Научная статья на тему 'Перспективы использования элементов Web 2. 0 в процессе обучения студентов медицинских вузов'

Перспективы использования элементов Web 2. 0 в процессе обучения студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
469
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 2.0 / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ WEB 2.0 В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION / INTERNET TECHNOLOGY / MEDICAL EDUCATION / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буханова Наталия Валентиновна, Чемезов Сергей Александрович, Таптыгина Елена Викторовна, Павленко Елена Владимировна, Жарылкасынова Гавхар Жанузаковна

В статье рассматривается возможность использования элементов web 2.0 в высшем медицинском образовании. Авторы считают, что студенты медицинских вузов готовы к использованию Интернет технологий в обучении, что позволит улучшить качество преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буханова Наталия Валентиновна, Чемезов Сергей Александрович, Таптыгина Елена Викторовна, Павленко Елена Владимировна, Жарылкасынова Гавхар Жанузаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of use of the elements of Web 2.0 in the training of the medical students1The University of Alberta2The Urals State Medical University3The Krasnoyarsk State Medical University

The article discusses the use of web 2.0 technology in higher medical education. The authors believe that the medical students are ready to use Internet technologies in their training and it will improve the quality of teaching.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования элементов Web 2. 0 в процессе обучения студентов медицинских вузов»

Электронным научно-ойрдзоб«тел«?нь/ч

Веещни»

Здоровье и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

PROSPECTS OF USE OF THE ELEMENTS OF WEB 2.0 IN THE TRAINING OF THE MEDICAL STUDENTS

Bukhanova N. V.,1 Shemezov S.A.,2 Taptygina E. V.,3 Pavlenko E. V.,4 Jarylkasynova G. J.5, Juldacheva R. U.5

The University of Alberta,1, The Urals State Medical University2, The Krasnoyarsk State Medical University3, Urals State Pedagogic University4, Bukhara’s State Medical Institute5.

The article discusses the use of web 2.0 technology in higher medical education. The authors believe that the medical students are ready to use Internet technologies in their training and it will improve the quality of teaching.

Keywords: e-learning, distance education, Internet technology, medical education, social networks, Web 2.0.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ WEB 2.0 В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Буханова Н.В.,1 Чемезов С.А.2 Таптыгина Е.В.3 Павленко Е.В.4 ЖарылкасыноваГ.Ж.5, ЮлдашеваР.У.5

Университет Альберты, Эдмонтон, Канада1, Уральский государственный медицинский университет2, Красноярский государственный медицинский университет3, Уральский государственный педагогический университет4, Бухарский государственный медицинский институт5.

В статье рассматривается возможность использования элементов web 2.0 в высшем медицинском образовании. Авторы считают, что студенты медицинских вузов готовы к использованию Интернет технологий в обучении, что позволит улучшить качество преподавания.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, информационные технологии, высшее медицинское образование, социальные сайты, технология web 2.0 в медицинских вузах.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

Здоровое и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

С овременные методики преподавания в высшем профессиональном медицинском образовании подразумевают использование инновационной педагогики, компетентности преподавателей и студентов в области информационных технологий, в том числе в применении электронного обучения, дистанционных технологий. Во многих странах мира в медвузах широко используются интерактивные обучающие среды Moodle, интерактивные практикумы (Second Life и др.) [9], клинические презентации с видео- и аудиоматериалами [10]. Американские студенты в 56% указали, что предпочитают получать информацию через интернет [6]. Американские вузы все шире используют социальные сети в дополнение к официальным сайтам -Facebook (98%), YouTube (86 %), Twitter (84 %), блоги [5].

Литературные обзоры показывают, что студенты-медики в Европе и Северной Америке хорошо знакомы с технологиями Web 2.0 и активно пользуются ими как в личных, так и в профессиональных целях. Многие исследователи утверждают, что внедрение технологии Web 2.0 в образовательную программу медицинских вузов позволяет перевести подготовку врачей на новый уровень, улучшает взаимодействие между студентами и преподавателями, повышает

заинтересованность студентов в учебе и улучшит их итоговые знания [8, 11].

По данным отечественных

исследователей, в социальных сетях авторизовано до 96% молодежи, что делает реальным использование элементов технологии Web 2.0 [1]. Перспективы

использования технологий Web 2.0 в медицинских вузах России в настоящее время мало изучены и освещены в отдельных публикациях [3]. В тоже время известно, что в России социальную сеть «В контакте» ежедневно посещают 30 млн. пользователей, «Одноклассники» 22 млн., в сетевой портал «ГасеЬоок» заходят 13 млн. человек [2] .

Нами была поставлена цель установить готовность студентов и преподавателей медицинских вузов к использованию в обучении технологии Web 2.0, предусматривающей использование

специализированных учебных сайтов, ведение блогов, активное общение с сокурсниками и преподавателями вне аудитории, в том через сайты социальных сетей. Исследование степени владения интернет-ресурсами студентами и преподавателями, в т.ч. использования социальных сетей, профессиональных сообществ, программ для видеосвязи и т.д., в виде анкетирования проводилось в КрасГМУ (г. Красноярск), БухГМИ (Узбекистан), УГМА (г. Екатеринбург).

~2 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Здоровое и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

Анкету заполнили 184 студента и 69 преподавателей. Преподаватели были как с клинических, так и с теоретических кафедр, занимающихся как со студентами, так и с интернами и курсантами факультета

повышения квалификации. Студенты были с 1-го по 6-й курс лечебного и

педиатрического факультета КрасГМУ, а так же с 1-го по 7-ой курс БухГМИ, что

позволило оценить изменения предпочтений по использованию Интернет-ресурсов от младших курсов к старшим.

Установлено, что студенты медвузов хорошо знакомы с большинством социальных сайтов и посещают их с активностью от нескольких раз в день до одного раза в месяц (таблица 1 и 2).

Таблица 1. Знание студентами социальных сайтов

ВКонтакте % Мой Мир % Одноклассники % Facebook % Twitter %

Слышал только название 3.9 18.2 17.6 22.3 26.5

Знаю хорошо 29.6 2G.G 34.7 31.8 29.5

Ориентируюсь свободно 52.5 11.8 15.3 11.2 13.3

Таблица 2. Частота посещения студентами социальных сайтов

Частота, не менее ВКонтакте % Мой Мир % Одноклассники % Facebook % Twitter %

1 раз в день 37.4 4.8 7.4 6.4 1G.2

Несколько раз/день 35.7 4.2 7.4 18.5 19.1

1 раз в неделю 7.6 18.2 18.9 11.5 12.1

1 раз в месяц 2.9 7.9 12.6 7.G 3.2

В связи с тем, что студенты медвузов часто вынуждены перемещаться из учебных корпусов на клинические базы, было решено проверить, насколько удобно для них получение объявлений, расписания через интернет (таблица 3).

Таблица № 3. Предпочтения студентов в способе получения расписания, объявлений

На моб. тел. Очно Печатный вид Няє- mail ВКС Образов. сайт Соц. сети

Желаемый способ 32.1 64.9 63.1 39.9 21.4 26.2 21.4

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518

з

Электронном

Вссщник

Здоровье и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

%

Реально % 29.2 68.5 58.3 15.5 0.6 7.7 26.2

(пособия, лекции) на Интернет-ресурсах (таблица 4).

Нами так же было проверено, насколько готовы современные студенты медвузов получать учебную информацию

Таблица 4. Предпочтения студентов в получении учебной информации.

Очно На е-шаіі Смартфо н ВКС Соц. сайт уч. сайт

Пожелания 64.9 39.9 32.1 21.4 21.4 26.2

Реально 81.9 28.1 33.3 7.6 28.7 19.3

Для получения информации о возможности проведения вебинаров и консультаций для студентов очной и заочной формы обучения, было проверено владение

Таблица 5. Знание студентами 1-6-го курса программ для видеосвязи

студентов разных курсов программами для видеосвязи (Бкуре, М-агент и т.д.) (Таблица

5).

Курс 1 2 3 4 5 6

Впервые слышу 2,94 5,56 18,75 0,00 10,00 10,53

Слышал только название 5,88 5,56 6,25 0,00 15,00 0,00

Немного знаю 17,65 22,22 0,00 15,38 20,00 31,58

Знаю хорошо 23,53 33,33 18,75 30,77 40,00 57,89

Ориентируюсь свободно 50,00 33,33 56,25 53,85 15,00 0,00

Сумма: 100,0 0 100,0 0 100,00 100,00 100,00 100,00

Установлено, что социальные сети и приложения для ВКС-связи студенты используют преимущественно в личных

целях, не связанных непосредственно с учебой (таблица 6 ).

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

4

Здоровье и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

Таблица 6. Цель визита у студентов на социальные сайты

ВКонтакте Мой мир Однокласс ники Wiki Твиттер Facebook ВКС

В личных целях (%) 79,5 40.8 55.1 39.01 40.9 41.3 63.9

В профессионал ьных (%) 16.9 5.1 4.8 24.11 3.4 4.7 27.1

Проведенное нами исследование показало хорошую информированность студентов в отношении популярных социальных сетей, активное их использование и готовность применять Интернет ресурсы в учебном процессе. При этом, при опросе 45,7% студентов и 74,2 % преподавателей хотели бы использовать

дистанционные обучающие технологии, и 26,2% уже имеют опыт дистанционного преподавания. Логика обследования продиктовала необходимость выяснить мнение преподавателей о том, как повлияет на качество обучения студентов перевод части традиционных курсов на преподавание on-line (таблица 7).

Таблица 7 Ожидаемое качество от применения интернет-методик в процессе обучения в медвузах.

Заинтересованность в учебе Итоговые результаты

Мнение ППС Очная форма Заочная Очная форма Заочная

Улучшится 20.7 36.4 20.7 22.2

Не изменится 44.8 40.9 30.1 55.6

Ухудшится 34.5 22.7 48.3 22.2

Выводы:

Проведенные исследования показали, что для поддержания высокого уровня передачи знаний студентам при получении высшего медицинского образования, помимо традиционной аудиторной методики преподавания, возникла потребность в

получении и обмене информацией в режиме on-line. Для студентов интернет является привычной коммуникативной средой, что облегчает внедрение новых технологий, в частности, Web 2.0, в учебный процесс.

Студенты в целом положительно относятся к обучению on-line и хотят

~5~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

Здоровье и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использовать Интернет-технологии в образовательном процессе. О готовности студентов и преподавателей использовать Интернет-технологии свидетельствует, в

частности активное посещение ими социальных сайтов, передача учебной

информации на e-mail и т.п. В то же время, к

настоящему моменту, социальные сети используются участниками

образовательного процесса в основном в личных целях, а у преподавателей

существует настороженное отношение к Интернет-технологиям в плане повышения итоговых знаний обучающихся.

Установлено, что при активном использовании студентами и

преподавателями программ для видеосвязи, этот способ предоставления информации не используется в настоящее время для проведения вебинаров для студентов медвузов как заочной, так и очной формы обучения. Использование видеосвязи для проведения вебинаров и других форм работы со студентами заочного и очного обучения в медвузах России станет возможным только после принятия Министерством образования и науки новой методики применения дистанционных обучающих технологии [4].

Установлено, что преподаватели ожидают положительный эффект в виде улучшения заинтересованности в обучении и улучшении итоговых результатов от внедрения on-line курсов, преимущественно у студентов заочной формы обучения, и проявляют настороженность к

преподавания преподавателям web 2.0, что

использованию данной технологии у студентов очной формы, ожидая в 33.4 -48.3% снижения качества обучения.

В перспективе доступность сети Интернет, нормативно-правовое обеспечение ДОТ, знание возможностей сетевых электронных курсов и методики на них, позволят использовать технологии повысит эффективность усвоения материалов и заинтересованность среди курсантов и студентов. В качестве одного из способов повышения информационной компетенции

преподавателей мы предлагаем обучение ППС и аспирантов на цикле “Информационные компетенции в науке и образовании” в рамках программы ДПО “Преподаватель высшей школы”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пестрякова И.А. Интернет-зависимость

молодежи от социальных сетей как проблема современности/И.А. Пестрякова

//Международный научноисследовательский журнал. - 2012.

[Электронный ресурс].-Режим доступа: ИйрУ/гевеагсИ-

] оигпа1 .ог^еаШгеё/ боС а1/т1егпе1;-2ау1 в1тов1;-

то1оёе2Ы-о1;-8ос1а1пух-8е1е_]-как-ргоЬ1ета-

БоугетеппоБ^/

2. Шумакова, Е. В. Воспитательное

пространство социальных сетей

интернета/Е.В.Шумакова

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

6

Здоровье и оброзование в XXI веке

2013, том 15 [12]

//Профессиональное образование. Столица. -2011.-№ 6.-С.39-40.

3. Саттарова О.Е. Методологические

подходы к использованию дистанционных образовательных технологий в

профессиональной подготовке специалистов фармацевтического профиля, автореферат д-ра фармац, наук, Перм. гос. фарм. академ. Пермь, 2012, [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://medical-

diss.com/medicina/metodologicheskie -

podhody-k-ispolzovaniyu-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsiali#ixzz2hWABBCUX

4. Проект приказа о Порядке применения

организациями, осуществляющими

образовательную деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic

_id=22&sid=29079

5. Barnes N.G., Lescault A.M. Social Media Adoption Soars as Higher-Ed Experiments and Reevaluates Its Use of New Communications Tools/ [el. res.]

http://www.umassd.edu/cmr/studiesandresearch/

socialmediaadoptionsoars/

6. Giordano C. Health professions’ students use of social media./C. Giordano, Cr.Giordano // Journal Allied Health.- 2011.-№ 40.-P. 72-81.

7. Cheston C.C., Flickinger T.E., Chisolm M.S. Social Media Use in Medical Education: A Systematic Review// Academic Medicine.-2013.-Vol. 88, N. 6.-P. 893-901.

8. Hollinderbaumer A., Education 2.0 - How has social media and Web 2.0 been integrated into medical education? A systematical literature review A. Hollinderbaumer, Hartz T., Uckert F.//GMS Zeitschrift fur-Medizinche Ausbildung 2013.- Vol. 30, N1.- Doc 14. [el. res.].- режим доступа:

http://www.egms.de/en/journals/zma/2013-

30/zma000857.shtml

9. Kidd L. I. Effectiveness of a Second Life® Simulation as a Teaching Strategy for Undergraduate Mental Health Nursing Students/ L. I. Kidd, S. J. Knisley, K. I. Morgan// Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. July 2012 - Vol. 50, Issue 7.-P. 28-37.

10. McGee J.B. What medical educators need to know about ‘‘Web 2.0’’/ J.B. McGee, M. Begg.// Med. Teach.- 2008.-V. 30 № 2.-P.164-169.

11. McLean R., The effect of Web 2.0 on the future of medical practice and education: darwinian evolution or folksonomic revolution? R. McLean, Richards B.H., Wardman J.I. // MJA - 2007.- Vol 187, N 3.- P.174-177.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.