service: materials of the international. science-practice. Conf., N. Chelny, pp. 49-51.
3. Gorshkov, A.N. (2013), Technology Wellness water aerobics women 36-45years, dissertation, Chelyabinsk.
4. Shutova, T.N., Rybakova, E.O. and Sharavyeva, A.V. (2015), "Correction of the physical condition women by means of Russian Federation", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 55-57.
5. Shutova, T.N. and Sharavyeva, A.V. (2013), "Methodical features of improving employment for women based on aqua fitness", Messenger of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 61-65.
Контактная информация: alisa.scharavyova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2018
УДК 796.526
ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СКАЛОЛАЗОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)
Анна Юрьевна Шаратских, старший преподаватель, Ирина Ивановна Богатова, старший преподаватель, Педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск
Аннотация
В настоящей статье рассматривается планирование и процесс обучения по программе спортивной подготовки скалолазов на тренировочном этапе углубленной специализации, который подразумевает выбор дисциплины в избранном виде спорта для дальнейшего совершенствования. А также раскрыты особенности специальной физической подготовки скалолазов и результаты освоения программы спортивной подготовки в избранном виде спорта.
Ключевые слова: скалолазание, специальная физическая подготовка, специальные двигательные способности, программа спортивной подготовки, зачетные требования.
FEATURES OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES-ROCK-CLIMBERS AT TRAINING STAGE (PROFOUND SPECIALIZATION)
Anna Yurievna Sharatskikh, the senior teacher, Irina Ivanovna Bogatova, the senior teacher, Teacher Training College of the Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The following article considers the planning and teaching process of the athletic training program for climbers at the training stage of the advanced specialization, which implies the choice of the subject within preferred kind of sport for the further improvement. In addition, the features and acquisition results of the specialized climbing physical training of the preferred type of sport are revealed in the present article.
Keywords: rock climbing, special physical training, special motor abilities, sports training program, test requirements.
Спортивное скалолазание - вид спорта, вышедший из альпинизма в середине 50-х годов ХХ века, заключающийся в лазании по естественному рельефу (скалы) или искусственному рельефу (скалодром). Международной федерацией скалолазания (IFSC) были разработаны правила, по которым проводятся соревнования, они выделяют следующие соревновательные дисциплины: лазание на трудность, лазание на скорость, боулдеринг, многоборье.
Лазание на трудность (индивидуальное лазание) - целью считается достижение вершины трассы (ТОРа), протяженностью в среднем от 8 до 30 метров, за определенное количество времени. В соревнованиях на трудность результатом является расстояние, пройденное спортсменом вдоль осевой линии трассы со старта до наиболее удаленного
использованного им с помощью рук зацепа, в пределах установленного времени. Результат обозначается порядковым номером этого зацепа. Лазание осуществляется с нижней страховкой [3].
Лазание на скорость (парная гонка, эстафета) - достижение вершины трассы за минимальное время. Одна из самых зрелищных дисциплин скалолазания, так как выполняются сложнокоординационные движения, при максимальной скорости на вертикальном скальном рельефе. При лазании на скорость применяется только верхняя страховка [3].
Боулдеринг - прохождение серии коротких проблемных трасс, не требующих страховочной веревки, т.к. высота обычно не превышает 4 метров. В качестве страховки применяется гимнастическая страховка и страховочные маты. На каждую трассу дается неограниченное количество попыток, при ограниченном времени (от 4 до 6 минут). Каждая из трасс, как правило, включает в себя 1-2 оригинальных технических элемента, отличающихся по способу прохождения от других трасс данного раунда соревнований [3].
В главе 4 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" сказано, что осуществление спортивной подготовки происходит в 5 этапов, но распределение спортсменов к той или иной дисциплине спортивного скалолазания (трудность, скорость, боулдеринг) в которой участвует спортсмен, происходит на тренировочном этапе (углубленной спортивной специализации), в зависимости от этого будет подбираться методика тренировок.
Прежде чем планировать тренировочный процесс необходимо составить программу спортивной подготовки на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП), где прописываются конкретные методические рекомендации по организации и планированию спортивной подготовки на разных этапах по отбору и комплектованию спортивных групп в зависимости от возраста, уровня физической подготовленности, психофизиологических качеств и индивидуальных способностей занимающихся.
Наше исследование проводились на базе ОКДЮСШ «Спарта» г. Иркутска. Задачей исследование было определить эффективность реализуемой программы, которая составлена в соответствии ФССП по виду спорта. А также раскрыть специфические особенности специальной физической подготовки (СФП) спортсменов-скалолазов, занимающихся на тренировочном этапе углубленной специализации, так как на данном этапе происходит деление по специализациям.
По программе ОКДЮСШ «Спарта» тренировочный процесс в спортивной школе проходит в соответствии с годовым планом спортивной подготовки в течение всего календарного года и рассчитан на 52 недели, из которых 46 недель тренировочные занятия проводятся непосредственно в условиях спортивной школы, что составляет 16-18 часов в неделю и соответственно 736-828 часов в год у спортсменов 3-5 года обучения на тренировочном этапе; а 6 недель - в условиях спортивного лагеря и по индивидуальным планам спортивной подготовки. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на тренировочном этапе УС (углубленной специализации) 3-5 года обучения составляет: общая физическая подготовка (ОФП) 167 часов в год, специальная физическая подготовка 120-160 ч., техническая подготовка 180-225 ч., тактическая подготовка 35 ч., психологическая подготовка 14-16 ч. [1].
Примерное соотношение объемов подготовки на тренировочном этапе УС составляет: ОФП 30%, СФП 23%, технико-тактическая подготовка 40%, теоретическая и психологическая подготовка 4%, участие в соревнованиях тренерская и судейская практика 3%. А планируемые показатели соревновательной деятельности: контрольные 2-6, отборочные 2-4, основные 2-5. Из представленных данных видно, что объем ОФП превышает СФП на 7%, что обратно пропорционально этапу спортивного совершенствования, а показатели соревновательной деятельности фактически соответствует этапу спортивного совершенствования. Как было отмечено выше на тренировочном этапе углубленной специализации происходит деление по предметным областям в избранном виде спорта (ИВС). То,
опираясь на определение СФП, она должна развивать физические качества, способности, специфичные для скалолаза, и содействовать технике лазания, т. е. является определяющей в достижении спортивных результатов в ИВС [4].
Поскольку объем СФП не значительный по отношению к технико-тактической подготовке, а тем более не соответствует объемам соревновательной деятельности, следовательно, чтобы не заменять один вид подготовки другим, нужно изменить подход к организации тренировочного процесса. Необходимо подобрать средства и методы, позволяющие более эффективно воздействовать на тренировку специальных двигательных способностей скалолазов.
Исследования проводились с сентября 2015 по май 2017, всего обследовано 40 спортсменов: 28 юношей, 12 девушек в возрасте 10-12 лет; следует отметить, что до начала эксперимента дети занимались на тренировочном этапе начальной специализации, статистически значимых различий в уровне физической подготовленности не наблюдалось.
При переходе на тренировочный этап УС, группу разделили на 2 по 20 человек в соответствии предметным областям (специализациям) скорость и боулдеринг. В основе методики тренировок группы «скорость» было развитие скоростно-силовых и координационных качеств спортсменов, а в группе «боулдеринг» развитие силовой выносливости и взрывной силы. Несмотря на это, тренеры стремились к комплексному развитию специальных двигательных качеств спортсменов-скалолазов. Все спортсмены занималась в специализированном зале для скалолазания. Всего, за время эксперимента, в группах было проведено 288 занятий с учетом программы соответствующей их специализаций.
Выбор контрольных упражнений осуществлялся на основе данных научно-методической литературы и анализа упражнений классификационных программ. В результате были отобраны контрольные нормативы, наиболее объективно характеризующие специальную физическую подготовку спортсменов-скалолазов.
Для оценки специальной физической подготовки использовались следующие нормативы: челночный бег 3* 10; наклоны туловища вперед, из положения сед ноги врозь; 6-ти минутный бег; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; бег на 30 м; прыжок в длину с места; вис согнув руки на высокой перекладине; подъем ног к перекладине; подтягивание на высокой перекладине; выпрыгивание вверх с прогибом из положения упор сидя [1].
Таблица 1 - Распределение значимости физических качеств по предметным областям в программе спортивной подготовки скалолазания_
Предметные области скалолазания Физические качества
Гибкость Выносливость Скоростные способности Мышечная сила Координационные способности
Трудность 4 место 1 место 5 место 2 место 3 место
Скорость 4 место 2 место 1 место 3 место 5 место
Боулдеринг 4 место 2 место 5 место 1 место 3 место
Многоборье 2 место 1 место 2 место 1 место 2 место
Гибкость и координация связаны между собой, т.к. недостаточная гибкость ограничивает перемещение отдельных звеньев тела. Двигательно-координационные способности помогают быстро, точно, целесообразно, экономно, наиболее совершенно решать двигательные задачи [4]. Эти виды физических качеств обязательны для всех специализаций скалолазания.
Предметная область «Скорость» подразумевает развитие скоростных способностей, т. е. выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. В скалолазании целесообразней использовать упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей (быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, на улучшение частоты движений, быстроту выполнения целостных действий, на улучшение стартовой скорости), подбираются сериями по 10-15 упражнений в тепе от умеренного (30-40% от максимума)
до околопредельного (85-95%) и предельного. В конце каждого движения следует расслаблять мышцы, паузы отдыха между сериями от 6 сек до 6 мин, в зависимости от проделанной работы. Оптимально применять полные интервалы отдыха - до полного восстановления, и минимальные интервалы отдыха, после которых наблюдается повышенная работоспособность [2].
Упражнения комплексного характера (спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т. д.) используются при тренировке детских групп. Упражнения сопряжённого воздействия (скоростно-силовые, скоростно-координационные и др.) применяются во всех трех дисциплинах скалолазания.
К методам воспитания скоростных способностей относят: метод строгого регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод.
Тренировочными целями являются: уменьшение времени реакции, достижение максимального ускорения перемещения, увеличение скорости каждого движения, достижения основной частоты движения, сокращения времени контакта на каждой зацепе, сокращение потерь скорости.
Предметная область «Трудность» - подразумевают развитие преимущественно силовых способностей (мышечная сила) и выносливости. «Боулдеринг» - требует развития взрывной силы и выносливости, координации и умения совершать нестандартные движения.
Среди всех проявлений силовых способностей спортсменов скалолазов главенствующую роль играет силовая выносливость и развитие абсолютной силы. Важна также взрывная сила и реактивная способность мышц (быстрая сила) [2].
Для развития абсолютной силы используют два способа: - совершенствования межмышечной координации и повышения емкости алактатного механизма; - увеличение анатомического поперечника мышц (гипертрофии), т. е. увеличение мышцы.
Первый способ предпочтительнее в связи с тем, что при лазании нужен небольшой вес, но целесообразнее всего применять комбинированный подход.
Выделяют несколько методов силовой подготовки:
Изометрический метод - напряжение мышц без изменения их длины, при фиксированном суставном угле, т.е. развития силы происходит в том суставном угле, при котором тренируется мышечная группа. (М. ЬшЛ, 1979) Тренировка должны быть в разных суставных углах, т.е. наиболее приближена к реальным условиям - лазание с фиксацией. Этот метод подходит для тренировки предплечий скалолазов, так как он наиболее приближен к реальным условиям. Статические упражнения используются для развития силы хвата и развития силы удержания «блока», недостаток снижение скорости движения [2].
Метод динамических усилий применяют при развитии быстрой силы.
Изокинетические упражнения - режим в котором при постоянной скорости движения мышцы преодолевают сопротивление пропорциональное величине прикладываемой мощности, работая с околопредельным напряжением.
Изотонические упражнения предполагают интенсивную работу мышцы с постоянной или переменной силой вызывая их сокращение или удлинение. Этот принцип используется для увеличения мышечной силы и выносливости.
Концентрические упражнения преодолевающего характера работы с одновременным сокращением и напряжением мышц. Максимальный прирост силы достигается более экономично при использовании наибольшего отягощения и малого числа повторений. Важно использовать упражнения с прогрессивно нарастающим сопротивлением в субмаксимальном и предельном диапазонах (В.В.Кузнецов,1975, О.Л. Виноградова, 2004, А. А. Василенко, 2006).
Концентрический метод в наилучшей степени подходит для развития верхнего плечевого пояса, т.к. при лазании плечевой пояс, в основном, совершает преодолевающую работу. При этом выполнение упражнений с высокой скоростью является неэффективным, т.к. применения максимальных усилий в начале движения придает телу ускорение.
Оптимальный темп выполнения каждого движения от 3 до 6 сек [2].
Эксцентрические силовые программы подразумевают двигательные действия уступающего характера работы с торможением и сопротивлением нагрузке при одновременном растяжении мышцы с сохранением ее напряжения, что способствует развитию силовых качеств и гибкости. Уступающий характер достигается за счет использования больших отягощений, обычно на 10-30% превышающих концентрические (В.Н. Платонов, 2004, В.М. Зациорский, 2009).
Эксцентричный метод моделирует элементы лазания вниз, а также способствует сопротивляемости верхнего плечевого пояса «разгибу» при значительном утомлении [2].
Тренировка скалолаза имеет значительный эффект, когда упражнения выполняются как в преодолевающем, так и в уступающем режимах работы мышц [2].
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Применительно к скалолазанию имеет смысл следующее разделения компонентов выносливости: общая выносливость - это совокупность функциональных возможностей скалолаза; силовая выносливость (резистанс) - способность преодолевать значительные участки лазательного маршрута, на которых нет возможности отдохнуть, постоянно преодолевая накапливающуюся усталость; специальная выносливость (восстанавливаемость) - это способность восстанавливать работоспособность мышц по ходу лазания или в местах отдыха.
Для развития восстанавливаемости (аэробных способностей) применяется непрерывный метод (аэробное лазание). Например, переменный режиме, чередовать легкие участкам с участками «резистентного» характера, 4-6 подходов лазания по 15-20 минут, с отдыхом между подходами 15 мин. Второй вариант- это лазание длинных трасс в 60-80 движений интервально, 4 подхода с отдыхом 5-6 минут, таких 3-4 серии с отдыхом между сериями - 10-12 минут [2].
Для тренировки силовой выносливость (резистанса) используют:
1. Интервальный метод и трассы, где нет возможности отдохнуть: 1) средние трассы по 20-30 движений (-2 мин работы), 4 трассы в серии с отдыхом 2-3 мин между подходами, между сериями - 10 мин, 3-4 серии; 2) короткие трассы по 15-20 движений (-1 мин работы), 6 трасс в серии с отдыхом 1-2 мин между подходами, между сериями - 8 мин, 3-4 серии; 3) длинные трассы по 30-40 движений (-3-4 мин работы), 4 трассы в серии с отдыхом 4-6 мин между подходами, между сериями - 12 мин, 3-4 серии [2].
2. Соревновательный метод. За тренировку 8-12 трасс протяженностью в 30-40 движений. Паузы отдыха до полного восстановления (не менее 15 мин). Каждая трасса проходится не более двух раз (если в первой попытке пролезли не менее 80% протяженности трассы, то вторую попытку на нее не делаем). Трассы максимально проходимой для спортсмена категории трудности или на пол категории ниже. При такой методике тренировки, трассы обычно комбинированные и наряду с развитием специальной физической подготовки, решаются др. задачи тренировочного этапа УС (технико-тактическая, психологические и т.д.) [2].
Таблица 2 - Изменение показателей уровня физической подготовленности спортсменов-скалолазов в группе скорость и боулдеринг до и после эксперимента_
№ Тесты гр. «Скорость» (п=20) гр. «Боулдеринг» (п=20)
До После г Р До После г р
1 Челночный бег 3*10
(координационные 10,26±1,12 9,41±0,76 2,8 р>0,05 10,06±0,85 9,5±0,81 2,12 р>0,05
способности)
2 6-ти минутный бег (общая выносливость) 769,5±238,96 872±214,25 1,43 р <0,05 794,5±194,14 923±187,34 2,13 р>0,05
3 Наклоны вперед из по-
ложения сед ноги врозь 6,75±3,13 8,75±2,73 2,15 р>0,05 6,9±2,67 9,55±3,03 2,93 р>0,05
(гибкость)
№ Тесты гр. «Скорость» (n=20) гр. «Боулдеринг» (n=20)
До После t Р До После t р
4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила) 4,25±1,29 7,7±2,7 5,9 р>0,05 3,85±1,95 8,75±2,81 6,42 р>0,05
5 Бег 30 м (скоростные способности) 6,74±0,69 6,24±0,59 2,47 р>0,05 6,55±0,55 6,28±0,56 1,53 р <0,05
6 Прыжок в длину с места (скоростно-сило-вые способности) 142,9±9,56 154,7±7,87 4,26 р>0,05 148,35±12,3 153,4±10,19 1,42 р <0,05
7 Вис на перекладине (специальная выносливость) 52,25±9,49 57,95±7,09 2,15 р>0,05 52,95±11,9 62±9,97 2,61 р>0,05
8 Подъем ног к перекладине (специальная выносливость) 4,3±2,77 7,25±2,97 3,25 р>0,05 4,45±2,7 7,95±2,61 4,17 р>0,05
9 Подтягивание на высокой перекладине (сила) 5,55±2,56 8±1,72 3,55 р>0,05 5,8±2,46 8,9±2,4 4,03 р>0,05
10 Выпрыгивание вверх с прогибом, из положения упор сидя (специальная выносливость) 23,15±2,3 23,95±1,54 1,29 р <0,05 23,05±2,65 23,85±1,9 1,1 р <0,05
Проведя анализ результатов всех тестов, определяющих уровень физической подготовленности спортсменов-скалолазов до и после эксперимента, мы пришли к выводу, что в группе «Скорость» в положительную сторону достоверно изменились 8 из 10 показателей. Как следует из таблицы 2 улучшились скоростно-силовые и координационные способности. В группе «Боулдринг» после проведения анализа средних показателей до и после эксперимента, выявлено, что силовые способности, координационные способности, гибкость, общая и специальная выносливость достоверно улучшилась по результатам 7 тестов. Также можно сделать вывод о том, что программа соответствует ФССП и направлена на эффективность процесса спортивной подготовки по предметным областям на тренировочном этапе углубленной специализации. Задача повышения уровня специальной физической подготовленности тренировочного этап углубленной специализации 3-5-го обучения, выполнена полностью. Данная программа может быть рекомендована для дальнейшего освоения. В целом, уровень физической подготовленности у обеих групп достоверно увеличился.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веретенина, Е.В. Программа спортивной подготовки по скалолазанию для ДЮСШ / Е.В. Веретенина. - Иркутск : [б.и.], 2015. - 46 с.
2. Гусак, И.В. Особенности подготовки спортсменов-скалолазов в лазании не трудность [Электронный ресурс] / И.В. Гусак. - М., 2010. - Режим доступа : http://av.disus.ru/doklad/1703983-1-doklad-osobennosti-podgotovki-sportsmenov-skalolazov-lazanii-trudnost-podgotovil-gusak-starshiy-trener-sbornoy-moskvi-skalolazaniyu.php???history=0&pfid=1&sample=149&ref=2. - Дата обращения 01.01.2018.
3. Правила проведения соревнований по скалолазанию / Федерация скалолазания России. - М : [б.и.], 2012. - 56 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 450 с.
REFERENCES
1. Veretenina, E.V. (2015), The program of sports training in rock-climbing for Children's of Sport School, Irkutsk.
2. Gusak I.V. (2010), Features of preparation of athletes-climbers in climbing on difficulty, available at: http://av.disus.ru/doklad/1703983-1-doklad-osobennosti-podgotovki-sportsmenov-skalolazov-laza-nii-trudnost-podgotovil-gusak-starshiy-trener-sbornoy-moskvi-skalolazaniyu.php???his-tory=0&pfid=1 &sample=149&ref=2.
3. Rules of the climbing competition (2012), Federation of Rock-Climbing of Russia, Moscow.
4. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2004), Theory and Methods of Physical Education and Sport: Training Manual for students of higher educational institutions, "Academy" Publishing Center, Moscow.
Контактная информация: sharatskih@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.02.2018
УДК 796.325
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Юрий Владимирович Шиховцов, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Викторовна Кудинова, старший преподаватель, Людмила Геннадьевна Шиховцова, старший преподаватель, Любовь Кузьминична Федорова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара
Аннотация
В статье представлена модель тактико-технического противоборства нападающего игрока и защитника, принимающего нападающий удар соперника. Выявлены основные компоненты, влияющие на эффективность защитных действий волейболистов в поле.
Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, защита, модель, компоненты, противоборство, тактико-технические действия, деятельность.
MAIN COMPONENTS DETERMINING EFFICIENCY OF DEFENSIVE ACTIONS IN
VOLLEYBALL
Yuri Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuliya Viktorovna Kudinova, the senior teacher, Ludmila Gennadievna Shikhovtsova, the senior teacher, Lyubov Kuzminichna Fedorova, the senior teacher, Samara State University of Economics, Samara
Annotation
The article presents the model of the tactical and technical confrontation of attacking player and defender, accepting an attacking blow. The main components determining the efficiency of the defensive actions of volleyball players in the court are revealed.
Keywords: volleyball, attacking blow, defense model, components, confrontation, tactical and technical actions, activity.
ВВЕДЕНИЕ
Моделирование деятельности спортсменов широко используется при исследовании действий и взаимодействий участников спортивного противоборства в различных видах спорта [3, 4, 7]. Моделирование как метод изучения тактико-технической деятельности в волейболе позволяет глубже понять особенности противостояния игроков как в типовых, так и в нестандартных игровых ситуациях, что, в конечном итоге, позитивно сказывается на темпах совершенствования техники и тактики волейбола [5, 8].
Избранный в качестве примера процесс противоборства нападающего и защитника обусловлен тем, что действия атакующего и защищающегося волейболистов протекают в условиях жесткого пространственного (значительные размеры защищаемой одним игроком зоны - до 27 м2) и временного (длительность фазы полета мяча при выполнении нападающих ударов (НУ) даже в самые отдаленные участки площадки весьма скоротечен и не превышает 430 мс) лимита [6]. В дополнение к сказанному следует отметить, что для