журналистика!
УДК 7.08.796/799.808 ББК 76.023
DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-45-50
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Е. В. Опарина, П. В. Макарова
Аннотация. В статье исследуются возможности формирования позитивных ценностей у детей и подростков инструментами спорта и медиа. Одна из основных задач современного государства - воспитание здоровых, трудоспособных поколений с высокими личностными качествами. Спорт на протяжении веков считался способом развития тела и духа. Благодаря медиа, роль спорта в развитии общества увеличилась многократно. Учитывая современные вызовы, глобальные позитивные ценности спорта особенно важны для воспитания здоровой нации. В статье приводятся три фактора, мешающих эффективному продвижению позитивных ценностей у подростков инструментами медиа.
Ключевые слова: спорт, масс-медиа, продвижение в СМИ, спортивная журналистика, система ценностей, общество, детский спорт, воспитание.
Для цитирования: Опарина Е. В., Макарова П. В. Спортивная журналистика как инструмент формирования позитивных ценностей у подростков // Наука и школа. 2022. № 6. С. 45-50. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-6-45-50.
SPORTS JOURNALISM AS A TOOL FOR THE FORMATION OF POSITIVE SOCIAL VALUES FOR TEENAGERS
E. V. Oparina, P. V. Makarova
Abstract. The article explores the possibilities of forming positive values in children and adolescents with the tools of sports and media. One of the main tasks of the modern state is bringing up healthy, capable generations with high personal qualities. For centuries, sport has been considered a way to develop the body and spirit. Thanks to the media, the role of
© Опарина Е. В., Макарова П. В., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
sport in the development of society has multiplied. Taking into account modern challenges, the global positive values of sports are especially important for the education of a healthy nation. The article presents three factors that hinder the effective promotion of positive values among teenagers by media tools.
Keywords: sports, mass media, media coverage, sports journalism, values system, society, youth sports, upbringing.
Cite as: Oparina E. V., Makarova P. V. Sports journalism as a tool for the formation of positive social values for teenagers. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 45-50. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-45-50.
Одна из задач воспитания здоровых поколений - вовлечение детей и подростков в спорт. В России предложена и реализуется Федеральная программа «Детский спорт», создана нормативная база для поддержки и развития детско-юношеского спорта [1; 2] . В целом вовлечение в различные виды спорта детей с самого юного возраста - это распространенная практика, принятая во многих развитых и развивающихся странах [3] .
Воспитательная функция спорта
С древних времен спорт использовался как инструмент воспитания детей . Например, в античной Греции мальчики с 12 до 16 лет посещали палестры для занятий борьбой, бегом, прыжками и др В палестрах прививались также социальные навыки и хорошие манеры [4] . При этом спорт никогда не был инструментом исключительно развития тела, в тренировках и состязаниях всегда видели и выработку личностных качеств: терпения, силы воли, дисциплинированности, умения взаимодействовать с другими и др . С ХХ в . спорт стал одним из важнейших массовых зрелищ для всего мира и его социальные функции многократно усложнились . Увеличилась роль спорта в глобализации мира, распространении общечеловеческих, гуманистических
ценностей . Все это стало возможно благодаря развитию системы медиа. Спорт - уникальная сфера деятельности, способная собирать аудиторию с самого юного возраста. Медийная привлекательность спорта дает ему огромное преимущество и позволяет быть эффективным инструментов в распространении позитивных ценностей.
ЮНЕСКО определяет ряд ценностей, формируемых спортом, - это справедливость, работа в команде, равенство, дисциплина, инклюзивность, упорство и уважение Спорт может предоставлять универсальную систему для прививания ценностей детям и подросткам, таким образом внося вклад в развитие soft-skills, важных для реализации концепции «ответственного гражданина» [5] .
Спорт оказывает несомненное положительное воздействие на развитие физических и моральных качеств у детей и подростков [6-8] . Установлено, что у детей, занимающихся спортом, выше дисциплина, они умеют лучше справляться с поражениями, более эмоционально стабильны, имеют более развитые навыки за счет работы в группе или с тренерами [9], способны ставить себе реальные цели. Важно отметить, что спортивное вовлечение - это средство самоопределения подростка, возможность ребенка, стремясь, увидеть себя в «завтрашнем дне»
Преимущества развития физических качеств:
• ловкость,
• выносливость,
• быстрота реакции,
• устойчивость к мелким бытовым травмам и др .
Преимущества развития моральных качеств:
• стремление к победе,
• честная борьба,
• уважение к сопернику,
• умение поэтапно ставить задачи,
• дисциплина и др . [9] .
Занятия спортом часто противопоставляются и негативному влиянию улиц . Многие профессиональные спортсмены разных стран отмечали, что спорт спас их от нищеты [10; 11], попадания в уличные банды [12], от алкогольной и наркотической зависимости [13], от перспектив стать преступником [14] . Некоторые исследователи видят в спорте эффективный инструмент улучшения качества жизни для отдельных людей и для наций в целом [15; 16] .
Кроме проблемы негативного влияния улиц, сейчас актуальна проблема пассивного времяпрепровождения у детей: уже установлено, что гаджеты негативно воздействуют на физическую активность детей . Отмечается, что регулярные занятия спортом способны решить эту проблему [17], но только в том случае, если ребенку предложен интересный ему вид спорта, способный его увлечь . Это приводит нас к мысли о том, что детские спортивные секции должны быть доступны и разнообразны, а медиа должны в полной мере выполнять свою функцию популяризации спорта
Проблемы медиа как основного инструмента воспитательной функции спорта
Одна из задач спортивной журналистики - пропаганда спорта и ЗОЖ . Но в случае с продвижением детского спорта
эффективность российских медиа очень низка . Тут можно выделить три основных причины . Во-первых, чаще всего спортивные СМИ таргетируют аудиторию, начиная с 14+. Это представляет определенную проблему - любовь к подвижному образу жизни, к различным видам спорта необходимо закладывать с более юного возраста. Сейчас на ТВ не представлены спортивные программы для детей возраста 6+. Подобный контент можно найти в сети, например, YouTube предлагает большое количество каналов для детей [18] . Тем не менее массовая аудитория вне крупных городов продолжает ориентироваться на ТВ как на основной источник информации . Поэтому цепочка передачи этой информации становится длиннее (добавляется звено взрослых) и теряет эффективность . Было бы более логично предлагать детям напрямую спортивный контент, в игровой форме, в виде анимации и т д
Второй момент, в спортивных СМИ очень редко появляется информация о детских турнирах . Даже очень крупные и важные состязания не удостаиваются попадания в новости Это в принципе делает детский спорт «невидимым» и закрытым для посторонних
Третий момент, который мы отметим в этой статье: в медиасреде спортсмены представлены как герои и модели для подражания Они ассоциируются с успехом, финансовой состоятельностью, здоровьем, победами и положительными эмоциями Для детей важно иметь перед собой примеры для подражания, людей, на которых хочется равняться, когда вырастешь И образ героя-спортсмена также должен быть донесен до более молодой аудитории, но, к сожалению, этого не происходит.
В связи с этим можно выделить возможности формирования позитивных ценностей у подростков с помощью спортивной журналистики:
• добровольный и свободный выбор направления и вида спортивной деятельности;
• учет индивидуальных потребностей ребенка;
• благоприятные условия для самопроявления подростка;
• индивидуальный опыт продуктивной деятельности в условиях выбранного направления;
• сотрудничество ребенка и взрослого
Резюмируя, отметим, что основная проблема взаимоотношений спортивных медиа и детского спорта в том, что, несмотря на государственные и общественные задачи, которые выполняют основные спортивные СМИ, они ориентируются исключительно на рейтинги и окупаемость С таким подходом сложно ожидать адекватного освещения детских турниров, производства детского контента для спортивных СМИ
Исследователи отмечают несомненное воздействие спорта на развитие личности Спорт предлагает и участнику, и зрителю множество позитивных ценностей . Воспитательный потенциал такого подхода заключается в том, что спортивные педагоги сопровождают развитие личности ребенка, предлагая ему определенные воспитательные задачи, тем самым формируя в нем готовность к свершению осознанных выборов и несению личной ответственности, осознанию ценностных смыслов, развитие мотивации к саморазвитию, укрепление личностных качеств
В ближайшие десятилетия спорт не утратит своей значимости, а значит, медиа необходимо соответствовать запросам общества и помогать спорту в полной мере реализовывать свою воспитательную функцию
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Совет Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/124561/ (дата обращения: 21.06.2022).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 21.06.2022).
3. Project play: Participation Rates. URL: https://www.aspenprojectplay.org/youth-sports/facts (дата обращения: 21.06.2022).
4. Демчук Н. В., Морозов А. С. Культурное наследие воспитания молодежи в Древней Элладе // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. победителей III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. Пенза, 2017. С. 234-237.
5. Values education through sport. URL: https://en.unesco.org/themes/sport-and-anti-doping/sports-values-education (дата обращения: 30.06.2022).
6. Логинов Л. В., Магомедов Н. М. Влияние занятий спортом в детско-юношеских спортивных школах на нравственно-волевое развитие подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 34-36.
7. Уляева Л. Г. Теоретические основания к решению проблемы самореализации личности в детско-юношеском спорте: ресурсный подход // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2017. № 7. С. 258-261.
8. Аскерко В. И., Мельник Е. В., Ивашко С. Г. Развитие ценностных ориентаций в детско-юношеском спорте как ресурс конкурентоспособности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2021. № 11. С. 6-8.
9. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1996.
10. Никулин Н. Садьо Мане тратит деньги на родную деревню. Построил больницу в память об отце, вкладывается в другую инфраструктуру. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ mama4h/3054218.html (дата обращения: 21.06.2022).
11. Darren. 30 Star Athletes Who Came From Humble Beginnings. URL: https://sportscroll.com/30-star-athletes-who-came-from-humble-beginnings/ (дата обращения: 21.06.2022).
12. Бутов С. Майк Тайсон: человек с татуировкой. URL: https://www.sport-express.ru/boxing/ reviews/820957/ (дата обращения: 21.06.2022).
13. Starkman R. Clara Hughes' untold story: Wild teen to Olympic champ. URL: https://www.thestar. com/sports/olympics/2010/01/29/clara_hughes_untold_story_wild_teen_to_olympic_champ.html (дата обращения: 21.06.2022).
14. «Бокс спас меня от тюрьмы и смерти». Почти киношная история Уайта. URL: https://sport. rambler.ru/boxing/48522941-boks-spas-menya-ot-tyurmy-i-smerti-pochti-kinoshnaya-istoriya-uayta/ (дата обращения: 21.06.2022).
15. Allan V. A surprising number of elite athletes faced childhood trauma. URL: https://www.dallasnews. com/opinion/commentary/2018/12/09/a-surprising-number-of-elite-athletes-faced-childhood-trauma/ (дата обращения: 25.06.2022).
16. Boit M. Using Sports in National Development. URL: https://www.playthegame.org/news/using-sports-in-national-development/ (дата обращения: 21.06.2022).
17. Engage Kids in Sports to Stop Them From Spending Time on Gadgets, Says Supreme Court. URL: https://english.sakshi.com/news/national/engage-kids-sports-stop-them-spending-time-gadgets-says-supreme-court-154182 (дата обращения: 21.06.2022).
18. Little Sports. URL: https://www.youtube.com/@LittleSports (дата обращения: 28.06.2022).
REFERENCES
1. O razvitii detsko-yunosheskogo sporta v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://council.gov.ru/ activity/documents/124561/ (accessed: 21.06.2022).
2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie fizicheskoy kultury i sporta". Available at: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed: 21.06.2022).
3. Project play: Participation Rates. Available at: https://www.aspenprojectplay.org/youth-sports/facts (accessed: 21.06.2022).
4. Demchuk N. V., Morozov A. S. Kulturnoe nasledie vospitaniya molodezhi v Drevney Ellade. In: Nauka i innovatsii v XXI veke: aktualnye voprosy, otkrytiya i dostizheniya. Proceedings of the winners of the III International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. Penza, 2017. Pp. 234-237.
5. Values education through sport. Available at: https://en.unesco.org/themes/sport-and-anti-doping/ sports-values-education (accessed: 30.06.2022).
6. Loginov L. V., Magomedov N. M. Vliyanie zanyatiy sportom v detsko-yunosheskikh sportivnykh shkolakh na nravstvenno-volevoe razvitie podrostkov. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2009, No. 6, pp. 34-36.
7. Ulyaeva L. G. Teoreticheskie osnovaniya k resheniyu problemy samorealizatsii lichnosti v detsko-yunosheskom sporte: resursnyy podkhod. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. 2017, No. 7, pp. 258-261.
8. Askerko V. I., Melnik E. V., Ivashko S. G. Razvitie tsennostnykh orientatsiy v detsko-yunosheskom sporte kak resurs konkurentosposobnosti. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. 2021, No. 11, pp. 6-8.
9. Cratty B. J. Psikhologiya v sovremennom sporte. Moscow, 1996. (In Russian)
10. Nikulin N. Sadyo Mane tratit dengi na rodnuyu derevnyu. Postroil bolnitsu v pamyat ob ottse, vkladyvaetsya v druguyu infrastrukturu. Available at: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ mama4h/3054218.html (accessed: 21.06.2022).
11. Darren. 30 Star Athletes Who Came From Humble Beginnings. Available at: https://sportscroll. com/30-star-athletes-who-came-from-humble-beginnings/ (accessed: 21.06.2022).
12. Butov S. Mayk Tayson: chelovek s tatuirovkoy. Available at: https://www.sport-express.ru/boxing/ reviews/820957/ (accessed: 21.06.2022).
13. Starkman R. Clara Hughes' untold story: Wild teen to Olympic champ. Available at: https://www.
thestar.com/sports/olympics/2010/01/29/clara_hughes_untold_story_wild_teen_to_olympic_champ. html (accessed: 21.06.2022).
14. "Boks spas menya ot tyurmy i smerti". Pochti kinoshnaya istoriya Uayta. Available at: https://sport. rambler.ru/boxing/48522941-boks-spas-menya-ot-tyurmy-i-smerti-pochti-kinoshnaya-istoriya-uayta/ (accessed: 21.06.2022).
15. Allan V. A surprising number of elite athletes faced childhood trauma. Available at: https://www. dallasnews.com/opinion/commentary/2018/12/09/a-surprising-number-of-elite-athletes-faced-childhood-trauma/ (accessed: 25.06.2022).
16. Boit M. Using Sports in National Development. Available at: https://www.playthegame.org/news/ using-sports-in-national-development/ (accessed: 21.06.2022).
17. Engage Kids in Sports to Stop Them From Spending Time on Gadgets, Says Supreme Court. Available at: https://english.sakshi.com/news/national/engage-kids-sports-stop-them-spending-time-gadgets-says-supreme-court-154182 (accessed: 21.06.2022).
18. Little Sports. Available at: https://www.youtube.com/@LittleSports (accessed: 28.06.2022).
Опарина Екатерина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразо-вания, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Oparina Ekaterina V., PhD in Education, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Макарова Полина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразова-ния, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Makarova Polina V., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2022 The article was received on 01.07.2022