Научная статья на тему 'Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе'

Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимов Ильназ Рашитович

В статье обобщены и систематизированы результаты анкетирования тренерского состава спортивных школ регионов России «Поволжье», «Урал Западная Сибирь», «Сибирь Дальний Восток», «Центр», и результаты педагогического эксперимента в технической подготовке хоккеистов 6-7 лет. Выявлены ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения и выполнения технических приемов детей 6-7 лет, и корреляционные взаимосвязи факторов с уровнями мастерства выпускников хоккейных школ регионов России: Национальная хоккейная Лига, сборная страны, Континентальная хоккейная Лига, Высшая хоккейная Лига, Молодежная хоккейная Лига. Рассмотрено содержание методики технической подготовки хоккеистов 6-7 лет в процессе педагогического эксперимента: оценка сложности освоения и выполнения технических приемов на льду; уровни, обеспечивающие эффективное обучение техническим приемам; результаты тестирования уровня технической подготовленности и их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газимов Ильназ Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of technical training of the hockey players at the sports and fitness stage

The article summarizes and systematizes the results of the survey of the Russian sports schools’ coaches "Volga", "Ural-Western Siberia", "Siberia-Far East", "Center" and the results of the pedagogical experiment in technical training of the players at the age of 6-7 years. The leading factors influencing on the effectiveness of children teaching aged 6-7 and their performing techniques have been determined and correlations of the factors with the skill levels of the graduates of hockey schools regions of Russia: the National Hockey League, the national team, the Continental Hockey League, the Supreme Hockey League, the Youth Hockey League. The content of the methodology of technical training of the players aged 6-7 years have been reviewed in the pedagogical experiment: assessment of the complexity of the mastering and effectuation of the techniques during the movement on skates; the levels ensuring the effective training to the technical skills; the results of testing of the level of technical preparation and their analysis.

Текст научной работы на тему «Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе»

водных бассейнах, водоемах, нестандартных бассейнах.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.01.2015.

УДК 796. 966

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Ильназ Рашитович Газимов, аспирант, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической

культуры, спорта и туризма» («НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ»)

Аннотация

В статье обобщены и систематизированы результаты анкетирования тренерского состава спортивных школ регионов России - «Поволжье», «Урал - Западная Сибирь», «Сибирь - Дальний Восток», «Центр», и результаты педагогического эксперимента в технической подготовке хоккеистов 6-7 лет. Выявлены ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения и выполнения технических приемов детей 6-7 лет, и корреляционные взаимосвязи факторов с уровнями мастерства выпускников хоккейных школ регионов России: Национальная хоккейная Лига, сборная страны, Континентальная хоккейная Лига, Высшая хоккейная Лига, Молодежная хоккейная Лига. Рассмотрено содержание методики технической подготовки хоккеистов 6-7 лет в процессе педагогического эксперимента: оценка сложности освоения и выполнения технических приемов на льду; уровни, обеспечивающие эффективное обучение техническим приемам; результаты тестирования уровня технической подготовленности и их анализ.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, педагогический эксперимент, спортивно-оздоровительный этап, техническая подготовка, юные хоккеисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p56-60

METHODS OF TECHNICAL TRAINING OF THE HOCKEY PLAYERS

SPORTS AND FITNESS STAGE Ilnaz Rashitovich Gazimov, the post-graduate student, Naberezhnye Chelny branch of Volga Region State Academy of Physical Culture,

Tourism

Annotation

The article summarizes and systematizes the results of the survey of the Russian sports schools' coaches - "Volga", "Ural-Western Siberia", "Siberia-Far East", "Center" and the results of the pedagogical experiment in technical training of the players at the age of 6-7 years. The leading factors influencing on the effectiveness of children teaching aged 6-7 and their performing techniques have been determined and correlations of the factors with the skill levels of the graduates of hockey schools regions of Russia: the National Hockey League, the national team, the Continental Hockey League, the Supreme Hockey League, the Youth Hockey League. The content of the methodology of technical training of the players aged 6-7 years have been reviewed in the pedagogical experiment: assessment of the complexity of the mastering and effectuation of the techniques during the movement on skates; the levels ensuring the effective training to the technical skills; the results of testing of the level of technical preparation and their analysis.

Keywords: survey of coaches, junior hockey, pedagogical experiment, sports and health-improving stage, technical training, young hockey players.

ВВЕДЕНИЕ

В фокусе нашего внимания - техническая подготовка (ТП) хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе (СОЭ), на котором закладывается первоначальный уровень спортивного мастерства [1; 3; 5; 7]. ТП на СОЭ является одной из ведущих - ее доля со-

AT THE

Sports and

ставляет до 28% времени на подготовку в годичном макроцикле. Однако в настоящее время сведения [1-7] о ней не могут претендовать на законченный вариант: авторами не определены факторы, влияющие на эффективность выполнения технических приемов; нет данных относительно взаимосвязи факторов с уровнями спортивного мастерства выпускников хоккейных школ; отсутствует оценка сложности освоения и выполнения технических действий.

МЕТОДИКА

Источником первичной информации служили сведения, полученные с помощью метода анкетирования, проводившееся в группах экспертов-тренеров (п=121), работающих в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой регионов «Поволжье», «Урал - Западная Сибирь», «Сибирь - Дальний Восток», «Центр». Все тренеры имеют опыт подготовки юных хоккеистов и имеют спортивное звание «мастер спорта» СССР (России). Предложенные тренерам анкеты содержали 24 фактора, влияющие на эффективность технической подготовки; уровень мастерства выпускников хоккейной школы: Национальная хоккейная Лига (НХЛ), сборная страны, Континентальная хоккейная Лига (КХЛ), Высшая хоккейная Лига (ВХЛ), Молодежная хоккейная Лига (МХЛ).

Результаты исследования обрабатывались на ПК с помощью пакета прикладных программ «81аЙ8Иса 8.0».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетирования тренеров и их математическая обработка позволили выявить ведущие факторы, влияющие на эффективность технической подготовки хоккеистов на СОЭ:

- в регионе «Поволжье»: «Обучаемость» (2,4±0,5), «Талант» (4,3±1,3), «Трудолюбие» (4,7±1,1), «Мышление ребенка» (4,7±1,0), «Квалификация тренера» (6,0±1,2);

- в регионе «Урал - Западная Сибирь»: «Талант» (2,2±0,6), «Мышление ребенка» (4,3±0,9), «Обучаемость» (4,8±1,4), «Трудолюбие» (5,8±1,2), «Уровень развития физических качеств» (7,0±1,5);

- в регионе «Центр»: «Талант» (2,1±0,8), «Обучаемость» (3,7±0,6), «Мышление ребенка» (4,8±0,8), «Трудолюбие» (5,6±1,7), «Квалификация тренера» (6,6±0,9);

- в регионе «Сибирь - Дальний Восток»: «Обучаемость» (2,5±0,4), «Талант» (2,5±0,5), «Трудолюбие» (4,4±1,5), «Квалификация тренера» (6,1±1,5), «Мышление ребенка» (5,4±1,6).

Коэффициент конкордации Кендалла при уровне статистической достоверности р<0,001 равен к=0,89. Следовательно, ответам тренеров хоккейных школ регионов России необходимо доверять.

Далее были получены сильные и средние корреляционные взаимосвязи факторов с уровнями спортивного мастерства выпускников хоккейных школ: при уровне статистической достоверности р<0,05 коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен:

- на уровне КХЛ: «Тип нервной системы» (-0,63), «Мотивация ребенка в занятиях» (0,51), «Трудолюбие» (0,45), «Режим дня» (-0,48), «Антропометрические показатели» (-0,44), «Научно-методическое обеспечение подготовки» (-0,43), «Темперамент родителей ребенка» (0,36);

- на уровне ВХЛ: «Условия для подготовки» (0,42), «Эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности» (-0,4), «Режим дня» (-0,42), «Уровень развития психических качеств» (0,37), «Информация о родителях» (0,36);

- на уровне МХЛ: «Квалификация тренера» (0,51), «Психологическая подготовленность игрока» (-0,49), «Условия для подготовки» (0,43), «Информация о родителях» (-

0,42), «Мотивация ребенка в занятиях» (-0,36), «Темперамент родителей ребенка» (-0,38), «Трудолюбие» (0,36);

- на уровнях «сборная страны» и «НХЛ» взаимосвязи не обнаружены. Вышеизложенные показатели позволили теоретически обосновать, разработать методику ТП юных хоккеистов и реализовать ее в педагогическом эксперименте.

В педагогическом эксперименте - хоккейные сезоны 2012/13/14 гг. - принимали участие игроки (п=91) 2007 г.р. двух хоккейных школ: хоккеисты г.р. ДЮСШ «Челны» (г. Набережные Челны) (п=50) составили ЭГ, а хоккеисты ДЮСШ «Торос» (г. Нефтекамск) (п=41) составили КГ.

В ЭГ техническая подготовка юных хоккеистов содержала: приоритет на игровой метод обучения; оценку сложности освоения и выполнения действий; использование информации о корреляционных взаимосвязях факторов, влияющих на эффективность выполнения технических приемов, с уровнем мастерства хоккеистов - КХЛ, ВХЛ, МХЛ; взаимосвязанные и взаимообусловленные уровни, обеспечивающие обучение техническим приемам: предпосылки к подготовке; содержание подготовки; эффективность подготовки (схема 1).

_1 уровень - Предпосылки к технической подготовке_

_I_

обобщение литературного анализа и практики подготовки хоккеистов_

оценка исходного уровня подготовленности_

систематизация средств в подготовке_

определение ведущих факторов, влияющих на эффективность освоения технических приемов_

_2 уровень - Реализация технической подготовки_

I

оценка сложности освоения и выполнения технических приемов на льду_

коррекция подготовки с учетом % прироста_

I

3 уровень - Эффективность технической подготовки_

оценка уровня технической подготовленности_

Схема 1. Уровни, обеспечивающие эффективное обучение техническим приемам у хоккеистов ЭГ в процессе педагогического эксперимента в сезонах 2012/13/14 гг.

Далее на основании предварительных исследований используемые в подготовке юных хоккеистов технические приемы были оценены по уровню сложности освоения и выполнения. Группе упражнений присваивался балл сложности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка сложности освоения и выполнения технических приемов на льду у хоккеистов экспериментальной группы (п=50) на спортивно-оздоровительном _этапе в процессе педагогического эксперимента 2012/13/14 гг._

№ Содержание технических действий на льду Сложность освоения и выполнения технических действий на льду, баллы

1 Скольжение, не отрывая коньков 1

2 Скольжение широким шагом 2

3 Скольжение короткими шагами 3

4 Скольжение по дуге (повороты) 4

5 Торможение 5

6 Переступание 6

В процессе эксперимента в КГ применялась подготовка в соответствии с программными требованиями [2; 7]. С целью определения эффективности методики ТП были реализованы тестовые процедуры, рекомендованные специалистами [3; 5; 7]: «Слаломный бег без шайбы» (сек.), «Слаломный бег с шайбой» (сек). Одно контрольное испытание проводились в одно учебно-тренировочное занятие. Во всех тестах для получения объективных данных юные хоккеисты выполняли 2 контрольные попытки с после-

дующим учетом лучшего результата. Достоверность результатов тестирования определялась на основании % прироста в результатах тестирования. Результаты тестирования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования уровня технической подготовленности хоккеистов 6-7

лет КГ (п=41) и ЭГ (п=50) в процессе педагогического эксперимента в сезонах _2012/13/14 гг., сек_

№ Тестовые процедуры Слалом без шайбы Слалом с шайбой

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 1 тестирование 15,5±0,13 15,32±0,22 16,5±0,2 16,7±0,2

Р >0,05 >0,05

2 2 тестирование 14,92±0,2 | 14,91±0,22 16,05±0,2 | 16,14±0,12

р >0,05 >0,05

3 3 тестирование 14,32±0,14 | 14,53±0,23 15,7±0,14 | 15,9±0,1

р >0,05 >0,05

4 4 тестирование 13,61±0,12 | 14,2±0,23 15,1±0,12 | 15,63±0,1

р >0,05 <0,0001

5 5 тестирование 13,1±0,1 | 13,64±0,22 14,6±0,1 | 15,5±0,1

р >0,05 <0,0001

Примечание: р - уровень статистической достоверности; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа._

Как следует из таблицы 2, результаты тестирования до эксперимента в обоих тестах достоверно не различались, что связано с одинаковым уровнем технической подготовленности. Нет достоверных различий - при р>0,05 - и по окончании эксперимента в результатах теста «Слаломный бег без шайбы», в то время как в тесте «Слаломный бег с шайбой» между результатами в 4 и 5 тестировании получены достоверные различия при р<0,0001, что связано с методикой подготовки. Следовательно, доказана эффективность методики технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе.

ВЫВОДЫ

1. Одним из доминирующих видов подготовки у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе является техническая подготовка, в процессе которой закладывается фундамент спортивного мастерства.

2. Методика технической подготовки содержала: результаты анализа анкетирования тренерского состава регионов России; использование информации о корреляционных взаимосвязях факторов, влияющих на эффективность выполнения технических приемов, с уровнем мастерства хоккеистов - КХЛ, ВХЛ, МХЛ; оценку сложности освоения и выполнения технических приемов на льду; разработки уровней, обеспечивающие эффективное обучение техническим приемам.

3. Эффективность разработанной методики технической подготовки доказана повышением уровня технической подготовленности юных хоккеистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карлышев, В.М. Введение в психологию хоккея / В.М. Карлышев, С.П. Завитаев ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2009. - 64 с.

2. Мудрук, А.В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов / А.В. Мудрук ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2005. - 36 с.

3. Плотников, В.В. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ / В.В. Плотников. - Нефтекамск : АНО ХСК «Торос», 2013. - 143 с. писать полностью

4. Плотников, В.В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации : монография / В.В. Плотников. - Ижевск : ИПЦ «Малотиражка», 2014. - 127 с.

5. Плотников, В.В Хоккей : дополнительная общеразвивающая программа для детско-юношеских школ / В.В. Плотников. - Нефтекамск : АНО ХСК «Торос», 2014. - 88 с.

6. Твист, П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. - М. : Астрель, 2005. - 288 с.

7. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. П. Савин [и др.]. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.

REFERENCES

1. Karlyshev, V.M. and Zavitaev S P. (2009), Introduction to Psychology hockey, publishing house "UralGUFK", Chelyabinsk.

2. Mudruk, A.V. (2005), Diagnosis and assessment abilities of young hockey players, publishing house "SIbGUFK", Omsk.

3. Plotnikov, V.V. (2013), Hockey: athletic training program for youth schools, publishing house "Toros", Neftekamsk.

4. Plotnikov, V.V. (2014), Methodology technical and tactical training of players at stage of profound specialization: monograph, publishing house "Malotirazhka", Izhevsk.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Plotnikov, V.V. (2014), Hockey: additional general developing program for youth schools, publishing house "Toros", Neftekamsk.

6. Twist, P. (2005), Hockey: theory and practice, Astrel, Moscow.

7. Ed. Savin, V.P. (2006), Hockey: athletic training program for youth schools, specialized youth school of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.01.2015.

УДК 796.853.23

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «ДЗЮДО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Владимир Николаевич Галкин, старший преподаватель, Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России

Аннотация

На основе теории периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошан-ского и А.П. Бондарчука разработаны три варианта моделей структуры и содержания годичного тренировочного цикла курсантов группы спортивного совершенствовании «Дзюдо» образовательных организаций МВД России. Так как разработанные модели построения годичного тренировочного цикла имеют принципиальные различия, проверка их эффективности необходима в условиях педагогического эксперимента.

Ключевые слова: структура, содержание, годичный тренировочный цикл, квалифицированные дзюдоисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p60-66

STRUCTURE AND CONTENT OF THE TRAINING PROCESS IN "JUDO" FOR SPORTS PERFECTION GROUPS IN THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE INTERNAL AFFAIRS MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vladimir Nikolaevich Galkin, the senior teacher, Vladimir Alexandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

On the basis of the sports training division into periods by L.P. Matveev, U.V. Verkhoshansky and A.P. Bondarchuk three variants of models of structure and content of the annual training cycle for the "ju-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.