DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.016 Козырева Д.А.1, Бицадзе Н.Г.2, Варфоломеева З.С.3 1ORCID: 0000-0002-9307-0475, соискатель, 2ORCID: 0000-0003-3809-0286, магистрант, 3ORCID: 0000-0002-1331-5963, кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
ОТБОРА
Аннотация
Обоснована актуальность проблемы оценки функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и координационных способностей (КС) юных спортсменов в дзюдо с целью спортивного отбора. На основе теоретического анализа показаны прогрессивные изменения функционального состояния ЦНС начинающих спортсменов в результате регулярных занятий дзюдо. Представлены результаты оценки функционального состояния ЦНС и уровня КС дзюдоистов группы начальной подготовки. Установлено, что большинство спортсменов демонстрируют неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы процесса возбуждения, что может свидетельствовать о предрасположенности к развитию скоростных способностей, оказывающих значительное влияние на результативность в дзюдо. Проведенный корреляционный анализ не выявил статистически значимых связей между величинами среднего времени реакций при выполнении рефлексометрических тестов и результатами выполнения контрольного упражнения «челночный бег 3х10м». В то же время было установлено, что дзюдоисты с преобладанием возбуждения по внешнему балансу показывают более высокие результаты при оценке КС в челночном беге, что подтверждается расчетом достоверности различий. Полученные результаты могут использоваться при проведении спортивного отбора на данном этапе спортивной подготовки дзюдоистов.
Ключевые слова: дзюдо, функциональное состояние ЦНС, координационные способности, спортивный отбор.
Kozyreva D.A.1, Bitsadze N.G.2, Varfolomeeva Z.S.3 1ORCID: 0000-0002-9307-0475, Postgraduate student, Cherepovets State University;
2ORCID: 0000-0003-3809-0286, Student, Cherepovets State University;
3ORCID: 0000-0002-1331-5963, PhD in Pedagogy, Associate professor, Cherepovets State University EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM AND COORDINATING ABILITY OF JUDOCAS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS SELECTION
Abstract
The urgency of the problem of assessing the functional state of the central nervous system (CNS) and coordination abilities (CA) of young athletes in judo for the purpose of sports selection is substantiated. Based on the theoretical analysis, progressive changes in the functional state of the CNS of beginning athletes are shown as a result of regular judo training. The results of the evaluation of the functional state of CNS and the level of CA of the initial training group of judokas are presented. It is established that the majority of athletes demonstrate the imbalance of nervous processes with the predominance of strength of excitation process, which may indicate a predisposition to the development of speed abilities that have a significant impact on the effectiveness in judo. The conducted correlation analysis did not reveal statistically significant relationships between the values of the average reaction time in the performance of reflexometric tests and the results of the control exercise "shuttle run 3х10 m". At the same time, it was found that judokas with a predominance of excitation on the external balance show better results when assessing the CA in shuttle run, which is confirmed by the calculation of the reliability of the differences. Obtained results can be used for sports selection at this stage of sport training ofjudokas.
Keywords: judo, functional state of CNS, coordination abilities, sports selection.
В условиях модернизации отечественной системы подготовки спортивного резерва все более осознается необходимость формирования системы спортивной селекции и индивидуального отбора одарённых детей, в том числе при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта. Федеральным стандартом спортивной подготовки (ФССП) по дзюдо отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий данным видом борьбы определен в качестве одной из приоритетных задач на этапе начальных занятий, при переходе на этап спортивной специализации [11, C. 6].
К настоящему времени проблема спортивной подготовки дзюдоистов на начальном и тренировочном этапах изучена достаточно всесторонне: раскрыты вопросы психологического сопровождения (Г.Д. Бабушкин, А.А. Близневский, А.П. Шумилин и др.), освещены медико-биологические аспекты адаптации организма подростков-дзюдоистов к тренировочным нагрузкам (С.В. Артамонов, В. Блах, С. Елисеев и др.). Значительное внимание в научных исследованиях уделено вопросам двигательно-координационной подготовки юных дзюдоистов (О.В. Борисенко, С.И. Логинов, А.А. Мельников и др.), другим аспектам физической подготовки начинающих спортсменов в дзюдо (А.О. Акопян, В.А. Панков, С.А. Астахов, Д.С. Бовт, А.Ю. Багдасаров, О.В. Дмитриева, Р.М. Дмитриев, Д.В. Матюхин).
Несмотря на наличие значительного спектра исследований, посвященных учету возрастных особенностей начинающих дзюдоистов в процессе их спортивной подготовки, проблема оценки функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и координационных способностей (КС) с целью выявления индивидуальных различий занимающихся и спортивного отбора, на наш взгляд, продолжает оставаться актуальной.
Раскрывая теоретические предпосылки нашего исследования, необходимо указать на то, что в научной литературе, посвященной анализу факторов, определяющих достижения в спорте, особое внимание уделяется такому фактору, как «техника-координация», ядро которого составляют КС спортсмена [8]. Согласно концепции координационной подготовки, сложившейся в современной отечественной спортивной педагогике (В.И. Лях, Л.Д.
Назаренко, А.Г. Карпеев и др.), координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса [8], оценка темпов прироста КС позволяет контролировать содержание тренировочного процесса [10], а определение естественного возрастного развития координационной структуры двигательного действия и преобразование ее под действием специальной тренировки может выступать основой построения многолетней стратегии спортивно-технического совершенствования [4].
Исследования В.И. Ляха и других авторов показывают, что наиболее благоприятными периодами для целенаправленного развития всевозможных КС, в том числе в рамках спортивной подготовки, являются возрастные периоды 5 - 7 лет и 7 - 11-12 лет. Помимо возрастных закономерностей развития КС специалистами установлен факт межиндивидуальной вариативности различных КС и их изменчивости, объясняемой неодинаковым вкладом генетических и средовых эффектов [7]. Сказанное подчеркивает сложность проблемы оценки и развития КС в процессе спортивной подготовки и необходимость ее дальнейшего изучения ввиду неравномерности, гетерохронности развития и многообразия проявлений рассматриваемых способностей в зависимости от специфики вида спорта.
Переходя к рассмотрению особенностей спортивной подготовки в дзюдо, отметим, что в научной литературе общепризнанным является факт благоприятного воздействия регулярных занятий спортивными единоборствами, в том числе дзюдо, на подрастающий организм. В частности, зафиксированы прогрессивные изменения функционального состояния ЦНС занимающихся, выражающиеся в развитии координационной функции нервной системы [5], функции равновесия [9], росте показателей концентрации, устойчивости и распределения внимания [13], увеличении скорости зрительно-моторных реакций [14] и др.
Стоит подчеркнуть, что проблема физиологического обеспечения двигательных действий у спортсменов, занимающихся сложно-координационными видами спорта, признается до настоящего времени исследованной недостаточно, при этом отсутствует единая точка зрения на механизмы функционирования системы взаимодействия вестибулярного анализатора, системы проприоцепторов, органов зрения и нервной системы в удержании равновесия тела и координации движений [3]. Однако высокая степень влияния указанных способностей на результативность соревновательной деятельности в спортивных единоборствах не вызывает сомнений у специалистов [1], [2], [6] и, следовательно, может учитываться при определении предрасположенности и перспективности специализации юных спортсменов в данных видах спорта.
Цель исследования - оценить функциональное состояние ЦНС и уровень КС дзюдоистов группы начальной подготовки (ГНП).
База исследования - МБУ ДО «ДЮСШ боевых искусств» г. Череповца, отделение дзюдо, ГНП 2-3-го годов обучения (п=32). Возраст испытуемых на момент обследования составлял от 8 л 9 мес. до 11 л 4 мес. и соответствовал сенситивному периоду для развития КС; стаж занятий дзюдо (с учетом спортивно-оздоровительного этапа подготовки) - от 3,5 до 5,5 лет; половой состав - только мальчики.
Функциональное состояние ЦНС испытуемых определялось с помощью тестов «реакция выбора» и «реакция на движущийся объект» по времени сложной зрительно-моторной реакции, отражающей скорость обработки информации в структурах ЦНС. Для оценки КС использовалось контрольное упражнение «челночный бег 3х10 м», рекомендуемое ФССП по дзюдо для оценки координации спортсменов на этапах начальной подготовки и спортивной специализации.
По результатам выполнения теста «Реакция на движущийся объект» (РДО) 68,8% испытуемых продемонстрировали неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы процесса возбуждения, а по результатам теста «Реакция выбора» подвижность нервной системы была выявлена у 31,2% выборки, что, учитывая связь структуры двигательных способностей с проявлением свойств нервной системы [12], может свидетельствовать о предрасположенности значительной доли обследованных спортсменов к развитию скоростных способностей, также оказывающих значительное влияние на результативность в дзюдо.
Для оценки корреляции между функциональным состоянием ЦНС и КС начинающих дзюдоистов был использован параметрический критерий Пирсона, а в качестве переменных были приняты показатели среднего времени реакций по результатам выполнения рефлексометрических тестов и результаты выполнения контрольного упражнения «челночный бег». Проведенный корреляционный анализ не выявил статистически значимых связей между переменными, что, возможно, связано с тем, что продолжительность двигательной реакции в большей степени связана не с уравновешенностью нервных процессов возбуждения и торможения, а с проявлением силы нервной системы [12].
Также нами был проведен расчет достоверности различий с помощью непараметрического критерия ф* Фишера между результатами оценки КС в группах испытуемых, различающихся типологическими свойствами нервной системы. Исходные данные для расчета приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение испытуемых по результатам оценки КС, %
Особенности функционального состояния ЦНС (заключение при проведении теста РДО) п Результат выполнения контрольного упражнения «челночный бег 3х10 м, с»
7,6 и более (>Md) Менее 7,6 (<Md)
неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы процесса возбуждения 22 18,2 81,8
уравновешенность нервных процессов 10 50,0 50,0
В результате математико-статистической обработки удалось установить, что различия являются достоверными (ф*эмп = 1.809 при р<0,05), и, следовательно, есть основания считать, что дзюдоисты с преобладанием возбуждения по
внешнему балансу показывают более высокие результаты при оценке КС в челночном беге на этапе начальной подготовки.
Таким образом, предпринятый теоретический анализ показал, что свойства нервной системы и некоторые психофизиологические показатели, такие как скорость переработки информации, показатели сенсомоторики, обладая значительной консервативностью, являются особенно ценными для прогнозирования эффективности спортивной деятельности при первичном отборе для занятий спортом [6, С. 150]. В силу того, что дзюдо -сложнокоординационный вид спорта, развитие КС юных спортсменов-дзюдоистов является основой их спортивной подготовки [2], а целенаправленное совершенствование специальных КС позволит более успешно осваивать арсенал приемов дзюдо и его эффективное применение в соревновательном поединке [1]. Сказанное определяет важность оценки функционального состояния ЦНС и КС занимающихся на начальном этапе спортивного отбора в дзюдо.
Проведенное эмпирическое исследование не подтвердило гипотезы о наличии статистически значимой корреляционной связи между значениями показателей среднего времени реакций по результатам выполнения рефлексометрических тестов и результатами выполнения контрольного упражнения «челночный бег». Между тем были обнаружены достоверные различия между результатами оценки КС в группах спортсменов с неуравновешенностью нервных процессов в сторону возбуждения и спортсменов с уравновешенными нервными процессами, что указывает на целесообразность использования хронорефлексометрии для оценки предрасположенности начинающих спортсменов к занятиям дзюдо. Полученные данные могут найти применение в практике спортивного отбора в дзюдо на начальном этапе.
Список литературы / References
1. Анцыперов В.В. Координационная тренировка в подготовке юных дзюдоистов [Электронный ресурс] / В.В. Анцыперов, М.В. Филиппов, Т.А. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19021 (дата обращения: 13.07.2017).
2. Борисенко О.В. Влияние стажа тренировочных занятий на морфофункциональные показатели и физическую подготовленность мальчиков-дзюдоистов 8-10 лет / О.В. Борисенко, С.И. Логинов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 85-87.
3. Бредихина Ю.П. Физиологические и биомеханические механизмы координации ударных действий у спортсменов-единоборцев / Ю.П. Бредихина, Ф.А. Гужов, Л.В. Капилевич и др. // Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология и педагогика». - 2015. - № 394. - С. 194-200.
4. Карпеев А.Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации / А.Г. Карпеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 35-39.
5. Козырева Д.А. Оценка функционального состояния дзюдоистов на этапе начальной специализации [Электронный ресурс] / Д.А. Козырева, З.С. Варфоломеева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 6. - URL: www.science-education.ru/113-11827 (дата обращения: 12.07.2017).
6. Корякин А.М. Использование индивидуально-психологического подхода в спортивном отборе в дзюдо / А.М. Корякин // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 10. - С. 150-154.
7. Лях В.И. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7-9 лет [Электронный ресурс] / В.И. Лях, В.А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 2-7. - URL: http://sportlib.info/Press/FKVOT/1997N2/p2-7.htm (дата обращения: 27.07.2017).
8. Лях В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте / В.И. Лях, Е. Садовски // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С. 40-46.
9. Мельников А.А. Функция равновесия у спортсменов-борцов: монография / А.А. Мельников, А.Д. Викулов, А.Д. Малахов. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 149 с.
10. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 6. - С. 53-56.
11. Приказ Министерства спорта РФ от 19 сентября 2012 г. N 231 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по дзюдо» [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/70285744/#ixzz4miL1UT0S (дата обращения: 09.07.2017).
12. Сальников В.А. Способности и индивидуальные различия в процессе возрастного развития / В.А. Сальников, С.П. Хозей, А.М. Бондаренко, А.Ф. Кузнецов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. -№ 2. - С.6-8.
13. Соколова Л.В. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12-14 лет / Л.В. Соколова, С.А. Сунцов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». - 2015. - № 4. - С.99-106.
14. Хорунжий А.А. Особенности функционального состояния юных спортсменов, занимающихся дзюдо / А.А. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С.35.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Antsyperov V.V. Koordinacionnaja trenirovka v podgotovke junyh dzjudoistov [Coordinating training in preparing young judoists] [Electronic resource] / V.V. Antsyperov, M.V. Filippov, T.A. Ivanova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19021 (accessed: 13.07.2017). [in Russian]
2. Borisenko O.V. Vlijanie stazha trenirovochnyh zanjatij na morfofunkcional'nye pokazateli i fizicheskuju podgotovlennost' mal'chikov-dzjudoistov 8-10 let [The Influence of Training Experience on Morphofunctional Indices and Physical Fitness of Male Judokas Aged 8-10] / O.V. Borisenko, S.I. Loginov, L.I. Lubysheva // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2013. - № 12. - P. 85-87. [in Russian]
3. Bredikhina Yu. P. Fiziologicheskie i biomehanicheskie mehanizmy koordinacii udarnyh dejstvij u sportsmenov-edinoborcev [Physiological and biomechanical mechanisms of shock action coordination in combat sports] / Yu. P.Bredikhina, F.A. Guzhov, L.V. Kapilevich and others // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. - 2015. - № 394. - P. 194-200. doi 10.17223/15617793/394/32 [in Russian]
4. Karpeev A.G. O mnogoletnej strategii sportivno-tekhnicheskoj podgotovki s uchetom vozrastnyh zakonomernostej razvitiya dvigatel'noj koordinacii [Long-term strategy of sports and technical preparation with due regard for age peculiarities of motor coordination development] / A.G. Karpeev // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta]. - 2008. - № 4 (38). - P. 35-39. [in Russian]
5. Kozyreva D.A. Ocenka funkcional'nogo sostojanija dzjudoistov na jetape nachal'noj specializacii [Assessment of the functional condition of judoists at the stage of initial sports specialization] [Electronic resource] / D.A Kozyreva, Z.S. Varfolomeeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education] - 2013. - № 6. -URL: www.science-education.ru/113-11827 (accessed: 12.07.2017). [in Russian]
6. Koijakin A.M. Ispol'zovanie individual'no-psihologicheskogo podhoda v sportivnom otbore v dzjudo [Use of individual and psychological approach in sports selection in judo] / A.M. Korjakin // Vestnik Tambovskogo universiteta [Tambov University Review. Series Humanities]. - 2011. - № 10. - P. 150-154. [in Russian]
7. Lyah V.I. K voprosu o prirode mezhindividual'noj variativnosti nekotoryh koordinacionnyh sposobnostej detej 7-9 let [To problem of interindividual variability's nature in some coordination capacities of 7-9 years aged children] [Electronic resource] / V.I. Lyah, V.A. Sokolkina // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training]. - 1997. - № 2. - P. 2-7. - URL: http://sportlib.info/Press/FKVOT/1997N2/p2-7.htm (accessed: 09.07.2017). [in Russian]
8. Lyah V.I. O koncepciyah, zadachah, meste i osnovnyh polozheniyah koordinacionnoj podgotovki v sporte [About Conception, Problems, Position and Main Principles of Coordinational Training in Sport] / V.I. Lyah, E. Sadovski // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 1999. - № 5. - P. 40-46. [in Russian]
9. Mel'nikov A. A. Funkcija ravnovesija u sportsmenov-borcov: monografija [Function of balance at athletes-fighters: monograph] / A.A. Mel'nikov, A.D. Vikulov, A.D. Malahov. - Jaroslavl': RIO JaGPU, 2016. - 149 p. [in Russian]
10. Nazarenko L.D. Stimuliruemoe razvitie dvigatel'nyh i koordinacionnyh kachestv [Stimulated Development of Motor and Coordination Features] / L.D. Nazarenko // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2001. - № 6. - P. 53-56. [in Russian]
11. Prikaz Ministerstva sporta RF ot 19 sentjabrja 2012 g. N 231 «Ob utverzhdenii Federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po dzjudo» [The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of September 19, 2012 N 231 «About the approval of the Federal standard of sports preparation on judo»] [Electronic resource]. - URL: http://base.garant.ru/70285744/#ixzz4miL1UTOS (accessed: 09.07.2017). [in Russian]
12. Sal'nikov V.A. Sposobnosti i individual'nye razlichija v processe vozrastnogo razvitija [Abilities and individual differences during lifespan development] / V.A. Sal'nikov, S.P. Khozey, A.M. Bondarenko, A.F. Kuznetsov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training]. - 2016. - № 2. - P. 6-8. [in Russian]
13. Sokolova L.V. Dinamika pokazatelej funkcional'nogo sostojanija central'noj nervnoj sistemy sportsmenov-edinoborcev 12-14 let [Dynamics of the Functional State of the Central Nervous System in Combat Athletes Aged 12-14 Years] / L.V. Sokolova, S.A. Suncov // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija «Mediko-biologicheskie nauki» [Bulletin of Northern (Arctic) Federal University. Series «Medical and Biological Sciences»]. - 2015. -№ 4. - P. 99-106. doi 10.17238/issn2308-3174.2015.4.99 [in Russian]
14. Horunzhij A.A. Osobennosti funkcional'nogo sostojanija junyh sportsmenov, zanimajushhihsja dzjudo [Features of a functional condition of the young athletes who are doing judo] / A. A. Horunzhij // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2014. - № 10. - P.35. [in Russian]