current state of development of education, justifies the directions of improvement of the paradigm of higher education development, deepens its link with the practice of market transformations, normative coherence with European standards, achievements and prospects in terms of integration to the European educational system.
Keywords: higher education, professional growth, personality, integration, European standards, the latest information technologies, globalization.
REFERENCES
1. Zahalni zbory NAPN Ukrainy 16.11.2018 r. «Problemy modernizatsii zmistu osvity v umo-vakh reformuvannia ukrainskoi shkoly».
2. Bulavenko S. D., Padalka O. S., Shpak O. T.. Ekonomichna kultura uchniv: navchalnyi posib-nyk. - K: Vyd-vo NPU imeni M. P. Drahoma-nova, 2012. - 425 s.
3. Kulishov V. V. Stratehiia rozvytku Ukrainy v umovakh hlobalizatsii // Ekonomichnyi analiz. Zb. Nauk. prats. - Vyp. 12. - Ch. 1. - Te-rnopil, 2013. - S. 175-178.
4. Vachevskyi M. V. Osnovy ekonomiky. Navchalnyi posibnyk / M. V. Vachevskyi, V. M. Madzihon ta in. - K.: Pedahohichna dum-ka, 2007. - 612 s.
5. Natsionalna stratehiia rozvytku osvity v Ukraini na 2012-2021 roky: Ukaz Pre-zydenta Ukrainy № 344/2013 vid 25 chervnia 2013 [Elektronnyi resurs]. - Rezhym dostupu: http:// www. prisident.gov.ua/.
6. Padalka O. S. Ekonomika osvity ta up-ravlinnia: posibnyk. - K.: Pedahohichna dumka, 2012 - 184 s.
7. Morozov V. Uprovadzhennia novitnikh informatsiinykh tekhnolohii u suchasnyi peda-hohichnyi dyskurs // Vyshcha osvita Ukrainy. -2013. - № 2. - S. 54-58
8. Vyshynska H. Informatyzatsiia yak diis-nist ta perspektyvna tendentsiia rozvytku osvity // Filosofski abrysy suchasnoi osvity: monohrafiia [za zah. red. I. Predborskoi]. - Sumy: VTD «Universytetska knyha», 2006. - S. 148-189.
9. Kolomiiets A. M. Informatsiina kultura yak osnova profesionalizmu pedahoha [Elektron-nyi resurs] / A. M. Kolomiiets, D. I. Kolomiiets //
Problemy suchasnoi pedahohichnoi osvity: peda-hohika i psykholohiia. Zb. nauk. prats. - Vyp. 33 -Ch. 2. - 2011. - Rezhym dostupu: http://www. nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/pspo/2011_33_2/ Kolomiec.pdf.
Н. Н. Доненко
УДК 371
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
ФАДДЕЯ УСПЕНСКОГО
Н еобходимость изучения педагогического наследия, оставленного православными просветителями, обусловлена возможностью его применения в современной системе образования. Это аргументируется тем, что сегодня особую актуальность приобретает возращение к концептуальным основам многовековой традиции национального обучения и воспитания, построенных на скрижалях духовности и морали.
Обращение к дидактическому наследию православных священнослужителей на современном этапе развития отечественного социума и образования как одного из ключевых общественных институтов, по нашему мнению, способствует включению его в современное образовательное пространство и новейшие педагогические концепции.
Одним из ярчайших представителей православного духовенства конца Х1Х - первой четверти ХХ вв. является архиепископ Фаддей Успенский, чье дидактическое наследие представляет значимую теоретическую и практическую ценность для развития современной православной и светской педагогики. По словам Т. В. Ковырзиной, «обращение к творчеству священномученика Фаддея (Успенского), к особенностям его педагогической
мысли обусловлено теми задачами, которые стоят перед современной православной педагогикой» [6, с. 54].
Основой дидактических идей владыки Фаддея стала многолетняя практика педагогической деятельности в разнообразных образовательных учреждениях, ее анализ и осмысление, а мотивацией к созданию педагогических трудов - стремление совершенствовать существующие системы образования и профессиональной подготовки учителей.
В течение всей своей жизни Фаддей Успенский активно занимался преподавательской деятельностью. Талантливый педагог, святитель, магистр богословия был преподавателем логики, философии и дидактики в Смоленской духовной семинарии, работал инспектором в Минской духовной семинарии, наряду с чем выполнял обязанности преподавателя Священного Писания, преподавал основы догматического и нравственного богословия, сочетая данную деятельность с работой инспектора в Уфимской духовной семинарии, а также был ректором Олонецкой духовной семинарии [3].
Главный педагогический труд священ-номученика Фаддея - книга «Записки по дидактике». Она вышла в свет в 1902 г. в Уфе и впервые была переиздана в 2003 г. в Твери Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» [6].
«Записки по дидактике» владыки Фаддея, по словам самого автора, создавались не как систематический и универсальный учебник по педагогике. Их цель - проанализировать фундаментальные проблемы, выявить существенные недостатки учебной и воспитательной работы в приходских школах и наметить наиболее эффективные способы их решения. Данный педагогический труд созда-вался как пособие для педагогов.
По мнению М. А. Егоровой, «опираясь на труды святителя Феофана Затворника, К. Д. Ушинского, других представителей отечественной педагогики (а. Фаддей Успенский), разъяснял и развивал смысл и способы духовно-нравственного воспитания и образования» [4, с. 180].
По словам владыки Фаддея, «Записки» не представляют собой цельного курса педагогики и дидактики, однако в книге затронуты наиболее важные вопросы образовательной деятельности и воспитательной работы в церковноприходской школе. Главной задачей автора было помочь учителям разобраться в спектре многочисленных и, по мнению владыки Фаддея, нередко неправильных педагогических теорий и взглядов на воспитание и обучение, а также научить педагогов более сознательно и ответственно подходить к своему делу [7].
К. М. Гринько подчеркивает, что «архимандритом Фаддеем впервые была выстроена единая модель преподавания. Базой курса, согласно этому методическому пособию для учителей, было преподавание основ христианской веры, на которую накладывается преподавание иных дисциплин, таких как русский язык, арифметика, природоведение, экспериментальная психология, сельское хозяйство и гигиена. Он разрабатывал и вводил новые приемы дидактики, методики, чтобы облегчить и преподавательский, и ученический труд, сократить время, необходимое для усвоения предметов. Особое значение в деле народного просвещения он отводил роли святоотеческого наследия, подвижнических писаний святых отцов» [2, с. 56].
Структура «Записок по дидактике» представлена вступлением и тремя основными частями. Во вступлении представлены две актовые речи епископа Фаддея, произнесенные им на педагогических курсах. Первая часть труда называется «Общая дидактика». В ней изложены основные положения православной педагогики (задачи начальной школы, значение приходских школ, понятие и виды воспитания, христианская мораль как основа воспитания, темперамента учащихся, необходимые черты учителя, общие атрибуты учебного процесса, формы обучения, значимость методической работы педагога, важность дисциплины учащихся). Во второй части представлена методика Закона Божия с прикладным курсом, а в третьей - методика преподавания славянского языка с практикумом [7].
«Записки по дидактике» епископа Фаддея Успенского представляют собой анализ фундаментальных проблем учебной и воспитательной работы в начальной школе и определяют наиболее эффективные методы по их решению.
В дидактическом труде архиепископа Фаддея отражены такие методологические аспекты:
- сущность начального образования, основная цель задачи начальной школы;
- необходимость осуществления воспитания в рамках образования подрастающего поколения в школе;
- разработка воспитательной концепции;
- система взглядов архиепископа относительно сущности и специфики подготовки педагогических кадров;
- формирование профессионально-психологического портрета «настоящего учителя» (современным языком: перечень профессионально значимых компетенций и личностных качеств педагога, а также путей их формирования).
В своем дидактическом труде святитель Фаддей подчеркивал, что учебный процесс обязательно должен идти по определенной методологии, сущность которой заключается в исключении ошибок в преподавании.
Особое место в труде «Записки по дидактике» занимает воспитательная концепция, разработанная автором. Фаддей Успенский рассматривает теоретические аспекты воспитательной работы, приводит анализ педагогических идей выдающихся зарубежных педагогов относительно проблем воспитания, формулирует дефиницию воспитания как процесса, понимая под ним «развитие сил воспитанника» [7, с. 18], и его основную цель: воспитать в душе воспитанника свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действия [1]. Кроме того, автор подает спектр видов и форм воспитания, основными из которых являются, по его мнению, физическое и духовное.
В своем дидактическом труде «Записки по дидактике» архиепископ Фаддей акценти-
ровал, что только христианская модель образования способна совместить гуманистический подход с всесторонним развитием личности. Только христианское воспитание может дать обучающемуся полноценное счастье, так как оно абсолютно соответствует человеческому естеству.
Безусловно, основным трудом в системе дидактического наследия владыки Фаддея Успенского является книга «Записки по дидактике», однако нельзя утверждать, что его педагогические взгляды и воззрения сосредоточены лишь в ней. Широкий спектр педагогических идей и взглядов относительно совершенствования системы образования, подготовки учителей и воспитания подрастающего поколения отражен также в многочисленных зафиксированных и сохранившихся беседах и проповедях архиепископа [5].
По словам М. А. Егоровой, «педагогические воззрения архиепископа Фаддея принципиально отличны от краеугольных положений атеистической педагогики и свидетельствуют, сколь велика и трагична по своим разрушительным последствиям оказалась утрата ценностной ориентации отечественной педагогической мысли, основанной на православной вере» [4, с. 183].
Изучение педагогического наследия свя-щенномученика Фаддея (Успенского) показало, что оно не потеряло своей актуальности и может быть чрезвычайно полезным для построения новой стратегии преподавания богословских дисциплин и системы подготовки учителей в учреждениях профессионального педагогического образования. В данном контексте целесообразно привести афористическую цитату М. А. Егоровой: «Возвращение в сокровищницу отечественной педагогики наследия архиепископа Фаддея (Успенского) -промыслительный знак времени» [4, с. 184].
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу дидактического наследия священномученика Фаддея Успенского, архиепископа Тверского. В исследовании основное внимание сосредоточено на изучении педагогического труда Фаддея Успенского «Записки по дидактике». В ра-
боте приводится анализ структуры методического пособия для учителей владыки Фаддея, отмечены основные методологические аспекты его дидактического труда. В статье актуализируется значение дидактического наследия Фаддея Успенского для современной педагогической науки и практики.
Ключевые слова: Фаддей Успенский, дидактическое наследие, педагогические идеи, дидактический труд, система воспитания, пути совершенствования системы образования, проблема подготовки учителей, православное духовенство.
SUMMARY
The article is devoted to the analysis of the didactic heritage of the Faddei Uspensky, Archbishop of Tver. The study focuses on the study of the pedagogical work of Faddei Uspensky's «Notes on didactics». The paper presents an analysis of the structure of the Handbook for teachers of Bishop Faddei, the Фаддея, архиепископа Тверского // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного main methodological aspects of his didactic work. The article actualized the value of the didactic heritage of Faddei Uspensky for modern pedagogical science and practice.
Key words: Faddei Uspensky, didactic heritage, pedagogical ideas, didactic work, the system of education, ways of improvement of the education system, the problem of teacher training, Orthodox clergy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова Г. З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии Святителей Феофана, Вышенского Затворника, и Фаддея (Успенского) // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 5. -С. 192-197.
2. Гринько К. М. Педагогическая детель-ность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - начале ХХ вв. [Электронный ресурс]. - URL: http://rus-istoria.ru/ component/ k2/item/.
3. Дамаскин (Орловский), иером. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872-1937). - Тверь, 1997.
4. Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. - 2007. - Вып. 2. - С. 179-184.
5. Ковалева И. И., Хайлова О. И. Проповеди священномученика университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - 2012. - № 6 (49). - С. 47-64. [Электронный ресурс]. - ияЬ: [Ъир:// www.pravo-slavie.ru/58073.html].
6. Ковырзина Т. В. Священномученик Фаддей (Успенский) о роли православного воспитания // Вестник ПСТГУ. - 2010. -Вып. 3 (18). - С. 54-57
7. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Книга II. Записки по дидактике. - Тверь, 2003. - С. 10-11.
С. И. Беленцов
УДК 371.016
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТРУДАХ НЕМЕЦКОГО ПЕДАГОГА ГЕНРИХА ШАРРЕЛЬМАНА
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант №17-06-00013-
ОГН\19)
) настоящее время определяющим фактором гуманизации образования является утверждение человеко-ориентированной парадигмы в педагогике, характеризующей проблемы образования исходя из целостного восприятия ребенка, направленностью на его многостороннее развитие, создание благоприятных условий для его самореализации.