Научная статья на тему 'Спортивный отбор школьников среднего возраста в контексте разработки комплексной программы тренировок для прыгунов с шестом'

Спортивный отбор школьников среднего возраста в контексте разработки комплексной программы тренировок для прыгунов с шестом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
264
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / SPORTS SELECTION / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА / TRAINING PROGRAM / МНОГОБОРНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ / POLE VAULT / ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / YOUNG ATHLETES / MULTIATHLON TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумайлов Владимир Аркадьевич

В статье рассматривнются научно-методическое обеспечение спортивного отбора в легкой атлетике, в том числе в сложнокоординационные виды (прыжки с шестом). Обоснована разработка экспериментальной тренировочной программы юных прыгунов с шестом на основе многоборной подготовки, с акцентированным вниманием на развитие скоростных и координационных способностей. Приведены основные средства подготовки прыгунов с шестом и их объемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумайлов Владимир Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS SELECTION OF MIDDLE-AGED SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE TRAINING PROGRAM FOR POLE VAULT

The article discusses the scientific and methodological support of sports selection in athletics, including complex coordination types (pole vault). The article substantiates the development of an experimental training program for young pole vaulted jumpers based on all-round training, with an emphasis on the development of speed and coordination abilities. The main means of preparation of pole vaulted jumpers and their volumes are given.

Текст научной работы на тему «Спортивный отбор школьников среднего возраста в контексте разработки комплексной программы тренировок для прыгунов с шестом»

Педагогика

УДК: 796.42

кандидат педагогических наук, профессор Шумайлов Владимир Аркадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

СПОРТИВНЫЙ ОТБОР ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ПРЫГУНОВ С ШЕСТОМ

Аннотация. В статье рассматривнются научно-методическое обеспечение спортивного отбора в легкой атлетике, в том числе в сложнокоординационные виды (прыжки с шестом). Обоснована разработка экспериментальной тренировочной программы юных прыгунов с шестом на основе многоборной подготовки, с акцентированным вниманием на развитие скоростных и координационных способностей. Приведены основные средства подготовки прыгунов с шестом и их объемы.

Ключевые слова: спортивный отбор, тренировочная программа, многоборная подготовка, прыжки с шестом, юные легкоатлеты.

Annotation. The article discusses the scientific and methodological support of sports selection in athletics, including complex coordination types (pole vault). The article substantiates the development of an experimental training program for young pole vaulted jumpers based on all-round training, with an emphasis on the development of speed and coordination abilities. The main means of preparation of pole vaulted jumpers and their volumes are given.

Keywords: sports selection, training program, multiathlon training, pole vault, young athletes.

Введение. В настоящее время проблема поиска перспективных спортсменов приобретает все большую актуальность. Особое значение этот вопрос занимает в прыжках с шестом. Это связанно со специфическими требованиями соревновательной деятельности, необходимостью эффективного решения двигательных задач, по выполнению сложных биомеханических действий с комплексным проявлением основных физических качеств и способностей.

Этап начальной подготовки является началом спортивной деятельности. В этом возрасте юные спортсмены еще практически ничего не умеют, но хотят научиться всему и как можно быстрее. Поэтому главная задача тренера заключается в том, чтобы очень серьезно заинтересовать занимающихся выбранным видом спорта, пробудить в них устойчивое желание добиться высоких спортивных результатов через систематические тренировки. Вторая проблема для тренера заключается в поиске и отборе детей и подростков, способных достичь серьезных успехов в прыжках с шестом. Это сделать крайне нелегко, если учитывать, что прыгун с шестом высокого класса должен быть как многоборец всесторонне развитым атлетом, отличаться скоростью спринтера, проявлять ловкость гимнаста, силу метателя, выносливость бегуна на средние дистанции.

Соревновательная деятельность в сложнокоординационных видах легкой атлетики имеет свои специфические особенности. Последние характеризуются значительной продолжительностью соревнований (до 6 часов в день у многоборцев и прыгунов с шестом). Все это определяет целесообразность и необходимость проведения лонгитудинальных комплексных обследований для объективного выявления предрасположенности к высокой результативности в прыжках с шестом. Разработка тренировочной программы для юных прыгунов с шестом на основе проведения спортивного отбора школьников среднего вораста является актуальным направлением исследования в теории и методике спортивной тренировки в легкой атлетике.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ данных научно-методической и специальной литературы отечественных ученых (В. Н. Ахапкин, В. П. Губа, Л. П. Сергиенко, В. А. Шумайлов), занимающихся проблемой определения спортивной пригодности детей и подростков, позволяет заключить следующее. Ориентация тренировочных программ начального этапа подготовки в сложнокоординационных видах легкой атлетики, направленных на легкоатлетическую многоборную подготовленность с акцентированным развитием скоростных и координационных способностей, а также с преимущественным использованием игрового метода тренировки, создает условия для обеспечения реализации потенциальных способностей занимающихся в прыжках с шестом. Кроме того, позволяет сформировать необходимую по уровню и соответствующую по направленности двигательную основу для демонстрации высоких спортивных результатов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, что дает возможность сохранить к данному этапу необходимый уровень резервов здоровья и психологического потенциала.

В 10-летнем возрасте целесообразно использовать в тренировочных занятиях следующие виды легкой атлетики, сопутствующие прыжку с шестом: прыжки в длину и в высоту с разбега, гладкий и барьерный бег, метание мяча [1].

Все сказанное определило необходимость изменения тренировочной программы на этапе начальной подготовки юных прыгунов с шестом. В рамках общего количества часов, отведенных программой СШОР на подготовку в данном возрасте, тренировочные задания, при общей ориентации на многоборную легкоатлетическую подготовку, были акцентированы на развитие скоростных и координационных способностей.

Экспериментальные исследования были организованы следующим образом. На первом этапе было проведено тестирование в соответствии с программой СШОР по легкой атлетике 120 школьников 10-летнего возраста. Были использованы следующие тесты: прыжок в длину с места, пятерной прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, гладкий бег 30 м с ходу, бег 300 м, метание мяча 2 кг. Кроме того, у занимающихся измерялся рост, вес, а также оценивалось состояние здоровья во врачебно-физкультурном диспансере. Результаты педагогического тестирования отражены в таблице 1.

Результаты широкомасштабного тестирования школьников

Педагогический тест Результаты I этапа тестирования,

п=120, М±м

Прыжок в длину с места, см 219±38

Пятерной прыжок в длину с места, см 850±12

Бег 30 м с ходу, сек 4,69±0,07

Бег 300 м, сек 56,25±0,26

Подтягивание, кол-во раз 7,5±0,82

Метание мяча, см 32,0±1,1

Проведенные массовые обследования позволили отобрать 40 школьников, имевших достаточно высокий уровень резервов здоровья и проявлявших предрасположенность к сложнокоординационным видам легкой атлетики. Из этих школьников была сформирована экспериментальная группа начальной подготовки прыгунов с шестом. Длительность начального этапа подготовки составляла 1,5 года.

Отличия экспериментальной программы от принятой в СШОР заключались в изменении: а) направленности задаваемых нагрузок; б) в составе использовавшихся средств подготовки юных прыгунов с шестом.

При разработке экспериментальной программы были положены в основу следующие теоретические положения и результаты проведенных исследований.

В тренировочном процессе юных спортсменов выделяют два основных направления: а) раннюю спортивную специализацию; б) разностороннюю многоборную подготовку.

В нашей стране и за рубежом в течение многих лет дискутировался вопрос о направленности ранней спортивной специализации в различных видах спорта. В последнее время одним из действенных путей достижения высокого спортивного мастерства считалась ранняя узкая специализация. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Она иногда приводила к тому, что некоторые юные спортсмены достигали достаточно высоких результатов, правда, при этом демонстрируя низкий уровень общего физического развития. В дальнейшем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивных достижений сменялся застоем. Это привело к тому, что специалисты пересмотрели свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многоборной разносторонней подготовке юных спортсменов.

При этом подчеркивалось, что не следует противопоставлять многоборную всестороннюю подготовку ранней специализации. Ставить так вопрос - означает игнорировать один из важнейших компонентов современной методики тренировки. Многоборная подготовка не самоцель, а действенный способ создания прочного фундамента спортивного мастерства. Именно эффективная ее реализация позволит осуществить правильный выбор спортивной специализации, обеспечив при этом высокий спортивный результат.

В начальной спортивной подготовке детей и подростков наметилось три основных направления. Первое из них представлено типовой программой для СШОР. Сторонники другого направления рекомендуют больше времени (около 75 %) отводить на общую и специальную физическую подготовку. Принципиально эти направления отличаются отношением к использованию средств и методов в тренировочных занятиях с детьми и подростками. С одной стороны, в качестве средств общей физической подготовки предполагается использовать упражнения из различных видов спорта (гимнастика, лыжи, баскетбол, легкая атлетика), а с другой - рекомендуется целенаправленное воздействие на те мышечные группы, которые являются ведущими в избранном виде, для чего главное внимание уделяется скоростно-силовым упражнениям и играм.

Соревнования по прыжкам с шестом длятся долго и требуют от спортсменов высоких волевых качеств, способности переносить значительные физические и психоэмоциональные нагрузки, уметь мобилизироваться для проявления максимальных усилий и полностью сосредоточиться на выполнении прыжка на соревнованиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители и отрицательные воздействия.

Экспериментальная методика тренировки ставит перед собой следующие основные задачи, которые должны решаться на этапе начальной подготовки и обеспечить выявление у молодых спортсменов предрасположенности к специализации в прыжках с шестом:

1) повышение легкоатлетической многоборной подготовленности;

2) развитие ловкости и координации движений;

3) развитие гибкости и подвижности суставов;

4) развитие двигательной подвижности с акцентом на развитие быстроты;

5) общее ознакомление с техникой прыжка с шестом и освоение отдельных элементов прыжка с шестом.

Становление прыгуна с шестом экстра-класса, как правило, предполагает комплексную

легкоатлетическую подготовку. При этом на каждом этапе многолетней подготовки, спортсмены участвуют в различных соревнованиях по многоборью (троеборье, четырехборье, пятиборье, десятиборье). Сравнительная характеристика комплексной тренировочной программы и типовой программы, реализуемой в СШОР представлена в таблице 2.

Тренировочная программа начального этапа многолетней подготовки 10-12-летних прыгунов с шестом контрольной и экспериментальной групп

Контрольная группа (программа ДЮСШ) Экспериментальная группа (разработанная программа)

Задачи

1. Повышение общей физической подготовленности 1. Повышение легкоатлетической многоборной подготовленности

2. Развитие ловкости, гибкости и координации движений 2. Развитие ловкости и координации движений

3. Развитие прыгучести и быстроты движений 3. Развитие гибкости и подвижности суставов

4. Общее ознакомление с техникой прыжка с шестом 4. Развитие двигательной подвижности с акцентом на развитие быстроты

5. Ознакомление и освоение отдельных элементов техники прыжка с шестом 5. Общее ознакомление с техникой прыжка с шестом и освоение отдельных его элементов

Тренировочные и соревновательные нагрузки

1. Количество соревнований, включая и другие виды легкой атлетики

5-6 (1год) 6-8 (2 год) 14-17 (1год) 18-20 (2 год)

2. Спринтерский бег (км) 2. Спринтерский бег, челночный бег, бег с элементами акробатики и гимнастики в эстафетах (км)

18-20 (1 год) 20-23 (2 год) 12-14 (1 год) 15-17 (2 год)

3. Объем силовой нагрузки с использованием отягощений, манжетов, поясов, жилетов (тонны)

— 25-40 (2 год) — 20-30 (2 год)

4. Прыжки с шестом через планку с разбега менее 20 м (раз)

2000 (1 год) 2300 (2 год) 1160 (1 год) 1400 (2 год)

5. «Разбег + вход» (раз)

300-350 (1 год) 300-350 (1 год) 100-150 (1 год) 150-200 (2 год)

6. Специальные упражнения в прыжках с шестом (раз)

300-350 (1 год) 360-400 (2 год) 200-250 (1 год) 260-300 (2 год)

7. Прыжковые упражнения, тыс.

6-7 (1 год) 8-9 (2 год) 5-6 (1 год) 6-7 (2 год)

8. Имитация отдельных элементов и связок прыжка с шестом, час

7-8 (1 год) 8-10 (2 год) 6-7 (1 год) 8-9 (2 год)

9. Гимнастические и акробатические упражнения, час

20-25 (1 год) 20-25 (2 год) 40-45 (1 год) 50-55 (2 год)

10. Подвижные и спортивные игры, час 10. Подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами прыжка с шестом, час

40 (1 год) 40 (2 год) 60 (1 год) 60 (2 год)

11. Прыжки в длину и в высоту с разбега (раз)

2200-2400 (1 год) 2500-3000 (2 год)

12. Метания мяча, камней, копья (раз)

1180-1250 (1 год) 1300-1400 (2 год)

Детализация основных средств годичной подготовки 10-летних прыгунов с шестом экспериментальной группы представлена в таблице 3.

Основные средства подготовки и контрольные нормативы у юных прыгунов с шестом экспериментальной группы в годичном макроцикле

Упражнения Количественные

значения

1. Количество тренировок, кол-во 260-280

2. Прыжки с шестом с разбега менее 20 м, кол-во раз 1160-1200

3. Элементы прыжка с шестом (разбег-вход), кол-во раз 100-150

4. Прыжки в длину и в высоту с разбега, кол-во раз 2200-2400

5. Метания мяча с разбега, кол-во раз 1180-1250

6. Специальные упражнения с шестом, кол-во раз 200-250

7. Специальные упражнения в прыжках в длину и в высоту, ч 40-50

8. Специальные упражнения в метании мяча, копья, ч 20-30

9. Спринт на отрезках 20-60 м, км 12-14

10. Гимнастические и акробатические упражнения, ч 40-45

11. Соревнования в прыжках с шестом, кол-во 3-4

12. Соревнования в других видах легкой атлетики (прыжки в длину и в 5-6

высоту, бег 60 м, метание мяча), кол-во

13. Соревнования в многоборьях (троеборье и четырехборье), кол-во 6-7

Контрольные нормативы

1. Бег 20 м со старта, с 2,5-2,6

2. Подтягивание на перекладине, кол-во раз 12-14

3. Подъем ног в группировку стопы до перекладины из виса, раз 10 раз за 90-95 с

4. Прыжок в длину с разбега, см

5. Прыжок в высоту с разбега, см 350-450

6. Прыжок с шестом с разбега, см 110-140

7. Высота хвата в прыжках с шестом 200-300

не ограничена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направленность тренировочной программы в экспериментальной группе обеспечивалась определенной коррекцией задач начального этапа подготовки, предусматривающих выявление потенциальных способностей к эффективному проявлению быстроты, ловкости и координации движений, гибкости и подвижности суставов, общей и специфической выносливости. Решение данных задач осуществлялось за счет акцентированного использования спринтерского, челночного и эстафетного бега с элементами гимнастики и акробатики, значительным увеличением удельного веса гимнастических, акробатических упражнений, систематическим проведением подвижных и спортивных игр, эстафет с элементами прыжка с шестом.

Выводы. Перспективность юных спортсменов к специализации в прыжках с шестом следует выявлять в два этапа. На первом этапе проводятся массовые обследования школьников 10 лет с оценкой состояния здоровья, измерением роста и веса, определением результатов в прыжке в длину с места, пятерном прыжке в длину с места, гладком беге 30 м и 300 м, подтягивании на перекладине, метании мяча. По результатам данных обследований отбираются школьники с достаточно высоким уровнем здоровья и двигательного потенциала. На втором этапе в течение 1,5 лет выполняется тренировочная программа с преимущественной направленностью на развитие быстроты, координации, гибкости и выносливости с использованием игрового метода тренировки. Одновременно следует проводить лонгитудинальные комплексные обследования с оценкой здоровья, морфофункционального статуса, функционального состояния основных систем жизнеобеспечения, уровня развития ведущих двигательных качеств и способностей, абсолютной и относительной силы различных мышечтных групп. В качестве определяющих критериев перспективности следует рассматривать переносимость задаваемых нагрузок, темпы прироста различных сторон подготовленности и особенности изменения ее структуры.

Ориентация тренировочной программы начального этапа подготовки юных прыгунов с шестом на легкоатлетическую многоборную подготовку с акцентированным развитием скоростных и координационных качеств создает условия для обеспечения реализации потенциальных способностей в прыжках с шестом. Также тренировочная программа с легкоатлетической многоборной направленностью позволяет сформировать у юных прыгунов с шестом соответствующую двигательную основу для демонстрации высоких результатов на этапе высшего спортивного мастерства и дает возможность сохранить к данному этапу необходимый уровень резервов здоровья и психического потенциала.

Литература:

1. Ахапкин, В. Н. Начальная спортивная подготовка школьников 10 -12 лет с целью отбора и ориентации в виды спорта скоростно-силовой направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Ахапкин. - М.: РГУФК, 2013. - 22 с.

2. Губа, В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие / В. П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 207 с.

3. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л. П. Сергиенко. - М.: Сов. спорт, 2013. - 1048 с.

4. Шумайлов, В. А. Комплексная оценка перспективности юных спортсменов, специализирующихся в сложнокоординационных видах легкой (на примере прыжков с шестом): дисс. кан. пед. наук / В. А. Шумайлов. - Челябинск. - 1997. - 146 с.

5. Шумайлов, В. А. Модельные характеристики основных компонентов спортивного мастерства квалифицированных прыгунов с шестом на основе разработки динамометрических профилей / В. А. Шумайлов, Д. М. Матюхов, Н. В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - сб. науч. тр.: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 7. - С. 238-245.

Психология

УДК:159.922.72

кандидат психологических наук, доцент Буянова Валентина Васильевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); студентка 4 курса Доброходова Татьяна Игоревна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье представлены результаты изучения особенностей личности детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Показано, что существуют различия в мотивации учения, самооценке, уровне притязаний, коммуникативных способностях, тревожности и агрессивности у учащихся младшего школьного возраста с высоким и средним уровнем интеллектуального развития.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, школьная мотивация, самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, коммуникативные способности, младший школьный возраст.

Annotation. The article presents the results of studying the personality traits of children with a high level of intellectual development. It is shown that there are differences in the motivation of learning, self-esteem, level of claims, communicative abilities, anxiety and aggressiveness in primary school children with a high and average level of intellectual development.

Keywords: intellect, intellectual development, school motivation, self-esteem, level of aspiration, anxiety, aggressiveness, communicative abilities, junior school age.

Введение. Дети с высоким уровнем интеллектуального развития находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей детей с высоким уровнем интеллектуального развития не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны.

О. В. Гончарова полагает, что среди детей с высоким интеллектом чаще встречаются дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения, что с одной стороны энергетически обеспечивает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой стороны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимости [1].

С. В. Понасенкова, пишет, что ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики [4].

А. И. Савенков отмечает, что в общении ребенок с высоким уровнем интеллекта легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. В общении со сверстниками такой ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста [5].

Н. С. Лейтес пишет, что всем детям с высоким интеллектом характерна потребность в знаниях. Их никак не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Ребенок с высоким уровнем интеллекта чаще ищет общения со старшими, так как они понимают его лучше, чем ровесники[3].

Таким образом, можно говорить о том, что дети, обладающие высоким уровнем интеллекта характеризуются личностными особенностями, отличающими их от сверстников. И, кроме того, эти особенности необходимо подробно изучать с целью организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития детей с высоким уровнем интеллектуального развития в условиях современной образовательной среды.

Цель исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей личности учащихся младшего школьного возраста с высоким уровнем интеллектуального развития. В нем приняли участие учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39», г. о. Саранск в количестве 28 человек в возрасте 9 - 11 лет с высоким уровнем интеллектуального развития (IQ= 130-150) и 28 человек детей со средним уровнем интеллектуального развития (IQ= 95-120).

Для изучения особенностей личности использовались следующие методики: 1) «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинзбурга), 2) «Исследования самооценки» (Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн), 3) тест «Коммуникативные способности», 4) тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера), 5) тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут).

Изложение основного материала статьи. Описание результатов исследования начнем с анализа особенностей школьной мотивации учащихся с разным уровнем интеллектуального развития. Данные представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.