Научная статья на тему 'Скоростная подготовка прыгунов в длину на этапе углубленной специализации'

Скоростная подготовка прыгунов в длину на этапе углубленной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ / LONG JUMP / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ATHLETICS / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / HIGH-SPEED CAPABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарев А. В., Максимова С. Ю.

Данная работа затрагивает вопросы спортивной тренировки квалифицированных прыгунов в длину на этапе углубленной специализации, в основе которой должное внимание отдается развитию скоростных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарев А. В., Максимова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED TRAINING LONG JUMPER ON STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION

This paper addresses issues of physical training of qualified jumpers at length on the stage of profound specialization, based on due consideration is given to the development of high-speed abilities.

Текст научной работы на тему «Скоростная подготовка прыгунов в длину на этапе углубленной специализации»

УДК 796.431+796.071.5

СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

А.В. Губарев, С.Ю. Максимова

Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия Для связи с авторами: Email: [email protected]; [email protected]

Аннотация:

Данная работа затрагивает вопросы спортивной тренировки квалифицированных прыгунов в длину на этапе углубленной специализации, в основе которой должное внимание уделяется развитию скоростных способностей.

Ключевые слова: прыжки в длину, спортивная тренировка, легкая атлетика, скоростные способности.

SPEED TRAINING LONG JUMPER ON STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION A.V. Gubarev, S.Yu. Maksimova

Volgograd state Academy of physical culture, Volgograd, Russia Abstract:

This paper addresses issues of physical training of qualified jumpers at length on the stage of profound specialization, based on due consideration is given to the development of high-speed abilities. Keywords: long jump, sports training, athletics, high-speed capability.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отечественная школа легкоатлетических прыжков является общепризнанной. На протяжении всей истории участия в Олимпийских играх советские, а затем российские легкоатлеты-прыгуны становились победителями и призерами крупнейших международных соревнований. Успехи отечественных прыгунов и прыгуний во многом были связаны с разработанной нашими ведущими специалистами методикой подготовки в этом виде легкоатлетической программы. Научные труды советских специалистов заложили в 1960-90 гг. основы теории и методики легкоатлетических прыжков. [1,6] Однако в последние годы при сохранении лидирующих позиций в прыжках в длину наблюдается определенное снижение уровня результатов наших спортсменов на международной арене. Во многом это связано с отсутствием должного внимания к беговой подготовке высококвалифицированных прыгунов, невниманием к методическим разработкам советского периода, недостаточным использованием в тренировочном процессе новейших технологий специальной подготовки, используемых ведущими прыгунами

мира и, как следствие, низкими показателями спринтерской подготовленности и скорости в разбеге у большинства ведущих российских прыгунов. [2,4,7]

Быстрота является одним из важнейших физических качеств атлета, в том числе прыгуна в длину. Скоростные способности прыгунов, специализирующихся в горизонтальных прыжках, проявляются в умении набрать достаточно высокую скорость передвижения на последних шагах разбега. Чем выше эта скорость, тем больше вероятность показать высокий результат на соревнованиях. [1,3] В настоящее время существует достаточно много средств и методов развития быстроты у спортсменов. Важно понять, когда и каким способом развивать скоростные способности, способствующие достижению высокого спортивного результата, при этом учитывая анатомо-физиологические особенности организма спортсмена.

На этапе углубленной специализации тренировочный процесс постоянно корректируется, этому способствует множество факторов, но определяющим является поиск наиболее эффективной разносторонней методики подготовки легкоатлетов. [5,7]

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс прыгунов в длину этапа углубленной специализации. Предмет исследования: средства и методы скоростной подготовки прыгунов в длину этапа углубленной специализации, обеспечивающей высокий спортивный результат. Цель исследования — совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение скоростных способностей прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.

Рабочая гипотеза. Предполагается, что использование комплекса упражнений скоростного характера в тренировке прыгунов в длину будет способствовать повышению скоростных качеств и росту спортивных результатов.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы:

- при планировании средств и методов учебно-тренировочного процесса на подготовительном этапе годичного цикла;

- при разработке учебных программ для групп начальной специализации.

Задачи исследования: 1. Выявить средства и методы скоростной подготовки прыгунов в длину на этапе углубленной специализации с учетом анатомо-физиологических особенностей организма.

2. Определить уровень физической подготовленности прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.

3. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений скоростного характера прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 юношей 15-17 лет, специализи-

рующихся в прыжках в длину. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 5 человек в каждой), исходя из результатов контрольных упражнений, проведенных перед началом эксперимента. Основной целью педагогического эксперимента являлось определение эффективности применения комплекса упражнений скоростного характера.

Во время педагогического эксперимента участники контрольной и экспериментальной групп проводили учебно-тренировочный процесс вместе. Группы тренировались по общепринятой методике (прыжки и прыжковые упражнения, скачки, бег на короткие дистанции, многоскоки и т.д.), однако в тренировочный процесс экспериментальной группы каждые 2 недели внедрялся комплекс упражнений скоростного характера. Перед началом педагогического эксперимента были проведены контрольные упражнения, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, по результатам выполнения которых был выявлен исходный уровень физической подготовленности (таблица 1). Перед началом эксперимента прыгуны показали следующие результаты в контрольных упражнениях: в контрольной группе средний результат в беге на 30 м составил 3,96+0,06 сек, в экспериментальной — 4,06+0,06 сек, в беге на 60 м в контрольной — 7,62+0,09 сек, в экспериментальной — 7,54+0,06, в беге на 150 м в контрольной — 18,12+0,1 сек, в экспериментальной — 18,10+0,08 сек, в прыжке в длину с 6 шагов в контрольной — 4,45+0,08 м, в экспериментальной — 4,45+0,05 м, в 5-м прыжке с 6 беговых шагов на толчковой ноге в контрольной — 15,86+0,12 м, в экспериментальной — 15,94+0,09 м, в метании ядра 4 кг снизу вперед в контрольной — 13,11+0,09 м, в экспериментальной — 13,12+0,08 м. (таблица 2).

После того как мы определили уровень физической подготовленности прыгунов в длину, контрольная и экспериментальная группы продолжили учебно-тренировочный процесс по общепринятой методике, однако в программу экспериментальной группы каждые 2 недели внедрялся комплекс упражнений

скоростного характера, т.е. после двух недель интенсивных двухразовых тренировок третья (разгрузочная) неделя состояла из скоростной подготовки (таблица 1)

Так как эксперимент длился 4 месяца (16 недель), комплекс упражнений был применен пять раз (3, 6, 9, 12, 15-я недели эксперимента). По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование по контрольным упражнениям в обеих группах (таблица 3). Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, тренирующихся по общепринятой методике, по окончании эксперимента, можно заметить значительное улучшение результатов в экспериментальной группе, в учебно-тренировочный процесс которой был включен комплекс упражнений скоростного характера.

По рисунку 1 видно, что средний результат в беге на 30 м в контрольной группе увеличился на 0,06 сек (1,5%), в экспериментальной — на 0,36 сек (8,9 %), в беге на 60 м в контрольной — на 0,08 сек (1,1%), в экспериментальной — на 0,42 сек (5,6%), в беге на 150 м в контрольной—на 0,02 сек (0,1%), в экспериментальной — на 0,32 сек (1,8 %), в прьгжке в длину с 6 беговых шагов в контрольной — на 0,12 м (2,7%), в экспериментальной — на

0,31 м (7%), в 5-м прыжке с 6 беговых шагов на толчковой ноге в контрольной — на 0,08 м (0,5%), в экспериментальной — на 0,33 (2,1%), в метании ядра 4 кг снизу вперед в контрольной — на 0,08 м (0,6%), в экспериментальной — на 0,38 (2,8%). Прыгуны в длину в обеих группах тренировались по общепринятой методике, различие составляла разгрузочная неделя, в которой экспериментальная группа использовала только скоростную подготовку, следовательно, прирост результатов в ней можно объяснить применением комплекса упражнений скоростного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для совершенствования скоростных способностей прыгунов в длину на этапе углубленной специализации следует использовать в учебно-тренировочном процессе следующие средства: бег в утяжеленных условиях (бег в гору, бег с телегой, бег с резиной), бег с максимальной и субмаксимальной интенсивностью, бег с минимальным напряжением мышц (бег с расслабленным плечевым поясом, бег с закрытыми глазами и т.д.), прыжки в длину, в высоту с максимально быстрым отталкиванием, силовые упражнения с весом 30-40% от веса спортсмена.

Таблица 1 - Комплекс упражнений скоростного характера для прыгунов в длину на этапе углубленной специализации

№ п/п Упражнение Дозировка День недели

1. Бег 200 м с горы 10 раз Вторник

2. Бег в гору 10 раз Понедельник

3. Бег 60 м с резиной 10 раз Вторник

4. Раскатка 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 м и обратно 1 серия Четверг

5. Бег 60 м 10 раз Пятница

6. Бег 60 м с телегой 8 раз Пятница

7. Бег 30 м с низкого старта 5 раз Суббота

8 Разножка на время, 50 раз 5 серий Понедельник

9. Рывок штанги на грудь 60-70 кг 10 раз Суббота

10. Полуприсед (свой вес) в темпе 5*10 раз Суббота

Таблица 2 - Сравнение результатов контрольных упражнений перед началом эксперимента

Упражнение Группа х±Бх Т Р

Бег 30 м, (сек) Контр. 3,96±0,06 1,18 >0,05

Экспер. 4,06±0,06

Бег 60 м, (сек) Контр. 7,62±0,09 0,74 >0,05

Экспер. 7,54±0,06

Бег 150 м, (сек) Контр. 18,12±0,1 0,16 >0,05

Экспер. 18,10±0,08

Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м) Контр. 4,45±0,08 0,11 >0,05

Экспер. 4,45±0,05

5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м) Контр. 15,86±0,12 0,53 >0,05

Экспер. 15,94±0,09

Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м) Контр. 13,11±0,09 0,08 >0,05

Экспер. 13,12±0,08

Примечание: среднее выборочное значение +ошибка выборочного среднего, Т - расчетное значение

критерия Стьюдента, р - уровень значимости

Таблица 3 - Сравнение результатов контрольных упражнений контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента

Упражнение Группа х±Бх Т Р

Бег 30 м, (сек) Контр. 3,9±0,04 3,54 <0,05

Экспер. 3,7±0,04

Бег 60 м, (сек) Контр. 7,54±0,1 3,44 <0,05

Экспер. 7,12±0,07

Бег 150 м, (сек) Контр. 18,1±0,11 2,45 <0,05

Экспер. 17,78±0,07

Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м) Контр. 4,57±0,07 2,36 <0,05

Экспер. 4,76±0,04

5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м) Контр. 15,94±0,1 2,55 <0,05

Экспер. 16,27±0,1

Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м) Контр. 13,19±0,11 2,38 <0,05

Экспер. 13,50±0,07

Примечание: Х±Б% среднее выборочное значение +ошибка выборочного среднего, Т - расчетное значение критерия Стьюдента, р - уровень значимости

Так как прыжок в длину — это скоростно-силовой вид, то наряду со скоростными способностями развиваются и силовые, поскольку быстрота зависит от силы мышц. В 15-17 лет организм человека не до конца развит, поэтому важно правильно дозировать нагрузку и интервалы отдыха. Дальность прыжка во многом зависит от скорости, которую спортсмен может развить при выполнении разбега, а затем перенести ее в оттал-

кивание, поэтому скоростная подготовка является важным компонентом в тренировке прыгуна. В ходе проведенного эксперимента нам удалось экспериментально обосновать комплекс упражнений скоростного характера. Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, которые проводили свой тренировочный процесс вместе, за исключением разгрузочных недель, экспериментальная группа показала наибольший прирост в контрольных упражнениях.

5

1

1. Контрольная группа; Бег 30 м, (сек); 1,5.

2. Экспериментальная группа; Бег 30 м, (сек); 8,9

3. Контрольная группа; Бег 60 м, (сек); 1,1

4. Экспериментальная группа; Бег 60 м, (сек); 5,6

5. Контрольная группа; Бег 150 м, (сек); 0,1

6. Экспериментальная группа; Бег 150 м, (сек); 1,80

7. Кофнтрольная группа; Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м); 2,7

8. Экспериментальная группа; Прыжок в длину с 6 бе-

говых шагов, (м); 7

9. Контрольная группа; 5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м); 0,5

10. Экспериментальная группа; 5-й прыжок с 6-ти беговых шагов на толчковой ноге, (м); 2,1

11. Контрольная группа; Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м); 0,6

12. Экспериментальная группа; Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м); 2,8

Рисунок 1 - Сравнение прироста результатов в контрольных упражнениях после окончания эксперимента, %

2

7

1

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Германов, Г. К вопросу о многолетней подготовке юных прыгунов - вопрос подготовки спортивных резервов / Г. К. Германов, М. С. Шубин.- Омск, 2001. - С. 17-21.

2. Гугуа, И. Г., Тренировка в спринте подготовка / И. Г. Гугуа. - М. : Терра-Спорт, 2001. - 86 с.

3. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М. : ФиС,2005. - 200 с.

4. Ковальчук, Г. И. Отбор легкоатлетов-прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки : монография / Г. И. Ковальчук. - Омск :

BIBLIOGRAPHY

1. Herman, G. on multi-year training young jumpers -the question of preparation of sports reserves / G. K. Germanov, M. S. Shubin. - Omsk, 2001. - P. 17-21.

2. Gogoi, I. G., Training to sprint training / I. G. Gogua. -M. : Terra-Sport, 2001. - 86 С.

3. Zatsiorsky, V. M. Physical qualities of the athlete. Moscow : FIS,2005. - 200 C.

4. Kovalchuk, G. I., Selection of athletes-jumpers and sprinters at early stages of sports training : monograph / G. I. Kovalchuk. - Omsk : Publishing

Изд-во СибГУФК, 2009. - 220 с. - Библиогр. : с. 201210.

5. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов : монография / А. Л. Оганджанов. - М. : Физическая культура, 2005. - 191 с.

6. Попов, В. Б., 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов : методическое пособие / В. Б. Попов.- М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. - 208 с.

7. Попов, В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка / В. Б. Попов. - М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 160 с., ил.

house of Sibgufk, 2009. - 220 p. - bibliography.: p. 201-210.

5. Oganjanov, A. L., Managing training of qualified athletes-jumpers : monograph / A. L. Ogandzhanov.

- M. : Physical culture, 2005. - 191 S.

6. Popov, V. B. 555 special exercises in training athletes: methodical manual / V. B. Popov. - Moscow : Olympia Press, Terra-Sport, 2002. - 208 p.

7. Popov, V. B., long Jump: long-term training / V. B. Popov. - Moscow : Olympia Press, Terra-Sport, 2001.

- 160 C., Il.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Губарев Александр Викторович - магистрант I курса кафедры теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, e-mail - [email protected]. Максимова Светлана Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, e-mail - [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.