УДК 796. 966-053.6
И. Р. ГАЗИМОВ
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ХОККЕЮ_
В статье обобщены результаты анкетирования тренерского состава регионов России, принимающих участие в первенстве России по хоккею с шайбой. Представлены результаты проведенных исследований тренеров спортивных школ регионов России о факторах, определяющих предрасположенность детей 6—7 лет к хоккею в каждом регионе. Приведена эффективность подготовки хоккеистов у спортивных школ регионов России по уровням спортивного мастерства.
Ключевые слова: анкетирование тренеров, спортивно-оздоровительный этап, предрасположенность к хоккею, юные хоккеисты.
Актуальность. Стремительный рост уровня спортивного мастерства в детско-юношеском и юношеском хоккее заставляет всех тренеров детальнее изучать процесс подготовки юных хоккеистов на всех этапах подготовки.
Первоначальный уровень спортивного мастерства закладывается на спортивно-оздоровительном этапе (СОЭ), ведущими задачами которого являются обучение техническим приемам, воспитание ведущих физических способностей и выявление детей, одаренных относительно к избранному виду спорта — хоккею [1, с. 57; 2, с. 25; 3, с. 79]. Однако результаты анализа литературных источников [4, с. 34; 5, с. 46; 6, с. 13; 7, с. 75] показывают, что проведенные исследования касаются подготовки высококвалифицированных хоккеистов детско-юношеского и юношеского хоккея. При этом исследования относительно спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ) подготовки, а именно, факторы, определяющие предрасположенность детей к хоккею и их значимость недостаточно отображены.
На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования — определить значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею.
Организация и методика исследования. Не касаясь других методов исследования, в данной статье приведены результаты первичной информации, полученные с помощью метода анкетирования, проводившегося в группах экспертов-тренеров (п=121), работающих в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой следующих регионов: «Поволжье», «Урал —Западная Сибирь», «Сибирь —Дальний Восток», «Центр». Все тренеры имеют опыт подготовки хоккеистов 6 — 7 лет и спортивное звание «Мастер спорта СССР (России) по хоккею с шайбой». На основании анализа научной литературы и практического опыта подготовки юных хоккеистов были предложены анкеты, которые содержали определенные и систематизированные по 24 общим признакам факторы, определяющие предрасположенность детей к хоккею.
Обработка результатов анкетирования проводилась общепринятыми в педагогических исследованиях [8, с. 61; 9, с. 84; 10, с. 25] методами.
Результаты исследования и их обсуждение.
Как видно из табл. 1, в регионе «Поволжье» приоритет тренеры отдали факторам «Талант (одаренность, задатки)» — показатель равен 5,3±0,8, «Обучаемость (тренируемость)» (6,1±0,8) и «Тип нервной системы» (6,5±1,0). Такие заключения связаны как с квалификацией тренеров, так и с уровнем развития хоккея в регионе.
В то же время в регионе «Урал — Западная Сибирь» тренеры отдают предпочтение таким факторам, как «Талант (одаренность, задатки)» (3,2±0,5), «Обучаемость (тренируемость)» (4,3±0,5), «Трудолюбие» (4,7±0,5) и «Антропометрические показатели» (4,8±0,9), что связано с требованиями, которые тренеры предъявляют при отборе среди юных воспитанников, считая их немаловажным фактором для дальнейшей эффективности учебного процесса.
Тренерский состав спортивных школ региона «Центр», традиционно один из ведущих в России, опирается на следующие факторы:
— «Талант (одаренность, задатки)» (6,6±1,3).
— «Антропометрические показатели» (6,7±1,2).
— «Тип нервной системы» (7,3±1,1).
— «Обучаемость (тренируемость)» (8,1±1,2).
В регионе «Сибирь — Дальний Восток» приоритет отдан факторам «Талант (одаренность, задатки)» (4,9±0,9), «Обучаемость (тренируемость)» (5,0±0,8), «Мышление ребенка» (5,8±0,6), что связано с условиями для подготовки юных хоккеистов.
Таким образом, представления о значимости факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, существенно не отличаются у тренеров регионов, но имеются определенные предпочтения и различия, что может быть связано как со взглядами самих тренеров на методику набора и отбора детей 6 — 7 лет, так и с требованиями к уровню подготовленности своих воспитанников самой спортивной школы.
Далее проанализирована эффективность подготовки спортивных школ по количеству и уровню мастерства воспитанников (количество воспитан-
Таблица 1
Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей к хоккею, по результатам анкетирования тренерского состава (n=121) ДЮСШ, СДЮШОР регионов «Поволжье» (n=30), «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр», М±о
Факторы Регионы
Поволжье (п = 30) Урал— Западная Сибирь (п = 26) Центр (п = 33) Сибирь — Дальний Восток (п = 32)
1 Обучаемость (тренируемость) 6,1 ±0,8 4,3±0,5 8,1 ±1,2 5,0±0,8
2 Уровень развития физических качеств 11,1±1,2 8,0±0,7 12,1 ±0,9 8,5±0,9
3 Уровень развития психических качеств 12,0±0,9 12,3±0,7 11,8 ±0,6 12,0±0,9
4 Талант (одаренность, задатки) 5,3±0,8 3,2±0,5 6,6±1,3 4,9±0,9
5 Трудолюбие 9,2±1,0 4,7±0,5 8,4±1,2 7,6 ±1,1
6 Условия для подготовки 17,6 ±1,1 18,3±1,3 18,5±1,2 12,3±1,4
7 Квалификация тренера 14,9 ±1,4 19,4±0,5 11,7±1,0 13,1±1,2
8 Научно-методическое обеспечение подготовки 18,6±0,8 17,2 ±1,3 17,5±1,4 13,7±1,4
9 Антропометрические показатели 9,2±1,2 4,8±0,9 6,7±1,2 6,3±0,9
10 Тип нервной системы 6,5±1,0 7,3±1,0 7,3 ±1,1 10,9 ±1,0
11 Информация о родителях 11,1±1,1 11,9±0,7 13,2±1,2 13,8 ±1,3
12 Эффективность выполнения двигательных действий на льду 8,2±0,9 8,5±0,7 10,8±0,9 10,9±1,1
13 Эффективность выполнения двигательных действий вне льда 7,9±0,9 6,1 ±0,5 8,2±1,0 11,5±1,0
14 Мышление ребенка 7,6±0,9 6,6±0,8 8,2±0,9 5,8±0,6
15 Режим дня 16,1 ±1,1 19,8±1,1 15,2 ±1,4 15,2 ±1,0
16 Прогресс в обучении и выполнении технических приемов 13,1 ±1,0 10,6±0,7 13,8 ±1,0 16,7±1,0
17 Перспективность игрока на основе наблюдений за выполняемыми действиями 17,2 ±1,0 11,2±0,6 12,1 ±0,8 13,9±1,1
18 Эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности игроков 16,5±0,8 18,5±1,5 16,9 ±1,2 19,4±0,9
19 Результаты комплексного контроля 17,2 ±1,0 18,6±1,7 15,7±1,5 17,6±1,1
20 Психологическая подготовленность игрока 14,6 ±1,1 13,5±0,6 11,8 ±0,6 8,1 ±1,0
21 Мотивация ребенка к занятиям 10,6±1,0 13,0±0,6 9,2±0,8 14,6± 1,0
22 Мотивация родителей к занятиям 16,2 ±1,5 17,1 ±1,6 12,1 ±1,6 16,4±1,0
23 Темперамент ребенка 11,9±1,0 12,7±0,6 9,0±0,8 12,6±0,7
24 Темперамент родителей ребенка 17,5±1,3 20,4 ±1,1 17,2 ±1,9 17,6±0,9
Примечание: ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР — спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва; п — количество опрошенных тренеров; М — средняя арифметическая величина; о — среднее квадратическое отклонение.
ников, выступающих или выступавших в различные годы на следующих уровнях: Национальная хоккейная лига (НХЛ), сборная страны, Континентальная хоккейная лига (КХЛ), Высшая хоккейная лига (ВХЛ), Молодежная хоккейная лига (МХЛ); за промежуток эффективности работы тренеров спортивных школ регионов был взят следующий показатель — педагогический стаж работы опрошенных тренеров в ДЮСШ, СДЮШОР до 2012 г. включительно). Результаты представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, наилучшие показатели эффективности подготовки воспитанников отмечаются в регионах «Поволжье» и «Урал — Западная Сибирь» —
соответственно 40 и 96 воспитанников. Следовательно, на заключения тренеров данных регионов необходимо обратить особое внимание.
С целью определения согласованности мнений участвующих в исследовании тренеров-экспертов нами был вычислен коэффициент конкордации Кен-далла (табл. 3).
Из табл. 3 видно, что результаты оценки тренеров-экспертов, выставивших оценки, согласованы друг с другом — коэффициент конкордации Кен-далла к = 0,89 при уровне статистической достоверности р<0,001. Следовательно, ответам тренеров от всех регионов необходимо доверять.
0
01
Е
т
Таблица 2
Эффективность подготовки воспитанников в ДЮСШ, СДЮШОР регионов «Поволжье», «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр» по результатам анкетирования тренерского состава (п=121), количество воспитанников
№ Уровень подготовленности Регионы
Поволжье (п = 30) Урал— Западная Сибирь (п = 26) Центр (п = 33) Сибирь — Дальний Восток (п = 32)
1 НХЛ 40 96 25 26
2 сборная страны
3 КХЛ
4 ВХЛ
5 МХЛ
Примечание: п — количество опрошенных тренеров; НХЛ — Национальная хоккейная лига; КХЛ — Континентальная хоккейная лига; ВХЛ — Высшая хоккейная лига; МХЛ — Молодежная хоккейная лига.
Таблица 3 Результат согласованности мнений тренеров-экспертов (п=121) по регионам
№ Регионы к р
1 «Поволжье» 0,87 <0,001
2 «Урал— Западная Сибирь» 0,86 <0,001
3 «Сибирь — Дальний Восток» 0,91 <0,001
4 «Центр» 0,93 <0,001
5 Итого по регионам 0,89 <0,001
Примечание: к — коэффициент конкордации Кендалла; п — количество опрошенных тренеров; р — уровень статистической достоверности.
Полученные результаты позволяют определить новизну исследования:
1. Выявлены ведущие факторы, определяющие предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, и определена их значимость: «Талант (одаренность, задатки)»; «Обучаемость (тренируемость)»; «Тип нервной системы»; «Трудолюбие»; «Антропометрические показатели»; «Мышление ребенка».
Заключение. В связи с достаточно ранним возрастом детей, начинающих играть в хоккей, необходимо на этом этапе:
1. Владение информацией о значимости ведущих факторов, определяющих предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, что позволяет повышать эффективность обучения техническим приемам и воспитания ведущих физических способностей у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, а также выявлять детей, одаренных к хоккею.
2. Ориентация на ведущие факторы, определяющие предрасположенность детей 6 — 7 лет к хоккею, позволяет тренерам эффективно управлять подготовкой хоккеистов в учебно-тренировочных занятиях.
Библиографический список
1. Горский, Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 224 с.
2. Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Академия хоккея, 2006. — 45 с.
3. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. — Минск : Асар, 2003. — 352 с.
4. Твист, П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. — М. : Астрель, 2005. - 288 с.
5. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. П. Савин [и др.]. — М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.
6. Плотников, В. В. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ / В. В. Плотников. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. — 143 с.
7. Плотников, В. В. Хоккей: дополнительная общеразви-вающая программа для детско-юношеских школ / В. В. Плотников. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. — 88 с.
8. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.
9. Неганова, Л. М. Общая теория статистики : учеб. пособие / Л. М. Неганова. — М. : РИОР, 2007. — 96 с.
10. Петрушкина, Н. П. Комплексный контроль в системе управления подготовкой высококвалифицированных хоккеистов : учеб. пособие / Н. П. Петрушкина, Е. Ф. Сурина-Ма-рышева, В. А. Пономарев. — Челябинск : УралГУФК, 2007. — 68 с.
ГАЗИМОВ Ильназ Рашитович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьбы».
Адрес для переписки: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2014 г. © И. Р. Газимов