УДК 796.853.23
ВАРИАТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры массовых видов спорта Лю Юн Цянь, Хэнаньский политехнический университет, Китайская Народная Республика, г. Джаодзуо Контактная информация для переписки: 454003, Китайская Народная Республика, г. Джаодзуо, просп. Центральный, 2001, Хэнаньский политехнический университет. E-mail: [email protected]
В статье экспериментально обоснован вариативный компонент физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации. Исследование проводилось на базе СДЮ-ШОР №1 г. Бреста (Белоруссия) с сентября по ноябрь 2014 года во время учебно-тренировочных занятий. В исследовании принимали участие дзюдоисты I разряда в возрасте 15-18 лет. В ходе эксперимента была разработана модель вариативного компонента физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации, с учетом количественной и качественной меры вариативности средств общей и специальной физической подготовки (ОФП и СФП). Сравнительный анализ результатов свидетельствует о существенных резервах улучшения двигательных способностей дзюдоистов экспериментальной группы (в сравнении с контрольной группой). Также была выявлена вариативность корреляционной структуры физической подготовленности дзюдоистов экспериментальной группы. Особенности корреляционной структуры между отдельными элементами двигательных способностей у дзюдоистов до и после эксперимента свидетельствуют об уровне стабилизации физической подготовленности в контрольной группе и о вариативности компонентов в экспериментальной группе, что обусловливает готовность к решению поставленных технико-тактических задач в различных условиях. Очевидно, что тренеры должны применять в учебно-тренировочном процессе вариативные и сопряженные комплексы общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений в зависимости от их направленности и интенсивности физиологического воздействия
на организм дзюдоистов. Эмпирическим путем доказано, что применение вариативного и сопряженного модуля физической направленности даст возможность значительно повысить уровень физической и спортивно-технической подготовленности дзюдоистов с целью мобилизации физической готовности спортсменов к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: дзюдо; дзюдоисты; общая физическая подготовка; специальная физическая подготовка; модель вариативного компонента; структура физической подготовленности; система подготовки.
Введение. Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки дзюдоистов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к занятиям дзюдо и отбора одаренных спортсменов [1, 5, 9, 13, 15].
Система подготовки спортсмена является сложным многофакторным явлением, включающим цель, задачи, средства и методы, организационные формы, материально-технические условия, обеспечивающие достижение спортсменом высших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки дзюдоистов к соревнованиям, что позволяет рассматривать ее как своего рода технологию [7]. Данная технология - это запрограммированный процесс взаимодействия тренера и спортсмена, гарантирующий достижение поставленной цели [8, 11].
Под педагогической технологией в контексте нашего исследования мы понимаем однозначно определенную и непротиворечивую систему средств, методов и организации педагогического воздействия на орга-
низм дзюдоистов с целью повышения уровня физической подготовленности.
Именно высокий уровень функциональных возможностей организма и физической подготовленности дзюдоистов во многом определяет их способность эффективно и с высокой степенью надежности использовать технико-тактические действия в ходе соревновательной деятельности [5, 8, 13, 14].
Эффективное повышение мастерства дзюдоистов во многом зависит от рационального построения общей и специальной физической подготовки на всех этапах многолетней тренировки, однако нарушение определенного соотношения может замедлить процесс спортивного совершенствования [10, 15].
С целью создания предпосылок для всестороннего совершенствования кондиционных и координационных возможностей спортсмена А. А. Новиков и А. О. Акопян [11] распределили средства подготовки спортсменов-единоборцев различной типологии деятельности в годичном цикле следующим образом:
- для представителей технического типа ОФП -21 % и ССП - 22 %, на СП и ТТП - 43 %;
- для скоростно-силового типа предлагается следующее распределение средств подготовки: ОФП -19 %, ССП - 18 %, СП и ТТП - 49 %;
- для функционального стиля - по 15 % на ОФП и ССП; СП и ТТП - 56 %.
Объем соревновательной подготовки для спортсменов всех типов оказался одинаковым - по 14 %.
По мнению многих авторов [2, 4, 6, 16, 17], годовой объем средств общей и специальной физической подготовки по мере взросления спортсмена и повышения уровня его спортивной квалификации неуклонно возрастает, а соотношение изменяется в сторону увеличения удельного веса специальной подготовки. С теоретической позиции наиболее оправдано следующее соотношение ОФП и СФП (по времени, затраченному соответственно на ОФП и СФП): на общеподготовительном этапе - 3:1, 3:2, 2:3; на специально-подготовительном этапе - 2:3, 1:2; в соревновательном периоде - 2:3, 1:2.
М. Н. Набатникова рекомендует следующее соотношение средств ОФП и СФП на различных этапах подготовки в спортивных единоборствах [10]:
- этап начальной подготовки ОФП - 75-60 %, СФП -25-40 %;
- этап углубленной специализации ОФП - 45-40 %, СФП - 55-60 %;
- этап спортивного совершенствования ОФП -25-40 %, СФП - 75-60 %.
Обобщая вышесказанное о соотношение средств ОФП и СФП в тренировочном процессе, следует отметить, что объем и соотношение средств ОФП и СФП зависят от возраста дзюдоиста, от его спортивной квалификации и периода подготовки.
Согласно традиционному подходу, в подготовке дзюдоистов сначала применяются общие средства для создания базы, на основе которой специальные
упражнения должны формировать условия для реализации потенциала спортсменов в соревновательной деятельности [9, 11, 16, 18]. Однако реальная сторона подготовки показывает, что необходимо на каждом этапе применять оптимальные соотношения общей и специальной подготовки, что требует вариативного подхода в применении различных упражнений, которые могут быть как общие, так и специальной направленности.
Поэтому вариативное использование средств общей и специальной физической подготовки на этапе углубленной специализации является одним из современных принципов тренировочного процесса дзюдоистов.
Выбор проблемы исследования, таким образом, обусловлен реальными научно-практическими противоречиями:
- между имеющейся системой спортивной подготовки дзюдоистов разной квалификации, с одной стороны, и несоответствием ее организационно-педагогических возможностей новым требованиям к функциональной и физической готовности в условиях соревновательной деятельности, с другой;
- между имеющейся системой знаний в области соотношения средств и методов общей и специальной физической подготовки квалифицированных дзюдоистов и их не достаточным соответствием потребностям достижения должного уровня развития физических возможностей дзюдоистов для успешной соревновательной деятельности.
В этой связи представляется актуальным разработать вариативный компонент физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации, позволяющей проектировать содержание физической подготовки, структурировать его для более доступной и качественной реализации учебно-тренировочных задач.
Цель, задачи работы, материал и методы. Целью работы является экспериментальное обоснование вариативного компонента физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации.
Поставленные задачи: обосновать эффективность вариативного использования средств общей и специальной физической подготовки на этапе углубленной специализации в подготовительном периоде макроцикла.
Методы и организация исследования. В соответствии с целью и учетом поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование; формирующий эксперимент. Математическая обработка статистических параметров проводилась при помощи компьютерной программы 6.0».
Для определения уровня физической подготовленности дзюдоистов и её динамики под влиянием тренировочной программы применялись контрольные испытания, соответствующие требованиям спортивной
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка
общеподготовительные упражнения
специально-подготовительные упражнения
соревновательные упражнения
Вариативный компонент упражнений
Рисунок. Экспериментальная модель вариативного компонента физической подготовки
метрологии (надежность и валидность) и широко распространенные в практике спортивной борьбы [12, 15].
Для оценки уровня физической подготовленности дзюдоистов нами использовались следующие тесты: бег 10 м с высокого старта, с (скоростные способности); пятиминутный бег (выносливость); челночный бег 4х9 м (координационные способности); прыжок в длину с места (скороснно-силовые способности); подтягивание в висе на перекладине (силовые способности); наклон вперед (гибкость).
Исследование проводились на базе СДЮШОР №1 г. Бреста с сентября по ноябрь 2014 г. во время учеб-но-тренировочнен занятий. В исследовании прин има-ли участие дзюдоисты I разряда в возрасте 15-18 лет (п=26) (контрольная группа (КГ) п=12 и эксверимен-тальная группа (ЭГ) п=14).
Результаты исследования. В ходе формирующего эксперимента была предложена модель вариативного компонента средств физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации (рис.).
При разработке данной модели учитывалась количественная и качественная мера вариативности средств ОФП и СФП. Именно рациональная сочетаемость количественной и качественной меры вариативности позволяет постоянно тренировать механизм переноса качеств и навыков при выполнении однородных движений, но в разных условиях, и разных упражнений в процессе одной тренировки. Поэтому основопологающим принципом спортивного совешен-ствования должно быть не достижение определенной адаптации спортмена к нагрузкам, а постоянное расширение ее границ с помощью варьирования средств и методов подготовки.
В практике тренировки дзюдоистов приняты следующие формы занятий: ОФП-1 (общие кондиции), ОФП-2 (разгрузочная работа с применением средств активного отдыха), СФП (совершенствование скорост-
но-силовых качеств, гибкости, специальной силовой выносливости), УТ (совершенствование технической и технико-тактической подготовленности в условиях без сопротивления партнера), УТР (совершенствование технической, тактико-технической и тактической подготовленности дзюдоистов в условиях вопротивления партнера), ТР (совершенствование интегральной под-сотовленностт спортсмвнор в условиях контрольно-тренировочных схваток по правилам соревнований). Каждая из них необходима для решения вполне определенных задач р использованием нонкретоых методов тренировки.
В ходе эксперимента в качестве внрннтивной модели применялись следующие средства:
- упражнения, близкие по струквуре и режиму работы мышц к основному соревновательному упражнению: схватки по заданию от 20 с до 3 мин, проводившиеся круговым методом, когда моделировались фрагменты соревновательных схваток; специальные тесты с бросками манекена; учебно-тренировочные схватки в стойке и партере; тренировочные и контрольные схватки;
- специально-подготовительные упражнения: специальные упражнения (разминка на ковре); имитация технико-тактических действий вне ковра; технико-тактические действия в стойке, партере, на мосту; специальные скоростно-силовые упражнения традиционного и направленного воздействия;
- общеподготовительные упражнения: общераз-вивающие упражнения; общие скоростно-силовые упражнения и направленного воздействия; циклические упражнения; спортивные игры.
В течение годичного цикла подготовки дзюдоисты контрольной группы тренировались по общему плану [12], тогда как дзюдоисты экспериментальной группы - по вариативной модели, предложенной нами (табл. 1).
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности дзюдоистов до и после эксперимента
Таблица 1
Соотношение средств физической подготовки дзюдоистов контрольной и экспериментальной группы в
подготовительном периоде
№ Содержание занятий всего часов Подготовительный период подготовки
сентябрь сентябрь сентябрь
Дзюдоисты контрольной группы (согласно программе СДЮШОР)
1 ОФП 60 20 20 20
2 СФП 55 15 17 23
3 ТТП 80 30 30 20
Всего часов 195 65 67 63
Дзюдоисты экспериментальной группы (вариативная модель)
1 ОФП 47 17 15 15
2 Сопряженная ОФП/СФП 26 6 10 10
3 СФП 24 9 12 13
4 Сопряженная СФП/ТТП 26 6 10 10
5 ТТП 52 27 20 15
Всего часов 195 65 67 63
№ Тестовое задание До эксперимента ^критерий Стьюдента
КГ ЭГ
М ст ± m М ст ± m
1 Бег 10 м (с) 1,73 0,05 0,02 1,72 0,12 0,04 0,41/ P >0,05
2 Бег 5 мин (м) 1716 15,38 4,86 1714 34,38 10,87 0,13/ P >0,05
3 Челночный бег 4х9 м (с) 9,51 0,13 0,04 9,50 0,23 0,07 0,23/ P >0,05
4 Прыжок в длину с места (см) 243 6,63 2,09 2,44 13,48 4,26 0,29/ P >0,05
5 Подтягивание (кол-раз) 22 1,71 0,54 23 2,72 0,86 0,20/ P >0,05
6 Наклон вперед (см) 21 1,70 0,53 22 2,11 0,67 1,89/ P >0,05
№ Тестовое задание После эксперимента ^критерий Стьюдента
КГ ЭГ
М ст ± m М ст ± m
1 Бег 10 м (с) 1,72 0,04 0,02 1,68 0,09 0,03 2,44/ P<0,05
2 Бег 5 мин (м) 1713 12,08 3,82 1730 27,4 8,7 1,89/ P >0,05
3 Челночный бег 4х9 м (с) 9,49 0,14 0,05 9,37 0,18 0,06 2,28/ P<0,05
4 Прыжок в длину с места (см) 244 6,33 2,00 251 9,69 3,07 2,26/ P<0,05
5 Подтягивание (кол-раз) 23 1,70 0,54 24 2,22 0,71 0,89/ P >0,05
6 Наклон вперед (см) 21 1,49 0,47 23 1,49 0,5 2,66/ P<0,05
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности (табл. 2) дзюдоистов контрольной и экспериментальной группы позволил нам выявить статистически недостоверные различия ^>0,05) между всеми результатами тестовых заданий, что дает основание говорить об относительно одинаковом уровне физической подготовленности.
В результате проведенного педагогического эксперимента был установлен более существенный приросты результатов (табл. 2) в контрольных испытаниях: «бег 10 м», «челночный бег 4х9 м», «прыжок в длину с места» и «наклон вперед», у дзюдоистов эксперимен-
тальной группы в сравнении с контрольной. Недостоверные сдвиги были выявлены в тестовых заданиях «бег 5 мин» и «подтягивание в висе», что дает основание рекомендовать больше использовать в тренировке комплекс упражнений, направленных на развитие выносливости и силовых качеств. Их высокий уровень развития необходим для успешного совершенствования технико-тактических двигательных действий в дзюдо.
Сравнительный анализ прироста результатов у дзюдоистов экспериментальной группы после эксперимента позволил установить, что:
- в тестовом задании «бег 10 м» выявлено существенное (Р<0,05; 1=3,09) улучшение способности к быстроте Д= 1,68+0,03 (с);
- в тестовом задании «бег 5 мин» выявлено, что повышение выносливости - Д=1730±8,67 имеет статистически значимый характер (Р<0,05; 1=3,36);
- в тесте «челночный бег 4х9 м» показатели координационных способностей статистически значимы (Р<0,05; 1=3,06) и улучшились у дзюдоистов -Д=9,37±0,06 (с);
- в тесте «прыжок в длину с места» наблюдается прирост показателей, характеризующих скоростно-си-ловые способности (Р<0,05; 1=2,66) - Д=251±3,07 (см);
- в тестовом задании «подтягивание в висе» выявлены статистически достоверные приросты (Р>0,05; 1=2,37) - Д=24±0,71 (кол-во);
- в тестовом задании «наклон вперед» также выявлено существенное улучшение способности к гибкости (Р<0,05; 1=2,66) - Д=23±0,60.
В ходе сравнительного анализа у дзюдоистов контрольной группы был выявлен ряд сдвигов в показателях тестовых заданий «бег 10 м» (скоростные способности - 1=1,44), «бег 5 мин» (выносливость - 1=1,62), «челночный бег 4х9 м» (координационные способности - 1=1,41), «прыжок в длину с места» (скоростно-силовые способности - 1=1,39), «подтягивание в висе» (силовые способности - 1=0,75) и «наклон вперед» (гибкость - 1=0,60). Однако эти изменения до и после эксперимента носили статистически не значимый характер (Р>0,05).
В этой связи сравнительный анализ результатов, полученных в ходе контрольных испытаний, позволяет нам говорить о существенных резервах по улучшению двигательных способностей у дзюдоистов экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в учебно-тренировочный процесс необходимо внедрять вариативный компонент в ОФП и СФП, который позволит повысить уровень физической подготовленности дзюдоистов разной спортивной квалификации на этапе углубленной специализации.
Анализ корреляционной структуры компонентов уровня физической подготовленности дзюдоистов контрольной группы до и после педагогического эксперимента свидетельствует о том, что из 15 вычисленных корреляций (скоростного, скоростно-силового, силового, координационного компонента, выносливости и гибкости):
1) до эксперимента установлены 3 достоверные положительные связи, что составило всего 20 % от всех связей (К = от 0,54 до 0,67) между:
- скоростными и координационными способностями (г=0,67; Р<0,05);
- скоростно-силовыми способностями и гибкостью (г=0,54; Р<0,05);
- силовыми способностями и гибкостью (г=0,56; Р<0,05);
2) после эксперимента выявлено всего 2 достоверные положительные связи, что составило всего 13,3 % от всех связей (К = от 0,56 до 0,71), между:
- скоростными и координационными способностями (г=0,71; Р<0,05);
- скоростными способностями и выносливостью (г=0,56; Р<0,05).
У дзюдоистов экспериментальной группы до эксперимента из 15 вычисленных корреляций 2 (13,3 %) положительные и 1 (10 %) отрицательная связь оказалась статистически значимой, что составило всего 20 % от всех связей (г = от 0,52 до -0,71) между:
- скоростными и координационными способностями (г=0,51; Р<0,05);
- скоростно-силовыми и силовыми способностями (г=0,62; Р<0,05);
- кроме того, отрицательная достоверная корреляция отмечалась между способностью к выносливости и гибкостью (г=-0,71; Р<0,05).
После педагогического эксперимента у дзюдоистов экспериментальной группы в корреляционной структуре установлен ряд изменений: из 15 вычисленных корреляций 4 положительные связи оказались статистически значимыми, что составило всего 26,6 % от всех связей (К = от 0,52 до 0,81) между:
- скоростными и координационными способностями (г=0,52; Р<0,05);
- скоростными и скоростно-силовыми способностями (г=0,81; Р<0,01);
- скоростно-силовыми и силовыми способностями (г=0,59; Р<0,05);
- силовыми и координационными способностями (г=0,56; Р<0,05).
Выявление положительной или отрицательной направленности корреляционной связи между конкретными двигательными способностями позволяет оценить эффективность целенаправленного воздействия на одну из сторон взаимодействующих способностей для оптимизации уровня ее контрагента.
Итоги проведенного анализа свидетельствуют, что физические способности рассматриваемого контингента в КГ, как правило, взаимосвязаны на среднем либо низком уровне значимости, причем эти связи уже в достаточной степени стабилизировались, в отличие от ЭГ. В экспериментальной группе увеличилось количество связей и их вариативность, что дает основание ориентироваться на рассматриваемые показатели при оценке перспективности конкретного дзюдоиста к способности реализовать свой потенциал в соревновательной деятельности.
Выводы. 1. Физическая подготовленность отражает степень умения рационально реализовывать двигательный потенциал в процессе решения технико-тактических задач в разнообразных условиях соревновательной деятельности. Структура физической подготовленности представляет собой систему и характеризуется совокупностью компонентов (быстрота, сила, выносливость, гибкость и координация). Степень
мобилизации компонентов определяет уровень мастерства дзюдоистов, который и обеспечивает эффективную и надежную физическую готовность спортсменов к соревновательной деятельности.
2. Применение вариативного компонента в общей и специальной физической подготовке дзюдоистов на этапе углубленной специализации в подготовительном периоде позволит изменить структуру физической подготовленности и повысить эффективность спортивной подготовки дзюдоистов, что экспериментально подтвердилось как сравнительным, так и корреляционным анализом. Выявленные особенности корреляционной структуры между отдельными элементами двигательных способностей у дзюдоистов до и после эксперимента дают основания говорить об уровне стабилизации физической подготовленности в контрольной группе и о вариативности компонентов в экспериментальной группе, что обусловливает готовность к решению поставленных технико-тактических задач в различных условиях.
3. Учет дифференцированной структуры физической подготовленности требует включения в программу дзюдо средств вариативного характера, целенаправленно совершенствующих как общие (взаимосвязанные), так и специфические физические качества дзюдоистов. Только в этом случае включение в учебно-тренировочный процесс специализированного вариативного и сопряженного модуля физической направленности даст возможность значительно повысить уровень специальной физической и спортивно-технической подготовленности дзюдоистов. Это подтверждается более высокой результативностью тестовых заданий участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что тренеры по дзюдо должны применять в учебно-тренировочном процессе вариативные и сопряженные комплексы общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений в зависимости от их направленности и интенсивности физиологического воздействия на организм дзюдоистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Багдасаров, А. Ю. Оптимизация методики развития специальной подготовленности дзюдоистов / А. Ю. Багдасаров // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 28.
2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М. : ФиС, 1988. - 331 с.
3. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пос. / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград : Изд. КГУ, 2000. - 572 с.
4. Зекрин, Ф. Х. Организация и методика специальной физической подготовки дзюдоистов 15-18-летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.94 / Фанави Хайбрахманович Зекрин [Место защиты: Чайковский гос. ин-т физ. культуры]. - М., 2007. - 23 с.
5. Коблев, Я. К. Подготовка дзюдоистов / Я. К. Коблев, И. А. Письменский, К. Д. Черминт. - Майкоп : Краснодар. кн. изд-во, Адыг. отд-ние, 1990. - С. 5-28.
6. Курасбедиани, З. В. Специальная физическая подготовка в тренировке дзюдоистов / З. В. Курасбедиани, Д. А. Чевычелов // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. - 2014. - № 12. - С. 111-115.
7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. по физической культуре / Л. П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 544 с.
8. Миндиашвили, Д. Г. Планирование подготовки квалифицированных борцов: метод. рекомендации / Д. Г. Миндиашвили, Б. А. Подливаев. - М., 2000. - 32 с.
9. Пилоян, Р. А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев : учеб. пос. / Р. А. Пилоян, А. Д. Суханов ; МГАФК. - Малаховка, 1999. - 98 с.
10. Набатникова, М. Н. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Н. Набатникова. - М. : ФиС, 1982. - 280 с.
11. Новиков, А. А. Управление подготовкой высококвалифицированных спортсменов в видах спортивных единоборств: метод. рекомендации / А. А. Новиков, А. О. Акопян, Г. А. Сапунов. - М., 1986. - 43 с.
12. Планирование учебно-тренировочного процесса по дзюдо в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮЩОР, УОР, ШВСМ, ЦОП) : метод. реком. - Минск, 2000. - 20 с.
13. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М. : ФиС, 1986. - 286 с.
14. Садовский, Е. Основы тренировки координационных способностей в восточных единоборствах / Е. Садовский. - Белая Подляска, 2003. -384 с.
15. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки / Г. С. Туманян. - М. : Советский спорт, 1998. - 398 с.
16. Туманян, Г. С. Совершенствование физической подготовки борцов / Г. С. Туманян. - М. : ФиС, 1983. - 40 с.
17. Шиян, В. В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства ее развития : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Шиян; ГЦОЛИФК. - М., 1983. - 126 с.
18. Яковлев, А. С. Организация учебно-тренировочной деятельности юных дзюдоистов / А. С. Яковлев, А. Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. -2012. - Т. 2. - № 2. - С. 143-147.
VARIABILITY OF PHYSICAL TRAINING OF JUDOISTS AT THE STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION
Liu Yong Qiang, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Mass Sports, Henan Polytechnic University, Jiaozuo, P.R. China
Contact information for correspondence: 454003, P.R. China, Jiaozuo, Central ave., 2001, Henan Polytechnic University. Tel: +86 391 3989278. E-mail: [email protected]
The article considers variable component of physical training of judoists at the stage of profound specialization. The study was conducted on the basis of Sports School (Children and Youth Sports School of Olympic Reserve) №1 in Brest (Belarus) during training sessions from September to November 2014. The study involved wrestlers of the first grade aged 15-18. The model of variable component of physical training of judoists at the stage of profound specialization was developed during the experiment. Qualitative and quantitative measures of variability of means of general and special physical training were taken into account. A comparative analysis of the results indicates significant reserves for improving motor skills in judoists of the experimental group (compared to the control group). It was also revealed variability of the correlation structure of the physical fitness of judoists in the experimental group. Features of the correlation structure between individual elements of motor abilities in judoists before and after the experiment indicate the stabilization level of physical fitness in the control group and the variability of the components in the experimental group, which makes willingness to solving technical and tactical tasks in various conditions. It is obvious that coaches should apply the variable and interfaced complexes of general, special and competitive exercises depending on their direction and intensity of physiological effects on the body of judoists in the training process. By an empirical way it is proved that use of the variable and interfaced module of physical orientation will give the chance considerably to increase the level of physical, sports and technical fitness of judoists for the purpose of mobilization of physical readiness of athletes for competitive activity.
Keywords: judo, judoists, general physical training, special physical training, model of variable component, the structure of physical fitness; training system.
References:
1. Bagdasarov, A. Yu. Optimization methodology of specially trained judoka. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 6, pp. 28 (in Russian).
2. Verhoshanskij, Yu. V. Fundamentals of special physical preparation of athletes, Moscow, FiS, 1988, 331 p. (in Russian).
3. Grebenyuk, O. S., Grebenyuk, T. B. Basics of pedagogy personality: tutorial, Kaliningrad, Publ. House KSU, 2000, 572 p. (in Russian).
4. Zekrin, F. H. Organization and methodology of special physical preparation of judoists 15-18-year-olds. Extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 2007, 23 p. (in Russian).
5. Koblev, Ya. K., Pismenskij, I. A., Chermint, K. D. Training judo. Krasnodar, Publ. House (Adygei Branch), 1990, pp. 5-28 (in Russian).
6. Kurasbediani, Z. V., Chevychelov, D. A. Special physical preparation training in judo. Koncept, 2014, no. 12, pp 111-115 (in Russian).
7. Matveev, L. P. Theory and Methodology of Physical Education. Moscow, FiS, 1991, 544 p. (in Russian).
8. Mindiashvili, D. G., Podlivaev, B. A. Planning for the training of qualified fighters: method. recommendations. Moscow, 2000, 32 p. (in Russian).
9. Piloyan, R.A., Suhanov, A. D. Many years of training athletes edinobortcev. Malahovka, MSAPhE, 1999, 98 p. (in Russian).
10. Nabatnikova, M. N. Management Fundamentals training young athletes. Moscow, FiS, 1982, 280 p. (in Russian).
11. Novikov, A. A. Akopyan, A. O., Sapunov, G. A. Management of preparation of highly skilled sportsmen in combative sports:guidelines. Moscow, 1986, 43 p. (in Russian).
12. Planning for the training process in judo in specialized educational and sports facilities: Methodical Recombination. Minsk, 2000, 20 p. (in Belarus).
13. Platonov, V. N. Preparation of qualified athletes. Moscow, FiS, 1986, 286 p. (in Russian).
14. Sadovski, J. Basics training coordination abilities in martial arts. Biata Podlaska, 2000, 384 p. (in Poland).
15. Tumanyan, G. S. Wrestling: theory, methodology, organization of training. Moscow, Soviet Sport, 1998, 398 p. (in Russian).
16. Tumanyan, G. S. Improving physical training fighters. Moscow, FiS, 1983, 40 p. (in Russian).
17. Shiyan, V. V. Special endurance judo and means of its development. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, SCOLIPE, 1983, 126 p. (in Russian).
18. Yakovlev, A. S., Vikulov, A. D. Organization of educational and training activities for young judokas. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, vol. 2, no. 2, pp. 143-147 (in Russian).