населения питьевой водой. Протяженность водопроводных сетей увеличилась на 50 %, т. е. более чем в 2 раза. За годы десятой пятилетки в 22 городах республики построены очистные сооружения и прекращен сброс загрязненных стоков в водоемы, увеличилась в 3 раза протяженность канализационных сетей. Проведена большая работа по уменьшению загрязнения воздушного бассейна промышленных центров республи-
* ки: Минска, Гродно, Могилева, Новополоцка и др.
Особое место в решении социальных задач занимают вопросы совершенствования охраны здоровья подрастающего поколения. В БССР за годы десятой пятилетки введено в действие дошкольных урежденин на 120 400 мест, построено 58 учебных комплексов профтехучилищ. Существенно изменился и учебный процесс. Все это потребовало от санитарной службы усиления госсаннадзора за проведением оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение здо-
* ровья детей.
В соответствии с решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС санитарная служба республики сконцентрировала усилия на вопросах застройки сельских населенных мест, обеспечивания должных санитарно-гигиенических условий труда и быта специалистов ведущих профессий колхозов и совхозов, снабжения тружеников села полноценным питанием, особенно в сезон полевых работ, а также своевременного и качественного проведения профилактических медицинских осмотров.
Успехи санитарной службы республики нераз-
рывно связаны с достижениями белорусской гигиенической науки. Большой вклад в санитарно-гигиеническое дело внесли исследования, проводимые в Белорусском НИИ эпидемиологии и микробиологии, Белорусском научно-исследовательском санитарно-гигиеническом институте, на кафедрах гигиенического профиля Минского, Гродненского, Витебского медицинских институтов и Белорусского ГИДУВ. К проведению научных исследований широко привлекаются практические врачи.
К решению многих вопросов улучшения сан-эпидсостояния в республике привлекается общественность. В Белорусской ССР еще в довоенные годы сложилась хорошая традиция —движение населения за высокую санитарную культуру в быту и на производстве. Особенно широкое распространение оно получило в 80-е годы. В осуществлении госсаннадзора санэпидстанциям большую помощь оказывают общественные санитарные инспекторы. Санэпидслужба работает в тесном контакте с другими контролирующими организациями, получает постоянную поддержку со стороны правительства республики и ЦК компартии Белоруссии.
Все это позволило существенно снизить инфекционную и профессиональную заболеваемость, эффективнее бороться с загрязнением окружающей среды, повысить санитарно-коммунальное благоустройство населенных мест, улучшить санитарное состояние предприятий и учреждений республики.
Поступила 10.09.82
УДК 64.5:008(575.1)
М. К. Шарипов (Ташкент)
ОПЫТ РАБОТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЗБЕКСКОЙ ССР
В нашей стране всемерно развиваются ленинские принципы советского здравоохранения и его профилактическая направленность. На протяжении 60 лет в СССР организована и функционирует централизованная система государственного санитарного надзора и сеть профильных научно-исследовательских гигиенических и эпидемиологических институтов и кафедр вузов. Подобной организацией и системой не располагает ни одна капиталистическая страна мира. Они полностью отвечают требованиям на всех этапах строительства социалистического общества и являются примером для здравоохранения многих стран, встав-^ ших на путь самостоятельного развития (П. Н. Бургасов).
В Узбекской ССР за 60 лет санитарно-эпидемиологическая служба получила всестороннее развитие и усовершенствование.
До революции в Туркестанском крае, куда вхо-
дила территория нынешнего Узбекистана, работали лишь 2 санитарных врача, не было средних медицинских работников санитарного профиля, а вся сеть санитарно-эпидемиологических учреждений была представлена одной бактериологической лабораторией при военном госпитале и одной пастеровской станцией.
В крае отсутствовали централизованное водоснабжение, канализация, санитарный надзор за питанием населения. Свирепствовали опустошительные эпидемии холеры, чумы, кишечных и других инфекционных и паразитарных заболеваний, уносящих тысячи человеческих жизней.
Царское правительство не принимало мер по организации медицинского обслуживания населения края. На все нужды здравоохранения выделялось 3—4 коп. на душу населения. В огромном крае, насчитывающем более 5 000 000 жителей,, имелись 65 амбулаторий, 64 больницы с 976 кой-
ками, 34 аптеки. В медицинских учреждениях работали 102 врача и 234 фельдшера.
Основная часть населения оставалась на попечении духовенства, невежественных табибов (знахарей), полвунов (гадальщиков), совершавших религиозные обряды у постели больного, продававших священные талисманы и амулеты, якобы приносящие исцеление и защищающие от заболеваний.
Только Великий Октябрь, освободивший народы Востока от векового рабства, создал истинные предпосылки для строительства подлинно народного здравоохранения, становления и развития лрофилактнческой медицины в Советском Узбекистане.
В первые же годы существования Советской власти были заложены основы санитарно-эпидемиологической службы: созданы краевая сани-тарно-бактериологическая лаборатория (в дальнейшем реорганизованная в Ташкентский институт вакцин и сывороток), пастеровские и тропические станции.
В 1924 г. в Узбекистане уже функционировали 2 бактериологические лаборатории, 2 пастеровские и 6 тропических станций и 27 пунктов тропической медицины. В Бухаре был открыт НИИ тропической медицины, позднее преобразованный в Самаркандский институт медицинской паразитологии, в Ташкенте создан Узбекский научно-исследовательский санитарный институт. В предвоенные годы в республике организованы санэпидстанции, и в 1940 г. их насчитывалось 40 с 235 врачами санитарно-гигиенического профиля.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны основными задачами санитарно-эпидемиологической службы республики являлись обеспечение эпидемиологического благополучия тыла страны и недопущение возникновения инфекционных заболеваний среди эвакуированного с западных районов страны населения. С этим она с честью справилась.
В послевоенные годы санитарно-эпидемиологическая служба получила дальнейшее развитие. В состав санэпидстанций были включены тропические станции и пункты, бруцеллезные станции, ранее существовавшие самостоятельно. После объединения санэпидстанции стали выполнять свои функции в более полном объеме, как организационно-методические центры по всем вопросам, касающимся санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Следует отметить, что объединение районных санэпидстанций с центральными районными больницами, проведенное в 1956 г. по всей стране, отрицательно отразилось на работе сельских районных санэпидстанций.
В целях улучшения деятельности санитарно-эпидемиологической службы Минздрав Узбекской ССР в 1967 г. рассмотрел вопрос по восстановлению самостоятельности сельских районных •санэпидстанций. Одновременно были рассмотре-
ны предложения о централизации финансирования и управления санитарно-эпидемиологической службой. В порядке опыта централизация управления и финансирования была осуществлена в Самаркандской области, а в последующие годы — на всей территории республики.
Усовершенствование санитарно-эпидемиологи-ческой службы республики позволило значительно улучшить финансирование и материально-техническую базу санитарно-эпидемиологических уч- * реждений, повысить действенность и принципиальности органов государственного санитарного надзора, показатели работы санэпидстанций. Минздрав СССР положительно оценил опыт Узбекистана по централизации управления и финансирования санитарно-эпидемиологической службы и рекомендовало его для других республик (К. С. Заиров и соавт.; К. С. Заиров).
В настоящее время в республике функционирует 220 санэпидстанций, в том числе 2 республиканские, 12 областных, 48 городских и 153 сель-ских. Быстрыми темпами росли их штаты. Если в * 1940 г. в санэпидстанциях имелось 112 штатных врачебных должностей и 267 штатных должностей среднего медицинского персонала, то их количество в 1950 г. возросло до 701 и 1939, в 1960 г.—до 1314 и 6507, в 1970 г. —до 2227 и 9824, в 1976 г.—до 2691 и 9964, в 1981 г.—до 3990 и 11 056 соответственно. Естественно, значительно увеличилось число санитарных врачей в системе Минздрава Узбекской ССР: в 1928 г. их было всего 57, в 1970 г. —2332, в 1975 г.— 2849, в 1981 г. — 3050. Особенно улучшилась обеспеченность кадрами специалистов в сельской местности. Бюджетные ассигнования санитарно-эпидемиологической службы республики в 1976 г. возросли по сравнению с 1970 г. на ^ 132,6 %, в 1981 г. —на 162 %.
Если до 1970 г. в республике было построено только 4 новых здания для санэпидстанций, то за 1970—1981 гг. в эксплуатацию введено 74 здания как за счет государственных капиталовложений, так и за счет нецентралнзованных источников финансирования.
Интенсивное развитие целого ряда отраслей народного хозяйства республики и научно-технический прогресс требуют дальнейшего развития и совершенствования лабораторной базы санэпидстанций. К началу 1982 г. в республике функционировало 238 санитарно-гигиенических, 206 санитарно-бактериологических и вирусологических лабораторий. Организованы новые виды санитарно-химических лабораторий: токсикологии полимеров и пластмасс, физико-химических методов исследований, шума и вибрации. Заканчиза- ^ ется создание крупных специализированных межрайонных лабораторий.
Санэпидстанции располагают 85 автосанитарными лабораториями, что позволило значительно
повысить оперативность лабораторного контроля, особенно по разделу охраны природы.
Рост материально-технического обеспечения санэпидстанций, укомплектованность их квалифицированными кадрами являются предпосылками для увеличения объема и повышения качества работы. Число обследований при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора за промышленными, пищевыми, комму-
• нальными, детскими и подростковыми предприятиями, объектами и учреждениями в 1981 г. возросло в 1,2—1,9 раза по сравнению с 1970 г., а с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования — в 2—3 раза. В настоящее время в республике при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора каждое третье обследование проводится с применением лабораторных методов. В последние годы достигнуто увеличение в 3,7 раза числа саннтарно-бактериологических исследований пищевых продуктов, воды, смывов с рук,
♦ оборудования и инвентаря.
В республике осуществляется широкий контроль за применением пестицидов в сельском хозяйстве Склады, сельскохозяйственные аэродромы, заправочные пункты находятся под постоянным контролем санэпидстанций, лаборатории проводят исследования остаточного содержания ядохимикатов в пищевых продуктах, почве, воде, фураже и других объектах внешней среды.
Постоянно повышается требовательность органов государственного санитарного надзора: в 1981 г. число штрафов, наложенных на лиц, виновных в нарушении санитарных норм и правил, возросло по сравнению с 1980 г. в Р/г раза, увеличилось также число объектов, эксплуатация ко-
* торых была приостановлена.
Серьезное внимание уделяется охране природы от загрязнения промышленными, хозяйственно-бытовыми стоками и выбросами. Координацию работ в этом направлении осуществляют постоянные комиссии ЦК Компартии Узбекистана и Верховного Совета Узбекской ССР. На основании материалов органов государственного санитарного надзора и гидрометеослужбы комиссии принимают действенные решения по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы вредными выбросами и стоками, по охране животного мира и растительности.
В профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, повышении культуры быта большая роль принадлежит профилактической дезинфекции. В настоящее время в Узбекской ССР проведена полная реорганизация отделов профилактической дезинфекции. Организованы ^ республиканские, областные, городские и район-
ные хозрасчетные станции профилактической дезинфекции. Созданы централизованные, механизированные лаборатории по приготовлению приманок для грызунов, совместно с ЦНИИ дезинфекции и стерилизации Минздрава СССР разрабатываются новые методы борьбы с насекомыми.
Успехам санитарной службы республики во многом способствует высокий уровень научных работ в области гигиены, особенно краевой. Научные исследования в этом направлении охватывают следующие проблемы союзного значения: научные основы гигиены окружающей среды, гигиены труда и профпатологин, гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, гигиены села и питания населения. Краевой гигиенической наукой решен ряд важных санитарно-гигиенических вопросов, связанных с гигиеной водоснабжения и охраны водоемов, нормированием содержания ряда веществ в окружающей среде при использовании биологических методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями, разработкой гигиенических нормативов пестицидов и др. При этом особое внимание уделяется внедрению результатов научных исследований в народное хозяйство и практику здравоохранения.
Узбекским НИИ санитарии, гигиены н профзаболеваний только за последние годы разработано 26 регламентов качества окружающей среды (18 из них утверждены Минздравом СССР и вошли во всесоюзное санитарное законодательство), методы определения новых промышленных химических веществ и пестицидов, выданы авторские свидетельства и приоритетные справки на изобретения. Внедрение научных разработок гигиенической науки дало социальный и экономический эффект.
Наряду с достижениями имеется и ряд недостаточно изученных гигиенических вопросов. К ним в первую очередь можно отнести освещение гигиенических проблем охраны здоровья детей, особенно в раннем возрасте, целенаправленное изучение отдаленных последствий влияния малых доз вредных веществ на организм работающих и населения, рациональное водоснабжение сельских населенных мест и др.
Дальнейшие задачи гигиенической науки и санитарной практики определены XXVI съездом КПСС.
Литература. Бургасов П. Н. — Гиг. и сан., 1977, № II, с. 3—7.
Заиров К. С,— Сов. здравоохр., 1970, № 9, с. 41—45. Заиров К. С., Чиченин П. И., Арипов С. А. и др. — Мед. ж. Узбекистана, 1969, № 12, с. 3—6.
Поступила 28.06.82
2 Гигиена и санитария Лй 12