Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЕЛОРУССКОЙ ССР'

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЕЛОРУССКОЙ ССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЕЛОРУССКОЙ ССР»

УДК 614.3(476)«1922-1982»

А. Г. Пивченко (Минск)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЕЛОРУССКОЙ ССР

1982 год — год 60-летня СССР. Декретом Совнаркома РСФСР «О санитарных органах рес-** публики» были определены основные задачи санитарных органов по охране внешней среды, организации противоэпидемических мероприятий и борьбе с социальными болезнями, охране здоровья детей. В основе советской медицины заложено профилактическое направление, а это потребовало дальнейшего развития санитарной статистики и санитарного просвещения и, главное, действенного участия санэпидслужбы в общей организации лечебно-профилактического дела.

За 60 лет санитарная служба страны прошла большой путь — от решения первоочередных противоэпидемических вопросов до создания общесоюзной системы государственного санитарного надзора, закрепленной в основах законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении.

Первая в истории советского здравоохранения санэпидстанция — комплексное учреждение санитарной службы — была создана в 1922 г. в Гомеле и положила начало развитию санитарной службы республики. В том же году на базе больниц открылись санбаклаборатории в Могилев-ской области в Быхове, Горках, Климовичах, Ча-усах и Черикове. С октября 1922 г. начал функционировать Могилевский дом санитарного про-* свещения. В 1925 г. в Мозыре была создана первая в республике противомалярийная станция. В феврале 1926 г. на I Всебелорусском съезде санитарных врачей были рассмотрены вопросы структуры и сферы деятельности санитарных органов и определены основные направления профилактических мероприятий в республике.

Окончательно сложилась организационная структура службы в годы предвоенных пятилеток. Ведущим учреждением стала санэпидстанция. В 1940 г. на территории республики функционировали 10 областных, 17 межрайонных, 120 городских и районных санэпидстанций, 57 противомалярийных станций и пунктов, 8 домов санитарного просвещения. В санэпидучреждениях работали 320 врачей и более 1500 средних медработников. К 1937 г. снизилась заболеваемость брюшным и сыпным тифом, были ликвидированы холера, натуральная оспа, малярия, трахо-% ма, успешно велась борьба с туберкулезом.

Война нанесла тяжелый материальный ущерб здравоохранению республики. За 3 года фашистской оккупации было уничтожено 80 % санэпид-учреждений, свирепствовали эпидемии сыпного, брюшного тифа и других инфекционных заболе-

ваний. С первых дней освобождения Белоруссии благодаря братской помощи народов СССР началось восстановление довоенной сети учреждений здравоохранения, которое завершилось уже к 1948 г. В 1950 г. в республике функционировало 218 санэпидстанций, на которых трудились 526 врачей. В основном были ликвидированы массовые инфекционные заболевания.

В период восстановления на первый план в санитарном деле выступили вопросы предупредительного санитарного надзора за планировкой, застройкой населенных мест, восстановлением и строительством промышленных предприятий. Контрольная деятельность санэпидслужбы дополнилась санитарной экспертной работой над сложными проектами строительства и реконструкции. Получила дальнейшее развитие специализация санитарного надзора.

60-е годы в республике ознаменовались развитием новых отраслей промышленности, химизацией и интенсификацией сельского хозяйства, бурной урбанизацией. Перед санитарной службой встали новые более сложные задачи, направленные на предупреждение загрязнения внешней среды, оздоровление труда и быта населения, профилактику и снижение заболеваемости.

Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и Советского правительства сан-эпидслужба развилась в стройную систему, выполняющую основную организационную работу в обеспечении санэпидблагополучия республики. Постановление Совета Министров СССР об утверждении положения «О государственном санитарном надзоре в СССР» (1973) способствовало дальнейшему укреплению санэпидслужбы, повышению ее авторитета. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) позволило принять действенные меры для укрепления материальной базы санэпидслужбы, расширить сферу ее деятельности. Закон Белорусской ССР о здравоохранении определил меру ответственности местных Советов народных депутатов, руководителей ведомств и предприятий за создание санэпидблагополучия на территории республики и подведомственных предприятиях. 60-летие СССР санэпидслужба республики встретила рядом бесспорных и довольно значительных достижений в области укрепления материально-технической базы санэпидстанций, укомплектованности их высококвалифицированными кадрами.

Только за годы десятой пятилетки построены новые корпуса для 21 санэпидстанции, в том чи-

еле 14 за счет нецентрализованных средств, широко используемых для этих целей в республике. Всего за эти годы были улучшены условия размещения 81 станции.

В настоящее время санэпидслужба Минздрава БССР включает 153 санэпидстанции и 4 дезинфекционные станции, 17 домов санитарного просвещения. В этих учреждениях трудятся 11 500 специалистов, в том числе около 2000 с высшим образованием. Основными направлениями работы санэпидслужбы республики по санэпидобес-печенню населения являются дальнейшее совершенствование системьи мер, направленных на профилактику и снижение заболеваемости инфекционными, паразитарными, профессиональными болезнями, создание здоровых условий труда, обучения, отдыха и быта населения, проведение широких санитарно-гигиенических мероприятий по охране внешней среды. Все это нашло отражение в государственных планах развития народного хозяйства, комплексных планах оздоровительных мероприятий для отдельных отраслей промышленности, а также в социальных планах развития отдельных административных территорий. В республике большое внимание уделяется повышению эффективности работы руководителей санэпидучреждений, организующей роли санэпидстанций, их активному участию в постановке и решении вопросов сан-эпидобеспечения населения на всех уровнях, полноты и рационального использования предоставленных санэпидслужбе прав.

Совершенствование организационной структуры санэпидслужбы позволило найти новые формы ее деятельности. Так, на 3 из 7 административных территорий осуществлена централизация управления и финансирования службы на уровне области и Минска. Возрастающая роль объективных методов исследования в госсаннад-зоре потребовала создания централизованных лабораторий. В настоящее время в республике функционируют 35 объединенных санитарно-ги-гиенических и бактериологических лабораторий на базе 23 санэпидстанций. Это позволило сконцентрировать силы и средства в этих лабораториях, обеспечить оптимальные условия для работы, высокий профессиональный уровень исследований, повысить квалификацию работников, увеличить производительность труда.

Оправдал себя и опыт централизации госсан-надзора за промышленными предприятиями в Минске, где на базе Минской городской санэпидстанции был создан объединенный отдел гигиены труда с 9 специализированными по отраслям отделениями, а в составе санитарного отдела — отделение предупредительного санитарного надзора.

Областная санэпидстанция курирует районные санэпидстанции, наиболее сложные и неблагополучные в эпидемиологическом отношении объекты.

Широкому внедрению в практику санэпидучреждений республики передовых форм и методов работы способствуют школы передового опыта. В настоящее время функционируют 21 республиканская и 46 областных школ по всем разделам и направлениям работы санэпидслужбы. На большинстве территорий республики практикуется создание школ передового опыта на объектах госсаннадзора и в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых проводится учеба медработников, специалистов санэпидстанций и ведомств.

Главным санэпидуправлением Минздрава и республиканской санэпидстанцией издаются информационные письма о лучшем опыте работы санэпидстанций и их подразделений. Проводятся республиканские и областные семинары по обмену опытом, стали традиционными посвящение в профессию молодых специалистов, республиканские и областные смотры-конкурсы на звание лучшего по профессии, а также конкурсы среди общественных санитарных инспекторов. 9

Особое значение придается работе с руководящими кадрами, их резервом. Уделяется внимание развитию социалистического соревнования, движению за коммунистическое отношение к труду, в котором принимает участие свыше 7000 специалистов. На санэпидстанциях трудятся более 5500 ударников коммунистического труда, 258 отличников здравоохранения, 9 заслуженных врачей, 128 депутатов местных Советов.

Успешному решению задач, стоящих перед сан-эпидслужбой, способствует разработанная в республике и функционирующая с 1975 г. ОАСУ «Санэпидслужба*. Она позволяет оперативно выявлять отклонения в уровне инфекционной заболеваемости на каждой административной тер-ритории, контролировать санитарное состояние эпидемиологически важных объектов и качество питьевой воды, молочной продукции, проводить эпидемиологический анализ инфекционной заболеваемости и ее прогнозирование, следить за эффективностью проводимых на местах противоэпидемических мероприятий.

В основу всех мероприятий заложен принцип обеспечения должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима на объектах пищевых отраслей народного хозяйства, водо-проводно-канализационных систем, в организованных детских коллективах. В результате этого в республике значительно снижена заболеваемость дизентерией и прочими острыми кишечными болезнями, а по сумме острых кишечных заболеваний, брюшному тифу и паратифам БССР имеет самые низкие показатели в стране. Из 23 основных инфекций по 13 регистрируют- ^ ся единичные случаи.

За последние годы благодаря совместным усилиям госсаннадзора и других ведомств республики достигнуты определенные успехи и в охране окружающей среды. Улучшилось обеспечение

населения питьевой водой. Протяженность водопроводных сетей увеличилась на 50 %, т. е. более чем в 2 раза. За годы десятой пятилетки в 22 городах республики построены очистные сооружения и прекращен сброс загрязненных стоков в водоемы, увеличилась в 3 раза протяженность канализационных сетей. Проведена большая работа по уменьшению загрязнения воздушного бассейна промышленных центров республи-

* ки: Минска, Гродно, Могилева, Новополоцка и др.

Особое место в решении социальных задач занимают вопросы совершенствования охраны здоровья подрастающего поколения. В БССР за годы десятой пятилетки введено в действие дошкольных уреждений на 120 400 мест, построено 58 учебных комплексов профтехучилищ. Существенно изменился и учебный процесс. Все это потребовало от санитарной службы усиления госсаннадзора за проведением оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение здо-

* ровья детей.

В соответствии с решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС санитарная служба республики сконцентрировала усилия на вопросах застройки сельских населенных мест, обеспечивания должных санитарно-гигиенических условий труда и быта специалистов ведущих профессий колхозов и совхозов, снабжения тружеников села полноценным питанием, особенно в сезон полевых работ, а также своевременного и качественного проведения профилактических медицинских осмотров.

Успехи санитарной службы республики нераз-

рывно связаны с достижениями белорусской гигиенической науки. Большой вклад в санитарно-гигиеническое дело внесли исследования, проводимые в Белорусском НИИ эпидемиологии и микробиологии, Белорусском научно-исследовательском санитарно-гигиеническом институте, на кафедрах гигиенического профиля Минского, Гродненского, Витебского медицинских институтов и Белорусского ГИДУВ. К проведению научных исследований широко привлекаются практические врачи.

К решению многих вопросов улучшения сан-эпидсостояния в республике привлекается общественность. В Белорусской ССР еще в довоенные годы сложилась хорошая традиция —движение населения за высокую санитарную культуру в быту и на производстве. Особенно широкое распространение оно получило в 80-е годы. В осуществлении госсаннадзора санэпидстанциям большую помощь оказывают общественные санитарные инспекторы. Санэпидслужба работает в тесном контакте с другими контролирующими организациями, получает постоянную поддержку со стороны правительства республики и ЦК компартии Белоруссии.

Все это позволило существенно снизить инфекционную и профессиональную заболеваемость, эффективнее бороться с загрязнением окружающей среды, повысить санитарно-коммунальное благоустройство населенных мест, улучшить санитарное состояние предприятий и учреждений республики.

Поступила 10.09.82

УДК 64.5:008(575.1)

М. К. Шарипов (Ташкент)

ОПЫТ РАБОТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЗБЕКСКОЙ ССР

В нашей стране всемерно развиваются ленинские принципы советского здравоохранения и его профилактическая направленность. На протяжении 60 лет в СССР организована и функционирует централизованная система государственного санитарного надзора и сеть профильных научно-исследовательских гигиенических и эпидемиологических институтов и кафедр вузов. Подобной организацией и системой не располагает ни одна капиталистическая страна мира. Они полностью отвечают требованиям на всех этапах строительства социалистического общества и являются примером для здравоохранения многих стран, встав-^ ших на путь самостоятельного развития (П. Н. Бургасов).

В Узбекской ССР за 60 лет санитарно-эпидемиологическая служба получила всестороннее развитие и усовершенствование.

До революции в Туркестанском крае, куда вхо-

дила территория нынешнего Узбекистана, работали лишь 2 санитарных врача, не было средних медицинских работников санитарного профиля, а вся сеть санитарно-эпидемиологических учреждений была представлена одной бактериологической лабораторией при военном госпитале и одной пастеровской станцией.

В крае отсутствовали централизованное водоснабжение, канализация, санитарный надзор за питанием населения. Свирепствовали опустошительные эпидемии холеры, чумы, кишечных и других инфекционных и паразитарных заболеваний, уносящих тысячи человеческих жизней.

Царское правительство не принимало мер по организации медицинского обслуживания населения края. На все нужды здравоохранения выделялось 3—4 коп. на душу населения. В огромном крае, насчитывающем более 5 000 000 жителей, имелись 65 амбулаторий, 64 больницы с 976 кой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.