Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы метабиблиографии как информационной практики и учебной дисциплины в формировании информационно-коммуникативной культуры студента'

Проблемы и перспективы метабиблиографии как информационной практики и учебной дисциплины в формировании информационно-коммуникативной культуры студента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОГРАФИЯ БИБЛИОГРАФИИ / BIBLIOGRAPHY OF BIBLIOGRAPHY / МЕТАБИБЛИОГРАФИЯ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ / БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ / BIBLIOGRAPHY / ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ / ELECTRONIC CATALOGS / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / METABIBLIOGRAPHY / BIBLIOGRAPHIC INDEXES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штратникова Алина Викторовна

В настоящей статье охарактеризованы основные проблемы и перспективы развития электронной библиографии библиографии метабиблиографии, не только как информационно-библиографической отрасли деятельности, но и как перспективной учебной дисциплины способной совершенствовать информационно-коммуникативную культуру студента. По мнению автора, накопленный к данному моменту теоретический и методический опыт дает возможность данной области библиографического знания выразиться в самостоятельную учебную дисциплину метабиблиографию. Сформированный богатый инструментарий метабиблиографии как практической деятельности, будет способствовать введению в педагогический процесс эффективного «знания» и «умения» организации и осуществления информационно-справочной работы, моделированию информационного пространства и разысканию информации. Данная дисциплина будет способна подготовить конкурентоспособных библиографов для современного информационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Штратникова Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF METASILICATE AS INFORMATION PRACTICE AND ACADEMIC DISCIPLINE IN THE FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STUDENT

In this article, the main problems and perspectives of the development of the electronic bibliography of bibliography the metabibliography, are described, not only as an information and bibliographic branch of activity, but also as a promising academic discipline. In the author's opinion, the theoretical and methodological experience accumulated to this moment makes it possible for this area of bibliographic knowledge to be expressed in an independent educational discipline the metabibliography. Formed a rich tool for the metabibliography as a practical activity, it will facilitate the introduction into the pedagogical process of effective "knowledge" and "skill" of organizing and implementing information and reference work, modeling the information space and finding information. This discipline will be able to prepare competitive bibliographers for the modern information market.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы метабиблиографии как информационной практики и учебной дисциплины в формировании информационно-коммуникативной культуры студента»

Педагогика

УДК 011

кандидат педагогических наук, доцент Штратникова Алина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАБИБЛИОГРАФИИ КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Аннотация. В настоящей статье охарактеризованы основные проблемы и перспективы развития электронной библиографии библиографии - метабиблиографии, не только как информационно-библиографической отрасли деятельности, но и как перспективной учебной дисциплины способной совершенствовать информационно-коммуникативную культуру студента. По мнению автора, накопленный к данному моменту теоретический и методический опыт дает возможность данной области библиографического знания выразиться в самостоятельную учебную дисциплину - метабиблиографию. Сформированный богатый инструментарий метабиблиографии как практической деятельности, будет способствовать введению в педагогический процесс эффективного «знания» и «умения» организации и осуществления информационно-справочной работы, моделированию информационного пространства и разысканию информации. Данная дисциплина будет способна подготовить конкурентоспособных библиографов для современного информационного рынка.

Ключевые слова: библиография библиографии, метабиблиография, библиографоведение, библиографические указатели, электронные каталоги, базы данных.

Annotation. In this article, the main problems and perspectives of the development of the electronic bibliography of bibliography - the metabibliography, are described, not only as an information and bibliographic branch of activity, but also as a promising academic discipline. In the author's opinion, the theoretical and methodological experience accumulated to this moment makes it possible for this area of bibliographic knowledge to be expressed in an independent educational discipline - the metabibliography. Formed a rich tool for the metabibliography as a practical activity, it will facilitate the introduction into the pedagogical process of effective "knowledge" and "skill" of organizing and implementing information and reference work, modeling the information space and finding information. This discipline will be able to prepare competitive bibliographers for the modern information market.

Keywords: bibliography of bibliography, metabibliography, bibliography, bibliographic indexes, electronic catalogs, databases.

Введение. В настоящее время наблюдается спад научного и практического интереса к библиографии библиографии, не смотря на то, что она уже вышла за пределы библиотечного дела. Одной из причин выступает стремительно растущая компьютеризация информационных процессов, обусловившая новые технологии сбора, обработки, поиска и распространения библиографической информации, следствием чего явилось значительное сокращение числа издаваемых в стране библиографических пособий второй степени. Тем не менее, в нынешних условиях роль и значение библиографической продукции в удовлетворении общественных потребностей в информации не исчерпана. В связи с чем, мы считаем важным продолжать исследовать роль и значение библиографии библиографии в новой, современной информационной ситуации, когда особенно востребована информационно-коммуникативная культура, в целях выявления перспектив ее дальнейшего развития и совершенствования не только в практике, науке, но и в педагогике высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают современники, сегодня вузовское преподавание библиографических дисциплин, несмотря на «перерождение» достигло больших успехов. Усилия первых советских преподавателей библиографоведения, таких, как: Боднарский Б.С., Брискман М.А., Гастфер М.П., Здобнов Н.В., Левин Л.А., Рыскин Е.И., Симон К.Р., Троповский Л.Н., Шамурин Е.И., Эйхенгольц А.Д., приемниками которых стали: Беспалов М.Н., Беспалова Э.К., Зубов Ю.С., Коршунов О.П., Лауфер Ю.М., Моргенштерн И.Г., Николаев В.А., Новоженова Т.А., Сляднева Н.А., Трубников С.А., Фокеев В.А., были разработаны азы и основы библиографии и библиографоведческих дисциплин. Перечисленные авторы не просто смогли отразить развитие содержания и методики вузовского преподавания библиографии, а сформировали методологию науки, вывели ее совершенно на иной уровень развития, однако сегодня данная отрасль знания испытывает определенный кризис (1, 5).

В современных условиях, всеобщей переориентации системы вузовского библиотечно -информационного образования библиографоведческие дисциплины также переживают трансформацию, что в первую очередь зависит от развития и переориентации самой библиографии как отрасли деятельности. Нас в данном вопросе интересует проблема преподавания отраслевой библиографии в вузе, в частности, передача опыта в области метабиблиографии или как традиционно ее принято называть - библиографии библиографии в целях формирования информационно-коммуникативной культуры студента.

Значимость данного знания в образовательной практике сегодня неоднозначна, библиография библиографии фрагментарно изучается в системе высшей школы, в рамках дисциплины - «Библиография». Поверхностный анализ терминосистемы самой библиографии библиографии показывает, что только один раз ее главный термин - «библиография библиографии» был закреплен в государственном стандарте на библиографическую терминологию, тем не менее в практике составления пособий библиографии библиографии, даже, во многих их названиях, он соблюдался достаточно редко, чаще ее называют «библиографией второй степени», а совсем недавно - метабиблиографией (4). Однако хотелось бы отметить, что к настоящему моменту уже сформирована ее целостная теория, что также может являться фундаментом для исследования современного развития всей библиографической практики. В частности, теоретические взгляды ученых, например Т.А. Новоженовой и А.В. Кухтиной, на функционально-типологическую и содержательную структуру библиографии библиографии, систему ее пособий, методические приемы их подготовки, сферы их применения могут послужить основой оптимальных моделей структуры системы пособий библиографии библиографии и их оптимальных методик как эффективного средства информационного обеспечения потребностей современного общества и справочно-библиографического обслуживания пользователей (6).

Сегодня билиография библиографии также продолжает совершенствоваться, выходя на иной веток развития, где основными ее функциями становится информационная и моделирующая, благодаря чему, некоторые ученые и называют ее метабиблиографией, к примеру известный теоретик И.Г. Моргенштерн (4). Однако наиболее развиваемыми направлениями системы пособий ББ, как информационной практики, в России являются государственная (текущая) и краеведческая библиография библиографии; перспективными звеньями системы выступают пособия библиографии библиографии, отражающие указатели содержания отечественных периодических изданий и справочно - библиографических материалов «россика». В области национальной библиографии библиографии осуществляется планомерное заполнение лакун как в текущем, так и ретроспективном учете отечественной библиографической продукции. Вместе с тем библиография библиографии национальных республик Российской Федерации и о республиках в настоящее время перестала развиваться. Слабым звеном остается краеведческая библиография библиографии, посвященная отдельным регионам страны, за исключением Сибири и Дальнего Востока. Наблюдается неудовлетворительно состояние отраслевой библиографии библиографии, несмотря на то, что по некоторым социально - гуманитарным и естественно-научным отраслям вышло одно и более пособий библиографии библиографии, многие же из них в настоящее время не располагают новыми изданиями. Крайне редка практика составления хронологических продолжений к уже имеющимся указателям библиографических пособий, не подготовлено ни одного путеводителя по основным источникам отраслевой информации, сокращается число обзоров новейшей библиографической продукции, публикуемых в профессиональной периодической печати. К этому нужно добавить, что пособия библиографии библиографии современного периода вышли в свет, преимущественно, в 90-х годах прошлого столетия и в начале XXI века, в связи с чем их система на сегодняшний день недостаточно актуализирована (2).

Проблемным является то, что традиционная система пособий библиографии библиографии в своем современном состоянии не обеспечивает полноценной реализаций собственных ориентирующей и справочной функций, что существенно затрудняет реализацию ее информационно-коммуникативной задачи.

В соответствие с чем, в современной информационной ситуации, возможно предопределить только один путь развития библиографии библиографии - оптимизация ее справочно - поисковых возможностей, запрашивающая:

- активизацию подготовки указателей республиканской (национальной) библиографии библиографии и библиографической продукции о субъектах (республиках, автономных округах и т.д.) Российской Федерации в электронной и традиционной форме;

- обогащения краеведческой библиографии библиографии, посвященной отдельным регионам России;

- подготовку фундаментальных электронных указателей библиографических пособий по отраслям знания;

- регулярное хронологическое продолжение уже имеющихся пособий отраслевой и универсальной библиографии библиографии в электронной форме;

- возобновление производства серии отраслевых путеводителей по основным источникам информации;

- увеличение числа и расширение тематики обзоров новейшей библиографической продукции, публикуемых на страницах специальной профессиональной периодики;

- совершенствование методики составления новых указателей бибилографических пособий, преимущественно в электронной форме, снабженных гиперссылками, посредствам доработки предметного вспомогательного «ключа» в целях эффективного средства поиска многоаспектной библиографической информации.

Сегодня одним из условий завершения и актуализации традиционной системы пособий библиографии библиографии, а также оптимизации ее справочно-поискового и информационно-коммуникативного потенциала является развитие электронной библиографии библиографии, нам более близок термин -«метабиблиографии».

Наиболее новыми направлениями в практике электронной библиографии библиографии являются ресурсы коммерческого назначения - сайты и виртуальные магазины, которые предлагают библиографическую продукцию и услуги, а также формируют электронные базы данных о неопубликованных библиографических источниках.

Взаимодополняемость и преемственные связи между электронной и традиционной библиографией библиографии можно проследить на уровне отражения электронных источников библиографической информации в печатных пособиях библиографии библиографии, либо печатных библиографических пособиях - в ресурсах электронной библиографии библиографии, одним из примеров можно назвать серию отраслевых электронных путеводителей по справочно - библиографическим материалам, подготавливаемую Российской национальной библиотекой.

Состояния электронной библиографии библиографии также позволяет выявить и сформулировать недостатки, затрудняющие процесс ее развития и последующего эффективного функционирования. Основными из них мы считаем:

- не все библиотеки осуществляют каталогизацию электронных ресурсов информации, соответственно чему не имеют своих сайтов в Интернет;

- отмечается недостаточная дифференциация электронных ресурсов библиографии библиографии по отраслям, в результате чего в их системе преобладает гуманитарная тематика, а естественнонаучное направление, к сожалению, представлено незначительным количеством сайтов;

- отсутствие или труднодоступность сведений об электронном ресурсе в самом ресурсе, разрозненность в ценовой политике предоставляемых библиотеками электронных услуг, а также их дороговизна;

- отсутствие последовательности в соблюдение в пособиях электронной и традиционной библиографии библиографии принципа взаимодополняемости и преемственных связей.

На данном основании перспективами эффективного развития электронной библиографии библиографии - метабиблиографии выступают:

- расширение работ по подготовке источников электронной библиографии библиографии всеми центрами информации, библиотеками и иными учреждениями страны, располагающими информационными ресурсами;

- последующая содержательная дифференциация электронных ресурсов библиографии библиографии, предполагающая охват источников библиографической информации по всем отраслям знания;

- дальнейшее отражение в пособиях электронной библиографии библиографии - метабиблиогрфии, традиционных источников библиографической информации, в печатных пособиях библиографии библиографии - электронной справочно-библиографической продукции;

- активизация введения в практику справочно-поисковой работы библиотек ресурсов электронной библиографии библиографии как эффективного средства информационно-библиографического обслуживания.

Их выявление и анализ по типовидовому, содержательному и прочим признакам, в том числе по характеру отражаемых в них источников информации, изучение преемственных связей между ними и традиционными пособиями библиографии библиографии открывает последующие перспективы изучения современного состояния как собственно библиографической практики, так и практики метабиблиографии, ее справочно-поисковой и информационно-коммуникативной роли в условиях новой информационной ситуации страны.

Сегодня в Интернет представлено огромное количество библиографических баз данных, главная ценность которых выражена в том, что, в отличие от электронных каталогов библиотек, они несут в себе сведения, преимущественно, об аналитических материалах, т.е. о статьях из сборников, журналов и, реже, газет. Формирование и поддержание данных баз в актуальном состоянии запрашивает значительных затрат. В развитых западных странах формирование и ведение библиографических баз данных с последующей продажей информации является сферой бизнеса, которая практически полностью находится в ведении информационных компаний.

Помимо каталогов библиотек и баз данных не стоит забывать и еще об одном эффективном методе справочно-библиографического поиска в Интернет - обращение к персональным или корпоративным страницам специалистов или учреждений/организаций, специализирующихся на исследованиях в определенной отрасли знания. Иногда подобный подход способен серьезно сэкономить время и трудозатраты на поиск информации. Более того, сеть дает возможность напрямую обратиться к экспертам с просьбой выслать интересующие ссылки (а нередко и тексты трудов) посредствам электронной почты.

При помощи справочно-библиографических ресурсов и метабаз данных Интернет с каждым годом все более эффективно и результативно способствует поиску релевантной информации. Любые разыскания -процесс творческий, предполагающий гибкость мышления и умение быстро адаптироваться к особенностям любого источника. С каждым годом возможности поисковой деятельности в сети Интернет стремительно растут. Увеличиваются число, объем и качественные параметры баз данных и электронных каталогов. Сегодня Интернет - незаменимый инструмент разысканий. В перспективе значение ресурсов сети в справочно-библиографической работе будет только неуклонно расти, соответственно, уже сформированный инструментарий библиографии библиографии будет особенно востребован у библиографов - практиков, подготовка которых также должна соответствовать запросам времени, средств коммуникации и информационного рынка.

Выводы. Данные обстоятельства дают нам возможность предлагать возобновление изучения библиографии библиографии, в нашем случае нам ближе термин - метабиблографии, в практике высшей школы, не только в рамках библиографоведческих дисциплин, но и как самостоятельную практикоориентированную дисциплину. Специалисты неоднократно отмечают, что сегодня библиография как область профессиональной деятельности органично присутствует во всех общественных институтах, обеспечивает функционирование системы документальных коммуникаций, формирует информационно-коммуникативную культуру, в связи с чем, метабиблография как микромодель самой библиографии будет весьма полезна не только в теории, но и в практике. Из чего следует, что в современных условиях перспективы системы вузовского библиотечно-информационного образования могут базироваться на новой «конкуретоспособной» модели специалиста обладающего высокой информационно-коммуникативной культурой, в которую, по нашему мнению, может быть заложен уже сформированный инструментарий метабиблиографии, новой преемницы «старого» опыта и знания.

Литература:

1. Коршунов, О.П. Библиографоведение: Основы теории и методологии / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова. - М.: ФАИР-ГРАНД, 2009. - 336 с.

2. Кухтина А.В. Российская библиография библиографии. - Москва: Информ. центр сотрудничества «Литера», 2013. — 207 с.

3. Кухтина А.В. Справочная роль библиографии библиографии в эпоху электронных коммуникаций / А.В. Кухтина // Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. (2009 г.). - Краснодар, 2010. - Вып. 9.-С. 85-88.

4. Моргенштерн, И.Г. Метабиблиография (библиография библиографии) / И.Г.Моргенштерн // Библиография. - 2007. - № 5. - С. 135-139.

5. Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И.Г. Моргенштерн. - СПб.: Профессия, 2005. - 208 с.

6. Новоженова Т.А. Методологический статус библиографии библиографии / Т.А. Новоженова, А.В. Кухтина // Библиография. - 2010. - №4. - С. 19-25.

7. Новоженова Т.А. Методология библиографии библиографии: становление, формирование / Т.А. Новоженова, А.В. Кухтина // Б1блютекознавство. Документознавство. Тнформологк. - 2010

Педагогика

УДК: 796.42

кандидат педагогических наук, профессор Шумайлов Владимир Аркадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

СПОРТИВНЫЙ ОТБОР ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ПРЫГУНОВ С ШЕСТОМ

Аннотация. В статье рассматривнются научно-методическое обеспечение спортивного отбора в легкой атлетике, в том числе в сложнокоординационные виды (прыжки с шестом). Обоснована разработка экспериментальной тренировочной программы юных прыгунов с шестом на основе многоборной подготовки, с акцентированным вниманием на развитие скоростных и координационных способностей. Приведены основные средства подготовки прыгунов с шестом и их объемы.

Ключевые слова: спортивный отбор, тренировочная программа, многоборная подготовка, прыжки с шестом, юные легкоатлеты.

Annotation. The article discusses the scientific and methodological support of sports selection in athletics, including complex coordination types (pole vault). The article substantiates the development of an experimental training program for young pole vaulted jumpers based on all-round training, with an emphasis on the development of speed and coordination abilities. The main means of preparation of pole vaulted jumpers and their volumes are given.

Keywords: sports selection, training program, multiathlon training, pole vault, young athletes.

Введение. В настоящее время проблема поиска перспективных спортсменов приобретает все большую актуальность. Особое значение этот вопрос занимает в прыжках с шестом. Это связанно со специфическими требованиями соревновательной деятельности, необходимостью эффективного решения двигательных задач, по выполнению сложных биомеханических действий с комплексным проявлением основных физических качеств и способностей.

Этап начальной подготовки является началом спортивной деятельности. В этом возрасте юные спортсмены еще практически ничего не умеют, но хотят научиться всему и как можно быстрее. Поэтому главная задача тренера заключается в том, чтобы очень серьезно заинтересовать занимающихся выбранным видом спорта, пробудить в них устойчивое желание добиться высоких спортивных результатов через систематические тренировки. Вторая проблема для тренера заключается в поиске и отборе детей и подростков, способных достичь серьезных успехов в прыжках с шестом. Это сделать крайне нелегко, если учитывать, что прыгун с шестом высокого класса должен быть как многоборец всесторонне развитым атлетом, отличаться скоростью спринтера, проявлять ловкость гимнаста, силу метателя, выносливость бегуна на средние дистанции.

Соревновательная деятельность в сложнокоординационных видах легкой атлетики имеет свои специфические особенности. Последние характеризуются значительной продолжительностью соревнований (до 6 часов в день у многоборцев и прыгунов с шестом). Все это определяет целесообразность и необходимость проведения лонгитудинальных комплексных обследований для объективного выявления предрасположенности к высокой результативности в прыжках с шестом. Разработка тренировочной программы для юных прыгунов с шестом на основе проведения спортивного отбора школьников среднего вораста является актуальным направлением исследования в теории и методике спортивной тренировки в легкой атлетике.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ данных научно-методической и специальной литературы отечественных ученых (В. Н. Ахапкин, В. П. Губа, Л. П. Сергиенко, В. А. Шумайлов), занимающихся проблемой определения спортивной пригодности детей и подростков, позволяет заключить следующее. Ориентация тренировочных программ начального этапа подготовки в сложнокоординационных видах легкой атлетики, направленных на легкоатлетическую многоборную подготовленность с акцентированным развитием скоростных и координационных способностей, а также с преимущественным использованием игрового метода тренировки, создает условия для обеспечения реализации потенциальных способностей занимающихся в прыжках с шестом. Кроме того, позволяет сформировать необходимую по уровню и соответствующую по направленности двигательную основу для демонстрации высоких спортивных результатов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, что дает возможность сохранить к данному этапу необходимый уровень резервов здоровья и психологического потенциала.

В 10-летнем возрасте целесообразно использовать в тренировочных занятиях следующие виды легкой атлетики, сопутствующие прыжку с шестом: прыжки в длину и в высоту с разбега, гладкий и барьерный бег, метание мяча [1].

Все сказанное определило необходимость изменения тренировочной программы на этапе начальной подготовки юных прыгунов с шестом. В рамках общего количества часов, отведенных программой СШОР на подготовку в данном возрасте, тренировочные задания, при общей ориентации на многоборную легкоатлетическую подготовку, были акцентированы на развитие скоростных и координационных способностей.

Экспериментальные исследования были организованы следующим образом. На первом этапе было проведено тестирование в соответствии с программой СШОР по легкой атлетике 120 школьников 10-летнего возраста. Были использованы следующие тесты: прыжок в длину с места, пятерной прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, гладкий бег 30 м с ходу, бег 300 м, метание мяча 2 кг. Кроме того, у занимающихся измерялся рост, вес, а также оценивалось состояние здоровья во врачебно-физкультурном диспансере. Результаты педагогического тестирования отражены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.