Научная статья на тему 'Влияние объема общей и специальной физической подготовки на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу'

Влияние объема общей и специальной физической подготовки на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
531
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общефизическая и специальная физическая подготовка / юные спортсмены джиу-джитсу / спортивная подготовленность / general physical preparation / special physical preparation / young sportsman jiu-jitsu / sports readiness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пастушенко Евгений Евгеньевич, Малахова Ольга Евгеньевна

Данная статья посвящена распределению объемов общефизической и специальной физической подготовки в тренировочном процессе юных спортсменов джиуджитсу 12–14 лет. Авторы исследовали влияние объема общефизической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу. Две группы юных спортсменов начального этапа обучения (контрольная и экспериментальная) тренировались одинаковое количество часов в неделю, при этом отличалось соотношение ОФП и СФП к остальным частям подготовки. При переходе на второй год тренировочного этапа подготовки юные спортсмены экспериментальной группы показали не только более высокий уровень физической подготовленности (в сравнении с контрольной группой), но и более высокие результаты на контрольных соревнованиях, которые проводились по итогам одного года тренировок. Было также отмечено, что учащиеся экспериментальной группы во время соревнований применили больше технических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пастушенко Евгений Евгеньевич, Малахова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the volume of general and special physical training at the quality sports readiness of young jiu-jitsu athletes

This article focuses on the distribution of volumes of general physical preparation and special physical preparation in the training process of young sportsman 12–14 years. The authors investigated the effect of volume of general physical preparation and special physical preparation on the quality of sports training in young jiu-jitsu athletes. Two groups of young athletes of the initial stage of training (control and experiment) practiced the same number of hours per week, with different ratio of PFD and the SFA to the rest of the preparation. In the transition to the second year of the training phase of training young athletes not only the experimental group showed a higher level of physical fitness (in comparison with the control group), but also showed better results in the test competitions, which were held on the basis of one year of training. It was also noted that the students of the experimental group during the competition used the more technical activities.

Текст научной работы на тему «Влияние объема общей и специальной физической подготовки на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА КАЧЕСТВО СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Е.Е. ПАСТУШЕНКО, МГОУ; О.Е. МАЛАХОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Данная статья посвящена распределению объемов общефизической и специальной физической подготовки в тренировочном процессе юных спортсменов джиу-джитсу 12-14 лет. Авторы исследовали влияние объема общефизической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу. Две группы юных спортсменов начального этапа обучения (контрольная и экспериментальная) тренировались одинаковое количество часов в неделю, при этом отличалось соотношение ОФП и СФП к остальным частям подготовки. При переходе на второй год тренировочного этапа подготовки юные спортсмены экспериментальной группы показали не только более высокий уровень физической подготовленности (в сравнении с контрольной группой), но и более высокие результаты на контрольных соревнованиях, которые проводились по итогам одного года тренировок.

Было также отмечено, что учащиеся экспериментальной группы во время соревнований применили больше технических действий.

Ключевые слова: общефизическая и специальная физическая подготовка, юные спортсмены джиу-джитсу, спортивная подготовленность.

Abstract

This article focuses on the distribution of volumes of general physical preparation and special physical preparation in the training process of young sportsman 12-14 years. The authors investigated the effect of volume of general physical preparation and special physical preparation on the quality of sports training in young jiu-jitsu athletes. Two groups of young athletes of the initial stage of training (control and experiment) practiced the same number of hours per week, with different ratio of PFD and the SFA to the rest of the preparation. In the transition to the second year of the training phase of training young athletes not only the experimental group showed a higher level of physical fitness (in comparison with the control group), but also showed better results in the test competitions, which were held on the basis of one year of training. It was also noted that the students of the experimental group during the competition used the more technical activities.

Keywords: general physical preparation,

special physical preparation, young sportsman jiu-jitsu,

sports readiness.

В последние годы, в связи с признанием в Российской Федерации вида спорта джиу-джитсу (включением в 2003 году в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию видов спорта), созданием отделений в ДЮСШ и созданием большого количества спортивных клубов, становится совершенно ясным важность методически обоснованной и экспериментально проверенной

многогранной системы подготовки юных спортсменов джиу-джитсу.

Необходимо отметить многогранность вида спорта джиу-джитсу, а отсюда и сложность освоения техники джиу-джитсу юными борцами.

Это связано с тем, что в джиу-джитсу присутствует как борьба в стойке (огромный арсенал бросков), так

16

Теория и методика детско-юношеского спорта

и борьба в положении лежа (удержания, болевые и удушающие приемы), а также и ударная техника (удары руками и ногами в голову и корпус). Такое обилие технических действий накладывает дополнительные трудности в тренировочный процесс юных борцов джиу-джитсу. Так, юные дзюдоисты и юные самбисты осваивают только борьбу в партере (в положении лежа) и борьбу в стойке. Юные боксеры осваивают удары руками, а юные тхэквондисты удары руками и ногами. Юным спортсменам джиу-джитсу необходимо изучить и борьбу в партере, и борьбу в стойке, и удары руками и ногами. При этом все, и боксеры, и дзюдоисты, и самбисты, и тхэквондисты, и спортсмены джиу-джитсу первого года тренировочного этапа имеют, как правило, четыре тренировочных занятия по два часа в неделю. То есть понятно, на изучение определенной техники, скажем броска через бедро, юным спортсменам джиу-джитсу придется уделить меньше тренировочного времени, чем юным дзюдоистам или юным самбистам, также изучающим этот бросок. И на изучение ударных техник юным спортсменам джиу-джитсу останется меньше тренировочного времени, чем юным боксерам и юным тхэквондистам. Чтобы, каким либо способом, увеличить количество времени для изучения большого количества технических действий, тренеры групп джиу-джитсу первого года тренировочного этапа сокращают количество времени на общефизическую и специально-физическую подготовку юных спортсменов джиу-джитсу. Приводит ли это к улучшению результатов на контрольных соревнованиях в этом возрасте? Или уменьшение количества ОФП и СФП негативно сказывается на реализации своих технических приемов у юных спортсменов джиу-джитсу? Вот одна из решаемых нами задач.

В результате анализа специализированной литературы в основной практикующей системе подготовки юных спортсменов 12-14 лет выявлен недостаточный объем функциональной подготовки в годичном цикле для создания необходимого фундамента физических качеств.

На исследуемом нами тренировочном этапе первого года обучения юных спортсменов джиу-джитсу сохраняются основные особенности, характерные тренировочному этапу в других видах борьбы, таких как дзюдо и самбо. Юные спортсмены, прошедшие этап начальной подготовки, сдавшие контрольные нормативы и зачисленные в ДЮСШ на тренировочный этап, сталкиваются с увеличивающимся объемом тренировочной нагрузки как в течение одного микроцикла, так и в течение всего тренировочного года (макроцикла). При этом перераспределяется и содержание отдельных тренировочных занятий, и распределение ОФП и СФП в мезоциклах и, соответственно, в макроцикле.

С одной стороны возрастает объем ОФП и СФП в течение тренировочного года (макроцикла), а с другой - объем ОФП и СФП уменьшается в процентном отношении ко всему количеству занятий. Это связано с увеличением количества технической и соревновательной подготовки.

В интересующей нас возрастной группе 12-14 лет юные спортсмены уже в состоянии усваивать сложные

координационные действия. Это значит, что увеличивается количество бросков, ударов, удержаний, болевых и удушающих приемов, изучаемых ими.

Юные спортсмены, стремясь выиграть определенные контрольные старты, должны проводить свой арсенал технических действий (бросков, удержаний, болевых и удушающих захватов, ударов руками и ногами). Проводя их, юный спортсмен преодолевает внешнее сопротивление со стороны соперника. Для этого ему необходимы достаточно хорошо развитые все основные физические качества: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость. На развитие этих физических качеств необходимо большое количество тренировочного времени.

Сокращая в тренировочном процессе количество ОФП и СФП, в погоне за большим освоением технических действий не развиваются до необходимого уровня физические качества. А недостаточно развитые физические качества не позволяют юному спортсмену джиу-джитсу преодолеть внешнее сопротивление и произвести качественно необходимое техническое действие.

Юный спортсмен, знающий 10-12 бросков, порой не может их применить из-за отсутствия необходимой силы, скорости и выносливости. В то время как юный спортсмен, владеющий 4-5 бросками, но при этом лучше физически подготовлен, одерживает над ним победу. В нашем исследовании выясним, случайность это или закономерность методически правильно построенного тренировочного процесса.

Мы провели педагогические контрольные испытания юных спортсменов джиу-джитсу начального этапа обучения с целью выявления уровня развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, координации). Использовались общепринятые в физическом воспитании тесты: бег на 30 метров с низкого старта, подтягивание в висе на высокой перекладине, бег на 800 метров, челночный бег 3X10 метров. Полученные показатели не выявили различий в уровне физической подготовленности юных спортсменов (V = 8,6%). По результатам педагогического исследования уровня физической подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу сформированы две группы: контрольная и экспериментальная, по 7 человек в каждой группе.

Педагогический эксперимент проводился в течение года, в ходе которого исследовалось влияние объема общефизической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу.

Группы тренировались одинаковое количество часов в неделю - по 8 часов. При этом отличалось соотношение ОФП и СФП к остальным частям подготовки (специальной и технико-тактической). Процентное соотношение ОФП и СФП в группе «А» составляло 60%, в группе «Б» - 80%.

В итоге при переходе на второй год тренировочного этапа подготовки были выявлены следующие результаты исследования. Юные спортсмены группы «Б» после проведения повторных контрольных испытаний показали более высокий уровень физической подготовленности (в среднем на 20%), чем учащиеся группы «А» (рис. 1).

Теория и методика детско-юношеского спорта

%

80 60 40 20 0

о >5

Ш (В

3

30 25 20 15 10 5 0

Рис. 1. Показатели физической подготовленности после 1 года обучения

Рис. 2. Показатели технических действий на контрольных соревнованиях

Этот результат можно было прогнозировать, так как в группе «Б» 80% времени уделялось ОФП и СФП, а в группе «А» - 60%.

По ходу дальнейшего педагогического эксперимента фиксировались результаты соревновательной деятельности юных спортсменов джиу-джитсу.

Учащиеся группы «Б» показали и более высокие результаты на контрольных соревнованиях, которые проводились по итогам одного года тренировок. Было также отмечено, что учащиеся группы «Б» во время соревнований применили больше технических действий (рис. 2).

Выводы

Объем ОФП и СФП экспериментальной группы отличался от объема контрольной группы увеличением количества времени ОФП и СФП, отводимых в рамках стандартных нормативов. По итогам эксперимента данная корректировка позволила не только улучшить показатели физической подготовленности юных спортсменов, но и повысить качество усвоения технических действий, что в свою очередь помогает достижению более высоких спортивных результатов.

Литература

1. Акопян А.О., Куковеров Г.В., Бойко А.Н., Пасту-шенко Е.Е. Определение физической и функциональной подготовленности юных единоборцев 15-17 лет (метод. пособие). - Москва, 2009.

2. Акопян А.О., Бойко А.Н., Куковеров Г.В. Определение физической и функциональной подготовки спортсменов национальной сборной России по джиу-джитсу при помощи информационно-методической системы «БУДО» (метод. пособие). - Санкт-Петербург, 2006.

3. Акопян А.О., Шестаков В.Б., Куковеров Г.В, Крутов-ских С.С, Бойко АНН. Джиу-джитсу: примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта (ВНИИФК) и Российская федерация джиу-джитсу (РФД). - Москва, 2008.

References

1. Akopyan A.O., Kukoverov G.V., Boiko A.N., Pastushenko E.E. Some physical and functional readiness of young combat athletes 15-17 years old (textbook). - Moscow, 2009.

2. Akopyan A.O., Boyko A.N., Kukoverov G.V. Determination of physical and functional training of athletes of the national team of Russia in jiu-jitsu with the help of "Budo" information-methodical system (handbook), St.-Petersburg, 2006.

3. Akopyan A.O., Shestakov V.B., Kukoverov G.V., Krutovskaya S.S., Boiko A.N. Jiu-Jitsu: exemplary sports training program for youth sports schools / Scientific Research Institute of physical culture and sport (VNIIFK) and the Russian Federation of Jiu-jitsu (XPD). - Moscow, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.