творческой активности, стремление к взаимодействию с педагогом. Музыкальные занятия задействуют напрямую эмоциональную часть психики ребенка, что является очень важным для его личностного развития.

Специфика данного контингента, а также каждого конкретного ребенка диктует определенные подходы в методике преподавания. Все основные виды деятельности на традиционном уроке могут претерпевать изменения, обусловленные как особенностями детей, так и общим движением в сторону технологизации обучения. И здесь современные технологические решения

должны помочь нам найти для таких детей пути наиболее эффективного обучения.

Компьютер является универсальным устройством обработки цифровой и, в частности, звуковой информации. Однако компьютер позволяет не только хранить информацию и воспроизводить ее, но и обрабатывать («редактировать»), и создавать. Кроме того, компьютер может и воспринимать информацию: он может «слышать» и анализировать «услышанное», например, выделять основной тон, сравнивать записанный тон с образцом звучания (слуховые тренажеры Musictrainer [8]). Пригоден сегодняшний компьютер и для записи музыки. Для этого нужны соответствующие микрофоны и программы аудио-редакторы (Audacity [9]).

Кроме компьютера в современной музыкальной культуре и образовании широко используются и электронные технологии исполнения. Самой распространенной из них является использование инструментов («синтезаторов»), основой которых является клавишный ввод (аналогичный фортепиано, клавесину) кода звука в соответствии с системой кодирования MIDI. Есть и другие технологии «электронной музыки».

Одной из первых (еще не цифровых) технологий здесь был «терменвокс». В нем звук возникал в соответствии с движениями рук исполнителя в воздухе (без прикосновения к инструменту). Сегодняшним, цифровым аналогом тер-менвокса являются кинестетические синтезаторы, использует некоторые принципы безкон-тактного управления звуком и в современном инструменте саундбим (soundbeam [10]).

Говоря об общих технологических решениях в образовании в целом, необходимо сказать, что современная образовательная среда требует создания специальных виртуальных зон взаимодействия, где ученик и учитель могут находится в едином информационном пространстве. При этом оно не привязано, по сути, ни ко времени, ни к месту. Для учеников с ОВЗ, и конкретно для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата - такая среда дает непревзойденные возможности: отслеживания родителями результатов образовательного процесса; возможность асинхронного подхода (при обострении заболевания ребенок перестает учиться, при нормализации состояния начинает проходить материал

—--—

~ 56 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

ускоренными темпами); доступность контента для многократного обращения, вне зависимости от реального присутствия или отсутствия на уроке; возможность контактировать с учителем на расстоянии в режимах он-лайн, офф-лайн, разовой консультации, неформального общения и т.п.; показ своих достижений, представление творческих результатов на мероприятиях, выставках и т.п. возможное в дистанционном режиме.

Одной из важных форм общения учителя с учениками на уроке является рассказ учителя: о музыке и музыкантах, о жанрах и стилях, об истории музыки и т.п.

В данном случае ИКТ (проектор, экран, программы для создания мультимедиа) сделают возможным проведение подобных бесед максимально качественными, наглядными, яркими и образными, что является необходимым для детей с НОДА для полноценного восприятия и насыщения их слухового и эмоционального компонентов дефицитарной функции - общения. Ведь несмотря, но то, что прямого нарушения слуха и эмоциональной сфер нет, однако отсутствие начиная с раннего возраста необходимого количества стимулов из-за ограничения в движении приводит, как правило, к их недостаточной разработанности и минимальному объему удержания объектов в поле восприятия.

Очень существенно инструменты МКТ помогают и учащемуся в его рассказе о музыке. Для детей с ДЦП, у которых нет возможности в режиме прямого общения сделать сообщение-рассказ по тематике урока по причине плохого качества речи, тяжелых физических ограничений, например сильная спастика из-за волнения при публичном докладе перед реальной аудиторией, использование аудио-записывающих программ, программ для создания презентаций, видео-роликов сделает возможным представление работы ученика другим, а с использованием интернет-технологий подкастинга и школьной информационной среды делают возможным и общение учеников и учителей по поводу этого сообщения и вне урока.

Такой вид учебно-музыкальной деятельности как слушание музыки становится более активным и разнообразным. Возможность целостного восприятия музыкального произведения,

как и вообще восприятие нового предмета как целостного объекта у детей с НОДА и ДЦП часто бывает затруднено [11]. К тому же, из-за того, что внимание таких детей часто бывает сильно рассеяно, трудно поддерживать должный уровень внимательного восприятия произведений. С помощью компьютерных технологий появляется возможность создать этот поддерживающий контекст. Например, параллельно с музыкой видеть творчество дирижера, отдельных исполнителей в оркестре, слышать их партии. Или, к примеру, видеть проигрывание нотной партитуры в нотном редакторе. При этом, в частности, используются некоторые возможности программ-нотаторов (Finale [12], Sibelius[13]). Они помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру, начав с пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала перейти к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания, т.е. к грамотному восприятию нотных текстов: осознанию строения музыкальных мотивов, фраз и форм, пониманию фактуры и драматургии, агогики и динамики в музыке, что приведет к восприятию музыкального произведения в целом как объемного целостного объекта, что одновременно решит и коррекционную задачу по сенсорной интеграции.

Другим способом необходимым для детей с рассеянным вниманием является прослушивание мелодий с одновременной визуализацией звучания через просмотр в MIDI-секвенсерах. Это не мешает воспринимать музыку эмоционально-образно, но на первом этапе позволяет соотнести изображение и звучание в одновременности, что дает возможность понять структуру музыкального произведения и расшифровать многие неочевидные для простого «прослушивания» составляющие. Таким образом, мы создаем некие вехи в развитии музыкального сознания учащегося, помогающие организовать восприятие и внимание.

Одной из традиционных форм работы на уроке музыки в школе является исполнение песен. Для детей с ДЦП вокал представляет огромное поле возможностей для сочетания музыкальной и коррекционной работы. Часто вокализация является той основой, из которой потом разовьется речь ребенка. То есть занятие музыкой создают благоприятные, стимулирующие условия

—--—

~ 57 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

для появления речи. Эффект «обратной связи» (возможность быстро услышать результат своего исполнения) позволит учителю и ученикам совместно находить ошибки и добиваться наилучшего результата. Важно и то, что ребенок может записывать, анализировать и добиваться наилучшего звучания самостоятельно. Такая работа развивает рефлексивные уровни самосознания, самокоррекции, но одновременно является абсолютно художественной задачей.

Возможности звукозаписи, редактирования, наложения звука, караоке, позволяют коллективам учащихся записывать короткие отрывки отдельных партий, а потом создавать из них целые произведения. При это отрабатываются и такие мета-способности, как планирование свой деятельности, самооценка, способность к совершенствованию индивидуальной и коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Традиционным и одним из самых важных и любимых детьми видов деятельности на уроке является музицирование на простейших музыкальных инструментах (например, шумовых). Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование также значительно активизирует ритмическое чувство детей, которое развивается в процессе проигрывания знакомых песен на ложках, бубнах, маракасах, при исполнении ритмического аккомпанемента к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Работа с компьютерными интерактивными тренажерами, которая возможна даже без участия учителя и направлена на развитие чувства ритма, способствует отработке навыков и поддерживает ту учебную деятельность, которая начата на уроке. Обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентацию и слуховое внимание, что служит и решению некоторых коррекционных задач и межпредметных компетенций, важных в обучении по многим другим предметам.

Использование подобных программ означает также, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания своих аудиозаписей или реального исполнения. Для детей с сильным затруднением в движении и особенно нарушениями мелкой моторики, становится возможным создать свою запись пусть

даже очень простой мелодии. Более того, для ребенка становятся возможными инструментовка и элементы аранжировки. Здесь важно отметить то, что ребенок приобщается к очень важному состоянию «творца», то есть ученик, находясь в активной творческой позиции становится успешным, приобретает значимость в собственных глазах и глазах учителя и окружающих.

Большое значение для детей с ДЦП имеет развитие моторики. Известны методические разработки по обучению игре на фортепиано детей с ДЦП, которые позволяют детям разучивать и играть музыкальные пьесы. Автор статьи (Семенова Д.А.) является одним из авторов компьютерного курса «Я играю на рояле» для детей с ДЦП. Курс посвящен обучению игре на клавишном инструменте, основам нотной грамотности, развитию чувства ритма и обогащению культурного музыкального кругозора. На основе курса проведен эксперимент по обучению игре на фортепиано таких детей в начальной и средней школе. Накоплен определенный опыт по работе в очно-дистанционной и только дистанционной форме с детьми рассматриваемого контингента и в целом с детьми ОВЗ. Игра на музыкальном инструменте, музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность, музыкально-ориентированная деятельность в дистанционном режиме становятся возможными для детей с НОДА и ДЦП.

Подводя итоги, мы можем констатировать, что ИКТ на уроках музыки для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут содействовать как достижению традиционных целей и результатов обучения на уроке музыки, так и выработке новых умений и навыков, важных в коррекционной работе (решение задач сенсорной интеграции, создание условий для достижения состояния творческого успеха), а также формированию новых общих компетенций и представлений у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Юрайт, 2016.

—--—

~ 58 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

4. Торопова А.В., Львова Т.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. М.: ООО «Ритм», 2012.

5. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972.

6. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989.

7. Медников В.В. Основы компьютерной музыки. -СПб.: Изд. БХВ, 2003.

8. Music trainer. - Код доступа: http: //musictrainer. rickbales.com/

9. Audacity. - Код доступа: http ://audacity. sourceforge.net/

10. Soundbeam. - Код доступа: http ://www. soundbeam. co .uk/

11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.

12. Finale. - Код доступа: http://www.finalemusic.com/notepad/

13. Sibelius. - Код доступа: http ://www. sibelius. com/home/index flash.html

USE OF ICT FOR MUSIC LESSONS AT WORK WITH CHILDREN WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Toropova A. V., Semenova D.A.

Moscow State Pedagogical University, Moscow, 119991, Russian Federation

Annotation. This article is consider ICT in the sphere musical education in school for children with cerebral palsy. It highligts a complex of special media (musical computer technologies or MCT) and analyse types of learning activities at the musical lesson with ICT in a traditional way for children with cerebral palsy.

The author offers to the discussion a point of how the ICT and MCT can change the way of learning and make it more effective for children with cerebral palsy. Such consideration of issues is identifies features that suggest us to idea of gradual changing traditional form of activities at the musical lesson and to the idea of appearance a new form and type of it. In the article, we can find describing also achievable results of using this ICT for children with cerebral palsy. The observed data based on a practical work of the author with children for children with cerebral palsy.

Key words: children with HIA, disability, children with locomotor disorders and cerebral palsy, information and computer technology, music and computer technology, digital learning resources, corrective technology, activities in the music-class, individualization of learning.

REFERENCES

1. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihoterapiya: teoriya i praktika. M.: VLADOS, 1999 (in Russian)

2. Medvedeva E.A. Muzykal'noe vospitanie detej s problemami v razvitii i korrekcionnaya ritmika. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002 (in Russian)

3. Toropova A.V. Muzykal'naya psihologiya i psi-hologiya muzykal'nogo obrazovaniya. M.: YUrajt, 2016 (in Russian)

4. Toropova A.V., L'vova T.V. Opyt muzykanta v psi-hologicheskoj reabilitacii detej s psihosomaticheskim profilem lichnosti. M.: OOO «Ritm», 2012 (in Russian)

5. Semyonova K.A., Mastyukova E.M., Smuglin M. YA. Klinika i reabilitacionnaya terapiya detskih cerebral'nyh paralichej. M.: Medicina, 1972 (in Russian)

6. Arhipova E.F. Korrekcionnaya rabota s det'mi s cere-bral'nym paralichom (dorechevoj period). M., 1989 (in Russian)

7. Mednikov V.V. Osnovy komp'yuternoj muzyki. -SPb.: Izd. BXV, 2003 (in Russian)

8. Music trainer. - Kod dostupa: http://musictrainer.rick-bales.com/

9. Audacity. - Kod dostupa: http://audacity.source-forge.net/

10. Soundbeam. - Kod dostupa: http ://www. soundbeam. co .uk/

11. Mamajchuk I.I. Psihokorrekcionnye tekhnologii dlya detej s problemami v razvitii. SPb.: Rech', 2006 (in Russian)

12. Finale. - Kod dostupa: http://www.finale-music.com/notepad/

13. Sibelius. - Kod dostupa: http://www.sibe-lius.com/home/index flash.htm

—--—

~ 59 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.