УДК 796.431+796.071.5
СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
А.В. Губарев, С.Ю. Максимова
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия Для связи с авторами: Email: [email protected]; [email protected]
Аннотация:
Данная работа затрагивает вопросы спортивной тренировки квалифицированных прыгунов в длину на этапе углубленной специализации, в основе которой должное внимание уделяется развитию скоростных способностей.
Ключевые слова: прыжки в длину, спортивная тренировка, легкая атлетика, скоростные способности.
SPEED TRAINING LONG JUMPER ON STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION A.V. Gubarev, S.Yu. Maksimova
Volgograd state Academy of physical culture, Volgograd, Russia Abstract:
This paper addresses issues of physical training of qualified jumpers at length on the stage of profound specialization, based on due consideration is given to the development of high-speed abilities. Keywords: long jump, sports training, athletics, high-speed capability.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Отечественная школа легкоатлетических прыжков является общепризнанной. На протяжении всей истории участия в Олимпийских играх советские, а затем российские легкоатлеты-прыгуны становились победителями и призерами крупнейших международных соревнований. Успехи отечественных прыгунов и прыгуний во многом были связаны с разработанной нашими ведущими специалистами методикой подготовки в этом виде легкоатлетической программы. Научные труды советских специалистов заложили в 1960-90 гг. основы теории и методики легкоатлетических прыжков. [1,6] Однако в последние годы при сохранении лидирующих позиций в прыжках в длину наблюдается определенное снижение уровня результатов наших спортсменов на международной арене. Во многом это связано с отсутствием должного внимания к беговой подготовке высококвалифицированных прыгунов, невниманием к методическим разработкам советского периода, недостаточным использованием в тренировочном процессе новейших технологий специальной подготовки, используемых ведущими прыгунами
мира и, как следствие, низкими показателями спринтерской подготовленности и скорости в разбеге у большинства ведущих российских прыгунов. [2,4,7]
Быстрота является одним из важнейших физических качеств атлета, в том числе прыгуна в длину. Скоростные способности прыгунов, специализирующихся в горизонтальных прыжках, проявляются в умении набрать достаточно высокую скорость передвижения на последних шагах разбега. Чем выше эта скорость, тем больше вероятность показать высокий результат на соревнованиях. [1,3] В настоящее время существует достаточно много средств и методов развития быстроты у спортсменов. Важно понять, когда и каким способом развивать скоростные способности, способствующие достижению высокого спортивного результата, при этом учитывая анатомо-физиологические особенности организма спортсмена.
На этапе углубленной специализации тренировочный процесс постоянно корректируется, этому способствует множество факторов, но определяющим является поиск наиболее эффективной разносторонней методики подготовки легкоатлетов. [5,7]
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс прыгунов в длину этапа углубленной специализации. Предмет исследования: средства и методы скоростной подготовки прыгунов в длину этапа углубленной специализации, обеспечивающей высокий спортивный результат. Цель исследования — совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение скоростных способностей прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что использование комплекса упражнений скоростного характера в тренировке прыгунов в длину будет способствовать повышению скоростных качеств и росту спортивных результатов.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы:
- при планировании средств и методов учебно-тренировочного процесса на подготовительном этапе годичного цикла;
- при разработке учебных программ для групп начальной специализации.
Задачи исследования: 1. Выявить средства и методы скоростной подготовки прыгунов в длину на этапе углубленной специализации с учетом анатомо-физиологических особенностей организма.
2. Определить уровень физической подготовленности прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.
3. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений скоростного характера прыгунов в длину на этапе углубленной специализации.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В педагогическом эксперименте принимали участие 10 юношей 15-17 лет, специализи-
рующихся в прыжках в длину. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 5 человек в каждой), исходя из результатов контрольных упражнений, проведенных перед началом эксперимента. Основной целью педагогического эксперимента являлось определение эффективности применения комплекса упражнений скоростного характера.
Во время педагогического эксперимента участники контрольной и экспериментальной групп проводили учебно-тренировочный процесс вместе. Группы тренировались по общепринятой методике (прыжки и прыжковые упражнения, скачки, бег на короткие дистанции, многоскоки и т.д.), однако в тренировочный процесс экспериментальной группы каждые 2 недели внедрялся комплекс упражнений скоростного характера. Перед началом педагогического эксперимента были проведены контрольные упражнения, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, по результатам выполнения которых был выявлен исходный уровень физической подготовленности (таблица 1). Перед началом эксперимента прыгуны показали следующие результаты в контрольных упражнениях: в контрольной группе средний результат в беге на 30 м составил 3,96+0,06 сек, в экспериментальной — 4,06+0,06 сек, в беге на 60 м в контрольной — 7,62+0,09 сек, в экспериментальной — 7,54+0,06, в беге на 150 м в контрольной — 18,12+0,1 сек, в экспериментальной — 18,10+0,08 сек, в прыжке в длину с 6 шагов в контрольной — 4,45+0,08 м, в экспериментальной — 4,45+0,05 м, в 5-м прыжке с 6 беговых шагов на толчковой ноге в контрольной — 15,86+0,12 м, в экспериментальной — 15,94+0,09 м, в метании ядра 4 кг снизу вперед в контрольной — 13,11+0,09 м, в экспериментальной — 13,12+0,08 м. (таблица 2).
После того как мы определили уровень физической подготовленности прыгунов в длину, контрольная и экспериментальная группы продолжили учебно-тренировочный процесс по общепринятой методике, однако в программу экспериментальной группы каждые 2 недели внедрялся комплекс упражнений
скоростного характера, т.е. после двух недель интенсивных двухразовых тренировок третья (разгрузочная) неделя состояла из скоростной подготовки (таблица 1)
Так как эксперимент длился 4 месяца (16 недель), комплекс упражнений был применен пять раз (3, 6, 9, 12, 15-я недели эксперимента). По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование по контрольным упражнениям в обеих группах (таблица 3). Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, тренирующихся по общепринятой методике, по окончании эксперимента, можно заметить значительное улучшение результатов в экспериментальной группе, в учебно-тренировочный процесс которой был включен комплекс упражнений скоростного характера.
По рисунку 1 видно, что средний результат в беге на 30 м в контрольной группе увеличился на 0,06 сек (1,5%), в экспериментальной — на 0,36 сек (8,9 %), в беге на 60 м в контрольной — на 0,08 сек (1,1%), в экспериментальной — на 0,42 сек (5,6%), в беге на 150 м в контрольной—на 0,02 сек (0,1%), в экспериментальной — на 0,32 сек (1,8 %), в прьгжке в длину с 6 беговых шагов в контрольной — на 0,12 м (2,7%), в экспериментальной — на
0,31 м (7%), в 5-м прыжке с 6 беговых шагов на толчковой ноге в контрольной — на 0,08 м (0,5%), в экспериментальной — на 0,33 (2,1%), в метании ядра 4 кг снизу вперед в контрольной — на 0,08 м (0,6%), в экспериментальной — на 0,38 (2,8%). Прыгуны в длину в обеих группах тренировались по общепринятой методике, различие составляла разгрузочная неделя, в которой экспериментальная группа использовала только скоростную подготовку, следовательно, прирост результатов в ней можно объяснить применением комплекса упражнений скоростного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для совершенствования скоростных способностей прыгунов в длину на этапе углубленной специализации следует использовать в учебно-тренировочном процессе следующие средства: бег в утяжеленных условиях (бег в гору, бег с телегой, бег с резиной), бег с максимальной и субмаксимальной интенсивностью, бег с минимальным напряжением мышц (бег с расслабленным плечевым поясом, бег с закрытыми глазами и т.д.), прыжки в длину, в высоту с максимально быстрым отталкиванием, силовые упражнения с весом 30-40% от веса спортсмена.
Таблица 1 - Комплекс упражнений скоростного характера для прыгунов в длину на этапе углубленной специализации
№ п/п Упражнение Дозировка День недели
1. Бег 200 м с горы 10 раз Вторник
2. Бег в гору 10 раз Понедельник
3. Бег 60 м с резиной 10 раз Вторник
4. Раскатка 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 м и обратно 1 серия Четверг
5. Бег 60 м 10 раз Пятница
6. Бег 60 м с телегой 8 раз Пятница
7. Бег 30 м с низкого старта 5 раз Суббота
8 Разножка на время, 50 раз 5 серий Понедельник
9. Рывок штанги на грудь 60-70 кг 10 раз Суббота
10. Полуприсед (свой вес) в темпе 5*10 раз Суббота
Таблица 2 - Сравнение результатов контрольных упражнений перед началом эксперимента
Упражнение Группа х±Бх Т Р
Бег 30 м, (сек) Контр. 3,96±0,06 1,18 >0,05
Экспер. 4,06±0,06
Бег 60 м, (сек) Контр. 7,62±0,09 0,74 >0,05
Экспер. 7,54±0,06
Бег 150 м, (сек) Контр. 18,12±0,1 0,16 >0,05
Экспер. 18,10±0,08
Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м) Контр. 4,45±0,08 0,11 >0,05
Экспер. 4,45±0,05
5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м) Контр. 15,86±0,12 0,53 >0,05
Экспер. 15,94±0,09
Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м) Контр. 13,11±0,09 0,08 >0,05
Экспер. 13,12±0,08
Примечание: среднее выборочное значение +ошибка выборочного среднего, Т - расчетное значение
критерия Стьюдента, р - уровень значимости
Таблица 3 - Сравнение результатов контрольных упражнений контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента
Упражнение Группа х±Бх Т Р
Бег 30 м, (сек) Контр. 3,9±0,04 3,54 <0,05
Экспер. 3,7±0,04
Бег 60 м, (сек) Контр. 7,54±0,1 3,44 <0,05
Экспер. 7,12±0,07
Бег 150 м, (сек) Контр. 18,1±0,11 2,45 <0,05
Экспер. 17,78±0,07
Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м) Контр. 4,57±0,07 2,36 <0,05
Экспер. 4,76±0,04
5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м) Контр. 15,94±0,1 2,55 <0,05
Экспер. 16,27±0,1
Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м) Контр. 13,19±0,11 2,38 <0,05
Экспер. 13,50±0,07
Примечание: Х±Б% среднее выборочное значение +ошибка выборочного среднего, Т - расчетное значение критерия Стьюдента, р - уровень значимости
Так как прыжок в длину — это скоростно-силовой вид, то наряду со скоростными способностями развиваются и силовые, поскольку быстрота зависит от силы мышц. В 15-17 лет организм человека не до конца развит, поэтому важно правильно дозировать нагрузку и интервалы отдыха. Дальность прыжка во многом зависит от скорости, которую спортсмен может развить при выполнении разбега, а затем перенести ее в оттал-
кивание, поэтому скоростная подготовка является важным компонентом в тренировке прыгуна. В ходе проведенного эксперимента нам удалось экспериментально обосновать комплекс упражнений скоростного характера. Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, которые проводили свой тренировочный процесс вместе, за исключением разгрузочных недель, экспериментальная группа показала наибольший прирост в контрольных упражнениях.
5
1
1. Контрольная группа; Бег 30 м, (сек); 1,5.
2. Экспериментальная группа; Бег 30 м, (сек); 8,9
3. Контрольная группа; Бег 60 м, (сек); 1,1
4. Экспериментальная группа; Бег 60 м, (сек); 5,6
5. Контрольная группа; Бег 150 м, (сек); 0,1
6. Экспериментальная группа; Бег 150 м, (сек); 1,80
7. Кофнтрольная группа; Прыжок в длину с 6 беговых шагов, (м); 2,7
8. Экспериментальная группа; Прыжок в длину с 6 бе-
говых шагов, (м); 7
9. Контрольная группа; 5-й прыжок с 6 беговых шагов на толчковой ноге, (м); 0,5
10. Экспериментальная группа; 5-й прыжок с 6-ти беговых шагов на толчковой ноге, (м); 2,1
11. Контрольная группа; Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м); 0,6
12. Экспериментальная группа; Метание ядра 4 кг снизу вперед, (м); 2,8
Рисунок 1 - Сравнение прироста результатов в контрольных упражнениях после окончания эксперимента, %
2
7
1
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Германов, Г. К вопросу о многолетней подготовке юных прыгунов - вопрос подготовки спортивных резервов / Г. К. Германов, М. С. Шубин.- Омск, 2001. - С. 17-21.
2. Гугуа, И. Г., Тренировка в спринте подготовка / И. Г. Гугуа. - М. : Терра-Спорт, 2001. - 86 с.
3. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М. : ФиС,2005. - 200 с.
4. Ковальчук, Г. И. Отбор легкоатлетов-прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки : монография / Г. И. Ковальчук. - Омск :
BIBLIOGRAPHY
1. Herman, G. on multi-year training young jumpers -the question of preparation of sports reserves / G. K. Germanov, M. S. Shubin. - Omsk, 2001. - P. 17-21.
2. Gogoi, I. G., Training to sprint training / I. G. Gogua. -M. : Terra-Sport, 2001. - 86 С.
3. Zatsiorsky, V. M. Physical qualities of the athlete. Moscow : FIS,2005. - 200 C.
4. Kovalchuk, G. I., Selection of athletes-jumpers and sprinters at early stages of sports training : monograph / G. I. Kovalchuk. - Omsk : Publishing
Изд-во СибГУФК, 2009. - 220 с. - Библиогр. : с. 201210.
5. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов : монография / А. Л. Оганджанов. - М. : Физическая культура, 2005. - 191 с.
6. Попов, В. Б., 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов : методическое пособие / В. Б. Попов.- М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. - 208 с.
7. Попов, В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка / В. Б. Попов. - М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 160 с., ил.
house of Sibgufk, 2009. - 220 p. - bibliography.: p. 201-210.
5. Oganjanov, A. L., Managing training of qualified athletes-jumpers : monograph / A. L. Ogandzhanov.
- M. : Physical culture, 2005. - 191 S.
6. Popov, V. B. 555 special exercises in training athletes: methodical manual / V. B. Popov. - Moscow : Olympia Press, Terra-Sport, 2002. - 208 p.
7. Popov, V. B., long Jump: long-term training / V. B. Popov. - Moscow : Olympia Press, Terra-Sport, 2001.
- 160 C., Il.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Губарев Александр Викторович - магистрант I курса кафедры теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, e-mail - [email protected]. Максимова Светлана Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры, e-mail - [email protected].