Научная статья на тему 'Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов'

Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1015
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / МЕТОД РДО / СПОРТСМЕН / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / SPORTS SELECTION / REACTION TO A MOVING OBJECT / GAME SPORTS / PROPENSITY / RMO METHOD / ATHLETE / COMPREHENSIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович, Федорова Светлана Николаевна

Введение . На протяжении длительного времени вопрос о своевременном выявлении у детей и подростков склонности к определенным видам двигательной деятельности не подвергался подробному изучению, хотя, несомненно, потребность в этом была. Именно этой потребностью объясняется интерес исследователей к проблеме отбора и подготовки спортивного резерва. Уже с 50-х годов XX в. тренеры и работники физкультуры и спорта, выступая на страницах спортивных изданий, говорят о необходимости усовершенствования системы отбора, повышения его качества и эффективности, преодоления трудностей, связанных с отсутствием методологических подходов к учету акселерационного процесса в современном мире и так далее. Эти вопросы сохранили свою актуальность до сих пор. Цель исследования - выявить и охарактеризовать методики спортивного отбора наиболее одаренных детей для занятий игровыми видами спорта. Материалы и методы : исследование основано на теоретическом анализе научно-методической и специальной литературы по проблеме, а также опыте работы тренеров по игровым видам спорта с использованием различных методов спортивного отбора. Результаты исследования, обсуждения: в статье обобщаются данные теоретических и экспериментальных работ по проблеме отбора детей для занятий игровыми видами спорта. Характеризуются тесты и диагностические методики, при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств юных спортсменов. Особое внимание обращается на метод реакции на движущийся объект (РДО) по оценке предрасположенности юных спортсменов к занятиям игровыми видами спорта. Заключение . Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована для отбора и выявления наиболее одаренных спортсменов для занятий игровыми видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович, Федорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SPORTS SELECTION BASED ON A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE PROSPECTS OF YOUNG ATHLETES

Introduction. For a long time, the question of timely identification of abilities in children and adolescents with a propensity for certain types of motor activity has not been studied in detail, although there was undoubtedly a need for this. This need explains the interest of researchers in the problem of selection and training of sports reserves. Since the 50s, coaches and employees of physical education and sports, speaking on the pages of sports publications, talk about the need to improve the selection system, improve its quality and efficiency, overcome the difficulties associated with the lack of methodological approaches to accounting for the acceleration process in the modern world, and so on. These questions have remained relevant to this day. The purpose of the study is to identify and characterize the methods of sports selection of the most gifted children for game sports. Materials and methods: the research is based on the theoretical analysis of scientific and methodological literature on the problem, as well as the experience of coaches in game sports using various methods of sports selection. The results of the study discussion: the article summarizes the data of theoretical and experimental works on the problem of selection of children for practicing game sports. Tests and diagnostic methods, with the help of which it is possible to identify the level of development of certain abilities and qualities of young athletes are characterized. Special attention is paid to the method of reaction to a moving object (RMO) for assessing the propensity of young athletes for game sports. Conclusion. The results of the study allow us to conclude that the developed method can be used to select and identify the most gifted athletes for game sports.

Текст научной работы на тему «Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов»

УДК 796.386.796.015 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311

Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки

перспективности юных спортсменов Г. М. Николаев, С. Н. Федорова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. На протяжении длительного времени вопрос о своевременном выявлении у детей и подростков склонности к определенным видам двигательной деятельности не подвергался подробному изучению, хотя, несомненно, потребность в этом была. Именно этой потребностью объясняется интерес исследователей к проблеме отбора и подготовки спортивного резерва. Уже с 50-х годов XX в. тренеры и работники физкультуры и спорта, выступая на страницах спортивных изданий, говорят о необходимости усовершенствования системы отбора, повышения его качества и эффективности, преодоления трудностей, связанных с отсутствием методологических подходов к учету акселерационного процесса в современном мире и так далее. Эти вопросы сохранили свою актуальность до сих пор. Цель исследования - выявить и охарактеризовать методики спортивного отбора наиболее одаренных детей для занятий игровыми видами спорта. Материалы и методы: исследование основано на теоретическом анализе научно-методической и специальной литературы по проблеме, а также опыте работы тренеров по игровым видам спорта с использованием различных методов спортивного отбора. Результаты исследования, обсуждения: в статье обобщаются данные теоретических и экспериментальных работ по проблеме отбора детей для занятий игровыми видами спорта. Характеризуются тесты и диагностические методики, при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств юных спортсменов. Особое внимание обращается на метод реакции на движущийся объект (РДО) по оценке предрасположенности юных спортсменов к занятиям игровыми видами спорта. Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована для отбора и выявления наиболее одаренных спортсменов для занятий игровыми видами спорта.

Ключевые слова: спортивный отбор, реакция на движущийся объект, игровые виды спорта, предрасположенность, метод РДО, спортсмен, комплексная оценка

Для цитирования: Николаев Г.М., Федорова С.Н. Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 306-311. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311.

Methods of sports selection based on a comprehensive assessment

of the prospects of young athletes G. M. Nikolaev, S. N. Fedorova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. For a long time, the question of timely identification of abilities in children and adolescents with a propensity for certain types of motor activity has not been studied in detail, although there was undoubtedly a need for this. This need explains the interest of researchers in the problem of selection and training of sports reserves. Since the 50s, coaches and employees of physical education and sports, speaking on the pages of sports publications, talk about the need to improve the selection system, improve its quality and efficiency, overcome the difficulties associated with the lack of methodological approaches to accounting for the acceleration process in the modern world, and so on. These questions have remained relevant to this day. The purpose of the study is to identify and characterize the methods of sports selection of the most gifted children for game sports. Materials and methods: the research is based on the theoretical analysis of scientific and methodological literature on the problem, as well as the experience of coaches in game sports using various methods of sports selection. The results of the study discussion: the article summarizes the data of theoretical and experimental works on the problem of selection of children for practicing game sports. Tests and diagnostic methods, with the help of which it is possible to identify the level of development of certain abilities and qualities of young athletes are characterized. Special attention is paid to the method of reaction to a moving object (RMO) for assessing the propensity of young athletes for game sports. Conclusion. The results of the study allow us to conclude that the developed method can be used to select and identify the most gifted athletes for game sports.

© Николаев Г. М., Федорова С. Н., 2020

Keywords: sports selection, reaction to a moving object, game sports, propensity, RMO method, athlete, comprehensive assessment

For citation: Nikolaev G.M., Fedorova S.N. Methods of sports selection based on a comprehensive assessment of the prospects of young athletes. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 306-311. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311. (In Russ.).

Введение

Целенаправленная подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом различных факторов. Один из них - своевременное выявление и отбор одаренных в физическом плане детей и их спортивная ориентация в соответствии с обнаруженными способностями к определенным видам двигательной деятельности.

В связи с этим обостряется проблема совершенствования системы отбора юных спортсменов, повышения ее качества и эффективности, в том числе и для игровых видов спорта. Учет того, что в спортивной области знаний практически через каждые 5-10 лет осуществляется полный пересмотр накопленной научной информации по отбору талантливых спортсменов, требует упорядочения этой процедуры на этапе еще начальной подготовки с помощью адекватных методик.

Причем используемые методики должны быть направлены на выявление способностей для занятий определенным видом спорта, чтобы в дальнейшем не было типичной для спортивных школ ситуации большого по количеству и длительного по времени отсева учащихся, вызванного отсутствием роста их индивидуальных результатов. Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к большим потерям, травмируя психику ребенка, не позволяет повысить качество тренировочного процесса. В связи с этим необходимо вооружить тренеров - знаниями о современных, объективных критериях отбора и прогнозирования талантливых спортсменов.

Цель исследования

Выявить и охарактеризовать методики спортивного отбора наиболее одаренных детей для занятий игровыми видами спорта. Прежде всего необходимо обратить внимание на морфотип будущего спортсмена, его рост, тимп телосложения,

вес и тому подобное. Ведь в разных видах спорта доминирующую роль играют разные параметры. Например, в таких видах спорта, как баскетбол, академическая гребля или легкоатлетические метания важную роль играет высокий рост спортсмена, именно он дает ему определенные преимущества, тогда как в беге на длинные дистанции (марафонский бег) он существенного значения не имеет.

Материалы и методы

В методике спортивного отбора важным является и аспект взаимодействия биологического и социального, наследуемости спортивного таланта, анатомо-физиологических данных и т. д., учет медико-биологических факторов, подробно освещенных в трудах Г. В. Барчуковой [2]; В. Г. Бауэра [3]; А. Ц. Пуни [10]. Они не только характеризуют состояние здоровья занимающихся, уровень их физической подготовки, но и раскрывают морфофункциональные особенности, продолжительность и качество восстановительных процессов в организме спортсмена после выполнения больших тренировочных нагрузок, что позволяет уточнять перечень лечебно-профилактических мероприятий, в которых нуждаются спортсмены.

Тренеру для грамотного отбора спортсменов нужно уметь пользоваться данными спортивной медицины, учитывать факторы антропологии и физиологии, фактор наследственности, от которого зависит физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробная и анаэробная производительность организма, величина прироста функциональных возможностей в тренировочном процессе.

Отметим, что крайне актуальным на сегодняшний момент является вопрос сопоставления паспортного и биологического возраста детей при организации спортивного отбора. Вообще, в научно-спортивной литературе используются разные термины в отношении возраста спортсменов: хронологический, документальный, паспортный,

календарный, биологический и проч., большинство из которых подробно еще не раскрыты. Современная система подготовки юного спортсмена строится не на базе биологического, а на базе календарного возраста, что приводит к тому, что юный спортсмен может быть либо недооценен, либо переоценен тренером. Между тем паспортный возраст, особенно в пубертатном периоде, не всегда отражает истинное развитие подростка и не всегда соответствует его биологическому возрасту. Высокие спортивные результаты могут являться следствием отнюдь не спортивной одаренности, а генетически более ранним сроком биологического созревания.

Для качественной работы в тандеме любой тренер должен хорошо знать сенситивные, то есть благоприятные, и критические периоды развития организма [5], так же, как и спортсмен, который тоже должен хорошо знать, когда в его организме наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг.

Хочется обратить внимание еще на один момент: выполнение контрольных упражнений и тестов детьми одного возраста создает преимущества для акселератов и ограничивает дорогу в спорт детям с замедленным развитием (ретордан-там), потенциально обладающим не меньшими спортивными способностями. При отборе необходимо учитывать, что дети с ускоренным биологическим развитием в будущем очень быстро утрачивают свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Видимых успехов, как правило, на последующих этапах спортивной карьеры добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие незначительные признаки замедленного биологического развития. На этом знании базируются исследования Е. П. Ильина [6] по определению биологических критериев отбора.

Психофизиологические изыскания в области спорта также получают все большую популярность. Для получения более точных данных используются разные индикаторы психофизиологического состояния: треморометрия, комплексы диагностирования разных сторон психологического и физического здоровья спортсменов [8].

Среди физических качеств и способностей, которые определяют достижение высоких спортивных результатов, есть так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, с большим трудом поддающиеся

развитию и совершенствованию в тренировочном процессе. Данные физические качества и способности важны с точки зрения прогноза при отборе подростков в учебно-тренировочные группы спортшкол. К таким качествам можно отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (например, строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе спортивного отбора контрольные испытания необходимо проводить с расчетом определения не столько того, что уже умеет делать начинающий спортсмен, сколько того, что он сможет сделать в дальнейшем. Иными словами, выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Здесь надо понимать, что потенциальный результат юного теннисиста зависит в первую очередь не от исходного уровня физических качеств, а, скорее, от темпов прироста этих качеств в процессе специальных тренировок. Ведь именно темпы прироста наглядно демонстрируют способность или, наоборот, неспособность определенного спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

В игровых видах спорта очень часто ситуация от игрока требует быстрой реакции на действия соперника или на действия партнера, поэтому здесь важнее выявить специальные физические качества: способность выполнять сложное сочетание нападающих и защитных действий при строго определенном лимите времени (даже цейтноте), правильно и своевременно оценивать поведение противника. Именно это определяет перспективность спортсменов в игровых видах спорта.

При проведении спортивного отбора важно давать контрольные задания в соревновательной форме [4]. Это позволит выявить волевые качества юного спортсмена. Так, для выявления интенсивности проявления волевых усилий следует использовать упражнения с кратковременным напряжением, а для выявления настойчивости -сложные в координационном отношении упражнения для освоения специальных техник.

При отборе особое внимание надо обращать на проявление спортивной самостоятельности,

мотивации, целеустремленности, способности мобилизовать свои силы и резервы, реакцию на неудачное выступление на соревнованиях, активное участие в борьбе, терпение, упорство.

Результаты, обсуждения

Тренеру необходимо знать и уметь использовать тесты и диагностические методики, при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств. При этом не следует забывать, что в науке и практике появляются новые приемы и способы тестирования, в том числе и с помощью новейших компьютерных технологий, к которым относится электронная версия метода реакции на движущийся объект (РДО) по оценке предрасположенности юных спортсменов к занятиям игровыми видами спорта.

Метод РДО является одним из распространенных индикаторов по определению:

- точности восприятия временных и пространственных характеристик;

- точности в реакции на движущийся объект.

Реакция на движущийся объект представляет

собой сложный пространственно-временный рефлекс и используется в качестве теста для определения уровня взаимоотношений процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Задача испытуемого заключается в том, чтобы остановить движущийся объект в момент совмещения его с неподвижной точкой. При этом определяется величина упреждения, которая зависит:

- от скорости движения объекта;

- от расстояния между неподвижной точкой и местом остановки движущегося объекта;

- от скоростных возможностей испытуемого.

При решении данной задачи участник в режиме слежения за целью старается сократить до минимума величину расстояния между неподвижной точкой и местом остановки движущегося объекта после каждой очередной попытки остановки движущегося объекта.

Действие человека в данной ситуации соответствует управлению в следящих системах, основанных на непрерывных коррекциях текущей информации. При этом включаются физиологические механизмы, отвечающие за точность работы, благодаря чему и достигается постепенно все более высокий уровень координации многих подсистем, в том числе зрительного

и двигательного анализаторов. В РДО раскрываются особенности пластичности функций мозга в деятельности по восприятию времени и пространства.

Метод РДО выполняется с различной скоростью движения перемещения по окружности движущегося объекта: 1 секунда; 1,5 секунды; 2 секунды. При этом использовалось два способа оценки критерия точности:

1 - перемещение движущегося объекта с остановкой в момент попытки совмещения с указанной меткой;

2 - перемещение движущегося объекта без остановки в момент попытки совмещения с указанной меткой. Это означает, что при нажатии клавиши «Пробел», выполняющей функцию «Стоп», в момент предполагаемого совмещения движущегося объекта с меткой на экране монитора движущийся объект не останавливается, а продолжает движение. Момент предполагаемого совпадения фиксируется компьютерной программой, а сам участник не видит результата и уже не может скорректировать свои действия. Для определения эффективности представленной методики проводился анализ результатов, полученных в процессе исследования, и определялся показатель способности к управлению двигательными действиями.

Метод РДО позволяет с помощью математических расчетов определить вариационный размах ошибок несовпадения точечного объекта и метки при тестировании реакции на движущийся объект с остановкой движущегося объекта и без остановки. Отношение двух вариационных рядов позволяет вычислить показатель «С», по величине которого можно судить о способности к управлению двигательными действиями, а, следовательно, и о предрасположенности к игровым видами спорта. Чем выше величина показателя «С», тем лучше способность испытуемого к управлению двигательными действиями.

Представим для примера результаты трех испытуемых по показателю способности к управлению двигательными действиями:

- у испытуемого К. он равен 0,60 мс, что свидетельствует об отсутствии у него способности к их управлению и слабой предрасположенности;

- у испытуемого Л. он равен 1,43 мс, что свидетельствует о наличии предрасположенности;

- у испытуемого И. он равен 0,97 мс, что указывает на незначительные уменьшения точности

двигательных действий, о неярко выраженной предрасположенности.

Итак, метод РДО использовался нами с целью отбора детей, предрасположенных к занятиям игровыми видами спорта. Данная предрасположенность заключается в правильном определении, своевременном изменении положения тела и выполнении движения в верном направлениии связана с восприятием и переработкой пространственной и временной информации, поступающей извне. Величина показателя способности к управлению двигательными действиями, равная единице и выше, является свидетельством явной предрасположенности к занятиям игровыми видами спорта. Предлагаемый способ отбора был апробирован на группе начальной подготовки первого года обучения из 40 испытуемых. По результатам тестирования у пятерых испытуемых показатель способности к управлению двигательными действиями превышал единицу, и им были рекомендованы занятия игровыми видами спорта.

Проанализировав научно-методическую и специальную литературу по проблеме спортивного отбора, можно сделать вывод о том, что проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методике спортивной тренировки. Научно обоснованный поиск талантливой спортивной молодежи - это веяние современного

времени и основная задача спортивного отбора. Ее актуальность не только не снижается, а возрастает. Это связано прежде всего с тем, что существующая практика отбора в спорте, по мнению ведущих специалистов, в настоящее время не является достаточно эффективной и соответствующей современным требованиям. К тому же тренеру необходимо знать и уметь использовать тесты и диагностические методики, при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств. При этом не следует забывать, что в науке и практике появляются все более новые приемы и способы тестирования, в том числе и с помощью новейших компьютерных технологий, к которым относится электронная версия метода реакции на движущийся объект (РДО).

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что данная методика может быть использована для отбора и выявления наиболее одаренных спортсменов для занятий игровыми видами спорта. Однако выполненное исследование не исчерпывает полноты всей рассматриваемой проблемы. Процесс отбора перспективных спортсменов сложен и многогранен и требует дальнейшей разработки.

Литература

1. Банку Т.А., Якимович Е.П., Лукьянчикова М.Д., Раевская В.С., Коноплев В.В. Реализация комплексной методики спортивного отбора в детско-юношеские спортивные школы // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 21-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompleksnoy-metodiki-sportivnogo-otbora-v-detsko-yunosheskie-sportivnye-shkoly/viewer/ (дата обращения: 26.05.2020).

2. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. М. : Знание. 2001. 368 с.

3. Бауэр В.Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ. М. : Совет. спорт, 2003. 32 с.

4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М. : Физкультура и Спорт. 2011. 265 с.

5. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований. М. : Спорт. 2016. 258 с.

6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2019. 288 с.

7. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация / пер. с англ. И.В. Шаробайко. М. : Спорт. 2017. 239 с.

8. Команов В.В. Резервы тренерского мастерства. М. : Спорт; Человек. 2017. 145 с.

9. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология. М. : Спорт. 2017. 129 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 (дата обращения: 26.05.2020).

10. Пуни А.Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях // Хрестоматия: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. И.П. Волков. СПб. : Лениздат. 2002. С. 95-129.

11. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та. 2015. 104 с.

12. Уголькова Е.Р. Споривный отбор и его теоретические аспекты // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 426-430. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 26.05.2020).

13. Устыменко О.Н., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Оценка результатов тестирования реакции на движущийся объект // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 34-36.

14. Фамильникова Н.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Оценка точности реакции человека на движущийся объект // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 176-179.

1. Banku T.A., Yakimovich E.P., Lukyanchikova M.D., Raevskaya V.S., Konoplev V.V. Realizatsiya kompleksnoi metodiki sportivnogo otbora v detsko-yunosheskie sportivnye shkoly [Implementation of the comprehensive methodology for sports selection in children and youth sports schools]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta = Scientific notes of P. F. Lesgaft University, 2020, no. 2(180), pp. 21-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompleksnoy-metodiki-sportivnogo-otbora-v-detsko-yunosheskie-sportivnye-shkoly/viewer/ (accessed 26.05.2020). (In Russ.).

2. Barchukova G.V. Igra, dostupnaya vsem [Game, available for all]. Moscow, Znanie Publ., 2001, 368 p. (In Russ.).

3. Bauer V.G. Organizatsiya pedagogicheskogo kontrolya deyatel'nosti sportivnykh shkol [Organization of pedagogical control of sports schools]. Moscow, Soviet sport Publ., 2003, 32 p. (In Russ.).

4. Bril M.S. Otbor v sportivnykh igrakh [Selection in sports games]. Moscow, Physical Culture and Sport, 2011, 265 p. (In Russ.).

5. Guba V.P., Marinich V.V. Teoriya i metodika sovremennykh sportivnykh issledovanii [Theory and methodology of modern sports research]. Moscow, Sport Publ., 2016, 258 p. (In Russ.).

6. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Psychology of sport]. St. Petersburg, Peter Publ., 2019, 288 p. (In Russ.).

7. Issurin V. B. Sportivnyi talant: prognoz i realizatsiya [Sports talent: forecast and implementation]. Transl. from Engl. by I. V. Sha-robayko, Moscow, Sport Publ., 2017, 239 p. (In Russ.).

8. Komanov V.V. Rezervy trenerskogo masterstva [Reserves of coaching skills]. Moscow, Sport Publ.; Man Publ., 2017, 145 p. (In Russ.).

9. Landa B. H. Diagnostika fizicheskogo sostoyaniya: obuchayushchie metodika i tekhnologiya [Diagnostics of physical condition: training methods and technology]. Moscow, Sport Publ., 2017, 129 p. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=471216 (accessed 26.05.2020). (In Russ.).

10. Puni A. Ts. Formirovanie i aktualizatsiya motivov uchastiya v sorevnovaniyakh [Formation and actualization of motives for participation in competitions]. Khrestomatiya: Sportivnayapsikhologiya v trudakh otechestvennykh spetsialistov, sost. I.P. Volkov = Anthology: Sports psychology in the works of domestic specialists, Comp. by I. P. Volkov. Saint Petersburg, Lenizdat Publ., 2002, pp. 95-129. (In Russ.).

11. Semenova G.I. Sportivnaya orientatsiya i otbor dlya zanyatii razlichnymi vidami sporta [Sports orientation and selection for various sports]. Yekaterinburg, Ural University Publishing house, 2015, 104 p. (In Russ.).

12. Ugolkova E.R. Sportivnyi otbor i ego teoreticheskie aspekty [Sports selection and its theoretical aspects]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta = Scientific notes of P.F. Lesgaft University, 2020, no. 2 (180), pp. 426-430. URL: https://cyberleninka.ru/ (accessed 26.05.2020). (In Russ.).

13. Ustymenko O.N., Polevschikov M.M., Rozhentsov V.V. Otsenka rezul'tatov testirovaniya reaktsii na dvizhushchiisya ob"ekt [Evaluation of the results of testing the reaction to a moving object]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2017, no. 5, pp. 34-36. (In Russ.).

14. Familnikova N.V., Polevschikov M.M., Rozhentsov V.V. Otsenka tochnosti reaktsii cheloveka na dvizhushchiisya ob"ekt [Accuracy evaluation of a human's reaction to a moving object]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2016, no. 2-1, pp. 176-179. (In Russ.).

References

Статья поступила в редакцию 12.06.2020 г.; принята к публикации 3.08.2020 г.

Submitted 12.06.2020; revised 3.08.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Николаев Геннадий Михайлович

аспирант, старший преподаватель Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, nikolaevv12@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors Gennady M. Nikolaev

Postgraduate student, Senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, nikolaevv12@mail.ru

Федорова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, svetfed65@rambler.ru

Svetlana N. Fedorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, svetfed65@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.