Научная статья на тему 'Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6 - 7 лет к хоккею'

Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6 - 7 лет к хоккею Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4768
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ХОККЕЮ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / SURVEY OF COACHES / SPORTS STAGE / THE PREDISPOSITION TO HOCKEY / JUNIOR HOCKEY PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимов Ильназ Рашитович

В статье обобщены результаты анкетирования тренерского состава регионов России, принимающих участие в первенстве России по хоккею с шайбой. Представлены результаты проведенных исследований тренеров спортивных школ регионов России о факторах, определяющих предрасположенность детей 6-7 лет к хоккею в каждом регионе. Приведена эффективность подготовки хоккеистов у спортивных школ регионов России по уровням спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of factors determining susceptibility of children of 6-7 years old for ice hockey

This article summarizes the results of the survey coaching staff of Russian regions participating in the Championship of Russia on ice hockey. It presents the findings of the coaches of the sports schools of the Russian regions about the factors that determine the susceptibility of children 6 7 years for hockey. On the basis of the study there is revealed the leading factors that determine the susceptibility of children of 6 7 years old for ice hockey in each region. The efficiency of the training of hockey players in sports schools of Russia's regions by level of sportsmanship.

Текст научной работы на тему «Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6 - 7 лет к хоккею»

УДК 796. 966-053.6

И. Р. ГАЗИМОВ

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ХОККЕЮ_

В статье обобщены результаты анкетирования тренерского состава регионов России, принимающих участие в первенстве России по хоккею с шайбой. Представлены результаты проведенных исследований тренеров спортивных школ регионов России о факторах, определяющих предрасположенность детей 6—7 лет к хоккею в каждом регионе. Приведена эффективность подготовки хоккеистов у спортивных школ регионов России по уровням спортивного мастерства.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, спортивно-оздоровительный этап, предрасположенность к хоккею, юные хоккеисты.

Актуальность. Стремительный рост уровня спортивного мастерства в детско-юношеском и юношеском хоккее заставляет всех тренеров детальнее изучать процесс подготовки юных хоккеистов на всех этапах подготовки.

Первоначальный уровень спортивного мастерства закладывается на спортивно-оздоровительном этапе (СОЭ), ведущими задачами которого являются обучение техническим приемам, воспитание ведущих физических способностей и выявление детей, одаренных относительно к избранному виду спорта — хоккею [1, с. 57; 2, с. 25; 3, с. 79]. Однако результаты анализа литературных источников [4, с. 34; 5, с. 46; 6, с. 13; 7, с. 75] показывают, что проведенные исследования касаются подготовки высококвалифицированных хоккеистов детско-юношеского и юношеского хоккея. При этом исследования относительно спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ) подготовки, а именно, факторы, определяющие предрасположенность детей к хоккею и их значимость недостаточно отображены.

На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования — определить значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею.

Организация и методика исследования. Не касаясь других методов исследования, в данной статье приведены результаты первичной информации, полученные с помощью метода анкетирования, проводившегося в группах экспертов-тренеров (п=121), работающих в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой следующих регионов: «Поволжье», «Урал —Западная Сибирь», «Сибирь —Дальний Восток», «Центр». Все тренеры имеют опыт подготовки хоккеистов 6 — 7 лет и спортивное звание «Мастер спорта СССР (России) по хоккею с шайбой». На основании анализа научной литературы и практического опыта подготовки юных хоккеистов были предложены анкеты, которые содержали определенные и систематизированные по 24 общим признакам факторы, определяющие предрасположенность детей к хоккею.

Обработка результатов анкетирования проводилась общепринятыми в педагогических исследованиях [8, с. 61; 9, с. 84; 10, с. 25] методами.

Результаты исследования и их обсуждение.

Как видно из табл. 1, в регионе «Поволжье» приоритет тренеры отдали факторам «Талант (одаренность, задатки)» — показатель равен 5,3±0,8, «Обучаемость (тренируемость)» (6,1±0,8) и «Тип нервной системы» (6,5±1,0). Такие заключения связаны как с квалификацией тренеров, так и с уровнем развития хоккея в регионе.

В то же время в регионе «Урал — Западная Сибирь» тренеры отдают предпочтение таким факторам, как «Талант (одаренность, задатки)» (3,2±0,5), «Обучаемость (тренируемость)» (4,3±0,5), «Трудолюбие» (4,7±0,5) и «Антропометрические показатели» (4,8±0,9), что связано с требованиями, которые тренеры предъявляют при отборе среди юных воспитанников, считая их немаловажным фактором для дальнейшей эффективности учебного процесса.

Тренерский состав спортивных школ региона «Центр», традиционно один из ведущих в России, опирается на следующие факторы:

— «Талант (одаренность, задатки)» (6,6±1,3).

— «Антропометрические показатели» (6,7±1,2).

— «Тип нервной системы» (7,3±1,1).

— «Обучаемость (тренируемость)» (8,1±1,2).

В регионе «Сибирь — Дальний Восток» приоритет отдан факторам «Талант (одаренность, задатки)» (4,9±0,9), «Обучаемость (тренируемость)» (5,0±0,8), «Мышление ребенка» (5,8±0,6), что связано с условиями для подготовки юных хоккеистов.

Таким образом, представления о значимости факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, существенно не отличаются у тренеров регионов, но имеются определенные предпочтения и различия, что может быть связано как со взглядами самих тренеров на методику набора и отбора детей 6 — 7 лет, так и с требованиями к уровню подготовленности своих воспитанников самой спортивной школы.

Далее проанализирована эффективность подготовки спортивных школ по количеству и уровню мастерства воспитанников (количество воспитан-

Таблица 1

Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей к хоккею, по результатам анкетирования тренерского состава (n=121) ДЮСШ, СДЮШОР регионов «Поволжье» (n=30), «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр», М±о

Факторы Регионы

Поволжье (п = 30) Урал— Западная Сибирь (п = 26) Центр (п = 33) Сибирь — Дальний Восток (п = 32)

1 Обучаемость (тренируемость) 6,1 ±0,8 4,3±0,5 8,1 ±1,2 5,0±0,8

2 Уровень развития физических качеств 11,1±1,2 8,0±0,7 12,1 ±0,9 8,5±0,9

3 Уровень развития психических качеств 12,0±0,9 12,3±0,7 11,8 ±0,6 12,0±0,9

4 Талант (одаренность, задатки) 5,3±0,8 3,2±0,5 6,6±1,3 4,9±0,9

5 Трудолюбие 9,2±1,0 4,7±0,5 8,4±1,2 7,6 ±1,1

6 Условия для подготовки 17,6 ±1,1 18,3±1,3 18,5±1,2 12,3±1,4

7 Квалификация тренера 14,9 ±1,4 19,4±0,5 11,7±1,0 13,1±1,2

8 Научно-методическое обеспечение подготовки 18,6±0,8 17,2 ±1,3 17,5±1,4 13,7±1,4

9 Антропометрические показатели 9,2±1,2 4,8±0,9 6,7±1,2 6,3±0,9

10 Тип нервной системы 6,5±1,0 7,3±1,0 7,3 ±1,1 10,9 ±1,0

11 Информация о родителях 11,1±1,1 11,9±0,7 13,2±1,2 13,8 ±1,3

12 Эффективность выполнения двигательных действий на льду 8,2±0,9 8,5±0,7 10,8±0,9 10,9±1,1

13 Эффективность выполнения двигательных действий вне льда 7,9±0,9 6,1 ±0,5 8,2±1,0 11,5±1,0

14 Мышление ребенка 7,6±0,9 6,6±0,8 8,2±0,9 5,8±0,6

15 Режим дня 16,1 ±1,1 19,8±1,1 15,2 ±1,4 15,2 ±1,0

16 Прогресс в обучении и выполнении технических приемов 13,1 ±1,0 10,6±0,7 13,8 ±1,0 16,7±1,0

17 Перспективность игрока на основе наблюдений за выполняемыми действиями 17,2 ±1,0 11,2±0,6 12,1 ±0,8 13,9±1,1

18 Эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности игроков 16,5±0,8 18,5±1,5 16,9 ±1,2 19,4±0,9

19 Результаты комплексного контроля 17,2 ±1,0 18,6±1,7 15,7±1,5 17,6±1,1

20 Психологическая подготовленность игрока 14,6 ±1,1 13,5±0,6 11,8 ±0,6 8,1 ±1,0

21 Мотивация ребенка к занятиям 10,6±1,0 13,0±0,6 9,2±0,8 14,6± 1,0

22 Мотивация родителей к занятиям 16,2 ±1,5 17,1 ±1,6 12,1 ±1,6 16,4±1,0

23 Темперамент ребенка 11,9±1,0 12,7±0,6 9,0±0,8 12,6±0,7

24 Темперамент родителей ребенка 17,5±1,3 20,4 ±1,1 17,2 ±1,9 17,6±0,9

Примечание: ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР — спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва; п — количество опрошенных тренеров; М — средняя арифметическая величина; о — среднее квадратическое отклонение.

ников, выступающих или выступавших в различные годы на следующих уровнях: Национальная хоккейная лига (НХЛ), сборная страны, Континентальная хоккейная лига (КХЛ), Высшая хоккейная лига (ВХЛ), Молодежная хоккейная лига (МХЛ); за промежуток эффективности работы тренеров спортивных школ регионов был взят следующий показатель — педагогический стаж работы опрошенных тренеров в ДЮСШ, СДЮШОР до 2012 г. включительно). Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, наилучшие показатели эффективности подготовки воспитанников отмечаются в регионах «Поволжье» и «Урал — Западная Сибирь» —

соответственно 40 и 96 воспитанников. Следовательно, на заключения тренеров данных регионов необходимо обратить особое внимание.

С целью определения согласованности мнений участвующих в исследовании тренеров-экспертов нами был вычислен коэффициент конкордации Кен-далла (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что результаты оценки тренеров-экспертов, выставивших оценки, согласованы друг с другом — коэффициент конкордации Кен-далла к = 0,89 при уровне статистической достоверности р<0,001. Следовательно, ответам тренеров от всех регионов необходимо доверять.

0

01

Е

т

Таблица 2

Эффективность подготовки воспитанников в ДЮСШ, СДЮШОР регионов «Поволжье», «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр» по результатам анкетирования тренерского состава (п=121), количество воспитанников

№ Уровень подготовленности Регионы

Поволжье (п = 30) Урал— Западная Сибирь (п = 26) Центр (п = 33) Сибирь — Дальний Восток (п = 32)

1 НХЛ 40 96 25 26

2 сборная страны

3 КХЛ

4 ВХЛ

5 МХЛ

Примечание: п — количество опрошенных тренеров; НХЛ — Национальная хоккейная лига; КХЛ — Континентальная хоккейная лига; ВХЛ — Высшая хоккейная лига; МХЛ — Молодежная хоккейная лига.

Таблица 3 Результат согласованности мнений тренеров-экспертов (п=121) по регионам

№ Регионы к р

1 «Поволжье» 0,87 <0,001

2 «Урал— Западная Сибирь» 0,86 <0,001

3 «Сибирь — Дальний Восток» 0,91 <0,001

4 «Центр» 0,93 <0,001

5 Итого по регионам 0,89 <0,001

Примечание: к — коэффициент конкордации Кендалла; п — количество опрошенных тренеров; р — уровень статистической достоверности.

Полученные результаты позволяют определить новизну исследования:

1. Выявлены ведущие факторы, определяющие предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, и определена их значимость: «Талант (одаренность, задатки)»; «Обучаемость (тренируемость)»; «Тип нервной системы»; «Трудолюбие»; «Антропометрические показатели»; «Мышление ребенка».

Заключение. В связи с достаточно ранним возрастом детей, начинающих играть в хоккей, необходимо на этом этапе:

1. Владение информацией о значимости ведущих факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, что позволяет повышать эффективность обучения техническим приемам и воспитания ведущих физических способностей у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, а также выявлять детей, одаренных к хоккею.

2. Ориентация на ведущие факторы, определяющие предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, позволяет тренерам эффективно управлять подготовкой хоккеистов в учебно-тренировочных занятиях.

Библиографический список

1. Горский, Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 224 с.

2. Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Академия хоккея, 2006. — 45 с.

3. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. — Минск : Асар, 2003. — 352 с.

4. Твист, П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. — М. : Астрель, 2005. - 288 с.

5. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. П. Савин [и др.]. — М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.

6. Плотников, В. В. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ / В. В. Плотников. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. — 143 с.

7. Плотников, В. В. Хоккей: дополнительная общеразви-вающая программа для детско-юношеских школ / В. В. Плотников. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. — 88 с.

8. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.

9. Неганова, Л. М. Общая теория статистики : учеб. пособие / Л. М. Неганова. — М. : РИОР, 2007. — 96 с.

10. Петрушкина, Н. П. Комплексный контроль в системе управления подготовкой высококвалифицированных хоккеистов : учеб. пособие / Н. П. Петрушкина, Е. Ф. Сурина-Ма-рышева, В. А. Пономарев. — Челябинск : УралГУФК, 2007. — 68 с.

ГАЗИМОВ Ильназ Рашитович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьбы».

Адрес для переписки: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.11.2014 г. © И. Р. Газимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.