Научная статья на тему 'Значимость воспитания физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде'

Значимость воспитания физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость воспитания физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде»

10. Сургучев, В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 12. - С. 39-42.

ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

В.А.Кушнир, В.В. Плотников

Стремительный рост спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет детальнее изучать процесс подготовки юных спортсменов, особенно в самом длинном периоде (7-8 месяцев) - соревновательном - и изыскивать пути и возможности для его дальнейшего совершенствования. Один из таких путей - повышение уровня физической подготовленности [3; 4; 5]. Команда, имеющая более высокий уровень физической подготовленности, имеет большие возможности к использованию разносторонней тактической оснащенности в соревновательном периоде. Низкий уровень физической подготовленности отрицательно отражается на волевых качествах спортсменов, не способствует активному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства (В.П. Савин, 1990, 2003). Это объясняется следующими факторами:

1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена.

2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

В современном детско-юношеском хоккее в настоящее время проведено недостаточное количество научных исследований, касающихся физической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить значимость воспитания физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации в исследовании служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало строго продуманную постановку вопросов для опрашиваемых (респондентов) [1; 2; 6]. Данный метод исследования позволил нам с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения на основе субъективных оценок экспертов-тренеров (Б. А. Ашмарин, 1978; М. А. Годик, 1988; В.М. Зациорский, 1982). Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «81аИ8Йка 6.0». Анкетирование проводилось в группе экспертов-тренеров (п=64), работающих в детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой дивизиона «Урал-Западная Сибирь» Российской Федерации. Полученные результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Ранговые показатели (по уровням значимости) физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде по результатам анкетирования тренерского состава (п=64) СДЮШОР по хоккею с шайбой

дивизиона «Урал - Западная Сибирь» Российской Федерации

Физические способности СДЮШОР ХК

«Мечел» (г. Челябинск) (п=8) «Трактор» (г. Челябинск) (п=10) «Метал- лург» (г. Магнитогорск) (п=6) «Молот» (г. Пермь) (п=5) «Спартаковец» (г. Екатеринбург) (п=10) «Салават Юлаев» (г. Уфа) (п=25)

1. Ловкость 1,8±0,9 1,8±1,22 1,8±0,8 1,4±0,54 1,3±0,5 1,6±0,8

2. Гибкость 2,0±0,92 2,4±1,4 1,2±0,4 1,0±0,0 2,5±1,43 2,6±1,2

3. Быстрота

3.1. Быстрота переключения 3,4±1,4 2,1±0,73 3,0±1,3 1,6±0,54 1,5±0,7 1,8±0,9

3.2. Стартовая скорость 3,5±1,8 1,9±1,0 2,2±0,8 2,4±0,9 1,9±1,2 2,1±1,0

3.3. Быстрота тормозных действий 3,5±1,8 2,3±0,7 3,0±1,2 1,4±0,54 2,2±1,2 2,2±0,9

3.4. Быстрота выполнения технического приема 3,4±1,6 2,2±0,8 3,2±1,32 1,4±0,54 1,9±1,0 2,1±1,0

3.5. Быстрота реакции 3,12±1,24 2,3±0,94 3,3±1,5 1,4±0,54 1,5±0,52 2,0±0,9

3.6. Дистанционная Скорость 3,4±1,4 2,7±1,05 3,3±0,5 3,4±0,9 2,9±0,73 2,4±1,1

4. Выносливость

4.1. Выносливость общая 3,3±0,7 3,4±1,4 2,5±0,8 4,0±1,22 3,8±0,8 4,3±1,2

4.2. Выносливость специальная 4,12±0,83 3,5±1,3 3,5±0,83 3,6±0,54 3,8±1,03 2,9±0,8

5. Силовые способности

5.1. Скоростно-силовые качества 2,8±1,2 1,7±1,05 2,16±0,8 2,8±0,83 2,1±0,73 2,1±0,9

5.2. Сила относительная 3,3±0,7 3,3±1,6 3,3±1,6 3,4±1,94 2,3±1,3 3,6±1,2

5.3. Сила максимальная 6,0±0,8 6,0±1,05 5,5±0,83 5,6±1,14 5,6±0,84 6,2±0,9

5.4. Силовая выносливость 6,0±0,7 5,9±1,0 6,1±1,0 6,2±0,83 5,6 ±1,2 5,9±1,0

Условные обозначения:

СДЮШОР - детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

ХК - хоккейный клуб; п - количество опрошенных тренеров.

Таблица 2

Эффективность работы опрошенных тренеров (п=64) СДЮШОР по хоккею с шайбой дивизиона «Урал - Западная Сибирь» Российской Федерации по уровню ____________________________мастерства игроков___________________________

Эффективность работы тренеров СДЮШОР по количеству воспитанников в хоккейных лигах СДЮШОР ХК

«Мечел» (г. Челябинск) (п=8) «Трактор» (г. Челябинск) (п=10) «Металлург» (г. Магнитогорск) (п=6) «Молот» (г. Пермь) (п=5) «Спартако- вец» (г. Екатеринбург) (п=10) «Салават Юлаев» (г. Уфа) (п=25)

1. НХЛ 1 18 0 0 3 5

2. Сборные команды 3 15 2 0 4 3

3. Суперлига 7 43 4 5 10 27

4. Высшая лига 22 36 4 6 14 32

Условные обозначения:

НХЛ - Национальная хоккейная лига;

СДЮШОР - спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва;

ХК - хоккейный клуб;

п - количество опрошенных тренеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как видно из данных, представленных в таблице 1, ведущей физической способностью опрошенные тренеры считают «ловкость». Наибольшее внимание ее воспитанию уделяют тренеры СДЮШОР ХК «Спартаковец» (г. Екатеринбург) - ранговый показатель 1,3±0,5.

Второй приоритетной физической способностью тренеры считают «гибкость», в воспитании которой с ранговым показателем 1,0±0,0 лидирует СДЮШОР ХК «Молот» (г. Пермь).

В воспитании «быстроты» наибольшее предпочтение отдается «быстроте переключения». В этом аспекте наиболее единодушное мнение - в тренерском коллективе СДЮШОР ХК «Спартаковец» (г. Екатеринбург) - ранговый показатель 1,5±0,7.

Вторым по значимости видом быстроты тренеры считают «стартовую скорость», в котором СДЮШОР ХК «Трактор» (г. Челябинск) и «Спартаковец» (г. Екатеринбург) с ранговыми показателями 1,9±1,0 и 1,9±1,2, соответственно, опережают другие СДЮШОР. На последующих по значимости трех местах - «быстрота тормозных действий», «быстрота выполнения технического приема» и «быстрота реакции», воспитанию которых уделяется большее внимание в СДЮШОР ХК «Молот» (г. Пермь) - ранговые показатели равны 1,4±0,54. Последнее место по значимости среди видов быстроты занимает «дистанционная скорость», в воспитании которой лидирует тренерский коллектив СДЮШОР ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа) - ранговый показатель 2,4±1,1.

На четвертое место по значимости среди физических способностей тренерский состав ставит «выносливость». В воспитании «общей выносливости» лидирует тренерский коллектив СДЮШОР ХК «Металлург» (г. Магнитогорск) с ранговым показателем 2,5±0,8. Следующим по значимости видом выносливости тренерский коллектив считает «выносливость специальную», воспитанию которой уделяется повышенное внимание в СДЮШОР ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа) - ранговый показатель равен 2,9±0,8.

Более разрозненное понимание отмечается у тренеров в воспитании силовых способностей. Судя по всему, это связано с особенностями тренерских взглядов на подготовку спортсменов. Тренерский состав СДЮШОР ХК «Трактор» (г. Челябинск) с ранговым показателем 1,7±1,05 лидирует в воспитании скоростно-силовых качеств, а тренерский состав СДЮШОР ХК «Спартаковец» (г. Екатеринбург) - в воспитании «силы относительной» и «силовой выносливости» - ранговые показатели 2,3±1,3 и 5,6±1,2, соответственно, в то время как воспитанию «силы максимальной» повышенное внимание - ранговый показатель 5,5±0,83 - уделяется тренерским коллективом СДЮШОР ХК «Металлург» (г. Магнитогорск).

В этом плане необходимо отметить, что наилучшие показатели эффективности работы СДЮШОР по результатам анкетирования тренеров (табл. 2) отмечаются в СДЮШОР ХК «Трактор» (г. Челябинск). Следовательно, на методики этой СДЮШОР необходимо обратить пристальное внимание при выборе средств физической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде у всех тренеров имеются определенные предпочтения, что связано как с условиями подготовки юных хоккеистов, так и уровнем подготовленности самих тренеров.

2. Ориентация на ведущие физические способности в физической подготовке и оценка уровня физической подготовленности хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде позволяет качественно управлять тренировочным и соревновательным

процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.

2. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / С.В. Начинская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

3. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. -Минск : Полымя, 1999. - 272 с.

4. Никонов, Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю.В. Никонов. - Минск : ООО «Асар», 2003. - 352 с.

5. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

6. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ В ЗЕРКАЛЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

А.Г. Левицкий, Д.А. Михайлова

ВВЕДЕНИЕ

Как следует из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» подчёркивается актуальность интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство с повышением мобильности профессионального образования и ростом экспортного потенциала образования. Последнее обусловлено, прежде всего, официальным вступлением Российской Федерации в «Болонский клуб» 19 сентября 2003 года в Берлине. Расставленные в вышеупомянутых документах акценты, касающиеся повышения качества российского образования и разработки в его рамках инновационных технологий, перекликаются с положениями концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», отражающей необходимость подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить методику проведения учебных занятий по спортивной борьбе, значимо повышающую академическую успеваемость студентов и допускающую применение балльно-рейтинговой системы оценок.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. В контексте положений Болонского процесса определить концепцию инновационной методики проведения учебных занятий по специализации студентов-борцов I курса очной формы обучения в вузе физической культуры.

2. Разработать, обосновать и апробировать структуру и содержание инновационной методики проведения учебных занятий на примере спортивной борьбы как специальной дисциплины, оценив эффективность её применения в сравнении с традиционной методикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.