университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 207-209.
3. Русаков, А.А. Теория и методика преподавания легкой атлетики (курс лекций) : учебное пособие / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Аспринт, 2016. - 104 с.
REFERENCES
1. Issurin V. B. (2016), Preparation of the athletes of the XXI century: scientific base and building a workout, Sport, Moscow.
2. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2016), "Methodology of development of special motor abilities of volleyball players of groups of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 207-209.
3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2016), Theory and methods of teaching athletics (lectures), Asprint, Irkutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.08.2018
УДК 796.058.4
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ 10-15 ЛЕТ — УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКИХ
СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ «ШИПОВКА
ЮНЫХ»
Эльмира Фаритовна Сабирова, старший преподаватель, Институт физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, г. Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Российский государственный социальный университет, г. Москва;
Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического
университета, г. Москва
Аннотация
Турнир «Шиповка юных» на протяжении многих лет остается важным и значимым спортивным событием для молодой смены будущих чемпионов по легкой атлетике. Чтобы обеспечить успешное выступление школьников в этих соревнованиях, необходимо придерживаться эффективных методик подготовки, предусматривающих учет «ключевых факторов моторного развития» потенциальных к будущим высоким спортивным достижениям подростков и юношей, девочек и девушек. Знание ведущих факторов подготовки необходимо для формирования дифференцированных программ тренировочной деятельности вовлеченных в активные физкультурно-спортивные занятия школьников, проходящих базовую физическую подготовку, как на уроках физической культуры, так и в дополнительное внеурочное время, в том числе в специализированных группах начального и тренировочного спортивных этапов, с целью дальнейшего участия в школьных и муниципальных, и далее, по возможности, в республиканских и всероссийских соревнованиях.
Ключевые слова: легкая атлетика, школьный спорт, соревнования городских и муниципальных школьных команд, легкоатлетическое четырехборье, всероссийские соревнования школьников «Шиповка юных», факторная структура спортивных достижений, факторный анализ.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 8 (162).
FACTORIAL STRUCTURE OF SPORT EFFECTIVENESS OF TEENAGERS AND
YOUNG MEN AGED 10-15 YEARS - PARTICIPANTS OF ALL-RUSSIAN COMPETITIONS OF SCHOOL PUPILS IN TRACK AND FIELD ATHLETICS
"SHIPOVKA OF YOUNG"
Elmira Faritovna Sabirova, the senior teacher, Institute of physical culture, sport and health of Moscow Pedagogical State University, Moscow; Gennady Nikolayevich Germanov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Russian State Social University, Moscow; Alexey Nikolayevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Institute of Natural Sciences and Sports Technologies Moscow
City Pedagogical University, Moscow
Annotation
The "Shipovka of young" tournament for many years remains the important and significant sports event for the young shift of the future champions in track and field athletics. To provide the successful performance of school students in these competitions, it is necessary to adhere to the effective techniques of preparation for the teenagers and young men, girls, providing accounting of "key factors of motor development" potential to future high sporting achievements. Knowledge of the leading factors of preparation is necessary for formation of the differentiated programs of training activity of the school students involved in active sports occupations, having basic physical training both at physical education classes and in extra after hours, including the specialized groups of the initial and training sports stages, with the purpose of further participation at school and municipal, and further, whenever possible, in republican and All-Russian competitions.
Keywords: track and field athletics, school sport, competitions of city and municipal school teams, track and field athletics quadrathlon, All-Russian competitions of school students "Shipovka young", factorial structure of sporting achievements, factorial analysis.
ВВЕДЕНИЕ
В системе массового школьного спорта одним из ведущих научно-методических положений организации двигательной деятельности на базовом этапе обучения и подготовки является «учет ключевых факторов моторного развития» потенциальных к будущим высоким спортивным достижениям подростков и юношей, девочек и девушек [6]. Это очень важно для формирования дифференцированных программ тренировочной деятельности вовлеченных в активные физкультурно-спортивные занятия школьников, проходящих базовую физическую подготовку, как на уроках физической культуры, так и в дополнительное внеурочное время, в том числе в специализированных группах подготовки, с целью дальнейшего участия в школьных и муниципальных, и далее, по возможности, в республиканских и всероссийских соревнованиях (в своей статье мы будем анализировать подготовку школьников-спортсменов, занимающихся легкой атлетикой). Данная методология не схожа с проблематикой «сенситивных» периодов развития двигательных способностей, охватывающих возрастные естественно-биологические этапы их изменения [7, 8]. Эта концепция скорее ориентирует на правильное, не форсированное, а вместе с тем своевременное комплексное или избирательное развитие двигательных способностей, обеспечивающих успех в соревновательной деятельности. При этом в числе вовлеченных в физкуль-турно-спортивную деятельность могут находиться дети и подростки с начальным, или длительным опытом двигательной подготовки, в силу чего дифференциация их обучающей и тренировочной деятельности может идти в направлении индивидуального развития «сильного звена» в моторике, или наоборот, подтягивания «слабых сторон» в физической подготовленности. И в первом, и во втором случае необходимо знать, какие ключевые факторы в моторике обеспечивают двигательный успех на том или ином возрастном этапе развития школьников 10-15 лет.
Цель исследования: определить факторную структуру спортивных достижений школьников-юношей, участников муниципальных и всероссийских соревнований в
легкоатлетическом четырехборье. В исследовании изучались протоколы Всероссийских легкоатлетических соревнований «Шиповка юных» за период 2009-2017 гг., размещенные на официальном сайте Всероссийской Федерации легкой атлетики в сети интернет (http://www.rusathletics.com/sor/results/). Результаты соревнований легкоатлетического четырехборья (около 50 соревнований) обрабатывались с применением методов комплексного анализа многомерных данных [3, 4, 5], в том числе и методами факторного анализа [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализировались результаты соревнований по легкоатлетическому юношескому четырехборью, включающему дисциплины: бег на 60 м, прыжки в длину с разбега, метание мяча и бег на 500/600/800/1000 м, среди мальчиков и девочек в возрастных группах 10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет. Анализ результатов осуществлялся по двум базам данных: 1) по результатам; 2) по набранным очкам. В таблицах 1, 2 приведены объемы выборочных первичных данных, принятых к обработке. Исходные показатели были обработаны методом канонического факторного анализа. Использовался лицензионный пакет статистических программ Stadia 8.0.
Таблица 1 - Объемы выборочных данных (критерий - результаты)
_____ Возраст Пол --— 10-11 12-13 14-15
мальчики, кол-во 835 1033 403
девочки, кол-во 831 984 952
Таблица 2 - Объемы выборочных данных (критерий - очки многоборья)
' ■—_____ Возраст Пол —— 10-11 12-13 14-15
мальчики, кол-во 904 1204 501
девочки, кол-во 924 1197 904
Факторные нагрузки, отражающие вклад той или иной переменной - вида двигательной активности (дисциплины) в общую дисперсию выборки, приведены в соответствующих таблицах (табл. 3-5, 7-9).
Таблица 3 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье девочек (10-11 лет) и доля дисперсии факторов_
——_____ Факторы Дисциплины / переменная--—___ Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,84 - - 0,88 - -
Прыжки -0,91 - - 0,92 - -
Метание -0,67 0,74 - 0,51 0,86 -
Бег 0,83 - - 0,87 - -
Доля дисперсии, % 67,0 16,6 - 66,1 21,0 -
Накопленная дисперсия, % 67,0 83,6 - 66,1 87,1 -
Как следует из данных таблицы 3, изменение спортивных результатов девочек 1011 лет определяется действием 2-х факторов. I фактор (67% общей дисперсии) составлен факторными нагрузками дисциплин «спринт» и «бег», а проекции векторов «прыжки» и «метание» имели отрицательное значение (т.е. уменьшали вклад фактора; знак минус следует объяснять так, чем дальше метаешь, тем медленней бежишь; и наоборот - быстрее бежишь, ближе метаешь). В связи с этим, мы даем следующую интерпретацию факторам: I - фактор «скоростной беговой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 6667%; II - фактор «скоростно-силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 17-21%. Эти два фактора в 84-87% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у девочек 10-11 лет. Ранее в наших работах [7] мы отмечали, что у девочек в возрасте 10-11 лет наибольший вклад в соревновательную результативность легкоатлетического четырехборья привносят такие виды многоборья как бег на 60 и 500 м, успех в которых определяется наличным уровнем развития актуальных
скоростных способностей. Полученные новыми методами данные вполне согласуются с ранее установленными.
Таблица 4 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье девочек (12-13 лет) и доля дисперсии факторов_
———___ Факторы Дисциплины / переменная—— Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,81 - - 0,85 - -
Прыжки -0,90 - - 0,89 - -
Метание -0,61 0,77 - 0,64 0,76 -
Бег 0,81 - 0,57 0,81 - -0,58
Доля дисперсии, % 62,0 19,4 12,04 64,3 17,99 11,34
Накопленная дисперсия, % 62,0 81,4 93,38 64,3 82,29 93,63
Факторный анализ результатов девочек 12-13 лет выявляет, что I фактор, как и в предыдущей возрастной группе, составлен проекциями переменных «спринт» и «бег», а факторные нагрузки дисциплин «прыжки» и «метание» либо имели отрицательное значение, либо меньшее числовое значение. В возрастной группе 12-13 летних девочек наблюдается разграничение влияния скоростных и скоростно-силовых способностей и выносливости на общую результативность в легкоатлетическом многоборье, а вместе с тем и различение доли этого влияния в общей дисперсии выборки. Так, результаты исследований позволили интерпретировать воздействующие двигательные факторы: I - фактор «скоростной беговой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 62-64%; II - фактор «скоростно-силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 18-19%; III - фактор «дистанционной беговой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 11-12%. Эти три фактора в 93-94% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у девочек 12-13 лет. Ранее в наших работах [7] мы отмечали, что у девочек в этой возрастной группе наряду со скоростными способностями возрастает способность к дифференцированию силовых характеристик движений в прыжках и метаниях, и проявляется низкая способность удерживать высокую скорость бега в дистанционной работе длительное время. Это связано с особенностями фазы активации роста и пубертатными изменениями в организме, свойственными девочкам в этом возрасте.
Таблица 5 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье девушек (14-15 лет) и доля дисперсии факторов_
——Факторы Дисциплины / переменная——.___ Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,84 - - 0,78 -0,52 -
Прыжки 0,87 - - 0,84 - -
Метание 0,72 -0,52 - 0,70 0,53 -
Бег 0,71 0,55 - 0,72 - 0,51
Доля дисперсии, % 62,35 15,15 - 57,87 22,74 12,44
Накопленная дисперсия, % 62,35 77,50 - 57,87 80,61 93,05
Факторный анализ результатов девушек 14-15 лет. I фактор составлен факторными нагрузками переменных: «спринт» и «прыжки», что определенно четко ориентирует на скоростно-силовую подготовку в этот возрастной период. Вместе с тем дифференцирование скоростно-силовых характеристик, проявляемое в различных движениях, указывает на то, что преимущественное развитие собственно-силовых способностей в этот период снижает у девочек общую результативность, как в отдельных дисциплинах, так в общей сумме четырехборья. Вместе с тем, излишняя беговая подготовка в этой возрастной группе, очень часто преследующая цели развития аэробной выносливости, также не может быть признана эффективным направлением подготовки, если она не решает задачи выполнения тренировочной работы в развивающих режимах, характерных для бега на соревновательной дистанции. Итак, результаты исследований позволили интерпретировать воздействующие ключевые факторы: I - фактор «скоростно-силовой подготовки» - вклад в общую
дисперсию выборки 58-62%; II - фактор «акцентированной силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 15-23%; III - фактор «дистанционной беговой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 12%. Эти три фактора в 78-93% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у девушек 14-15 лет. Ранее в наших работах [7] мы отмечали, что у девушек в этой возрастной группе наблюдается явное доминирование скоростно-силовых способностей в физической подготовленности, доказательством чего являются высокая результативность в прыжках и метаниях. Вместе с тем снижение результативности в связи с замедлившимся поступательным ростом скоростных способностей и возрастными ограничениями в возможных проявлениях скоростной выносливости, тесно связанной с наличной быстротой движений в этот период. Стремление к развитию силы не приведет к эффективной подготовке.
Таблица 6. - Преимущественная направленность «моторного развития» девочек и девушек 11-15 лет при подготовке к соревнованиям легкоатлетического четырехборья «Шиповка юных» (рейтинговая бальная оценка - в сумме 10 баллов)_
------ Возраст, лет 10-11 12-13 14-15
Двигательные факторы -----
Скоростной беговой подготовки 5 4 3
Скоростно-силовой подготовки 3 3 4
Дистанционной беговой подготовки 1 2 2
Акцентированной силовой подготовки 1 1 1
В таблице 6 приводится ранжированная бальная оценка двигательных способностей девочек и девушек 11-15 лет и их вклад в спортивную результативность легкоатлетического четырехборья. Отметим, что в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика [1] в разделе «Влияние физических качеств и телосложения на результативность ... в многоборье» указана иная структура физической подготовленности, причем безотносительно к возрасту. Вместе с тем предусматривается равновеликое влияние скоростных способностей, мышечной силы и выносливости на спортивные достижения в многоборье. Полученные нами данные могут изменить взгляды тренеров на методику спортивной тренировки, и должны быть приняты во внимание при разработке Федеральных стандартов спортивной подготовки (по виду спорта «легкая атлетика» нового поколения).
Таблица 7 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье мальчиков (10-11 лет) и доля дисперсии факторов_
——Факторы Дисциплины / переменная"——___ Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,86 - - 0,87 - -
Прыжки -0,89 - - 0,89 - -
Метание -0,81 - 0,55 0,81 - -0,57
Бег 0,67 -0,75 - 0,66 0,75 -
Доля дисперсии, % 66,0 16,7 11,3 66,6 16,8 11,4
Накопленная дисперсия, % 66,0 82,7 94,0 66,6 83,4 94,8
Рассмотрение результатов факторного анализа спортивных достижений мальчиков 10-11 лет свидетельствует о том, что I фактор составлен доминирующими факторными нагрузками дисциплины «спринт». Именно высокий уровень развития скоростных способностей обеспечивает высокую результативность в состязаниях юных четырехборцев и приносит наибольшие очки. Высокая скоростная подготовка мальчиков, сопряженная с хорошей дистанционной подготовкой, явно приводит к спортивному успеху. Вместе с тем видим, что недостаточное развитие скоростно-силовых способностей в этой возрастной группе принижает спортивную результативность. Итак, результаты исследований позволили интерпретировать воздействующие ключевые факторы: I - фактор «скоростной подготовки» - вклад в обобщенную дисперсию выборки 66-67%; II - фактор «дистанционной беговой подготовки» - вклад в обобщенную дисперсию выборки 17%; III - фактор
«скоростно-силовой подготовки» - вклад в обобщенную дисперсию выборки 11%. Эти три фактора в 94-95% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у мальчиков 10-11 лет. Ранее в наших работах [7], мы отмечали, что у мальчиков в возрасте 10-11 лет наибольший вклад в суммарный итоговой результат четырехборья лидеров привносят такие виды состязаний, как бег на 60 м и прыжки в длину / или высоту, что обусловлено действенным проявлением актуальных скоростных и ско-ростно-силовых способностей. Тогда как у мальчиков со средними по группе результатами наблюдается пропорциональный вклад в итоговую сумму очков практически всех дисциплин четырехборья - и бега, и прыжков, и метаний
Таблица 8 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье мальчиков (12-13 лет) и доля дисперсии факторов_
——Факторы Дисциплины / переменная"——__ Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,87 - - 0,89 - -
Прыжки -0,91 - - 0,92 - -
Метание -0,70 0,72 - 0,69 0,72 -
Бег 0,78 - 0,58 0,78 - -0,57
Доля дисперсии, % 67,1 16,0 12,2 68,2 15,9 12,1
Накопленная дисперсия, % 67,1 83,1 95,3 68,2 84,1 96,2
Проекции переменных - дисперсий результатов в отдельных легкоатлетических дисциплинах - на ортогональные оси факторного пространства, полученные в факторном анализе первичных результатов мальчиков 12-13 лет, определяют три фактора изменения спортивных результатов. I фактор, по-прежнему, является фактором высокой роли скоростных способностей, определяемый величиной факторных нагрузок по дисциплинам «спринт» и «прыжки». Вместе с тем, как мы ранее отмечали [7], в возрасте 12-13 лет у подростков актуализируются способности к бегу, и в случае однонаправленной положительной синергии беговых тренировочных нагрузок, наблюдается усиливающийся эффект в приросте скоростных способностей, когда их сопряженное развитие вместе со скоростной выносливостью существенно повышает результативность в соревновательной деятельности. Отметим и возрастающую роль скоростно-силовых способностей, факторные нагрузки переменной - «прыжки», как видим, имеет большое значение. Вместе с тем преждевременная акцентированная силовая подготовка по развитию собственно-силовых способностей может иметь отрицательные, и вполне реально плачевные результаты, поскольку интенсивный прирост мышечной массы, с одной стороны, содействует росту результатов в прыжках, а с другой стороны, снижает результативность в спринте и беге. Результаты исследований позволили интерпретировать воздействующие ключевые факторы: I - фактор «скоростной и скоростно-силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 67-68%; II - фактор «акцентированной силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 16%; III - фактор «беговой дистанционной подготовки» - вклад в общую дисперсию выборки 12%. Эти три фактора в 95-96% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у мальчиков 12-13 лет.
Таблица 9 - Факторные нагрузки переменных - дисциплин, входящих в легкоатлетическое четырехборье мальчиков (14-15 лет) и доля дисперсии факторов_
——Факторы Дисциплины / переменная—— Расчет по результатам Расчет по очкам
I II III I II III
Спринт 0,84 - - 0,85 - -
Прыжки -0,88 - - 0,88 - -
Метание -0,58 0,75 - 0,58 0,74 -
Бег 0,63 - 0,61 0,63 -0,50 -0,59
Доля дисперсии, % 55,0 20,07 17,70 55,8 20,1 17,5
Накопленная дисперсия, % 55,0 75,04 92,74 55,8 75,9 93,4
В возрасте 14-15 лет у юношей интенсивными темпами прирастают силовые способности, и на этом фоне происходит дальнейший рост скоростно-силовых возможностей, обеспечивающих успех в спринте и прыжках, наблюдается увеличивающийся их потенциал действия в метаниях, когда результативность и вклад данной дисциплины значительно прирастают к завершению возрастного этапа. Результаты исследований позволили интерпретировать воздействующие ключевые факторы: I - фактор «скоростной и ско-ростно-силовой подготовки» - вклад в общую дисперсию 55-56%; II - фактор «акцентированной силовой подготовки» - доля в общей дисперсии 20%; III - фактор «беговой дистанционной подготовки» - вклад в общую дисперсию переменных 17-18%. Эти три фактора в 93-94% случаев объясняют изменение спортивных результатов в легкоатлетическом четырехборье у юношей 14-15 лет.
Таблица 10 - Преимущественная направленность «моторного развития» мальчиков и юношей 11-15 лет при подготовке к соревнованиям легкоатлетического четырехборья «Ши-повка юных» (рейтинговая бальная оценка - в сумме 10 баллов)_
------ Возраст, лет 10-11 12-13 14-15
Двигательные факторы -----
Скоростной беговой подготовки 5 4 2
Скоростно-силовой подготовки 2 3 5
Дистанционной беговой подготовки 3 2 1
Акцентированной силовой подготовки 0 1 2
В таблице 10 приводится ранжированная бальная оценка двигательных способностей мальчиков и юношей 11-15 лет и их вклад в спортивную результативность легкоатлетического четырехборья.
ВЫВОДЫ
Результаты факторного анализа показывают, что ключевым фактором спортивных достижений, обеспечивающим успешную результативность в юношеском легкоатлетическом четырехборье «Шиповка юных», является скоростная и скоростно-силовая подготовленность, обусловленные развитием способности к быстроте и частоте движений, временной реактивности, стартовому ускорению, взрывным проявлениям при беге и отталкиваниях. Именно скоростные и скоростно-силовые способности должны стать предметом целенаправленного их развития в юношеском возрасте в условиях физической подготовки и базового тренинга к участию в школьных, муниципальных и республиканских соревнованиях школьников по легкой атлетике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минспорта России от 24.04.2013 N 220 (ред. от 16.02.2015) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2013 N 28699). - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70295084/ (дата обращения: 01.06.2018).
2. Зудилина, Д.С. Факторная структура спортивных достижений в гребле на байдарках и каноэ / Д.С. Зудилина, А.Н. Корольков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 65-68.
3. Корольков, А.Н. Оценка общей физической подготовленности с помощью центроидного метода главных компонентов для многих переменных / А.Н. Корольков // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 15-19.
4. Корольков, А. Н. Педагогическая важность и статистическая значимость различий результатов педагогических экспериментов в спорте / А.Н. Корольков, В. Г. Никитушкин, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 111-116.
5. Корольков, А.Н. Возможности применения матричных моделей для системного представления спортивной подготовки / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва : сб. науч. трудов V междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 29-
31 января 2015 г.). - Смоленск, 2015. - С. 128-133.
6. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой.
- М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
7. Сабирова, Э.Ф. Возрастная динамика актуальных двигательных способностей у участников соревнований легкоатлетического многоборья «Шиповка юных» / Э. Ф. Сабирова, Г. Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 212-219.
8. Сабирова, Э.Ф. Программа «Детская легкая атлетика ИААФ» как содержательная основа в подготовке школьных команд к участию в городских и региональных соревнованиях легкоатлетов «Шиповка юных» / Э.Ф. Сабирова, Г.Н. Германов, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 9-13.
REFERENCES
1. The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation from 4/24/2013 N 220 (an edition from 2/16/2015) "About the approval of the Federal standard of sports preparation by the form sport easy athletics" (It is registered in the Ministry ofJustice of the Russian Federation 6/6/2013 N 28699), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70295084/.
2. Zudilina, D.S. and Korolkov, A.N. (2016), "Factorial structure of sporting achievements in rowing on kayaks and a canoe", Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya, Vol. 1, No. 2, pp. 65-68.
3. Korolkov, A.N. (2013), "Assessment of the general physical fitness by means of a centroid method of the main components for many variables", Vestnik sportivnoy nauki, No 1, pp. 15-19.
4. Korolkov, A.N., Nikitushkin, V.G. and Germanov, G.N. (2016), "Pedagogical importance and the statistical importance of differences of results of pedagogical experiments in sport". Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 111-116.
5. Korolkov, A.N., Nikitushkin, V.G. and Germanov G.N. (2015)., "Possibilities of application of matrix models for system representation of sports preparation", Innovative technologies in training of highly skilled athletes in the conditions of schools of the Olympic reserve, conference, Smolensk, pp. 128-133.
6. Ed. Nabatnikova, M.Ya. (1982), Bases of management of training of young athletes, Physical culture and Sport, Moscow.
7. Sabirova, E.F. and Germanov, G.N. (2017), "Age dynamics of relevant motive abilities at participants of competitions of track and field athletics all-round "Shipovka young", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 212-219.
8. Sabirova E.F., Germanov G.N., Chernyshenko Yu.K. (2018)."The Children's Track and Field Athletics of IAAF program as a substantial basis in training of school teams for participation in city and regional competitions of athletes "Shipovka young", Fizicheskaya kultura, sport - nauka ipraktika, No. 1, pp. 9-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.08.2018
УДК 796.413/.418
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья Международной федерации гимнастики (FIG), Светлана Ивановна Борисенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Коврижных, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Спортивная гимнастика является старейшим членом Олимпийской программы. Четырнадцать комплектов медалей разыгрывается на Играх Олимпиад. Лучшие гимнасты Планеты