Научная статья на тему 'Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (Федеральный экспериментальный (инновационный) проект "Стань чемпионом")'

Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (Федеральный экспериментальный (инновационный) проект "Стань чемпионом") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / РЕСУРСЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ / PSYCHOLOGICAL INITIAL SPORTS SELECTION / RECOURSES / RECOMMENDATIONS / PSYCHOLOGICAL READY FOR SPORTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хвацкая Елена Евгеньевна

В статье представлен психологический (психофизиологический) первичный отбор детей для занятий спортом в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом». Обоснованы рекомендации для позиционирования его не только как инструмента для выявления предрасположенности детей к той или иной группе видов, но и как инструмента для определения и развития их ресурсных возможностей на основе опыта Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одарённых детей (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хвацкая Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological component in the structure of the initial sports selection of children (the Federal experimental (innovative) project “Become a champion”)

This article presents the psychological initial selection of children for sports in the federal experimental (innovative) project «BECOME A CHAMPION». Some recommendations for positioning are justified not only as a tool for identifying children predisposition to a particular group of sports, but as a tool for determining and developing their resources based on the experience of the Center for testing, selection and accompanying sports gifted children (Lesgaft NSU, St. Petersburg).

Текст научной работы на тему «Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (Федеральный экспериментальный (инновационный) проект "Стань чемпионом")»

саморазвитие. - 2007. - № 3. - С. 92-96.

2. Латчук, В.Н. ОБЖ : методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М. : Дрофа, 2000. - 96 с.

3. Литвина, Е.В. Особенности воспитания культуры безопасности подростков / Е.В. Литвина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13. - С. 384-391.

4. Ройтберг, Г.Е. Возможности повышения безопасности пациента в медицинской организации / Г.Е. Ройтберг, Н.В. Кондратова, Е.В. Галанина // Успехи современной науки. - 2016. - Т.1. -№ 4. - С. 135-141.

5. Сидорина, Н.А. Методическое пособие для проведения безопасного занятия «Универсальный КОД безопасности» / Н.А. Сидорина, М.В. Устинов, Н.А. Дулесова. - Москва : Наука и образование, 2013. - 91 с.

6. Сулла, М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Сулла М.Б. -Москва, 1998. - 44 с.

7. Цейко, В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты / В.А. Цейко // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 65-70.

8. Шойгу, С.К. Катастрофы и государство / С.К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев, В.А. Владимиров. - М. : Энергоатомиздат, 1997. - 160 с.

REFERENCES

1. Balashov, A.V. (2007), "Educational conditions for the formation of a culture of safety of students' life in the process of training", Journal of Education and self-development, No. 3, pp. 92-96.

2. Latchook, V.N., Markov, V.V. and Maslov, A.G. (2000), Methodical manual on the Basics of life Safety, Publishing house "Drofa", Moscow.

3. Litvina, E.V. (2007), "Features of culture education of teenagers safety", Siberian pedagogical journal, No. 13, pp. 384-391.

4. Roitberg, G.E., Kondratova, N.V. and Galanina, E.V. (2016), "Opportunities to improve patient safety in a medical organization", Journal of the advances of modern science, Vol. 1 No.4, pp. 135-141.

5. Sidorin, N.A., Ustinov, M.V. and Dulesova N.A. (2013), Methodical manual to the "Universal Safety Code " training, Science and education, Moscow.

6. Sulla, M.B. (1998), Educational foundations for the formation of readiness for safe activities in schoolchildren, of dissertation, Moscow.

7. Tseiko, V.A. (2015), "Culture of life safety of high school students: essence, process of formation and results", Herald of The Bryan State University, No.1, pp. 65-70.

8. Shoigu, S.K., Vorobiev, Y.L. and Vladimirov, V.A. (1997), Disasters and the state, Ener-goatomizdat, Moscow.

Контактная информация: sidorina@kcspm.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (ИННОВАЦИОННЫЙ) ПРОЕКТ «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»)

Елена Евгеньевна Хвацкая, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен психологический (психофизиологический) первичный отбор детей для занятий спортом в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом». Обоснованы рекомендации для позиционирования его не только как инструмента для выявления предрасположенности детей к той или иной группе видов, но и как инструмента для определения и развития их ресурсных возможностей на основе опыта Центра тестирования, отбора и

сопровождения спортивно одарённых детей (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).

Ключевые слова: первичный психологический спортивный отбор, ресурсы, рекомендации, психологическая готовность к занятиям спортом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.436-441

PSYCHOLOGICAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF THE INITIAL SPORTS SELECTION OF CHILDREN (THE FEDERAL EXPERIMENTAL (INNOVATIVE) PROJECT "BECOME A CHAMPION")

Elena Evgenievna Khvatskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chairman, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg

Abstract

This article presents the psychological initial selection of children for sports in the federal experimental (innovative) project «BECOME A CHAMPION». Some recommendations for positioning are justified not only as a tool for identifying children predisposition to a particular group of sports, but as a tool for determining and developing their resources based on the experience of the Center for testing, selection and accompanying sports gifted children (Lesgaft NSU, St. Petersburg).

Keywords: psychological initial sports selection, recourses, recommendations, psychological ready for sports.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема спортивного отбора в контексте понимания ресурсов спортсменов становится все более актуальна в настоящее время [2, 6, 7]: 1) на начальном этапе занятий спортом невозможно определить «идеальный» тип детей, но важна оценка их предрасположенности к тем или иным видам спорта; 2) сегодня недостаточно выявить предрасположенность ребёнка к занятиям тем или иным видом спорта, важно определить и его психологическую готовность к ним, помочь ему во включении в деятельность и поддержании активности, в том числе и через формирование конструктивной установки у родителей в отношении данных занятий: «Успешный спортсмен - тот, кто достигает поставленной цели (задачи), а не тот, кто лучше другого».

Как отмечает В.Н. Платонов, при первичном и предварительном отборе в случае отсутствия явных противопоказаний для занятий спортом оценки носят в основном предположительный и рекомендательный характер [5].

В Центре тестирования, отбора и сопровождения спортивно одарённых детей (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) (далее - Центр) психологическое консультирование родителей является обязательной составляющей в его деятельности, выполняя тем самым, частично, функцию «сопровождения» [8], что позволяет рассматривать данный опыт в качестве ориентира другим организациям.

Цель исследования - анализ содержания психологического (психофизиологического) первичного отбора детей для занятий спорта в федеральном экспериментальном (инновационном) проекте «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» для разработки конкретных предложений по его совершенствованию с позиции ресурсного подхода.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Федеральный экспериментальный (инновационный) проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» «запущен» Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 9 октября 2018 г. № 866. Период реализации проекта - до мая 2021 года. Ключевое направление - тестирование детей в целях определения их способностей к занятиям спортом с помощью отечественного программно-аппаратного комплекса для помощи родителям в выборе вида спорта для ребенка от 6 до 12 лет, а также возможность сдачи ряда нормативов

ВФСК «ГТО» (спортивное тестирование).

Данный проект проходит апробацию в восьми субъектах РФ: Московская обл., Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Омская обл., Пермская обл., Приморский край, Ростовская обл., Самарская обл.

Программа включает в себя: антропометрическое, функциональное, психофизиологическое исследование и спортивное тестирование.

Психофизиологическое тестирование (с помощью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» (фирма-производитель ООО «Нейрософт», г. Иваново):

1) Теппинг-тест (сила-слабость нервной системы (далее НС);

2) Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) (скорость сенсомоторной реакции);

3) Реакция на движущийся объект (РДО) (баланс/дисбаланс возбудительного и тормозного процесса);

4) Тремометрия (контроль произвольных движений; статический тремор).

Все результаты диагностики вносятся в компьютерную программу. Заключение родители получают на сайте данного проекта по ссылке из БтБ-сообщения. Обработка и собственно заключение имеет сугубо машинную трактовку, что с одной стороны, нивелирует действие человеческого фактора в данном процессе, а с другой - повышает требования к наполнению данной программы [6].

Анализ инструментария и показателей психофизиологического исследования позволил обратить внимание на следующие моменты:

1. Оценка выраженности силы-слабости НС носит ориентировочный характер в силу возраста потенциальных спортсменов [3]. В пакете компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» при описании полученных данных подчёркивается, что «нервная система ребенка проходит процесс становления и в ходе своего развития обладает высокой пластичностью; тип нервной деятельности окончательно еще не сформирован».

За февраль-август 2019 г чаще в тестировании принимали участие дети младшего школьного возраста (таблица 1).

Таблица 1 - Возраст участников тестирования проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (февраль-август 2019 г), %___

Возраст Мальчики (всего 8826) Девочки (всего 5160)

5 0,3

6 9 9,7

7 20,9 20,6

8 19,3 18,9

9 17,5 16,6

10 12,6 13,4

11 9,9 9,7

12 7,8 7,7

По данным Центра за 2017-2019 гг. тотальное количество детей продемонстрировало слабый или средне-слабый (промежуточный) тип НС, что не позволяет рассматривать данный критерий (сила-слабость) в качестве основного, за исключением сложно-координационных видов спорта. Тип НС следует рассматривать как ориентировочный результат. При этом, целесообразно включить в заключение для родителей, что повышенная чувствительность слабого типа НС благоприятна в обучении, в том числе приемам саморегуляции для проявления и поддержания активности в затрудненных условиях.

2. Скорость сенсомоторной реакции имеет высокую наследуемость, поэтому ПЗМР - тест с однозначно высокой значимостью для большинства видов спорта.

3. Баланс/дисбаланс (уравновешенность/неуравновешенность) нервных процессов оценивается по РДО. Следует иметь в виду, что чем младше возраст потенциального спортсмена, тем чаще преобладает активность возбудительного процесса, поэтому

информативность данного теста повышается с возрастом испытуемого.

Целесообразно включить в заключение: при доминировании возбуждения - ребёнок легко активизируется, «заводится», склонен выполнять задания быстро, энергично, «на подъёме». В то же время, трудно сдержаться, остановиться, потерпеть; при доминировании торможения - долго разминается и медленно включается в работу, склонен проявлять сдержанность, неторопливость, сохранять спокойствие. Задания выполняет медленно, иногда пассивно и вяло, трудно активизироваться и действовать быстро; баланс возбуждения и торможения - хорошая психофизиологическая основа для самоконтроля, в зависимости от ситуации ребёнок может «подзавестись», активизироваться или успокоится, сдержаться. Легко переключается с быстрой, энергичной работы на медленную, спокойную, но не достигает таких пиков возбуждения и торможения, как лица с доминированием [1, 3, 4].

4. Контроль произвольных движений как психофизиологический показатель интересен в видах спорта, в которых требуется точность двигательного действия, (динамический тремор) (бильярд, гольф, дартс) и удержание руки в определенном положении (статический тремор) (стрелковые виды). Данный показатель «важно учитывать» для 8 видов спорта из 83 (по проекту), что составляет менее 10%. При этом оценивается лишь статический тремор. И отметим, при слабом типе НС тремор ниже [3, 4]. Однозначно более широкое применение по сравнению с тремометрией имеет реакция выбора (РВ), которая позволяет определить общую подвижность нервных процессов и точность. Если полученное значение испытуемого по показателю среднего времени реакции выше, то диагностируется инертность нервных процессов, если ниже - подвижность. Также по результатам этой методики можно выявить уравновешенность нервных процессов - стандартное отклонение, а коэффициент точности говорит о силе нервных процессов [1, 4]. Таким образом, методика оценки РВ рекомендована к включению в программу психофизиологического тестирования. Определение психологической готовности ребёнка к занятиям спорта - требует детальной разработки, но в качестве диагностики ее мотивационной составляющей целесообразно добавить методику «Почему ты хочешь заниматься спорта» [6], которая позволяет определить выраженность групп мотивов и определить наличие/отсутствие наиболее благоприятного комплекса для начала спортивной деятельности, включающего процессуальные, познавательные мотивы и мотивы самоутверждения.

Возможность расширения заключения о предрасположенности ребёнка к занятиям теми или иными видами спорта за счет включения общих рекомендаций родителям будущих юных спортсменов как основы их конструктивного поведения:

«Ваш ребенок стал спортсменом (станет спортсменом). Наша с Вами задача - помочь ему в этом, создав вместе условия для реализации его возможностей в спорте, для того, чтобы он стал успешным; помочь ему научиться быть настоящим спортсменом: 1) Успешный ребенок - тот, кто добивается поставленной цели, а не тот, кто лучше другого. Поэтому сравнение спортсмена с другими детьми или с Вами будет ослаблять его уверенность в том, что он хороший спортсмен; 2) Ребенку важна Ваша поддержка независимо от результата его тренировки или соревнования; 3) Интересуйтесь, как Ваш ребенок провел тренировку, что у него получилось, что сделал и над чем надо поработать, уделить внимание, проконтролировать (стимулируйте к самоанализу достигнутых результатов); 4) Единые требования к спортсмену со стороны тренера и с Вашей стороны помогут ребенку быть последовательным; 5) Не мешайте тренеру работать, он заботится о благополучии Вашего ребенка, и «не помогает» Вам в Вашей работе; 6) Информируйте тренера об особенностях своего ребенка, его состоянии здоровья, предупреждайте о пропуске тренировки; 7) Вместе с ребенком разработайте режим дня; «Спортсмен - он и в спорте, и в учебе - спортсмен!» (организованный, контролирующий, решающий поставленные задачи и пр.); 8) На соревнованиях будьте готовы потратить определенное количество времени: достаточно часто они связаны с ожиданием выступления; и постарайтесь не жалеть об этом; 9) Ваша поддержка ребенка во время и после соревнований поможет ему

почувствовать, что Вы с ним, а не на стороне других спортсменов; 10) Конфликтов сложно избежать, главное, при их разрешении думать вместе с тренером и другими участниками конфликта, прежде всего, о благополучии ребенка» [7, 8].

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ психологической (психофизиологической) диагностики в структуре первичного спортивного отбора федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» позволил обратить внимание на целесообразность добавления в заключение оценки типа НС - «ориентировочный результат», характеристик проявления баланса/дисбаланса нервных процессов (по РДО), а также оценки РВ.

Оценка мотивационного компонента психологической готовности ребёнка к занятиям спортом, а также добавление рекомендаций для родителей в заключение создадут предпосылки для успешного включения в спортивную деятельность и поддержания активности юных спортсменов.

Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019 г. между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе СДЮШОР / Г.Д. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, Е.Г. Бабушкин // Теория и методика физической культуры. - 2017. - № 2 (48). - С. 35-39.

2. Бакулев, С.Е. Создание Центров тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей - один из путей модернизации системы подготовки спортивного резерва / С. Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Калинин // Спорт, человек, здоровье : сборник материалов конгресса / Под ред. В.А. Таймазова. - СПб., 2017. - С. 444-448.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 351с.

4. Ловягина, А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А.Е. Ловягина. - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 29-39

5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: в 2 кн. Кн. 1 / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 679 с.

6. Психологическая диагностика в структуре первичного отбора детей для начала занятий спортом / Е.Е. Хвацкая, А.В. Граховская, Д.В. Лезов и др. // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Казань, 2019. - С. 436-440.

7. Хвацкая, Е.Е. Психологические основы работы с «проблемными» родителями / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Психология спорта: наука, искусство, профессия / под ред. К.А. Бочавера, Л.М. Довжик. - М. : Московский институт психоанализа, 2019. - С. 248-255.

8. Хвацкая, Е.Е. Психологическое сопровождение как направление деятельности Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) / Е.Е. Хвацкая // Спорт, Человек, Здоровье : материалы IX Международного конгресса. -СПб, 2019. - С. 289-291.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D., Andruchshishin, I.F. and Babushkin, E.G. (2017), "The concept of psychological support of training of athletes in the system of Olympic sports reserve schools for children and youth", Theory and methodology of physical education, No. 2 (48), pp.35-39.

2. Bakulev, S.E., Kuramshin, Yu.F. and Kalinin, A.V.(2017), "The creation Centers for testing, selection and accompanying sports gifted is one of the ways to modernize the training system for sports reserves", Sports, people, health: Collection of Proceeding of the VIII International Congress, St.-Peters-burg, pp. 444-448.

3. Ilyin E.P (2012), Sports Psychology, St. Petersburg.

4. Lovyagina A.E. (2013), "Theoretical and applied problems of the psychological support of an athlete", Bulletin of St. Petersburg University. Series 16. Psychology. Pedagogy, No. 1, pp. 29-39.

5. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, book 1, Kiev.

6. Khvatskaya, E.E., Grakhovskaya, A.V. and Lezov D.V. [et al] (2019), "Psychological diagnostics in the structure of the primary selection of children for starting sports", Problems and prospects of physical education. sports training adaptive physical education: Materials All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, pp.436 - 440.

7. Khvatskaya E.E. and Latysheva N.E. (2019), "Psychological basis of working with troubled parents of young athletes", Sports psychology: science, art, profession, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, pp. 248-255.

8. Hvatskaya E.E. (2019), "Psychological support as a direction of activity of the Center for testing, selection and support of sports gifted children (Lesgaft NSU, St. Petersburg)", Sports, People, Health: Collection of Proceeding of the IX International Congress, St. Petersburg, pp. 289-291.

Контактная информация: elenakhvatskaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ЧЕЛОВЕКА

Лаура Наурузовна Хубиева, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Радима Висаниевна Медуева, магистрант, Дахир Валерьевич Аджиев, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье проводится теоретический анализ того, каким образом музыкальная терапия может использоваться, как один из методов воздействия на психику человека. Современный человек живет в беспокойном мире. Ежедневные стрессы, неправильный образ жизни, агрессия, изливающаяся с экранов телевизоров, не могут не отражаться на эмоциональном и психологическом состоянии каждого отдельного индивида или группы, его жизненном укладе и поведении. Музыкальная терапия -одна из методик восточной медицины, которая может помочь людям обрести здоровье, даже при отсутствии благоприятных прогнозов со стороны медицинских специалистов. Музыкотерапия сегодня - это весьма обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью.

Ключевые слова: музыкальная терапия, экзорцизм, терапевтический эффект, рецептивная музыкотерапия, интегративная музыкотерапия, музыкальная медицина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.441-445

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THERAPEUTIC EFFECT OF MUSIC THERAPY

ON A PERSON

Laura Nauryzovna Hubieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Radima Visanievna Medueva, the master student, Dahir Valerievich Adzhiev, the master student, Ka-rachay-Cherkess State University U.D. Aliyev, Karachaevsk

Abstract

The article provides the theoretical analysis of how music therapy can be used as one of the methods of influence on the human psyche. Modern man lives in a troubled world. Daily stresses, wrong way of life, aggression pouring out from the TV screens, cannot but affect the emotional and psychological state of each individual or group, its way of life and behavior. Music therapy is one of the methods of Oriental medicine,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.