Научная статья на тему 'Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации'

Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕДУЩИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / YOUTH HOCKEY / TECHNICAL-TACTICAL PREPARATION / LEADING THE TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / INITIAL SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Святослав Леонидович

В статье рассмотрено исследование о значимости в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий. Представлен анализ результатов анкетирования тренеров детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею с шайбой. Определены актуальность, организация, цель и методы исследования. Сформулированные выводы информативны и соответствуют содержанию статьи и цели исследования. Используемые литературные источники соответствуют содержанию научной статьи и носят специализированный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of technical-tactical actions in training hockey players at the stage of initial specialization

The article discusses the research on the importance of individual, group and team technical and tactical actions in training hockey players at the stage of initial specialization. The analysis of the results of the survey of coaches' youth sports schools, sports junior specialized school of Olympic reserve in ice hockey. There is identified the relevance, organization, purpose, and research methods. Conclusions informative and match the article's content and purpose of the study. Used literary sources correspond to the content of articles of a specialized nature.

Текст научной работы на тему «Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации»

УДК 796. 966-053.6

С. Л. СИДОРОВ

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ЗНАЧИМОСТЬ

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_

В статье рассмотрено исследование о значимости в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий. Представлен анализ результатов анкетирования тренеров детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею с шайбой. Определены актуальность, организация, цель и методы исследования. Сформулированные выводы информативны и соответствуют содержанию статьи и цели исследования. Используемые литературные источники соответствуют содержанию научной статьи и носят специализированный характер.

Ключевые слова: детско-юношеский хоккей, технико-тактическая подготовка, ведущие технико-тактические действия, этап начальной специализации.

Актуальность. Наше исследование состоит в рассмотрении технико-тактической подготовки (ТТП) хоккеистов на этапе начальной специализации (ЭНС). По рекомендованным программам спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) [1, с. 7; 2, с. 47] на этапе начальной специализации ТТП является одной из ведущих — ее доля составляет 35 % времени от общего объема на виды подготовок в годичном макроцикле. В то же время анализ последних исследований в этой области [3, с. 24; 4, с. 76; 5, с. 68] показал следующее: результаты исследований по ТТП хоккеистов на ЭНС не претендуют на окончательный вариант вследствие отсутствия информации

— о ведущих индивидуальных технико-тактических действиях и их значимости;

— о ведущих групповых технико-тактических действиях и их значимости;

— о командных технико-тактических действиях и их значимости;

Исходя их вышесказанного, мы сформулировали цель исследования — определить значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации.

Методика исследования. С целью достижения цели исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие группы экспертов-тренеров (п = 32), работающие в спортивных школах в регионе Урал—Западная Сибирь (п=12), Поволжье (п=11). Все респонденты имеют высшее педагогическое образование, опыт подготовки юных хоккеистов и спортивные звания «Мастер спорта России по хоккею с шайбой».

Полученные результаты были обработаны методами, принятыми в педагогических исследованиях [6, с. 87; 7, с. 96].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования тренеров представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, тренерский состав регионов Поволжье и Урал — Западная Сибирь ведущими ТТД признал «бросок шайбы» (1,73±0,09 и 1,01±0,01 соответственно), «передача шайбы» (1,8±0,5 и 1,07±0,03 соответственно), «прием шайбы» (2,0±0,1 и 1,11±0,04 соответственно), «силовые единоборства» (2,6±0,09 и 1,24±0,04 соответственно), «вбрасывание шайбы» (2,5±0,09 и 1,2±0,04 соответственно), «обводка соперника» (2,6±0,11 и 1,3±0,05 соответственно), «игра в неравных составах» (2,81±0,09 и 1,3±0,05 соответственно), «системы обороны» (2,6±0,06 и 1,23±0,05 соответственно), «маневрирование на коньках» (2,23±0,1 и 1,2±0,04 соответственно). Это объясняется тем, что эффективность технико-тактических действий связана как с техническим мастерством игроков и требованиями тренеров к подготовленности игроков, так и с взглядами самих тренеров на подготовку юных хоккеистов.

На основании проведенного анкетирования необходимо отметить, что у каждого тренера существует собственная тактика проведения тренировочных занятий: это зависит и от теоретической базы тренера, и от условий, которые предоставляются для подготовки хоккеистов в спортивных школах.

Нами проведен анализ эффективности подготовки выпускников спортивных школ по количеству и уровню мастерства (количество воспитанников, выступающих или выступавших в НХЛ, сборной страны, КХЛ, ВХЛ, МХЛ (уровень «А» и «Б»)). За критерий эффективности работы тренеров спортивных школ регионов был взят один из показателей, а именно: педагогический стаж работы в ДЮСШ, СДЮШОР до 2012 г. включительно. Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, наилучшие показатели эффективности подготовки воспитанников отмечаются в регионе Урал—Западная Сибирь — 12 воспитанников. Следовательно, на заключения тренеров данного региона необходимо обратить особое внимание.

Таблица 1

Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации по результатам анкетирования тренерского состава (п=31) ДЮСШ, СДЮШОР регионов Поволжье, Урал-Западная Сибирь, М±ст

№ Технико-тактические действия Регионы

Поволжье (п= 11) Урал— Западная Сибирь (п= 12)

1 Бросок шайбы 1,73 ±0,09 1,01 ±0,01

2 Передача шайбы 1,8±0,5 1,07±0,03

3 Прием шайбы 2,0±0,1 1,11 ±0,04

4 Маневрирование на коньках 2,23±0,1 1,2±0,04

5 Вбрасывание шайбы 2,5±0,09 1,2±0,04

6 Системы обороны 2,6±0,06 1,23±0,05

7 Силовое единоборство 2,6±0,09 1,24±0,04

8 Обводка соперника 2,6±0,11 1,3±0,05

9 Игра в неравных составах 2,81 ±0,09 1,3±0,05

10 Ведение шайбы 5,74±2,4 2,32±2,21

11 Страховка партнера 5,84±1,2 2,41 ±1,2

12 Позиционная атака 6,7±2,3 2,74±2,43

13 Комбинации игроков 7,5±2,2 3,4±0,34

14 Выход из-под опеки 8,3±1,6 4,31 ±1,12

15 Помощь партнеру 8,8±1,7 5,4±2,1

16 Комбинированная защита 9,5±3,4 5,53±2,4

17 Опека игрока 9,4±1,23 5,6±3,2

18 Индивидуальная защита 11,24±2,3 6,4±3,11

19 Постепенная атака 12,2±2,3 6,5±2,23

20 Контратака 13,5±2,41 6,9±1,44

21 Единоборство с вратарем 14,51 ±0,3 6,92±2,23

22 Переключение на другие действия 15,31 ±2,6 7,02±3,21

23 Зонная защита 15,4±2,23 8,54±3,32

24 Ловля шайбы на себя 16,43 ±2,6 9,23±12

25 Помеха вратарю 17,3±4,21 10,43±5,0

26 Взаимодействие защитников с вратарем 18,42±1,7 11,12 ±2,11

27 Спаренный отбор шайбы 19,3±3,52 12,34±2,23

28 Функции игроков в зависимости от амплуа 21,5±1,53 14,1 ±1,9

29 Выбор позиции и маневрирование 22,1 ±2,2 16,6±3,2

30 Взаимодействие игроков 24,2±3,1 16,74 ±2,14

Примечание: М — средняя арифметическая величина; с — среднее квадратическое отклонение; п — количество опрошенных тренеров; ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР — специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

Таблица 2

Эффективность подготовки воспитанников в ДЮСШ, СДЮШОР регионов Поволжье и Урал-Западная Сибирь по результатам анкетирования тренерского состава (п=23), количество воспитанников

№ Хоккейные лиги и команды Регионы

Поволжье (п=11) Урал— Западная Сибирь (п= 12)

1 НХЛ

2 сборная страны

3 КХЛ 6 12

4 ВХЛ

5 МХЛ

Примечание: п — количество опрошенных тренеров; НХЛ — Национальная хоккейная лига;

КХЛ — Континентальная хоккейная лига; ВХЛ — Высшая хоккейная лига; МХЛ — Молодежная хоккейная лига (уровень «А» и «Б»).

Таблица 3

Результат согласованности мнений тренеров-экспертов (п=32) в регионах Поволжье и Урал-Западная Сибирь

№ Регионы k р

1 Поволжье 0,87 <0,001

2 Урал— Западная Сибирь 0,86 <0,001

Примечание: к — коэффициент конкордации Кендалла; р — уровень статистической достоверности; п — количество тренеров.

Для того чтобы определить общность мнений тренеров-экспертов, участвующих в исследовании, мы вычислили коэффициент конкордации Кендалла (табл. 3).

Как видно:

— в регионе Поволжье коэффициент конкордации Кендалла составил к = 0,87 при уровне статистической достоверности р<0,001;

— в регионе Урал — Западная Сибирь коэффициент конкордации Кендалла к = 0,86 при уровне статистической достоверности р<0,001.

Следовательно, ответам тренеров необходимо доверять.

Полученные результаты позволяют определить новизну исследования:

1. Определены ведущие технико-тактические действия в подготовке хоккеистов на этапе начальной специализации, обеспечивающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: признаны «бросок шайбы», «передача шайбы», «прием шайбы», «силовые единоборства», «вбрасывание шайбы», «обводка соперника», «игра в неравных составах», «системы обороны», «маневрирование на коньках».

Практическая значимость новизны полученных результатов определяется:

1. Информацией о значимости ведущих технико-тактических действий, которая позволяет тренерам эффективно планировать и эффективно управлять подготовкой хоккеистов на этапе начальной специализации.

2. Приоритетом на ведущие технико-тактические действия, позволяющим повысить эффективность

учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.

Библиографический список

1. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. П. Савин [и др.]. — М. : Советский спорт, 2006. — 101 с.

2. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ / В. В. Плотников [и др.]. — Н. : АНО ХСК «Торос», 2013. - 143 с.

3. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов : учеб. пособие / В. В. Плотников. — Уфа : РИО РУМНЦ МО РБ, 2011. — 102 с.

4. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов : учеб. пособие / В. В. Плотников. — Уфа : РИО РУМНЦ МО РБ, 2013. — 58 с.

5. Плотников, В. В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов: монография / В. В. Плотников. — Ижевск : ИПЦ «Малотиражка», 2014. — 127 с.

6. Замедлина, В. И. Статистика : учеб. пособие / В. И. За-медлина. — М. : РИОР, 2006. — 160 с.

7. Натан, А. А. Математическая статистика / А. А. Натан. — М. : МЗ Пресс, 2005. — 160 с.

СИДОРОВ Святослав Леонидович, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.

Адрес для переписки: plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2014 г. © С. Л. Сидоров

Книжная полка

Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. для студентов учреждений высшего образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. -7-е изд., стер. - М. : Academia, 2014. - ISBN 978-5-4468-1292-9.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике показано значение научной и методической деятельности в подготовке бакалавров физической культуры. Рассмотрены вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физкультурного образования, физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, способы оценки их результатов и возможности внедрения их в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению научно-исследовательских работ. Для студентов учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.