Научная статья на тему 'Структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки'

Структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3452
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХОККЕЕ / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / PHYSICAL TRAINING IN HOCKEY / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING / STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дерябина Галина Ивановна, Тапильский Андрей Васильевич, Барашева Оксана Геннадьевна

В статье рассмотрена проблема планирования спортивной подготовки в условиях реализации Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей. Проанализированы современные подходы к определению структуры и содержания учебно-тренировочного процесса хоккеистов. Выявлена структура, и определено содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки. Проведен тестовый контроль физической подготовленности хоккеистов тренировочной группы, на основании которого оценена эффективность предложенного содержания физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дерябина Галина Ивановна, Тапильский Андрей Васильевич, Барашева Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING OF HOCKEY PLAYERS AT THE TRAINING STAGE OF SPORTS PREPARATION

In article authors considered the problem of planning of sports preparation in the conditions of implementation of the Federal standard of sports preparation by the form of sport hockey, analyzed modern approaches to determination of structure and content of educational and training process of hockey players, revealed the structure, determined the content of physical training of hockey players at a training stage of sports preparation and carried out test control of physical fitness of hockey players of training group, on the basis of which the efficiency of the offered content of physical training is estimated.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки»

УДК 796:799 10.20310/1810-231Х-2017-16-4-72-78

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Дерябина Галина Ивановна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, Тамбов е-шаД: [email protected] Тапильский Андрей Васильевич, Барашева Оксана Геннадьевна

Тамбовское областное государственное автономное физкультурно-спортивное учреждение «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов»»,

Россия, г. Тамбов

В статье рассмотрена проблема планирования спортивной подготовки в условиях реализации Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей. Проанализированы современные подходы к определению структуры и содержания учебно-тренировочного процесса хоккеистов. Выявлена структура, и определено содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки. Проведен тестовый контроль физической подготовленности хоккеистов тренировочной группы, на основании которого оценена эффективность предложенного содержания физической подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка в хоккее, общая и специальная физическая подготовка, структура и содержание физической подготовки

Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду предъявляют высокие требования к их общей физической и специальной подготовке. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры и вместе с тем зре-лищность, что подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов [1].

Совершенствование спортивной подготовки связано с разработкой и выбором наиболее рациональной системы на первых этапах многолетнего процесса, способствующей равномерному развитию всех способностей юного спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства - с выбором адекватной его индивидуальным особенностям системы подготовки. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов. В своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов (Н. Н. Урюпин, 1988; В. С. Львов, 1993; Н. П. Филатова, 1995; Д. Р. Черенков, 1995; А. В. Уфимцев, 1999; В. Е. Карпов, 2002; Д. М. Каденков, 2003 и др.).

А вот число научных и методических работ, касающихся непосредственно учебно-тренировочного этапа (в соответствии с настоящим Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей [2] и далее по тексту работы - тренировочного этапа) спортивной подготовки ограничено.

При комплектовании тренировочных групп предусмотрена известная этапность, определенная процессом всесторонней подготовки спортсмена (Ю. Ф. Курмашин, В. С. Кузнецов, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, Ж. К. Холодов и др.). На тренировочном этапе целесообразным является рассмотрение задач, решаемых на этапе начальной и углубленной специализации отдельно. При этом задачами начальной специализации являются: воспитание физических качеств (быстроты, гибкости, координационных способностей и выносливости), овладение приемами техники хоккея и их совершенствование в усложненных условиях, разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне и их совершенствование в игровых условиях, освоение соревновательной деятельности [3].

В соответствии с основной направленностью этапов и стоящих перед ними задач осу-

ществляется адекватный подбор средств, методов и режимов работы, определяются величины и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок, и на этой основе производится рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичном и многолетних циклах.

Это обстоятельство подчеркивает необходимость уточнения структуры и содержания физической подготовки хоккеистов, позволяющей проектировать содержание средств, структурировать ее для более полной, доступной и качественной реализации образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач и задач будущей спортивной деятельности [4].

Для разрешения данной проблемы была сформулирована цель исследования, а именно - конкретизация структуры и содержания физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе.

Объектом нашего исследования явился процесс физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе (этап начальной специализации).

Предмет исследования - структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе.

Тренировочный этап (начальной и углубленной специализации) проводится в тренировочных группах (ТГ). Зачисляются только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку (на этапе начальной подготовки), при условии выполнения ими контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

Физическая подготовка является одним из важнейших разделов спортивной подготовки и представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Между двумя этими разделами существует диалектическая взаимосвязь: ОФП служит базой СФП, соответственно СФП повышает уровень ОФП.

С повышением мастерства спортсмена, СФП приходит в противоречие с новыми требованиями к физической подготовленности и требует качественного ее улучшения. Таким образом, предыдущая СФП как бы перерастает в ОФП. В процессе многолетней спортивной

подготовки такая смена может осуществляться многократно.

Таким образом, структура физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе включает в себя следующие составляющие: общую и специальную физическую подготовку [5]. При этом Федеральным стандартом предписывается доля средств общей и специальной физической подготовки как 13-17 % и 9-11 % в общей структуре подготовки (до двух лет занятий). Внутри самой физической подготовки эта доля средств распределяется следующим образом: 60,7-61,9 % - доля средств общей физической подготовки и 38,1-39,3 % специальной физической подготовки.

На этом этапе значительная доля средств отводится на техническую и технико-тактическую виды подготовки. Следовательно, часть задач по достижению определенных физических кондиций юных хоккеистов решается в ходе реализации данных видов подготовки (табл. 1).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2015 г. - сентябрь 2016 г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература, выявлялись основные направления тренировочного процесса и организация занятий хоккеем. Определялось общее направление работы, формировалась и уточнялась цель, задачи и гипотеза исследования. В ходе анализа научно-методической литературы, нормативных документов и передового практического опыта ведущих тренеров и специалистов по хоккею было проанализировано более 80 литературных источников.

Второй этап исследований (октябрь 2016 г. - май 2017 г.) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных, уточнению теоретико-методологических аспектов физической подготовки хоккеистов и ее организации и планирования на тренировочном этапе, а также предусматривал подбор тестов для определения общей и специальной физической подготовленности, проведение первичного тестирования показателей общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов. На этом этапе проводился непосредственно педагогический эксперимент, в котором приняли участие юные хоккеисты отделения детского хоккея Тамбовского областного государственного автономного физкультурно-спортивного учреждения «Профессиональный хоккейный

клуб «Тамбов»». Исследование проводилось на протяжении учебно-тренировочного года. В эксперименте приняли участие 19 хоккеистов 10-11 лет, из числа которых было сформировано 2 группы: контрольная (10 чел.) и экспериментальная (9 чел.). Хоккеисты контрольной группы занимались по общепринятой государственной программе по хоккею с шайбой. Спортсмены экспериментальной группы дополнительно к основной програм-

ме использовали комплексы подвижных игр, разработанные для развития всех физических качеств. Тестирование проводилось 2 раза в год, согласно годовому плану-графику отделения детского хоккея. Одним из главных критериев эффективности тренировочного процесса являлась динамика изменений тестируемых показателей испытуемых. Повторные контрольные измерения проводились в мае 2017 г. (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта хоккей [3]

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства

1 год свыше года до двух лет свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%) 13-17 13-17 13-17 13-17 9-11 9-11

Специальная физическая подготовка (%) 4-6 4-6 9-11 9-11 9-11 4-6

Техническая подготовка (%) 35-45 35-45 26-34 18-23 13-17 13-17

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 9-11 9-11 9-11 9-11 13-17 9-11

Технико-тактическая (игровая) подготовка (%) 22-28 22-28 26-34 31-39 35-45 39-51

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 5-8 5-8 5-8 5-8 10-15 10-15

На третьем этапе написания текста публикации (июнь-сентябрь 2017 г.) осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, вносились корректирующие поправки.

В соответствии с поставленными задачами исследования, для оценки эффективности предложенного содержания занятий было проведено тестирование физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах (в октябре 2016 г. и мае 2017 г.), которое осуществлялось по следующим тестам:

1. Бег на 20 м с высокого старта (с).

2. Бег на коньках на 20 м с высокого старта (с).

3. Прыжок в длину с места толчком с двух ног (см).

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз).

5. Бег на коньках на 20 м спиной вперед (с).

6. Слаломный бег на коньках без шайбы.

7. Челночный бег 4х9 м (с).

8. Челночный бег на коньках 6х9 м (с).

Сравнительный анализ среднестатистических результатов первичного тестирования испытуемых двух групп свидетельствует, что на начало эксперимента юные хоккеисты показали низкие результаты.

При сравнении полученных результатов с рекомендованными Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей контрольно-переводными нормативами для юных хоккеистов, занимающихся в тренировочных группах, выявлено, что тестируемые обеих групп показали не достаточно высокий результат в тесте бег на 20 м с высокого старта (средний результат в двух группах 4,53-4,71 с). Результат теста, также определяющего физическое качество быстроту -«бег на коньках на 20 м» у двух групп оказался примерно одинаковым, и также недостаточно высоким 4,52-4,57 с.

По окончании педагогического эксперимента была также проведена оценка физической подготовленности испытуемых обеих групп.

Тестирование показателей физической подготовленности, проведенное по окончании педагогического эксперимента, показало прирост результатов в контрольной и экспериментальной группах, причем в экспериментальной группе он оказался значительным.

Результаты исходного и конечного тестирований общей и специальной подготовленно-

сти позволили выявить их прирост по окончании педагогического эксперимента, что позволило оценить эффективность внедрения предложенных структуры и содержания физической подготовленности в экспериментальной группе начальной подготовки хоккеистов (табл. 2, 3).

Таблица 2

Прирост показателей физическои подготовленности хоккеистов экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента (п=9)

№ Тест Этапы исследования Прирост, %

1 тестирование 2 тестирование

1. Бег на 20 м с высокого старта (с) 4,53±0,22 4,45±0,42 1,8

2. Бег на коньках на 20 м с высокого старта (с) 4,57±0,51 4,32±0,81 5,8

3. Прыжок в длину с места толчком с двух ног (см) 149,22±6,4 160,02±5,9 7,2

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 30,64±2,1 36,11±3,1 17,8

5. Бег на коньках на 20 м спиной вперед (с) 6,67±0,95 6,39±1,14 4,3

6. Слаломный бег на коньках без шайбы (с) 12,83±1,12 12,48±1,53 2,8

7. Челночный бег 4х9 м (с) 12,31±1,92 11,67±1,74 5,5

8. Челночный бег на коньках 6х9 м (с) 18,12±2,34 16,48±2,20 9,9

Таблица 3

Прирост показателей физической подготовленности хоккеистов контрольной группы по окончании педагогического эксперимента (п=10)

№ Тест Этапы исследования Прирост, %

1 тестирование 2 тестирование

1. Бег на 20 м с высокого старта (с) 4,71±0,34 4,65±0,61 1,3

2. Бег на коньках на 20 м с высокого старта (с) 4,52±0,68 4,46±0,92 1,3

3. Прыжок в длину с места толчком с двух ног (см) 148Д9±6,4 156,02±5,3 5,2

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 30,96±2,8 35,11±3,82 13,4

5. Бег на коньках на 20 м спиной вперед (с) 6,73±0,84 6,52±1,49 3,2

6. Слаломный бег на коньках без шайбы (с) 12,98±1,73 12,67±1,79 2,4

7. Челночный бег 4х9 м (с) 12,18±1,52 11,83±1,62 2,9

8. Челночный бег на коньках 6х9 м (с) 17,95±2,43 17,18±1,98 4,5

Анализ динамики развития двигательных способностей юных спортсменов, занимающихся хоккеем с шайбой в контрольной группе, занимающейся по традиционной программе и экспериментальной группе, занимающейся по программе с дополнительным использованием на учебно-тренировочных занятиях по общей физической подготовке большого арсенала подвижных и спортивных игр, показал, что по результатам в исследуемых группах на начало и конец учебного года выявлены достоверные различия (р < 05).

Тестирование показателей физической подготовленности по окончании педагогического эксперимента показало их значительный

прирост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной: в тесте бег на 30 м -10,2 % в экспериментальной и 4,9 % в контрольной; в подтягивании в висе на перекладине 55,6 % в экспериментальной и 25,8 % в контрольной; в прыжке в длину с места 17,6 % в экспериментальной и 9,4 % в контрольной; в тесте наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке 52,0 % в экспериментальной и 36,7 % в контрольной; в челночном беге 3 х 10 м -3,8 % в экспериментальной и 1,3 % в контрольной; в беге на 1500 м - 10,95 % в экспериментальной и 5,1 % в контрольной (табл. 4; рис. 1).

Таблица 4

Сравнительный анализ приростов показателей физической подготовленности по окончании эксперимента

№ Тест Прирост показателей в контрольной группе, % Прирост показателей в экспериментальной группе, %

1. Бег на 20 м с высокого старта (с) 1,3 1,8

2. Бег на коньках на 20 м с высокого старта (с) 1,3 5,8

3. Прыжок в длину с места толчком с двух ног (см) 5,2 7,2

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 13,4 17,8

5. Бег на коньках на 20 м спиной вперед (с) 3,2 4,3

6. Слаломный бег на коньках без шайбы (с) 2,4 2,8

7. Челночный бег 4х9 м (с) 2,9 5,5

8. Челночный бег на коньках 6х9 м (с) 4,5 9,9

Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах тренировочной группы

В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что учебно-тренировочный процесс в данных группах начальной подготовки хоккеистов построен грамотно и корректно, о чем свидетельствуют полученные данные.

Тем не менее, следует отметить, что в экспериментальной группе выявлен значительный прирост показателей общей и специальной физической подготовленности, что позволяет считать предложенное содержание занятий, включающих в себя, помимо упражнений, связанных с развитием основных физических качеств (согласно общепринятой государственной программы по хоккею с шайбой), широкое

применение подвижных игр и игрового метода для развития физических качеств. Игровой метод имеет особое значение в двигательной подготовке юных спортсменов в связи с разносторонностью и комплексностью его воздействия. Эмоциональный фон позволяет добиться большой двигательной активности, что способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных умений и навыков, повышению, тренированности занимающихся, положительно сказывается на количественной и качественной сторонах двигательной деятельности.

Практические все результаты тестирования общей и специальной физической подго-

товленности соответствуют переводным нормативам тренировочного этапа спортивной подготовки.

Практическая значимость исследования: исследования выражается в том, что уточнение структуры и содержания физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе позволяет: повысить показатели проявления основных физических качеств юных хоккеистов 11-12 лет; усовершенствовать учебно-тренировочный процесс в специализированных детско-юношеских спортивных учреждениях; расширить программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания учащихся младших и средних классов, реализующих спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследований могут быть использованы: в практической деятельности детских тренеров-преподавателей работающих в спортивных школах различного типа; в лекционном курсе учреждений среднего специального физкультурного образования; в учреждениях дополнительного образования в рамках программ повышения квалификации специалистов детско-юношеского спорта. Также могут применяться в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮШОР отделений хоккея, а также при профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Литература

1. Савин В. П. Теория и методика хоккея. М.,

2003.

2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей от 27 марта 2013 г.,

приказ № 149. URL: http://www.consultant.ru/do-

cument/cons_doc_LAW_147404/cfd289891c554b9f1

393d72026769d4d5f574ffc/

3. Хоккей: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М., 2009.

4. Шестаков М. П. Специальная физическая подготовка хоккеистов. М., 2003.

5. Григорьев О. А., Лотоненко А. В., Гостев Г. Р., Лотоненко А. А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки. М., 2010.

References

1. Savin V. P. Teoriya i metodika khokkeya [Theory and technique of hockey]. M., 2003.

2. Federal'nyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta khokkej ot 27 marta 2013 g., prikaz № 149 [The federal standard of sports preparation by the form sport hockey of March 27, 2013, the order № 149]. URL: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_-LAW_147404/cfd289891c554b9f1393d72026769d4d5 f574ffc/

3. Khokkej: Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpijskogo rezerva [Hockey: Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people]. M., 2009.

4. Shestakov M. P. Spetsial'naya fizicheskaya podgotovka khokkeistov [Special physical training of hockey players]. M., 2003.

5. Grigor'ev O. А., Lotonenko А. V., Gos-tev G. R., Lotonenko А. А. Teoreticheskiye osnovy sportivnoj podgotovki i trenirovki [Theoretical bases of sports preparation and training]. M., 2010.

* * *

STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING OF HOCKEY PLAYERS AT THE TRAINING STAGE OF SPORTS PREPARATION

Deryabina Galina Ivanovna

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: [email protected]

Tapilsky Andrey Vasilyevich, Barasheva Oksana Gennadyevna

The Tambov Regional State Autonomous Sports Institution «Professional Hockey Club «Tambov», Russia, Tambov

In article authors considered the problem of planning of sports preparation in the conditions of implementation of the Federal standard of sports preparation by the form of sport hockey, analyzed modern approaches to determination of structure and content of educational and training process of hockey play-

ers, revealed the structure, determined the content of physical training of hockey players at a training stage of sports preparation and carried out test control of physical fitness of hockey players of training group, on the basis of which the efficiency of the offered content of physical training is estimated.

Key words: physical training in hockey, the general and special physical training, structure and content of physical training

Об авторах:

Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Тапильский Андрей Васильевич, заместитель директора по спортивной подготовке Тамбовского областного государственного автономного физкультурно-спортивного учреждения «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов»», г. Тамбов

Барашева Оксана Геннадьевна, инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций отделения детского хоккея Тамбовского областного государственного автономного физкультурно-спортивного учреждения «Профессиональный хоккейный клуб «Тамбов»», г. Тамбов

About the authors:

Deryabina Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Physical Training and Adaptive Physical Culture Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov

Tapilsky Andrey Vasilyevich, Deputy Director for Sports Preparation of the Tambov Regional Public Autonomous Sports Institution «Professional Hockey Club «Tambov», Tambov

Barasheva Oksana Gennadyevna, Instructor-Methodologist of the Sports Organizations of Office of Children's Hockey of the Tambov Regional Public Autonomous Sports Institution «Professional Hockey Club «Tambov», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.