УДК 070/373 ББК 76.0
DOI: 10.31862/1819-463X-2024-4-64-69
ЖУРНАЛИСТСКИЕ СТРАТЕГИИ
В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ШКОЛЕ (на примере деятельности медиаклассов)
П. В. Макарова, Е. В. Опарина, Е. Н. Матюхина
Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразова-ния в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.
Ключевые слова: медиакласс, медиаобразование, предпрофессиональная подготовка, журналистика, школа
Для цитирования: Макарова П. В., Опарина Е. В., Матюхина Е. Н. Журналистские стратегии в предпрофессиональном образовании в школе (на примере деятельности медиаклассов) // Наука и школа. 2024. № 4. С. 64-69. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-4-64-69.
© Макарова П. В., Опарина Е. В., Матюхина Е. Н., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
JOURNALISTIC STRATEGIES IN PRE-PROFESSIONAL EDUCATION AT SCHOOL (using the examples of media classes)
P. V. Makarova, E. V. Oparina, E. N. Matyukhina
Abstract. The paper is devoted to the problem of enhancing comprehensive media education in a modern school as part of career guidance classes. Media education and media-informational literacy are becoming an important part of school education, though the process is not fast enough. The media class is the second humanitarian direction in the school after the psychological/pedagogical class. The goals and objectives of the media class are not always presented clearly and in detail. The popularization of this area has just begun and requires special attention, since it is an important area of education that allows us to bring up generations with the skills to perceive mass information correctly. Pupils, starting from the 7th grade, learn to work with the information, filter it, and become familiar with the principles of creating media content. This paper discusses the key features of media education at school and the further development - pre-professional training of schoolchildren in the field of journalism and media communications.
Keywords: media class, media education, pre-professional training, journalism, school.
Cite as: Makarova P. V., Oparina E. V., Matyukhina E. N. Journalistic strategies in pre-professional education at school (using the examples of media classes). Nauka i shkola. 2024, No. 4, pp. 64-69. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-4-64-69.
Стремительное распространение информации в современном мире, возникновение глобального информационного общества, формирование системы взглядов через медиакоммуникацию значительно расширили сферу социокультурного и образовательного дискурса. В первую очередь это привело к интерактивному общению аудитории со средствами массовой информации и проникновению средств массовой информации во все сферы человеческой жизни. В настоящее время образовательное и информационное воздействие современных средств массовой информации на аудиторию может соперничать с влиянием традиционной педагогики.
Исследователи отмечают, что именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций [1]. Поэтому особенно важно качество медиаобразования и медиаграмотности. Сейчас задача усложнилась и состоит в том, чтобы, с одной стороны, воспитывать поколения, способные ориентироваться в медиапроцессе, и, с другой стороны, уже на школьном этапе знакомить обучающихся с миром журналистики и медиакоммуникаций.
Медиаобразование ставит перед собой главной целью подвергать полученную информацию анализу, критически ее осмысливать. В данном случае под медиао-бразованием следует понимать процесс приобщения человека к знаниям об особенностях его существования в медиапространстве, а также формирование широкого спектра медиаумений и медиасознательного поведения, позволяя личности полноценно и безопасно реализовать себя в информационном обществе, основанном на гуманистических идеалах и ценностях.
Сегодня мы говорим о том, что современное образование должно стремиться к соответствию современным требованиям и динамике рынка труда. Стала развиваться новая ветвь в образовании - предпрофессиональное образование. Мы можем сказать, что это система обучения, которая предоставляет школьникам возможность получить практические навыки и знания, связанные с определенной профессией или отраслью, еще до их поступления в высшее или профессиональное учебное заведение [2]. В этом случае общая медиаграмотность может быть рассмотрена и как часть предпрофессионального образования, и как часть современного набора умений цифрового общения, в данный момент востребованных обществом. Это открывает перед школами перспективы формирования навыков медиаповедения, фактчекинга, выработки индивидуальных стратегий репрезентации в соцсетях, правильной реакции на неадекватное поведение в Сети и требует, соответственно, разработки теоретической базы и практических образовательных кейсов для программ школьного образования (рис. 1).
Рис. 1. Модель предпрофессионального образования современной школы (составлена авторами)
Такая организация обучения дает возможность процесс не только организовать учебный процесс внутри школьной среды, но и выйти за ее рамки, тем самым дать стимул практико-ориентированным знаниям.
Целью предпрофессионального образования является ознакомление школьников с основами выбранной профессии, развитие необходимых навыков и предоставление практического опыта, чтобы они могли принять осознанное решение о своей дальнейшей карьере. Это помогает учащимся понять, насколько им интересна и подходит выбранная профессия, а также дает преимущество при поступлении в высшее учебное заведение или при поиске работы [3].
Программы предпрофессионального образования могут включать теоретическое обучение, практические занятия, стажировки, мастер-классы, лекции, проекты и другие формы обучения, которые позволяют учащимся получить практические навыки в своей будущей профессиональной сфере. Программы могут включать изучение предметов, специфичных для выбранной профессии, а также общие навыки, необходимые для успешной карьеры, например, коммуникационные навыки, решение проблем, управление временем и т.д.
Предпрофессиональное образование может быть организовано в рамках школьных программ, вузов, колледжей или внешних образовательных организаций, сотрудничающих с работодателями и профессиональными ассоциациями1.
Схема организации предпрофессионального образования наглядно представлена на рис. 2.
В целом предпрофессиональное образование представляет собой важную ступень в образовательной системе, которая помогает школьникам подготовиться к будущей профессии, развить необходимые навыки и принять информированное и верное решение о своей карьере.
1 Предпрофессиональные классы. URL: https://shkolamoskva.ru/predprof/ (дата обращения: 02.11.2023).
Школа
Предпрофессиональный экзамен
Предпрофессиональное дприятия
образование артнеры
Рис. 2. Схема организации предпрофессионального образования [2]
В московских школах предпрофессиональное образование стало внедряться в 2015 г. Тогда были открыты первые классы, включая инженерные и медицинские направления, чтобы отвечать на растущую потребность во врачах и инженерах для городских систем и служб. Это был ответ на актуальные потребности города.
С тех пор количество предпрофессиональных классов в Москве значительно увеличилось. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время около 50 тыс. школьников обучаются в предпрофессиональных классах в Москве 2. Это свидетельствует о росте интереса и популярности таких классов среди учащихся и их родителей, а также о признании важности предпрофессиональной подготовки для будущего трудоустройства. Это направление образования позволяет школьникам получить не только академические знания, но и практические навыки, связанные с определенными профессиями. Оно дает возможность им заранее определиться с выбором профессии и приобрести базовые знания и навыки, которые понадобятся им в будущей работе.
В систему предпрофессионального образования встраиваются медиаклассы с базовой ступенью «медиавертикаль» для 7-9 классов как одно из востребованных направлений гуманитарного профиля. Медиаклассы начали появляться в некоторых московских школах не так давно, как другие классы предпрофессиональной подготовки, и у родителей и детей не всегда есть четкое представление, что конкретно будет предложено в рамках предпрофессионального обучения. Это второе гуманитарное направление в школах, и сейчас важно давать максимально полную информацию о нем. Л. А. Коханова делает вывод, что «медиаклассы и другие формы медиаобразования - это больше, чем и профориентация, и ранняя профессионализация, которая имеет место быть. Их основа - формирование культурных кодов» [4, с. 10]. Навыки поведения в Сети, умение работать с источниками информации, проверять ее, понимание принципов информационной безопасности и др. - новые и важные направления soft skills, «гибких навыков», которые формируют дальнейшее поведение в рамках современной культуры.
Но также медиакласс поможет школьникам получить нужную мотивацию для дальнейшего выбора профессии. Они познакомятся со стратегией, жанрами, формами
2 В Москве предпрофессиональные классы посещают более 45 тыс. школьников. Ш1_: https://tass.ru/ moskva/10646675 (дата обращения 04.11.2023).
и инструментами медиа; глобальной системой СМИ и структурой различных ее сегментов; получат базовые знания по созданию медиапродуктов.
Изучаемые предметы - не только теория и практика журналистики, это также разные направления PR, социальные и философские аспекты массовых коммуникаций, углубленные занятия по русскому языку, литературе и обществознанию. Перед школьниками открываются возможности посещать занятия в вузах-партнерах и даже проходить стажировки в СМИ. Кроме того, это дополнительный способ повысить уровень информационной грамотности. Исключительно важно обучать школьников, чье мировоззрение только формируется, проверять источники, не доверять слепо даже авторитетному мнению. Исследователи отмечают, что развитое критическое мышление «позволяет управлять собственными когнитивными процессами вместо беспрекословного поглощения предоставляемой информации» [5, с. 171]. Вариантов методов работы медиакласса множество: от создания полноценного школьного пресс-центра, деловых игр по организации и менеджменту СМИ, школьных PR-кампаний до квизов по истории и современному состоянию медиасреды. Возможны тематические конкурсы, мастер-классы с профессионалами отрасли, практические занятия по фактчекингу и источниковедению и многое другое. Уроки медиакласса включают в себя практические задания: написание и редактирование текстов, работа с фото- и видеоматериалами, взаимодействие с сайтами и социальными сетями, работа с источниками. Темы для создания медиапродуктов разнообразны: это могут быть культурные, исторические или социально значимые темы, расширяющие кругозор учащихся и повышающие их гуманитарный уровень..
Таким образом, внедрение медиаклассов как формы предпрофессионального образования в московских школах является не только важным шагом для подготовки молодежи к современному рынку труда и обеспечения соответствия их профессиональных навыков и знаний потребностям города и обществаЗ, но и целым этапом развития сферы образования в русле информатизации и цифровизации, позволяющим развить новые и значимые направления «гибких навыков», отвечающих за личностный рост и развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 71-72. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=5873 (дата обращения: 20.11.2023).
2. Трубицын В. А. Инновационное предпрофессиональное образование. URL: http://dpo-smolensk. ru/news/2019-avgust/Forum/omo-rukov-oo/2019-22-08-ruk-4.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
3. Лапин Д. А. Актуальные форматы медиаобразования в московских школах // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. DOI: https://doi.org/10.30547/mediascope.2.2021.5.
4. Коханова Л. А. Медиаобразование: профориентация или профессионализация? // Идеи и новации. 2022. Т. 10, № 4. С. 6-11.
5. Грекова Н. К. Манипулятивная коммуникация и ее влияние на общество посредством СМИ // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2023. № 1-1. С. 169-172.
3 Предпрофессиональное образование в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. URL: https://nark.ru/regional_practices/ primenenie-instrumentov-nsk/predprofessionalnoe-obrazovanie-v-gosudarstvennykh/?ysclid=lz9obuj uk624126174 (дата обращения: 10.11.2023).
REFERENCES
1. Konyukhova T. V. Vliyanie SMI na massovoe soznanie v informatsionnom obshchestve. Fundamentalnye issledovaniya. 2005, No. 3, pp. 71-72. Available at: https://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=5873 (accessed: 20.11.2023).
2. Trubitsyn V. A. Innovatsionnoe predprofessionalnoe obrazovanie. Available at: http://dpo-smolensk. ru/news/2019-avgust/Forum/omo-rukov-oo/2019-22-08-ruk-4.pdf (accessed: 21.11.2023).
3. Lapin D. A. Aktualnye formaty mediaobrazovaniya v moskovskikh shkolakh. Mediaskop. 2021, Iss. 2. DOI: https://doi.org/10.30547/mediascope.2.2021.5.
4. Kokhanova L. A. Mediaobrazovanie: proforientatsiya ili professionalizatsiya? Idei i novatsii. 2022, Vol. 10, No. 4, pp. 6-11.
5. Grekova N. K. Manipulyativnaya kommunikatsiya i ee vliyanie na obshchestvo posredstvom SMI. Nauka XXI veka: aktualnye napravleniya razvitiya. 2023, No. 1-1, pp. 169-172.
Макарова Полина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Makarova Polina V., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department named after V. A. Slavina, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Опарина Екатерина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Oparina Ekaterina V., PhD in Education, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department named after V. A. Slavina, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Матюхина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Matyukhina Elena N., Senior Lecturer, Journalism and Media Communications Department named after V. A. Slavina, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2023 The article was received on 27.12.2023