Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДЕКРЕТА О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В БЕЛОРУССКОЙ ССР'

ЗНАЧЕНИЕ ДЕКРЕТА О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В БЕЛОРУССКОЙ ССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДЕКРЕТА О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В БЕЛОРУССКОЙ ССР»

УДК в14.3/.4(094.1)(470>

А. П. Русяев

ЗНАЧЕНИЕ ДЕКРЕТА О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В БЕЛОРУССКОЙ ССР

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Издание декрета «О санитарных органах республики» от 15 сентября 1922 г. явилось важной вехой в становлении советского здравоохранения. Этим декретом утверждалась система государственного санитарного надзора, определялись содержание, объем работы, права и обязанности санитарных врачей, структура санитарно-эпидемиологической службы и роль общественности в охране здоровья населения.

В основу декрета были положены требования программы партии, утвержденные VIII съездом РКП (б) в марте 1919 года. Декретом была определена профилактическая направленность в деятельности органов санитарного надзора, поставлены конкретные задачи в осуществлении мероприятий по охране здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, отмечены значение санитарного просвещения и роль общественности в проведении оздоровительных мероприятий. Появлению этого документа предшествовала серия правовых актов Советского правительства, направленных на борьбу с эпидемиями в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

Вспоминая о формировании санитарного законодательства, Н. А. Семашко писал: «Может быть, наиболее глубокий след во всей нашей деятельности Владимир Ильич оставил в области санитарии и эпидемиологии. Все наши основные декреты — вплоть до последнего, о санитарных органах республики, прорабатывались мною предварительно с ним и проводились при его горячей поддержке» (Н. А. Семашко).

После издания декрета «О санитарных органах республики» (1922) соответствующие законодательные акты, регламентирующие принципы работы и управления деятельностью санитарной организации, были приняты в союзных республиках страны. 23/IX 1926 г. правительством Белорусской ССР было утверждено «Положение о санитарных органах народного комиссариата здравоохранения БССР», определившее права и обязанности санитарно-эпидемиологической службы с учетом местных особенностей республики.

Издание декрета стимулировало сотрудничество санитарных органов союзных республик и широкое внедрение ими передовых достижений гигиенической науки и практики. За короткий срок было обеспечено выполнение общегосударственных задач по профилактике инфекционных заболеваний на территории отдельных респуб-

лик. Так, в БССР к 1923 г. были ликвидированы 4 эпидемии паразитарных тифов, дизентерии, холеры, а затем — вспышки натуральной оспы и возвратного тифа; резко снизилась заболеваемость и другими инфекционными болезнями (Д. П. Бе-ляцкий).

В 1919—1922 гг. Совнарком Белоруссии принял ряд декретов, положивших начало санитарному законодательству в республике. Это были декреты «О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом» (21/11 1919 г.), «Об обязательном оспопрививании» (3/У1 1919 г.), «О мероприятиях по борьбе с эпидемиями (23/У1 1919 г.), «О мерах предупреждения и борьбы с холерой (9/У1 1922 г.) и др.

Большую помощь Белоруссии в ликвидации санитарных последствий войны и оккупации оказал Наркомздрав РСФСР, Нарком здравоохра- < нения Н. А. Семашко и заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом А. Н. Сысин участвовали в разработке планов противоэпидемических мероприятий в республике и направляли деятельность республиканской санитарной организации.

Достигнутое к началу 1923 г. снижение эпидемической заболеваемости позволило перейти к планомерному развитию санитарной службы. В 1921 г. в Витебске и в 1924 г. в Минске создаются санитарно-бактериологические институты, а в 8 окружных центрах — санитарно-бактериологические лаборатории. В 1922 г. в Гомеле начинает работать санэпидстанция — первое в истории Советского государства комплексное учреждение санитарной службы. В состав санэпидстанции входили гигиеническая и бактериологическая лаборатории, противомалярийное, дезинфекционное и прививочное отделения. В 1925 г. в Мозыре открывается первая в республике противомалярийная станция, а в 1927 г. в Минске — Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт. 23/ХП 1933 г. постановлением ЦИК и Совнаркома СССР была создана Государственная санитарная инспекция во главе с заместителем народного комиссара здравоохранения в качестве государственного санитарного инспектора. Одновременно были созданы государственные санитарные инспекции в союзных республиках.

В первые пятилетки санитарные органы решали гигиенические вопросы, связанные с социалистическим преобразованием промышленности и сельского хозяйства, с созданием крупных про-

изводственных объектов, систем водоснабжения и канализации, ликвидацией хуторов и др.

В период предвоенных пятилеток окончательно сложилась организационная структура органов санитарной службы. Ведущим учреждением стала санэпидстанция. В годы Великой Отечественной войны основная задача санитарной службы сводилась к обеспечению санитарного благополучия республики.

Неисчислимые бедствия принесли белорусскому народу Великая Отечественная война и трехлетняя оккупация. Погиб каждый четвертый житель республики, было уничтожено более половины ее национального богатства, резко ухудшились материально-бытовые условия жизни населения. Вновь вспыхнули эпидемии. Истинные размеры эпидемий во время оккупации неизвестны, но судить о них можно по следующим данным: во второй половине 1944 г. на освобожденной территории зарегистрировано 779,2 случая сыпного тифа на 10 000 населения. Положение усугублялось тем, что в ходе войны были разрушены 74 % больниц, 83 % амбулаторно-поли-клинических учреждений, 80 % санэпидстанций и 96 % противомалярийных станций. Благодаря братской помощи всех народов СССР к 1948 г. в республике была восстановлена довоенная сеть здравоохранения. К концу 1950 г. в основном были ликвидированы массовые инфекционные заболевания.

Существенному укреплению санитарно-эпидемиологической службы республики способствовало положение «О государственном санитарном надзоре в СССР», утвержденная от 29/Х 1963 г. и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки» (1968). В соответствии с постановлением ЦК КПСС повсеместно был решен вопрос о преобразовании санитарно-эпидемиологических отделов центральных районных больниц в единые районные санэпидстанции сельских районов, что повысило авторитет этих учреждеий и обеспечило самостоятельность их работы.

В 1968 г. создана Республиканская санэпидстанция, что улучшило организационно-методическое руководство службой. После первого выпуска врачей санитарно-гигиеническим факультетом Минского медицинского института в 1970 г. улучшилось и обеспечение квалифицированными врачебными кадрами санитарной службы республики.

Большой вклад в санитарно-эпидемиологическое дело внесли исследования по профилактике ряда инфекционных заболеваний (Б. Я. Эльберт, В. И. Вотяков, А. П. Красильников, Д. В. Полешко и др.), социально-гигиеническим аспектам состояния здоровья населения БССР (Д. П. Беляцкий), гигиене городских и сельских населенных пунктов (3. К. Могилевчик, М. А. Габри-

лович), санитарной охране водоемов (П. В. Ос-тапеня). В настоящее время гигиенические и эпидемиологические работы ведут Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Белорусский НИИ эпидемиологии и микробиологии, кафедры санитарно-эпидемио-логического профиля Минского, Гродненского, Витебского медицинских институтов и Белорусский институт усовершенствования врачей. К проведению исследований широко привлекаются практические санитарные врачи и эпидемиологи (Н. Е. Савченко и А. Г. Пивченко).

Со времени издания декрета о санитарных органах республики санитарно-эпидемиологическая служба постоянно совершенствовалась в соответствии с задачами советского здравоохранения. Но основное содержание деятельности лечебно-профилактических учреждений, базирующихся на принципе органического единства лечения и профилактики, оставалось неизменным (Ф. Г. Крот-ков).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусматривает усиление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, дальнейшее улучшение гигиенического обучения и воспитания населения.

«Положение о государственном санитарном надзоре в СССР» (1973) потребовало разработки новых, прогрессивных форм организации деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Такой формой является система централизации управления и финансирования, обеспечивающая возможность рационального планирования сети, укрепления ее материально-технической базы, повышения уровня хозяйствования, а также принятия целенаправленных решений в масштабе службы (республики, области, города) и реализации намеченных мероприятий в более короткие сроки. В настоящее время эта система охватывает около 30 % всех санэпидстанций страны (В. Е. Ковшило и К. И. Лучина). В «Положении о государственном санитарном надзоре в СССР» отражен круг вопросов, относящихся к санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения, закреплены важнейшие общесоюзные положения, направленные на улучшение условий труда и быта советских людей, сформулированы основы организации санитарной службы, полномочия и обязанности руководителей предприятий, учреждений, а также граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Особо подчеркнуто, что государственный санитарный надзор осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы с широким привлечением населения, профсоюзного актива, актива Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных советов при санитарно-эпидемиологических

учреждениях, научных медицинских обществ по охране природы (П. Н. Бургасов и соавт.).

К своему 60-летию советская санитарно-эпидемиологическая служба подошла с крепкой материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами. Ее высокий авторитет у населения достигнут эффективной деятельностью.

Успешное решение задач по оптимизации работы санитарных органов на современном этапе связано с автоматизацией управления и применением электронно-вычислительных машин. В БССР автоматизированные системы управления (АСУ) санэпидслужбой начали создаваться в 1970 г. по инициативе и под руководством акад. АН БССР проф. Н. Е. Савченко. Первая очередь АСУ прошла производственные испытания и принята в промышленную эксплуатацию. Одна из задач системы — слежение за инфекционной заболеваемостью— позволяет ежедневно иметь оперативную информацию об инфекционных заболеваниях в каждом городе и районе, сигнализировать об опасности надвигающейся вспышки, дает возможность своевременно принять необходимые меры. Впервые в стране осуществлено с помощью ЭВМ прогнозирование динамики некоторых инфекционных заболеваний на несколько лет вперед. Время уже подтвердило почти полное совпадение расчетных и фактических данных о вирусном гепатите (И. Б. Кардаш).

Развитие гигиенической науки в республике способствовало прогрессу в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Координация научно-исследовательских работ в республике по проблемам гигиены возложена на Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт. Институт работает по 6 проблемам союзного и республиканского значения, а также участвует в выполнении ряда разделов международной программы «ЮНЕСКО» МАБ-11. Научные разработки института внедряются в практику народного хозяйства и органов здравоохранения с высоким социально-гигиеническим и экономическим эффектом. Так, за последнее десятилетие внедрено 538 разработок с высоким экономическим и социально-гигиеническим эффектом.

Благодаря широкому комплексированию с головными НИИ АМН СССР, с институтами АН БССР и другими министерствами, ведомствами и организациями разработки института внедряются и на союзном уровне. Так, в союзный план внедрений только по проблеме «Научные основы

гигиены окружающей среды» на 1982 г. включено 8 разработок института.

За последнее десятилетие в институте защищено 3 докторских (5 находятся в стадии выполнения) и 31 кандидатская диссертации, получено 2 патента США и 19 авторских свидетельств на изобретения, подготовлено и издано 14 научных сборников и монографий. 23 научные разработки экспонировались на ВДНХ СССР и ВДНХ . БССР. Разработано 40 новых методов определения содержания вредных и биологически активных веществ в объектах окружающей среды. Минздравом СССР утверждено 16 гигиенических нормативов на содержание вредных веществ в пищевых продуктах, воздухе и воде, подготовлено 43 методических рекомендаций.

За последние годы Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт и Минская городская санэпидстанция были удостоены переходящего Красного знамени Минздрава СССР и ЦК профсоюза медицинских работников за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время и в ближайшем будущем усилия гигиенистов и санитарных врачей республики будут направлены на комплексное изучение < состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов природной, производственной и бытовой окружающей среды, на регламентирование вредных факторов и разработку новых методов гигиенических и санитарно-химических исследований.

Важными задачами санитарно-эпидемиологической службы являются дальнейшее совершенствование государственного санитарного надзора с целью охраны окружающей среды от загрязнения и ее оздоровления, создание оптимальных условий труда, обучения, быта и отдыха населения, для повышения его культурного уровня.

Литература. Беляцкий Д. П. — Здравоохр. Белоруссии,.

1972, № 9, с. 51—53. Бургасов П. //., Заиченко А. И.. Ковшило В. Е. и др. — В кн.: 60 лет советского здравоохранения. М., 1977,. с. 121—139.

Кардаш И. Б. — Сов. здравоохр., 1978, № 7. с. 40—44. Ковшило В. Е., Лучина К. И. — Гиг. и сан., 1980, № 6, с. 3— 5.

Кроткое Ф. Г. — Там же, 1972, № 4. с. 3—7.

Савченко Н. £.. Пивченко А. Г. — Сов. здравоохр., 1977,.

№ 11, с. 29—35. Семашко Н. А. — Гиг. и эпидемиол., 1924, № 2, с. 1—2.

Поступила 18.05.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.