Научная статья на тему 'Реализация технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо'

Реализация технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
685
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЗЮДО / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / JUDO / LONG-TERM TRAINING / THE STAGES OF PREPARATIONS / SPORTS STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К.

Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спорта. Представленные в данной статье результаты сравнительного анализа учебных планов подготовки юных дзюдоистов обусловливают необходимость разработки специальной программы подготовки детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо. Предлагаемая авторами программа подготовки юных дзюдоистов разработана на основе системного подхода, имеет принципиальные отличия от предшествующих аналогов и дает положительный эффект при ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of physical education technology in 6-9 years old childrens in judo sports groups

Judo fight is one of the most popular types of sports in Russia. The benchmarking study results presented in this article training plans causes need design for special programs into account the age features of the organism. The program of preparation of young judo wrestlers offered by the authors is developed on the basis of system approach, it has basic differences from preceding analogues and gives positive effect at its implementation.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ В ДЗЮДО

Г.Ф. ХАМИДУЛЛИНА, И.К. ЛАТЫПОВ, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

г. Казань

Аннотация

Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спорта. Представленные в данной статье результаты сравнительного анализа учебных планов подготовки юных дзюдоистов обусловливают необходимость разработки специальной программы подготовки детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо. Предлагаемая авторами программа подготовки юных дзюдоистов разработана на основе системного подхода, имеет принципиальные отличия от предшествующих аналогов и дает положительный эффект при ее реализации.

Ключевые слова: дзюдо, многолетняя подготовка, этапы подготовки, спортивно-оздоровительный этап.

Abstract

Judo fight is one of the most popular types of sports in Russia. The benchmarking study results presented in this article training plans causes need design for special programs into account the age features of the organism. The program of preparation of young judo wrestlers offered by the authors is developed on the basis of system approach, it has basic differences from preceding analogues and gives positive effect at its implementation.

Key words: judo, the long-term training, the stages of preparations, sports stage.

Введение

Стремительный рост популярности дзюдо во всем мире, устойчивое увеличение числа занимающихся, олимпийский статус этого вида спорта, заметное повышение уровня конкуренции и мастерства ведущих спортсменов настоятельно требуют создания научно обоснованной системы подготовки дзюдоистов. Одним из основных факторов, влияющих на качество подготовки спортивного резерва для пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта, является разработка современной программно-нормативной базы, обеспечивающей преемственность программ и нормативных требований, а также их соответствие уровню разносторонней подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов на этапах многолетней подготовки [1-3].

Анализируя существующие программы, касающиеся нормативных и методических аспектов спортивной подготовки юных дзюдоистов, можно отметить, что большинство из них предусматривает подготовку юных спортсменов в рамках определенных этапов: спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования. Однако именно спортивно-оздоровительный этап зачастую игнорируется большинством специалистов. Это объясняется в первую очередь отсутствием четких возрастных рамок занимающихся и программно-методического сопровождения, небольшой продолжительностью (реализация большинства существующих программ рассчитана на 1 год) и тем, что этот этап мало отличается от этапа начальной подготовки.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 29 апреля 1999 г.

«физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в ДЮСШ и СДЮСШОР бесплатных учебных занятий по физической культуре».

Анализ примерных программ спортивно-оздоровительного этапа ДЮСШ по дзюдо показал, что допуск детей к занятиям осуществляется без каких-либо предварительных испытаний. Поэтому дети, как правило, имеют разный уровень физической подготовленности, что необходимо учитывать при разработке примерных программ для ДЮСШ. При этом анализ немногочисленных литературных источников, посвященных проблеме исследования, показал, что на сегодняшний день учебно-тренировочные программы разработаны для детей 10 лет и старше [6].

Данное обстоятельство обусловливает необходимость модернизации учебной программы подготовки юных дзюдоистов. А.М. Буланцов [3], анализируя нормативные документы, регламентирующие минимальный возраст для набора в секции самбо и дзюдо, приходит к выводу о необходимости пересмотра длительности и содержания этапов подготовки спортсменов в этих видах спорта, поскольку реальный этап подготовки начинается с 6-7-летнего возраста. По всей видимости, оптимальным для набора в секции дзюдо является возраст 6-7 лет, что позволяет начать развивать ведущие физические качества (быстроту, координацию).

В существующих программах для спортивно-оздоровительных групп представлены в основном упражнения общеразвивающего характера, в то же время практически отсутствуют специальные упражнения.

<&

ФНЦ ВНИИФК

Вместе с тем на современном этапе развития данного вида спорта начало занятий дзюдо наблюдается и в более ранние возрастные периоды, в том числе и в возрасте 3-4 лет. Положение значительно осложняется тем, что подавляющее большинство тренеров по дзюдо сами как спортсмены начинали тренироваться в группах начальной подготовки с 10 лет и поэтому имеют лишь поверхностное представление о сложностях и особенностях спортивной подготовки детей 6-9 лет.

Как правило, этап предварительной подготовки юных дзюдоистов, как это предполагает программа ДЮСШ, вообще не проводится. В связи с этим целью нашей работы является теоретико-методологическое обоснование содержания технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо и ее практическая реализация.

Экспериментальная часть

В двухгодичном педагогическом эксперименте, проводившемся на базе ГАУДО РСДЮСШОР «Батыр» и средней общеобразовательной школы п. Озерный Высокогорского района Республики Татарстан с 2012 по 2014 г., приняли участие 46 мальчиков в возрасте

6-7 лет. Все дети, участвующие в исследовании, не имели существенных отклонений в состоянии здоровья и были допущены к занятиям физической культурой в основной медицинской группе. Для организации педагогического эксперимента были сформированы 2 группы занимающихся: экспериментальная группа (16 чел.) и две контрольные группы по 15 детей в каждой. Состав обследуемых мальчиков за период исследования не менялся.

Для оценки развития физических качеств детей 6-7 лет применялись стандартные тесты, рекомендуемые для данного возраста [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из приоритетных задач подготовки начинающих спортсменов является обеспечение всесторонней физической подготовки занимающихся и овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений. Эффективность решения этой задачи во многом зависит от оптимального выбора средств и методов тренировки, а также от целесообразного соотношения объемов общей и специальной подготовки с учетом особенностей вида спорта [7-9].

Продолжительность предварительного этапа обучения в дзюдо, как и в большинстве единоборств, составляет 1 год, что определено возрастной категорией

7-9 лет (возраст 10 лет является переходным в группу начальной подготовки). На практике нередко возникают ситуации, когда дети, пришедшие заниматься в секцию дзюдо в 6-7-летнем возрасте, на протяжении трех лет занимаются по одной программе. Вместе с тем ряд авторов для решения вопроса о возможности перехода юного спортсмена к следующему этапу подготовки предлагает учитывать не паспортный, а биологический возраст [3],

что кажется вполне логичным, учитывая гетерохронность темпов прироста показателей физического развития, как это показано на примере индивидов различных конституциональных типов [4]. Поэтому перспективное планирование процесса физического воспитания детей 6-9 лет целесообразно осуществлять в течение двух лет.

В связи с тем, что спортивно-оздоровительный этап подготовки в дзюдо не имеет четко выраженной периодизации, характерной для других этапов, наиболее целесообразным, на наш взгляд, является построение учебно-тренировочного процесса в рамках годичного цикла на основе модульной системы. Во временном аспекте тренировочный модуль соответствует не четвертям учебного года общеобразовательной школы, а прежде всего стоящим перед данным блоком задачам.

Основным звеном в проблеме повышения эффективности многолетней подготовки юных борцов является разработка научно обоснованных учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР. В последние годы ведется активная работа по модернизации программ подготовки по дзюдо в соответствии с изменившимися условиями [5, 10]. Это вполне оправданно и аргументированно, поскольку виды борьбы самбо и дзюдо характеризуются широчайшим арсеналом технических действий, чему способствует наличие одежды и возможность осуществлять различные захваты. Среди этого огромного арсенала существует множество приемов, не требующих подъема тяжестей и проявления значительных физических усилий. К ним относятся: выведения из равновесия, броски ногами (подсечки, подножки, зацепы) [3]. Однако программный материал в этих программах мало отличается от существующих программ по самбо [9].

Усовершенствованный примерный учебный план подготовки юных дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе должен включать, по нашему мнению, 2 годичных цикла с нагрузкой на первом году 156 ч (39 недель учебно-тренировочных занятий и 2 смены спортивно-оздоровительного лагеря) и на втором году - 208 ч с преобладанием средств ОФП.

Разработанный примерный учебный план многолетней подготовки юных дзюдоистов (табл. 1) включает в себя три основных раздела подготовки (ОФП, СФП и ТТП) и шесть дополнительных разделов (теоретическую и психологическую подготовку, тестирование, соревновательную практику, восстановительные мероприятия). Принципиальное отличие нашей технологии от существующих программ состоит из:

- соблюдения принципа адекватности тренировочных нагрузок в соответствии с возрастными особенностями занимающихся;

- включения небольшого объема средств СФП в зависимости от года обучения и биологического возраста занимающихся;

- использования сюжетно-ролевых и развивающих компьютерных игр, мобильных приложений.

Таблица 1

Примерный учебный план подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе

Раздел подготовки Возраст детей

6-7 7-8 (9)

Общая физическая подготовка - воспитание быстроты - воспитание скоростно-силовых качеств - воспитание силы - воспитание выносливости; - воспитание гибкости и координационных способностей 70 6 16 14 18 16 96 8 22 21 24 22

Общая техническая подготовка 46 60

Специальная техническая подготовка 28 36

Теоретическая подготовка 4 6

Психологическая подготовка 2 4

Соревновательно-игровая практика 6 6

Медицинское обследование Вне сетки часов

Всего 156 208

Основным содержанием подготовки являются занятия комплексного характера с целевой направленностью на всестороннюю физическую подготовку, существенно расширяющую двигательные возможности юных спортсменов. При этом важным условием, определяющим эффективность педагогических воздействий, является реализация дифференцированного подхода с обязательным учетом следующих принципов спортивной тренировки: системности, модульности, вариативности, доступности, систематичности, наглядности, рефлексии и всестороннего развития личности, оптимального сочетания традиционных и мобильных тренировочных средств.

По своей структуре годичный цикл подготовки юных дзюдоистов первого года обучения (СОГ-1) включает в себя 3 модуля. В первом модуле соотношение применяемых в тренировке средств полностью направлено на общую физическую подготовку (ОФП) занимающихся. На втором году обучения (СОГ-2) осуществляется формирование первоначальных представлений о борьбе дзюдо. При этом 80% учебного времени отводится на ознакомление с техникой борьбы и 20% - на формирование знаний истории данного вида спорта, правил соревнований и т.д. Основная цель СОГ-2 - дальнейшее совершенствование ОФП, а также подготовка и аттестация на 6 «кю». При этом продолжительность одного академического часа может быть увеличена до 45 мин (с 10-минутным перерывом). После сдачи контрольных нормативов программой предусмотрены занятия в летнем оздоровительном лагере с преимущественной направленностью на повышение уровня общей физической подготовки (60% учебного времени). Однако значительная часть времени уделяется общей и специальной технической подготовке (40%).

Организацию учебно-тренировочных занятий целесообразно проводить 3 раза в неделю по 2 ч. При этом продолжительность одного академического часа уменьшается с 45 до 30 мин. Такой подход к организации занятий позволяет исключить возможное физическое и эмоциональное утомление, обеспечить чередование

тренировочной нагрузки с днями отдыха. Продолжительность подготовительной части занятия составляла 10 мин, основной - 45 мин, заключительной - 5 мин.

Как уже отмечалось, в настоящее время зачисление детей в группы начальной подготовки (ГНП-1) осуществляется по достижении ими 10-летнего возраста [13, 14]. Следует отметить, что зоны усиленного роста результатов наблюдаются в разные возрастные периоды, то есть каждый детский возраст имеет свои сенситивные особенности, что является существенной предпосылкой развития тех или иных способностей [7].

Известный ученый в области теории спортивной тренировки Л.П. Матвеев сформулировал принцип возрастной адекватности направленности физического воспитания, согласно которому должны учитываться неизменно происходящие возрастные изменения юного спортсмена, его меняющиеся функциональные и адаптивные возможности, на которые целесообразно воздействовать в направлениях, ведущих к оптимизации возрастной динамики, индивидуальных возможностей, качеств, способностей [6].

В табл. 2 представлена сравнительная динамика показателей физической подготовленности мальчиков 6-7 лет (СОГ-1) экспериментальной группы в начале и в конце первого года педагогического эксперимента.

Анализируя изменения показателей в тестовых заданиях, характеризующих различные стороны физической подготовленности мальчиков в экспериментальной и контрольных группах за период 2-летнего эксперимента, следует отметить наличие достоверных изменений (р < 0,05) по всем тестовым показателям, характеризующим уровень развития физических качеств.

Исследуя влияние учебно-тренировочных занятий на показатели физической и функциональной подготовленности детей в контрольных группах (КГ), занимающихся по программе ДЮСШ на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо, следует отметить следующее: по большинству показателей, характеризующих уровень развития

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности мальчиков 6-7 лет

Показатель Экспериментальная группа

начало эксперимента конец эксперимента t Р

Бег на 30 м, с 7,02±0,75 5,67±0,16 2,287 р < 0,062

Бег на 1000 м, с 382,4±9,1 332,5±12,3 1,110 р < 0,310

Челночный бег 3x10 м, с 11,56±1,84 9,46±1,41 1,184 р < 0,281

Прыжок в длину с места, см 129,4±10,5 168,2±12,4 1,856 р < 0,113

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 8,41±2,13 19,40±4,60 2,054 р < 0,086

Наклон вперед из положения сидя, см 4,52±1,27 7,93±2,46 1,025 р < 0,345

физических качеств, в этой группе выявлены достоверные приросты результатов (р < 0,05) в таких упражнениях, как челночный бег 3x10 м (8,7 с), бег на 1000 м (320 с), прыжок в длину с места (158,9 см), а также сгибание и разгибание рук в упоре лежа (17 раз). В контрольных упражнениях, таких, как наклон вперед из положения сидя (5,8 см) и бег на 30 м (6,6 с), не были обнаружены достоверные различия прироста результатов (р > 0,05).

Таким образом, показатели физической подготовленности мальчиков в экспериментальной и контрольных

группах свидетельствуют о том, что экспериментальная программа, основанная на дифференцированном использовании средств физической подготовки с учетом их соответствия возрасту и уровню физической подготовленности занимающихся, оказалась более эффективной, чем используемые в ДЮСШ методические подходы. Мы полагаем, что дети, успешно завершившие обучение на спортивно-оздоровительном этапе подготовки, могут быть зачислены в ГНП-1 на год-два раньше.

Литература

1\Акопян А.О. Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /

A.О. Акопян, В.В. Кашавцев, Т.П. Клименко. - М.: Советский спорт, 2003. - 96 с.

2\Аккуин Д.Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки /Д.Ю. Ак-куин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 1 (83). - С. 11-15.

3. Буланцов А.М. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции самбо и дзюдо /А.М. Бу-ланцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 39-44.

4.1 Крючков А.С. Содержание технологии физического воспитания мальчиков 7-9 лет разных самототипов на предварительном этапе занятий дзюдо / А.С. Крючков,

B.Л. Дементьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 34-39.

5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

6. Дзюдо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. - М.: Советский спорт, 2008. -96 с.

7. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры/ В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 129 с.

8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

9. Воробьев В.А. Основные научно-методические направления модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В.А. Воробьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 10 (56). - С. 18-21.

10.1 Свищёв И.Д. Дзюдо: примерная дополнительная образовательная поурочная программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ), спортивных клубов (СК), детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) / И.Д. Свищёв, С.В. Ерёгина. - М.: СпортУниверПресс, 2003. - 77 с.

11.1 Дзюдо: программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С.В. Ерёгина, И.Д. Свищёв, С.И. Соловейчик [и др.] //Национальный союз дзюдо. -М.: Советский спорт, 2006. - 212 с.

12. Табаков С.Е. Самбо: пример. прогр. спорт. под-гот. для дет.-юнош. спорт. шк., специализир. дет.-юнош. спорт. шк. олимп. резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М.: Советский спорт, 2008. - 236 с.

13.|Акопян А.О. О распределении тренировочных средств на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах / А.О. Акопян, В.А. Панков // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 32-34.

14. Панков В.А. К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе / В.А. Панков, И.Н. Гунько // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 36-39.

С*)

References

1.1 Akopian A.O., Kashavtsev V.V. and Klimenko T.P. Judo: sample program for a system of supplementary education for children: children's sports schools and specialized youth sports schools of olympic reserve. - M.: Soviet sport, 2003.

2.1 Akkuin D.Yu. Model of training build up for the young judo competitors at the initial stages of the preparation // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. -Vol. 83. - № 1. - P. 11-15.

3.1 Bulantsov A.M. To the question of minimum age for children's selection in sambo and judo // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - Vol. 102. -№ 8. - P. 39-44.

4.1 Kryuchkov A.S., Dement'ev V.L. Content of the physical education technology for the male child aged 7-9 years old different somatotypes in judo sports groups // Physicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2009. - № 3. - P. 34-39.

5. Matveev L.P. Theory and technique of physical culture. - Kiev: Olympic literature, 1999. - 318 p.

6.1 Akopian A.O. Judo: the sample program of sports preparation for youthful sports schools, specialized youthful schools of the olympic reserve. - M.: Soviet sport, 2008.

7. Filin V.P. Theory and methods of teenage sport. - M.: FiS, 1987.

8.1 Volkov L.V. Theory and methods of junior and teenage sport: - Kiev: Olympic literature, 2002. - P. 294.

9. Vorob'ev V.A. The basic scientific-methods directions for modernization of programs for long-term training of young fighters // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2009. - Vol. 56. - № 10. - P. 18-21.

10.1 Svishchev I.D., Eregina S.V. Judo. Estimated additional education by the job program for sports and recreation groups, sports clubs, youth sport schools. - M.: SportUniverPress, 2003.

11.ljudo: the program of sport training for youth sports school and youth sports school of olympic reserve / S.V. Eregina, I.D. Svishchev, S.I. Soloveychik [et al.] // National judo union. - M.: Soviet sport, 2006. - 212 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tabakov S.E., Yeliseyev S.V., Konakov A.V. Sambo: approximate program of sport training for child junior sports schools, specialized child junior sports schools of the olympic reserve. - M.: Soviet sport, 2008.

13.lAkopyan A.O., Pankov V.A. About distribution of training means on different stages of sports training in combat sports // Vestnik sportivnoj nauki. - 2012. -№ 6. - P. 32-34.

14.lPankov V.A., Gun'ko I.N. Towards training process organization on initial training stages in sport wrestling // Vestnik sportivnoj nauki. - 2008. - № 4. - P. 36-39.

<&

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.