ВЫВОДЫ
Сравнительный анализ данных позволяет сделать следующие выводы:
1. В ходе выработки двигательного навыка у пловцов вследствие улучшения координации движения наблюдается уменьшение времени реакции. Это подтверждается сравнением результатов группы специализации как с группой начинающих пловцов, так и с группой ОФП.
2. При увеличении сложности двигательных действий время реакции во всех группах увеличивается.
3. При использовании различных способов плавания достоверных различий во времени реакции не наблюдается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н.А. Биодинамика стартовых движений / Н.А. Бернштейн // Теория и практика физической культуры. - 1937. - Т.10. - Вып.8. - С. 357-372.
2. Гареева, А.С. Обоснование процесса физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей пловцов с нарушением слуха / А.С. Гареева, Д.В. Репин, Р.Р. Швец // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 78-81.
3. Орлова, Н.А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н.А. Орлова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 54-58.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1937), "Biodynamics of starting movements", Theory and practice of Physical Culture, Vol. 10, No. 8, pp. 357-372.
2. Gareeva, A.S., Repin, D.V. and Shvez, R.R. (2019), "Justification of process of physical training aimed at development of coordination abilities of swimmers with impaired hearing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 78-81.
3. Orlova, N.A. (2005), "The reaction time as an indicator of coordination complexity of physical exercise", Theory and practice of Physical Culture, No. 3, pp. 54-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2019
УДК 796.015.82
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО (СПОРТИВНОГО) ТЕСТИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СПОРТА, ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ, «БАТАРЕЯ» ТЕСТОВ
Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Михайлович Лалочкин, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа требований к физическим качествам (способностям) и их значимости в отдельных видах спорта при начальной спортивной ориентации и отборе в федеральном (инновационном) проекте «Стань чемпионом» и федеральных стандартах спортивной подготовки по виду спорта на этапах начальной подготовки в ДЮСШ и СДЮШОР. Авторы предлагают конкретизировать и пересмотреть оценку влияния отдельных показателей телосложения, форм проявления физических качеств (способностей) на успешность занятий тем или иным видом спорта, исходя из результатов проведенного исследования. Обоснована необходимость разработки унифицированных сквозных тестов для оценки базовых спортивно важных
физических качеств при определении спортивной предрасположенности детей в проекте «Стань чемпионом» и ФССП по виду спорта на начальных этапах подготовки.
Ключевые слова: спортивная подготовка, спортивный отбор, спортивная пригодность, физические качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.82-89
ANALYSIS OF PEDAGOGICAL (SPORTS) TESTING: CLASSIFICATION OF SPORTS, REQUIREMENTS FOR PHYSICAL QUALITIES, "BATTERY" OF TESTS
Olga Anatolyevna Dveirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Evgenievich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuri Fedorovich Kuram-shin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Sergeyevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Mikhailovich Lalochkin, The Lesgaft
National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article presents the results of the comparative analysis of the requirements for physical qualities (abilities) and their significance in certain sports with initial sports orientation and selection in the federal (innovative) project "Become a Champion" and federal standards of sports training for a sport at the stages of initial training in the Sports School and Olympic Reserve Children's and Youth School. The authors propose concretizing and revising the assessment of the impact of the individual body indices, forms of manifestation of physical qualities (abilities) on the success in the particular sport, based on the results of the study. The necessity of developing unified end-to-end tests for assessing basic sports important physical qualities in determining the sports predisposition of children in the project "Become a Champion" and the Social Insurance Fund by type of sport at the initial stages of preparation is justified.
Keywords: sports training, sports selection, sports fitness, physical qualities.
Согласно Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. одной из приоритетных целей является совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки [5]. При поддержке Министерства спорта Российской Федерации с 2019 г. реализуется федеральный экспериментальный (инновационный) проект «Стань чемпионом», который направлен на улучшение качества отбора спортивно одаренных детей.
Оценку спортивной пригодности на основе определения уровня развития физических (двигательных) способностей детей рекомендуется осуществлять, ориентируясь на следующую классификацию групп видов спорта: индивидуально-групповые виды спорта; командно-игровые виды спорта; стрелковые виды спорта; виды спорта, реализуемые в природной среде; спортивные единоборства; циклические виды спорта; интеллектуальные виды спорта; сложнокоординационные виды спорта; многоборья; скоростно-силовые виды спорта; виды спорта с использованием животных. Предложенная группировка видов спорта во многом отличается от существующих в настоящее время классификаций видов спорта в нашей стране. Приведем наиболее распространенные классификации видов спорта, которые развиваются общероссийскими спортивными федерациями [3].
Согласно классификации МОК, в программу современных Олимпийских игр входят 28 летних (42 дисциплины) и 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта. Количество видов спорта определяется числом международных спортивных федераций. По классификации МОК ряд видов спорта представляет собой группу видов спорта, объединенных принадлежностью к одной международной спортивной федерации. К таким, например, относятся: водные виды спорта (плавание, прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание); конькобежный спорт (фигурное катание, скоростной бег на коньках, шорт-трек); гимнастика (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте); лыжный спорт (лыжные гонки, лыжное двоеборье, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл, сноуборд) и т.д.
В России и странах СНГ сложилась практика не объединять некоторые виды спорта в группы, а рассматривать их отдельно. Исходя из такой концепции, в программу современных Олимпийских игр входят 41 летний и 15 зимних видов спорта. Эта классификация представлена на сайте Олимпийского комитета России.
В отечественной теории спорта в основном используется «Олимпийская классификация видов спорта», основанная на учете основных закономерностей соревновательной и тренировочной деятельности в различных видах спорта, а также схожей спецификой нескольких видов спорта. В этой классификации виды спорта подразделяются на шесть групп:
1 группа - циклические виды спорта (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля, велоспорт, лыжный и конькобежный спорт и т.д.);
2 группа - скоростно-силовые виды спорта (легкоатлетические виды спорта, метание, спринтерские номера программы в различных видах спорта);
3 группа - сложнокоординационные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.);
4 группа - единоборства (все виды борьбы и бокса);
5 группа - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол и др.);
6 группа - многоборья (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и т.д.).
Необходимо отметить, что в практике научно-методического и медико-биологического обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности периодически возникает потребность в формировании особых классификаций видов спорта, исходя из конкретных задач и принципов. Так, представлена классификация видов спорта по способу определения спортивного результата: виды спорта, в которых спортивный результат измеряется временем преодоления соревновательной дистанции; виды спорта, в которых спортивный результат измеряется расстоянием, преодолеваемым спортсменом или посланным им снарядом в пространстве; виды спорта, в которых результат измеряется весом поднятого снаряда или числом подъема снарядов определенного веса; виды спорта, в которых спортивный результат определяется достигнутым конечным эффектом, и другие [6, 8].
Наряду с этим разработана классификация видов спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности в соревнованиях. Данная классификация включает 6 групп [7]:
1 группа - большинство видов спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которых зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, выявляемых в процессе соревнований (легкая атлетика, плавание, борьба, спортивные игры и т.д.);
2 группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (мотоциклетный, автомобильный виды спорта, парусный спорт и т.д.);
3 группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (пулевая стрельба, стрельба из лука и др.);
4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструк-торской деятельности спортсменов (авиамодельный, автомодельный спорт);
5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки);
6 группа - многоборья, составленные из дисциплин, входящих в различные виды спорта (биатлон, служебные многоборья, спортивное ориентирование и др.).
Также обоснована классификация по особенностям организации движений спортсмена и преимущественной роли тех или иных функциональных систем организма в
обеспечении их рабочего эффекта [2]:
1 группа - ациклические виды спорта (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания
и др.);
2 группа - циклические виды спорта (бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике и др.);
3 группа - комбинированные виды спорта (спортивные игры и единоборства).
На наш взгляд, принимая во внимание, что проект «Стань чемпионом» рассчитан на выявление перспективных детей, способных побеждать в крупнейших международных соревнованиях и, прежде всего, на Олимпийских играх, целесообразно при оценке значимости уровня физических способностей ориентироваться на олимпийскую классификацию видов спорта. Принято считать, что сейчас в мире насчитывается более 200 видов спорта. В нашей стране культивируются около 150 видов спорта, каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы, своими правилами соревнований [7].
Естественно, очень трудно из такого многообразия видов спорта дать ребенку рекомендации, каким видом спорта он может заниматься. Нужно учитывать, что каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическим способностям детей. При спортивной ориентации и отборе, оценивая уровень развития физических способностей ребенка, обычно выделяют ведущие (необходимые), дополняющие и второстепенные способности (качества) (таблица 1). Как следует из таблицы 1, автор указывает ведущие качества применительно не к группе видов спорта, а к конкретным видам спорта [1].
При этом, исходя из содержания Приложения № 4 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта, Требования, предъявляемые к уровню развития физических качеств в некоторых видах спорта имеют существенные отличия (таблица 2).
Таблица 1 - Требования, предъявляемые к уровню развития физических качеств в некото-зых видах спорта (по Вайцеховскому В.С.) [1]_
Вид спорта Требования
необходимые дополняющие второстепенные
Баскетбол, волейбол Ловкость (мягкость и точность движений) Быстрота, выносливость, сила ног (прыгучесть) Гибкость, силу рук, становая сила
Борьба Ловкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость, сила ног, гибкость Гибкость
Бокс Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость Гибкость, сила ног
Гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание Ловкость (во всех ее проявлениях) Сила, гибкость Выносливость, быстрота
Конькобежный спорт, лыжный спорт, бег на длинные и средние дистанции Выносливость, сила ног Ловкость, становая сила, быстрота Гибкость, сила рук
Легкая атлетика - спринт, бег с барьерами Быстрота (во всех ее проявлениях), сила ног, ловкость, гибкость Становая сила, выносливость Сила рук
Метания, многоборье Быстрота, сила, ловкость Выносливость Гибкость
Плавание Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений, «чувство воды») Быстрота, сила Быстрота
Футбол, хоккей Быстрота, выносливость, ловкость Сила Гибкость
Таблица 2 - Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта согласно Приложению № 4 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта (по Двейриной О.А.) [4]_
№ п/п Виды спорта Физические качества и телосложение
Скоростные способности Мышечная сила Вестибулярная устойчивость Выносливость Гибкость Координационные способности Телосложение
1. бадминтон 3 2 3 2 2 3 1
2. бейсбол 3 3 1 2 2 3 2
3. бобслей 3 3 2 2 2 2 3
4. бокс 3 3 2 3 1 2 1
5. велоспорт-трек (спринт) 3 3 2 1 2 2 3
6. велоспорт-шоссе 2 3 3 3 2 2 2
7. водное поло 3 3 2 2 2 2 1
8. волейбол 3 2 3 2 1 3 3
9. гольф 2 2 2 2 3 3 1
10. горнолыжный спорт 2 2 3 2 2 3 1
11. гребной спорт 2 3 2 3 2 2 3
12. дзюдо 3 3 2 3 2 3 1
13. каратэ 3 2 3 2 2 3 1
14. кёрлинг 2 3 3 2 2 3 1
15. конькобежный спорт 3 3 2 3 2 2 1
16. лыжное двоеборье 3 2 3 3 2 3 1
17. лыжные гонки 3 2 3 3 2 3 1
18. мини-гольф 1 1 3 2 2 3 1
19. настольный теннис 3 2 3 2 2 3 1
20. парусный спорт 2 3 3 2 2 3 1
21. плавание 3 2 3 3 2 2 1
22. прыжки в воду 2 3 3 2 3 3 2
23. прыжки на батуте 3 2 3 1 2 3 2
24. пулевая стрельба 3 2 3 3 2 3 1
25. регби 3 3 2 3 1 3 2
26. санный спорт 3 2 2 2 1 3 2
27. синхронное плавание 2 1 3 2 3 3 2
28. скалолазание 3 3 2 2 2 3 1
29. скелетон 3 2 3 2 2 3 2
30. сноуборд 2 2 3 2 2 3 1
31. софтбол 3 3 1 2 2 3 2
32. спортивная борьба 3 3 3 3 2 2 1
33. спортивная гимнастика 3 2 3 1 2 3 2
34. стендовая стрельба 3 2 3 3 2 3 1
35. теннис 3 3 2 3 2 2 1
36. триатлон 2 2 2 3 2 2 2
37. тхэквондо 3 2 3 2 2 3 1
38. тяжелая атлетика 2 3 1 3 3 2 1
39. фехтование 3 1 2 2 2 3 1
40. фигурное катание на коньках 2 2 3 2 3 3 3
41. фристайл 2 2 3 2 3 3 2
42. футбол 3 2 2 3 2 2 1
43. хоккей на траве 3 2 2 3 2 2 1
44. художественная гимнастика 2 2 3 2 3 3 3
45. современное пятиборье 3 2 2 3 2 2 2
46. биатлон 3 2 2 3 2 3 2
№ п/п Виды спорта Физические качества и телосложение
Скоростные способности Мышечная сила Вестибулярная устойчивость Выносливость Гибкость Координационные способности Телосложение
47. велоспорт-ВМХ 3 2 3 2 2 3 2
48. гандбол 2 3 2 2 2 2 3
49. гребля на байдарках и каноэ 3 2 3 3 2 2 1
50. конный спорт 1 2 3 2 2 3 1
51. велоспорт-маун-тинбайк 2 2 3 3 2 3 2
52. прыжки на лыжах с трамплина 2 2 3 2 3 3 1
53. легкая атлетика -бег на короткие дистанции 3 2 1 2 1 2 2
54. легкая атлетика -бег на средние и длинные дистанции 2 1 1 3 1 1 2
55. легкая атлетика -спортивная ходьба 2 1 1 3 2 1 2
56. легкая атлетика -прыжки 3 2 3 1 3 3 2
57. легкая атлетика -метания 3 3 2 1 2 2 2
58. легкая атлетика -многоборье 3 3 2 3 2 2 2
59. стрельба из лука 2 3 3 2 2 3 1
60. баскетбол 3 2 3 2 1 3 3
Примечание. Условные обозначения уровня влияния: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние
В настоящее время для оценки спортивной предрасположенности к занятиям тем или иным видом спорта (спортивной дисциплиной) или группой видов спорта разработаны «батареи» тестов, которые приведены в многочисленных публикациях, диссертационных работах, а также в систематизированном виде представлены в монографии Л.П. Сергиенко «Спортивный отбор: теория и практика» (2015) [10]. В ней приведены тесты и нормативы оценки физических (двигательных) способностей, применяемые в 16 видах спорта: в беге на короткие, средние и длинные дистанции, в спортивной гимнастике, фигурном катании, футболе, баскетболе, теннисе, плавании и других.
Авторы проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» также предлагают «батарею» тестов для определения уровня физических способностей. Так, скоростные способности можно оценивать с помощью бега на 15 м, скоростно-силовые - прыжка в длину и высоту, силовые способности - отжимания из упора лежа и метания набивного мяча, координационные способности - челночного бега 3*10 м, броска и ловли гандбольного и теннисного мяча, гибкость - наклона из положения сидя и выкрута прямых рук вперед-назад, вестибулярную устойчивость - стойки на одной ноге с закрытыми глазами в течение 15 с. При оценке выносливости рекомендуют определять тип гемодинамики.
Для каждого теста приводятся возрастные нормы: низкий, средний и высокий уровень развития конкретной физической способности. Некоторые из этих тестов рекомендуют для оценки физической подготовленности детей школьного возраста 7-11 лет. В частности, челночный бег 3*10 м - для оценки координационных способностей, прыжок в длину с места - для оценки скоростно-силовых способностей, наклон вперед из положения сидя - для оценки гибкости.
В то же время при определении физической подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста и 6 лет некоторые из этих тестов не используются.
Например, для определения координационных способностей рекомендуют челночный бег 5х6 м, скоростных способностей - бег на 10 м и 30 м, собственно силовых способностей -подъем туловища из положения лежа на спине, на животе за 15-30 с; метания мяча способом «из-за спины через плечо» на дальность. Для определения общей выносливости используются бег на выносливость, приседания за 10-30 с и др. [9].
Таким образом, необходимо при разработке и реализации проекта «Стань чемпионом» по возможности выбирать «сквозные» тесты для оценки физических способностей детей дошкольного и школьного возраста. Из большого количества возможных испытаний необходимо естественно стремиться к выбору минимального набора тестов, позволяющих судить о двигательной предрасположенности ребенка. Есть смысл с пользой для дела подробно проанализировать предложенные тесты для оценки скоростных и координационных способностей, выносливости. Речь идет о том, все ли формы, например, скоростных способностей оценивает тест «бег на 15 м» или координационных способностей - челночный бег 3^10 м. Дело в том, что эти способности имеют разные формы проявления, которые играют разную роль в отдельных видах спорта. Поэтому достижения детей в этих тестах могут иметь разную значимость в том или ином виде спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В связи с введением федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта необходимо проанализировать, насколько предлагаемые в проекте нормативы физической подготовленности соответствуют аналогичным нормативам в отдельных спортивных дисциплинах. Это позволит определить, может ли обследуемый ребенок быть зачислен, а затем переведен на соответствующий этап многолетней спортивной подготовки.
2. Поставить точный диагноз спортивной одаренности (пригодности) ребенка к целому ряду видов спорта на основе разового, пусть даже комплексного, обследования очень сложно. Теория и практика детско-юношеского спорта показывает, что среди обследуемых детей очень малый процент, имеющих высокие результаты во всех тестах. Как правило, у детей преобладает высокий уровень развития какого-то одного физического качества, способности. Поэтому при подготовке заключения о спортивной одаренности следует применять индивидуально-типологический подход, позволяющий оценить способности ребенка к профильным спортивным дисциплинам.
3. Для более точной дифференцировки многообразных форм проявления отдельных физических способностей следовало бы в проекте уточнить или добавить тесты для оценки других форм проявления скоростных и координационных способностей и выносливости.
4. В некоторых видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.) спортивная одаренность ребенка во многом зависит от быстроты обучаемости двигательным действиям. Поэтому наряду с оценкой уровня развития отдельных физических способностей важно предусмотреть тесты на обучаемость.
Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019г между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - Москва : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 176 с.
3. Различные подходы к классификации видов спорта / А.В. Генералов, П.С. Турзин, К.Е. Лукичев, А.С. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 40-42.
4. Двейрина, О. А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : дис. ... д-ра. пед. наук / Двейрина Ольга Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2019. - 500 с.
5. Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. - URL : http://docs.cntd.ru/document/553126607 (дата обращения 23.12.2019).
6. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика / Ю.Ф. Ку -рамшин. - Москва : Советский спорт, 2005. - 408 с.
7. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. -Москва : Советский спорт, 2010. - 340 с.
8. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
9. Никольская, С.В. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении // Теория и методика физической культуры дошкольников. -Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - С. 512-571.
10. Сергеенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергеенко. -Москва : Советский спорт, 2013. - 1048 с.
REFERENCES
1. Vaytsekhovsky, S.M. (1971), Book of trainer, Physical education and sport, Moscow.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of the special physical training of athletes, Physical education and sport, Moscow.
3. Generalov, A.V., Turzin, P.S., Lukichev, K.E., Evseev, A.S. (2019), "Different Approaches to Classifying Sports", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 40-42.
4. Dveirina, O.A. (2019), Concept and programming of coordination training of an athlete in accordance with the specifics of a sport, dissertation, St. Petersburg.
5. Concepts of preparing a sports reserve in the Russian Federation until 2025, available at: http://docs.cntd.ru/document/553126607.
6. Kuramshin, Yu.F. (2005), Sports Recordology: Theory, Methodology, Practice, Soviet Sport, Moscow.
7. Matveev, L.P. (2010), General Theory of Sport and its Applied Aspects, Soviet Sport, Moscow.
8. Matveev, L.P. (1977), Fundamentals of sports training, Physical education and sport, Moscow.
9. Nikolskaya, S.V. (2010), "Technology for building the educational process on physical education in a preschool institution," Theory and Methods of Physical Culture for Preschoolers, Childhood Press, St. Petersburg, pp. 512-571.
10. Sergeenko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2019
УДК 796.015.82
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»
Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент; Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор; Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент; Татьяна Иосифовна Колесникова, соискатель, МСМК, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы тестирования координационных способностей при первичном отборе детей для занятий спортом. Приведены наиболее типичные двигательные тесты для