За последние годы значительно улучшилось централизованное водо снабжение. Общее водопотребление в городах и поселках составляет 300 л на 1 человека. В сельских населенных пунктах 65% жителей обеспечены централизованным водоснабжением, в то время как в 1965 г. их было только 30%; число водопроводов выросло на 3700.
Практически все молочно-товарные фермы снабжаются доброкачестве н-ной питьевой водой, на 86,2% механизировано навозоудаление, 68% ферм имеют механический холод. Значительно улучшилось качество заготовленного молока: в 1976 г. на государственные молокозаводы было сдано 77% молока I класса по бактериологическим показателям, 1-й группы по механической загрязненности 85%, а в 1971 г. эти показатели снизились до 10,6 и 40% соответственно.
Последние десятилетия ознаменовались также большими достижениями в борьбе с инфекционными и профессиональными заболеваниями. Мероприятия по борьбе с инфекциями и профзаболеваниями осуществляются комплексно с заинтересованными ведомствами. Улучшение санитарно-гигиенического состояния и противоэпидемической работы в области позволило снизить заболеваемость острыми кишечными инфекциями на 56%; имеются лишь единичные случаи брюшного тифа, коклюша, менингококко-вых инфекций, столбняка, полиомиелита, нет заболеваемости дифтеритом. По сравнению с допрививочным периодом частота кори снизилась в 4 раза, пораженность аскаридозом — в 21/2 раза.
В плане основных мероприятий санитарной службы Московской области по выполнению решений XXV съезда КПСС в числе важнейших первоочередных задач на десятую пятилетку поставлены следующие: охрана окружающей среды от загрязнения, контроль за выполнением постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 206 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР», улучшение условий труда, быта и отдыха тружеников Подмосковья, дальнейшее снижение инфекционной и профессиональной заболеваемости.
Работники санитарной службы Московской области в юбилейном для нашего государства году и в дальнейшем приложат все свои силы, знания и опыт для успешного решения проблемы охраны здоровья населения области.
Поступила 26/У 1977 г.
УДК 614.3/.4(Б75.14)(091)
Т. У. Арипова
РАЗВИТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНЭПИДСЛУЖБЫ САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ
Среднеазиатский медицинский педиатрический институт, Ташкент
Социально-экономический строй Советского государства создает неограниченные возможности для неуклонного и всемерного улучшения благосостояния народа, повышения его материального и культурного уровня, оздоровления условий труда и быта населения.
На примере Самаркандской области можно проследить, как происходило становление и развитие противоэпидемической службы и возникали реальные предпосылки для снижения частоты инфекционных заболеваний.
Унаследованная от царского режима санэпидслужба области была представлена одним врачом, выполнявшим одновременно функции надзора за заключенными, проститутками, заведующего городской амбулаторией и судебно-медицинского эксперта. Там были широко распространены такие заболевания, как натуральная оспа, холера, малярия, паразитарный и брюшной тиф, трахома, дизентерия, гельминтоз, лейшманиозы. Настоящим би-
2*
35
чом детского населения были корь, дифтерия, скарлатина, дерматомикозы. Это тяжелое положение еще больше усугубилось в период гражданской войны, интервенции и активизации басмачества, когда в условиях голода, разрухи, острого недостатка в медицинской помощи и полного отсутствия са-нитарно-противоэпидемической организации вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний. Особый урон здоровью населения и народному хозяйству области наносила малярия. Вот почему уже в первые годы Советской власти (1921) начала создаваться противомалярийная организация, насчитывающая к 1929 г. 13 противомалярийных станций и 67 противомалярийных пунктов.
Первым учреждением профилактического профиля явилась организованная в 1923 г. Самаркандская городская химико-бактериологическая лаборатория, преобразованная вскоре в санитарно-эпидемиологическую. В 1925 г. начали функционировать пастеровская и дезинфекционная станции в Самарканде, в 1934 г. — первая межрайонная санэпидстанция в г. Катта-Кургане, в 1936 г. — в Пастдаргомском районе. В 1939 г. на базе Самаркандской санитарно-эпидемиологической лаборатории создана областная санэпидстанция. В период с 1940 по 1944 г. завершается организация санэпидстанций во всех городах и районах области.
Параллельно с санэпидстанциями создавались городские, районные и областная государственные санитарные инспекции. Однако нечеткое определение функций этих учреждений и отсутствие единства в организационной структуре текущего и предупредительного санитарного надзора приводили к несогласованности и разобщенности в работе санэпидстанций и госсанинспекций.
Вместе с тем и после проведенного в 1950 г. объединения госсанинспекций и санэпидстанций в единое самостоятельное учреждение еще не была завершена организационная перестройка санэпидслужбы: продолжали существовать самостоятельные отделы текущего и предупредительного санитарного надзора, отсутствовало единое положение о санитарных органах, некоторые руководители органов здравоохранения на местах не оказывали необходимой помощи санэпидстанциям. В 1955 г. в состав последних на положении паразитологических отделов и отделений были включены противомалярийные станции.
Санэпидстанции стали основной базой санитарно-эпидемиологической работы. С 1950 по 1958 г. существенно укрепилась материальная база санэпидстанций, улучшилось укомплектование их опытными кадрами, повысились качественные показатели работы, возрос авторитет санэпидслужбы.
Возникла необходимость в пересмотре и некоторых форм организа-ционно-методической работы, выявлении и наиболее полном использовании всех внутренних ресурсов санэпидстанций. С января 1968 г. все санэпидстанции переведены на областной бюджет, а финансирование осуществляется через областную санэпидстанцию.
Министерством здравоохранения утверждено согласованное с Министерством финансов республики «Временное положение о санитарно-эпидемиологической службе Самаркандской области», согласно которому санэпидстанция, помимо выполнения своих непосредственных задач, должна систематически влиять на организацию всей профилактической работы органов здравоохранения. Так, главные врачи санэпидстанций одновременно являлись заместителями заведующих соответствующих отделов здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам.
Главный врач областной санэпидстанции назначается и освобождается от должности Министерством здравоохранения республики по согласованию с Самаркандским облисполкомом. Он распоряжается кредитами по всем источникам финансирования, рассматривает и утверждает структуру, финансовые планы, штаты и сметы городских и районных санэпидстанций, осуществляя руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой дея-
тельностью. Ему предоставлено право приема на работу и освобождения от должности главных врачей городских и районных санэпидстанций с последующим утверждением на областном медицинском совете.
Подводя первые итоги реорганизации санэпидслужбы Самаркандской области, министр здравоохранения Узбекской ССР К. С. Заиров отметил, что она привела к повышению роли санэпидстанций в развертывании широких оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, повышению уровня работы санитарных врачей и эпидемиологов. Возрос бюджет санэпидслужбы области, более полно и по целевому назначению стали использоваться средства, выделяемые на ремонт помещений, приобретение инвентаря и специального оснащения. Достаточно сказать, что только за 1968 г. ассигнования на приобретение медицинского и лабораторного оборудования возросли с 28 300 до 173 900 руб., а прирост штатных должностей составил 84,5 единиц, в том числе 22 врачебные. Упорядочилось снабжение санэпидстанций лабораторным оборудованием, горючим и смазочными материалами, средствами малой механизации. Практически ликвидирована возможность передачи дополнительных штатных единиц и выделяемых санэпидслужбе средств другим учреждениям здравоохранения.
Объединение сил и средств значительно улучшило координацию и ком-плексирование санитарно-эпидемиологических мероприятий, дало возможность более оперативно и успешно решать вопросы государственного санитарного надзора. Реорганизация не только повысила ответственность работников санэпидстанций, но и значительно повысила их авторитет, укрепила взаимосвязь с партийными и советскими органами на местах.
Опыт работы санитарно-противоэпидемической службы Самаркандской области в условиях централизации управления и содержания городских и районных санэпидстанций на областном бюджете был вначале распространен на Ташкентскую, Андижанскую и Кашкадарьинскую области, а затем — на остальные области Узбекской ССР и Каракалпакскую АССР. С января 1970 г. все санэпидстанции республики переведены на новый порядок финансирования. Министерством здравоохранения республики разработано методическое письмо, в котором четко определены функции и задачи санэпидслужбы Узбекской ССР в новых условиях управления и финансирования.
С целью изучения опыта практического осуществления принципов централизации управления и финансирования санэпидслужбы и ознакомления с работой санэпидстанций в новых условиях в Самаркандскую область были направлены бригады и группы специалистов из РСФСР, Украины, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и всех областей Узбекской ССР. •
В письме министра здравоохранения СССР акад. Б. В. Петровского, направленном в марте 1970 г. всем председателям Советов Министров союзных республик, указывалось, что ознакомление с работой санэпидслужбы Самаркандской области позволяет положительно оценить мероприятия по улучшению государственного санитарного надзора и управлению хозяйственно-финансовой деятельностью. В этом письме рекомендуется применить опыт Самаркандской области в других республиках, осуществив его дальнейшее углубление и совершенствование. Сообщалось, что по договоренности с правительством Узбекской ССР представители других союзных республик могут непосредственно ознакомиться с работой санэпидслужбы в новых условиях.
Поступила 22/У1 1976 г.