УДК 796. 966-053.6
С. Л. СИДОРОВ
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ЗНАЧИМОСТЬ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_
В статье рассмотрено исследование о значимости в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий. Представлен анализ результатов анкетирования тренеров детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею с шайбой. Определены актуальность, организация, цель и методы исследования. Сформулированные выводы информативны и соответствуют содержанию статьи и цели исследования. Используемые литературные источники соответствуют содержанию научной статьи и носят специализированный характер.
Ключевые слова: детско-юношеский хоккей, технико-тактическая подготовка, ведущие технико-тактические действия, этап начальной специализации.
Актуальность. Наше исследование состоит в рассмотрении технико-тактической подготовки (ТТП) хоккеистов на этапе начальной специализации (ЭНС). По рекомендованным программам спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) [1, с. 7; 2, с. 47] на этапе начальной специализации ТТП является одной из ведущих — ее доля составляет 35 % времени от общего объема на виды подготовок в годичном макроцикле. В то же время анализ последних исследований в этой области [3, с. 24; 4, с. 76; 5, с. 68] показал следующее: результаты исследований по ТТП хоккеистов на ЭНС не претендуют на окончательный вариант вследствие отсутствия информации
— о ведущих индивидуальных технико-тактических действиях и их значимости;
— о ведущих групповых технико-тактических действиях и их значимости;
— о командных технико-тактических действиях и их значимости;
Исходя их вышесказанного, мы сформулировали цель исследования — определить значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации.
Методика исследования. С целью достижения цели исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие группы экспертов-тренеров (п = 32), работающие в спортивных школах в регионе Урал—Западная Сибирь (п=12), Поволжье (п=11). Все респонденты имеют высшее педагогическое образование, опыт подготовки юных хоккеистов и спортивные звания «Мастер спорта России по хоккею с шайбой».
Полученные результаты были обработаны методами, принятыми в педагогических исследованиях [6, с. 87; 7, с. 96].
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования тренеров представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, тренерский состав регионов Поволжье и Урал — Западная Сибирь ведущими ТТД признал «бросок шайбы» (1,73±0,09 и 1,01±0,01 соответственно), «передача шайбы» (1,8±0,5 и 1,07±0,03 соответственно), «прием шайбы» (2,0±0,1 и 1,11±0,04 соответственно), «силовые единоборства» (2,6±0,09 и 1,24±0,04 соответственно), «вбрасывание шайбы» (2,5±0,09 и 1,2±0,04 соответственно), «обводка соперника» (2,6±0,11 и 1,3±0,05 соответственно), «игра в неравных составах» (2,81±0,09 и 1,3±0,05 соответственно), «системы обороны» (2,6±0,06 и 1,23±0,05 соответственно), «маневрирование на коньках» (2,23±0,1 и 1,2±0,04 соответственно). Это объясняется тем, что эффективность технико-тактических действий связана как с техническим мастерством игроков и требованиями тренеров к подготовленности игроков, так и с взглядами самих тренеров на подготовку юных хоккеистов.
На основании проведенного анкетирования необходимо отметить, что у каждого тренера существует собственная тактика проведения тренировочных занятий: это зависит и от теоретической базы тренера, и от условий, которые предоставляются для подготовки хоккеистов в спортивных школах.
Нами проведен анализ эффективности подготовки выпускников спортивных школ по количеству и уровню мастерства (количество воспитанников, выступающих или выступавших в НХЛ, сборной страны, КХЛ, ВХЛ, МХЛ (уровень «А» и «Б»)). За критерий эффективности работы тренеров спортивных школ регионов был взят один из показателей, а именно: педагогический стаж работы в ДЮСШ, СДЮШОР до 2012 г. включительно. Результаты представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, наилучшие показатели эффективности подготовки воспитанников отмечаются в регионе Урал—Западная Сибирь — 12 воспитанников. Следовательно, на заключения тренеров данного региона необходимо обратить особое внимание.
Таблица 1
Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации по результатам анкетирования тренерского состава (п=31) ДЮСШ, СДЮШОР регионов Поволжье, Урал-Западная Сибирь, М±ст
№ Технико-тактические действия Регионы
Поволжье (п= 11) Урал— Западная Сибирь (п= 12)
1 Бросок шайбы 1,73 ±0,09 1,01 ±0,01
2 Передача шайбы 1,8±0,5 1,07±0,03
3 Прием шайбы 2,0±0,1 1,11 ±0,04
4 Маневрирование на коньках 2,23±0,1 1,2±0,04
5 Вбрасывание шайбы 2,5±0,09 1,2±0,04
6 Системы обороны 2,6±0,06 1,23±0,05
7 Силовое единоборство 2,6±0,09 1,24±0,04
8 Обводка соперника 2,6±0,11 1,3±0,05
9 Игра в неравных составах 2,81 ±0,09 1,3±0,05
10 Ведение шайбы 5,74±2,4 2,32±2,21
11 Страховка партнера 5,84±1,2 2,41 ±1,2
12 Позиционная атака 6,7±2,3 2,74±2,43
13 Комбинации игроков 7,5±2,2 3,4±0,34
14 Выход из-под опеки 8,3±1,6 4,31 ±1,12
15 Помощь партнеру 8,8±1,7 5,4±2,1
16 Комбинированная защита 9,5±3,4 5,53±2,4
17 Опека игрока 9,4±1,23 5,6±3,2
18 Индивидуальная защита 11,24±2,3 6,4±3,11
19 Постепенная атака 12,2±2,3 6,5±2,23
20 Контратака 13,5±2,41 6,9±1,44
21 Единоборство с вратарем 14,51 ±0,3 6,92±2,23
22 Переключение на другие действия 15,31 ±2,6 7,02±3,21
23 Зонная защита 15,4±2,23 8,54±3,32
24 Ловля шайбы на себя 16,43 ±2,6 9,23±12
25 Помеха вратарю 17,3±4,21 10,43±5,0
26 Взаимодействие защитников с вратарем 18,42±1,7 11,12 ±2,11
27 Спаренный отбор шайбы 19,3±3,52 12,34±2,23
28 Функции игроков в зависимости от амплуа 21,5±1,53 14,1 ±1,9
29 Выбор позиции и маневрирование 22,1 ±2,2 16,6±3,2
30 Взаимодействие игроков 24,2±3,1 16,74 ±2,14
Примечание: М — средняя арифметическая величина; с — среднее квадратическое отклонение; п — количество опрошенных тренеров; ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР — специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.
Таблица 2
Эффективность подготовки воспитанников в ДЮСШ, СДЮШОР регионов Поволжье и Урал-Западная Сибирь по результатам анкетирования тренерского состава (п=23), количество воспитанников
№ Хоккейные лиги и команды Регионы
Поволжье (п=11) Урал— Западная Сибирь (п= 12)
1 НХЛ
2 сборная страны
3 КХЛ 6 12
4 ВХЛ
5 МХЛ
Примечание: п — количество опрошенных тренеров; НХЛ — Национальная хоккейная лига;
КХЛ — Континентальная хоккейная лига; ВХЛ — Высшая хоккейная лига; МХЛ — Молодежная хоккейная лига (уровень «А» и «Б»).
Таблица 3
Результат согласованности мнений тренеров-экспертов (п=32) в регионах Поволжье и Урал-Западная Сибирь
№ Регионы k р
1 Поволжье 0,87 <0,001
2 Урал— Западная Сибирь 0,86 <0,001
Примечание: к — коэффициент конкордации Кендалла; р — уровень статистической достоверности; п — количество тренеров.
Для того чтобы определить общность мнений тренеров-экспертов, участвующих в исследовании, мы вычислили коэффициент конкордации Кендалла (табл. 3).
Как видно:
— в регионе Поволжье коэффициент конкордации Кендалла составил к = 0,87 при уровне статистической достоверности р<0,001;
— в регионе Урал — Западная Сибирь коэффициент конкордации Кендалла к = 0,86 при уровне статистической достоверности р<0,001.
Следовательно, ответам тренеров необходимо доверять.
Полученные результаты позволяют определить новизну исследования:
1. Определены ведущие технико-тактические действия в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации, обеспечивающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: признаны «бросок шайбы», «передача шайбы», «прием шайбы», «силовые единоборства», «вбрасывание шайбы», «обводка соперника», «игра в неравных составах», «системы обороны», «маневрирование на коньках».
Практическая значимость новизны полученных результатов определяется:
1. Информацией о значимости ведущих технико-тактических действий, которая позволяет тренерам эффективно планировать и эффективно управлять подготовкой хоккеистов на этапе начальной специализации.
2. Приоритетом на ведущие технико-тактические действия, позволяющим повысить эффективность
учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.
Библиографический список
1. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. П. Савин [и др.]. — М. : Советский спорт, 2006. — 101 с.
2. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ / В. В. Плотников [и др.]. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. - 143 с.
3. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов : учеб. пособие / В. В. Плотников. — Уфа : РИО РУМНЦ МО РБ, 2011. — 102 с.
4. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов : учеб. пособие / В. В. Плотников. — Уфа : РИО РУМНЦ МО РБ, 2013. — 58 с.
5. Плотников, В. В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов: монография / В. В. Плотников. — Ижевск : ИПЦ «Малотиражка», 2014. — 127 с.
6. Замедлина, В. И. Статистика : учеб. пособие / В. И. За-медлина. — М. : РИОР, 2006. — 160 с.
7. Натан, А. А. Математическая статистика / А. А. Натан. — М. : МЗ Пресс, 2005. — 160 с.
СИДОРОВ Святослав Леонидович, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2014 г. © С. Л. Сидоров
Книжная полка
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. для студентов учреждений высшего образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. -7-е изд., стер. - М. : Academia, 2014. - ISBN 978-5-4468-1292-9.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике показано значение научной и методической деятельности в подготовке бакалавров физической культуры. Рассмотрены вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физкультурного образования, физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, способы оценки их результатов и возможности внедрения их в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению научно-исследовательских работ. Для студентов учреждений высшего образования.